Горячие новости

Богослужение

В этот день соблюдается строгий пост, во время которого не принимают продукты животного происхождения. Облачения священнослужителей фиолетового цвета.

Служба ведется по Минее (книге, где утвержден порядок и тексты богослужений в зависимости от праздника).

Начинается празднование с малой вечери. Священник выносит Святой Крест и кладет его на блюдо, установленное на жертвенник, укрытый покрывалом. Священное дерево украшают венком из живых цветов.

Перед началом всенощной иерей и диакон подходят к жертвеннику и поют псалмы, указанные в Минее. Во время пения священнослужитель берет блюдо со Святым Деревом и устанавливает себе на голову и направляется к престолу. Перед ним идет свеченосец со свечой и дьякон с кадилом. Крест кладут на престол, перед ним зажигают свечу на подсвечнике. Во время бдения на утрене читают Евангелие, поют канон и стихиры.

До начала Великого славословия священник облачается в праздничные одежды. Во время пения славословия предстоятель и диакон трижды обходят престол и совершают каждение. Заканчивается славословие пением Трисвятого, во время которого священник три раза кланяется до земли и поднимает блюдо с реликвией на голову.

Он выходит из алтаря до середины храма, кладет Крест на аналой. Рядом с ним идут свеченосец со свечой и дьякон с кадилом. Священнослужители три раза обходят аналой, совершая каждение. Заканчивается служба троекратным земным поклоном предстоятеля, хора, целованием Креста, помазанием елеем верующих и ектенией.

Крест лежит на аналое до 21 сентября. В этот день исполняется литургия, во время которой (после пения тропаря и кондака) Крест уносится в алтарь.

Как выглядит икона?

Сюжет иконы с одноименным празднику названием в его нынешней графике установился в иконописи России в XV–XVI столетиях. Он же и самый распространенный.

Вся представленная на полотне сцена – многолюдная композиция, за фигурами которой виден храм с одним куполом. Центром композиции является патриарх, стоящий на амвоне, подняв над собой Крест, украшенный растительными ветками. Предстоятеля с обеих сторон поддерживают дьяконы.

Передний план заполнен изображениями святых, певцов, тех, кто пришел преклониться перед чудесной находкой. В сени символического алтаря, справа, обычно написаны фигуры святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены.

Существуют варианты с изображением чудес, происшедших при идентификации крестов.

Более ранние иконографические варианты представляют изображения свв. Константина и Елены или держащими в руках Крест, или стоящими по обе его стороны.

Действующие московские храмы Воздвижения

  • Старообрядческая церковь Воздвижения. Находится в Преображенском районе города Москвы. Храм построен к тысяча восемьсот одиннадцатому году на женской территории Преображенской общины. Старообрядческая церковь Воздвижения Креста Господня продолжает работать, хотя ценности при советской власти были перевезены в Крестовоздвиженский храм.
  • Алтуфьевская Воздвиженская церковь. Создан храм под руководством И. И. Вельяминова к тысяча семьсот шестьдесят третьему году на территории усадьбы Алтуфьева, недалеко от пруда. Церковь входит в Троицкий благочиннический округ Московской Епархии, действует до сих пор.
  • Воздвиженский храм на Чистом Вражке. Входит в Центральный благочиннический округ Епархии города Москвы. Название получил от оврага, по которому вывозили в девятнадцатом веке навоз с царских конюшен. Храм построили к тысяча семьсот восьмому году. Советский период наложил свой отпечаток на религиозную деятельность, но с 1992 года богослужения возобновились. Так что нынешние христиане также могут послушать акафист Воздвижению Креста Господня.
  • Черкизовский Воздвиженский храм. Его еще называют церковью Илии Пророка. Ныне входит в Воскресенский благочиннический округ Московской Епархии. Основан храм Ильей Озаковым в четырнадцатом веке. Дважды церковь реконструировалась, но не из-за советских антирелигиозных взглядов, а из-за недостаточного места для прихожан. Это один из немногих храмов, который устоял в советский период, так как прихожане с духовенством отправили миллион рублей И. В. Сталину на нужды солдат Великой Отечественной Войны.
  • Иерусалимский женский Воздвиженский монастырь. Построен к тысяча восемьсот шестьдесят пятому году в Домодедовском районе Московской области. Ранее здесь располагалась богадельня, которая со временем превратилась в общину, на территории которой было выстроено три храма: Богоматери Успения, Божьей матери Иерусалимской, и третий храм — «Воздвижение Креста Господня» (икона с изображением креста и образа Девы Марии находилась в каждой церкви). В советское время монастырь закрылся, но уже в годы перестройки (1992 год) был передан Московской Патриархии для продолжения религиозной деятельности.
  • Брусенский Успенский женский монастырь. Находится на территории Коломны Московской области. Изначально основан к тысяча пятьсот пятьдесят второму году как мужской храм, но просуществовал в таком виде до Смутного времени. Женский монастырь, несмотря на многие религиозные постройки, советскими властями был закрыт, а потом частично разрушен. С 1997 года постройки стали восстанавливать, а к 2006 году весь монастырь был восстановлен.
  • Коломенская церковь «Воздвижение Креста господня». Молитва проходила в церковный одноименный праздник с 1764 года. Но спустя семьдесят три года церковь была перестроена на средства сестер Н. К. Колесниковой и М. К. Шараповой. При советской власти здесь располагалась картонажная фабрика. На сегодняшний момент церковь действует как объект культурного наследия России.
  • Воздвиженский храм в Дарне. Относится к Истринскому благочинническому округу Московской епархии. Изначально храм заработал с 1686 года. После пожара в восемнадцатом веке был заново построен Лазарем Гниловским к 1895-му году, по проекту русского архитектора Сергея Шервуда. Однако еще пять лет продолжались строительные работы на территории церкви, куда входили школа, ограда, дома священников, собственный кирпичный завод. Во время Отечественной войны храм был полностью разрушен, с 1991 года отдан во владение церкви. Долгие десятилетия шли реставрационные и восстановительные работы.

О чем просят и в чем помогает образ

Страстная молитва, обращенная к иконе, дарит чудесное избавление от болей и хворей, прогоняет неизлечимые болезни, дает надежду страждущим. Обращаются с мольбой к Кресту Спасителя, его образу и чудотворной силе. Просят покоя, укрепления, исцеления ран, выздоровления после тяжелых операций. Помогает икона от зубных болей, при воспалении суставов, от хронических мигреней.

Излечение от бесплодия

Чистая, искренняя молитва, вознесенная к святому образу, иконе, помогает женщинам зачать ребенка. Даже если все врачи наперебой заявляют об их бесплодии

Не важно, как молящаяся будет обращаться к иконе – вслух или мысленно. Главное, чтобы это было от души

Помощь при родах

Обычно роженицы, их родственники (матери) традиционно возносят молитву Богородице, ее образу на иконе. Она – защитница всех женщин, Матерь Божья. Обращение к иконе Животворящего Креста может оказаться не менее эффективным. Если молитва возносится в памятную дату Воздвижения, то для всех православных обязателен строгий пост: накладывается запрет на яйца, мясо, рыбу – продукты животного происхождения, а также молочные.

Исцеление различных болезней

Перечень недугов, от которых можно избавиться силой обращенной к иконе, Кресту молитвы, удивительно широк. Сюда относятся как телесные, так и душевные хвори. Вообще, как утверждают пастыри, любая искренняя молитва, независимо от того, кому она адресована, творит чудеса. Главное – верить в силу слова и обратить всю страсть в мольбу, обращение к святому символу.

В качестве примера исцеления верующие приводят следующий случай: однажды у одного мужчины, в Бога и чудеса не верующего, очень сильно воспалились десны. Боль мучила его сутки напролет, мешая и спать, и есть, и просто работать. По совету знакомых, взял он немного масла из лампады, стоявшей у иконы, смазал больное место и обратился с молитвой к образу. Все прошло, как будто бы и не было. Мужчина уверовал в силу иконы, а на следующий день страстно и благодарно молился, преклонив перед ней колени.

Дарование душевного покоя и равновесия

Силой слова исцелял душевнобольных и беснующихся Христос. Такой же силой наделен Крест Господень, его изображение. Молиться о снисхождении душевного покоя можно как самим страждущим, так и их близким. В смутные времена чистая, откровенная молитва, обращенная к Кресту, дает душевное спокойствие, прогоняет страхи и неуверенность.

Воздвижение Креста Господня 2021 года: история праздника

Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде.

Император Константин Великий, по чувству благоговения ко Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина — Елена — отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания Креста Господня.

По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший христианство).

Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого Христа.

Узнать Крест Господень было трудно: нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста Господня (по свидетельству многих историков, прикосновением ко Кресту Господню исцелилась находившаяся при смерти женщина).

В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») Святой Крест, показывая его народу.

Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, который был уже установлен в год обретения Святого Древа. Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи.

С 335 года, когда совершено было освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Так как освящение храма совершалось собором епископов, прибывших со всех концов Римской империи, это событие послужило поводом к распространению празднования Воздвижения в этот день во всем христианском мире.

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокою овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет. В 628 году, после победы над персами и заключения мира, Святое Древо Креста Господня было возвращено императором Ираклием в Иерусалим.

Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внёс его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября.

Таким образом, в праздновании Воздвижения соединились два воспоминания: об обретении Креста Господня и возвращении его из плена.

О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене.

А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру.

Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.

Предпразднство и попразднство

Праздник Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня принадлежит к числу двунадесятых. Он имеет один день предпразднства (13 сентября) и семь дней попразднства (с 15 по 21 сентября). Отдание праздника – 21 сентября.

Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.

История происхождения

Утерянный крест был обретен при прямом участии царицы Елены и то после изнурительных поисков. Случилось это в 326 году. Ее сын, царедворец Константин, вознамерился возвести храмы в Палестинских землях, где жил Спаситель. Но для этого ему понадобилось распятие, на котором Христос был предан мучительной казни.

Святыня была скрыта в одной из пещер, завалена землей. Когда очистили вход, то в глубине нашелся не один, а три креста. Как подсказал епископ Макарий, каждый из них поднесли к больным. И тот, который исцелил все недуги, был принят честным и животворящим, истинным Крестом.

https://youtube.com/watch?v=QkrnKFvPctw

Богослужение Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника — бдение.

Воздвижение — это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Воздвижение креста в Константинополе. 2012 год. Патриарх Варфоломей.

Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Воздвижение Креста. Сирия.

Чин Воздвижения Креста

Чин Воздвижения Креста  совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря Спаси, Господи, люди Твоя…, состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное Господи, помилуй. Кроме того, согласно Иерусалимскому уставу, прежде, чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь (греч. spithame, около 20 см). В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во 2-й пол. XVII в. был изменен порядок осенения сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такой порядок сохраняется до настоящего времени.

Чин Воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Об этом говорит, в частности, разнообразие в описаниях чина в тех или иных памятниках: одни описывают как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие — лишь священника с диаконом. В частности, в ответ на вопрос епископа Сарайского Феогноста отцы Константинопольского Собора 1301 г., сославшись на правила прп. Феодора Студита, разрешили возглавлять этот чин не только архиерею, но и игумену, а свт. Киприан Московский в своем послании от 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник. С другой стороны, в монастырском рукописном Типиконе ГИМ. Син. № 335, нач. XVII в., отмечено, что чин Воздвижения Креста в соборных храмах бывает ежегодно, а в других — только в те годы, когда Крестовоздвижение приходится на субботу или воскресенье.

В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели (Л. 153). Это указание было перенесено и в исправленный Типикон 1682 г. и с тех пор печатается во всех изданиях русского Типикона. В современной практике Русской Церкви чин Воздвижения Креста совершается в соборах, а в монастырях и на приходах — по благословению правящего архиерея. В современной практике греческих Церквей, напротив, чин Воздвижения может совершаться во всех храмах без исключения.

Воздвижение Креста Господня: история

В  день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос.  Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629).

Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.

Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена.

В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру.

Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.

По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.

Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: «Господи, помилуй!»

Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.

Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.

Что означает праздник и как он отмечается?

В день Крестовоздвижения христиане не только поклоняются Кресту, на котором Агнец Божий перенес страдания и муки ради их спасения, не только связывают его с великим историческим событием. Каждый из верующих понимает, что обретенный Крест – это символ победы добра над злом, уничтожение греха, источник безграничной любви.

Воздвигнутый Крест – это как светильник для всей планеты, рассеявший на ней тьму невежества. Христиане с момента крещения носят на себе нательные крестики именно как знаки Христовой победы, защищающие от злых сил. Каждое благое дело начинается с молитвы и крестного знамения. Им же благословляют священники прихожан, матери – детей. Молитвой ко Кресту завершается каждый прожитый день.

Существует и еще одно глубокое значение праздника – оно говорит о времени второго пришествия Спасителя, когда перед грядущим Страшным судом будет новое явление Креста Господня – новое его Воздвижение. Поэтому существование этого праздника настраивает людей на серьезные самоанализ и размышления о духовном, повышенную ответственность за свои поступки.

Во время праздничного богослужения священник торжественно выносит Крест в центр храма и, осенив им все стороны света, возлагает на аналой.

После этого совершается чин поклонения святыне: все присутствующие трижды кладут перед ним земной поклон под пение праздничного тропаря: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Крест остается на аналое в течение недели, чтобы у каждого была возможность поклониться и приложиться к нему в любой день.

Праздничный день отмечен строгим постом: не дозволено есть мясные, молочные, рыбные продукты, блюда из яиц. Допустима пища с использованием растительного масла – подсолнечного или оливкового. Это тоже древняя традиция. По преданию, император Ираклий, когда Крест был возвращен из персидского плена, нес его к храму одетым отнюдь не в царские одежды и босиком. В воспоминание этого им заповедано знаменовать праздник постом.

Икона «Воздвижение Креста Господня»

Икона «Воздвижение Креста Господня» связана с обретением реликвии и одним из главных православных праздников. События, изображенные на иконе, описывают вечную борьбу добра и зла, где победитель всегда один —​ Господь.

Икона «Воздвижение Креста Господня» олицетворяет событие, произошедшее в IV веке нашей эры. Оно связано с обретением святыни, на которой был распят Спаситель. Священные апокрифы повествуют о том, как иноверцы бросили все силы на то, чтобы окончательно стереть с лица земли любые доказательства жизни Иисуса Христа. Под храмом, возведенным язычниками на горе Голгофе в честь своего божества, был спрятан крест, на котором некогда распяли Спасителя. Христиане не утрачивали надежду обрести святыню, и спустя триста лет Животворящий Крест был найден. А чудеса, которые произошли в этот день, были запечатлены на иконе как доказательства победы Господа над ложью и обманом бесчестных людей.

История иконы

После того, как Иисус Христос отдал жизнь свою за грехи всего народа земного, Святой Крест был утерян. Его спрятали иноверцы, а христиане долгое время не могли его найти. Они не утратили надежды, и в IV веке случилось чудо. Недалеко от горы Голгофы в Иерусалиме царица Елена нашла Крест, на котором распяли Спасителя. Она многие годы искала его, но, по слухам, один еврей знал, где был спрятан врагами Животворящий Крест. Елена нашла его в пещере, заваленной мусором, камнями и землей. Чтобы узнать о его подлинности, в разрушенный храм пригласили смертельно больную женщину. Как только она дотронулась до Креста, муки покинули тело ее, она исцелилась, что доказало не только неподдельность реликвии, но и божественную помощь и любовь к каждому живущему на земле. Этот день является одним из важнейших в жизни христиан.

Епископ местной церкви три раза поднял Крест во имя его обретения. Отсюда и пошло название «Воздвижение». Этот праздник считается одним из двенадцати главнейших православных праздников. А иконы, отражающие это событие, служат напоминанием о божественном покровительстве.

Где находится святой образ

Святыня «Воздвижение Креста Господня» хранится во многих церквях нашей страны. В московском храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке располагается икона с наиболее распространенным сюжетом. Более ранние списки можно встретить в Ватикане и Римском монастыре, в Капелле Сан-Сильвестр.

Описание иконы «Воздвижение Креста Господня»

Каждый иконописец видел важные детали события по-своему, поэтому святыни различаются по сюжету и исполнению. В основном на иконе изображена толпа народа, а позади них — церковь. В середине иконы изображен Святитель, воздвигающий Крест над головой своей. Впереди святыни — люди, пришедшие увидеть своими глазами чудо, а справа — правители Константин и Елена, которые помогли верующим вновь обрести Крест Господень.

В чем помогает икона

Перед иконой молятся об исцелении от тяжких недугов, в том числе неизлечимых. Святыня оказывает поддержку женщинам в борьбе с бесплодием. Люди в мольбах просят возле иконы об излечении от боли в зубах, костях, суставах, от хронических болезней. Сила данной святыни оберегает веру, не допускает ее ослабления и направляет на путь истинного счастья и благодати.

Дни празднования

На 27 сентября приходится праздник Воздвижения Святого Креста. Это торжество для всех православных людей считается важным днем. Народ вспоминает о великой жертве Спасителя и о дне обретения Креста.

Молитва перед иконой

«О, Крест Святой! Ты хранитель тела моего и души моей! Ты заступник мой и защитник! Святые, дайте сил мне пройти мой путь до конца! Подарите мне исцеление и уберегите меня от болезней и недугов! Защитите от врагов и духов злых! Да вознесем мы Крест, дабы все ощутили силу его! Укрепите волю мою и сердце мое, подарите благословение да умолите Господа, дабы простил мне грехи мои! Да восславлю я величие Креста Животворящего, ведь пригвожденный Спаситель на нем претерпел страдания за души наши грешные! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

Икона «Воздвижение Креста Господня» помогает нам в полной мере проникнуться событиями того дня, понять значимость великой реликвии. Ведь враги Христа делали все возможное, чтобы осквернить память Его и поселить в сердцах верующих обман и мысль о том, что Спасителя не было. Но в течение трехсот лет вера в Господа была непоколебима, и Бог указал путь. Не забудьте встретить православный праздник, соблюдая все церковные традиции этого дня, и тогда Всевышней озарит и ваш путь светом надежды и счастья. Мы желаем вам мира в душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Воздвижения Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня поклоняемся с трепетом и благодарностью кресту Господню. Как две тысячи лет тому назад, Крест Господень остается для одних соблазном, для других — безумием, но для нас, верующих и спасаемых Крестом Господним, он является силой, он является славой Господней.

Трепетен Крест Господень: это орудие жестокой, мучительной смерти. Самый ужас, который нас охватывает, когда мы взираем на орудие ее, должен нас научить мере любви Господней. Так возлюбил Господь мир, что Он Сына Своего Единородного отдал, для того чтобы спасти мир. И этот мир, после воплощения Слова Божия, после жизни Христовой на земле, после того, как Он провозгласил Божественное учение в слышание всех народов, и после того, как проповедь любви Он подтвердил, доказал смертью без злобы, смертью, к которой не примешалось ни одно мгновение противления, мести, горечи, — после всего этого наш мир уже не прежний. Его судьба не проходит трагически страшно и мучительно перед Божиим судом, потому что Сам Бог вошел в эту судьбу мира, потому что эта судьба наша теперешняя связала вместе Бога и человека.

И Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью, — ничем другим нельзя откупиться за любовь.

И вот перед нами стоит вопрос, вопрос совести пока, который в свое время станет вопросом, который Господь на Страшном суде нам поставит, когда Он встанет перед нами не только в славе Своей, но встанет перед нами изъязвленный за грехи наши. Ибо Судья, Который будет стоять перед нами, это Тот же Самый Господь, Который жизнь Свою отдал за каждого из нас. Что мы ответим? Неужели нам придется ответить Господу, что Его смерть была напрасна, что Крест Его не нужен, что когда мы увидели, как много нас любит Господь, у нас не хватило никакой ответной любви, и мы ответили Ему, что предпочитаем ходить во тьме, что предпочитаем руководиться страстями, похотьми нашими, что для нас дороже широкая дорога мира, чем узкий путь Господень?.. Пока мы живем на земле, мы можем себя обмануть, что есть еще время. Но это неправда, — времени страшно мало. Жизнь наша может оборваться в одно мгновение, и тогда начнется наше стояние перед судом Господним, тогда будет поздно. А теперь время есть: время есть, только если мы каждое мгновение нашей жизни превратим в любовь; только тогда, если мы каждое мгновение жизни превратим в любовь к Богу и любовь к каждому человеку, нравится он нам или нет, близок он нам или нет, — только тогда наша душа успеет созреть к встрече Господней.

Всмотримся в Крест. Если близкий нам человек умер бы за нас и из-за нас, разве наша душа не была бы до самых глубин потрясена? Разве мы не изменились бы? И вот: Господь умер — неужели останемся мы безучастны? Поклонимся Кресту, но поклонимся не только на мгновение: поклонимся, склонимся под этот Крест, возьмем, по мере наших сил, этот Крест на свои плечи, и пойдем за Христом, Который нам дал пример, как Он Сам говорит, чтобы мы за Ним последовали. И тогда мы соединимся с Ним в любви, тогда мы оживем страшным Крестом Господним, и тогда Он не будет стоять перед нами, осуждая нас, но спасая и вводя в бесконечную, торжествующую, победную радость вечной жизни. Аминь.

История праздника

А начиналось все так. Император Константин Первый, сын Елены, был подчиненным соправителем в Римской Империи. В государстве сложилось сложное положение с властью — было сразу несколько правителей. В Риме властвовал нечестивый Максенций, сын Максимиана. Максенций путем восстания в 306 году пришел к власти. Он угнетал народ большими налогами, а собранные средства расходовал на пышные развлечения и праздники. Христиан он гнал и убивал. Но его армия была велика, и Константин колебался в решении пойти войной на него.

Интересно: Максенций был язычником и искал помощи у ложных богов и идолов.

Константин же вспомнил, как его отец, Констанций, поклонялся Единому Богу, и решил молиться Ему. После нескольких часов усердной молитвы Константина посетило видение — ярко сияющий Крест на небе с надписью, которую можно перевести как «сим победиши». Знамение видели и многие приближенные воины. Затем на императора нашел глубокий сон, в котором он увидел Самого Спасителя, пообещавшему ему успехи в военных действиях, если он будет прибегать к помощи Креста и Его изображения. Проснувшись, император отдал приказ о повсеместном распространении изображения Креста — на доспехах, щитах и мечах воинов, на знаменах и т.п.

С того момента Константин молился перед битвами с войсками Максенция и стал одерживать победу за победой. Решающее сражение произошло в окрестностях Рима, у Мильвийского моста. Войска Максенция не выдержали и побежали с поля боя, сам он утонул в реке Тибр.

Императрица Елена отправляется на поиски святыни

Придя к власти, Константин объявил свободу вероисповедания и прекратил гонения на христиан. Позднее он принял решение найти одну из главных святынь христианской религии — Животворящий Крест, то есть Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Также было принято решение построить храм на священном месте Воскресения Христова.

Реализацией этих намерений занялась императрица Елена — мать Константина, с которой он состоял в тесных отношениях. Под влиянием сына она тоже приняла христианство.

Главная дата: В 326 году Елена начала путешествие в Иерусалим.

К тому времени облик Иерусалима претерпел значительные изменения по сравнению с периодом земной жизни Спасителя. В ответ на восстания против Римской власти 66 года полководец Тит захватил и разрушил Иерусалим. Великий храм был сожжен. Позднее пришел император Адриан, придерживавшийся древнеримской религии. Им был на священном месте установлен храм римской богини сексуальных наслаждений Венеры (Афродиты).

Все священные реликвии оказались под землей. Поэтому Елене пришлось предпринять трудные поиски.

Поначалу евреи лукавили и не хотели показывать местонахождение Креста Господня. Но под угрозой применения силы они указали на старика по имени Иуда, который обладал нужными сведениями. Иуда тоже долго сопротивлялся, но под пытками из него удалось выбить нужные сведения. Он указал место, на котором стоял храм Венеры и прочие языческие капища. Языческий храм был разрушен, и в этих местах были произведены тщательные раскопки.

Интересно: Вскоре появилось благоухание, указывающее, что поиски идут в правильном направлении.

Места Распятия и Воскресения Христова были обретены. Три креста и дощечка с надписями были найдены вблизи Голгофы.


Распятие Иисуса на Голгофе

Сведения из Евангелия

Согласно Евангелию, Иисус Христос был казнен вместе с двумя разбойниками, чьи кресты стояли слева и справа. Один из разбойников покаялся перед Господом и был прощен.

Древнееврейские обычаи предписывали орудие казни погребать вместе с казненным преступником. Но Господь был предан на казнь в соответствии с римским правом. Кроме того, погребение Его совершали ученики — ранние христиане. Они, конечно, не положили Крест в пещеру — Гроб Господень.

Описание и значение в православии

Крестовоздвижение относится к важным обрядам в православии, поскольку с ним связаны два разнесенных по хронологии события:

  • III век. Чудесное обретение Креста на Лобной горе, непосредственно там, где Иисус был распят;
  • VII век. Император Ираклий возвращает Животворящую святыню из персидского плена.

Само значение слова «воздвижение» означает поднятие распятия патриархом Макарием после его обретения. Крест был трижды вознесен стоящим на возвышенности священнослужителем, чтобы собравшиеся верующие могли хорошо его разглядеть. При этом народ восклицал «Господи, помилуй!».

А чтобы узнать, как выглядит чудесный крест, достаточно взглянуть на икону, где он изображен во всех деталях. Классический для русской иконописи сюжет основан на сцене закладки святого храма. При большом стечении людей Патриарх (в центре иконы) высоко поднимает над головой Крест. Под обе руки его поддерживают помощники. На доске также изображены Елена и Константин (в правой части).

Добавить комментарий