Горячие новости

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

Параметр

Количественная характеристика (балл)

норма

очень высокий

низкий

средний

высокий

Уровень притязаний

менее 60

60-74

75-89

90-100

Уровень самооценки

менее 45

45-59

60-74

75-100

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов — обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Теоретические основы

Г. Айзенк, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.

Первый из этих факторов биополярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.

Второй фактор — невротизм (или нейротизм) — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).

Пересечение этих 2 биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех 4 темперамента.

Третий фактор — психотизм — был добавлен в четвёртной версии опросника и представляет собой характеристику склонности к асоциальному поведению и неадекватности эмоциональных реакций. Этот фактор не биполярен, его высокие значения могут свидетельствовать о затруднении в социальной адаптации, хотя чёткое обоснование правомерности выделения данной категории отсутствует, и она оспаривается многими зарубежными исследователями.

Определение коэффициента ранговой корреляции

Родоначальник психологии спорта в России А.Ц.Пуни описал вариант, когда можно получить качественные данные для анализа самооценки и количественные показатели.

Участнику эксперимента предоставляют список разных качеств личности. В списке 51 качество, предлагается выбрать 20, которые часто встречаются в его жизни и общении. Можно расширить список, добавив свои качества. Выбранные качества записываются в бланк в любой последовательности.

Рисунок 1. Вариант списка выбранных качеств

Участник эксперимента получает две инструкции. В первой предлагается внимательно прочитать все слова и рассмотреть их со стороны социальной полезности и приемлемости. Каждое качество нужно оценить от одного до двадцати баллов. Баллы проставляются слева. Балл 1 ставится напротив того качества, которое является менее желательным и приемлемым, а напротив самого желательного качества ставится балл 20 Оценки от 2 до 19 располагаются в соответствии с отношением ко всем остальным качествам. Затем левая часть загибается, чтобы цифры не были видны. Во второй инструкции предлагается справа от столбика с качествами в графе N2 отметить баллом 20 качество, которым обладает испытуемый в большей степени и далее по убыванию. Оценкой 1 будет отмечено качество наименее присущее испытуемому.

После проделанной работы предстоит обработка результатов. Нам необходимо определить коэффициент ранговой корреляции между выбором социально значимых качеств и образом “Я”. Формула Спирмена применяется для определения степени согласованности обоих рядов.

<math><mi>r</mi><mo>=</mo><mn>1</mn><mo>-</mo><mfrac><mrow><mn>6</mn><mo>∑</mo><msup><mi>d</mi><mn>2</mn></msup></mrow><mrow><mfenced><mrow><msub><mi>N</mi><mn>2</mn></msub><mo>-</mo><mn>1</mn></mrow></mfenced><mi>n</mi></mrow></mfrac><mo>,</mo></math>

<math><mi>r</mi></math> — коэффициент ранговой корреляции, <math><mi>N</mi></math> — количество качеств, <math><mi>I</mi></math> — разность между рангами.

Метод настолько прост, что что возможно произвести подсчет корреляционной связи в ручном режиме . Применяется следующий алгоритм:

  • определить разность <math><mo>(</mo><mi>c</mi><mn>1</mn><mo>)</mo></math> между рангами и занести в графу й;
  • возвести значение й в квадрат и записать в графе <math><mi>сР</mi></math>;
  • сложить все значения <math><mi>с</mi><mn>12</mn></math> и записать полученную сумму внизу;
  • умножить полученную сумму на <math><mo>,</mo><mo> </mo><mn>00075</mn></math>. Это результат, получившийся при делении <math><mn>6</mn></math> на <math><mo>(</mo><mn>202</mn><mo>-</mo><mn>1</mn><mo>)</mo><mo>·</mo><mn>20</mn></math> — в соответствии с формулой ранговой корреляции Спирмена;
  • из единицы вычесть полученное произведение.

Число, которое получилось и является коэффициентом ранговой корреляции и имеет значение от <math><mo>+</mo><mn>1</mn></math> до <math><mo>-</mo><mn>1</mn></math>.

Данное значение проверяется на статистическую значимость. Существуют специальные таблицы распределения критических значений, по ним определяется уровень значимости. Если значение коэффициента корреляции меньше или равно табличному для уровня в <math><mn>5</mn><mo>%</mo></math><math><mo> </mo><mo>(</mo><mi>р</mi><mo>=</mo><mo>,</mo><mn>05</mn><mo>)</mo></math>, то корреляция не является значимой. Если же значение больше табличного для уровня <math><mn>1</mn><mo>%</mo></math>, корреляция статистически значима (существенна, реальна).

Следует обратить внимание на прием исследования самооценки по методике С.Я.Рубинштейна, которая стала доработанным вариантом идеи психолога Т.В.Дембо

Методика Дембо Рубинштейн: исследование самооценки

Соответствующее норме отношение к себе весьма важно, иначе у человека возникнут трудности в деятельности, при общении с окружающими и родственниками. Исследование самооценки по методике Дембо и Рубинштейна заключается в нанесении меток на шкалы

Для испытаний предоставляется бланк с заданием — лист самооценки.

Каждый может проверить себя, для чего применяется шкала самооценки. На одном ее конце низкие баллы, а на другом — наивысший (10). Требуется отметить чертой уровень того или иного своего качества. А крестом обозначают то число баллов, при котором наступает гордость или довольствие.

Категории тестирования по Демб и Рубинштейн

Для тестирования предоставляется 7 следующих категорий:

  • здоровье;
  • ум и способности;
  • характер;
  • авторитетность среди сверстников;
  • умение что-то делать;
  • уверенность в себе;
  • внешние данные.

Обновленная методология самооценки Дембо и Рубинштейна применяется для тестирования, при котором шкала самооценки «здоровье» имеет тренировочное назначение. При выводе результата она не берется в расчет. Ведь этот параметр не является личностным. Тест выполняют за 10 или 12 минут. Далее методика самооценки личности переходит к анализу полученных результатов.

Все шкалы изготавливаются по 100 мм, в результате чего баллы легко исчисляются в миллиметрах. По сути это методика самооценки и уровня притязаний, в которой первый показатель замеряют от 0 до «-«, а второй — от 0 до «х». После этого вычисляют расстояние между чертой и крестом. Если притязания ниже самооценки, результат отмечают отрицательным числом.

Результаты тестирования по Дембо и Рубинштейн

Подсчитав баллы, определяют искомую характеристику.

  • Сумма очков по притязаниям должна быть от 75 до 89, если человека можно считать адекватным, реалистично относящимся к своим возможностям.
  • Отсутствие самокритичности наблюдается при 90 или 100 баллах.
  • При результате ниже 60 личность не может развиваться, у нее нет стремлений.

Аналогично трактуется самооценка, которая адекватна (реалистична) при значении от 45 до 74, более 75 указывает на завышенную характеристику относительно самого себя. Такой человек не прислушивается к советам. Тот, у кого набралось меньше 45, имеет проблемы при создании своего благополучия, не уверен в себе.

Детство

Ганс Юрген Айзенк (нем. Hans Jürgen Eysenck; 4 марта 1916, Берлин — 4 сентября 1997, Лондон) — британский ученый-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта, основатель клинической психологии в Британии, идеи генетической предопределенности.

Его мать, — Рут Вернер, — блистала на экранах немого кино под псевдонимом Хельга Моландер, а отец, — Антон Эдвард Айзенк, — совмещал пение и актерское мастерство. В три года остался на попечение бабушки по линии матери, потому как родители его разошлись. В то время у него была полная свобода действий, а к шалостям относились снисходительно. Таким образом, еще с детства Ганс славился бунтарским поведением, которое и привело его в конечном итоге к успеху.

В юности увлекался астрологией, исследовал астрологические карты в поисках закономерности, способствующей развитию таланта. Он переписывался со многими знаменитыми астрологами и даже составил карты для некоторых представителей Рейхстага, отправив их по почте. В этих письмах он предупреждал о полном крахе, однако же ответа не получил.

Это интересно

Интересный факт! Исследования, которые вошли в основу будущего теста, проводились на солдатах-невротиках.

Экстраверсия

  • Типичный экстраверт. Открытый и общительный, чувствует необходимость находиться в социуме, где проявляет высокую активность. Преобладают положительные эмоции, контроль чувств снижен.
  • Типичный интроверт. Замкнутый, слабо контактный с людьми человек, который предпочитает внешнему миру внутренний. Любит самоанализ, из-за чего серьезен при принятии решений, предпочитает не рисковать. Эмоциональный фон направлен в сторону негатива, но вывести интроверта из себя очень сложно.

Нейротизм

  • Устойчивость. Характеризуется умением приспосабливаться к различным переменам, добиваться своей цели, не реагируя на окружающие раздражители. Такой человек редко беспокоится или боится будущего. Характерна сниженная эмоциональность.
  • Лабильность. Плохой уровень адаптации к переменам, а также постоянное переживание и страх. Выражается в быстрой смене настроений и плохом контроле чувств. Такого человека легко сбить с намеченного пути.

Обработка результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («О») до знака «х»;

б) высоту самооценки — от «0» до знака «х»;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-«, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

Популярные методы диагностики

Проверить уровень развития самооценки детей и взрослых можно с помощью проведения различных диагностических процедур. Они помогают получить целостное представление о возрастных и индивидуальных вариантах оценивания самого себя.

«Лесенка»

Данный способ предполагает выявление общего отношения ребёнка к самому себе и к тому, как, на его взгляд, к нему относятся окружающие. Тест можно применять для диагностического исследования детей трёхлетнего возраста и старше. Для проведения диагностики понадобятся деревянная или нарисованная 10-ступенчатая лесенка, фигурка человечка, листок бумаги и карандаш. Сначала ребёнку предлагают рассадить на лесенке детей: на верхнюю ступеньку надо поместить самых хороших знакомых и, соответственно, на нижней ступени должны оказаться очень плохие дети.

Затем малыш обязан поместить фигурку человека туда, где он сам достоин расположиться. Ребёнок должен объяснить, почему выбрана именно эта ступенька. Затем малыш определяет, куда бы его поставили близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат, друг. Ребёнок должен прокомментировать, по какой причине кто-то из близких не поставит его на верхнюю или нижнюю ступень. Потом он должен предположить, куда поместили бы остальные члены семьи брата или сестру. Все варианты этих позиций фиксируются на нарисованной лестнице.

«Светофор»

С помощью цветовых дорожек можно определить уровень уверенности ученика при выполнении задания и ответе на вопрос. Ребёнок выбирает один из трёх цветов, отмечает им задания домашней или классной работы. Красный цвет сигнализирует о тревоге, вызванной большими затруднениями при выполнении упражнения или решении задачи. Жёлтая расцветка означает, что ребёнок не совсем разобрался в данной теме. Зелёный тон свидетельствует о полном понимании изучаемого материала. Учитель, проверяя тетради, понимает, кто из школьников в каком вопросе нуждается в помощи. По ходу урока ученик поднимает красную, жёлтую или зелёную карточку. «Светофор» позволяет педагогу ориентироваться, готов ли класс к движению дальше.

Методика А. В. Захарова

Данный метод помогает определить эмоциональный уровень ребёнка при оценке самого себя. С этой целью испытуемому предлагают ряд графически изображённых кружков, которые обозначают людей. Респонденту нужно в один из восьми кругов поместить себя.

Следующее тестовое задание представляет собой большой шар, окружённый маленькими шариками. В центральный шар помещён сам испытуемый. В остальные кружки надо разместить родственников, друзей и учителей. На третьем рисунке изображён равнобедренный треугольник, на вершине которого условно находятся родители, в левом углу – учитель, в правом – друзья. Надо поставить точку там, где респондент представляет место своего нахождения. Четвёртый тест предполагает нахождение своего места в большом кружке и фиксирует его. И, наконец, в заключение ребёнку предлагают ещё одно задание. Нарисованы пять кружков и под ними в центральной части есть ещё два кружка. Малыш должен представить, что он находится в нижнем ряду. Ему надо выбрать один из двух шариков и поместить в него себя.

Другие способы исследования

Техника С. А. Будасси позволяет провести количественный анализ самооценки личности подростка и взрослого. В основе лежит метод ранжирования. Из предложенных 48 слов субъекту предлагают выбрать 20 предпочтительных и нежелательных личностных качеств, присущих идеальному человеку. Наверху таблицы надо разместить положительные свойства, а внизу – непривлекательные черты. Затем происходит подобное ранжирование 20 качеств, характерных для самого респондента. Предложенный способ выявляет реальное представление индивида о самом себе и желание, каким хотелось бы стать. Методика позволяет измерить величину разрыва между уровнями притязания и оценивания самого себя.

Тест Дембо-Рубинштейна не ограничен анализом личностных качеств. В нём учтены умственные способности, характер личности, уровень здоровья и счастья. Испытуемому предлагают 4 вертикальные шкалы с этими показателями. На всех линиях нужно найти точки, где человек ощущает себя в данный момент, и на каком уровне с учётом собственных возможностей мог бы быть. Каждая шкала равна 10 см. Внизу сосредоточены недостатки, вверху – достоинства. Респондент крестиком отмечает на линии точку нахождения качества, месторасположение которого вызвало бы у него удовлетворение и гордость за себя. Чёрточкой обозначается уровень, присущий респонденту в данное время.

Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна

Методика основывается на прямом оценивании (шкалировании) ряда личных качеств, исследуется самооценка инвалидов. Предлагается свободная беседа, которая позволяет получить данные для анализа индивидуальных особенностей самосознания. Неадекватная самооценка деструктивно влияет на поведение, общение, деятельность. Материалом является карточка, где имеется 7 вертикальных шкал. Указаны верхняя, нижняя точки и середина шкалы. В инструкции сказано, что каждый человек оценивает свои возможности, способности, характер. Уровень развития каждого качества условно изображается вертикальной линией, где нижняя точка — низкое развитие, верхняя — наивысшее. 7 шкал обозначают:

  1. Здоровье;
  2. Ум;
  3. Характер;
  4. Отношения с окружающими;
  5. Общение;
  6. Семейные отношения;
  7. Отношение к себе.

На каждой линии знаком — следует отметить, как оценивается развитие этого качества у себя на данный момент. Далее знаком <math><mo>+</mo></math> следует отметить, какой уровень развития этих качеств принес бы удовлетворение. Остается обработать результаты. По каждой шкале определяются: уровень притязаний, высота самооценки. Уровень притязаний — это расстояние в мм от нижней точки шкалы до знака <math><mo>+</mo></math>. Высота самооценки — от нижней точки до знака <math><mo>-</mo></math>. Расстояние от знака <math><mo>+</mo></math> до знака — является величиной расхождения между уровнем притязаний и самооценкой. Если уровень притязаний ниже, он выражается отрицательным числом. Далее определяется среднее значение каждого параметра по всем семи шкалам. Ниже приведены количественные характеристики уровня притязаний и уровня самооценки.

Рисунок 2. Уровень притязаний и уровень самооценки

Уровень притязаний: нормой является результат от 60 до 89. Наиболее оптимален уровень от 75 до 89, который говорит о том, что человек оптимально оценивает свои возможности, что является важным фактором развития личности. Результат от 90 до 100 баллов говорит о нереалистичном оценивании своих возможностей. Результат менее 60 – это заниженный уровень притязаний и говорит о неблагополучном личностном развитии.

Уровень самооценки: результат от 45 до 74 показывает, что самооценка у человека реалистичная. Итог от 75 до 100 говорит о завышенной самооценке, следствием являются отклонения в формировании личности: личностная незрелость, неспособность правильно оценивать результаты своей деятельности. Такие люди, как правило, закрыты для того, чтобы перенимать опыт, не признают и не чувствуют своих ошибок. Итог ниже 45 свидетельствует о заниженной самооценке. Личность развивается крайне неблагополучно. Низкая самооценка скрывает как неуверенность в себе, так и защитную позицию, когда человек пользуется неумением, отсутствием способностей для того, чтобы не прилагать никаких усилий.

Решение задач от 1 дня / от 150 р.Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.Реферат от 1 дня / от 700 р.

Значение шкал в тесте Айзенка

Нейротизм

Шкала «нейротизм» определяет черту личности, выраженную эмоциональной нестабильностью, тревожностью и депрессивностью. При этом все эти особенности проявляются как в обыденных ежедневных делах, так и в стрессовых ситуациях.

Наличие высоких значений этой шкалы вовсе не обязательно говорит о присутствии у испытуемого неврозов, оно допускает возможность их прогрессирования при длительных стрессах и депрессиях. Если этот тест все-таки выявил у человека высокий показатель нейротизма, с большой вероятностью такой индивид будет впечатлительным, импульсивным, неуверенным в себе, с нестабильной эмоциональной составляющей.

Психотизм

Это черта личности, которая характеризуется рядом поведенческих признаков, таких как богатая фантазия и живое воображение, способности ассоциаций, оригинальность, субъективный взгляд на мир, отстраненность от реальности, эгоцентризм и многие другие. Высокие показатели по шкале психотизма могут сказать о повышенной конфликтности человека, неадекватном поведении и неадекватной эмоциональной реакции на раздражители, склонности к асоциальному поведению.

Экстраверсия

Экстраверсия – черта характера, предполагающая направленность человека, его переживаний на внешний мир, других людей, взаимодействие с ними. Типичный экстраверт отличается общительностью, импульсивен в поведении, с оптимизмом смотрит в будущее, и при этом готов на риск.

Интроверсия

Интроверсия определяет людей замкнутых, которые погружены в свои переживания, эмоционально сдержаны, предпочитают находиться на расстоянии от окружающих, имея при этом очень узкий круг друзей. Интроверт старается не идти на риск, пытаясь обдумывать каждый шаг, не принимая спонтанных решений. Способен сдерживать импульсные проявления, пессимистичен.

Виды темперамента

С учетом этих характеристик выделяют классические типы темперамента: сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик.

Таким образом, оригинальная методика EPI, направленная на определение типа темперамента, доступна для прохождения любому человеку и отличается простотой интерпретации.

Холерик

Обладает самой высокой возбудимостью, но при этом низким уровнем торможения нервной системы. Это делает его активным, импульсивным, порой вспыльчивым и агрессивным с постоянной сменой настроения. Разговаривает быстро с активной жестикуляцией и мимикой. Почти неспособен контролировать свои эмоции.

Меланхолик

У данного вида тоже слабые способности к контролю своих эмоций. Они крайне восприимчивы к внешним раздражителям, очень чувствительны. Но в отличие от холериков необщительны, замкнуты, консервативны, не любят перемен.

Сангвиник

Является уравновешенным, способным контролировать свои эмоции. Способен быстро менять деятельность планы, интересы, быстро адаптируется к новым обстоятельствам. Если какая-либо деятельность ему интересна, может проявлять очень высокую активность. Сангвиник общительный, жизнерадостный, но в некоторой степени легкомысленный.

Флегматик

Люди этого типа отличаются поразительным спокойствием. Их очень сложно вывести из себя, нарушить их эмоциональное равновесие. Из-за этого у них низкие способности к адаптации, к включению в работу и переключению деятельности. Со стороны может показаться, что они медлительные. Проявляют сдержанность.

Тесты на IQ

В настоящее время известны восемь основных тестов Айзенка на уровень IQ (intelligence quotient). Для того чтобы максимально точно узнать уровень своего интеллекта, или в качестве тренировки перед сдачей – имеет смысл пройти их все по нескольку раз.

Первые пять не имеют названий – просто номера и чаще всего эту группу называют единым термином – «сборный айкью тест». Они примерно одинакового объема по 40 вопросов. Их задача определить общий уровень интеллекта индивидуума. Кроме того они имеют разную направленность и метод подачи стимулирующего материала (вопросов) – математическую, словесную, графическую.

Вероятнее всего в одном из методов тестирования у вас будут лучшие результаты, нежели в других, а сумма по всем трем направлениям даст более точный «усредненный» результат. Например: явный гуманитарий компенсирует недостаток баллов в «Математическом» и «Визуальном» повышенным баллом в «Словесном».

Кроме того профессор Айзенк разработал три специализированных интеллектуальных теста направленных на выявление у испытуемого специфических способностей по трем направлениям: вербальном (словесном), числовом (математическом), и пространственном (геометрическом). Они подойдут для углубленного изучения типа мышления, а также зачастую используются при отборе кандидатов в высшие учебные заведения, государственную службу или силовые структуры.

Какие показатели считаются нормальными?

Во первых, следует понимать что IQ это относительный показатель – т.е. это своего рода сравнение вашего уровня с уровнем среднестатистического человека. Подробную таблицу вы можете посмотреть здесь, а коротко степени Айкью можно выразить так.

  • Менее 80 – очень низкий уровень (20% человечества);
  • От 80 до 90 – низкий уровень (30% человечества);
  • От 90 до 110 – средний уровень (50% человечества);
  • От 110 до 120 – высокий уровень (12% человечества);
  • Выше 120 – очень высокий уровень (8% человечества).

Максимально в тесте можно набрать IQ 160, но о людях, которые его получили «по честному» практически ничего не известно.

Другие методики

  • Экспресс диагностика уровня самооценки личности, осуществляющаяся быстрым способом. По инструкции нужно отвечать на вопросы словами: часто (3 балла), очень часто (4 балла), редко (1 балл), иногда (2 балла). К примеру: часто ли друзья подбадривают? Или: имеется ли беспокойство относительно будущего? Заполняя лист самооценки опросника, следует сложить баллы.
  • Диагностика нравственной самооценки проводится по баллам: 4 при полном согласии с фразой, 3 — почти согласен, 2 — несколько согласен, 1 — не согласен. Лист самооценки заполняется написанием этой цифры против высказываний типа: «Зачастую я добрый». Диагностика нравственной самооценки применима к подросткам в школе.
  • Вербальная диагностика самооценки личности имеет целью помочь сделать вывод о том, что ему дальше делать с тем или иным отношением к себе. Аналогично предыдущему методу нужно отвечать на предложенные суждения одним из слов: «очень часто», «часто», «редко», «никогда». А также заполнять лист самооценки баллами, соответствующими каждому ответу.

Показатели оценивания — уровень и соответствие. Завышенный результат отражает положительное отношение к себе, а заниженный — негативное. Из литературы на эту тему рекомендуется

— книга, считающаяся классикой в психологии

В ней рассматриваются аспекты данного понятия: насколько это важно, от чего зависит, как повысить уровень. Описывается 6 практик, которые помогут человеку утвердиться

Добавить комментарий