Горячие новости

Была ли Баба-яга на самом деле

На самом деле – все достаточно реально. Дело в том, что в древности существовало подобие матриархата. В те далекие времена зрелость мужчин определяли никто иные, как девушки и женщины. Причем, доказать это мужчина должен был не своей внешностью, успехами в постели или в ратном деле, а поступками, которые действительно делают из него мужчину – добытчика семьи.

Так вот, история рассказывает о женщинах-жрицах, которые, в результате своих знаний и мудрости, воспринимались обществом как ведьмы или колдуньи

Их продолжали ценить, когда что-то было нужно, но в большинстве своем, люди относились к знаниям с осторожностью. Именно поэтому, большинство жриц уходили жить в глубокие леса

Однако традиция испытаний никуда не делать. Однако теперь юноша, чтобы доказать свою зрелость, вынужден был отправляться в одиночку в лес, где его поджидали испытания Бабы-яги. Как правило, это простые испытания: добыть еду, помыть посуду, сварить обед, наколоть дров, кого-то победить и т.д.

В результате этого парень доказывал, что он уже взрослый, что при необходимости сможет позаботиться о себе и своей семье, сможет защитить их. И решала это Баба-яга, которая все время наблюдала за действиями парня.

Более того, если за основу легенд взять наши сказки, то обратите внимание на возлюбленных главных героев. Это сплошь царевны, княжеские или купеческие дочки и т.д

Само собой, чтобы жениться на такой барышне, нужно было доказать свою зрелость, причем не у соседки в кровати, а действительно на деле у одинокой жрицы в лесу, одно упоминание о которой уже вызывает мурашки на коже.

Таким образом, можно предположить, что Баба-яга – это не один единственный персонаж, а собирательный образ всех жриц славянских племен. При этом, этих жриц, в наши дни, вполне можно называть знахарями, ибо они в точности владели знаниями о волшебных свойствах растений и при необходимости, использовали их на благо людям. Также отсюда можно сделать вывод, что Баба-яга, в основном, это хороший персонаж, призванный помогать людям. Но характеры бывают разные, а отсюда и расхождения в легендах, образах и внешнем виде.

Более того, во времена Крещения Руси, все доброе и живое, что ценилось в язычестве, портили, оскверняли и уничтожали. Возможно, именно поэтому некогда добрая ведунья и берегия Ягиня стала коварной и жестокой бабкой, цель которой заманить путников и убить. И то, если знать все факты, даже зловредные проделки Бабы-яги можно расценивать, как один из способов помощи.

Вот такая она, Баба-яга. Как видите, далеко не все мы знали об этом персонаже из детских сказок. А когда-то люди действительно в нее верили, а возможно и пользовались ее услугами. И нет ничего ужасного в том, чтобы владеть знаниями и информацией, но тогда это воспринималось иначе. Тем не менее, славяне куда проще воспринимали всю мистику, а не как в Европе, где все закончилось сжиганием на кострах. На этой ноте мы хотим закончить нашу статью, всем удачи и до новых встреч.

Баба Яга — заботливая берегиня

Несмотря на то, что такой персонаж кажется незамысловатым и простым, есть и другие теории которые описывают эту героиню славянских мифов с абсолютно другой стороны.

По одной из них, эта женщина была заботливой и мудрой берегиней, а имя Яга — это трансформированное слово «Яшка», то есть «ящер», прародитель всего сущего, что нас окружает. В наше время известно слово близкое к этому — «пращур». Согласно такой версии, эта ведьма считается прародительницей.

Есть легенда, что ранее колдунья была доброй ведуньей, берегиней. Когда же на Руси было радикально принято христианство, то всё то доброе, светлое и чистое, что когда-либо облагораживало язычество, всячески старались испортить, уничтожить.

Поэтому берегиням, которые помогали людям, приписывались негативные черты: отвратительная внешность, злые намерения. Поэтому можно предположить, что изначально Баба Яга у славян была добрым персонажем, заботливым и несомненно очень важным.

Например, помните ли вы, что злобная старуха из сказок пыталась запекать младенцев? Если посмотреть в глубь данного ритуала, то можно открыть на себя удивительные подробности. В далекие времена был широко распространён ритуал припекания детей. Делалось это и с магической целью, и с практической. Стоит отметить, что популярен этот обряд был даже вплоть до начала 20 века.

К ритуалу припекания ребенка прибегали в том случае, если малыш был хилый, недоношенный, у него был рахит атрофия и подобные заболевания. Выполняется этот обряд бабкой-знахаркой. Малыша обмазывали тестом, клали на лопату и трижды ненадолго отправляли в растопленную печку. Теперь можно увидеть сказку в другом освещении, при котором Баба Яга пыталась спасти ребенка, помочь ему окрепнуть.

Также бытовало мнение, что подобным образом можно сжечь все болезни, которые выйдут на улицу с дымом через трубу, а припечёный ребенок станет здоровым и сильным.

Что известно о месте обитания ведьмы? Ножки избушки, в которой проживал сказочный персонаж, называют «курьи ножки». В разнообразных расшифровках указывается, что это можно понимать, как «ножки, подпоры куреня», которые нередко использовались при строительстве избы.

Шишига болотная, речная и лесная — опасное существо

Легенды про шишиг из различных частей страны отличаются между собой. Так, например, в Сибири шишигу связывают только с водяным, лешим и болотником. При этом источники разделяют эти понятия между собой. Шишига, или шишимора, если верить им — сущность, которая находится в услужении водяного, лешего или хозяина болот.

Выглядит эта сущность малопривлекательно — она горбата и некрасива, отличается небольшим ростом. Шишига — всегда существо женского пола. Она ведет ночной образ жизни. Как и вся нечистая сила, шишига появляется после заката, и уходит прочь к рассвету.

По легендам, таковой может стать покойница. Девочка-шишига — умершая некрещенной, без имени. Такие становятся кикиморами или безыменными русалками. Последние отличаются от обычных русалок тем, что они лысые и некрасивые. Безыменные русалки предпочитают мелкие речки и озера, обитают в зарослях камыша. Они набрасываются на случайных прохожих и топят их. Могут и защекотать до смерти. Особенно не любят шумные пьяные компании, которые нарушают покой нечисти.

Кикимора и шишига болотная — синонимы. Как можно догадаться из названия, это существо живет на болотах. В Коми верят, что увидевший его долго не проживет — утонет или умрет другим образом. Возможно, это связано с тем, что кикиморы топят встреченных людей в болотах или заманивают в топь. Они могут появиться и в доме.

По легендам, кикимор в жены берут только домовые, банники и овинники. Но, если домовой приносит пользу, изредка пугая нерадивых хозяев, то от кикиморы один лишь вред. Она тщательно следит за тем, чтобы жильцы соблюдали приметы. Если кто-то пойдет в баню ночью, задержится в овине после заката, запустит хозяйство — обязательно накажет.

Лесная шишига, или лешенка обитает в непролазных лесных чащах. Она способна заставить человека заблудиться в лесу. О таком явлении говорят — «блуд водит». Лешенка может «заблудить» даже там, где потеряться, казалось бы, невозможно. Она может водить человека до тех пор, пока он не умрет от жажды и голода.

По легендам, лешенка преследует одну цель — съесть ослабевшего человека или его труп. Кроме этого, она пугает путников криками и стонами. Ее считают супругой лешего, и к нему в старину обращались, чтобы избавиться от козней шишиги.

Леший в мифологии

Что касается древних источников, то лешие были подчиненными Ярилы и Велеса. По сути, в те времена они не были демонизированы христианской церковью и просто считались духами-смотрителями лесов. В их задачи входило следить за порядком в лесу, помогать животным, удалять больные деревья и прогонять духов, которые вредили растениям и животным.

Тогда леший не был чрезмерно злым духом. Да, он мог подшучивать над людьми и животными, но делал он это не со злого умысла, а просто, ради забавы и веселья. Причем, даже впоследствии, в христианстве, леший описывается как озорник. И если шутка его удается – он начинает громко смеяться, петь, плясать и хлопать в ладоши. И лишь в тех случаях был опасен леший, когда люди нарушали правила в лесу, не носили оберегов и всячески пренебрегали им. В таких случаях леший вполне мог натравить на путника хищных животных, или же сам мог обратиться медведем и напасть на человека.

Известно упоминание, что лишь в 1 день в году леший впадал в неистовство. Это 4 октября. В этот день славяне избегали ходить в лес, т.к. разъяренный леший неистовствовал там, и можно было попасть, так сказать, под горячую руку.

У славян было поверье, что лешие редко заводят себе семью, хотя такие случаи и встречались. В большинстве случаев лешие дружили с животными, в основном – с медведями. Детей же они похищали только в том случае, если получали разрешение от богов уйти. А похищенные дети становились лешими, вместо него. Лешие же, обращались в дерево.

Леший

Лесной дух, защитник животных. Выглядит как высокий мужчина с длинной бородой и волосами по всему телу. По сути не злой — ходит по лесу, оберегает его от людей, изредка показывается на глаза, для чего умеет принимать любой облик — растения, гриба (гигантского говорящего мухомора), животного или даже человека. Лешего можно отличить от других людей по двум признакам — его глаза горят волшебным огнем, а обувь надета задом наперед.

Иногда встреча с лешим может закончиться плачевно — заведет человека в лес и бросит на съедение зверям. Однако те, кто уважительно относятся к природе, могут даже подружиться с этим существом и получить от него помощь.

↑ Женские аналоги Банника

У банника были и женские «ипостаси». Обычно такой персонаж именовался баннихой или байницей. Представлялась она в виде страшной голой старухи. Также живёт под полоком и иногда имеет обличье кошки. Банниху называли и обдерихой – видимо, за её способность обдирать кожу парящимся в бане.

Другой вариант женщины-банника – Шишига. Так её называли из-за привычки укладывать волосы «шишом» на голове. Однако часто Шишига встречала человека в обличье его знакомого или знакомой, предлагала попариться в баньке и запаривала там его до смерти. Так она расправлялась с теми, кто шёл в баню с плохими намерениями и забывал перед этим помолиться.

Легенда Пиковой дамы

Многим известно с детства, большинство так или иначе что-то слышали об этой легенде. Некоторые даже пытались вызвать пиковую даму. Есть и те, кто не рискнул и испугался. Но немногие знают, кто на самом деле это пиковая дама. Существует ли она на самом деле или является плодом воображения? Во многом, легенда Пиковой дамы совпадает с легендой о кровавой Мэри, и является отечественным ее воплощением. Существует и много различных истории возникновения пиковой дамы. Суть большинства из них, сводится к тому, что легенда пиковой дамы, пошла от карточной колоды, где была изображена женщина, то ли изображалась она как-то зловеще, то ли масти пик своим черным цветом символизирует зло. Но пиковую даму, стало принято отождествлять с ведьмой, несущий неудачи. Если верить в материальном смысле, может ли легенда, наделённая таким количеством негативной энергии, стать чем-то настоящим, воплощением того, во что мы верим. Существует множество способов вызова пиковой дамы. Но вот зачем люди вызывают? И с какой целью? Кто-то верит, что она исполняет желание, а для кого-то, это всего лишь детская забава и развлечение. Так или иначе, стоит помнить, что вызов существа не из нашего мира, не является безопасным развлечением, и не факт, что призванная сущность, окажется дамой, а не духом, желающим отомстить за то, что вы потревожили его покой.

Что может разозлить лешего

Рекомендуем по теме

Как зарождаются мифы в мифологии Мьельнир Ванахейм

Древние славяне верили, что нельзя делать несколько вещей, которые могли сильно разозлить лешего. Так, например, строго настрого запрещалось ругаться в лесу. В особенности, запрещалось ругать ребенка, ибо леший мог услышать это, появиться и похитить малыша.

Также существовало поверье, который учили дети. Считалось, что если ребенок повстречает в лесу человека, то он вполне может оказаться лешим. В разговоре с ним нужно всегда запоминать первое слово, которое он произнес. Если ребенок был вынужден спросить дорогу, то леший задавал этот вопрос. Дети, которые помнили первое его слово – благополучно возвращались домой. А те, кто позабыл – таких детей леший забирал с собой.

Славяне верили, что лешие очень злились, когда в лису кричали, свистели или производили другой шум подобного рода. В этом случае он вполне мог завести человека в чащу. Однако и это не считалось особой опасностью. Считалось, что если вывернуть одежду наизнанку, а обувь поменять местами, то вы всегда сможете найти обратную дорогу.

Как бороться с лешим

Славяне верили в волшебную силу железа. Как и любого другого духа, убить лешего невозможно, но отогнать и отпугнуть – вполне реально. В этом случае славянам помогало железо или медь, которых очень боялись лешие.

Кстати говоря, в западной мифологии также встречаются лесные создания (эльфы и феи). При этом, они как и лешие, очень боялись металлических предметов.

Как правило, лешие показывались людям только в очень редких случаях, и еще реже нападали. Они предпочитают действовать тихо, обманом, поэтому заблудившемуся человеку нужно было произвести манипуляции с одеждой, а если заблудились несколько людей, то им нужно было обменяться одеждой друг с другом.

Кроме того, для противостояния применялись соль и огонь, а также колья, сделанные из рябины, осины или липы. После принятия христианства считалось, что православные молитвы также отгоняют леших. А самое интересное, леший, как и любая другая нечисть, очень не любит матерную брань.

Как призвать лешего

Само собой, наши предки жили в тесноте с природой, поэтому нередко им приходилось обращаться за помощью к духам. Леший иногда даже помогал людям. Например:

  1. Известно, что лешие обладали способностью предсказывать будущее. Людям, желавшим узнать его, нужно было отправиться в лес, найти старую березу, залезть на нее и прокричать: «царь лесовой, всем зверям батько, явись сюда!». Но делать это нужно в первую неделю после Пасхи.
  2. Известно, что часто приходилось договариваться с лешим и пастухам. Но не один пастух не отваживался отправляться со стадом в лес, предварительно не пообщавшись с лешим. По преданию, пастухи подобным образом находили или березку, или пень, произносили особое заклинание и призывали лешего. Ему они преподносили дары, в основном еду. За это леший отправлял своих помощников, чтобы они все лето следили за животными.
  3. Важен леший был и для охотников, которые, как и пастухи, частенько договаривались с лешим, чтобы охотиться в его владениях. За это они также оставляли духу подарки – пасхальные яйца, блины или другую еду.

Что касается обычных крестьян, то им достаточно просто было попросить разрешение у лешего, при входе в лес, а также пообещать, что без надобности они не будут шуметь и нарушать его покой. На ночевку в лесу также нужно было испросить дозволения.

Леший, интересные факты

  1. Лешие терпеть не могут домовых, но водяных – они просто ненавидят. И если в лесу есть речка или озеро, то вблизи от него постоянно что-то происходит. Считалось, что это леший и водяной дерутся друг с другом. Что касается встреч с домовыми, то они пересекались только тогда, когда леший приходил в чей-то дом. Но победить домового на его территории – невозможно.
  2. Лешие голосисты. Существует упоминание о том, что они умеют петь без слов, но всегда с чувством, носясь по лесу, как ошалелый, и прихлопывая в ладоши.
  3. В старину лешие воровали детей, которых даже случайно проклинала мать, например, от боли, во время родов. Однако известна легенда, когда леший пришел в деревню и унес с собой мужика, ругающегося матом, поднимаясь на колокольню.
  4. Иногда похищенные люди находились. Но, как правило, в жалком состоянии, без памяти и с полным равнодушием к жизни. В большинстве же случаев – они погибали.

Вот такие они, духи леса. Как видите, и тут христианство достаточно сильно исказило образ, достаточно мирного духа. Тем не менее, информация о нем дошла до наших дней, а это уже, своего рода, достижение. На этом мы заканчиваем нашу статью, всем удачи и до новых встреч.

Шишок или шишка — черт, пакостник и (доверенное) лицо ведьм

Что означает слово «шишига» в русских легендах и сказках? В некоторых изо них можно проследить четкую аналогию этого персонажа с чертом. Словно интересно, прическа, с которой изображались черти и бесы на старинных русских иконах, в свой черед называлась шиш.

На то, что это название было своего рода синонимом к слову «черт», указывает и этнограф Иосаф Железнов. Возлюбленный приводит в пример уральские предания, в которых указано, что атаман Ермак Тимофеевич имел в услужении шишигов, тож чертей. Когда сил казаков не хватало для победы в сражении, предводитель выставлял против врагов армию нечисти. Подобно чертям, шишиги находятся в услужении ведьм и колдунов, о нежели уже сказано выше.

Согласно поверьям шиш может жить в доме, овине, бане. Забредает дьявол также на болота и в леса. В доме вреда от такой нечисти что-то (вкоротке. Для того, чтобы поселиться вместе с человеком, требуется разрешение домового. Спирт же, в свою очередь, заботится о порядке в доме. Поэтому шиш либо далеко не будет вредить, либо будет изгнан домовым-Хозяином.

Но зачем грозит людям, которые живут без домового или не дружат с ним? Разве что шиш полюбит париться в бане, он может приставать к женщинам. Особенно, даже если они предпочитают париться в ночное время, когда нечисть более активна. В старину малограмотный ходили в баню ночью, это — время, когда парится шиш. Симпатия также может подменить новорожденного, еще некрещеного младенца на своего. В соответствии с легендам, черти и эльфы тоже отдают своих детенышей на патронат людям.

В лесу встреча с таким духом может серьезно напугать. Они громовым голосом кричат и стонут, скрипят ветками и пугают страшными видениями. Пугать предпочитают детей и женщин. Держи болотах «благодаря» этому существу можно угодить в топь. В Новгороде верили, будто оно может задержать лошадь в пути.

Шишигу можно и наслать колдовством в качестве вздымать. Поселить в доме или бане нечистую силу — неплохой способ изломать недругу жизнь. Кроме этого, шишом называли обозленного домового, некоторый наказывал нерадивых, ленивых домовладельцев. В этом случае действия домашнего хранителя похожи нате атаку злых сил, но они направлены на благое труд — отучить от лени и научить вести хозяйство.

Если верить христианской мифологии, бес боится креста, молитвы и святой воды. В старину для того, затем) чтоб(ы) выгнать ее из бани, парили лен. Его боится любая нелюдь.

Кто это такой в славянских мифах?

Леший – дух-покровитель и хозяин леса в мифологии славян. Почитание этого персонажа присутствует по большей части в культуре восточных славян. Вероятно, в какой-то мере это связано с характером местности, в которой им приходилось селиться. Лес, граничивший практически с каждой деревней, был одновременно и кормильцем и угрозой.

Мысль о том, что у леса есть разумный хозяин, казалась весьма привлекательной – опасность уже не казалась обезличенной, и возникал шанс договориться.

Происхождение леших достоверно неизвестно. В одних регионах их считали проклятыми или потерявшимися в лесу людьми, в других – покойниками, которые умерли не своей смертью и не нашли успокоения. В эпоху христианства леших иногда причисляли к проклятым ангелам, низвергнутым на землю.

В каждом регионе лесного духа называли по-своему:

  • вольный;
  • шатун;
  • дядя большой;
  • водило;
  • полесовик;
  • лешак;
  • лесной дедушка;
  • волосатик и т.д.

Основное занятие лешего следить за порядком в своих владениях. Вся лесная живность находится в его подчинении. Самый любимый зверь у него – медведь, только его берет лесной хозяин себе в услужение.

Покровительствует пастухам и охотникам, особенно тем, кто относится с уважением к лесу и его обитателям.

Предлагаем посмотреть познавательное видео том, кто такой леший:

Ахоха

Сказочное существо, безобидное и очень пугливое, живёт в гороховом стручке.

Вылез из гороха коротышка Ахо́ха. Ростом со стручок, голова с кулачок, с чёрными глазами, с зелёными усами. Подумал Ахоха, что ему жить в горохе плохо. Хочет идти другое место искать и себя показать. Пошёл по меже. Увидал его Межевичок, спрашивает:

– Куда идёшь, Ахоха?

– Ухожу из гороха.

– Берегись, Ахоха! Не ходи далёко!

Не послушался коротышка. Пришёл к краю поля. Увидал его Полевичок, спрашивает:

– Куда идёшь, Ахоха?

– Ухожу из гороха.

– Берегись, Ахоха! Не ходи далёко!

Не послушался коротышка. Пошёл дальше. На пути чучело гороховое стоит, кричит:

– Эй, Ахоха, не уходи из гороха. Вокруг враги, себя побереги!

Не послушался Ахоха, сделал один шаг из гороха. Вдруг из дуплища прилетела совища, выпучила глазищи, крыльями захлопала, ушками задёргала. Увидал Ахоха – у совы крючочком нос – и от страха в землю врос. Боится дальше идти: стоит враг на пути. Говорит Ахоха:

– Останусь-ка в горохе, тут жить не плохо. Буду на меже сидеть, в стручок дудеть, с Межевичком играть, по земле горошину катать.

Ахоха повернулся, жить в горох вернулся.

Домовой

Некоторым людям, в своих домах, доводилось слышать странные шорохи по ночам, тихие постукивания или скрежет. У того, кто впервые с этим столкнулся, сразу возникает вопрос: что это такое? Возможно, это мыши. Возможно, какое-то неизвестное существо, но в любом случае в комнате вы ни один. Если ночами вы начинаете ощущать как кто-то вас гладит или щипает, то возможно причина в ваших нервах, а возможно все дело в проснувшимся духе вашего дома. В легенде славянских народов, довольно часто встречается домовой. В них он предстаёт как хозяин и покровитель дома, основная задача которого, заключается в обеспечении нормальной жизни семьи, сохранение здоровья людей и животных. Основное его отличие от бесов, заключается в том, что людям он не делает зла. Иногда домовой может шутить, если он любит хозяина, то оказывает ему различные услуги, если кто-то из членов семьи в скором времени умрет, то он начинает выть, плакать и стонать. Если домовой полюбил своих хозяев, он также может о них заботится и всячески оберегать, это может выражаться в следующем, он предупреждает о несчастьях, следит за домом. Если хозяева ему не понравились, то начинает кричать и топать, бить посуду в ночное время, щипает вас до синяков. Домовой может среди ночи навалиться на человека, который ему неприятен, и начинает давить его, причем делает он это так, что нельзя ничего сказать, трудно даже пошевелиться, обычно это случается с теми, кто спит на спине. Среди домовых, есть такие, которые приносят в жилище только вред. Злыдни, так их принято называть. Они обозлены на всех людей, при этом у каждого есть своя причина обижаться. У хозяина того дома, в котором живут злыдни, непростая жизнь. Разбушевавшегося домового можно задобрить, для этого, в дальнем углу дома нужно оставить немного хлеба и молока. Лишь раз в году, по собственной воле можно увидеть домового. Показаться он может только в пасхальную ночь, однако это небезопасно, лучше не видеть домового, и не разговаривать с ним, ведь хоть он и доброе существо, но все же является представителем нечистой силы. Есть мнение, что можно онеметь после разговора с ним, или стать заикой. Перед человеком, домовой может появиться сам, если захочет. Чаще всего, он предстаёт, в его же обличье, но имеет более волосатый и темный внешний вид. Неожиданно увидев такое в своем доме, можно от страха, потерять сознание.

Шишок или шишка — черт, пакостник и помощник ведьм

Что означает слово «шишига» в русских легендах и сказках? В некоторых из них можно проследить четкую аналогию этого персонажа с чертом. Что интересно, прическа, с которой изображались черти и бесы на старинных русских иконах, тоже называлась шиш.

На то, что это название было своего рода синонимом к слову «черт», указывает и этнограф Иосаф Железнов. Он приводит в пример уральские предания, в которых указано, что атаман Ермак Тимофеевич имел в услужении шишигов, или чертей. Когда сил казаков не хватало для победы в сражении, атаман выставлял против врагов армию нечисти. Подобно чертям, шишиги находятся в услужении ведьм и колдунов, о чем уже сказано выше.

Согласно поверьям шиш может жить в доме, овине, бане. Забредает он также на болота и в леса. В доме вреда от такой нечисти мало. Для того, чтобы поселиться вместе с человеком, требуется разрешение домового. Он же, в свою очередь, заботится о порядке в доме. Поэтому шиш либо не будет вредить, либо будет изгнан домовым-Хозяином.

В старину не ходили в баню ночью, это — время, когда парится шиш. Он также может подменить новорожденного, еще некрещеного младенца на своего. По легендам, черти и эльфы тоже отдают своих детенышей на воспитание людям.

В лесу встреча с таким духом может серьезно напугать. Они громко кричат и стонут, скрипят ветками и пугают страшными видениями. Пугать предпочитают детей и женщин. На болотах «благодаря» этому существу можно угодить в топь. В Новгороде верили, что оно может задержать лошадь в пути.

Шишигу можно и наслать колдовством в качестве мести. Поселить в доме или бане нечистую силу — неплохой способ испортить недругу жизнь. Кроме этого, шишом называли обозленного домового, который наказывал нерадивых, ленивых домовладельцев. В этом случае действия домашнего хранителя похожи на атаку злых сил, но они направлены на благое дело — отучить от лени и научить вести хозяйство.

Если верить христианской мифологии, шишига боится креста, молитвы и святой воды. В старину для того, чтобы выгнать ее из бани, парили лен. Его боится любая нечисть.

Добавить комментарий