Память
Музей
В Днепре, родном городе Блаватской, в старинной городской дворянской усадьбе (доме Фадеевых) создан Музейный центр Е. П. Блаватской и её семьи (1990). В 1815—1834 годах усадьба принадлежала государственному и общественному деятелю А. М. Фадееву и его жене ученому-природоведу Е. П. Долгорукой-Фадеевой. В этом доме выросли их дети, и в 1831 году родилась их старшая внучка.
Другое
- В 1924 году известный художник, путешественник и общественный деятель Николай Рерих создал картину «Вестник», которую посвятил Елене Блаватской. 18 января 1925 года художник преподнес это произведение в дар Теософскому обществу Адьяр.
- В Москве 8 мая 1991 года в Колонном зале Дома союзов отмечали 100-летие со дня смерти Блаватской.
- В 2016 году её именем названа улица в Парке им. Лазаря Глобы в Днепре (Днепропетровск).
Елена Блаватская — «Разоблаченная Изида»
«Разоблаченная Изида» Блаватской четко и понятно указывает на связь между существовавшими в 19 веке оккультными практиками и древними школами философии. Автор поможет каждому читателю отследить эту связь и понять, для чего это вообще нужно и каким образом поможет человеку, который изучает эзотерику.
Между магией и наукой, если верить Елене Петровне, также имеется неразрывная связь. Поиски взаимосвязи — основа всех трудов Блаватской. Во время своих путешествий автор сумела ее заметить и решила поделиться полученными с помощью учителей знаниями с миром. Некоторые разделы книги связаны с астрологией, упоминаются природные аномалии и загадочные явления.
Теории Блаватской подкреплены множеством доказательств, которые представляет в своей книге автор. Книгу считают одним из самых доступных для понимания произведений Елены Блаватской. Она была написана во время одного из первых путешествий в Египет. Книга раскрывает также утерянные поколениями 19 века таинственные знания, найденные в этой стране.
Теософское конгломерат Елены Блаватской
Изначальное общество Блаватской было посвящено спиритизму. Оно было основано в египетской столице и просуществовало совершенно недолго, поскольку оказалось в самом эпицентре финансового скандала. Общество занималось исследованием парапсихических явлений. К тому а спиритические сеансы едва не стали причиной нападения на медиума человеком, тот или другой попал под власть некого духа. В письмах основательница общества обвиняет его членов в краже денег, принадлежавших ему и в подделке паранормальных явлений, показываемых обществу.
В 1873 году Блаватская переезжает в США, идеже знакомится с местными исследователями оккультизма. Среди них был и ее мнимый супруг, полковник Олкотт, создавший вместе с ней Теософское общество, функционирующее и в области сей день.
Целями Теософского общества были:
Теософию Блаватской современники называли попыткой рассеять все мировые религии в одну, раскрытие их скрытой сути, а в свой черед объединения с известными человеку науками и познание божественной мудрости. Блаватская стремилась к очищению душ человечества, изучении людьми мудрости Махатм. Симпатия называла себя проводником Высших Сил и ученицей Махатм. Девиз созданного ей общества звучал неведомо зачем:
Газета «Теософ», выпускаемая Теософским обществом, имела своим главным редактором Блаватскую в направ десятилетия. В 1884 году основательницу общества обвиненили в шарлатанстве, после заявления о наличии у нее паранормальных способностей. Вотан из журналов Блаватской имел название «Люцифер», часто обсуждаемое в обществе, Блаватская но объясняла это переводом имени как «Носитель света». Она говорила, ась? именно в переводе названия скрывается суть журнала. После такого объяснения названия журнала членами Теософского общества итак несколько представителей духовенства.
Прах Блаватской разделен на три части и хранится в основных руководящий орган-квартирах общества — в Адьяре, Лондоне и Нью-Йорке. Два последних центра движения Блаватской были созданы вскоре до ее смерти. По сей день ее последователи отмечают день-деньской смерти духовной наставницы и называют его днем белого лотоса.
Олёна Рерих и Блаватская
Елену Ивановну Рерих и Блаватскую многое связывало. Смотри как говорила Елена Рерих о ней после того, как узнала о смерти Блаватской:
Рерих Елена Ивановна
Елену Ивановну Рерих очень интересовали протоколы Блаватской. Она занималась их изучением, а также переводом. Так, отдельный письма Махатм, изложенные Еленой Петровной, а также «Тайная доктрина» были переведены не иначе Еленой Рерих в 30-х годах 20-го века. Некоторые части трудов Блаватской были написаны бери древних языках, но Рерих справилась с переводом всего за сам-друг года.
Семья Рерих сблизилась с Теософским обществом Блаватской в 1920 году, по времени смерти последней. Они посещали лондонское отделение общества после получения пригласительного переписка от его лидеров. Все члены семьи Рерих имели удостоверения о членстве в Теософском обществе.
Путешествия Елены Блаватской
В 1849 году Елену без ее согласия помолвили с вице-губернатором Н. В. Блаватским, который был значительно старше, чем она. Помолвка произошла зимой, а летом состоялась свадебная церемония.
После трех месяцев супружеской жизни Елена, ставшая Блаватской, сбежала от мужа. Сначала она вернулась к родственникам, которые, скорее всего, не поняли намерений свободолюбивой внучки, а затем уплыла на паруснике в Константинополь.
Биографические исследования путешествий затруднены еще и тем, что путешественница не вела никаких дневников. Точная датировка их также вызывает затруднения. Известно только то, что нижеописанные странствия начались в 1850 году и продлились около 25 лет.
В Константинополе Блаватская изучала византийскую культуру и работала цирковой наездницей, но перелом руки поставил крест на цирковой карьере, после чего путешественница поехала в Лондон. В Британии Блаватская участвовала в драматических представлениях.
После прочтения трактата про культ Изиды, желая прикоснуться к древним знаниям, путешественница поехала в Египет. Эта часть странствий отражена в одной из книг Блаватской, называющейся «Разоблаченная Изида».
Елена странствовала по Ближнему Востоку, собирая в свою коллекцию эзотерические знания живущих там народов. Затем вместе с отцом Елена отправилась путешествовать по Европе. Она успевала не только изучать древние традиции и легенды, но и брать уроки игры на фортепиано. Они пошли на пользу, Елена Петровна несколько раз давала концерты в странах Европы.
Из Европы Блаватская направилась в Грецию, Азию и Индию, где изучала местную культуру и мифологию. После этого она несколько раз попыталась попасть в Тибет на поиски оккультных знаний. Все попытки были неудачными. Однако после встречи с учителем Елена Петровна все же нашла способ отправиться в Тибет. Там она пробыла семь лет, постигая тайны оккультных знаний.
После Тибета Елена Петровна вернулась в Россию. В это время она занималась спиритизмом, распространив это увлечение среди представителей знати и интеллигенции. Именно Блаватская ввела эту моду в петербуржских салонах.
Сложно сказать, когда она освоила методики вызова мертвых. По одной версии исследователей, спиритизму обучал наставник из Тибета, по другой — этому Елена научилась во время путешествий по Европе.
Вместе с семьей она перебралась в село Ругодево и прожила там около года. После сильной болезни, перенесенной Блаватской в этом селе, она решила посетить дедушку и бабушку на Кавказе. Около трех лет она изучала местные горы — искала места силы, анализировала легенды и местный фольклор, связанный с ними.
После Кавказа была серия очередных поездок. Елена была в Египте, на Балканах, в Индии, Сирии, Италии. Сложно найти страну на карте, в которой бы не побывала Блаватская. Пребывая в Ментане, она даже успела повоевать, приняв сторону гарибальдийцев.
Там путешественница получила серьезные ранения. Все путешествия, которые состоялись после встречи с учителем, происходили после получения писем от него. Он давал задания своей ученице, которые требовали поездок. Но о том, что именно входило в ее обязанности, ничего не известно.
Поправив здоровье, она опять уходит в странствия по Тибету. На этот раз Тибет задерживает ее у себя на десять лет. Она побывала в Лхасе, Шигадзе и Ташилунпо, а также посетила Каракорумские горы в Куэнлуне.
По описаниям биографов, Блаватская тогда проживала в доме Махатмы Мориа. Именно он предоставил ей шанс попасть в монастыри, где не побывал ни один европеец. Дом учителя она описывала как стоящее в горах Каракорум огромное деревянное сооружение, построенное в китайском архитектурном стиле. Дом стоял между горой и озером и напоминал пагоду.
По словам самой Блаватской, в Тибете она занялась изучением текстов, вошедших в «Голос безмолвия» и прочувствовала на себе таинство посвящения. Философы и буддологи считают, что Блаватскую действительно посвятили в самые сокровенные тайны восточных учений.
Творчество и учение
В 1851-м Елена оказалась в Лондоне, где познакомилась с Морией — восточным посвященным из раджпутов. Облик мужчины был схож с образом индуса из видений. Он посвятил девушку в тайные знания, с которыми оказалась связана вся ее последующая биография. Через некоторое время после судьбоносной встречи исследовательница отправилась на пароходе в Канаду. Стремясь в Тибет, она посетила США, Южную Америку и Мексику, побывала в Вест-Индии и на Цейлоне.
Первая попытка добраться до места оказалась неудачной. Путешественница предприняла вторую уже в 1853 году. Вместе с поселенцами она пересекла Скалистые горы, но вновь не достигла цели. Безуспешным оказалось и путешествие в Индию через Японию. В Тибете Елена оказалась, проехав Кашмир и Ладакх. Здесь женщина посвятила себя изучению оккультных наук.
В 1858 году Блаватская вернулась в Европу, а затем в Россию. На родине философ распространяла спиритизм, посвятив в его таинство петербургское общество. С 1860-го мистик 3 года путешествовала по Кавказу, изнуряемая духовным кризисом и потребностью совладать со своими экстраординарными способностями. Затем следовали поездки в Турцию, Египет и Грецию, на Ближний Восток, в Одессу и Париж. К 1873 году женщина оказалась в Нью-Йорке.
Благодаря махатмам Елена обуздала свои силы и начала работу над теософией. Синтез философии, религии и науки явился вызовом догматам текущей эпохи. В США и Европе царил интерес к эзотерике, и новые веяния способствовали продвижению творчества медиума. Совместно с юристом Генри Стилом Олкоттом и адвокатом Уильямом Куаном Джаджем женщина организовала теософское движение. Целью стало объединение и распространение информации о законах, которые управляют Вселенной.
Елена Блаватская в восточном наряде
Издательство J.W. Bouton’a опубликовало первую книгу Елены Блаватской — «Разоблаченная Изида». Тираж в 1 тыс. экземпляров распродали за 2 дня. Труд хвалили представители интеллигенции, критики и околонаучные деятели. В 1878 году писательница получила американское гражданство, став первой женщиной, предпринявшей такой шаг. Через год штаб-квартира Теософского общества переехала в Бомбей. Здесь автор познакомилась с Алфредом Перси Синнеттом, редактором газеты The Pioneer, и написала книгу «Из пещер и дебрей Индостана».
Исследовательница организовала переписку Синнета с учителем Морией и учителем Кут Хуми. Адепты давали ответы на многочисленные вопросы оппонентов с 1880 по 1884 год. Впоследствии диалоги были опубликованы в книге «Письма Махатмы А.П. Спиннетту».
В 1879-м Блаватская инициировала издание журнала «Теософист», где стала редактором. К тому времени к ее движению стали примыкать заинтересованные. Спустя год Елена вместе с Олкоттом приехала на Цейлон и приняла буддизм.
4 года основоположница учения с единомышленниками жила в Адьяре, где обосновалось Теософское общество. По всей Индии возникали его филиалы. К 1884-му здоровье писательницы ухудшилось, она осуществила поездку в Европу. Посетив Париж и Лондон, философ обосновалась в немецком Эльберфельде, где приступила к написанию «Тайной доктрины». В своем труде автор описывала космогенезис и антропогенезис, делала предсказания, рассуждала о путешествии души после смерти и реинкарнации.
В этот период в Адьяре произошел заговор, в результате которого Блаватскую обвинили в мошенничестве. Елене не удалось отстоять честь, и в 1885 году она снова уехала в Европу. Писательница больше не возвращалась в Индию. В ходе исследований, проводившихся в Лондоне, женщину также признали мошенницей, решив, что она занимается шпионажем. Речь шла о России и работе в пользу родины.
Переезжая из Германии в Бельгию, а затем в Великобританию, Елена остановилась в доме теософов. Здесь основали ложу Блаватской и стали распространять ее идеи. К 1887 году организовали журнал «Люцифер». В 1888-м увидели свет два тома «Тайной доктрины». В числе феноменов и явлений произведение рассматривало символику религий и мифологию, теорию появления Вселенной, происхождение и эволюцию человечества.
В том же году состоялось открытие секции, где под предводительством Елены изучали эзотерическую философию. В 1889-м в Лондоне опубликовали книги «Голос безмолвия», «Книга золотых правил» и «Ключ к теософии».
Отношение общественности
Отношение русской общественности конца XIX — начала XX века к деятельности Блаватской было представлено самыми разнообразными мнениями: от прямого обвинения мягко — в талантливой литературной мистификации (С. Ю. Витте) или грубо — в шарлатанстве и лицемерии (Вс. С. Соловьев, 3. А. Венгерова), через сдержанное признание её заслуг и значимости теософского знания (С.
Соловьев, Мережковский, Вячеслав Иванов, Николай Бердяев) до их популяризации Российским Теософским обществом и Л. Н. Толстым. Идеи Блаватской получили логическое продолжение в учении Живой Этики (Агни Йога), оказали влияние на развитие русcкого космизма, антропософии, стали основой современного движения Нью-Эйдж.
С. Ю. Витте
- Отчёт Р. Ходжсона (1885 год)
- Критика отчёта
Исследователь Кеннет Джонсон (англ.)русск. считает, что многие вопросы, поднятые отчётом Ходжсона, в публикации Харрисона были оставлены без ответа.
Обвинение в плагиате
Блаватскую также обвиняли в плагиате. Так, американский спиритуалист Уильям Коулмэн, автор ряда критических статей о Блаватской и теософии, появлявшихся в разных спиритуалистических журналах, заявил о наличии в книге Блаватской («Разоблачённая Изида») более двух тысяч отрывков, которые были заимствованы из ста книг, подавляющее большинство которых было взято из оккультных работ XIX столетия.
Всеволод Соловьев
В Русском биографическом словаре (1896—1918) отмечается, что к очеркам Соловьева (впрочем, как и к книге Желиховской) «нужно относиться с крайней осторожностью». А. Н. Сенкевич писал по поводу различных воспоминаний о Блаватской, что «каждая эпоха в истории цивилизаций заявляет о себе новыми веяниями и модами, чаще всего отражающими иррациональную природу человека и его безуспешные попытки преодолеть собственную ограниченность
Так называемые харизматические личности с их магнетическим влиянием на людей каким-то непостижимым образом улавливают эти веяния и моды и виртуозно используют в собственных интересах».
А. Н. Сенкевич писал по поводу различных воспоминаний о Блаватской, что «каждая эпоха в истории цивилизаций заявляет о себе новыми веяниями и модами, чаще всего отражающими иррациональную природу человека и его безуспешные попытки преодолеть собственную ограниченность. Так называемые харизматические личности с их магнетическим влиянием на людей каким-то непостижимым образом улавливают эти веяния и моды и виртуозно используют в собственных интересах».
По мнению исследователя теософского движения XIX века д-ра Калнитски, первым и наиболее неоспоримым фактом, который можно установить в этой области, является то, что оно было, по большей части, сформировано и определено на основе видения и концептуального аппарата, представленных Блаватской. И без её харизматического лидерства и бескомпромиссного продвижения теософской программы, по-видимому, это движение не смогло бы достигнуть своего уникального положения.
Харизматическое лидерство должно было прививать вдохновение и обеспечивать мотивационный стимул. В то же время, как харизматическая и спорная личность, Блаватская всегда провоцировала нестандартную реакцию, либо положительную, либо отрицательную, и более поздние оценки часто отражают или чрезмерное презрение по отношению к ней, или же её прославление при полном отсутствии какой-либо критики.
Детство и юность
Елена родилась в 1831 году в семье офицера Петра Алексеевича Гана. Ее мать, которую также звали Еленой, была довольно известной писательницей. Литературный критик Виссарион Белинский называл ее «русской Жорж Санд». В 1835 году в семье появился еще один ребенок – дочь Вера. Впоследствии она пойдет по стопам матери и станет писательницей (правда, детской).
К сожалению, мать Елены и Веры рано ушла из жизни… Ей было всего 28 лет, когда скоротечная чахотка свела ее в могилу. Перед смертью она предрекла старшей дочери, что та будет очень несчастна… Можно ли сказать, что ее предсказание сбылось?
С раннего детства маленькая Лена поражала окружающих своим странным поведением: то она вдруг, без всякой причины, падала в обморок, то заявляла, что может загипнотизировать голубя, то жаловалась, что ей являются призраки…
После смерти Елены Андреевны детей взяли к себе в Саратов их бабушка и дедушка по материнской линии. Там девочка получила очень хорошее домашнее образование, ее даже отправили на несколько месяцев в Париж учиться музыке.
Вскоре семья переезжает в Тифлис, и Елена, которой на тот момент было 17 лет, знакомится с вице-губернатором Эриванской губернии Н.В. Блаватским – человеком, под чьей фамилией она и прославится. Решение о помолвке и венчании было импульсивным – девушке явно не по душе была тихая семейная жизнь. Через три месяца она сбегает от мужа к родным, но, видимо, ее поступок не был ими встречен одобрительно. Тогда Елена решает уйти из дома, садится на корабль в Одессе и отплывает в Константинополь.
Тайная доктрина Елены Блаватской
Первая община Елены Петровны была посвящена изучению спиритизма. Известно, что ее основали в столице Египта, но долго она не просуществовала. Община стала центром финансового скандала.
Все, кто состояли в обществе, исследовали парапсихические явления. Известно, что на одном из таких сеансов на медиума чуть не напал человек, ставший одержимым неизвестным духом. В своих письмах Блаватская рассказала о том, что члены общины крали деньги и подделывали паранормальные явления, которые освещали обществу.
1873 год – Елена уезжает в США. Там она познакомилась с жителями, которые исследовали оккультизм. Среди этих людей был ее будущий супруг, взявший ее в жены фиктивно. Они вместе основали Теософское общество, существующее и в наше время.
«Тайная доктрина, синтез науки, религии и философии» – важнейшее сочинение Елены Блаватской, которое написано в трех томах. Изначально книгу издали в 1888 году в двух томах, а в 1897 году опубликовали третий том, когда писательницы уже не было в живых.
В книге отчетливо рассказывается о символике, которая использовалась для великих религий и мифологий мира. Первый том повествует читателю о том, как создавалась Вселенная. Во втором томе рассказывалось о том, как появился человек, его происхождении и эволюции. Третий том об историях знаменитых оккультистов. Теософы Франции издали краткую версию книги Елены Блаватской.
Интересные факты
- Согласно сведениям, сообщенным журналистом Нандором Фодором, Блаватская, переодетая в мужскую одежду, вместе с А. Бенни и А. Якоби принимала участие в битве Ментане на стороне гарибальдийцев и была тяжело ранена.
- Дальний родственник Елены Петровны – С.Ю. Витте – впоследствии вспоминал, что она была женщиной до крайности доброй, но очень странной: когда жила в России, никогда не могла решить, чем же ей заняться – то открывала цветочный магазин, то надумывала заняться изготовлением чернил… Он же отмечал поразительную способность Блаватской схватывать информацию буквально на лету.
- Последователи Елены Блаватской почитают ее как пророчицу, предрекшую такие события, как Вторая Мировая война и создание ядерного оружия. По их мнению, она провидела, что настанут времена, когда русские люди не на шутку увлекутся буддизмом, вегетарианством, йогой и эзотерикой.
- Именно Елена ввела моду на занятие спиритизмом в русских великосветских салонах. Особенно широко это увлечение распространилось уже после ее смерти, в 1890-е годы.
- По свидетельству современников, эта женщина могла двигать предметы силой мысли, читать запечатанные письма, писать совершенно разными почерками. Кроме того, она свободно говорила на пяти языках – видимо, сказался врожденный дар к запоминанию.
- Как-то Блаватская в беседе со своим знакомым разоткровенничалась и похвасталась, что разгадала примитивную сущность людей: «Теперь я могу вертеть ими как захочу! Человеческая глупость доставляет мне огромное удовольствие! Чем глупее мой трюк, тем больше шансов, что в него поверят все вокруг!»
Биография
Елена Блаватская родилась в Екатеринославе, Россия (ныне — Днепропетровск, Украина), 31 июля 1831 г.; дочь полковника Петра фон Гана (1798 — 1875) и писательницы Елены Андреевны Ган (1814 — 1842), урожденной Фадеевой. Елена Ган писала романы о трудной доле русской женщины и считалась российской Жорж Санд. После смерти матери от скоротечной чахотки 11-летняя Елена, ее брат и сестра были отправлены к бабушке и дедушке по материнской линии. Бабушкой Елены была княжна Елена Павловна Фадеева, в девичестве княжна Долгорукова, выдающийся ботаник. Обе женщины оказали огромное влияние на формирование характера молодой Елены. В 1849 г. в 17 лет Елена Петровна вышла замуж за 40-летнего Никифора Васильевича Блаватского, вице-губернатора Ереванской (Эриванской) губернии в Армении. Но через три месяца она покинула своего мужа, вернувшись к своим родным, а от них направилась в Одессу и Керчь, а затем в Константинополь.
Последующие годы ее странствий известны только со слов самой Елены Блаватской. Как утверждала Блаватская, с 1849 по 1858 г. она побывала в Турции, Греции, Северной Америке и вновь на Ближнем Востоке, иногда в чьем-либо сопровождении, иногда одна. Одним из ее попутчиков был Альберт Роусон (1828 — 1902), молодой американский исследователь, художник и писатель. Роусон много путешествовал по Ближнему Востоку, описывая историю региона, его географию и языки; он также входил в несколько ] лож, связанных с мусульманскими группами, и был инициирован в друзскую секту в Ливане, следующую по суфийскому пути. В 1851 году, в день своего рождения (12 августа), в Гайд-парке (Лондон), как утверждала сама Блаватская, она впервые встретилась с индусом-раджпутом Морией, которого прежде видела в своих снах и грёзах. Она и Роусон совершили путешествие по Северной и Южной Америке, затем по Индии в 1852 г., но не смогли попасть в Тибет, на родину мастеров. В 1854 г. Блаватская отправилась в Америку, но потом возвратилась в Индию, и, по ее позднейшим утверждениям, посетила Тибет, Кашмир и Бирму.
На Рождество 1858 года они приехала в Россию в Псков к родственникам. В России Блаватская устраивала спиритические сеансы. Весной 1860 года она вместе с сестрой отправилась на Кавказ в гости к деду и бабушке, а в 1860—1863 годах путешествовала по Кавказу. Из России в 1863 году Блаватская снова отправилась в путешествие, посетив Сирию, Египет, Италию и Балканы.
Посетив Флоренцию в 1868 г., Елена Блаватская, по ее утверждению, получила предложение от своего будущего мастера Мория снова встретиться с ним в Константинополе и вместе отправиться на Тибет. Впоследствии Блаватская писала, что она стала ученицей (челой) и проходила обучение у Мория и у других мастеров в большом монастыре Таши Ахунпо в Шигатсе с 1868 до конца 1870 г. В 1872 г. в Каире она и ее коллега Элма Каттинг учредили Спиритическое общество для изучения оккультных феноменов. В 1873 г. общество было закрыто по обвинению в мошенничестве. В июле 1872 года она вернулась в Одессу и 26 декабря 1872 года обратилась с письмом в III отделение Императорского Величества канцелярии с предложением об употреблении ее способностей для служения за границей или в России. Но это письмо не вызвало интереса у руководства тайной полиции.
В 1873 году Блаватская уезжает в Париж, затем в США, где знакомится с людьми, увлекающимися спиритизмом, в том числе с полковником Генри Стил Олкоттом (1832 — 1907) — адвокатом, специалистом по сельскому хозяйству и журналистом. В 1875 г. Блаватская получила известие, что ее муж Никифор Блаватский умер, юридически освободив ее для замужества. 3 апреля 1875 года она оформила брак с жившим в Нью-Йорке грузином Михаилом/Майклом Бетанелли (Michael C. Betanelly), с которым развелась через три года.
В 1874 г. Олкотт исследовал сеансы материализации духов на ферме в Вермонте, и первоначально Блаватская преданно защищала понятие «духовная материализация», утверждая, что она говорила с духом «короля Джона». Довольно скоро интерес к «королю» ослабел, и Блаватская сконцентрировалась на мастерах — Серапис Бей и Тьютит Бей. Олкотт и Блаватская стали друзьями на всю жизнь; они поселились в одной квартире, которую в шутку называли «Лэмесери» — «ламаистский монастырь». Нью-йоркский адвокат ирландец Уильям Кван Джадж (1851-1896) часто присоединялся к Олкотту и Блаватской в «Лэмесери» в течение лета 1875 г. для обсуждения вопросов оккультизма. Елена Петровна и Олкотт нередко устраивали в квартире лекции, и после выступления 7 сентября того же года франкмасона и каббалиста Джорджа Генри Фелта Олкотт предложил создать общество оккультных исследований.
Биография и карьера Елены Петровны Блаватской
Будущая писательница и путешественница – Елена Петровна Ган (девичья фамилия) – появилась на свет в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) 12 августа 1831 года. Аристократическая генетика этого удивительного человека включала в себя немецкие, французские и русские корни. С самого детства девочка проявляла особый интерес ко всему магическому и мистическому. До пятнадцатилетнего возраста она прочитала в дедушкиной библиотеке не одну сотню книг на эту тему.
В возрасте 17 лет и после краткосрочного брака с престарелым мужем Никифором Блаватским Елена начинает свой эпический подвиг путешественницы, во время которого она посетила многие страны: Индию, Китай, Египет, Грецию, Японию, Цейлон, Англию и многие другие. Финансировал все ее творческие проекты, связанные с перемещениями на большие расстояния, отец, с которым у Блаватской была постоянная связь.
Именно в Лондоне Елена Петровна встретилась со своим духовным наставником – Учителем Махатмой Морием. Этот посвященный во многие сакральные таинства индус еще в детстве приходил к будущей оккультистке во снах. Кстати, многие историки считают данный факт плодом фантазии писательницы.
В 1868 году тридцатисемилетняя женщина посещает Тибет, где встречается в течение пяти лет с местными ламами и занимается мистическими практиками, добиваясь духовного совершенства. А в 1873 году отправляется в США, где встречается с Генри Олкоттом. Именно с этим отставным военным и журналистом из Нью-Йорка она будет связана до конца своей жизни. С ним же она открывает и Теософское общество, задачей которого стало основание некоей гибридной отрасли знаний, синтезирующей научные, религиозные и философские изыскания, с целью раскрытия сверхъестественных способностей человека. В это время талантливая женщина начала писать свои нетленные произведения.
В 1884 году Блаватская совершила свое последнее путешествие в Индию и на Восток, где очень сильно подорвала свое здоровье. В 1888 году в Лондоне она выпустила в свет основной труд всей своей жизни – философско-религиозный трактат с мистическим названием «Тайная доктрина». Сразу же после этого события на Елену Петровну обрушилась огромная слава, насладиться которой в полной мере она уже не могла из-за тяжелой болезни.
Умерла знаменитая писательница от гриппа 8 мая 1891 года, а ее прах от кремации был упокоен в трех частях света: Лондоне, Нью-Йорке и Мадрасе.
Создание Теософского общества
Группа избрала для себя название «Теософическая» (по-гречески «божественная мудрость») из-за западного и неоплатонических аспектов ее деятельности. Теософское общество было официально открыто 17 ноября 1875 г.
С формированием Теософского общества Е. П. Б. вместе с Олкоттом взялась за написание «Разоблаченной Изиды» (1877), своей первой попытки объяснить не только теософию, но и масонство, розеркренцерство, каббалу, индуизм, буддизм и гностическое христианство. Подобно многим эзотерикам того времени, она считала, что все веры произошли из мудрости древней религии: герметического руководства космосом, человеческой жизнью и природой, нестареющей и содержащей «альфу и омегу» универсальной науки. Е.П.Б. полагала, что в каждом из нас есть «Божественная искра» от Единого Великого. Божественная искра может начать подъем, которому помогает обучение мастеров, пока она не возвысится к самому высокому уровню и не примкнет к Единому. Первая книга Блаватской, «Разоблаченная Изида», сделала ее известной. В июле 1878 года Блаватская стала первой русской женщиной, получившей гражданство Соединенных Штатов. Она и Олкотт в декабре отправились в Индию, где получили поддержку своей работы и теории со стороны редактора правительственной аллахабадской газеты The Pioneer Альфреда Синнета, государственного деятеля Аллена О. Хьюма и некоторых индийцев из высших каст, которые приветствовали позицию Е.П.В., занимаемую ею по отношению к их религии. Используя медиумическое посредничество Блаватской, Синнет начал переписку с махатмами Мория и Кут Хуми. (Переписка была опубликована Альфредом Баркером в 1923 году, уже после смерти Синнетта).
Ричард Ходжсон, глава Лондонского общества психического исследования, отправился в Адьяр и после расследования опубликовал отчет, обвиняющий Блаватскую в мошенничестве. Блаватская не стала оспаривать это заявление в судах и уехала из Индии в 1885 г.
Вечная странница
Дальнейшие события жизни Блаватской реконструируются по оставленным ею воспоминаниям. Дневников она не вела, а память на старости лет могла и подвести, поэтому в ее рассказах порой находятся видимые противоречия.
Надо заметить, что деньги на жизнь свободолюбивой девушке высылал отец, искренне любивший свою дочь и переживавший за ее судьбу.
Впоследствии Блаватская рассказывала, что, попав в Константинополь, она устроилась работать в цирк наездницей, но вскоре сломала руку и вынуждена была уволиться. Тогда девушка якобы уехала в Лондон и несколько раз выходила там на сцены драматических театров. Так ли это было или Елена просто решила подпустить романтического тумана – достоверно неизвестно. Однако совершенно точно, что, пытаясь заработать, во время своих путешествий девушка действительно несколько раз выступала с музыкальными концертами – и многие отмечали ее как талантливую пианистку.
По другим сведениям, из Константинополя будущая основательница русской теософии поехала в Египет. Далее она со своим отцом отправилась в путешествие по Европе.