Магия и эзотерика

Бильвизы — лесные и полевые духи-вредители

Каков нрав у Полудницы?

В народе Полудницу называли по-разному – Кудельницей, Ржаной Матушкой, что говорит о положительном отношении людей к духу. Далеко не всегда от неё следовало ждать бедствий. Полуденница нередко с добром относилась к крестьянам, что работали в полях.

Она следила за порядком. В частности, славяне верили, что в полуденное время нельзя заниматься полевыми работами, в домах нужно было закрывать окна и двери (чтобы не вошла Полуденница). В полдень нельзя было купаться в первой половине июля. Согласно народным преданиям, в то время Полудница может похитить человека или наслать на него болезнь.

Тем не менее, не стоит считать Полуденницу злым духом. Основной её заботой был порядок на полях и хорошие рост и созревание растений. Именно поэтому земледельцы, сколько бы ни было работы в поле, покидали его в полуденный час.

Считалось, что Полудница в это время сама заботится о хлебах, а мешать ей не стоит. Также запрещено было отдыхать на границах полей. Говорили, что межа опасна тем, что в этих местах полевые духи, в том числе и Полуденница, проводят обходы. Увидев человека в этом участке, полевики могли даже погубить его, задушив во сне.

Полудница / makota / deviantart.com

Полудница – славянская нечисть полдня

Наши предки верили, что в сутках есть два периода, когда два мира, привычная нам Явь и потусторонняя Навь, сливаются воедино. В такие часы существа из “обители нечисти” могли оказаться среди людей, далеко не всегда неся добро. Таким временем считались полночь и полдень. Именно в разгар дня на полях можно было повстречать Полудницу, покровительницу земли и посевов.

Полуденницу вполне можно назвать сезонным духом. Чаще всего в преданиях рассказывается, что люди встречали её в летнее время, когда пшеница и рожь находились в стадии своего созревания. По весне, до появления всходов, Полудница не появлялась на полях.

Полуденница – славянская нечисть / Doringota Redhead / deviantart.com

Исчезала она и после сбора урожая. В этом женском образе славянской нечисти поразительным образом сочетаются положительные и отрицательные черты. С одной стороны, как я уже заметила, она напоминала солнечного доброго покровителя, имела черты Матери-Земли, что наделяла силами всходы и давала растениям жизнь.

Однако Полудница могла превращаться в злое мстительное создание, нередко людям приходилось натерпеться от её проделок. Она наказывала провинившихся, мстила своим обидчикам. На людей Полуденница могла наслать солнечный удар или болезни, порой похищала детей или губила пшеницу с помощью вредителей.

Полудница – полевой дух / Krzysztof Orczyk / artstation.com

Шалфейный долгоносик

Маленький жучок с широким черно-коричневым туловищем. Ноги окрашены в кирпичный цвет. Личинка без ног, с желтой головой и белыми кожными покровами.

Взрослые жуки, личинки и яйца проводят зиму на полях шалфея. В апреле они выходят и начинают поедать листья с внутренней стороны, образуя небольшие дырочки. Через месяц жуки впадают в летнюю спячку. Активируются в начале осени, откладывая яйца в почву и на внутреннюю сторону листьев. Плодовитость одной самки – до 250 яиц.

Для сохранения урожая от долгоносиков рекомендуется переносить места посадки шалфея каждый год. Не сажают шалфей рядом с прошлогодним полем, чтобы избежать миграции вредителей. Поля опрыскивают «Актелликом», «Базудином», «Диазиноном», «Фастаком», «Фосбецидом».

Методы борьбы с повиликой

Пораженное повиликой растение нужно выкопать и сжечь. Главная проблема – это земля, зараженная семенами. Для ее очищения проводят ряд агротехнических методов, к ним относят механический способ борьбы и применение химических препаратов.

Механический способ

Механический способ включает в себя следующие мероприятия:

  1. Закапывают семена глубоко в землю, чтобы они не проросли, глубина должна быть не менее 20 см.
  2. Обильным поливом стимулируют прорастание семян и производят их уничтожение. При отсутствии рядом растений повилика сама погибает через 7-10 дней.
  3. На очищенную почву сажают устойчивые к повилики растения, например, зерновую культуру.

Химические средства

Если механические методы не помогают прибегают к использованию гербицидов – этилгексиловых солей, эфиров с добавлением сульфата аммония и аммиачной селитры. При их использовании следует учесть, что земля должна быть не засеянной, в противном случае погибнут все близь находящиеся посадки. Обработку лучше проводить молодой повилики т. к. в момент цветения повышается устойчивость паразита к химикатам. Делают обработку после дождя или полива т. к. химикаты лучше растворяются и работают во влажной структуре. Используют такие препараты как: «Зенкор Ликвид», «Стоп», «Рейтар» и др.

борьба с повиликой требует применения механических, а иногда и химических способов обработки почвы

Народные способы борьбы

Народные способы борьбы с растением паразитом мало эффективны, поэтому лучше не тратить время, а приступить к радикальным мерам.

Список умеренно ядовитых растений

Багульник болотный (умеренно ядовитый).

Борщевик обыкновенный (вызывает ожоги).

Василистник простой (умеренно ядовитый).

Ветреница, она же печеночница (ядовита при больших дозах).

Душица обыкновенная (обладает абортативным свойством).

Живокость полевая, она же – дикий дельфиниум.

Калужница болотная.

Копытень европейский (умеренно ядовитый, вызывает чихание и рвоту).

Купальница европейская.

Купена лекарственная (сок растения вызывает раздражение кожных покровов и глаз, большие дозы вызывают рвоту).

Ландыш майский (ядовиты ярко-красные плоды, образующиеся после цветения и привлекающие внимание детей). Лютик (опасен сок растения, который вызывает раздражение глаз и кожи, делая ее чувствительной к солнечному свету)

Лютик (опасен сок растения, который вызывает раздражение глаз и кожи, делая ее чувствительной к солнечному свету).

Мыльнянка обыкновенная (умеренно ядовитая при превышении рекомендованных доз).

Мытник (только наружное применение).

Норичник узловатый (вредна в свежем виде, оказывает раздражающее действие на кожу).

Осот огородный (ядовит сок, вызывающий раздражение слизистых оболочек и глаз).

Папоротник мужской, он же шитовник (принимается только под наблюдением врача).

Паслен черный и паслен сладко горький (чаще ягодами этих растений отравляются животные и дети).

Пижма обыкновенная (умеренно ядовитая, вред наносит при длительном применении).

Погремок.

Подснежник.

Синяк обыкновенный.

Сочевник (умеренно ядовитый, вызывает отравление при длительном употреблении).

Частуха (вызывает раздражение кожи и глаз сок растения).

Чина луговая.

Чистец лесной (при больших дозах вызывает нарушение двигательной активности).

Бузина красная.

Волчье лыко.

Жимолость обыкновенная (ядовиты плоды, не путать с садовой жимолостью).

Калина обыкновенная (кора этого кустарника обладает абортативным действием, при больших дозах).

Крушина ломкая (не путать с крушиной слабительной, опасна свежая кора крушины ломкой).

Можжевельник (опасны ягоды).

Черемуха (опасны в большом количестве цветы, выделяющие фитонциды синильной кислоты, которая ведет к отравлению).

Подарки для Полевика

Как и другие духи-покровители, Полевой Дед любил, чтобы ему приносили дар и старались задобрить. Особенно это касалось крестьян, что большую часть времени проводили в полевых работах.

Землепашцы много веков соблюдали интересный обычай. Среди ночи необходимо было отойти подальше от дороги и найти ров неподалёку от поля. Там оставляли пару яиц и безголосого петуха для Полевого

Важно было, чтобы во время поднесения дара никто не увидел человека, иначе Полевик гневался

Для Полевика оставляли дары – безголосого петуха и пару яиц MEDVEDEV / illustrators.ru

Рассерженный Житный Дед мог принести немало бедствий. Считалось, что обиженный Полевик способен напустить болезни или вредителей на растения. Нередко он предупреждал о своём недобром настроении, выращивая среди ржи пшеницу, а среди проса – овёс.

Если же полевому духу всё нравилось, он, словно добрый хозяин, внимательно следил за полем, поддерживая его в порядке. Во власти Полевика был и урожай, от которого нередко зависело выживание семьи в зимнее время.

К духам полей и земли крестьяне относились с большим почтением. Для них на полях оставляли несколько не сорванных яблок, на току до следующего сезона держали несколько пригоршней обмолоченного зерна, а несжатые колосья завязывали в “Велесову бороду” (кстати, Велес был божеством плодородия).

Полевика можно увидеть в полдень, именно в это время начинается власть Полевого деда Teos Ulanti / ulanti.artstation.com

Описание растения

Эта трава паразит не имеет корня и листьев. Стебель нитевидной формы, иногда напоминает шнур. Цвет его изменяется от желтоватого, оранжевого до красного. Повилика обвивает растение-хозяина, внедряется в него своими присосками и питается соками. Исследования показывают, что повилика улавливает выбранную жертву по запаху. Другие названия – повитель трава, повелица трава.

Имеет цветки белого или розового, реже зеленого цвета. Они собираются в соцветия. Плод у повилики – коробочка с плоскими сторонами. Семена имеют шершавую и грубую поверхность. Зародыш спиральный, согнутый, нитевидный, без корешка.

Интересно. Незрелые семена повилики способны прорастать быстрее, чем зрелые. Они сохраняют всхожесть в течение многих лет, даже до 10.

Пораженные паразитом особи подлежат уничтожению, потому что их нельзя спасти. Повилика маскирует семена, делает их похожими на семя культурных растений. Так повышается риск посадить весной опасный вредитель в огород или сад.

Из-за паразитизма повилика способна быстро разрастаться, охватывать большие площади. Всего лишь одно семя способно разрастись на 6 кв. м. Так как в стеблях достигается повышенный тургор ткани, обрывки стебля могут не вянуть продолжительное время и сохранять жизнеспособность. Это специфическое приспособление. Травы, пораженные повиликой, имеют очень плохие пищевые качества и даже способны привести к гибели скота. Паразит может распространять вирусные патологии.

Описанный сорняк содержит опасные алкалоиды, способные отравлять организм крупного рогатого скота.

Ниже представлен список наиболее распространенных видов бурьяна:

  1. Повилика полевая имеет нитевидные ветвящиеся стебли. Они поражают растения в верхней и средней частях. Этот вид очень обильно плодоносит. Поражает большое количество культур.
  2. Повилика клеверная имеет волосовидные зеленые или розоватые тонкие стебли, белые плотные цветы. Поражает травяные растения, в том числе и люцерну.
  3. Клеверная повилика паразитирует на многих кустарниковых и травянистых растениях, а также бурьянах. Травка отличается ветвистыми красными стеблями.
  4. Льняная повилика имеет неразветвленные зеленовато-сочные побеги средней толщины. Цветки у этого растения желтые. Оно способно поражать лен, клевер, вьюнок, люцерну и некоторые сорные травы, в том числе березку.
  5. Хмелевидная повилика обладает шнуровидными ветвящимися красновато-бурыми либо темно-розовыми стеблями. Цветки у этого коварного растения розовые. Этот вид способен паразитировать на деревьях и кустарниках.
  6. Повилика европейская поражает вику, клевер, люцерну, табак, крыжовник и смородину. Имеет красноватые стебли и розово-белые мелкие цветы. Поражает вьюнковые растения.

Все разновидности этого вредителя одинаково опасны и способствуют массивному поражению растений.

Интересно. Некоторые виды растения имеют лечебные свойства.

Где живёт Житный Дед?

На последний сноп пшеницы люди смотрели по-особенному. Его часто использовали для проведения различных ритуалов. Считалось, что его нельзя использовать до нового посева.

Как правило, снопик украшали лентами и цветами, несли в деревню и ставили на почётное место. Когда наступал новый сезон, зёрна из этого снопа брали для посева. Так можно было умилостивить Полевика, который, как гласят поверья, может возрождаться в новых всходах.

Каков же нрав Полевого? Я хочу отметить, что товарищем он был весьма непростым. Конечно, всё зависело от встреченного человека, но порой Полевик мог заманить путника в болото, сбить с тропы, не на шутку испугать.

Людям скандальным или, того хуже, пьяным, Полевик и вовсе не давал спуску. В народе говорили, что дух полей часто бывает у границ своих владений. Именно у межи его можно было встретить наиболее часто.

Считалось, что в таком месте нельзя спать. По поверьям маленькие полевые духи, дети Полевика, часто бегают у межи и ловят птиц своему родителю на обед. Если же они увидят уснувшего человека, и вовсе могут задушить во сне.

Агалматиум двухлопастный

Агалматиум двухлопастный, распространенный на юге России, является злостным вредителем растений, содержащих эфирные масла.

Достаточно большое насекомое, вырастающее до 6 мм, хорошо заметно из-за сложного узора полос, расчертивших надкрылья, в котором соединяются молочно-белый и янтарные отрезки, подчеркнутые бархатистой чернотой боков и лапок. Самки этого вида превосходят самцов в размерах.

Интересен принцип откладывания яиц — группами по паре десятков яиц на нижние стороны растений. Яйца практически невозможно разглядеть, так как из-за повышенной липкости они очень быстро покрываются пылью и напоминают комочки земли.

Питанием для личинок и взрослых особей служат листья лаванды, чье поражение можно распознать сначала по пятнам и точкам, усеивающим поверхность, а затем по медленному увяданию поврежденных листьев.

Из-за невозможности избавить поля от насекомых вручную чаще всего принимается решение об проводимой в середине лета обработке плантаций инсектицидами.

Смертельно ядовитые растения для человека – названия и фото

Аконит. Отравляющие вещества содержатся в листьях и корнях. При употреблении внутрь может привести к летальному исходу.

аконит

Белена черная. Все части растения ядовиты и приводят при поедании к расстройству психики, вплоть до впадения человека в кому.

белена черная

Белладонна, или красавка. Все растения ядовито. Использование не по назначению приводит к параличу дыхательных путей и возможно, смерти.

Беладонна

Бузина черная. Последствия ее использования внутрь сказываются одышкой, тахикардией, вплоть до комы.

Бузина черная

Болиголов крапчатый. При отравлении этим растением наступает удушье, приводящее к остановке дыхания.

Болиголов крапчатый

Вех, он же цикута, самое страшное по своему воздействию растение. 50 грамм корней хватает на то чтобы отравить овцу. Паралич нервной системы и смертельный исход.

Вех

Вороний глаз четырехлистный. Поражает нервную систему человека, вызывает сбой работы сердца, что приводит к смерти.

Дурман обыкновенный. Не только употреблять внутрь, но даже нюхать это растение нельзя. Резко воздействует на психику человека, доводя до сумасшествия.

Дурман

Чемерица. Все части растения представляют опасность для жизни человека. При сильном отравлении наступает летальный исход.

Чемерица

Следующие виды растений также считаются ядовитыми, но уже не в той мере как первые, и в большинстве могут использоваться как целебные, конечно, после консультации с лечащим врачом или специалистом от медицины.

Еще? Еще!

Леший — в славянской мифологии дух леса
Полуденица — в славянской мифологии дух жаркого полудня, настигающий тех, кто вопреки народному обычаю работает в поле в полдень
Бильвизы — в немецком фольклоре злобные древесные духи, живущие внутри дерева, и имеющие на больших пальцах левых ног серпы вместо ногтей
Железная баба — в белорусском фольклоре страшное пугало в облике бабы-жабы с железным крюком, живущее в полях и огородах и хватающее детей, которые без разрешения бегают за горохом
Клобук — в польской мифологии дурной дух низшего уровня, который, будучи пригретым в доме, приносит своим хозяевам добро, краденое им у соседей
Гыргалица — в словацком и польском фольклоре гигантская лесная женщина с чёрными ногами, которая ловит мужчин и душит их, засовывая свою грудь жертве в рот
Доброхожий — представитель низшей белорусской и польской мифологии, сочетающий в себе качества домового, лешего и ряда других персонажей
Туросик — у литовских русинов опасный лесной божок, под видом тура или оленя с золотыми рогами или копытами заманивающий путников в лес или болото
Лейинь — оленеподобный демон, обитающий в лесах Лодзинского воеводства Польши, заманивающий путников в дебри и там атакующий их
Ярошек — полевой демон Силезской мифологии, появляющийся на заболоченных полях в облике куропатки, фазана или зайца
Нутон — франко-бельгийский подвид французских лютенов, проказливых ночных карликов-гномиков
Корриган — в бретонском фольклоре то ли проказливые карлики сродни лютенам, то ли феи ручьев
Сарэн — в кашубской мифологии лесной демон, в виде самца косули являющийся охотникам, пришедшим в лес в час воскресной полуденной церковной службы
Гороховая баба — полевой демон, похожий по характеру на Полудницу, известный по преданиям северного Подляшья* и Кашубии*
Граничники — подгальские* полевые духи, разновидность блуждающих огней, проклятые души бесчестных землемеров
Бзёнек — cогласно силезским суевериям, дух-охранитель в облике маленького человечка, живущего в кустах бузины
Таргылтыш — по представлениям марийцев, опасный одноглазый дух леса, которым становится душа умершего неестественной смертью грешника
Каранго — согласно фольклору филиппинского народа ибанаг, маленькие природные духи, обитающие в земле, в холмах, в лесу и в поле
Патианаки — по представлениям висайя, аэта и других народов Филиппин, доброжелательные к людям маленькие человечки, живущие в полях и лесах
Конопелька — в фольклоре западной Беларуси, а также в соседних с Беларусью регионах Польши и Литвы, полевая русалка, живущая в конопле

Чем опасна повилика на участке

Хотя повилика и используется в лечении многих заболеваний выращивать ее на приусадебном участке для получения сырья не следует. Трава поражает культурные растения, овощи, плодовые деревья и кустарники. Она отсасывает из растения-донора органические и неорганические вещества, нарушает обмен веществ, ослабляет рост и развитие. Повилика быстро размножается, охватывая все большую территорию восприимчивых к ней культур. Снижается урожай, ухудшается его качество. Травы, скошенные на сено, плохо просыхают, теряют питательность, плесневеют, могут вызвать заболевания и даже гибель животных.

Профилактика разрастания травы

Распространение повилики происходит семенами через воду, животных и ветром. Профилактические мероприятия играют важную роль в борьбе с растением:

  1. Очищают семена культурных растений от повилики.
  2. Проводят апробацию посевов.
  3. Делают фитопатологическую экспертизу.
  4. Проводят карантинные мероприятия.

Государственные стандарты запрещают проводить посев семенами, засоренными паразитирующим растением. Основным источником заражения является почва, поэтому для посева нужно выбирать не пораженные участки или проводить их очистку. Для этого на поле плугами осуществляют заделку семян повилики на большую глубину или стимулируют их прорастание с уничтожением впоследствии всходов. Стимулируют прорастание провокационными весенними или осенними поливами.

Общий комментарий

Оставив позади вопросы о «душе дерева», мы хотели бы обсудить тему духов леса.

Если германцы считали, что у деревьев есть душа, то лес в их представлении был наполнен множеством демонических существ. Однако они не были имманентными душами в смысле предполагаемой телесности деревьев, а сохраняли самостоятельность и волю в своих действиях. Это значит, что их считали личностями, чья жизнь связывалась с определенными деревьями, а из антропоморфного восприятия тех или иных свойств деревьев отчасти берет начало народное представление об их деятельности. Однако по общим представлениям эти существа живут и действуют вне этих деревьев.

В определенной степени это представление можно объяснить редукцией на основе фантазии. Однако естественным образом мы увидим, что хотя для общего представления о лесе и хватило бы только части этих духов деревьев, народные верования рассказывают нам о чертах, которые в пластичной наглядности рождают в человеческой душе представление, которое достигается не видом отдельного дерева, а их общностью – влиянием леса.

Так, например, одни только разнообразные голоса и звуки, которые мы слышим в лесу, а с ними и движения ветвей, становятся знаками существования лесных духов, формами их жизнедеятельности. То, о чем мы читали раньше, подтверждается здесь: в шуме листвы, в свисте и шелесте порывов ветра. В этих вялениях раскрывается душа дерева, становится видна душа всего леса, и гении лесов кружатся в вихрях и бурях, становясь охотниками или добычей на Дикой Охоте.

Зеленый лес – это великолепнейшее, широчайшее и наиболее заметное проявление растительного мира. Именно поэтому лесной дух, в котором проявляется обобщение растительного мира и раскрывается его характер, становится демоном вегетации. Образ этого демона также присутствует и в жизни культурных (одомашненных) растений. Очевиднее всего он проявляется на примере пшеницы и льна.

И даже если эти проявления – только результат метафорического переноса, даже в том случае, если образы демонов вегетации одновременно сформировались из наблюдений за полевой растительностью и за природным миром альпийских лугов, для целей нашей работы достаточно и того, что за пределами лесов народная вера также видит жизнь и проявления горных и полевых духов, которые очень похожи на призрачных духов леса.

Местные природные условия в каждом случае и духовная жизнь народа позволяют выделить и описать местных духов, перечислив их индивидуальные характеристики. При всей их общности, мы можем проследить их различия.

Лесной народец люди и люди мхов в Средней Германии, Франконии и Баварии, дикий народец в Айфеле, Гессене, Зальцбурге, Тироле, лесные девы и лесные мужички в Богемии, тирольские фенги, фенки, норги и зальги, романские орки, энгуаны, диалы, датские эллеконы (эльфы), шведские скогснуфы и, наконец, русские лешие – все они составляют единую семью мифических существ.

Наша задача состоит в том, чтобы на страницах этой книги показать родство этих сущностей, рассмотреть их характерные качества, отличия и проявления и понять, какие качества этим лесным и полевым духам приписывает традиция. В связи с этим мы подробнее остановимся на некоторых сказаниях, которые говорят нам о седой старине. Мы обратимся к сюжетам, известным со времен фавнов, сатиров, пана и сирен. В понимании их свойств и качеств – залог верного представления о природе указанных выше существ.

Начнем с народного сказания или представления, берущего начало от старонорвежской мудрости, которая подробно выражает ту же мысль, которую мы находим и в нашей (немецкой – прим. пер.) поговорке:

Kleider Machen Leute (По одежке встречают. Также дословно: «Одежда делает человека», то есть одежда оживляет. – прим. пер.)

Северная эпиграмма гласит:

Meine Kleider gab ich auf dem Felde zweien Baummännern.

Sie dünkten sich Helden, als sie Gewande hatten; der Schmähung ausgesetzt ist der nackende Mann.

(Одежду мою я отдал в поле двум лесным человечкам.

Они поблагодарили за одежды; ведь голый человек достоин посрамления.)

Описанное в этом тексте отдельно стоящее дерево без листвы и коры становится свободно передвигающимся существом, похожим на кобольда; такими представляются гномы-помощники (цверги).

Домовые духи и кобольды часто встречаются в народных сказаниях Германии. Обычно в благодарность за их службу и помощь им дарят одежду. Это также делают из сочувствия их наготе. Получив такие подарки, они выказывают свою благодарность, прилежно трудятся, а затем исчезают.

Добавить комментарий