Начала
К ним относятся целые легионы ангелов, целью которых есть защита религии. Их название такое, из-за того, что они направляют низшие ангельские чины, именно они помогают им совершать поступки угодные Богу. Кроме того, их миссия – это управление вселенной и защита всего, что сотворил Господь. По некоторым данным, у каждого народа и каждого правителя есть свой ангел, призванный защищать его от зла. Пророк Даниил говорил, что Ангелы Персидского и Иудейского царств, следят за тем, чтобы все правители, воздвигнутые на престол, стремились не к обогащению и славе, а к распространению и умножению славы Божьей, чтобы они приносили пользу своему народу, служа его потребностям.
Чины ангелов — что это и зачем они нужны
Царство божье подобно любой организации. Если вам эти слова кажутся кощунственными, то задумайтесь — откуда люди взяли свою структуру общества? Бог сделал человека по образу и подобию своему, а значит передал нам иерархию. Тем более вспомним, что Архангел Михаил носит звание Архистратига, то есть главнокомандующего небесным воинством. Уже одно это может сказать, что чины ангелов действительно существуют.
Старинная икона Образ Святого Михаила Архистратига предводителя воинства небесного. Россия XIX век.
Для чего же они созданы? Как в любой организации, так и на небесах, должна быть структура подчинения. Без неё в организации будет царить беспорядок, анархия. А как раз за отказ подчиняться был изгнан ангел Люцифер. И вспомним, что у каждого из ангелов есть своё, так сказать, поле деятельности. Так что без чёткой иерархии установить порядок в такой структуре просто невозможно. В общем, девять ангельских чинов были созданы Богом именно для того, что бы как можно более эффективно управлять небесным царством.
Создатель, естественно, наделён безграничной силой и возможности — как по другому он создал бы весь мир? Но стоит понимать, что даже ему иногда нужно отвлечься от одной проблемы, что бы заняться другой. Тем более реальный мир слишком хрупок, что бы выдерживать прямое вмешательство божества. Не забываем об Архангеле Гаврииле, который является Гласом Божьим. Ведь если Создатель обратится к человеку напрямую, то тот просто не выдержит силы истинного голоса и умрёт. Вот потому-то Богу и нужна помощь. Излишек силы накладывает свои ограничения.
Девять ангельских чинов
Да, в этой казалось бы монолитной организации есть свои проблемы. Как минимум один раз среди ангелов назревал раскол. Но случился он из-за первого падшего ангела, который смог привлечь на свою сторону немногих бунтовщиков. Отсюда можно сделать вывод, что основа проблем не в разумности иерархии, которую никто не ставит под сомнение. Проблема в том, что совершенным в этом мире может быть только сам Господь. Даже Адам и Ева, его любимые дети, поддались на соблазны Змея. Да, можно сделать скидку на подаренную им свободу выбора. Но если бы их души были полностью чисты, то льстивые речи Врага не оказали бы своего губительного воздействия.
Если просуммировать всё вышесказанное, то получается, что без иерархии на Небесах никак. Всё как у людей. Но стоит ли этому удивляться? Навряд ли. Любая организация призвана исключить, так сказать, человеческий фактор. В нашем случае — ангельский. Получается не всегда, но как может быть по другому? Даже у такого совершенного существа, как Бог, могут быть промашки.
Девять чинов
Иерархия необходима для поддержания жизни во Вселенной. И в нашем мире все строится по принципу иерархии: Солнечная система, человеческое общество или муравейник. Стоит помнить, что физическая реальность является проекцией более высоких измерений. Значит, земная иерархия повторяет божественную систему, хотя несовершенный человеческий разум вносит свои искажения.
Небесное царство было создано как стройная система, где каждый элемент играет специфическую роль, определенную божественным замыслом. Это создает гармонию мироздания. Если порядок нарушен, возникает хаос, ведущий к гибели и разрушению.
Бог создал систему четкого распределения функций, чтобы творение было совершенным. Люцифер был низвергнут с небес, потому что он нарушил установленный порядок и хотел жить по собственным правилам, отбросив в сторону божественные законы.
Христианские богословы выделяют в небесной иерархии девять чинов, распределенных по трем группам. Эти чины, иначе именуемые ступенями, были описаны многими христианскими авторами, в их числе можно назвать Иоанна Златоуста, Фому Аквинского, Бонавентуру и Данте Алигьери.
При некоторых разногласиях большинство теологов придерживается системы, включающей три группы ангелов. В отдельных системах принято название сферы, круга или триады (поскольку каждая группа представлена тремя видами ангелов).
Общее устройство царства ангелов
Творец создал людей уже после того, как сотворил высших существ. Сначала он планировал именно такой мир, где царят исключительные создания. Однако со временем его планы изменились, а богоподобные ангелы встали на службе его интересов в обустройстве мира.
Со временем часть ангелов решила отделиться от Создателя, попытавшись свергнуть его. В результате отступники были отлучены от Отца и низвергнуты в отдельное адово царство. Однако и верные, и неверные получили свои качества и роли по задумке своих Творцов. Так возникла иерархия ангелов и демонов в Христианстве, согласно которой происходит контроль над человеческими душами, самим ангельским миром и всем, иным, что создал Господь.
Иерархическая лестница высших существ с обеих сторон принципиально отличается друг от друга. Светлые ангелы разделены на высших, средних и остальных только ввиду особенностей их деятельности. Небесный табель о рангах насчитывает 9 чинов исключительных сущностей, приближенных к Богу. Это:
- Серафимы.
- Херувимы.
- Престолы.
- Господствия.
- Силы.
- Власти.
- Начала.
- Архангелы.
- Ангелы.
Каждый чин входит в отдельный круг по обязанностям и степени удаленности от Создателя. И подобное разделение характерно для большинства авраамических религий, отличаются только названия чинов. Перечисленные должности полностью признает и небесная иерархия в Православии, наравне с католическим христианством.
Карьера же прислужников Дьявола складывается по другому принципу. Здесь главенствуют самые свирепые, отъявленные падшие ангелы, перерожденные в демонов, либо порожденные самим Люцифером.
Сильные держат в страхе слабых, вызывая у последних жажду занять высшее место возле Сатаны и порождая борьбу за власть.
Иерархия носит анархический характер, любой может ее изменить. Однако система высших и низших членов по степени влияния на людские души все равно присутствует.
Отдельная иерархия падших ангелов
Люцифер в свое время смог собрать вокруг себя немало соратников, поддержавших его во время бунта против Отца. Бунт не удался, опозоренный, мятежник был изгнан из рая вместе с подвижниками в проклятое пространство, где создал свое собственное царство – ад. Во главе сел сам, стал называться Сатаной, Дьяволом, Лукавым. А приспешникам назначил роли.
Однако тьма избегает видимого порядка. Поэтому классификация ангелов мира падших носит индивидуальный характер и зависит от мерзости деяний, творимых темными тварями. Так что иерархия их меняется постоянно.
Неизменны лишь несколько максимально приближенных помощников. Правая рука – Бафомет.
Известно как минимум три вида «карьерных» лестниц у демонов:
- по роду деятельности;
- по ответственности за смертные грехи;
- по ангельским чинам.
В первом случае место демона зависит от вида вреда, что он несет. Эта иерархия имеет 10 ступеней, где наверху стоят Парки, вмешивающиеся в судьбы людей, а внизу мелкие демоны, внушающие ложь старикам. Также это разделение содержит: полтергейстов, инкубов-суккубов, духи колдунов и ведьм, кошмары, демоны, совращающие мужчин и чистые демоны, нападающие только на святых.
Второе сверхъестественное разделение происходит по смертным грехам, за которые отвечают конкретные демоны. Иерархия сверху вниз выглядит так:
- Люцифер, гордыня.
- Мамон, алчность.
- Асмодей, похоть.
- Сатан, гнев.
- Вельзевул, чревоугодие.
- Левиафан, зависть.
- Бельфегор, праздность.
На последнем месте стоит Астарот, отвечающий за уныние – восьмой смертный грех человека.
Список часто меняется и расширяется по мере деяний демонов. Например, недавно в нем появились Пифон, князь лжи, Аббадон, демон войн.
Наконец, третий расклад основывается на изначальном чине падших ангелов. Так, Люцифер, Вельзевул, Левиафан и Асмодей были серафимами, поэтому составляют высший эшелон иерархии. Туда же входит бывший херувим Балберит, демон самоубийств, и четыре бывших престола. Во второй круг этого разделения входят бывшие господства, силы, власти – 5 демонов. В третий – один демон из начал и один, из архангелов.
https://youtube.com/watch?v=cBR2Z1XF6Vs
Существует и четвертая ангельская иерархическая лестница бесов – по месту обитания. Высшие из них, огненные демоны ждут начала Страшного Суда, низшие – бесы тьмы, боящиеся света, живут рядом с людьми. Есть также воздушные, земные, водные и подземные… Дьявол практикует хаос и хитрость. Поэтому всячески запутывает устройство своей армии. Ведь сила его не в порядке, а в обмане и смятении, которые он сеет в умах и душах.
Что такое ангелы?
Ангелы существовали с самого начала Творения. Это существа из нижней части тонкой области Небес (Сварга). Они являются самыми низшими в иерархии положительных тонких существ. Их основная задача – выступать в качестве вестников для Божеств низшего уровня из нижней тонкой области Небес. Божества говорят на языке света, а мы, люди, говорим на языке звука. Поэтому ангелы действуют как преобразователи: они несут сообщения от Божеств достойным существам на языке, который они понимают. Это происходит, прежде всего, посредством помещения мыслей в их умы. Под достойными существами мы подразумеваем людей на Земле и тонкие тела в Чистилище (Бхуварлоке), которые имеют некоторый опыт духовной практики или заслуги. Эти послания обычно посвящены тому, как решить ту или иную мирскую проблему. Примерно в 5% случаев ангелы сами дают мирские советы. Поскольку их роль в основном на Земле, они большую часть времени проводят в поле Земли. Когда они не доставляют посланий, они ведут жизнь, посвященную переживанию удовольствий в низшей тонкой области Небес после смерти.
Небесная опора земных владык
И, наконец, ещё один входящий в высшую триаду ангельский чин ─ престолы. Название группы этих бесплотных духов происходит от того, что именно им была дарована благодать Божья поддерживать земных владык и помогать им творить правый суд над своими народами. Кроме этого, особенность престолов состоит в том, что в них Творцу было угодно заложить знание тех путей, по которым предначертано двигаться и развиваться человеческому обществу.
Принято считать, что престолы никогда не вмешиваются в людские конфликты, но в тоже время находятся рядом с нами, помогая обрести духовное прозрение и исполниться любви к Богу. Все представители первой высшей триады способны входить в непосредственное общение с человеком.
Ангельский мир сравнивают с небом, но никто его не описывал
Как выглядит ангельский мир, мы не знаем. Издревле люди противопоставляют небо и землю. Но дело не в том, что где-то на облаке сидят ангелы с арфами. Просто небо бесконечно удаленно от человека, это самая большая пропасть, чтобы проиллюстрировать расстояние между плотским и духовным.
О мире ангелов нам также не могут сообщить ничего видения пророков. Они во многом символичны и субъективны
Когда Иезекииль описывает престолы, херувимов, славу Божию, нам стоит осторожно обращаться с этими образами, чтобы не обмануться ими
Этот прекрасный ангел на самом деле — богиня Виктория, сделанная из бронзы в век Иисуса Христа. Вот откуда «крылья растут» у нашего представления о внешности ангелов (Брешиа, Городской музей Санта-Джулия.). Фото: ancientrome.ru
То, как мы сегодня представляем ангелов, порождено массовой культурой. Это античность при помощи Ники (Виктории) и Купидона (Амура, Эрота) создало привычный нам крылатый облик ангела.
Но всё это — лишь символы. Насколько они далеки от реальности, одному Богу известно.
Учение неизвестного богослова
Соответствие бесплотных сил тем или иным ступеням иерархической лестницы, ведущей к Престолу Божьему, являлось предметом изучения многих выдающихся богословов прошедших веков. В христианстве ангельские чины принято распределять в соответствии с классификацией, автором которой является неизвестный богослов, живший на рубеже V и VI веков и вошедший в историю под именем Псевдо-Дионисия Ареопагита. Столь необычное имя он получил из-за того, что в течение длительного времени его труды ошибочно приписывались греческому философу и мыслителю I века, Дионисию Ареопагиту, являвшемуся, по преданию, учеником апостола Павла.
Из предложенной Псевдо-Дионисием системы, в основу которой автор положил тексты Священного Писания, следует, что весь мир светлых духов делится на три группы, или триады, каждую из которых составляют, в свою очередь, три определённых вида бесплотных служителей Божьих. Ангельские чины распределены автором в строгой иерархии, иллюстрирующей значение каждого из них.
Его труд, на который опирались многие выдающиеся богословы последующих веков, получил название «Трактат о небесной иерархии», а предложенная в нем система стала именоваться «Девятью чинами ангельскими». На основе предложенной в ней системы, сегодня строится вся иерархия ангельских чинов в православии, а также большинстве западных направлений христианства. На протяжении почти полутора тысячелетий она остаётся доминирующей.
Иудаистские ангельские иерархии
Исследователи иудаизма полагают, что многие аспекты древнееврейской религии были заимствованы из мифологии Древнего Вавилона. Именно знания вавилонских жрецов о нижних и верхних духах легли в основу еврейской системы мироустройства. В дальнейшем эта система претерпела эволюцию, но сам принцип классификации, подразумевающий десять ступеней иерархии, остался неизменным. В различных традициях свой порядок ангельских чинов. Приведем для примера систему, описанную в книге «Мишне-Тора».
- На самом верху стоят ангелы, которые называются «хайот ха-кодеш». В переводе на русский язык термин означает «святые живые создания».
- Далее идут офаним («колеса»).
- Ступенькой ниже – арелим («доблестные, мужественные»).
- За ними следуют хашмалим («янтарные»).
- Название серафим означает «пылающие, горящие». Впоследствии оно перекочевало и в русский язык.
- Группа малахим олицетворяет «вестников, посланников».
- Следующая ступень получила имя Элохим. Это древнееврейское слово означает «благочестивые существа, боги».
- Ступенью ниже расположились бне элохим («сыны благочестивых существ»).
- Керувим («подобные цветущей юности»), в русском языке это название звучит как «херувим».
- Ангелы, именуемые ишим («человекоподобные»), замыкают систему.
Иудаистические ангельские иерархии
Благодаря тесным контактам еврейского народа в древности с Вавилонией и её системой «верхних» и «нижних» духов, приток новых элементов в еврейскую ангелологию можно проследить. Это подтверждается раввинской традицией: «Имена ангелов были принесены евреями из Вавилона» (Иерусалимский Талмуд, Рош Хашана I, 2; Берешит рабба, 48).
Свои иерархии постбиблейские богословы строили уже на обширной мифологии, изложенной в Танахе, Талмуде, обширной апокрифической и раввинистической литературе, а также традиционной иудейской литургии. Ангельские существа классифицировались в различные иерархии:
Маймонид в «Мишней Тора» или «Яд ха-Хазака: Йесодех ха-Тора» (раздел «Основы Торы» II, 7) насчитывает десять ангельских чинов, начиная с наивысшего:
В каббале иерархия ангелов, праотцов и сфирот образует Древо Жизни: Михаил — Авраам — хесед, Гавриил — Исаак — гвура, Рафаил — Иаков — тиферет.
Ранг | Ангельский чин (наименования во мн.ч.) | Наименование на др. еврейском | Традиционный перевод | Источник, примечание |
1 | хайот ха-кодеш | חיות הקדש | «святые живые создания» | Иез. 1 и Иез. 10 |
2 | офаним | אופנים | «колёса» | Иез. 1:15—20; Иез. 10:12—13; 1 Енох 71:7; 3 Енох 1:8; 3 Енох 7:1; 3 Енох 25:5—6 и т. д. |
3 | арелим | אראלים | «доблестные, мужественные» | Ис. 33:7 |
4 | хашмалим | חשמלים | «янтарные, электрические (?)» | Иез. 1:4, см. Раши к Иез. 1:4, объясняются в Талмуде (Талмуд, трактат Хагига 13b), как Хайот, которые иногда молчат (Хаш), и иногда говорят (маллел) — «они молчат кода слово исходит от Святого, благословен Он! они говорят, когда Он перестает говорить» |
5 | серафим | שרפים | «пылающие, горящие» | Ис. 6:1—8; 1 Енох 20:7; 1 Енох 60:10; 1 Енох 70:7 |
6 | малахим | מלאכים | «вестники, посланники» | Быт. 16:07; Быт. 28:12 |
7 | элохим | אלהים | «благочестивые существа, „боги“» | Быт. 32:31; Пс. 82:6, см. Мидраш Раба на Быт. 78:3 |
8 | бне элохим | בני האלהים | «сыны благочестивых существ» | Быт. 6:2; Иов. 1:6; Иов. 38:7, Пс. 29:1 |
9 | керувим | כרבים | «подобные цветущей юности» | Быт. 3:24; Исх. 25:22; Иез. 10:7—15, см. Талмуд, трактат Хагига 13b |
10 | ишим | אשים | «человекоподобные» | Быт. 18:2; Быт. 32:25—33; Быт. 37:15; 1Цар. 10:6; Иез. 10:6; Дан. 10:5 |
Ангельская иерархия
Иудаистические ангельские иерархии
Христианские ангельские иерархии
Первая сфера
Вторая сфера
Третья сфера
Исламские ангельские иерархии
Ангельская иерархия в оккультизме
В книге «Бахир» ( 8, 166) вводятся понятия цура (форма) и кома (структура, тело) и чины манхигим (лидеры) и пкидим (служители). А «Зогар» (на Книгу Исход, гл. Бо, 43а) вводит категории таршишим и шинанним и использует иной порядок иерархии:
Ранг | Ангельский чин (наименования во мн.ч.) | Наименование на др. еврейском | Традиционный перевод | Источник, примечание |
1 | арелим | אראלים | «с Михаэлем во главе | |
2 | ишим | אשים | с Цефаньяху во главе | |
3 | бней элохим | בני האלהים | с Хофниэлем во главе | |
4 | малахим | מלאכים | с Уриэлем во главе | |
5 | хашмалим | חשמלים | с Хашмалом во главе | |
6 | таршишим | תרשישים | с Таршишем во главе | Дан. 10:6; см. Талмуд, трактат Хулин 91b, «блистающие» |
7 | шинанним | שיננים | с Задкиэлем (Цадкианом) во главе | Пс. 68:18 |
8 | керувим | כרובים | с Керувом во главе | |
9 | офаним | אופנים | с Рафаэлем во главе | |
10 | серафимы | שרפים | с Йехоэлем (Иаэлем) во главе |
Авраам бен Исаак из Гранады в своем труде «Берит Менуха» («Завет покоя»; ок. 1391—1409), высоко оцененном Ицхаком Лурией, приводит свою классификацию, опять же отличную от ранее разработанных, с другим порядком:
Ранг | Ангельский чин (наименования во мн.ч.) | Наименование на др. еврейском | Традиционный перевод |
1 | малахим | מלאכים | |
2 | эрелим | אראלים | |
3 | серафим | שרפים | |
4 | хайот | חיות | |
5 | офаним | אופנים | |
6 | хашмаллим | חשמלים | с Самаэлем во главе |
7 | элим | אלים | |
8 | элохим | אלהים | |
9 | бене элохим | בני האלהים | |
10 | ишим | אשים |
В «Массехет Ацилут» десять чинов ангельских даны в нижеследующем порядке. А возглавляющие эти чины ангельские князья — это ангелы созданные первыми, и над ними поставлен Метатрон — Енох, преобразованный из плоти и крови в пылающий огонь.
Ранг | Ангельский чин (наименования во мн.ч.) | Наименование на др. еврейском | Традиционный перевод |
1 | серафим | שרפים | с Самуэлем (Кемуэлем) или Йехоэлем во главе |
2 | офаним | אופנים | возглавляемые Рафаэлем и Офаниэлем |
3 | керувим | כרובים | с Херувиэлем (Керувиэлем) во главе |
4 | шинанним | שיננים | возглавляемые Цедекиэлем и Гавриэлем |
5 | таршишим | תרשישים | возглавляемые Таршишем и Сабриэлем |
6 | ишим | אשים | с Цефаниэлем во главе |
7 | хашмаллим | חשמלים | с Хашмалем во главе |
8 | малахим | מלאכים | с Уззиэлем во главе |
9 | бене элохим | בני האלהים | с Хофниэлем во главе |
10 | арелим | אראלים | с Михаэлем во главе |
Ещё более сложной системой является схема, приведенная в «Соде Раза» (цит. в Ялкут Реувени к Быт. 1:1) и описывающая семь небес с их ангельскими начальниками. Ангелы в этой иерархии распределены по двенадцати градусам вместо десяти.
Сферы ангельских чинов и ранги ангелов (по нисходящей)
Первая сфера:
- серафимы;
- херувимы;
- престолы.
Вторая сфера:
- господства;
- силы;
- власти.
Третья сфера:
- ангелы;
- архангелы;
- начала.
Разумеется, вышеописанная схема не раз дорабатывалась и расписывалась. Нередко появлялись новые интерпретации иерархий.
Ангел, просто ангел
Чины Первой сферы
Все 9 чинов ангельских в православии не сильно отошли от католического канона:
Серафимы (От древнееврейского Saraf — пылающий) | Описывается в Библии всего один раз: Предстает в виде ангела, обладающего тремя парами крыльев. Верхняя пара закрывает голову (в ряде источников утверждается, что серафим имеет птичью голову, но от нее исходит столь яркое сияние, что ее нельзя рассмотреть), средняя пара — летательная, нижняя — прикрывает ноги. Серафимы поклоняются Богу и воплощают его волю на Земле. Наивысший ангельский чин |
Херувим (в переводе — «подобный юноше») | Как и серафим имеет наиболее близкое отношение к Богу. Однако, находится на ступень ниже серафимов |
Престол | Как это не прозвучало бы грубо, но используется Всевышним в качестве табуретки. Бог восседает на них и ведет свой Суд |
Вторая Сфера
Господства | Выполняют функцию помощников земных властителей. Дают им дельные советы, направляют на путь истинный и не поддаваться физическим искушениям |
Силы | Отвечают за возможность святых творить чудеса и предвидеть будущее |
Власть | Отвечают за подавление дьявольских сил |
Архангел Михаил
Третья Сфера
Начала | Им поручено управлять Вселенной и всевозможными стихиями |
Архангелы | Выполняют почетную функцию учителей. Обучают людей как правильно поступать в жизненных ситуациях |
Ангелы | Из всей ангельской иерархии наиболее близкие к людям создания. Их можно назвать Божьими глашатаями. Однако, в их обязанности входит наставление людей на путь праведный, в этом и заключается сила ангелов |
Вышеописанная таблица полностью отвечает на вопрос сколько в христианской религии ангельских чинов. Как видно в иерархии рая нет ничего сложного.