Магия и эзотерика

Биография Елены Блаватской — загадки и факты

Память

Музей

В Днепре, родном городе Блаватской, в старинной городской дворянской усадьбе (доме Фадеевых) создан Музейный центр Е. П. Блаватской и её семьи (1990). В 1815—1834 годах усадьба принадлежала государственному и общественному деятелю А. М. Фадееву и его жене ученому-природоведу Е. П. Долгорукой-Фадеевой. В этом доме выросли их дети, и в 1831 году родилась их старшая внучка.

Другое

  • В 1924 году известный художник, путешественник и общественный деятель Николай Рерих создал картину «Вестник», которую посвятил Елене Блаватской. 18 января 1925 года художник преподнес это произведение в дар Теософскому обществу Адьяр.
  • В Москве 8 мая 1991 года в Колонном зале Дома союзов отмечали 100-летие со дня смерти Блаватской.
  • В 2016 году её именем названа улица в Парке им. Лазаря Глобы в Днепре (Днепропетровск).

Елена Блаватская — «Разоблаченная Изида»

«Разоблаченная Изида» Блаватской четко и понятно указывает на связь между существовавшими в 19 веке оккультными практиками и древними школами философии. Автор поможет каждому читателю отследить эту связь и понять, для чего это вообще нужно и каким образом поможет человеку, который изучает эзотерику.

Между магией и наукой, если верить Елене Петровне, также имеется неразрывная связь. Поиски взаимосвязи — основа всех трудов Блаватской. Во время своих путешествий автор сумела ее заметить и решила поделиться полученными с помощью учителей знаниями с миром. Некоторые разделы книги связаны с астрологией, упоминаются природные аномалии и загадочные явления.

Теории Блаватской подкреплены множеством доказательств, которые представляет в своей книге автор. Книгу считают одним из самых доступных для понимания произведений Елены Блаватской. Она была написана во время одного из первых путешествий в Египет. Книга раскрывает также утерянные поколениями 19 века таинственные знания, найденные в этой стране.

Теософское конгломерат Елены Блаватской

Изначальное общество Блаватской было посвящено спиритизму. Оно было основано в египетской столице и просуществовало совершенно недолго, поскольку оказалось в самом эпицентре финансового скандала. Общество занималось исследованием парапсихических явлений. К тому а спиритические сеансы едва не стали причиной нападения на медиума человеком, тот или другой попал под власть некого духа. В письмах основательница общества обвиняет его членов в краже денег, принадлежавших ему и в подделке паранормальных явлений, показываемых обществу.

В 1873 году Блаватская переезжает в США, идеже знакомится с местными исследователями оккультизма. Среди них был и ее мнимый супруг, полковник Олкотт, создавший вместе с ней Теософское общество, функционирующее и в области сей день.

Целями Теософского общества были:

Теософию Блаватской современники называли попыткой рассеять все мировые религии в одну, раскрытие их скрытой сути, а в свой черед объединения с известными человеку науками и познание божественной мудрости. Блаватская стремилась к очищению душ человечества, изучении людьми мудрости Махатм. Симпатия называла себя проводником Высших Сил и ученицей Махатм. Девиз созданного ей общества звучал неведомо зачем:

Газета «Теософ», выпускаемая Теософским обществом, имела своим главным редактором Блаватскую в направ десятилетия. В 1884 году основательницу общества обвиненили в шарлатанстве, после заявления о наличии у нее паранормальных способностей. Вотан из журналов Блаватской имел название «Люцифер», часто обсуждаемое в обществе, Блаватская но объясняла это переводом имени как «Носитель света». Она говорила, ась? именно в переводе названия скрывается суть журнала. После такого объяснения названия журнала членами Теософского общества итак несколько представителей духовенства.

Прах Блаватской разделен на три части и хранится в основных руководящий орган-квартирах общества — в Адьяре, Лондоне и Нью-Йорке. Два последних центра движения Блаватской были созданы вскоре до ее смерти. По сей день ее последователи отмечают день-деньской смерти духовной наставницы и называют его днем белого лотоса.

Олёна Рерих и Блаватская

Елену Ивановну Рерих и Блаватскую многое связывало. Смотри как говорила Елена Рерих о ней после того, как узнала о смерти Блаватской:

Рерих Елена Ивановна

Елену Ивановну Рерих очень интересовали протоколы Блаватской. Она занималась их изучением, а также переводом. Так, отдельный письма Махатм, изложенные Еленой Петровной, а также «Тайная доктрина» были переведены не иначе Еленой Рерих в 30-х годах 20-го века. Некоторые части трудов Блаватской были написаны бери древних языках, но Рерих справилась с переводом всего за сам-друг года.

Семья Рерих сблизилась с Теософским обществом Блаватской в 1920 году, по времени смерти последней. Они посещали лондонское отделение общества после получения пригласительного переписка от его лидеров. Все члены семьи Рерих имели удостоверения о членстве в Теософском обществе.

Путешествия Елены Блаватской

В 1849 году Елену без ее согласия помолвили с вице-губернатором Н. В. Блаватским, который был значительно старше, чем она. Помолвка произошла зимой, а летом состоялась свадебная церемония.

После трех месяцев супружеской жизни Елена, ставшая Блаватской, сбежала от мужа. Сначала она вернулась к родственникам, которые, скорее всего, не поняли намерений свободолюбивой внучки, а затем уплыла на паруснике в Константинополь.

Биографические исследования путешествий затруднены еще и тем, что путешественница не вела никаких дневников. Точная датировка их также вызывает затруднения. Известно только то, что нижеописанные странствия начались в 1850 году и продлились около 25 лет.

В Константинополе Блаватская изучала византийскую культуру и работала цирковой наездницей, но перелом руки поставил крест на цирковой карьере, после чего путешественница поехала в Лондон. В Британии Блаватская участвовала в драматических представлениях.

После прочтения трактата про культ Изиды, желая прикоснуться к древним знаниям, путешественница поехала в Египет. Эта часть странствий отражена в одной из книг Блаватской, называющейся «Разоблаченная Изида».

Елена странствовала по Ближнему Востоку, собирая в свою коллекцию эзотерические знания живущих там народов. Затем вместе с отцом Елена отправилась путешествовать по Европе. Она успевала не только изучать древние традиции и легенды, но и брать уроки игры на фортепиано. Они пошли на пользу, Елена Петровна несколько раз давала концерты в странах Европы.

Из Европы Блаватская направилась в Грецию, Азию и Индию, где изучала местную культуру и мифологию. После этого она несколько раз попыталась попасть в Тибет на поиски оккультных знаний. Все попытки были неудачными. Однако после встречи с учителем Елена Петровна все же нашла способ отправиться в Тибет. Там она пробыла семь лет, постигая тайны оккультных знаний.

После Тибета Елена Петровна вернулась в Россию. В это время она занималась спиритизмом, распространив это увлечение среди представителей знати и интеллигенции. Именно Блаватская ввела эту моду в петербуржских салонах.

Сложно сказать, когда она освоила методики вызова мертвых. По одной версии исследователей, спиритизму обучал наставник из Тибета, по другой — этому Елена научилась во время путешествий по Европе.

Вместе с семьей она перебралась в село Ругодево и прожила там около года. После сильной болезни, перенесенной Блаватской в этом селе, она решила посетить дедушку и бабушку на Кавказе. Около трех лет она изучала местные горы — искала места силы, анализировала легенды и местный фольклор, связанный с ними.

После Кавказа была серия очередных поездок. Елена была в Египте, на Балканах, в Индии, Сирии, Италии. Сложно найти страну на карте, в которой бы не побывала Блаватская. Пребывая в Ментане, она даже успела повоевать, приняв сторону гарибальдийцев.

Там путешественница получила серьезные ранения. Все путешествия, которые состоялись после встречи с учителем, происходили после получения писем от него. Он давал задания своей ученице, которые требовали поездок. Но о том, что именно входило в ее обязанности, ничего не известно.

Поправив здоровье, она опять уходит в странствия по Тибету. На этот раз Тибет задерживает ее у себя на десять лет. Она побывала в Лхасе, Шигадзе и Ташилунпо, а также посетила Каракорумские горы в Куэнлуне.

По описаниям биографов, Блаватская тогда проживала в доме Махатмы Мориа. Именно он предоставил ей шанс попасть в монастыри, где не побывал ни один европеец. Дом учителя она описывала как стоящее в горах Каракорум огромное деревянное сооружение, построенное в китайском архитектурном стиле. Дом стоял между горой и озером и напоминал пагоду.

По словам самой Блаватской, в Тибете она занялась изучением текстов, вошедших в «Голос безмолвия» и прочувствовала на себе таинство посвящения. Философы и буддологи считают, что Блаватскую действительно посвятили в самые сокровенные тайны восточных учений.

Творчество и учение

В 1851-м Елена оказалась в Лондоне, где познакомилась с Морией — восточным посвященным из раджпутов. Облик мужчины был схож с образом индуса из видений. Он посвятил девушку в тайные знания, с которыми оказалась связана вся ее последующая биография. Через некоторое время после судьбоносной встречи исследовательница отправилась на пароходе в Канаду. Стремясь в Тибет, она посетила США, Южную Америку и Мексику, побывала в Вест-Индии и на Цейлоне.

Первая попытка добраться до места оказалась неудачной. Путешественница предприняла вторую уже в 1853 году. Вместе с поселенцами она пересекла Скалистые горы, но вновь не достигла цели. Безуспешным оказалось и путешествие в Индию через Японию. В Тибете Елена оказалась, проехав Кашмир и Ладакх. Здесь женщина посвятила себя изучению оккультных наук.

В 1858 году Блаватская вернулась в Европу, а затем в Россию. На родине философ распространяла спиритизм, посвятив в его таинство петербургское общество. С 1860-го мистик 3 года путешествовала по Кавказу, изнуряемая духовным кризисом и потребностью совладать со своими экстраординарными способностями. Затем следовали поездки в Турцию, Египет и Грецию, на Ближний Восток, в Одессу и Париж. К 1873 году женщина оказалась в Нью-Йорке.

Благодаря махатмам Елена обуздала свои силы и начала работу над теософией. Синтез философии, религии и науки явился вызовом догматам текущей эпохи. В США и Европе царил интерес к эзотерике, и новые веяния способствовали продвижению творчества медиума. Совместно с юристом Генри Стилом Олкоттом и адвокатом Уильямом Куаном Джаджем женщина организовала теософское движение. Целью стало объединение и распространение информации о законах, которые управляют Вселенной.

Елена Блаватская в восточном наряде

Издательство J.W. Bouton’a опубликовало первую книгу Елены Блаватской — «Разоблаченная Изида». Тираж в 1 тыс. экземпляров распродали за 2 дня. Труд хвалили представители интеллигенции, критики и околонаучные деятели. В 1878 году писательница получила американское гражданство, став первой женщиной, предпринявшей такой шаг. Через год штаб-квартира Теософского общества переехала в Бомбей. Здесь автор познакомилась с Алфредом Перси Синнеттом, редактором газеты The Pioneer, и написала книгу «Из пещер и дебрей Индостана».

Исследовательница организовала переписку Синнета с учителем Морией и учителем Кут Хуми. Адепты давали ответы на многочисленные вопросы оппонентов с 1880 по 1884 год. Впоследствии диалоги были опубликованы в книге «Письма Махатмы А.П. Спиннетту».

В 1879-м Блаватская инициировала издание журнала «Теософист», где стала редактором. К тому времени к ее движению стали примыкать заинтересованные. Спустя год Елена вместе с Олкоттом приехала на Цейлон и приняла буддизм.

4 года основоположница учения с единомышленниками жила в Адьяре, где обосновалось Теософское общество. По всей Индии возникали его филиалы. К 1884-му здоровье писательницы ухудшилось, она осуществила поездку в Европу. Посетив Париж и Лондон, философ обосновалась в немецком Эльберфельде, где приступила к написанию «Тайной доктрины». В своем труде автор описывала космогенезис и антропогенезис, делала предсказания, рассуждала о путешествии души после смерти и реинкарнации.

В этот период в Адьяре произошел заговор, в результате которого Блаватскую обвинили в мошенничестве. Елене не удалось отстоять честь, и в 1885 году она снова уехала в Европу. Писательница больше не возвращалась в Индию. В ходе исследований, проводившихся в Лондоне, женщину также признали мошенницей, решив, что она занимается шпионажем. Речь шла о России и работе в пользу родины.

Переезжая из Германии в Бельгию, а затем в Великобританию, Елена остановилась в доме теософов. Здесь основали ложу Блаватской и стали распространять ее идеи. К 1887 году организовали журнал «Люцифер». В 1888-м увидели свет два тома «Тайной доктрины». В числе феноменов и явлений произведение рассматривало символику религий и мифологию, теорию появления Вселенной, происхождение и эволюцию человечества.

В том же году состоялось открытие секции, где под предводительством Елены изучали эзотерическую философию. В 1889-м в Лондоне опубликовали книги «Голос безмолвия», «Книга золотых правил» и «Ключ к теософии».

Отношение общественности

Отношение русской общественности конца XIX — начала XX века к деятельности Блаватской было представлено самыми разнообразными мнениями: от прямого обвинения мягко — в талантливой литературной мистификации (С. Ю. Витте) или грубо — в шарлатанстве и лицемерии (Вс. С. Соловьев, 3. А. Венгерова), через сдержанное признание её заслуг и значимости теософского знания (С.

Соловьев, Мережковский, Вячеслав Иванов, Николай Бердяев) до их популяризации Российским Теософским обществом и Л. Н. Толстым. Идеи Блаватской получили логическое продолжение в учении Живой Этики (Агни Йога), оказали влияние на развитие русcкого космизма, антропософии, стали основой современного движения Нью-Эйдж.

С. Ю. Витте

Отчёт Р. Ходжсона (1885 год)
Критика отчёта

Исследователь Кеннет Джонсон (англ.)русск. считает, что многие вопросы, поднятые отчётом Ходжсона, в публикации Харрисона были оставлены без ответа.

Обвинение в плагиате

Блаватскую также обвиняли в плагиате. Так, американский спиритуалист Уильям Коулмэн, автор ряда критических статей о Блаватской и теософии, появлявшихся в разных спиритуалистических журналах, заявил о наличии в книге Блаватской («Разоблачённая Изида») более двух тысяч отрывков, которые были заимствованы из ста книг, подавляющее большинство которых было взято из оккультных работ XIX столетия.

Всеволод Соловьев

В Русском биографическом словаре (1896—1918) отмечается, что к очеркам Соловьева (впрочем, как и к книге Желиховской) «нужно относиться с крайней осторожностью». А. Н. Сенкевич писал по поводу различных воспоминаний о Блаватской, что «каждая эпоха в истории цивилизаций заявляет о себе новыми веяниями и модами, чаще всего отражающими иррациональную природу человека и его безуспешные попытки преодолеть собственную ограниченность

Так называемые харизматические личности с их магнетическим влиянием на людей каким-то непостижимым образом улавливают эти веяния и моды и виртуозно используют в собственных интересах».

А. Н. Сенкевич писал по поводу различных воспоминаний о Блаватской, что «каждая эпоха в истории цивилизаций заявляет о себе новыми веяниями и модами, чаще всего отражающими иррациональную природу человека и его безуспешные попытки преодолеть собственную ограниченность. Так называемые харизматические личности с их магнетическим влиянием на людей каким-то непостижимым образом улавливают эти веяния и моды и виртуозно используют в собственных интересах».

По мнению исследователя теософского движения XIX века д-ра Калнитски, первым и наиболее неоспоримым фактом, который можно установить в этой области, является то, что оно было, по большей части, сформировано и определено на основе видения и концептуального аппарата, представленных Блаватской. И без её харизматического лидерства и бескомпромиссного продвижения теософской программы, по-видимому, это движение не смогло бы достигнуть своего уникального положения.

Харизматическое лидерство должно было прививать вдохновение и обеспечивать мотивационный стимул. В то же время, как харизматическая и спорная личность, Блаватская всегда провоцировала нестандартную реакцию, либо положительную, либо отрицательную, и более поздние оценки часто отражают или чрезмерное презрение по отношению к ней, или же её прославление при полном отсутствии какой-либо критики.

Детство и юность

Елена родилась в 1831 году в семье офицера Петра Алексеевича Гана. Ее мать, которую также звали Еленой, была довольно известной писательницей. Литературный критик Виссарион Белинский называл ее «русской Жорж Санд». В 1835 году в семье появился еще один ребенок – дочь Вера. Впоследствии она пойдет по стопам матери и станет писательницей (правда, детской).

К сожалению, мать Елены и Веры рано ушла из жизни… Ей было всего 28 лет, когда скоротечная чахотка свела ее в могилу. Перед смертью она предрекла старшей дочери, что та будет очень несчастна… Можно ли сказать, что ее предсказание сбылось?

С раннего детства маленькая Лена поражала окружающих своим странным поведением: то она вдруг, без всякой причины, падала в обморок, то заявляла, что может загипнотизировать голубя, то жаловалась, что ей являются призраки…

После смерти Елены Андреевны детей взяли к себе в Саратов их бабушка и дедушка по материнской линии. Там девочка получила очень хорошее домашнее образование, ее даже отправили на несколько месяцев в Париж учиться музыке.

Вскоре семья переезжает в Тифлис, и Елена, которой на тот момент было 17 лет, знакомится с вице-губернатором Эриванской губернии Н.В. Блаватским – человеком, под чьей фамилией она и прославится. Решение о помолвке и венчании было импульсивным – девушке явно не по душе была тихая семейная жизнь. Через три месяца она сбегает от мужа к родным, но, видимо, ее поступок не был ими встречен одобрительно. Тогда Елена решает уйти из дома, садится на корабль в Одессе и отплывает в Константинополь.

Тайная доктрина Елены Блаватской

Первая община Елены Петровны была посвящена изучению спиритизма. Известно, что ее основали в столице Египта, но долго она не просуществовала. Община стала центром финансового скандала.

Все, кто состояли в обществе, исследовали парапсихические явления. Известно, что на одном из таких сеансов на медиума чуть не напал человек, ставший одержимым неизвестным духом. В своих письмах Блаватская рассказала о том, что члены общины крали деньги и подделывали паранормальные явления, которые освещали обществу.

1873 год – Елена уезжает в США. Там она познакомилась с жителями, которые исследовали оккультизм. Среди этих людей был ее будущий супруг, взявший ее в жены фиктивно. Они вместе основали Теософское общество, существующее и в наше время.

«Тайная доктрина, синтез науки, религии и философии» – важнейшее сочинение Елены Блаватской, которое написано в трех томах. Изначально книгу издали в 1888 году в двух томах, а в 1897 году опубликовали третий том, когда писательницы уже не было в живых.

В книге отчетливо рассказывается о символике, которая использовалась для великих религий и мифологий мира. Первый том повествует читателю о том, как создавалась Вселенная. Во втором томе рассказывалось о том, как появился человек, его происхождении и эволюции. Третий том об историях знаменитых оккультистов. Теософы Франции издали краткую версию книги Елены Блаватской.

Интересные факты

  1. Согласно сведениям, сообщенным журналистом Нандором Фодором, Блаватская, переодетая в мужскую одежду, вместе с А. Бенни и А. Якоби принимала участие в битве Ментане на стороне гарибальдийцев и была тяжело ранена.
  2. Дальний родственник Елены Петровны – С.Ю. Витте – впоследствии вспоминал, что она была женщиной до крайности доброй, но очень странной: когда жила в России, никогда не могла решить, чем же ей заняться – то открывала цветочный магазин, то надумывала заняться изготовлением чернил… Он же отмечал поразительную способность Блаватской схватывать информацию буквально на лету.
  3. Последователи Елены Блаватской почитают ее как пророчицу, предрекшую такие события, как Вторая Мировая война и создание ядерного оружия. По их мнению, она провидела, что настанут времена, когда русские люди не на шутку увлекутся буддизмом, вегетарианством, йогой и эзотерикой.
  4. Именно Елена ввела моду на занятие спиритизмом в русских великосветских салонах. Особенно широко это увлечение распространилось уже после ее смерти, в 1890-е годы.
  5. По свидетельству современников, эта женщина могла двигать предметы силой мысли, читать запечатанные письма, писать совершенно разными почерками. Кроме того, она свободно говорила на пяти языках – видимо, сказался врожденный дар к запоминанию.
  6. Как-то Блаватская в беседе со своим знакомым разоткровенничалась и похвасталась, что разгадала примитивную сущность людей: «Теперь я могу вертеть ими как захочу! Человеческая глупость доставляет мне огромное удовольствие! Чем глупее мой трюк, тем больше шансов, что в него поверят все вокруг!»

Биография

Елена Блаватская родилась в Екатеринославе, Россия (ныне — Днепропетровск, Украина), 31 июля 1831 г.; дочь полковника Петра фон Гана (1798 — 1875) и писательницы Елены Андреевны Ган (1814 — 1842), урожденной Фадеевой. Елена Ган писала романы о трудной доле русской женщины и считалась российской Жорж Санд. После смерти матери от скоротечной чахотки 11-летняя Елена, ее брат и сестра были отправлены к бабушке и дедушке по материнской линии. Бабушкой Елены была княжна Елена Павловна Фадеева, в девичестве княжна Долгорукова, выдающийся ботаник. Обе женщины оказали огромное влияние на формирование характера молодой Елены. В 1849 г. в 17 лет Елена Петровна вышла замуж за 40-летнего Никифора Васильевича Блаватского, вице-губернатора Ереванской (Эриванской) губернии в Армении. Но через три месяца она покинула своего мужа, вернувшись к своим родным, а от них направилась в Одессу и Керчь, а затем в Константинополь.

Последующие годы ее странствий известны только со слов самой Елены Блаватской. Как утверждала Блаватская, с 1849 по 1858 г. она побывала в Турции, Греции, Северной Америке и вновь на Ближнем Востоке, иногда в чьем-либо сопровождении, иногда одна. Одним из ее попутчиков был Альберт Роусон (1828 — 1902), молодой американский исследователь, художник и писатель. Роусон много путешествовал по Ближнему Востоку, описывая историю региона, его географию и языки; он также входил в несколько ] лож, связанных с мусульманскими группами, и был инициирован в друзскую секту в Ливане, следующую по суфийскому пути. В 1851 году, в день своего рождения (12 августа), в Гайд-парке (Лондон), как утверждала сама Блаватская, она впервые встретилась с индусом-раджпутом Морией, которого прежде видела в своих снах и грёзах. Она и Роусон совершили путешествие по Северной и Южной Америке, затем по Индии в 1852 г., но не смогли попасть в Тибет, на родину мастеров. В 1854 г. Блаватская отправилась в Америку, но потом возвратилась в Индию, и, по ее позднейшим утверждениям, посетила Тибет, Кашмир и Бирму.

На Рождество 1858 года они приехала в Россию в Псков к родственникам. В России Блаватская устраивала спиритические сеансы. Весной 1860 года она вместе с сестрой отправилась на Кавказ в гости к деду и бабушке, а в 1860—1863 годах путешествовала по Кавказу. Из России в 1863 году Блаватская снова отправилась в путешествие, посетив Сирию, Египет, Италию и Балканы.

Посетив Флоренцию в 1868 г., Елена Блаватская, по ее утверждению, получила предложение от своего будущего мастера Мория снова встретиться с ним в Константинополе и вместе отправиться на Тибет. Впоследствии Блаватская писала, что она стала ученицей (челой) и проходила обучение у Мория и у других мастеров в большом монастыре Таши Ахунпо в Шигатсе с 1868 до конца 1870 г. В 1872 г. в Каире она и ее коллега Элма Каттинг учредили Спиритическое общество для изучения оккультных феноменов. В 1873 г. общество было закрыто по обвинению в мошенничестве. В июле 1872 года она вернулась в Одессу и 26 декабря 1872 года обратилась с письмом в III отделение Императорского Величества канцелярии с предложением об употреблении ее способностей для служения за границей или в России. Но это письмо не вызвало интереса у руководства тайной полиции.

В 1873 году Блаватская уезжает в Париж, затем в США, где знакомится с людьми, увлекающимися спиритизмом, в том числе с полковником Генри Стил Олкоттом (1832 — 1907) — адвокатом, специалистом по сельскому хозяйству и журналистом. В 1875 г. Блаватская получила известие, что ее муж Никифор Блаватский умер, юридически освободив ее для замужества. 3 апреля 1875 года она оформила брак с жившим в Нью-Йорке грузином Михаилом/Майклом Бетанелли (Michael C. Betanelly), с которым развелась через три года.

В 1874 г. Олкотт исследовал сеансы материализации духов на ферме в Вермонте, и первоначально Блаватская преданно защищала понятие «духовная материализация», утверждая, что она говорила с духом «короля Джона». Довольно скоро интерес к «королю» ослабел, и Блаватская сконцентрировалась на мастерах — Серапис Бей и Тьютит Бей. Олкотт и Блаватская стали друзьями на всю жизнь; они поселились в одной квартире, которую в шутку называли «Лэмесери» — «ламаистский монастырь». Нью-йоркский адвокат ирландец Уильям Кван Джадж (1851-1896) часто присоединялся к Олкотту и Блаватской в «Лэмесери» в течение лета 1875 г. для обсуждения вопросов оккультизма. Елена Петровна и Олкотт нередко устраивали в квартире лекции, и после выступления 7 сентября того же года франкмасона и каббалиста Джорджа Генри Фелта Олкотт предложил создать общество оккультных исследований.

Биография и карьера Елены Петровны Блаватской

Будущая писательница и путешественница – Елена Петровна Ган (девичья фамилия) – появилась на свет в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) 12 августа 1831 года. Аристократическая генетика этого удивительного человека включала в себя немецкие, французские и русские корни. С самого детства девочка проявляла особый интерес ко всему магическому и мистическому. До пятнадцатилетнего возраста она прочитала в дедушкиной библиотеке не одну сотню книг на эту тему.

В возрасте 17 лет и после краткосрочного брака с престарелым мужем Никифором Блаватским Елена начинает свой эпический подвиг путешественницы, во время которого она посетила многие страны: Индию, Китай, Египет, Грецию, Японию, Цейлон, Англию и многие другие. Финансировал все ее творческие проекты, связанные с перемещениями на большие расстояния, отец, с которым у Блаватской была постоянная связь.

Именно в Лондоне Елена Петровна встретилась со своим духовным наставником – Учителем Махатмой Морием. Этот посвященный во многие сакральные таинства индус еще в детстве приходил к будущей оккультистке во снах. Кстати, многие историки считают данный факт плодом фантазии писательницы.

В 1868 году тридцатисемилетняя женщина посещает Тибет, где встречается в течение пяти лет с местными ламами и занимается мистическими практиками, добиваясь духовного совершенства. А в 1873 году отправляется в США, где встречается с Генри Олкоттом. Именно с этим отставным военным и журналистом из Нью-Йорка она будет связана до конца своей жизни. С ним же она открывает и Теософское общество, задачей которого стало основание некоей гибридной отрасли знаний, синтезирующей научные, религиозные и философские изыскания, с целью раскрытия сверхъестественных способностей человека. В это время талантливая женщина начала писать свои нетленные произведения.

В 1884 году Блаватская совершила свое последнее путешествие в Индию и на Восток, где очень сильно подорвала свое здоровье. В 1888 году в Лондоне она выпустила в свет основной труд всей своей жизни – философско-религиозный трактат с мистическим названием «Тайная доктрина». Сразу же после этого события на Елену Петровну обрушилась огромная слава, насладиться которой в полной мере она уже не могла из-за тяжелой болезни.

Умерла знаменитая писательница от гриппа 8 мая 1891 года, а ее прах от кремации был упокоен в трех частях света: Лондоне, Нью-Йорке и Мадрасе.

Создание Теософского общества

Группа избрала для себя название «Теософическая» (по-гречески «божественная мудрость») из-за западного и неоплатонических аспектов ее деятельности. Теософское общество было официально открыто 17 ноября 1875 г.

Эмблема Теософского общества. Девиз: «Нет религии выше истины».

С формированием Теософского общества Е. П. Б. вместе с Олкоттом взялась за написание «Разоблаченной Изиды» (1877), своей первой попытки объяснить не только теософию, но и масонство, розеркренцерство, каббалу, индуизм, буддизм и гностическое христианство. Подобно многим эзотерикам того времени, она считала, что все веры произошли из мудрости древней религии: герметического руководства космосом, человеческой жизнью и природой, нестареющей и содержащей «альфу и омегу» универсальной науки. Е.П.Б. полагала, что в каждом из нас есть «Божественная искра» от Единого Великого. Божественная искра может начать подъем, которому помогает обучение мастеров, пока она не возвысится к самому высокому уровню и не примкнет к Единому. Первая книга Блаватской, «Разоблаченная Изида», сделала ее известной. В июле 1878 года Блаватская стала первой русской женщиной, получившей гражданство Соединенных Штатов. Она и Олкотт в декабре отправились в Индию, где получили поддержку своей работы и теории со стороны редактора правительственной аллахабадской газеты The Pioneer Альфреда Синнета, государственного деятеля Аллена О. Хьюма и некоторых индийцев из высших каст, которые приветствовали позицию Е.П.В., занимаемую ею по отношению к их религии. Используя медиумическое посредничество Блаватской, Синнет начал переписку с махатмами Мория и Кут Хуми. (Переписка была опубликована Альфредом Баркером в 1923 году, уже после смерти Синнетта).

Ричард Ходжсон, глава Лондонского общества психического исследования, отправился в Адьяр и после расследования опубликовал отчет, обвиняющий Блаватскую в мошенничестве. Блаватская не стала оспаривать это заявление в судах и уехала из Индии в 1885 г.

Вечная странница

Дальнейшие события жизни Блаватской реконструируются по оставленным ею воспоминаниям. Дневников она не вела, а память на старости лет могла и подвести, поэтому в ее рассказах порой находятся видимые противоречия.

Надо заметить, что деньги на жизнь свободолюбивой девушке высылал отец, искренне любивший свою дочь и переживавший за ее судьбу.

Впоследствии Блаватская рассказывала, что, попав в Константинополь, она устроилась работать в цирк наездницей, но вскоре сломала руку и вынуждена была уволиться. Тогда девушка якобы уехала в Лондон и несколько раз выходила там на сцены драматических театров. Так ли это было или Елена просто решила подпустить романтического тумана – достоверно неизвестно. Однако совершенно точно, что, пытаясь заработать, во время своих путешествий девушка действительно несколько раз выступала с музыкальными концертами – и многие отмечали ее как талантливую пианистку.

По другим сведениям, из Константинополя будущая основательница русской теософии поехала в Египет. Далее она со своим отцом отправилась в путешествие по Европе.

Добавить комментарий