Горячие новости

uspeshnie znaki zodiaka Значение рун пропорции и рубленый вид Календарь лунных дней

Как правильно подготовиться

Многие церковнослужители, не первый раз проводящие обряд соборования, утверждают, что особой подготовки от желающего поучаствовать не требуется. Однако приходить совсем неподготовленным тоже не следует, ведь таинство подразумевает соблюдение ряда условий.

Акафисты

Соборование – не просто комплекс ритуалов, к которым следует подходить, как к рутинной процедуре. В первую очередь, это очищение души, которая должна уверовать в творимое священнодействие. Готовиться к этому, очистив разум от посторонних мыслей, поможет чтение акафистов. Акафисты – специальные церковные песнопения, в которых возносится благодарность ключевым личностям в христианской религии. Перед соборованием рекомендуется читать акафисты:

  • Божией Матери;
  • Спасителю;
  • Святым, ставшим почитаемым благодаря чудотворным исцелениям страждущих.

Исповедь

Несмотря на очищающую силу соборования, рекомендуется заранее исповедаться, убрав с души мучающие вас деяния. Такая подготовка поможет настроиться на нужный лад, оставив на милость Божью лишь неосознанные или забытые прегрешения. Это действо не относится к разряду обязательных, но, по словам церковнослужителей, очень помогает в дальнейших свершениях.

Молитвы

Еще одним инструментом, помогающим подготовиться перед обрядом, считается чтение молитв. Рекомендуется выделять на него хотя бы по 10-15 минут, но каждый день, это лучше, чем молиться весь день исключительно перед соборованием.

Продукты

Ни одно елеосвящение не происходит без использования определенного списка продуктов. В него входят:

  • крупа;
  • кагор;
  • масло рафинированное.

Крупа

Понадобится для проведения обряда на дому. Зерном наполняют чашу, в которую будут вставляться зажженные церковные свечи. Крупа символизирует начало новой, чистой жизни, без болезней и прегрешений. По окончании процедуры чистое от воска зерно разрешается использовать для приготовления пищи.

Рафинированное масло

Рафинированное масло используется как в домашних соборованиях, так и в обрядах, производимых в храме. Если дело происходит в храме:

  • сосуд с маслом ставится на специальный столик;
  • по окончании обряда священнослужитель подходит к столу и добавляет в каждый сосуд некоторое количество освященного елея.

Кагор

Кагор покупается только для соборования на дому, так как у церкви есть свои запасы этого напитка. Вино, наряду с хлебом, считается божественным даром от самого спасителя. Если брать духовную составляющую, то вино интерпретируется, как кровь господня, со всеми вытекающими из этого свойствами. Стакан с вином располагается рядом с сосудом, заполненным крупой, в котором стоят свечки, и стаканом с маслом.

Благотворительность

Соборование, как и любые другие церковные таинства, проводится на безвозмездной основе и не подразумевает фиксированной оплаты. Отблагодарить церковнослужителя и храм можно при помощи добровольных пожертвований. Сумма пожертвования зависит от возможностей каждой отдельной семьи.

Некоторые храмы, по просьбам прихожан, вывешивают списки с ориентировочными размерами пожертвований для тех или иных обрядов, чтобы желающим было проще ориентироваться. Эти суммы различаются не только от региона к региону, но даже между соседними храмами.

Что взять с собой

При посещении храма для прохождения обряда соборования необходимо иметь с собой:

  • сосуд с рафинированным или оливковым маслом;
  • церковные свечи, купить которые можно непосредственно в храме;
  • носовые платки или салфетки. Они понадобятся, чтобы избавиться от излишков елея, после помазания.

Остальные вещи вам в храме не понадобятся, так как все необходимое для обряда есть у церковнослужителей.

Одежда

Выбирать наряд для соборования необходимо с умом, чтобы не попасть в неприятную ситуацию во время священнодействия

Обращайте внимание на следующие вещи:

  1. Одежда должна быть скромной, без лишних вырезов и ярких раскрасок.
  2. В процессе помазания священник наносит крестообразные символы на запястья, лицо и верх груди. Соответственно, необходимо обеспечить свободный доступ к данным частям тела. Для этого одевайте удобную кофту, у которой есть молния или пуговицы.
  3. Не рекомендуется облачаться в водолазку или свитер, так как он ограничит доступ к верхней части груди для помазания.
  4. Не одевайте дорогую одежду, с которой впоследствии будет трудно свести следы елея.
  5. Мужчинам не стоит одевать майки или рубашки с коротким рукавом, а также шорты.
  6. Мужчинам запрещается находиться в храме в головном уборе, поэтому не забудьте снять его перед входом.
  7. Женщинам подойдут скромные, просторные наряды, скрывающие тело от посторонних взглядов.
  8. В отличие от мужчин, женщинам не разрешается находиться в храме с непокрытой головой.

История возникновения

Этот ритуал, как и многие другие, обязан своим появлением евангельским временам. Сам Иисус Христос установил его, призвав учеников и наделив их властью над дьявольскими созданиями. Апостолы ходили и проповедовали чистосердечное покаяние, изгоняли демонов из тел больных, мазали их елеем. Доказательства этих слов находят на страницах Евангелия от Марка, поэтому утверждается, что священнодействие существовало до Голгофы и помогало физически и психически больным.

О таинстве елеосвящения упоминает и апостол Иаков в своем авторитетном послании.

С XV в. для таинства был введен особый богослужебный чин, который определял последовательность самого процесса соборования. Порядок постоянно видоизменялся, становился более широкоформатным и фиксированным.

  • В III-IV в. молитвы включали в себя чистые просьбы у Бога сделать масло целебным при помазании и употреблении в пищу. Служение в тот период проводилось епископами.
  • Византийские богослужения VIII в. отличаются продуманной последовательностью процедуры. Соборование в православии начинается с обращения к Святому Отцу, врачевателю всякой больной души. Первые слова называются церковью формулой этого таинства.
  • Елеосвящение давно стало восприниматься как священное действие и в православии, и в католицизме. Традиция проводить именно семь ритуалов пришла в учение Востока из западной Церкви.

Соборование в церкви: что нужно взять с собой?


С собой должна быть свечка, 2 платочка носовых, голова обязательно покрыта платком или еще чем то За несколько дней до соборования священники советуют пройти Таинство Исповеди. Если, собравшись идти на соборование, не знаете, что брать с собой, то вот советы людей, которые прошли соборование. Нужно следующее:

  • Взять деньги, чтобы купить свечку, и оставить пожертвование на храм
  • Взять 2 новых носовых платочка: один — держать свечку, другой – промокать лицо, руки и шею от елея (выбрасывать платочек нельзя, его нужно сжечь дома или постирать)
  • Не нужно одевать свитер со стоящим воротником, шея должна быть свободна (в месте ложбинки священник мажет елеем)
  • Своевременно прийти в церковь на службу, и отстоять ее
  • Соборование
  • И принять Святое Причастие

Соборование: два варианта, одна суть

Фото Юлии Маковейчук

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов.

Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным.

Фото Юлии Маковейчук

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес…”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

Заблуждения о соборовании

Елеосвящение (более привычно для слуха слово «соборование») — это одно из семи таинств Церкви. Это древнее таинство со временем приобрело в на­роде оттенок мистичности, возникло множество заблуждений, граничащих порой с суеверием.

1. Если человека соборовать, то он вскоре умрёт

Болеем мы сами или родственник, и на вопрос в храме: «Чем можно по­мочь?»

священник отвечает:«Соборо­вать». Многие в этот момент пугаются, отказываются, а порой и уточняют.

«Нет, умирать ещё рано!».

Такое пред­ставление о соборовании связано часто с тем, что сведения об этом таинстве люди получают от некомпетентного че­ловека, вспоминая суеверия и истории о том, как после совершения елеосвя­щения тяжелобольные люди умирают.

— Соборование не «призывает» к больному человеку смерть — наоборот, мы молимся об исцелении

, — поясняет священник Павел Коньков, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица». —Поэтому в случае бо­лезни соборование может быть только во благо. Но на практике, если человек давно и тяжело болеет и находится при смерти, после совершения соборования Господь может послать ему облегчение страданий и скорую кончину как избав­ление от мук. В этом случае лучше все­го, если есть возможность, сочетать со­борование с двумя другими таинства­ми — исповедью и причастием, чтобы в любой момент человек был готовк встрече с Небесным Отцом.2. После соборования обязательно исцелишься

Другое, прямо противоположное мне­ние: после соборования болезнь обяза­тельно пройдёт, будь то насморк или рак. Оно также ошибочно.

— Все мы хотим быть здоровыми, и в первую очередь телесно,

— говорит протоиерей Владимир Игнатов, ключарь Христорождественского собора. —Можно вспомнить, как после соборова­ния в человека буквально вливались си­лы, — это, конечно, особая милость Бо­жия. Но молимся мы в первую очередь об исцелении души и о помощи в борь­бе с грехами, поэтому не стоит каждый раз ждать именно чуда телесного исце­ления. Если будет на то воля Божия, Он обязательно пошлёт нам и выздоровле­ние, но в первую очередь стоит думать о душе.3. Во время соборования проща­ются все грехи

Мы действительно молимся о проще­нии грехов во время таинства елеосвя­щения, но не тех, о которых постесня­лись сказать на исповеди или специ­ально умолчали. Церковь учит, что прощаются лишь забытые грехи — те, о ко­торых человек не знал или не думал, что это грех, а после уже забыл о них и не исповедался. Это тоже одна из при­чин, почему христиане перед смертью стремятся не только исповедаться, но и пособороваться, — чтобы как можно лучше «очистить» свою душу перед кон­чиной.

4. Собороваться можно только во время Великого поста

Во время Великого поста во всех хра­мах действительно совершается собо­рование, и многие именно в этот пери­од прибегают к таинству. Но соборо­ваться можно (и даже нужно) и в любое другое время, если человек болен. Кстати, во время Великого поста собо­руются не только те, кто болеет. Это таинство необходимо и здоровым лю­дям, ведь болеть можно не только те­лесно, но и духовно, при этом ошибоч­но полагая, что наша душа полностью здорова.

— Церковь рекомендует прибегать к этому таинству здоровому человеку не чаще одного раза в год, а больному — не чаще одного раза во время болезни (это общие рекомендации). Иначе мы искушаем Бога, как бы заставляя Его нас исцелить,

— поясняет протоиерей Владимир Игнатов.

5. Соборование должны совершать семь священников, иначе таинство не подействует

По уставу, соборование совершается несколькими священниками (т. е. собо­ром — отсюда и появилось это второе название таинства), традиционно — се­мью. Но не запрещено и меньшее коли­чество человек. Более того, на дому больных людей соборует один священ­ник, и для этого был даже составлен более короткий чин, чтобы успеть со­вершить его над умирающими.

— Через таинства действует сам Гос­подь, и «не помочь» они могут лишь по одной причине —

нашей недостаточной вере, — говорит священник Павел Конь­ков.— Именно вера — самое главное, что приближает нас Богу. И видя наше искреннее стремление к Нему, Господь обязательно нас примет.Светлана Исаева

В этом есть особая красота: мы свободны в выборе, мы можем поступать по Духу, по Любви, по особому снисхождению к человеку

– Есть люди, которые прибегают к Таинству Соборования много раз в течение Великого поста. Но другие это осуждают. Есть ли какие-либо правила в этом отношении, можно ли часто приступать к Соборованию, нет ли в этом греха?

– Никаких запретов в этом отношении нет. И если человек имеет большое желание – что или кто может ему запретить? Другое дело, что человек должен хорошо понимать смысл совершаемого над ним Таинства. Чтобы это не стало  механическим исполнением, чем-то сугубо внешним. Чтобы не стало просто экзотическим и приятным времяпровождением.

В то же время есть много людей, и среди моих знакомых в том числе, которые не прибегают к Соборованию в Великий пост, а лишь в то время, когда болеют или чувствуют в этом особую потребность.

Очень важно – желание человека. В этом, наверное, и есть особая красота: мы свободны в выборе, мы не зацикливаемся на чем-то, не ограничены в чем-то, но можем поступать по Духу, по Любви, по особому снисхождению к человеку. 

В этом, наверное, и есть особая красота: мы свободны в выборе, мы не зацикливаемся на чем-то, не ограничены в чем-то, но можем поступать по Духу, по Любви, по особому снисхождению к человеку. 

Ведь это — основа домостроительства, основа духовной жизни человека – снисхождение к другим. Сам Господь снизошел к нам, став человеком.

Думаю, к Соборованию надо относиться как к особому Промыслу Господа о человеке, чтобы духовно его возродить, дать ему сил, очистить его от всякой скверны.

Отличия Миропомазания и Соборования

Церковь разделяет два этих понятия как абсолютно различные.

Миропомазание проводится сразу после совершения Крещения и предназначается для взращивания и укрепления в духовном самосовершенствовании. Таинство совершается отдельно, если оно направленно в сторону человека, имеющего другую религию.

Внимание! И елеосвящение, и миропомазание следует отличать от Всенощной — вечерних богослужений перед большим праздником. Люди нередко принимают подготовительные работы за некоторое священное действо

Всенощное помазание и благословение злаков не является таинством.

Елеосвящение (соборование) — церковное таинство, направленное на исцеление недугов и избавление от последствий греховных деяний. Искренне раскаявшись во время ритуала, человек получает шанс обрести здоровье и духовную связь с Творцом. В ходе обряда от прихожанина не требуется особенных навыков, он просто должен проявить смирение и откровенность.

Соборование проводится как в храме, так и в доме, но обязательно под начальствованием священнослужителя.

Посмотрите видео о соборовании

Это интересно: Тезоименитство — что это в православии?

Кто же может собороваться?

До соборования допускаются:

  • люди с тяжелыми болезнями;
  • дети от 7 лет;
  • больные, страдающие психическими нарушениями (депрессия, отчаяние, скорбь);
  • люди, находящиеся при смерти.

В каких случаях надо соборовать человека?

Многие ошибочно думают, что осуществлять таинство следует только, когда человек готовится уйти в мир иной. Это далеко не так. Соборование не является отпущением грехов перед смертью, а тем более не имеет ничего общего с отпеванием. Прежде всего таинство необходимо больным людям, но если обряд проводится на дому, то помазывают елеем всех членов семьи с целью благословить их. Елеосвящение доступно любому христианину начиная с 7-летнего возраста. Осуществить таинство может каждый человек, но не чаще 1 раза в год в Великий или Рождественский пост.

Кто не допускается к елеосвящению?

Нельзя соборовать уже умерших людей и тех, кто находится в бессознательном состоянии, поскольку обряд совершается только с добровольного осознанного согласия человека. Не разрешается проводить обряд буйным психическим больным, женщинам в период менструации, а также детям до 7 лет, в отличие от таинства крещения, которое может совершаться в любом возрасте. Более младших соборуют, но в редких случаях, если ребенок тяжело болен.

Соборование: как не надо

Фото Юлии Маковейчук

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Фото Юлии Маковейчук

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

А в завершении – практический совет читателям “Фомы”. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.

Священник Валентин Асмус

Популярное за 7 дней

О праздновании рождества Иоанна Крестителя, или Чем опасны гуляния на Ивана Купалу
07.07.21 11:20

11 июля – день памяти иконы Божией Матери «Троеручица»
11.07.21 08:55

О чем нужно просить апостолов Петра и Павла, в чем они помогают?
11.07.21 19:28

Духовная битва в канун праздника Рождества святого Иоанна Крестителя
07.07.21 12:36

Как правильно относиться к святым?
09.07.21 13:51

Митрополит Антоний (Паканич) рассказывает, почему христианину не стоит ныть
13.07.21 15:34

Пейзажи Бориса Кустодиева
08.07.21 17:02

Что говорят православные матушки о семейной жизни
07.07.21 10:40

8 июля – день памяти благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев
08.07.21 08:33

FM-2030 – опасный идеолог трансгуманизма, который собирался жить вечно
08.07.21 17:19

Можно, конечно, не спешить участвовать в Таинствах Церкви – и креститься можно на смертном одре, и причаститься лишь перед смертью. Но где гарантия, что мы успеем?

– Среди людей малоцерковных и даже нередко среди воцерковленных бытует мнение, что к Таинству Соборования следует приступать лишь раз в жизни – перед смертью. И еще это пресловутое и многоголосное: «Не болею, особых грехов не имею – зачем мне «собороваться»?»

– Человек делает то, что хочет. Заставить его мы не можем.

– В соборовании человека, который не хочет этого, нет никакого смысла?

– Совершенно верно – никакого смысла. Мы можем только объяснить: когда, в каких случаях, для чего и над кем совершается это Таинство.

Сегодня человек здоров или думает, что здоров, и соборование для него — пустой звук. Завтра же, возможно, Господь посетит его болезнью – и это Таинство приобретет для него определенную ценность. Тогда человек сознательно и с желанием прибегнет к соборованию.

Однако же объяснять людям мы обязаны. Иначе, если откладывать соборование на потом, лишая себя участия в одном из Церковных Таинств, то и креститься можно на смертном одре, и причаститься лишь перед смертью. Но где гарантия, что мы успеем?

– Церковь наша состоит из людей, и люди эти весьма разнообразны. Бывают случаи — на Соборование приходят люди, которые не живут церковной жизнью, не исповедуются и не причащаются, но «пособороваться» хотят. Есть ли смысл в этом, можно ли приступать к Таинству в таком случае?

– В нашей практике часто случаются такие вещи: приходишь в больницу или домой к уже умирающему человеку – и исповедуешь, и причащаешь, и соборуешь его впервые за всю его жизнь. Это милость Божья к такому человеку и снисхождение к нему…

Христианину на протяжении всей своей жизни необходимо приступать к Таинствам Исповеди, Причастия и Соборования. Тогда все гармонично в его жизни.

Бывает, однако, что люди, не жившие ранее церковной жизнью, желают приступить к Соборованию. Церковь не отказывает. Наоборот – Она протягивает руку помощи, содействует духовному подъему человека. В таких случаях Господь поругаем не бывает и часто совершает чудеса с такими людьми.

Из глубины веков.

Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.

Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: “Отче Святый, врачу душ и телес…” Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.

Иногда спрашивают – а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг… Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.

Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, “extrema unctio” – “последнее помазание”. Надо сказать, что такое название таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь, утвердилось в официальных церковных документах. И только в XIX веке Святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название таинства, как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления – что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. В последние десятилетия, после II Ватиканского собора, католики изменили отношение к Соборованию, и теперь уже называют его как-то иначе – например, “таинством больных”.

Добавить комментарий