Горячие новости

Йидам

Чакрасамвара

Йидам, или ишта-девата, является личным божеством медитации. Санскрите слово iṣṭadevatā или iṣṭadevaḥ определяется VS Apte как «любимым бог своих опекунских божеств .» Хотя этот термин используется во многих популярных книгах по буддийской тантре, термин ишадевата не упоминается ни в одном буддийском тантрическом тексте на санскрите. Несвязанная тибетская версия термина, возможно, полностью местного происхождения, yi-dam, считается сокращением тиб. yid-kyi-dam-tshig , что означает « самайя ума» — другими словами, состояние неразрушимой связи с изначально чистой и освобожденной природой ума.

Ишта-девата в индуизме — это аспект личного поклонения Богу. В буддизме йидам является проявлением просветления и может принимать форму Будд Самбхогакая , тантрических божеств, таких как Дакини , бодхисаттвы, защитников Дхармы ( Дхармапалы ) или других исторических личностей, таких как бывшие гуру или религиозные лидеры.

Гневные божества

В буддийских тантрах будды и бодхисаттвы часто проявляются в необычных и жестоких формах, которые используются в тантре как йидамы или божества медитации.

Хотя некоторые из этих божеств имеют отвратительный и свирепый вид, они не олицетворяют злые или демонические силы. Свирепый вид этих божеств используется, чтобы внушить страх злым духам, которые угрожают Дхарме.

Воззрения индуизма на Будду[править | править код]

Индуизм считает Будду (в центре внизу со множеством рук) одной из 10 аватар Вишну

Из-за многообразия традиций в индуизме отсутствует общепринятая точка зрения на отношение Будды к ведийской традиции.

Влиятельный вайшнавский поэт Джаядева (XII в.) в знаменитой лирической поэме Гитаговинда включил Будду в число десяти главных аватар Вишну и написал обращённую к нему молитву:

Этот взгляд на Будду, как на аватару, распространившую идею ненасилия (ахимса), общепринят в ряде современных вайшнавских организаций, включая Международное общество сознания Кришны.[]

В вишнуизме считается, что аватара Вишну в виде Будды из всех частей тела властвует над головой. Будда олицетворяет собой духовное развитие человека.

Современные популяризаторы индуизма Вивекананда и Радхакришнан считают Будду учителем универсальной истины, лежащей в основе всех религий мира. Кроме того, они указывают на Будду как на выдающегося реформатора индуизма:

В. И. Жуковский и Н. П. Копцева отмечают: «Мудрый Вишну принял обличье „еретика“ Будды специально для того, чтобы выявить порочных, нестойких в вере людей, зародить в них сомнение в святости Вед и в необходимости исполнять священные обряды, а затем погубить их. С помощью подобного толкования вишнуизму удалось включить в свой культ чуждое и первоначально враждебное верование».

В школе Сахаджа Йоги Будда наряду с Лавом (сыном Шри Рамы) и Ади Шанкарачарьей, является воплощением качеств Шри Ханумана.

Мысли об освобождении и пути реализации желаний

Со временем будущий Учитель начал задумываться о смысле существования. В процессе размышлений о проблемах, на которые люди в повседневной жизни не обращают внимания, он стал замыкался в себе. Дошло до того, что он отрекся от светской жизни, и его матери пришлось испытать невероятные страдания из-за этого.

На глазах у шокированных родственников и жены молодой человек остриг волосы и бороду, облачился в желтую одежду и покинул дворец. Причем это произошло в день появления на свет его сына.

В поисках озарения светлостью будущий Будда пустился в странствие. Путь его лежал в Магадху, расположенную на севере Индии. Там жили такие же искатели смысла жизни, как и он сам. Принцу удалось найти там двух выдающихся гуру – Алара Каламу и Уддака Рамапутту.

Мастера дали ему уроки медитации, и вскоре их подопечный весьма преуспел в этом деле. Однако не стал останавливаться на достигнутом, поскольку не приблизился к главной своей цели. Дорога к абсолютному просветлению, освобождению от всяческих страданий и чувственного существования еще не закончилась.

Посчитав, что взял от учителей все, что мог, ученик расстался с ними. Он решил вести аскетичную жизнь и придерживался крайне суровых правил в течение шести лет: питался очень скудно, днем пребывал под палящим солнцем, а ночью выдерживал испытание холодом.

Таким образом Бодхисаттва (человек, ищущий просветления) пытался прийти к совершенному освобождению. Тело его было подобно скелету, и он оказался фактически на грани смерти. Наконец мученик осознал, что посредством самоистязания просветления не достичь, и пошел к своей цели другим путем – отбросил в сторону аскетизм и окунулся с головой в процесс постоянного созерцания и глубокого изучения.

Кто придумал буддизм?

Рождение принца Сиддхартхи Гаутамы­. Постер мастера Малигаваге Сарлиса. Шри-Ланка, середина XX века

В отличие от двух других крупнейших мировых религий (христианства и исла­ма), буддизм — нетеистическая религия, то есть отрицающая сущест­вование Бога-творца и вечной души. Основатель буддизма  На санскрите слово «будда» означает «пробужденный». Сиддхартха Гаутама из ро­да Шакья, принадле­жав­ший к варне кшатриев, то есть к сословию вои­нов, родился в северной Индии, предполо­житель­но, в середине VI века до н. э. Его биография очень рано обросла разными леген­дами, а исторический пласт прочно сросся с мифоло­гическим, начиная с обстоятельств его рождения, которые были весьма необычными. Будущей матери принца приснилось, что в ее тело вошел белый слон, и это было истолковано как предвестие прихода в мир великого человека, будущего правителя Вселенной.

Детство и юность Сиддхартхи были безоблачны: он не знал ни болезней, ни горя, ни нужды. Но однажды, выйдя из дворца, он столкнулся с больным человеком, стариком и похоронной процессией. Это настолько его потрясло, что он покинул дом и стал аскетом.

В возрасте 35 лет во время долгой медитации Сиддхартха достигает просвет­ления, то есть становится буддой, и начинает проповедовать свое учение — дхарму. Суть этого учения заключалась в четырех благородных истинах. Во-первых, мир несовершенен и полон страданий. Во-вторых, источником страданий являются желания и жажда жизни, которые заставляют вращаться колесо сансары — круговорот жизни, смерти, новых рождений. В-третьих, из круговорота сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и в конечном счете нирваны, то есть состояния блаженного небытия. В-чет­вертых, существует путь к освобождению, состоящий из восьми этапов, который включает в себя соблюдение этических норм, медитации и спаситель­ную мудрость. Этот путь называют восьмеричным и срединным, поскольку он равноудален как от пути строгого аскетизма, так и от жизни, полной удоволь­ствий (которые в конечном счете оборачиваются страданиями).

Литература

на русском языке
  • Агаджанян А. С. Будда // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, Гаудеамус, 2008. — С. 203. — 1520 с. — (Summa). — 3000 экз. — ISBN 978-5-8291-1084-0, ISBN 978-5-98426-067-1.
  • Андросов В. П.. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. — М.: Восточная литература, 2001. — 508 с.
  • Арья Шура. Гирлянда Джатак, или Сказания о подвигах Бодхисаттвы / пер. с санскр. А. П. Баранникова и О. Ф. Волковой. — М.: Восточная литература, 2000.
  • Булич С. К. Шакъямуни // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Жизнь Будды / Ашвагхоша. Драмы / Калидаса; пер. К. Бальмонта; введение, вступ. статья, очерки, науч. ред. Г. Бонгард-Левина. — М.: Худож. лит., 1990. — 573 с.
  • Жизнь Будды / сост. С. А. Комиссаров. — Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1994. — 256 с. — ISBN 5-02-030706-8.
  • Будда / Ильин Г. Ф. // Брасос — Веш. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 4).
  • Карягин К. М. (Ольденбург С. Ф.). Сакиа-Муни (Будда). Его жизнь и философская деятельность. Биографический очерк. — СПб., 1897.
  • Лысенко В. Г. Будда как личность или личность в буддизме // Бог — человек — общество в традиционных культурах Востока. — М.: Наука, 1993. — С. 121—133.
  • Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни. Пять лекций по буддизму. — Самара: ИД «Агни», 1998. — 192 с. — ISBN 5-89850-004-9.

    • Ольденбург С. Ф. Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни
    • Ольденбург С. Ф. Первая буддийская выставка в Петербурге
    • Владимирцов Б. Я. Буддизм в Тибете и Монголии
    • Щербатской Ф. И. Философское учение буддизма
    • Розенберг О. О. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке
  • Будда Сидхартха // Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.
  • Сенкевич А. Н. Будда. — М.: Молодая гвардия, 2017. — 476 с. — (Жизнь замечательных людей, вып. 1651). — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-04100-4.
на других языках
  • Rahula W. (англ.)русск.. What the Buddha Taught (англ.)русск.. — 2nd ed.. — New York: Grove Press, 1974.

Символ буддизма

Символ Гаутамы будды — лотос, прекрасный цветок, который произрастает из грязи, но при этом всегда остается чистым и благоухающим. Так и сознание каждого человека, способно раскрыться и стать таким же прекрасным и чистым как лотос. Смыкаясь на закате лотос укрывается в самом себе — источник просветления и чистоты, недоступный скверне земного мира. Будда Шакьямуни искал и нашел свой путь. Он постиг Знание, которое противоположно обладанию вещами и удовлетворению желаний. Буддизм — это единственная религия, которая не содержит в себе поклонение богу. Посредством учения будды человек учится контролировать свой ум, он может стать хозяином своего ума и достичь нирваны. Сиддхартха был человеком, он учил, что каждый человек при должном усердии может достигнуть просветления и освободится от бесконечного цикла перерождений.

История просветления будды Сиддхартха Гаутама учит что жизнь —  это единение тела и разума, продолжается до тех пор, пока существует неудовлетворенное желание. Желание — причина перерождений. Жажда удовольствий, власти, богатства, ввергает нас в круг сансары. Чтобы обрести избавление от этого страшного мира полного скорби нужно избавиться от своих желаний. Только тогда душа просветленного войдет в нирвану, сладость вечного молчания.

Достоверность хронологических данных

Ранняя западная наука принимала биографию Будды, представленную в буддийских писаниях, в качестве реальной истории, однако в настоящее время «учёные неохотно соглашаются давать историческую оценку неподтверждённым сведениям об исторических фактах, связанных с жизнью Будды и его учением».

Ключевым ориентиром для датировки жизни Будды является начало царствования буддийского императора Ашоки. На основании эдиктов Ашоки и дат царствования эллинистических царей, к которым он направлял послов, учёные датируют начало правления Ашоки 268 г. до н. э. Палийские источники говорят, что Будда умер за 218 лет до этого события. Поскольку все источники согласны с тем, что Гаутаме было восемьдесят лет, когда он умер (например Dīgha Nikāya 2.100), то мы получаем такие даты: 566—486 до н. э. Это так называемая «длинная хронология». Альтернативная «короткая хронология» основана на санскритских источниках североиндийского буддизма, сохранившихся в Восточной Азии. В соответствии с этой версией Будда умер за 100 лет до инаугурации Ашоки, что даёт такие даты: 448—368 гг. до н. э. При этом в некоторых восточноазиатских традициях датой смерти Будды называется 949 или 878 г. до н. э., а в Тибете — 881 г. до н. э. В прошлом среди западных учёных общепринятыми датами были 486 или 483 г. до н. э., но сейчас считается, что основания для этого слишком зыбкие.

Примечания [ править ]

  1. Обратное встречается в буддийских текстах, которые аналогичным образом карикатурно изображают индуистские священные фигуры. По мнению Альфа Хильтебайтеля и других ученых, некоторые рассказы в связанных с Буддой рассказах о Джатаке, обнаруженные в палийских текстах, кажутся клеветническими искажениями индуистских легенд, но они могут отражать древние местные традиции и сложности раннего взаимодействия двух индийских религий.
  2. ^ Кришна и Будда взаимодействуют в нескольких рассказах о джатаках, таких как числа 454, 530 и 536. Вишну появляется в некоторых буддийских рукописях как Венху, но не так последовательно, как Кришна. В Гхата Джатаке индуистский бог Кришна изображается незрелым человеком, и Будда учит его мудрости.

Четыре Благородные Истины Будды

Далее, после своего Пробуждения Будда Шакьямуни решил рассказать про Истину в этом мире. Пять его спутников по аскезе и стали его первыми учениками, которые впоследствии стали просветленными.

Своей жизнью Будда решил наполнить смыслом жизнь и обычных людей, а для этого необходимо осознать Истину о Страдании, и ее Прекращении, этому и служат 4 закона, или благородные истины учения будды.

Первая Истина о Страдании – само рождение уже есть страдание, за которым следуют болезни, старость и смерть, а также боль, разлука и невозможность получить желаемое.

Вторая Истина о Причинах Страдания – причина в том, что человек привязан к своим желаниям и желает слишком многого. Одно желание следует за другим и цепочка перерождений не прекращается. Колесо сансары безжалостно прокатывается по живым существам, принося страдания и непостоянство.

Третья Истина Будды о Прекращении Страдания – их можно уничтожить, уничтожив привязанности и желания, приносящие страдания.

А уже Четвертая Истина – это Истина Пути: страдания и непостоянство разрушаются Анализом непостоянства, соблюдением Заповедей, и кроме того Размышлять правильно, входить в практику Медитации и Самадхи, размышляя о непостоянстве и страдании этого мира, а также его пустотности и отсутствия самости или «я» в теле и внешних вещах.

Смерть Будды

Согласно легендам Будда умер в возрасте 80 лет в Кушинагаре. Он объявил, что скоро он достигнет Паринирваны, или конечную стадию бессмертия, освободив своё земное тело. После этого Будда съел последнюю еду, которую он получил от кузнеца Кунда. Точный состав последней еды Будды неизвестен; традиция Тхеравады предполагает, что это была свинина, в то время как традиция Махаяны говорит, что это были трюфели или какие-то другие грибы.

Махаянская Вималакирти-сутра утверждает, что Будда не заболел и не постарел, он преднамеренно принял такое обличье, для того чтобы показать тем, кто родился в сансаре, ту боль, которую причиняют оскорбительные слова, поощряя тем самым их стремление к Нирване.

Согласно одной из легенд перед смертью Будда спросил учеников, чтобы узнать, остались ли у них какие-то сомнения или вопросы. Их не было. Затем он вступил в Паринирвану; его последние слова были: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием». Будда Гаутама был кремирован в соответствии с обрядом для Вселенского властителя (чакравартина). Его останки (мощи) были разделены на восемь частей и лежат в основании специально воздвигнутых ступ. Некоторые из памятников, как считают, сохранились до нашего времени. К примеру, Далада Малигава на Шри-Ланке — место, где хранится зуб Будды.

Также Будда дал наставление своим ученикам — следовать не за лидером, а следовать за учением, Дхармой. Однако в Первый Буддийский Совет, Махакашьяпа был провозглашен главой Сангхи вместе с двумя главными учениками Будды — Махамоггаллана и Сарипутта, которые умерли незадолго до Будды.

Еще одним важным моментов является то, что Будда запрещал стоить храмы в его честь и создавать его статуи. Буддизм превратился в религию уже после смерти Гаутамы и окончательно сложился в эпоху царствования царя Ашоки, спустя два века после смерти Сиддхарттхи.

Сколько Будд жило на Земле?

Путь будущего Будды Шакьямуни к просветлению начался за сотни и сотни жизней до рождения Сиддхартха Гаутамы. Начался он со встречи богатого и учёного брахмана Сумедхи с буддой Дипанкарой. Сумедха был поражён безмятежностью будды и дал себе слово достичь такого же состояния. Поэтому его стали называть «бодхисаттвой».

После смерти Сумедхи сила его стремления к Просветлению обуславливала его рождения в разных телах, как человеческих, так и звериных. Во время этих жизней бодхисаттва совершенствовал мудрость и милосердие и в предпоследний раз родился среди богов, где он мог выбрать благоприятное место для своего последнего рождения на земле. И он выбрал семью почтенного царя шакьев, чтобы люди относились с бóльшим доверием к его будущим проповедям.

Но был ли этот Просветленный первым или последним — мне пока из легенд не ясно….

  • https://indiya-land.ru/history/budda-shakyamuni indiya-land.ru
  • http://budda.filosoff.org

Интерпретации [ править ]

Гаутама Будда как аватар Вишну на картине в персидском стиле

Хельмут фон Глазенап объяснил эти события стремлением индуистов мирным путем впитать буддизм, как для того, чтобы привлечь буддистов к вайшнавизму, так и для объяснения того факта, что такая значительная ересь могла существовать в Индии.

Время, приписываемое одной фигуре «Будды», противоречиво, и некоторые помещают его приблизительно в 500 г. н.э., при жизни 64 года; они описывают его как человека, убившего несколько человек, следуя ведической религии и имея отца по имени Джина, что предполагает, что этот конкретный персонаж мог отличаться от Сиддхарты Гаутамы.

Взаимное заимствование иконографии

Чакра (колесо) была историческим идентификатором дхармы Вишну, но она, как и Дхармачакра , также является почитаемым в буддизме символом учения Будды.

Взаимное усыновление почитаемых фигур

В то время как индуизм принял Будду в своей мифологии, буддизм принял индуистского бога Кришну в своей собственной мифологии. История Кришны встречается, например, в сказках о Джатаке в буддизме . Vidhurapandita Джатака упоминает мадхура (Санскритская: Матхура); гхат Джатака упоминает Камсу, Devagabbha (Sk: Деваки), Upasagara или Васудев, Govaddhana (Sk: Говардхан), Баладева ( Баларам ) и Канх или кешав (Sk: Кришна, Кешав).

В версии Джатаки отсутствует взаимодействие Арджуны и Кришны. В буддийской версии Кришна оплакивает неконтролируемую скорбь, когда его сын умирает, а Гатапандит симулирует безумие, чтобы преподать Кришне урок. Сказание о Джатаке также включает в себя междоусобное разрушение среди его братьев и сестер после того, как они все напились. Кришна также умирает в буддийской легенде от руки охотника по имени Джара, но когда он путешествует в приграничный город. Ошибочно приняв Кришну за оленя, Джара метает копье, которое смертельно пронзает его ступни, причиняя Кришне сильную боль, а затем и его смерть.

В конце этой беседы о гхата-джатаке буддийский текст заявляет, что Сарипутта , один из почитаемых учеников Будды в буддийской традиции, воплотился как Кришна в своей предыдущей жизни, чтобы извлечь уроки из горя у Будды в его предыдущем перерождении. :

Хотя тексты буддийский Jātaka кооптировать Кришна-Васудевы и сделать его учеником Будды в его предыдущей жизни, индуистские тексты ассимилировать Будды и сделать его аватар из Вишну .
Точно так же в Будда идентифицирует себя как Раму .

Различия между буддизмом и индуизмом

Будда как аватара в храме Айраватешвара

Буддизм, как и индуизм и другие основные индийские религии, утверждает, что все непостоянно (аничча), но, в отличие от них, также утверждает, что в живых существах нет постоянного «я» или души ( анатта ). Незнание или неправильное восприятие ( авиджа ) того, что что-то является постоянным или что есть «я» в любом существе, считается неправильным пониманием в буддизме и первичным источником цепляния и страдания ( дуккха ).

Будда поддерживал и учил концепции перерождения. Это относится к процессу, при котором существа проходят последовательность жизней в качестве одной из многих возможных форм разумной жизни , каждая из которых протекает от зачатия до смерти. В буддийской мысли, однако, это перерождение не связано с какой-либо душой, в отличие от индуизма и джайнизма. Согласно буддизму концепция атмана неверна, неверна.

Родственники Сиддхартхи Гаутамы

См. также: Шакья

Отцом Сиддхартхи был Шуддходана (санскр.; пали — Суддходана). Согласно Махавасту, у него было три брата: Дхаутодана (санскр.; пали — Дхотодана), Шуклодана и Амритодана (санскр.; пали — Амитодана) — и сестра Амритика (санскр.; пали — Амита). Тхеравадинская традиция говорит о четырёх братьях с именами Дхотодана, Амитодана, Саккодана и Суклодана и добавляет кроме Амиты ещё одну сестру по имени Памита.

Матерью будущего Будды была Майя. В Махавасту называются имена её сестёр — Маха-Праджапати, Махамайя, Атимайя, Анантамайя, Чулия и Колисова. Родная мать Сиддхартхи умерла через семь дней после его рождения, и заботу о ребёнке взяла на себя её сестра Маха-Праджапати (санскр.; пали — Маха-Паджапати), которая также была замужем за Шуддходаной.

У Будды не было родных братьев или сестёр, но был сводный брат Нанда, сын Маха-Праджапати и Шуддходаны. Тхеравадинская традиция говорит, что у Будды была также сводная сестра Сундара-Нанда. Брат и сестра позже вошли в Сангху и достигли архатства.

Известны следующие двоюродные братья Будды: Ананда, которого в тхеравадинской традиции считали сыном Амитодана, а в Махавасту называют сыном Шуклодана и Мриги; Девадатта, сын дяди по материнской линии Суппабуддхи и тети по отцовской линии Амиты.

Личность жены Гаутамы остаётся неясной. В традиции Тхеравады мать Рахулы (см. ниже) именуется Бхаддакаччей, но Махавамса и комментарии к Ангуттара Никае называют её Бхаддакаччана и видят в ней двоюродную сестру Будды и сестру Девадатты. Махавасту (Mahāvastu 2.69), однако, называет жену Будды Яшодхара и подразумевает, что она не была сестрой Девадатты, так как Девадатта сватался к ней. Буддхавамса также использует это имя, но в палийском варианте — Ясодхара. Это же имя чаще всего встречается в североиндийских санскритских текстах (также в китайских и тибетских их переводах). Лалитавистара (Lalitavistara) говорит, что женой Будды была Гопа, мать дяди по матери Дандапани. Некоторые тексты[какие?] утверждают, что у Гаутамы было три жены: Яшодхара, Гопика и Мригая.

У Сиддхартхи был единственный сын — Рахула, который, повзрослев, вступил в Сангху. Со временем он стал архатом. Ему посвящена одна из сутт Сутта-нипаты, входящей в буддистский палийский канон: Сутта-нипата, 22:91.

Пробуждение и проповедь

Оказавшись за пределами города, Гаутама встретил нищего, поменявшись с ним одеждой. Он начал странствовать по разным регионам, прося у прохожих милостыню.

Когда о странствиях царевича узнал правитель Бимбисара, он предложил Будде престол, но тот отказался от него. Во время своих путешествий, парень обучался медитации, а также был учеником у разных учителей, что позволило ему приобрести знания и опыт.

Статуя Будды

Желая достичь просветления, Сиддхартха начал вести крайне аскетичный образ жизни, порабощая любые желания плоти. Спустя примерно 6 лет, находясь на грани смерти, он понял, что аскетизм не приводит к просветлению, а только истощает плоть.

Тогда Будда в полном одиночестве продолжил свое путешествие, продолжая искать способы достижения духовного пробуждения. Однажды он оказался в роще, расположенной в видимой близости от Гайи.

Тут он утолил голод рисом, которым его угостила местная женщина. Интересен факт, что Будда был настолько физически истощен, что женщина приняла его за духа дерева. Поев он сел под фикусовым деревом и поклялся, что не двинется с места, пока не достигнет Истины.

В результате, 36-летний Будда якобы просидел под деревом 49 дней, после чего ему удалось достичь Пробуждения и полного представления о природе и причине страданий. Также ему стало ясно, каким образом можно избавиться от страданий.

Позже это знание стало именоваться «Четырьмя Благородными Истинами». Главным условием для Пробуждения являлось достижение нирваны. Именно после этого Гаутаму начали называть «Буддой», то есть – «Пробудившимся». В последующие годы биографии он проповедовал свое учение всем людям.

Оставшиеся 45 лет й жизни Будда проповедовал на территории Индии. К тому моменту у него появилось много последователей. Согласно буддийским текстам, тогда он совершал разные чудеса.

Зуб Будды

Люди толпами приходили к Будде, чтобы узнать о новом учении. Интересен факт, что правитель Бимбисара, также принял идеи буддизма. Узнав о скорой кончине родного отца, Гаутама отправился к нему. В результате, сын рассказал отцу о своем просветлении, вследствие чего тот стал архатом незадолго до собственной смерти.

Любопытно, что за годы биографии Будда неоднократно подвергался покушениям на свою жизнь со стороны оппозиционных религиозных групп.

Примечания

  1. Даты его жизни не поддаются точному определению, и различные историки датируют его жизнь по-разному: — гг. до н. э.; — гг. до н. э.; — гг. до н. э.; — гг. до н. э.; — гг. до н. э.; — гг. до н. э. См. также
  2. Не следует путать со школой тибетского буддизма сакья.
  3. Michael Carrithers, The Buddha, 1983, pages 13, 14. Found in Founders of Faith, Oxford University Press, 1986.
  4. Michael Carrithers, The Buddha, 1983, page 15. Found in Founders of Faith, Oxford University Press, 1986.
  5. Роберт Ч. Лестер (пер. Коваль А. Н.) Буддизм // Религиозные традиции мира т. 2 — М.: КРОН-ПРЕСС, 1996 — стр. 308—309 — ISBN 5-232-00313-5;Буддхавамса.
  6. Armstrong K. (2000), Buddha, (UK) Orion, ISBN 978-0-7538-1340-9
  7.  (англ.). Дата обращения: 6 ноября 2010.
  8. the Buddha himself denied that he was either a man or a god (Skilton, Andrew (2004), A Concise History of Buddhism 2004, p. 64-65.
  9. Narada. A Manual of Buddhism (неопр.). — Buddha Educational Foundation, 1992. — С. 9—12. — ISBN 967-9920-58-5.
  10. ↑ Narada (1992), p14
  11. Narada (1992), pp15-16
  12. Narada (1992), pp19-20
  13. Ашвагоша, Буддачарита или Жизнь Будды. Пер. К. Бальмонта. М. 1990, с. 136
  14. в некоторых традициях считается, что это произошло в пятом лунном месяце, в других — в двенадцатом
  15. Ангулимала сутта // Палийский канон (МН 86).
  16. Mahāvastu 1,355
  17. Suttanipāta комментария 1,357, Mahāvaṃsa II.18-22
  18. Dīgha Nikāya 2.52
  19. Mahāvastu 1.355-7
  20. Therīgāthā комментарии 83 и Aṅguttara Nikāya комментария 1.363
  21. Mahāvaṃsa II.21-4
  22. Buddhavaṃsa

Аватар Вишну [ править ]

Некоторые индуисты считают Будду (внизу в центре) одним из 10 аватаров Вишну.

Будда был важен для индуизма с древних времен, учитывая его учение и королевскую поддержку. Индусские взгляды на Будду не были ни последовательными, ни постоянными. Они варьировались от активного оспаривания буддийских предпосылок и теологии до обмена или принятия терминологии, концепций, а также недавно появившейся личности Сиддхартхи как человека, который родился и созрел в Будде в брахманической системе. Одна такая интеграция происходит через мифологию, где в вайшнавских пуранах Будда назван девятым аватаром Вишну.

Будда считается аватаром Вишну в традициях индуизма. Буддисты традиционно не считают Будду аватаром Вишну. Принятие Будды могло быть способом ассимилировать буддизм в лоне индуизма. Подобно тому, как индуизм принял Будду в качестве аватара, легенды буддизма также приняли Кришну в своих рассказах о Джатаке , утверждая, что Кришна (аватар Вишну) был персонажем, которого Будда встречал и учил в своих предыдущих жизнях. Принятие Будды в текстах, касающихся индуистских богов, и индуистских богов в буддийских текстах, трудно расположить в хронологическом порядке. По мнению Альфа Хильтебайтеля и других ученых, некоторые из рассказов связанных с Буддой рассказов о Джатаке, обнаруженных в палийских текстах, кажутся клеветническими искажениями индуистских легенд, но они могут отражать древние местные традиции и сложности раннего взаимодействия между двумя индийскими религиями.

Литература

на русском языке
  • Агаджанян А. С. Будда // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, Гаудеамус, 2008. — С. 203. — 1520 с. — (Summa). — 3000 экз. — ISBN 978-5-8291-1084-0, ISBN 978-5-98426-067-1.
  • Андросов В. П.. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. — М.: Восточная литература, 2001. — 508 с.
  • Арья Шура. Гирлянда Джатак, или Сказания о подвигах Бодхисаттвы / пер. с санскр. А. П. Баранникова и О. Ф. Волковой. — М.: Восточная литература, 2000.
  • Булич С. К. Шакъямуни // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Жизнь Будды / Ашвагхоша. Драмы / Калидаса; пер. К. Бальмонта; введение, вступ. статья, очерки, науч. ред. Г. Бонгард-Левина. — М.: Худож. лит., 1990. — 573 с.
  • Жизнь Будды / сост. С. А. Комиссаров. — Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1994. — 256 с. — ISBN 5-02-030706-8.
  • Будда / Ильин Г. Ф. // Брасос — Веш. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 4).
  • Карягин К. М. (Ольденбург С. Ф.). Сакиа-Муни (Будда). Его жизнь и философская деятельность. Биографический очерк. — СПб., 1897.
  • Лысенко В. Г. Будда как личность или личность в буддизме // Бог — человек — общество в традиционных культурах Востока. — М.: Наука, 1993. — С. 121—133.
  • Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни. Пять лекций по буддизму. — Самара: ИД «Агни», 1998. — 192 с. — ISBN 5-89850-004-9.

    • Ольденбург С. Ф. Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни
    • Ольденбург С. Ф. Первая буддийская выставка в Петербурге
    • Владимирцов Б. Я. Буддизм в Тибете и Монголии
    • Щербатской Ф. И. Философское учение буддизма
    • Розенберг О. О. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке
  • Будда Сидхартха // Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.
  • Сенкевич А. Н. Будда. — М.: Молодая гвардия, 2017. — 476 с. — (Жизнь замечательных людей, вып. 1651). — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-04100-4.
на других языках
  • Rahula W. (англ.)русск.. What the Buddha Taught (англ.)русск.. — 2nd ed.. — New York: Grove Press, 1974.

Добавить комментарий