Горячие новости

Шишига — общее название нечистой силы и домашних духов

У слова «шишига» немало синонимов — шишиган, шиш, шишок. Известную представительницу нечистой силы кикимору иногда называют шишиморой. В некоторых легендах шишок — собирательный образ духов и существ, живущих в домах большинства людей. Последних тоже причисляют к силам зла. От чертей и бесов их отличает возможность сосуществовать с человеком без вреда для него.

В старину назвать шишом могли домового, лешего, болотника, банника, овинника, беса или черта. Соответствует и список мест обитания — в доме за печью, в лесу, на болоте, в бане, овине. Это название получило распространение на западе России. Легенды других регионов часто используют его по отношению к нечистым духам, которые не имеют ничего общего с вышеуказанными сущностями, но об этом ниже.

Изначально так называли духов, не несущих вреда человеку, если их не разгневать. С приходом христианства произносить вслух слова «черт» или «бес» стали бояться. Известная примета — нельзя звать черта, иначе он явится. Люди опасались накликать нечистую силу, поэтому называли ее одним из привычных названий, употребляемых по отношению к другим потусторонним существам.

Шишигой именовали людей, которые контактировали с нечистью, умели вызывать её и колдовать, например, деревенских ведьм. На Печоре так называли Бабу-Ягу.

Леший

Лесной дух, защитник животных. Выглядит как высокий мужчина с длинной бородой и волосами по всему телу. По сути не злой — ходит по лесу, оберегает его от людей, изредка показывается на глаза, для чего умеет принимать любой облик — растения, гриба (гигантского говорящего мухомора), животного или даже человека. Лешего можно отличить от других людей по двум признакам — его глаза горят волшебным огнем, а обувь надета задом наперед.

Иногда встреча с лешим может закончиться плачевно — заведет человека в лес и бросит на съедение зверям. Однако те, кто уважительно относятся к природе, могут даже подружиться с этим существом и получить от него помощь.

Колдунья живущая между двумя мирами

Так как долгое время Яга жила на окраине леса (на рубеже между миром людей и темным лесом — миром мертвых) это повлияло на ее дальнейшую судьбу. Она все время жила на рубеже между явью и навью.

Возможно, именно поэтому обыватели и приписали ей черты колдуньи, которая обитает между двумя мирами. Эта информация объясняет наличие у ведьмы костяной ноги, ведь она является частью загробного мира. В таком случае Баба Яга похожа на живого мертвеца.

Зачастую при описании образа данного персонажа в древней славянской мифологии люди упоминали, что у неё железные зубы. Это указывает на то, что Бабу Ягу нельзя назвать существом из Нави со стопроцентной уверенностью. Всё из-за того, что такой металл с давних пор служит одним из основных орудий против темных сил, наряду с серебром.

Однако и к живым причислить ее тоже нельзя, так как она умеет говорить с растениями, животными, повелевает стихиями, в арсенале имеет различные магические атрибуты.

Можно ли было противостоять водяному

Древние славяне считали, что в своей стихии водяной является сильнейшим духом, которого невозможно победить. Именно поэтому они старались поддерживать с ним хорошие отношения. Однако нередко водяной выбирался на сушу, где ему приходилось сталкиваться с другими духами. На суше сила водяного была куда меньшей, поэтому известно много легенд, согласно которым он часто «получал» от домовых или леших и все заканчивалось тем, что он убегал к себе в пруд. Но если другому духу нужно было на воду, то пощады от водяного можно было не ждать.

Как и любого другого духа, водяного нельзя было убить, но можно было отпугнуть при помощи железа, а впоследствии и меди. Считалось, что его это разозлит еще сильнее, но это позволяло человеку спастись. Впоследствии же, чтобы помириться с водяным, пострадавший должен был хорошенько его задобрить дарами и честно попросить прощения.

Что касается моментов, когда водяной выходил на сушу, то тут все было несколько иначе. В таких случаях он предпочитал действовать не силой, а хитростью, заманивая путников в воду. Главное, в такие моменты, устоять перед чарами водяного. Считалось, что если в такой момент уколоть себя железной иглой, то на мгновение водяной предстанет в истинном облике, а чары его развеются.

Что может разозлить лешего

Рекомендуем по теме

Как зарождаются мифы в мифологии Мьельнир Ванахейм

Древние славяне верили, что нельзя делать несколько вещей, которые могли сильно разозлить лешего. Так, например, строго настрого запрещалось ругаться в лесу. В особенности, запрещалось ругать ребенка, ибо леший мог услышать это, появиться и похитить малыша.

Также существовало поверье, который учили дети. Считалось, что если ребенок повстречает в лесу человека, то он вполне может оказаться лешим. В разговоре с ним нужно всегда запоминать первое слово, которое он произнес. Если ребенок был вынужден спросить дорогу, то леший задавал этот вопрос. Дети, которые помнили первое его слово – благополучно возвращались домой. А те, кто позабыл – таких детей леший забирал с собой.

Славяне верили, что лешие очень злились, когда в лису кричали, свистели или производили другой шум подобного рода. В этом случае он вполне мог завести человека в чащу. Однако и это не считалось особой опасностью. Считалось, что если вывернуть одежду наизнанку, а обувь поменять местами, то вы всегда сможете найти обратную дорогу.

Как бороться с лешим

Славяне верили в волшебную силу железа. Как и любого другого духа, убить лешего невозможно, но отогнать и отпугнуть – вполне реально. В этом случае славянам помогало железо или медь, которых очень боялись лешие.

Кстати говоря, в западной мифологии также встречаются лесные создания (эльфы и феи). При этом, они как и лешие, очень боялись металлических предметов.

Как правило, лешие показывались людям только в очень редких случаях, и еще реже нападали. Они предпочитают действовать тихо, обманом, поэтому заблудившемуся человеку нужно было произвести манипуляции с одеждой, а если заблудились несколько людей, то им нужно было обменяться одеждой друг с другом.

Кроме того, для противостояния применялись соль и огонь, а также колья, сделанные из рябины, осины или липы. После принятия христианства считалось, что православные молитвы также отгоняют леших. А самое интересное, леший, как и любая другая нечисть, очень не любит матерную брань.

Как призвать лешего

Само собой, наши предки жили в тесноте с природой, поэтому нередко им приходилось обращаться за помощью к духам. Леший иногда даже помогал людям. Например:

  1. Известно, что лешие обладали способностью предсказывать будущее. Людям, желавшим узнать его, нужно было отправиться в лес, найти старую березу, залезть на нее и прокричать: «царь лесовой, всем зверям батько, явись сюда!». Но делать это нужно в первую неделю после Пасхи.
  2. Известно, что часто приходилось договариваться с лешим и пастухам. Но не один пастух не отваживался отправляться со стадом в лес, предварительно не пообщавшись с лешим. По преданию, пастухи подобным образом находили или березку, или пень, произносили особое заклинание и призывали лешего. Ему они преподносили дары, в основном еду. За это леший отправлял своих помощников, чтобы они все лето следили за животными.
  3. Важен леший был и для охотников, которые, как и пастухи, частенько договаривались с лешим, чтобы охотиться в его владениях. За это они также оставляли духу подарки – пасхальные яйца, блины или другую еду.

Что касается обычных крестьян, то им достаточно просто было попросить разрешение у лешего, при входе в лес, а также пообещать, что без надобности они не будут шуметь и нарушать его покой. На ночевку в лесу также нужно было испросить дозволения.

Леший, интересные факты

  1. Лешие терпеть не могут домовых, но водяных – они просто ненавидят. И если в лесу есть речка или озеро, то вблизи от него постоянно что-то происходит. Считалось, что это леший и водяной дерутся друг с другом. Что касается встреч с домовыми, то они пересекались только тогда, когда леший приходил в чей-то дом. Но победить домового на его территории – невозможно.
  2. Лешие голосисты. Существует упоминание о том, что они умеют петь без слов, но всегда с чувством, носясь по лесу, как ошалелый, и прихлопывая в ладоши.
  3. В старину лешие воровали детей, которых даже случайно проклинала мать, например, от боли, во время родов. Однако известна легенда, когда леший пришел в деревню и унес с собой мужика, ругающегося матом, поднимаясь на колокольню.
  4. Иногда похищенные люди находились. Но, как правило, в жалком состоянии, без памяти и с полным равнодушием к жизни. В большинстве же случаев – они погибали.

Вот такие они, духи леса. Как видите, и тут христианство достаточно сильно исказило образ, достаточно мирного духа. Тем не менее, информация о нем дошла до наших дней, а это уже, своего рода, достижение. На этом мы заканчиваем нашу статью, всем удачи и до новых встреч.

Внешний облик хранителя леса

В легендах дух леса описывается абсолютно по-разному. Можно сказать одно, Леший очень многолик. Иногда он может напоминать человека, но его выдает серая кожа, темно-зеленые волосы и зеленая борода.

В некоторых сказаниях встречается и другое описание — что это одновременно и животное, и растение. Можно встретить описания, указывающие на то, что Леший — это безликий дух.

У данного персонажа есть весьма важное качество — он может превращаться во что угодно. Чаще всего он принимает образ дерева

Это демоническая осина, дуб, липа или сосна. Также стать дух может пнем, грибом либо мхом. Иногда в сказаниях описывается обросшая мхом одежда и лицо духа, плотная грубая кожа.

В легенде указывается, что иногда, прежде чем показаться человеку, Леший пугает его. При приближении хозяина леса начинают трещать деревья, ветви хватают человека за руки, лес начинает гудеть и шуметь. В некоторых случаях существо является персонификацией всего леса. Превращаться Леший может в любое животное. Такое тотемное, как медведь, филин либо волк, а также демоническое — сорока, лягушка.

Мифический козлоногий и рогатый бог – Пан

В некоторых случаях Лешего ассоциировали с древнегреческим богом Паном, так как представляли его в виде получеловека-полукозла. Нередко перед путником магическая сущность может появиться в виде знакомого человека. Часто это усопший родственник.

В одних сказаниях описывается сущность как великан, в других — как маленький человечек. Считалось, что в зависимости от того, в какую сторону дует ветер, можно узнать, куда движется Леший.

Нашим предкам был известен действенный способ, который позволяет увидеть эту сущность. Для этого необходимо было посмотреть через правое ухо лошади либо через хомут. Согласно одному из преданий, хозяин леса носит шапку невидимку и с ее помощью скрывается от людей.

Чем занимается Леший

Он является хозяином леса, а его главная задача и цель в жизни – поддерживать в лесу порядок. Но не все так просто. Во-первых, Леший, в отличие от многих других мифических существ древних славян, является смертным. Во-вторых, он может продать душу в обмен на бессмертие, но в таком случае Леший становится злым. А его характер и образ действия отражается на лесе.

Если лес чистый, ухоженный и светлый, то человек может ходить в таком лесу без всяких опасений. А вот если он темный, сырой и дремучий, то в него лучше вообще не заходить. Такой лес говорит о том, что Леший либо умер и ему не нашлось замены, либо он перешел на сторону зла.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

В лесу Лешему принадлежит все, от многовековых деревьев до самой маленькой букашки. Он относится к ним с любовью и заботится о них. Все живое в лесу – его имущество, которым он может распоряжаться. Кстати, очень часто массовые миграции животных объясняли тем, что один Леший проиграл их другому (например, в карточной игре).

Леший может ходить по тропинкам, а может пользоваться невидимыми дорогами, которые существуют только для него. Если человек случайно окажется на такой дороге, то он может заблудиться.

Жилище – деревянный домик, который обычно можно найти в самом глухом месте. Но если человек случайно выходил к нему, то шансы вернуться к людям были минимальными. Обычно Леший оставлял человека у себя и заставлял прислуживать.

В одном лесу мог быть и не один Леший, но такое случалось довольно редко. Обычно это происходило тогда, когда один Леший старел и ему на смену приходил другой. Иногда между ними начиналась настоящая война за власть в лесу и в это время в лес без очень сильной нужды не ходили. Животные вели себя странно, могли нападать на людей, грибы и ягоды пропадали, на охоте были одни неудачи.

Относительно внешнего облика Лешего существует очень много мнений. Чаще всего его представляют как человекоподобное существо с длинными и седыми волосами. Глаза белые или зеленые, кожа синяя или светло-зеленая. Именно такой образ возникает чаще всего при упоминании этого существа.

Но на самом деле он мог принимать любой облик и появиться в виде растения, порыва ветра. Мог выглядеть как человек, даже как родственник того, кто шел по лесу. Таким способом он нередко заманивал людей в глухую чащу, показываясь вдалеке, но оставаясь недоступным.

В мифах древних славян встречается множество разных описаний внешнего вида Лешего. Крайне редко разные люди видели его в одном и том же виде. Очевидно, он выбирает свой внешний вид исходя из настроения или текущей ситуации.

Образ лешего у других народов

Образ лесного царя и нечистой силы, что запугивает людей в лесу, пользуется большой популярностью во многих других культурах. Часто его можно встретить в мифологии соседних к славянскому народов.

Арзюри в чувашской мифологии

Согласно чувашским легендам, арзюри – это души самоубийц или убитых в лесу людей, которые вынуждены блуждать по чаще и наводить ужас на заблудившихся людей. Особенности внешнего вида:

  • Часть арзюри изображают в виде безобразной женщины, тело которой полностью покрыто густой шерстью чёрного цвета.
  • У неё огромная голова и четыре больших чёрных глаза.
  • Грудь арзюри свисает до колен, поэтому она завязывает их за спиной или кладёт на плечи.
  • Считают, что у этого лесного чудища три длинных тощих руки и три ноги с длинными, неухоженными ногтями.

Арзюри питают особую нежность к человеческим детям. Они играют с ними, кормят, убаюкивают. Но над взрослыми они издеваются и пугают, преследуя их в образе всевозможных зверей и чудовищ, издавая ужасающие звуки. Они могут схватить человека и защекотать его до смерти или вырвать все зубы.

Арзюри — духи погибших в лесу людей

Ворса в мифологии коми

В легендах и былинах народов коми, обитающих на севере русской земли, можно встретить описание лесного чудища, называемого Ворса. Ворса оберегает лес от людей, не позволяя им вырубать деревья и убивать животных. С этим существом можно поладить, если сделать ему подарок или рассказать сказку.

Существует множество вариантов описания внешнего вида Ворсы. Среди них:

  • Ворса может принимать обличие домашних животных и скота. Излюбленным обликом духа является кошка.
  • Существо выглядит как огромный обнажённый человек, со ступнями, вывернутыми в обратную сторону, с волосатыми ушами и с полным отсутствием бровей.
  • Ворса – это дух, который появляется в образе воздушного вихря или других природных явлений.

Вирява в мордовской культуре

В мордовской культуре было принято считать лес чем-то тёмным и пугающим. Воплощением страха перед лесной чащей стал образ Вирявы – хранительницы лесов, которая оберегает лес от людей, не давая им найти дорогу домой и убивая в чаще.

Вирява оберегает лес от людей

Менквы в ханты-мансийской мифологии

В мифологии народов ханты и манси есть легенда об ужасных великанах, которые населяли Землю задолго до появления людей и были первой попыткой богов создать настоящего человека.

Такие чудища обитают небольшими селениями, заводят семьи и поклоняются своему вождю. Ходят легенды, что они обладают тайными знаниями о местонахождении источника живой водицы.

Шурале в башкирской мифологии

Особенностями башкирского духа леса считают:

  • Выглядит как старый карлик с огромным горбом и длинными, худыми, скрюченными пальцами.
  • Длинная густая борода, которая волочится следом за ним по земле, а в центре лба расположен рог.
  • Дух крадёт скот в человеческих поселениях, особую страсть питает к верховой езде на лошадях.
  • Людей, потерявшихся в лесу, Шурале ловит и может защекотать до самой смерти.
  • Главный страх лесного чудища – вода. Он никогда не приближается к рекам и озёрам в страхе утонуть.

Была ли Баба-яга на самом деле

На самом деле – все достаточно реально. Дело в том, что в древности существовало подобие матриархата. В те далекие времена зрелость мужчин определяли никто иные, как девушки и женщины. Причем, доказать это мужчина должен был не своей внешностью, успехами в постели или в ратном деле, а поступками, которые действительно делают из него мужчину – добытчика семьи.

Так вот, история рассказывает о женщинах-жрицах, которые, в результате своих знаний и мудрости, воспринимались обществом как ведьмы или колдуньи

Их продолжали ценить, когда что-то было нужно, но в большинстве своем, люди относились к знаниям с осторожностью. Именно поэтому, большинство жриц уходили жить в глубокие леса

Однако традиция испытаний никуда не делать. Однако теперь юноша, чтобы доказать свою зрелость, вынужден был отправляться в одиночку в лес, где его поджидали испытания Бабы-яги. Как правило, это простые испытания: добыть еду, помыть посуду, сварить обед, наколоть дров, кого-то победить и т.д.

В результате этого парень доказывал, что он уже взрослый, что при необходимости сможет позаботиться о себе и своей семье, сможет защитить их. И решала это Баба-яга, которая все время наблюдала за действиями парня.

Более того, если за основу легенд взять наши сказки, то обратите внимание на возлюбленных главных героев. Это сплошь царевны, княжеские или купеческие дочки и т.д

Само собой, чтобы жениться на такой барышне, нужно было доказать свою зрелость, причем не у соседки в кровати, а действительно на деле у одинокой жрицы в лесу, одно упоминание о которой уже вызывает мурашки на коже.

Таким образом, можно предположить, что Баба-яга – это не один единственный персонаж, а собирательный образ всех жриц славянских племен. При этом, этих жриц, в наши дни, вполне можно называть знахарями, ибо они в точности владели знаниями о волшебных свойствах растений и при необходимости, использовали их на благо людям. Также отсюда можно сделать вывод, что Баба-яга, в основном, это хороший персонаж, призванный помогать людям. Но характеры бывают разные, а отсюда и расхождения в легендах, образах и внешнем виде.

Более того, во времена Крещения Руси, все доброе и живое, что ценилось в язычестве, портили, оскверняли и уничтожали. Возможно, именно поэтому некогда добрая ведунья и берегия Ягиня стала коварной и жестокой бабкой, цель которой заманить путников и убить. И то, если знать все факты, даже зловредные проделки Бабы-яги можно расценивать, как один из способов помощи.

Вот такая она, Баба-яга. Как видите, далеко не все мы знали об этом персонаже из детских сказок. А когда-то люди действительно в нее верили, а возможно и пользовались ее услугами. И нет ничего ужасного в том, чтобы владеть знаниями и информацией, но тогда это воспринималось иначе. Тем не менее, славяне куда проще воспринимали всю мистику, а не как в Европе, где все закончилось сжиганием на кострах. На этой ноте мы хотим закончить нашу статью, всем удачи и до новых встреч.

Значение лешего у славян

Леший – это один из важных славянских духов, пусть и враждебных человеку. Как правило, он враждовал с людьми, даже больше – он их на дух не переносил. Обычно лешие старались сделать так, чтобы человек заблудился в лесу. Они меняли деревья местами, которые служили ориентирами, иногда сами принимали облик дерева, иногда превращались в знакомого путнику человека и заводили с ним разговор, за которым увлекали путника в чащу. Нередко леший и просто издавал странные звуки, которыми завлекал людей глубже в лес.

Вопрос эксперту
Почему леший был так важен для славян?

В отличие от европейских народов, славяне – достаточно мирный народ. Вместо нескончаемых войн, они предпочитали жить в уединении с природой. Леший, как хозяин леса – это часть природы, с которой славянам приходилось считаться.

В лесу, леший либо мог защекотать человека до смерти, либо просто сводил с ума своими шутками. Именно это заставляло людей считаться с лешими. Они старались задобрить их, наладить отношения, преподнести лешему дары, чтобы они не проказничали и не мешали им заниматься своими делами.

Кроме того, как мы уже писали ранее, под властью лешего находятся и все звери в лесу. Так, например, любые массовые миграции в старину приписывались именно лешим. Поэтому с лешим старались наладить отношения охотники и рыбаки, чтобы они не плутали их в лесу.

Нередко лешему приписывались и похищения детей, которых он впоследствии брал к себе на воспитание. Примечательно, что насильно он похищал только тех, которым плохо жилось в собственной семье. При этом, леший взамен клал или колоду, или собственное чадо. Считалось, что подкидыш достигает 11 лет и все равно убегает в лес. Однако иногда он оставался среди людей. В таких случаях, он становился колдуном.

Как правило, славяне верили, что леший опасен только тем, кто идет в лес, не испросив у лешего позволения. И даже в этом случае леший особо не вредил людям, лишь только шутил и шалил, а если шутка удавалась – он сильно смеялся и хлопал в ладоши. Намного хуже приходилось людям, которые действительно сильно злили лешего, например, вырубкой леса без разрешения. Таким ждать пощады от лешего не приходилось.

Образ жизни


Принято считать, что в каждом лесу живет один леший, но если лес уж очень большой, то у него может быть несколько хозяев, причем каждый «отвечает» за свой участок.

Живут лешие в дуплах, старых сухих деревьях, корягах, лесных избушках, пещерах и т.п. Путь к жилищу лесного хозяина преграждают:

  • густые заросли;
  • поваленные деревья;
  • болотные топи;
  • прочие помехи.

Зачастую этот персонаж предстает одиноким и холостым, но в некоторых сказаниях утверждается, что лешему свойственна тяга к созданию семьи. Его супругой может стать как лешачиха, так и похищенная или заблудившаяся девушка. Помимо своих лешачат берет лесной хозяин на воспитание и человеческих детей, потерявшихся в его владениях.

Жизнь леших связана со сменой времен года. Весной дух-хранитель просыпается от зимней спячки вместе с природой, а в канун Ивана Купалы с ним даже можно заключить договор. Всю весну, лето и начало осени леший занимается делами своего родного леса, а после праздника Воздвижения (27 сентября) уходят на покой до новой весны. В некоторых регионах считалось, что леший впадает в спячку после 17 октября, после Ерофеева дня.

Духи славянской мифологии

Существует немало всевозможных духов и нежити в славянской мифологии. Само происхождение нечисти в народных легендах связывается с ветхозаветным мифом о падших ангелах, уставших славить бога: сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, кто в дом.

АНЧУТКА — злой дух, в более позднее время — одно из русских названии чертенят. Анчутка связан с водой и вместе с тем летает; иногда Анчутку называют водяным, болотным: живет в болоте. У него есть крылья. Обычные его эпитеты — «беспятый», «роговой», «беспалый» — означают принадлежность к нечистой силе. В сказках он беспятый, потому что волк ему пятку откусил.

АУКА — лесной дух, родствен лешему. Так же, как и леший, любит проказничать и шутить, людей по лесу водить. Крикнешь в лесу — со всех сторон «аукнет». Можно, однако, вызволяться из беды, проговорив любимую поговорку всех леших: «Шел, нашел, потерял». Но один раз в году все способы борьбы с лесными духами оказываются бесполезными — 4 октября, когда лешие бесятся. «Ауку, чай, знаете? Аука в избушке живет, а изба у него с золотым мхом, а вода у него круглый год от весеннего льда, помело у него — медведевая лапа, бойко выходит дым из трубы, и в морозы тепло у Ауки… Аука затейный: знает много мудреных докук, балагурья, обезьянку состроит, колесом перевернется и охоч попугать, инда страшно. Да на то он Аука, чтобы пугать» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).

БАБАЙ — злой ночной дух. Живет он в зарослях камыша, а ночью под окнами бродит, шумит, скребется, в окна стучит. Бабаем пугают маленьких детей, которые не хотят ложиться спать. Про него говорят, что ходит он с большой котомкой по ночам под окнами, отыщет непослушного ребенка и в лес унесет. «Ай, бай, бай, бай, Не ходи, старик, Бабай, Коням сена не давай. Кони сена не едят, Все на Мишеньку глядят. Миша спит по ночам И растет по часам. Ай, бай, бай, бай, Не ходи ты к нам, Бабай» (колыбельная песня).

БАГАН — дух-покровитель рогатого скота, он охраняет их от болезненных припадков и умножает приплод, а в случае гнева своего творит самок бесплодными или убивает ягнят и телят при самом их рождении. Белорусы отделяют для него в коровьих и овечьих хлевах особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном: здесь-то и поселяется баган. Сеном из его яслей они кормят отелившуюся корову, как целебным лекарством.

БАЕННИК (банник, лазник, байник, банный) — нечистый дух из нежити, который поселяется во всякой бане за каменкой, всего же чаще под полком, на котором обычно парятся. Всему русскому люду известен он за злого недоброхота. «Нет злее банника, да нет его добрее», — говорят в коренной Новгородчине, но твердо верят в его готовность вредить и строго соблюдают правила угодничества и заискивания. Полагают, что баенник всегда моется после всех, а потому четвертой перемены или четвертого пара все боятся: «он» накинется, станет бросаться горячими камнями, плескаться кипятком; если не убежишь умеючи, т.е. задом наперед, он может совсем зашпарить. Этот час (т.е. после трех перемен) дух считает своим и позволяет мыться только чертям: для людей же банная пара полагается около 5-7 часов пополудни. Баенник стремится владеть баней нераздельно и бывает недоволен всяким, покусившимся на его права, хотя бы и временно. Зная про то, редкий путник, застигнутый ночью, решится искать здесь приюта. Так как на баеннике лежит прямая обязанность удалять из бани угар, то в его же праве наводить угар на тех, кем он недоволен. Заискивают расположение баенника тем, что приносят ему угощение из куска ржаного хлеба, круто посыпанного крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него силу, ему приносят в дар черную курицу. Баенник старается быть невидимым, хотя некоторые уверяют, что видали его и что он старик, как и все духи, ему сродные: недаром же они прожили на белом свете такое неисчислимое количество лет.

Кощей Бессмертный (Кащей)

Один из хорошо известных нам старославянских отрицательных персонажей, обычно представляемый в виде худого, скелетообразного старика с отталкивающей внешностью. Агрессивен, мстителен, жаден и скуп. Трудно сказать, был ли он персонификацией внешних врагов славян, злым духом, могущественным волшебником или уникальной разновидностью нежити.

Бесспорно, что Кощей владел очень сильной магией, сторонился людей и часто занимался излюбленным для всех злодеев в мире делом — похищал девушек. В отечественной фантастике образ Кощея довольно популярен, причем его представляют по-разному: в комическом свете («Остров Русь» Лукьяненко и Буркина), или, например, киборгом («Судьба Кощея в киберозойскую эру» Александра Тюрина).

«Фирменной» особенностью Кощея было бессмертие, причем далеко не абсолютное. Как мы все наверняка помним, на волшебном острове Буяне (способным внезапно исчезать и появляться перед путешественниками) стоит большой старый дуб, на котором висит сундук. В сундуке сидит заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — волшебная игла, где спрятана смерть Кощея. Его можно убить, сломав эту иглу (по некоторым версиям — разбив яйцо об голову Кощея).

Где живет леший?

Как правило, обитают существа в любой точке леса. Иногда появляться дух может в полях либо деревнях. Самое любимое место Лешего — это старые ели. Свой дом он поможет обустроить также в дупле, лесных домиках либо в тайных пещерах. Рядом с домом хозяина леса человек обязательно заблудится.

Вместе с сущностью обязательно живут различные животные. Считается, что к дому Лешего приходят звери перед смертью. В некоторых легендах указывается, что хозяин может жить со своей женой. Нередко ею является похищенная девушка. В некоторых мифах указано, что в такой семье могут быть даже дети (свои, либо похищенные у людей).

Люди верили, что у данного существа есть даже свое хозяйство. Все животные, птицы, которые находились на территории леса принадлежали ему. Миграцию зверей люди объясняли тоже с магической точки зрения — Леший проиграл кого-то из животных другому Лешему и поэтому звери уходили к новому хозяину в другие места.

Кто это такой в славянских мифах?

Леший – дух-покровитель и хозяин леса в мифологии славян. Почитание этого персонажа присутствует по большей части в культуре восточных славян. Вероятно, в какой-то мере это связано с характером местности, в которой им приходилось селиться. Лес, граничивший практически с каждой деревней, был одновременно и кормильцем и угрозой.


Мысль о том, что у леса есть разумный хозяин, казалась весьма привлекательной – опасность уже не казалась обезличенной, и возникал шанс договориться.

Происхождение леших достоверно неизвестно. В одних регионах их считали проклятыми или потерявшимися в лесу людьми, в других – покойниками, которые умерли не своей смертью и не нашли успокоения. В эпоху христианства леших иногда причисляли к проклятым ангелам, низвергнутым на землю.

В каждом регионе лесного духа называли по-своему:

  • вольный;
  • шатун;
  • дядя большой;
  • водило;
  • полесовик;
  • лешак;
  • лесной дедушка;
  • волосатик и т.д.

Основное занятие лешего следить за порядком в своих владениях. Вся лесная живность находится в его подчинении. Самый любимый зверь у него – медведь, только его берет лесной хозяин себе в услужение.Покровительствует пастухам и охотникам, особенно тем, кто относится с уважением к лесу и его обитателям.

Предлагаем посмотреть познавательное видео том, кто такой леший:

Баба Яга в славянской мифологии — персонаж, которого мы знаем

Баба Яга в исполнении Георгия Миллера

Баба Яга — грозная славянская колдунья. В арсенале у ведьмы разнообразные артефакты: ступа, метла, плащ невидимка, сапоги-скороходы.

Сказки описывают место обитания Бабы Яги так: высокий забор из человеческих костей вокруг избы, на заборе расположены черепа, роль засова играет человеческая нога, а замок — это рот с острыми зубами. Сама колдунья полуслепая, с металлическими зубами и костяной ногой.

Злобная и коварная колдунья всё время пытается завлечь кого-то в свой дом, зажарить в печи младенцев и старается убить добрых молодцев.

На самом деле такой образ далеко не уникален и встречается не только в славянской, но и в скандинавской, тюркской и иранской мифологии. Похожая колдунья даже есть в африканских легендах.

Однако стоит ли верить образу, который сформировали нам сказки в детстве? Все становится немного более ясно, если вспомнить о древнем обществе и матриархате. В давние времена для того, чтобы стать взрослым, необходимо было владеть определенными навыками и доказать, что человек действительно ими владеет.

Если говорить о матриархате, то подобное решение (стал взрослым человек или нет) принимается женщиной. Матриархат закончился, а вот функция главной женщины осталась. Вполне логично предположить, что такие женщины стали отныне жрицами, которые стали вынуждены уходить в леса.

С завершением матриархата жрицы становятся отшельницами и уже проживают отдельно от других людей. Они все также продолжали испытывать «претендентов на взрослость».

Задумывались, какие ситуации описывают сказки, если главный герой мужчина? Попадая в плен к ведьме, он должен выполнить какие-то задания. На самом деле они были вполне просты, для прохождения испытания необходимо было кого-то поймать, что-то принести, дров наколоть, кого-то победить.

А разве не подобным образом мужчина мог доказать, что он состоялся  как воин, как человек, способный найти себе пропитание, защитить свою будущую жену, род?

Если говорить о женщинах, встречающихся в подобных сказках, то в основном это царевны, особенные красавицы и рукодельницы. Если мы посмотрим на этих девушек, то поймем, что именно такие женщины могли стать женами князей, либо сами претендовали на какую-то значимую роль в обществе.

Протестировать таких претенденток явно не могли обычные родственники. Сделать это должна была именно старшая жрица. В данном случае задания, назначаемые Бабой Ягу были также естественными: приготовить, пошить, убрать.

Таким образом можно прийти к тому, что Баба Яга действительно существовала. Однако это был собирательный образ всех тех жриц, чья цель была — помогать людям, а не вредить.

Добавить комментарий