Магия и эзотерика

Добрые и злые духи славян

Мифические существа

В славянской мифологии многие существа не только являются помощниками богов, но и сами обладают магическими способностями. Люди боялись злых чудищ и верили в доброту духов.

Бестиарий — сборник древних верований, дошедший до наших дней, описывает мифических существ в виде умных животных. Одних человеческая фантазия наградила различными добродетелями — верностью, отвагой и мужеством, других — мелочностью, зловредностью и завистью.

  1. Гигантский змей Аспид — это существо стояло во главе темного войска. Выглядел Аспид устрашающе — огромного размера летающее чудовище, с клювом и двумя длинными хоботами. Крылья его пылали огнем. Зверь обитает в небесах в одиночестве, поскольку никто не может вынести существо с таким черным сердцем. Он неуязвим, его не может одолеть даже самое сильное оружие. Аспид был способен на коварные поступки, его съедала внутренняя злость, которая толкала на преступления.
  2. Птица Гамаюн — певец божественных вестей. Это существо славяне очень любили. Увидеть его могли лишь избранные. Волшебная птица обладала добрым нравом, поступая по отношению к людям честно и справедливо. Гамаюн — очень умное существо, которое знает ответы на все вопросы, ему открыты глубинные тайны и знания. Птица выступала мудрым советчиком, главное было задать правильный вопрос. Живет магическое существо на острове Буяне. Древние славяне считали, что Гамаюн — это животное с головой прекрасной девушки и птичьим туловищем.
  3. Юша — змей, несущий планету. Хоть это существо было устрашающих гигантских размеров, оно обладало добрым нравом. Юша имеет много общего со скандинавским Ермунгандом. Наши предки верили в то, что змей обернут вокруг планеты и не дает ей упасть в бездну. Пока существо держит землю, в мире царит стабильность и спокойствие. Согласно верованиям, если мифическое существо, пребывающее во сне, ворочалось или вздыхало, случались землетрясения.
  4. Упырь — так обобщенно славяне называли зловредных созданий, пугавших их. Когда-то они были людьми, которые сбились с праведного пути и ступили на темную сторону. После смерти они превратились в чудищ, способных причинить вред человеку. Побороть упыря непросто. Для этого понадобится не дюжая сила, проворность и волшебное оружие из серебра. По другой версии упыри — это умершие люди, не нашедшие упокоения и непогребенные должным образом. Чтобы защититься от этих злых существ, наши предки носили красную шерстяную нить. Использовали огонь и магические заклятья. Упырям чужды чувства сострадания и жалости. Они убивали людей, выпивая их кровь.
  5. Огненный сокол Рарог — волшебное существо, изображенное на гербе славян. Эта птица была выбрана неслучайно. Соколы никогда не нападают на своих врагов из-за спины и не причиняют вред противнику, которого победили. В славянской мифологии Рарог — божественный вестник. Он первым узнавал важные новости и доносил их до мира людей. Помогала эта удивительная птица общаться между собой и божественным существам.
  6. Великан Горыня — это мифическое существо помогало создавать мир. Он стоит на страже подземного царства, внимательно наблюдая за тем, чтобы ни один злой дух не вырвался на свободу. В названии этого существа воплотилась аллегория — огромен, как гора. Славяне считали, что сила без ума ничего не стоит и приносит лишь беды и разрушения. В мифах Горыня, ответственно подходя к порученному ему заданию, уберегает мир от хаоса.

Бог славян Хорс и его воплощения

Хорс — сын Рода и брат Велеса. Это бог Солнца в Древней Руси. Лик Хорса, как солнечный день — желтый, лучистый, ослепительно яркий. У него 4 воплощения:

  • Коляда
  • Ярило
  • Даждьбог
  • Сварог.

Каждая ипостась действует в определенный ей сезон года, и люди ждут от каждого божественного воплощения помощи, с чем и связаны соответствующие ритуалы и обряды.

1. Бог славян Коляда 

Коляда начинает годичный цикл и владычествует со дня зимнего солнцестояния до весеннего равноденствия (22 декабря – 21 марта). В декабре люди приветствуют молодое Солнце и восхваляют Коляду ритуальными песнями; празднества длятся до 7 января. Это Святки.

Хозяева к этому времени забивают домашнюю животину, открывают соленья, запасы везут на ярмарки. На всем протяжении Святок люди устраивают посиделки, обильные застолья, гадают, веселятся, сватаются и играют свадьбы. В общем, ничегонеделанье становится вполне законным. Коляда потчует своей милостью всех благодетелей, которые проявляют милосердие и щедрость к бедным.

2. Бог славян Ярило

Он же Яровит, Руевит, Яр — солнечный бог юного возраста с ликом босоногого молодца на белом коне. Куда глянет — всходы взойдут, где пройдет — травы заколосятся. На голове его — венец из колосьев, в левой руке он держит лук и стрелы, в правой — вожжи. Его время — от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния (22 марта – 21 июня). У людей в доме запасы истощены, а работы много. Когда солнце повернуло вспять, то и напряжение в трудах спало, время Даждьбога настало.

3. Бог славян Даждьбог

Он же Купала или Купайла — солнечный бог с ликом мужчины зрелого возраста. Его время — от летнего солнцестояния до осеннего равноденствия (22 июня – 23 сентября). Празднество по случаю встречи по причине занятости откладывается 6-7 июля. В эту таинственную ночь люди сжигают Ярилу (вернее чучело) на большом костре и перепрыгивают через него, девушки пускают по реке плетеные из цветов венки. Все ищут цветущий папоротник желаний. В этот сезон работы тоже немало: покосы, заготовка плодов, починка дома, подготовка саней.

4. Бог славян Сварог

Усталое Солнце опускается всё ниже к горизонту. В его косых лучах убеленный сединой высокий, крепкий старец Сварог (он же Световид) принимает эстафету властвования. Он смотрит на север, сжимая в своей руке тяжелый меч, которым он разит силы тьмы. Он муж Земли, отец Даждьбога и всех других богов природных явлений. Его время с 23 сентября по 21 декабря — период сытости, покоя и достатка. Люди ни о чем не печалятся, устраивают ярмарки, играют свадьбы.

Кикимора

Ведьма или дух умершего

Противоположностью домового была кикимора – злой дух в бытовой славянской мифологии, которая особенно часто встречается в польских и русских историях. Кикимора была ведьмой или духом умершего, который селился в доме и, как правило, рассматривался в качестве источника зла. Обычно кикимора жила за печкой или в подвале дома и начинала шуметь, когда становилась голодной. Большую часть времени кикимора терроризировала семью, особенно если в доме не было порядка.

Согласно славянским традициям, кикимора входила в дом через замочную скважину и пыталась задушить людей во время сна. Для того, чтобы этого не случилось, на ночь читали молитвы и ставили метлу рядом с дверью. Однако, обычно кикимора пакостила людям, которые не содержали свой дом в порядке. Если ей нравился дом, то она помогала заботиться о курах, а также в других домашних делах.

Иерархия Богов славянской культуры

Положение богов в культуре язычников распределяется в зависимости от старшинства и силы влияния на события мира.

Во главе всего значится Род, являющийся создателем вселенной и первых «старших» богов. Далее значатся Сварог — отец небесный и создатель тверди земной и Лада Богородица ставшая матерью Богов первого поколения, кроме того особняком стоят роженицы и Сварожичи, стоящие у истоков создания мира и борьбы за свет.

На первой ступени значатся Боги обладающие большим влиянием на происходящее в мире и особо почитаемые среди народа.

На среднем уровне иерархии расположились боги в сфере влияния которых находятся плодородие, сельское хозяйство, охота, рыбалка, ремесленничество, торговля, знахарство.

Внизу помощники богов разных уровней — духи. К духам относятся представители света и тьмы в одинаковой мере: домовые, овники, водяники, полуденницы, русалки и другие сущности.

Кроме того существует деление на силы света и тьмы, также есть боги более близкие к людям и наоборот не имеющие с народом точек соприкосновения.

Это интересно: Славянофильство и западничество в философии

Злобное божество Переруг

Мелкий злобный божок Переруг очень похож на Злыдня. Однако за собой он приносит не нищету, а ссоры, склоки и агрессию. Это маленькая сущность, появившись в доме, начинает всячески пакостить и старается рассорить родственников.

Переруг

Переруг невидим, услышать его также невозможно. У таких маленьких божков были даже свои капища и святилища. Славяне всячески старались задобрить этих существ для того, чтобы избежать неприятностей.

Согласно легенде, жрецы не хотели оставаться в святилищах этих божков. Всё из-за того, что они начинали без перерыва ссориться между собой. В конце концов, у одного из святилищ остался только один старец. Однако он постоянно бранился со всеми, кто приходил сюда.

Когда же никого рядом не было, он ругался с самим божеством и специально щипал себя для того, чтобы разозлиться как можно сильнее и еще больше с ним поссориться.

Славянская мифология — это кладезь удивительных легенд и сказаний. Изучая славянсих духов и другую нечисть, можно столкнуться с самыми удивительными персонажами, которые были очень важными в жизни наших предков.

Добрые домашние духи

Задачей некоторых домашних духов является защита дома и его хозяев. Они всячески помогают людям и берегут их от потустороннего зла.

Домовой – самый главный в доме. Хранит дом, следит за порядком в нём и покровительствует другим домашним сущностям.

Домаха
– жена Домового и хозяйка дома. Она оберегает семью, сохраняет очаг.

Люб
– хранитель брачного ложа. Он присматривает за комнатой супругов и отгоняет
злого Нелюба и прочую нечисть, которая может навредить отношениям мужа и жены.

Запечник
– славянский дух очага, дух тепла. Он охраняет тепло и уют в доме. Живёт за
печкой.

Клетник – живет в клети, кладовой. Он верный помощник Домового, которому отведена роль хранителя вещей и ценностей.

Добрые духи славянской мифологии

Хранитель очага — домовой

Домовые, согласно поверьям, жили в каждой избе на чердаке или за печкой. Обычно их изображали в виде крохотных старичков, заросших мягким пухом и на ступнях, и на ладонях. Считалось, что домовой может увидеть будущее человека, если дотронется до него, пока тот спит. Если человек чувствовал, что хранитель дома дотронулся до него мягкой рукой, то его ждали богатство или свадьба, а если рука была холодной, то это сулило болезни или беду.

Дух-домовой был самым настоящим хранителем избы. Он мог навести порядок в доме, а мог и навредить: испортить продукты, извести скотину или даже заплести сотню косичек на голове у нерадивой хозяйки дома. Поэтому домовых старались всячески задабривать, оставляя им сладости и молоко и приговаривая: «Дедушка-домовеюшка, защити и охрани наш дом».

Покровитель леса — леший

Приходилось славянам дружить не только с домашними духами, но и с дикими. Крестьяне часто ходили в лес по грибы и на охоту, поэтому они старались дружить с царём леса лешим и не злить его. Наши предки верили, что путника, навредившего лесу, дух может направить по неверному пути и извести.

Чаще всего лешего представляли как старичка с бородой, который был весь покрыт корой и мхом. Считалось, что лешими становились самоубийцы или некрещёные умершие дети, поэтому лешие были проводниками в мир духов. И под влиянием этого духа несчастные заблудившиеся в лесу могли попасть в потусторонний мир. А чтобы попасть обратно в мир живых, путнику следовало снять всю одежду или хотя бы кафтан и, вывернув их наизнанку, надеть обратно.

Богини вод и лесов — русалки

Многие славянские племена верили, что в водоёмах живут русалки, которыми становились умершие до замужества девицы. В разных регионах их представляли по-разному: где-то они были прекрасными зеленоволосыми девами, а где-то — безобразными седыми старухами.

Чтобы задобрить русалок, славяне оставляли на берегах озёр и рек небольшие подношения. В ответ на это водные девы могли помочь вернуть заплутавшую скотину или заставить ближайшие земли плодоносить. Но чаще всего русалки пугали неосторожных купальщиков, могли утащить их на дно или даже украсть с берега оставленного без присмотра ребёнка.

Неоднозначный образ

Главным праздником мавок является Русальная неделя. Именно в это время они чувствуют себя истинными властителями лесов. На Русальной неделе мавки могут подойти ближе к человеческому жилью, нередко прогуливаются днём в полях, собирают цветы, поют песни.

Мавки не были исключительно негативными персонажами сказаний. Люди говорили, что благодаря этим существам весной появляются зелень и цветы. С наступлением тёплых дней мавки радуются солнцу и свету. В зимнее время они, как и русалки, спят в своих лесных жилищах, местонахождение которых человеку неведомо.

Лесная Мавка / Наталья Тимонова / timanova.com

Славянская нечисть – Аспид

Змей Аспид

Еще один известный персонаж славянской мифологии – это Аспид. Представляли наши предки его в образе огромного змея, который способен дышать огнем. Вместо пасти у него огромный птичий клюв.

Крылья у змея черного цвета. Однако при попадании на них солнечного цвета становятся они разноцветными. Живет Аспид в горах и лесах, охотится всегда на небольшом расстоянии от своего места обитания.

Снова на земле, повторив церемонию правильно, поскольку Изанаги теперь первым произнес слова любви, у них было четырнадцать детей, которые образовали восемь великих островов и шесть меньших из Японии. Но рождение Кагу-цучи было ужасно для Изанами, который, пожираемый огнем, попал в страшную боль, извиваясь между рвотой, экскрементом и мочой, из которой бог и монтеметаллическая богиня, бог и богиня глины, бог урожая и богиня водяной змеи. Съеденный со стола земли мертвых, и поэтому он не мог покинуть этот несчастный участок, за исключением специальной лицензии бога ада.

Рацион его питания – это свиньи и крупный рогатый скот. Однако, если змей очень проголодается, то может напасть даже на человека. Господствует нечисть на большой территории и других особей на неё не пускает.

Единственная возможность убить змея – это сжечь его. Однако он никогда не подлетает к огню и не садится на землю, только на камень. Тем не менее существует метод, позволяющий поймать чудовище. Для этого необходимо издать трубный звук, который приведет змея в ярость. В гневе он не контролирует свои движения и бросается на всё, что издает такой звук. Это поможет заманить чудовище в ловушку.

С этим обещанием Идзанами исчез в черном интерьере. Прошло время, и возлюбленный не вернулся, так что Изанаги взял зуб с гребня, поджег его, как будто он был паутиной, и пошел так же, как раньше видел Изанами. Там он нашел ее среди червей, которые ее пожирали, и это были только восемь богов грома, которые родились от разложения ее трупа. Изанаги был еще более напуган, услышав натиск Изанами, из-за того, что он унизил его созерцанием его постыдного состояния. Изанаги сражался с мечом позади него, убивая тех, кто подошел слишком близко, и он продолжал, пока не добрался до Идзумо, где был ад, где он мог поймать три спелых персика, которые он бросил против своих многочисленных преследователей, управляя, чтобы заставить их всех в бегах.

Мавки – создания мира Нави

В славянских преданиях мавки являются достаточно часто встречающимися персонажами. Они напоминают известных всем русалок. Но основное различие в местах обитания. Если русалочья среда – это водная стихия, то обителью мавок всегда остаётся лес.

Кстати, многое о сущности мавок говорит их второй вариант именования – “навки”. Это слово напрямую связано с Навью, а ведь именно так наши предки называли самый тёмный и непознанный из миров, где обитали представители нечисти. В отличие от привычной для людей Яви, мир Нави представлял собой запретную территорию для земных существ (и, что примечательно, для большинства богов тоже).

Истории о мавках более всего были распространены на территории Украины и южнорусских землях. В дальнейшем образ навки превратился в русалочий, а черты “лесной панночки” исчезли. Нередко в легендах звучит утверждение, будто мавки и русалки водят дружбу. В период Зелёных святок эти существа празднуют собственную русалочью или мавскую Пасху.

Мавки – это славянская нечисть / Max Kostin / maxkostin.artstation.com

Велес

Велес – олицетворение всего зла и антагонист верховного бога

В древней славянской мифологии есть бог, который является олицетворением зла и антагонистом верховного бога Перуна. Речь идет о Велесе. Ученые обнаружили множество источников, подтверждающих влияние Велеса на древних славян. В славянских мифах Велес представлял собой сверхъестественную силу, отвечающую за землю, воду, подземный мир. Его также связывают с магией и крупным рогатым скотом. Славяне считали, что Перун и Велес находились в постоянном противостоянии, и Перун защищал человеческий мир от Велеса. Тем не менее, строилось множество храмов, посвященных Велесу. Он также являлся покровителем музыкантов и богатства. Поскольку древние славяне обычно не имели четкого различия между добром и злом, Велес не считался полностью плохим.

Лесные духи в славянской мифологии

Как считали древние предки славян, лес – это пристанище множества духов, которые разделялись на добрых и злых, а также выполняли некоторые свои природные функции: кто помогал заплутавшим выйти из леса, кто наоборот затягивал людей как можно глубже, кто шелестел листьями, кто помогал грибам расти и т.д. Количество лесных духов просто поражает, но существовал ряд основных, о котором знал каждый человек и старался почитать, чтобы не назвать беду.

Дед Лесовик: очень многие путают Деда Лесовика с Лешим, так как в некоторых областях его именно так и называли, но в других районах Древней Руси он значительно отличался от своего «тезки» как внешне, так и по своей натуре. Его руки и ноги были покрыты толстой деревянной корой, волосы и длинная борода были обвиты плющом, а на щеках, как правило, рос мох. Помимо этого на темечке Деда Лесовика всегда красовалось маленькое птичье гнездо. Вот так выглядел этот добрый лесной дух у восточных славян. Чем же он занимался?

Дед Лесовик, как правило, помогал людям, которые заблудились в лесу, выйти на тропинку, ведущую в ближайшую деревню. Чтобы этот лесной дух помог, к нему обычно обращались со словами – «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к своему дому привык». Если же в лесу, где часто ходили люди, Леший шалил, то в дупло дерева клали маленькую записку с жалобой на этого духа, и тогда добрый Дед Лесовик рассудит все по совести и справедливости.

Духи Колтки: колтки были весьма забавными малорослыми и добродушными лесными созданиями. Их примечательность заключалась в том, что помимо небольшого роста они также имели по два лица, причем второе находилось в области живота. Эти лесные духи-крошки были хромоножками, а также очень любили пошуметь и поболтать. Жили они, как сказано в писаниях «Сокровища Ретры» Андреасса Г. Маша 1771 года, в зарослях бузины. Этот лесной дух у славян сохранил о себе писания не только на территории современной Российской Федерации, но и на территории Западной Украины.

Известно, что колтки могли пойти на службу к людям, если те часто приносили им вкусные угощения. Если человек нанял колтки, то они, при прибытии к жилищу своего нанимателя, оповещали всех вокруг об этом. То они съедят всю еду, которую хозяева приготовили рабочим, то соберут мусор во дворе в одну кучу, то кинут мелкий мусор в молоко (последнее является испытанием для новых хозяев, поэтому, если те выпивают молоко с мусором, то колтки остаются у них). Пройдя последнее испытание, колтки начинают выполнять любое приказание своих хозяев, а также дополнительно начинали добывать различные припасы в дом, чаще всего с соседских участков.

Листин и Листина: Листин и Листина – это супружеская пара лесных духов очень солидного возраста, которые имеют особый круг обязанностей.

Боровик и Боровички: лесной дух Боровик имеет несколько имен – Боровой и Подгрибовник. Как описано в поверьях, Боровик – начальник всех боровичков, мелких духов-хозяев грибов, которые в основном живут под рыжиками и груздями. Боровик же был духом бора, выглядел как бурый медведь, хотя и не имел хвоста. Как правило, к Боровику обращались люди с просьбами найти или же вернуть домой тех, кто пропал в лесу или же заболел после того, как побывал в нем. Просьба эта была весьма своеобразной, и даже жестокой. Чтобы попросить что-то у Боровика, нужно было принести в бор любую кошку и начать её душить.

Другие лесные духи славян

В лесу действительно жило множество лесных духов. Например, под началом Деда Лесовика находились такие духи, как Кустич (хозяйничал в кустах), Листич или же Листовик (оберегал листву), Корневик, Травник и Стебловик.

Кто такой Леший?

Леший – одни из главных злых духов, о котором постоянно упоминается в различных фольклорных описаниях. У Лешого также имеется множество различных имен: лешак, лесной дядя, дикинький мужичок, лесной херувим, лисун, праведный леса и другие. Согласно древней славянской мифологии, Леший – дух-хранитель леса. Облик его, как и имя, в разных регионах представлялся по-разному. Где-то его представляли как огромного медведя, где-то как высокого страшного старика, козлоногого и рогатого существа, дерева. Среди его особых примет в каждом образе выделяется отсутствие бровей и ресниц, а также правого уха, зеленый огонь в глазах и длинные серо-зеленые волосы, которые зачесаны на левую сторону.

Места, где проживал Леший, всегда люди обходили стороной. Тем не менее, перед входом в лес всегда полагалось спрашивать разрешения у лесного дяди, ведь он не просто дух, а хранитель всей растительности лесной, и в то же время является медвежьим и волчьим пастухом.

Лешему часто приписывали, что он пугал людей своим диким хохотом, а иногда водил заплутавших кругами по лесу. Те, кто в итоге оказался его жертвой, ни в коем случае не должен был есть, а также иметь при себе липовую дощечку без коры (литовку). Также, чтобы оградить себя от лешего, советовали перевернуть стельку в обуви снизу вверх и вывернуть наизнанку всю одежду. Самое главное – не злить Лешего, особенно бранью, так как он этого очень не любил.

Злыдень — злобный дух

Злобный дух, который может обитать в человеческих домах и в чаще леса — это Злыдень. Наши предки были уверены, что это нечисть, которая способна увести из дома все богатство и притянуть в него бедность. Считается, что где поселится этот дух, там будет царить нищета.

Злыдень

В былинах Злыдня идентично белому ходаку из сериала Игра Престолов. Нечисть абсолютно невидима, но вы можете услышать его. Люди верили, что он общался с теми, в чьем доме он поселился. Главный враг Злыдня — Домовой. Добрый дедушка не пускает нищету в дом. Но если ей удастся пробраться, то вытравить ее будет очень тяжело.

Иногда духи селятся по несколько особей. Бывает такое, что в одном доме обитает целых 12 существ. Чаще всего прячется Злыдень в теплых печах, в сундуках либо шкафах. Неудачи, посылаемые Злыднем, будут ходить за человеком по пятам ровно до тех пор, пока он не избавится от духа.

То, что в доме поселился Злыдень, говорит о том, что беда приключилась с Домовым. Возможно, он слишком ослаблен либо вовсе исчез из этого жилища.

Несмотря на то что Злыдни сами по себе слабые, победить их весьма непросто. Легче не дать им проникнуть в дом. Для этого наносились на дверях солнечные знаки. Считалось, что чем больше подобных символов в помещении, тем больше вероятность того, что нищета не проникнет дом.

Злобное божество Переруг

Мелкий злобный божок Переруг очень похож на Злыдня. Однако за собой он приносит не нищету, а ссоры, склоки и агрессию. Это маленькая сущность, появившись в доме, начинает всячески пакостить и старается рассорить родственников.

Полный список богов небесной, земной и подземной сферы, а также разнообразных духов. Дается с описанием.

Боги славян небесной сферы
человеческую душуданном случаеВосточные славянекрылатому псуМлечный Путь Боги славян средней сферы
славянская богинясемейному очагудлинными рукамибогиню Мокошьбелый цветмудрые советыправой рукебалтийскими славянамипосвященные богамсолнечного светаДревней Руси Славянские боги нижней сферы
славянского дняправую ногузлой силынечистой силымагической силойЖенский образПозднейшая литератураru

Существует ли водяной

Хозяин вод, водяной дедушка — еще один популярный персонаж славянской мифологии. Он является воплощением стихии воды, как отрицательного и опасного начала.

Чаще всего представляли себе люди его в виде обнаженного и весьма тучного старичка с большими выпученными глазами и хвостом, покрытой рыбьей чешуей. Зачастую водяной покрыт тиной, водорослями. У него длинная борода и усы.

Bодяной

Считалось, что этот дух мог превратиться в любую рыбу, птицу, бревно, утопленника. В некоторых источниках указывается, что домовой также мог превращаться в детей и лошадей. Обитает этот дух в болотах, реках, водоворотах, на заброшенных водяных мельницах. Каждый народ имеет свои особенные легенды, связанные с водяным.

Например, на Украине верили, что до Крещения водяной сидел в воде, а после этого переходил в лозу. Потом он выходил на сушу и сидел в прибрежной траве аж до Спаса.

Белорусы же считали, что перед Крещением этот дух ходит по селу и требует у людей сани для того, чтобы вывезти своих детей из водоема перед его освящением. Именно поэтому перед Крещением необходимо было перевернуть вверх ногами все сани для того, чтобы нечисть не могла ими воспользоваться.

Пасечники считали, что данный дух является покровителем пчел. В ночь на Яблочный спас все пчеловоды в обязательном порядке приносили дары водяному духу. Чаще всего это были мед и воск, который необходимо было бросить в пруд. Сопровождать Водяного могут Болотник и Водяницы.

Здухач

Деревенский шаман

У славянских народов до христианства колдовство являлось важной частью культуры. Ведьмы и колдуны защищали людей и поселения от злодеев и духов

Главными среди таких защитников древних славян были здухачи – люди, которые использовали сверхъестественные силы, чтобы защитить свою деревню и нападать на другие деревни. Ученые предполагают, что традиции здухачей скорее всего – измененная форма евразийского шаманства.

Шаманские традиции, скорее всего, были были доставлены на запад транссибирскими финно-угорскими и уральскими этническими группами. Древние славяне были суеверными люди, и идея сверхъестественного защитника хорошо вписалась в их систему убеждений.

Добавить комментарий