Горячие новости

uspeshnie znaki zodiaka Значение рун пропорции и рубленый вид Календарь лунных дней

Почему сороковой день?

Многим верующим не дает покоя вопрос, который касается сорокового дня поминок. Почему именно этот день? О чем говорит число 40? Почему этот день выбран днем определения судьбы души и ее участи? Ответы на эти вопросы нужно искать в Библии:

  • На сороковой день Иисус был вознесен к Отцу после того, как пришел к своим ученикам и сказал Фоме, чтобы тот посмотрел на Его раны и убедился, что Господь жив (до этого события Фома не верил этому и спорил с теми учениками, которые утверждали, что Иисус Христос воскрес);
  • Моисей в сорокалетнем возрасте был призван Господом для того, чтобы избавить свой народ от египетского рабства, где его заставляли много работать, возводя здания и города. До этого времени Моисей являлся принцем Египта и не помышлял о том, что окажется по другую сторону от своей приемной матери-египтянки.

Это лишь большие события, связанные с цифрой 40, но если читать Писание внимательно, можно обнаружить еще массу дополнительных примеров.

Третий день после смерти и его значение в христианстве


Местонахождение души умершего и ее путь в посмертии известен православным христианам благодаря откровениям Святого Макария Александрийского. По его словам было записано состояние душ с первого по сороковой день после смерти. Дальнейший путь усопшего зависит от вердикта, который будет вынесен на Небесном Суде. Кроме этого, многие верят в реинкарнацию, но она с православной традицией не имеет ничего общего.

Итак, после смерти душа отделяется от тела. День смерти считается первым днем посмертия. Даже если человек умер за несколько минут до полуночи, считать дни после смерти нужно от той даты, которая имеется на календаре. Первый и второй день его дух бродит по миру живых в сопровождении ангела-хранителя. Он посещает любимые места, смотрит на дорогих и близких людей. По словам Святого, душа почившего навещает также место смерти и гроб со своим телом.

На третий день после смерти душа возносится на небо вместе с ангелом-хранителем. Там она впервые видит Бога. Визит к его престолу на поклон будет совершен трижды — на третий, девятый и сороковой дни. После третьего дня душа отправляется смотреть Рай. Но это не навсегда, Суд произойдет только на сороковой день. А до него каждая душа увидит и Ад, а также пройдет испытания, которые укажут на его уровень духовности и степень греховности. Их называют мытарствами души.

Почему же именно третий день? Известно, что Иисус Христос на третий день после распятия воскрес. Подобным образом происходит и воскрешение каждого человека, но не в мире людей, а на небесах. Третий день после смерти называется третинами.

По книге Еноха, вход в Рай был закрыт после грехопадения Адама и Евы. На страже райского сада стоит ангел-херувим, которому дано указание свыше – не пропускать никого. Все, как грешники, так и праведники, могут попасть только в ад. Исключением в этом правиле стал только Енох. Однако церковь не признает этот источник, и в православной традиции принято считать, что как минимум с третьего по девятый день все усопшие находятся в Раю.

Принято считать, что отмолить можно любую душу. Именно поэтому, даже если вы уверены, что ваш близкий человек был заядлым грешником, нужно продолжать молиться за его душу, снисхождение на Небесном Суде и допуск в Рай.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Наше земное бытие – приготовление к жизнь будущей: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27). Посмертные опыты свидетельствуют, что, освободившись от дебелости телесной, душа становится более деятельной. Испытания, которые она претерпевает сразу же после разлучения с телом, имеют духовно- нравственную природу. Все, что она делала доброго и худого, остается. Поэтому для души с самого начала загробной жизни (еще до Суда) начинаются радости или страдания в зависимости от того, как она жила на земле. Преподобный Иоанн Кассиан пишет: «души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т.е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать, вопреки мнению некоторых неверных, будто после исхода из этой жизни они разрушаются в ничто; они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога» (Собеседование 1, гл. 14). В первые два дня, освободившись от бренного тела, душа наслаждается свободой и может посещать на земле те места, которые ей были дороги. Но на третий день она попадает уже в иные области. Известно откровение, данное ангелом святому Макарию Александрийскому (почил в 395 г.): «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящими при ней ангелами ходить по земле, где хочет. Поэтому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело <…> А добродетельная душа идет в те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех – повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих. Итак, благое Церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего этого – Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы» мне! Как я суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы можно было и мне удостоиться этой благости <…> По рассмотрении же в продолжение шести дней все радости праведных она опять возносится ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего. После вторичного поклонения Владыка всех опять повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения <…>По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по делам место <…> Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших и приявших Крещение» (Св. Макарий Александрийский. Слово о исходе душ праведников и грешников…, — «Христианское чтение», 1831, ч. 43, с. 123-31; «Как проводит душа первые сорок дней по исходе из тела, М., 1999, с. 13-19).

9 августа 2004 г.

Почему хоронят на 3-й день после смерти?

Православная Церковь считает, что, разлучившись с телом, душа в течение этого периода странствует по земле. Поскольку, лишившись материального вместилища, она первое время испытывает смятение, ее необходимо утешать усиленной молитвой. Поэтому, как только человек перестает дышать, родственники читают «Последование по исходе души от тела».

Тело обмывают водой и облачают в чистую одежду. Далее его укладывают в гроб и покрывают погребальным покрывалом или белой простыней. На лоб помещается бумажный венчик с изображением Господа Иисуса Христа, Богородицы и святого Иоанна Крестителя, а в руки вкладывается икона или распятие.

Как же правильно посчитать, через сколько дней после смерти хоронят человека? Следует ли учитывать время, когда она наступила? Нет, даже если человек умер на исходе суток, этот день все равно считается.

Разобравшись, на какой день хоронят человека, следует посвятить это время организации погребения. Необходимо заранее договориться о месте захоронения и об отпевании усопшего со священником или с ритуальной службой. Это особое заупокойное богослужение, которым Православная Церковь провожает в мир иной почившего. Молитва за усопшего также призвана облегчить боль живых от потери родного человека.

Кроме того, в течение 3 дней над усопшим читается Псалтирь. В день погребения священник совершает отпевание. В зависимости от обстоятельств богослужение может быть проведено в храме, дома или в морге. Близкие и друзья прощаются с покойным, и его предают земле. По желанию они также могут пригласить священника на кладбище, где он совершит заупокойную литию. После погребения по традиции устраивается поминальный обед.

Что означают три дня после смерти

Благодаря откровениям Святого Макария Александрийского, человек имеет сведения о месте, в котором пребывает покойная душа, и ее дальнейшей дороге. Опираясь на его слова, можно утверждать о существовании записей, в которых описано состояние покойного духа, начиная с первых суток, заканчивая сороковыми. Продолжение пути имеет зависимость от приговора, который будет озвучен на Небесном Суде. Более того, большое количество людей веруют в перерождение души. В православной вере отсутствуют такие утверждения, но и однозначного отрицания также нет.

Дата кончины знаменуется началом посмертного пути. С первого по второй день, покойная душа обитает в живом мире. При этом ангел сопровождает дух. Он пребывает в привычных ему местах, смотрит на близких родственников. Опираясь на записи Святого, можно утверждать, что умершая душа может навестить место, где случилась кончина, а также навестить гроб с собственной плотью.

На третьи сутки умершая душа отправляется в небеса, совместно с ангелом. Именно в этом месте происходит первая встреча с Творцом. Поклониться Создателю, душе следует три раза: на третьи сутки, на девятые и в сороковой день. После первого визита, дух направляется осматривать Эдем. Более того, нематериальной составляющей придется посетить и Ад. Кроме того, следует преодолеть уготовленные трудности. Этот процесс называется мытарства души.

Родственникам следует помочь усопшему обрести вечный покой и остаться в Раю. Сделать это можно посредством правильных молитв, через соблюдение обычаев.

Третьи стуки имеют особое значение. Православным известно, что именно в это время Иисус Христос воскрес. Похожим образом осуществляется воскрешение всех людей, но не в реальном, а в потустороннем мире. Эта дата имеет название – третины.

Согласно поверьям, вымолить прощение можно для любой упокоенной души. В связи с этим, если покойник при жизни был грешником, то родственникам необходимо молиться за его упокоенный дух, чтобы он был удостоен снисхождения на Небесном Суде и смог попасть в Рай.

Похороны в воскресенье: можно или нет?

Когда мы сталкиваемся с организацией похорон, то стараемся сделать все по правилам. Соблюдение традиций – дань уважению безвременно покинувшему близкому. Принято похороны проводить на третьи сутки после смерти.

Почему принято хоронить на третий день?

Разные религии предъявляют свои требования к процедуре погребения. Ислам считает, что тело покойного необходимо похоронить до следующего заката солнца. Вместе с уходящим солнцем душа прощается и покидает тело.

Православие предусматривает организацию похорон на 3-й день после смерти. С чем это связано?

В православных канонах есть такое понятие как Третина. Оно называет третий день после смерти. Библия гласит, что три дня спустя Иисус Христос воскрес. Также происходит воскрешение каждого человека.

До этого душа умершего находится возле тела. По этой причине нельзя хоронить покойника раньше срока. Тело будет похоронено, а душа останется маяться. Организовывать траурную процедуру позже, на 4-ые или 5-ые сутки, церковь допускает. Она учитывает разные обстоятельства. Например, ожидание приезда родственников издалека или затянувшееся вскрытие. Поминки тогда сдвигаются по датам. А вот молитвы и службы в церкви переносить не рекомендуется.

Похороны в воскресенье под запретом?

Существует поверье, что нельзя организовывать похороны в воскресенье.

Точки зрения есть у двух сторон:

  • народная версия или суеверье;
  • мнение церкви.

Народный взгляд на похороны в воскресенье

Языческие верования остались давно в прошлом, однако православные верующие сохранили некоторые моменты. Ряд ритуалов и примет передаются из поколения в поколение несмотря на то, что давно потеряли смысл.

Многие люди, особенно пожилые, искренне верят, что хоронить человека в воскресенье нельзя. Суеверие связано с тем, что в этот день недели у Господа выходной.

Есть и рациональное объяснение. Практически все ритуальные службы могут осуществить погребение во все дни, кроме воскресенья.

Мнение церкви

Большинство священников отвечают на вопрос о возможности похорон в воскресенье утвердительно. Они считают, что нет ограничений ни на день недели, ни на время суток проведения траурной процессии.

Единственное пожелание – похороны должны проходить на третий день после смерти или чуть позже.

Преподобный Пелусиотский в своем учении подробно изложил то, как должны проходить похороны. Он пишет, что в пятницу Господь «испустил дух», а в воскресенье «восстал».

Еще пример, который свидетельствует о возможности похорон в воскресенье: святителя Тихона, который считается последним Патриархом Российской Империи, похоронили в Вербное воскресенье.

Однако церковь может отказать в проведении похорон и поминании усопших.

В какие дни нельзя хоронить?

В православном уставе есть дни, в которые не стоит хоронить и отпевать покойника.

Согласно православным канонам нельзя организовывать похороны:

  • на Рождество;
  • на Пасху;
  • на Крещение;
  • в дни святых угодников.

По поводу Пасхи мнение расходится. С одной стороны, хоронить человека в этот день нельзя, но умереть на Пасху – Божий подарок. Людей, которые умерли в этот день, хоронят по особым пасхальным правилам.

Организовывать похороны на Рождество также не стоит. Эта дата – День Рождения Иисуса Христа. О проведении похорон в этом случае стоит переговорить со священником. Он посоветует, как себя вести в сложившейся ситуации.

Вернуться к списку

Почему людей хоронят на глубину 2 метра

На самом деле нет такого церковного закона, который бы указывал точную глубину захоронения человека. Как бы страшно и жёстко это не звучало, но человек умирает, а окружающим ещё жить в мире, где захоронены тела их близких. В каждой стране или культуре порядок захоронения разный, но как показала историческая практика, безопасное расстояние составляет не менее 2 метров.

2 метра – это оптимальная средняя глубина, на которую можно поместить человека, не боясь за жизнь тех, кто обитает рядом или ниже уровня кладбища. Мало того, что со временем гробы становятся трухлыми, а тело может не разложиться до конца, так еще и имеют место быть проделки блох, грызунов, червей и прочих животных, которые могут сначала поселиться внутри тела мертвецов, а потом благополучно вылезать наружу и заражать живых людей, о чем жители Англии не понаслышке знают еще со времён оспы и чумы.

Помимо этого, часто на местах старых кладбищ строят дома, сажают растения, даже не подозревая, что там были массовые захоронения, а ведь грунт сохраняет свойства на протяжении многих лет. Не говоря уже о растениях, которые впитывают все «соки» из старого кладбища.

Хоронить ниже чем 2 метра также не слишком правильно, так как уровень подземных вод разный, и иногда можно сильно пострадать из-за таких необдуманных мер предосторожности. Тем более что в воде трупная палочка быстро распространяется и умножается, заражая саму воду, её обитателей, а затем и людей

Похороны у православных

Попробуем ответить на вопрос «почему людей хоронят» не с точки зрения физиологии, а с точки зрения религии.

Предание земле — это особый, и, к сожалению, необходимый обряд в православии.

По мнению, православной, церкви, жизнь на земле — это подготовка к жизни вечной.

Умерших людей называют «усопшими», то есть уснувшими. Достойное внимание к телу усопшего соответствуют одному из правил христианской веры — «Догмату о всеобщем воскресении людей и будущей жизни». Православие учит, что после того, как человек умрет, он не уходит в «никуда»

Тело засыпает, а душа попадает к Всевышнему, на его высокий суд

Православие учит, что после того, как человек умрет, он не уходит в «никуда». Тело засыпает, а душа попадает к Всевышнему, на его высокий суд.

Красные розы, могут приносить на похороны только самые близкие родственники

Многочисленные обряды подготовки к погребению и само погребение во многом пересекаются с обрядом «крещения».

Это говорит, о том, что «крещение» — это перерождение от земных грехов к покаянию и принятию Бога в себе.

Смерть — это покидание жизни земной, жизни грешной к жизни вечной, жизни с Богом.

Обряд подготовки тела умершего к захоронению сложился с давних времен и включает в себя:

  • омовение тела;
  • облачение тела в одежду;
  • положение в гроб.

Подготовка к погребению

Похороны у православных начинаются с омовения тела усопшего. Процедуру омовения могут проводить либо близкие родственники усопшего, либо нанятые специалисты.

Завершив омовение, тело усопшего одевают в чистую одежду, в светлых тонах.

Одежда усопшего имеет важное значение. По преданиям, светлая одежда — символ чистоты, перевоплощения, готовность предстать перед Богом

Отсюда и пошла традиция облачать покойников в костюмы.

Значение подготовки к погребению — это очищение усопшего, чтобы он был готов к новой вечной жизни на небесах.

Омовение усопшего

Погребение

Закончив проведение всех обрядовых процедур, гроб с покойником опускают в могилу.

По православным традициям, музыкальное сопровождение момента погребения считается неуместной, как и установление памятных монументов.

Монументы  на могилах в христианстве принято ставить у  католиков, а православным крест с распятием.

Надгробный крест на могиле

Мы постарались дать сжатые и точные ответы на наиболее острые вопросы возникающие в скорбный час, а главное чтобы было понятно на какие сутки хоронят человека по православным традициям.

В ролике кратко рассказано, почему по православным канонам принято хоронить на третий день после смерти.

Предавать земле ранее – не желательно

Выше были описаны факторы, влияющие на выбор дня в который следует хоронить умершего. Исходя из тех же условий все православные священнослужители сходятся в том, что ранее предавать тело земле не желательно. Конечно, в исключительных случаях подобное совершается, но нужно учитывать страдания души новопреставившегося. Поскольку разрыв между телесной и физической сущностями будет совершён насильно, родственникам почившего потребуется возносить больше молитв за упокой, заказывать Проскомидию наряду с Сорокоустом.

В то же время захоронение после 3-го дня вполне допускается. Душа уже не скорбит по утерянному телу и без особых сожалений может пройти надлежащие мытарства. Подобная отсрочка часто связана с репатриацией или другими жизненными обстоятельствами. Всё же погребение необходимо постараться провести до наступления 40-го дня с момента кончины.

Случаи, когда хоронят человека не на 3 день после смерти

Летом в регионах, где стоит сильная жара и в исключительных обстоятельствах (во время войн, эпидемий) церковнослужители разрешают проводить церемонию прощания раньше. Православие допускает погребение и на 4-6 день в зависимости от того, как умер человек. Для установления причин гибели проводится процедура вскрытия трупа, которая длится определенное время, особенно, если это происходит из-за подозрений в насильственной смерти. Иногда родным покойного приходится ждать приезда родственников и близких издалека, поэтому похоронные процедуры откладываются, а тело усопшего бальзамируют. Процедура проводится для сохранения у умершего эстетического внешнего вида и для приостановки процессов разложения останков. Бальзамирование и постмортальную подготовку делают в морге. 

Категорически не приветствуется христианством без видимых причин хоронить усопшего в первый или второй день после кончины. Это связано с убеждением, что духовная субстанция человека еще не попрощалась с телом — своим временным телесным пристанищем. Насильный разрыв связи до наступления Третины приведет к тому, что душе некуда будет направиться. Во второй день она должна пребывать в кругу семьи. К тому же созерцание того, как в гробу предают раньше времени земле ее материальное вместилище, может причинить душе невыразимую боль. 

С 9 дня после смерти длятся мытарства почившего на том свете — прохождение через сонм собственных грехов и 20 судов небесных. Погребальные ритуалы и связанные с ними поминания, проводимые в это время, могут осложнить и без того трудный загробный путь.

Рубрика: вопрос-ответ

Третий день после смерти, что происходит с душой умершего человека?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

До третьего дня бестелесная субстанция все еще пребывает рядом с телом. Ответ на вопрос, что происходит с душой на 3 день после смерти, позволит родным успокоиться, со смирением принять действительность о смерти любимого человека: она отрывается от тела, когда закрывается крышка гроба, переходит на следующий этап развития.

Переход души на следующий этап после смерти

Третий день после смерти у мусульман как считать?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Согласно Корану, по мусульманской традиции необходимо как можно быстрее захоронить тело – желательно в день смерти до захода солнца. Умершего омывают, погребение выполняют в саване. Религия запрещает отсчитывать 3, 9, 40 и 52 день со дня смерти, а тем более, поминать покойного. Но многие мусульмане все же собираются дома, читают Коран – это веяния, которые привнесены новыми поколениями.

Похороны по мусульманским традициям

Что произошло на третий день после погребения Иисуса Христа?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Сын Божий воскрес на третий день от момента погребения. Это произошло через Святого Духа, снизошедшего с небес от Бога Отца, явило собой пример триединства в действии. Бог предстал в трех ипостасях: Отец, Сын, Святой Дух, но он являет собой нечто цельное.

Воскрешение Христа

Нужно ли ехать на кладбище на третий день после похорон у православных и мусульман?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Православные верующие проводят поминки у себя дома, т. к. приносить пищу на кладбище считается языческой традицией. Но можно посетить церковь на 3, 9, 40 день, съездить на могилу к покойному. Такими действиями, чистой молитвой человек поминает близкого преставившегося. Мусульманам, согласно шариату, не следует проводить поминки, но по новым традициям многие все же собираются дома за угощением, читают Коран. Это происходит на 3, 7 и 40 день.

Посещение могилы после похорон

Почему хоронят на 3 день после смерти и чего категорически делать нельзя?

Мнение эксперта

Ланцова Кристина

Эзотерик

Объясняется необходимость проведения похорон на 3 день невидимыми процессами. Душа находится на Земле, когда она приобретает готовность перейти на следующий этап, тело подвергается погребению. Отмечают действия под запретом:

  • веды содержат информацию о том, что нельзя скорбеть, громко причитать, пока тело не захоронено, т. к. для души эти страдания представляются огромной мукой, ибо тонкое тело открыто, восприимчиво к энергии;
  • нельзя класть икону к покойному перед захоронением и, если предстоит кремация;
  • произносить фразу «пусть земля будет пухом» также не следует, она относится к телу, но не к душе.

Правила поведения на похоронах

Похороны в католицизме: что нужно знать

Подготовительными хлопотами занимаются представители похоронного агентства, служители морга или члены религиозной общины. Это касается омовения, облачения и даже транспортных услуг: на Западе принято предоставлять катафалк от Церкви на бесплатной основе. Одежда усопшего по обыкновению чёрных тонов. Женщина на смертном одре вполне может пребывать в брюках или мини-платье. Только девочек обряжают в белые наряды.

После смерти члены семьи уведомляют остальных родственников и знакомых о предстоящих похоронах, указывают день, время, час. Если обстоятельства неблагоприятны, и человек не может лично проститься с почившим, то обязательно отправляет ритуальный венок по указанному адресу или прямо на кладбище, к месту захоронения.

Кремация официально разрешена. Единственно, на чём настаивают отцы Церкви – прах не следует развеивать, а только хоронить в земле или нише колумбария.

Важно! Расспрашивать об обстоятельствах смерти на похоронах считается моветоном

Необходимые действия после смерти родственника

Для каждого человека гибель близкого родственника — это трагедия. Однако нужно помнить, что человеческий дух отправляется в лучший мир, и вы можете сделать многое для того, чтобы душа была спокойна на том свете.

Подготовка к похоронам

Тело обязательно омывается, после чего на него одевается теплая одежда. Усопшего необходимо переложить с кровати на стол и накрыть светлой тканью. До того, как переложить тело в гроб, и усопшего, и гроб следует окропить святой водой. Под головой человека обязательно располагается подушка. Глаза человека следует закрыть, руки нужно сложить одну на другую (правая на левой).

Сверху человека накрывают специальным погребальным покрывалом. Следом поджигается свечка или лампада, которая должна быть зажженной до тех пор, пока усопший находится в помещении. На лбу человека располагается венчик. Совершается это в надежде на то, что усопший получит от Бога на небесах в награду нетленный венец.

Одежда умершего

Зачастую усопшего облачают в строгий костюм. Абсолютно новым должно быть всё: нижнее белье, носки, обувь. Мужчине обычно прилагается к костюму носовой платок, а женщине — шарф на голову. Но если при жизни усопший был военным, то его необходимо хоронить в парадной форме.

Если человек высказывал какие-то пожелания, то их необходимо исполнить. В том случае, если индивидуум использовал зубные протезы, их также одевают.

Незамужнюю девушку хоронят в белом платье, так как она ассоциируется с вечной невестой. Но на неё не одеваются фата и другие украшения. Однако не состоящим при жизни в браке юношам и девушкам обязательно надевают обручальные кольца.

Согласно традиции запрещается надевать красный костюм, это приведет к смерти одного из членов его семьи. Если индивидуум был праведным верующим, на него в обязательном порядке нужно надеть крест, даже если он его никогда не носил.

Отпевание

На третьи сутки, согласно обычаю, происходит отпевание в церкви и похороны. Отпеванию разрешено проводиться (в отличие от панихиды) всего один раз. Если умерший не был крещеным либо не православным, то этот обряд не проводится.

Священнослужитель не должен проводить отпевание тех, кто был ранее крещен, но отрекся от православия. В такой ситуации члены семьи могут помолиться за душу человека. Отказывают в отпевании самоубийцам. Правда, есть исключения, Например, если индивидуум оборвал свою жизнь будучи невменяемым. Но в такой ситуации нужно согласие правящего архиерея.

После проведения обряда на протяжении некоторого времени все члены семьи и знакомые могут побыть с усопшим с подожженными свечками, молясь о душе покойного. Молитва, читаемая священником, помогает простить умершему все грехи, в которых он раскаялся на исповеди. Однако грехи, в которых он специально не раскаялся, с помощью этого славословия не прощаются.

Следом все провожающие должны попросить у усопшего прощения, поцеловать венчик на лбу. Теперь тело необходимо накрыть, священнослужитель посыпает его землей, закрывает и больше не открывает.

Похороны

Из помещения гроб следует выносить так, чтобы ноги человека смотрели вперед. Если на погребении присутствует священнослужитель, то он должен идти впереди всей процессии, как духовный наставник. В могилу умершего кладут лицом на восток. Крест ставится в ногах.

Провожающие обязательно бросают на гроб горсть земли. У церкви весьма скептическое отношение к кремации. Но, если это была воля усопшего, нарушать ее нельзя.

Согласно правилам, похороны нельзя совершать в день Святой Пасхи и Рождества Христова.

Поминки

После того, как было проведено отпевание, а усопший похоронен, родственники могут устроить поминальную трапезу. Также она повторяется на 9 и 40 день. Церковь не одобряет наличие алкоголя на таких трапезах.

Если захоронение проводится в постную неделю, то и блюда должны быть постными. Если похороны выпали на будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшие выходные.

Как проходят православные похороны

Протоиерей Игорь Фомин

Православные похороны — важное событие в жизни верующих людей. О смысле христианских похорон, их значении для души человека и православных традициях «Фоме» рассказал протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма св

Александра Невского при МГИМО.

Для христиан смерть — не конец всему, а переход к вечной жизни. Потому похороны — не тяжелое прощание с человеком, которого больше никогда не будет, а проводы в иной мир, который ждет каждого из нас после смерти. Во время похорон главное для нас — молитва о душе почившего человека.

В Символе веры — молитве, в которой рассказывается, во что же верят православные христиане, — есть слова: «Чаю воскресения мертвых» . То есть уповаю и жду воскресения мертвых.

Важно и то, что наша вера много внимания уделяет не только душе, но и телу христианина, потому что тело — храм души. Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои (Апостол Павел, 1-е послание к Коринфянам: 6, 19)

Тело христианина освящается Причащением Божественных Тела и Крови Христа Спасителя. И главное, мы верим, что мертвое и истлевшее со временем тело христианина снова оживет после Всеобщего Воскресения мертвых: Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (Апостол Павел, 1-е послание к коринфянам, 15:53)

Поэтому для христиан важно и приготовление тела к погребению

Если человек умер дома и есть такая возможность, его омывают водой с чтением молитвы «Трисвятое»:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Сразу после смерти над телом почившего читают «Последование по исходе души от тела» и Псалтирь с прибавлением молитв об усопших. Если человек умер вне дома (в больнице или еще где-то), после чего его тело оказалось сразу в морге, можно читать молитвы дома. Затем тело привозят в храм, где священник совершает над ним Чин отпевания. И уже после отпевания гроб с телом почившего предают земле.

После погребения принято устраивать поминки. Но это уже не церковная традиция, а наша человеческая потребность собраться вместе и помянуть почившего близкого человека добрым словом

Важно понимать, что поминки должны проходить тихо и благоговейно

Отпевание и погребение принято совершать на третий день после смерти (при этом первым днем считается сам день смерти, независимо от времени кончины).

При особых обстоятельствах — войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях — разрешается погребение и раньше этого срока. В современной практике из-за особенностей работы государственных и медицинских организаций часто приходится проводить похороны позже третьего дня. В этом нет ничего страшного, и на посмертную судьбу умершего это никак не влияет. Отпевание не совершается в первый день Пасхи и в день праздника Рождества Христова до вечерни.

https://youtube.com/watch?v=sVz9JQLVUKo

Посещение кладбища после похорон

На следующий день после похорон на кладбище отправляются самые близкие и родные усопшего. Согласно христианским поверьям, душа еще привязана к месту захоронения, и родственники отправляются к могиле, чтобы пробудить близкого человека и примирить душу покойного. На кладбище необходимо отправляться утром, чтобы к 12 часам вернуться домой. С собой несут легкий завтрак, без излишеств:

  • Бутерброды.
  • Овощи.
  • Конфеты и печенье.
  • Нарезку.
  • Вареные яйца.

На кладбище можно немного прибрать у могилы, поправить венки, зажечь свечи или лампады, разложить продукты. Конфеты и печенье нужно отдать нищим за помин души. В стакан можно налить воды и поставить на могилку. Главный смысл посещения кладбища после похорон на следующий день – это помочь душе покойного свыкнуться с новыми реалиями и попросить для нее защиты и Божьего милосердия.

Еда, которая осталась после утреннего завтрака, должна раздаться нищим или посторонним людям. Выпечку можно отдать в церковь или тем, кто просит милостыню. Остатки еды не стоит оставлять на могиле, и не рекомендуется брать ее обратно домой, лучше отдать бездомным животным.

Добавить комментарий