Горячие новости

История

В России

По преданию, икона была найдена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в лесу, недалеко от сожжённого татарами Курска. Охотник нашёл небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева, и когда он поднял её, чтобы рассмотреть, из того места, где лежала икона, забил родник. На этом месте, вместе с товарищами, он срубил небольшую часовню, куда и поместили икону.

В 1383 году Курская область снова подверглась разграблению татарами. Татары разрубили икону пополам, сожгли часовню и увели в плен священника. По преданию, через некоторое время священник, отец Боголюб, выкупленный из плена, нашёл расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они срослись.

В 1597 году, по повелению царя Феодора Иоанновича, икона была взята в Москву и по её краям были добавлены изображения Господа Саваофа и ветхозаветных пророков.

В 1615 году царь Михаил Феодорович вернул икону на Курскую землю, где по наказу царя на месте часовни основали монастырь, названный Коренной пустынью. С 1618 года бо́льшую часть времени икона проводила в Курске в соборе Знаменского монастыря.

В 1676 году Чудотворная Икона «выезжала» на Дон для благословения казацких войск.

В 1812 году Курское городское общество послало в действующую против французов армию М. И. Кутузова список с иконы.

В 1898 году в Курском Знаменском соборе трое революционно-настроенных юношей во главе с А. Г. Уфимцевым подложили бомбу рядом с Курской Коренной иконой. Взрывом были произведены разрушения в храме, но икона осталась цела.

За пределами России

Курская Коренная икона «Зна́мение» в окладе

Во время гражданской войны икона находилась в Курском Знаменском монастыре. В конце октября 1919 года, когда войска генерала А. И. Деникина оставляли город, икона была вывезена из Курска. Дальнейший её путь проходил через Белгород, Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск.

В начале марта 1920 года епископ Курский Феофан (Гаврилов) на пароходе «Святой Николай» привез икону в Сербию.
В сентябре 1920 года генерал П. Н. Врангель попросил доставить Чудотворный Образ в Крым.

29 октября 1920 года образ окончательно покинул Россию с врангелевской эвакуацией. Икона вновь прибыла в Сербию, где пребывала в монастыре Язак на Фрушковой горе в Воеводине.

С конца 1927 года образ находился в русской Троицкой (Русской) церкви в Белграде, где хранились знамена Русской армии генерала П. Н. Врангеля.

После того, как Архиерейский синод Русской православной церкви заграницей  во главе с митрополитом Анастасием (Грибановским) в ноябре 1944 года из Белграда эвакуировался в Карлсбад (Карловы Вары), икона несколько месяцев находилась в карлсбадской церкви Петра и Павла; затем — в Мюнхене (Бавария). Икона также была доставлена в Мюнхен.

В 1950 году Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий переехал в Америку. Под Нью-Йорком была создана Ново-Коренная пустынь, куда 5 февраля 1951 года прибыла Курская Коренная икона.

С 1957 года икона пребывает в посвященном ей Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

12 сентября 2009 года, после 90-летнего отсутствия, Курская Коренная икона посетила Россию. С 12 по 23 сентября икона находилась в Храме Христа Спасителя, а затем в Курске. 2 октября икона была возвращена в Нью-Йорк.. С 2009 года икона «Знамение» ежегодно прибывает к месту своего обретения в Курскую епархию для поклонения верующих.

Храм в честь иконы Божией Матери Живоносный Источник

Третий храм обители, освященный в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», находится внизу, у подножия холма, — там, где явилась чудотворная икона и где по ее обретении «проистек источник воды». Вплоть до 1713 года над святым источником Коренной пустыни стояла простая деревянная церковь. Строительством каменного храма обитель была обязана генерал-фельдмаршалу Б. П. Шереметеву.

Согласно монастырским записям, «после знаменитой над шведами под Полтавою победы его светлость фельдмаршал граф Б.П

Шереметев изволил проезжать в Москву мимо Коренной пустыни, и, заехав в оную помолиться, он усмотрел на сем важном и святом месте деревянную, уже обветшалую церковь, пожалел о сем и по усердию своему к Пресвятой Богородице повелел на весь свой кошт построить, и построена была сия каменная церковь, за присмотром его сиятельства»

При архимандрите Паисии (управлял Коренной пустынью в 1831—1841 годах) от верхней площади монастыря до храма над источником были устроены каменные сходы, состоящие из восьми каменных уступов.

Нынешняя колокольня над святыми вратами появилась в монастыре в настоятельство архимандрита Серафима (1854—1862). С постройкой колокольни и прилегающих к ней зданий оформился западный фасад монастыря. Выдержанная в одном стиле с собором, она стала подлинным украшением обители, как отзывается о ней и дореволюционный путеводитель.

После революции верхние ярусы колокольни сломали, и уже в наши дни они были восстановлены — в полном соответствии со старым проектом.

Число жилых построек Курской Коренной пустыни, доступных для обозрения и такового обозрения заслуживающих, невелико. Это игуменский и келейный корпуса (замыкают монастырский двор с южной стороны), больничный корпус (стоите одну линию с трапезной церковью Рождества Пресвятой Богородицы) и гостиничный комплекс (находится у ворот, возвышаясь по правую руку от входящего в монастырь).

Помимо главного святого источника, где произошло явление чудотворной иконы Божией Матери, в окрестностях обители имеется еще несколько святых «кладезей». Это — источники святителя Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери, преподобного Серафима Саровского и великомученика Пантелеймона. Все они известны своей чистой и целебной водой.

В советские времена посещать источники Коренной пустыни возбранялось. Некоторое послабление на сей счет было сделано после Великой Отечественной войны, однако в 1959 году территорию, где располагались родники, огородили «под хозяйственные нужды ремесленного училища». Населению внушалось, что «имеющиеся здесь родники не являются целебными», а массовое их посещение «создает в районе высокую инфекционную заболеваемость». Грозили и штрафами — до ста рублей — или «исправительно-трудовыми работами сроком до 30 дней».

К счастью, всё это позади.

Монастыри Курска.

Написание списка

В 1944 году икона Божьей Матери оказывается в Мюнхене, куда переезжает Синод Зарубежной православной церкви. Перед передачей чудотворного лика Богородицы в Америку, чтобы спасти его от уничтожения, было решено сделать список.

Работа была поручена иеромонаху Киприану, который с благоговением открыл святыню и остолбенел, ибо перед ним лежала черная от копоти доска с едва видимыми рисунками. Иконописец не знал, как правильно поступить, ведь он не получил благословение на реставрацию, а писать было нечего.

На свой страх и риск, без позволения митрополита, Киприан стал штрих за штрихом отмывать икону, и пред ним засияла Богоматерь с Младенцем под покровом Господа в окружении ветхозаветных пророков.


Икона Богородицы «Знамение» Курская-Коренная

Не дожидаясь утра, Киприан разбудил архимандрита Серафима, который был поражен увиденным, но не знал, как признаться владыке, что через непослушание явилось чудо. Прибывший владыка увидел в непослушании волю Божью, отслужил около иконы молебен и благословил отца Киприана на написание списка.

После того как оба образа были одеты в ризы, от оригинала отщепили кусочек дерева и укрепили его на списке. Оригинал улетел в Америку, а список остался в Европе.

В 1950 году недалеко от Нью-Йорка строится Курская-Коренная Пустынь, в нее переезжает чудотворная икона Богородицы. В 1957 году Курская-Коренная икона становится хранительницей собора Знамение, построенного в честь этого святого образа.

В Россию Курская святыня прибывает в 2000 году на время поклонения ей, а затем вновь возвращается в Америку.

На заметку! Христиане Северо-Американской и Канадской епархии каждый год имеют возможность приложиться к иконе Курская-Коренная и в настоящее время.

В год празднования тысячелетия Крещения Руси она побывала в австралийских церквях, приходах Южной Америки.

Чудотворная святыня наполняет сердца христиан радостью, утешением и надеждой на помощь от Пречистой Богоматери. Для западного мира, русских православных христиан, разбросанных по всем уголкам земли, Оранта стала символом единства. Ныне хранителем Курской иконы Богородицы «Знамение» является епископ Николай Ольховский.

Чудеса

Образ славится своими чудесами. О его божественной силе существует множество преданий и легенд. Одних икона избавляла от болезней, другим помогала спастись от пожаров и вражеских набегов.

  • В 14 веке люди, приходившие с молитвой к ней, исцелялись от разразившейся в те времена чумы.
  • В 1356 году загорелась церковь Спаса, где стояла эта икона. Бедствие прекратилось после молебна перед святым образом Девы Марии.
  • В 16 веке икона вновь спасла от пожара жителей города.
  • В начале 17 века икона защитила новгородцев от нашествия шведов. Когда вражеские войска вошли в храм, неведомая сила отбросила их назад. Испугавшись, шведы хотели бежать из церкви, но ее ворота вдруг закрылись.
  • В 1636 году Знаменский храм попытался ограбить Лука Плавильщиков. Когда он попытался взять икону в руки, божественная сила оттолкнула его, и он упал без сознания. Очнувшись на утро, вор раскаялся и всем рассказал об очередном чуде Знаменского образа.

Списки иконы

По всей России почитаются также и списки Знамения Божьей Матери. Списками называются копии, которые были перерисованы иконописцами с разных уголков русской земли. Всего известно около десяти списков, часть которых не сохранилась в наши дни.

  • Абалакская икона Божьей Матери Знамение является самой почитаемой в Сибири. Ее название произошло от названия татарского аула Абалак, который находится рядом с Тобольском. Написана икона была в 17 веке, и в то же время была построена первая Знаменская церковь на сибирской земле. Образ Абалакской Богородицы славился исцеляющей силой.

Лыхненская икона представляет собой точную копию образа Новгородской Божьей Матери. Она была подарена Лыхненскому храму в городе Гудаута (Абхазия) епископом Уфимским Андреем в 1914 году.

Курская-Коренная икона была обретена в конце 13 века. Названа она была в честь города Курска и Коренной пустыни, в которой находилась вплоть до революции 1917 года. Ее нашли в лесу в день Рождества Богоматери неподалеку от сожженного татарским игом Курска. На месте, где была найдена икона, поставили часовню. После очередного набега татар, икона была расколота на части. Однако потом чудесным образом ее части вновь срослись.

В начале 17 века в Курске был построен монастырь в честь Знаменской иконы, который стал носить название Коренная пустынь. Впоследствии лик Богородицы много раз являл чудо, когда было необходимо спасть города от войн и врагов. После свержения монархии икона была вывезена из России. Ее перевозили в Сербию, Германию и США. В 2009 году Курскую-Коренную икону вернули в Россию. С того года и по сей день она находится в курском монастыре.

Корчемная икона Божьей Матери была обретена в Рязани. Одна одинокая женщина продала образ Святой Марии местному корчемнику. Она страдала от алкоголизма, а икона в ее доме была последней ценной вещью, за которую она могла получить деньги. Корчемник купил икону и поставил на свой иконостас.

На следующий день женщина, побоявшись божьего гнева, выкупила икону обратно. Но на утро она вновь чудесным образом оказалась в доме корчемника. После этого случая женщина избавилась от зависимости и понесла историю о своем исцелении по всем дворам. Сейчас икона находится в Иоанно-Богословском рязанском монастыре.

Верхнетагильская икона Божьей Матери находится в храме Знамения Верхнего Тагила. По сказанию, икона была принесена уральскими мужиками из монашеской обители, куда они пришли за раскаянием и служению Господу. Вскоре им надоела монашеская жизнь, и они решили ограбить монахов и уйти домой.

Когда они разорили монашеский скит, набрали добычи и хотели покинуть обитель, вдруг услышали голос, который просил забрать из разграбленного скита образ Богоматери. Грабители испугались и взяли образ с собой. Долгое время икона стояла в Невьянском заводе, в 1876 году ее перенесли в Знаменский храм.

Павловская икона была обретена в 1696 году. Ее нашли в разрушенной крепости Азова после взятия ее Петром Первым. После возврата Азова Турецкой империи икону перенесли в Павловск Воронежской губернии. Сейчас икона стоит в этом же городе Преображенском соборе.

Об иконе Знаменской Царскосельской Божьей Матери сложено много преданий, описывающих ее чудотворную силу. Изначально образ находился в Царскосельской Знаменской церкви. После того, как Санкт-Петербург стал столицей Российской империи, икона была перевезена в этот город из Москвы.

По преданию, царице Елизавете Петровне удалось войти на престол только благодаря усердному молению перед образом Девы Марии. В годы Отечественной войны в 1812 году чудодейственная сила иконы спасла от пожара дворец Александра Первого. В 1831 году молитвы, обращенные к этой иконе, и крестный ход с образом Богородицы спасли Петербург от эпидемии холеры. Сейчас икона находится в семинарии Петербурга.

Литература

  • Бухарев И., протоиерей. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. (История их и изображения). — М., 1901;
  • Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. — М.: Терра, 1993;
  • Киселев А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. — М., 1992;
  • Серафим, епископ. Одигитрия русского зарубежья. Повествование о Курской чудотворной иконе Знамения Божией Матери и о дивных чудесах её. — Нью-Йорк: Новая Коренная пустынь, 1955;
  • Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о её милостях роду человеческому / Сост. Поселянин Е. . — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, 1993 (Репринтное переиздание);
  • Чудотворные иконы Богоматери / Сост. А. А. Воронов, Е. Г. Соколова. — М., 1993;
  • Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авт.-сост. А. М. Лидов, Г. В. Сидоренко. — М.: Радуница, 1999.

Обретение Курской Коренной иконы Божией Матери

Обретение Курской Коренной иконы Божией Матери совершилось именно в те времена. 1295 год. Курск прекратил свое существование полувеком ранее, во время нашествия Батыя. Сожженный и разграбленный, он зарастал подлеском. Местные жители прятались по лесам, ожидая со дня на день новых бед. Земледелием в ту пору занимались мало, пробавляясь бортничеством и охотой. Охотник-то и набрел случайно на «древо вяз», у корней которого лежала неведомо откуда взявшаяся икона Божией Матери.

В «Сказании о чудотворной Знамения Пресвятыя Богородицы иконе, называемой Курскою» об этом событии говорится так:

Здесь образ находился довольно долго, покуда в 1385 году не напали на «русскую украину» крымские татары. Обнаружив уединенную лесную часовню, они решили сжечь ее. Однако шальное намерение это не столь просто было воплотить: часовня не горела. Татары приступили с угрозами к некоему священнику Боголюбу, видя причину своего неуспеха в его «волхованиях». Священник сказал, что никаким волшебством он никогда не занимался, а что гореть часовне не дает, по-видимому, чудотворная икона, находящаяся в ней. За свою честность иерей поплатился: икону татары вынули из часовни и разрубили пополам, самое здание сожгли, а Боголюба взяли в плен.

Несколько лет томился священник в плену у крымцев, пока, наконец, его не выкупил русский посланник, прибывший к крымскому хану по какому-то поручению великого князя. Вместе с посольством Боголюб возвратился на родину, и первой его мыслью было отыскать две половины разрубленной иконы. Это ему удалось. И более того: части иконы срослись, едва только он приложил их друг к другу.

Священник отправился в Рыльск и рассказал согражданам о совершившемся чуде. Жители города весьма обрадовались и попытались перенести Коренной образ в Рыльск. Однако эта попытка была столь же неудачна, как и прежняя, столетней давности, когда икону «вытребовал» себе князь Рыльский Василий Шемяка. Образ Пресвятой Богородицы не остался в Рыльске, вернувшись буквально через несколько часов к месту своего обретения. Несмотря на это, были предприняты еще несколько неуспешных попыток поместить чудотворную икону в городе. Но Матерь Божия ясно выказала иное намерение: оставить до времени Свою икону там, где она явилась. И икона всякий раз исчезала из Рыльска, обретаясь потом на берегу тихой Тускари.

Коренная пустынь третий духовный центр России

Коренная Курская обитель,Коренная курская земля!Кто здесь святости особой не увидел,Не бывал у стен монастыря.

Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор была Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь. Это один из первых монастырей в курском крае.Монастырь Коренная пустынь – это место обретения Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» Курской Коренной. И город Курск, и знаменитая Коренская ярмарка своим существованием обязаны святыне. Коренная пустынь расположена на правом берегу реки Тускарь в 30 километрах от Курска по направлению на север. В темной синеве обширного коренского леса сияли золотом кресты монастырских церквей, белокаменные своды стройными уступами спускались к реке и надкладезной церкви Живоносного Источника, напоминая сходы в пещеры Киево-Печерской лавры или прибрежные афонские монастыри.Не случайно было избрано это место для спасения душ человеческих. Из глубокой древности до нас дошли сведения о явлении в этих краях чудотворного образа Богородицы. Произошло это в бедственную для русских людей пору, когда многие города и селения были разорены, опустошены и обезлюдены нашествием монголо-татарских полчищ Батыя. Этой горестной участи не избежал и Курск с его окрестностями. Неиссякаемым источником благодатной помощи в это время для русского человека были чудотворные иконы, в значительном числе явленные во время монгольского владычества. И конечно, в этом ряду стоит Курская Коренная икона Божьей Матери «Знамение», и на протяжении семи веков она является покровительницей и заступницей Курской земли.В 1295 году, 8 сентября два охотника промышляли в лесу в 28 километрах от Курска.  Вдруг один из них увидел, утверждает летописец, «близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это, оный муж поставил честно обретенную им икону «Знамение» Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси».

Чудеса и знамения, связанные с Курской Коренной иконой, настолько поражали всех своей божественной силой, что слава о них прошла по всей Руси, и постепенно этот образ стал общенациональной святыней. Эта икона стала одной из самых популярных, списки с нее (точные копии) богато украшались и распространялись в храмах, монастырях, в войсках.Когда в 1689 году, во времена русско-турецких войн, русские ратники отправлялись в Крымский поход, изображение этой иконы украсило полковые знамена с надписью: «Все упование наше на Тебе возлагаем, Мате Божия. Ты нас благоволи от всех наших врагов своим непобедимым — дивным воеводством, хранити присно в своем крове».Список с чудотворной иконы Курской Коренной в 1812 году был отправлен курянами в действующую армию князя Михаила Кутузова, и на протяжении всей войны с французами он охранял русских воинов.В 1769 году под сенью этого образа окреп здоровьем преподобный Серафим Саровский — один из величайших, наряду с преподобным Сергием Радонежским, русский святой. За свою долгую историю икона много путешествовала. Так, в 1597 году, на исходе 16-го столетия, икона была отправлена в Москву, где ее встречал царь Федор Иоаннович вместе с патриархом Иовом, всем соборным духовенством и войском.После возвращения иконы в Курск царь Федор Иоаннович незадолго до своей кончины издал Указ о сооружении на месте явления иконы мужского монастыря. Вот уже на протяжении четырех веков этот монастырь известен православному миру как Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь.Этот монастырь не только православная святыня, но и памятник архитектурного искусства, так как на его территории находятся храмы Рождества Пресвятой Богородицы, Живоносного источника, Всех святых, богадельня, крытая галерея, ведущая к источнику, пруды, хозяйственные постройки, живописные окрестности. Регулярно сюда стекалось много народа во время крестного хода и всемирно известной Коренной ярмарки, считавшейся крупнейшей наряду с Макарьевской под Нижним Новгородом и Ирбитской на Урале.Посетивший эту обитель в сентябре 1991 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II назвал Курскую Коренную пустынь третьим духовным центром России наряду с Троице-Сергиевской лаврой и Дивеевской обителью Серафима Саровского в Нижегородской области.

Икона Божией Матери Знамение Курская Коренная фильм1 min read

Декабрь 10, 2014 Рубрика: Видео

https://youtube.com/watch?v=u9QKfVr0pYE

Курская Коренная икона Божией Матери «Зна́мение» — православная икона Богоматери с Младенцем, окружена по ее краям изображениями Господа Саваофа и ветхозаветных пророков, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Ора́нта (Зна́мение). Оригинал находится в Синодальном Знаменском соборе Русской Православной Церкви за границей в Нью-Йорке, США.

По преданию, икона была найдена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в лесу, недалеко от сожжённого татарами Курска. Охотник нашёл небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева, и когда он поднял её, чтобы рассмотреть, из того места, где лежала икона, забил родник. На этом месте, вместе с товарищами, он срубил небольшую часовню, куда и поместили икону.

В 1383 году Курская область снова подверглась разграблению татарами. Татары разрубили икону пополам, сожгли часовню и увели в плен священника. По преданию, через некоторое время священник, отец Боголюб, выкупленный из плена, нашёл расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они срослись.

В 1615 году царь Михаил Феодорович вернул икону на Курскую землю, где по наказу царя на месте часовни основали монастырь, названный Коренной пустынью. С 1618 года бо́льшую часть времени икона проводила в Курске в соборе Знаменского монастыря.

В 1676 году Чудотворная Икона «выезжала» на Дон для благословения казацких войск.

В 1812 году Курское городское общество послало в действующую против французов армию М. И. Кутузова список с иконы.

В 1898 году в Курском Знаменском соборе трое революционно-настроенных юношей во главе с А. Г. Уфимцевым подложили бомбу рядом с Курской Коренной иконой. Взрывом были произведены разрушения в храме, но икона осталась цела.

Во время гражданской войны икона находилась в Курском Знаменском монастыре. В конце октября 1919 года, когда войска генерала А. И. Деникина оставляли город, икона была вывезена из Курска.

12 сентября 2009 года, после 90-летнего отсутствия, Курская Коренная икона посетила Россию. С 12 по 23 сентября икона находилась в Храме Христа Спасителя, а затем в Курске. 2 октября икона была возвращена в Нью-Йорк. С 2009 года икона “Знамение” ежегодно прибывает к месту своего обретения в Курскую епархию для поклонения верующих

*Преп. Серафим Саровский родился и вырос в Курске. В 1767 году он тяжело заболел и родители уже не надеялись на его выздоровление. Однако ему явилась Божия Матерь и обещала посетить его и исцелить от болезни. Через несколько дней, в 9-ю пятницу после Пасхи, по их улице проходил ежегодный крестный ход с Курской Коренной иконой. Из-за внезапно начавшегося дождя процессия зашла к ним во двор. Икону пронесли над больным ребёнком и он приложился к ней. Больной вскоре выздоровел

Легенда о возникновении монастыря Коренная пустынь

Название «Коренная» появилось в связи с тем, что знаменитая монашеская обитель была сооружена в честь Коренной иконы Матери Божьей «Знамение».

Согласно древнему преданию, данный образ Богородицы в XIII веке обнаружил возле корней вяза местный охотник. Через два столетия после события недалеко от данного места на правобережье реки Тускарь была основана монашеская обитель.

Теперь эту территорию занимает надкладезная церковь Иконы Божьей Матери «Живоносный источник».

Старинная легенда гласит, что после того, как охотник поднял образ, из-под земли возле корней вяза начал бить источник, вода в котором оказалась целебной. Прямо над этим местом была возведена церковь, где долгое время находились корни этого знаменитого дерева. Затем родник вывели за пределы храма, а на берегу реки соорудили из дерева купальню. Кроме этого источника в округе монастыря бьет еще несколько родников, вода в которых также считается целебной.

Паломничество в пустынь и к источникам продолжается круглый год.

Храм, который высится над родником, и другие монастырские сооружения построены не так давно. После Октябрьской революции большевики разорили пустынь. Надкладезная церковь была полностью разрушена, Рождественский собор взорван, а во Всехсвятской церкви сделали столовую.

Нетронутыми остались только помещение просфорни, один из ярусов колокольни и Святые ворота. Современное бело-синее строение монастыря было возведено уже в новые времена.

На сегодняшний день Коренная пустынь является местом православного паломничества верующих со всей нашей страны.

Курская область славится Крестными ходами

Рождественско-Богородичный монастырь расположен в непосредственной близости от поселка Свобода. Когда-то знаменитый русский художник Илья Репин написал свое произведение «Крестный ход в Курской губернии», на котором показал весь масштаб православного ритуала. В те времена колонна участников Крестного хода растягивалась на 30 километров, разделяющие Курск и пустынь.

В наши дни данный ритуал постепенно возрождается, несмотря на то, что сама икона Матери Божьей «Знамение» после революции, совершив путешествие по Европе, в результате оказалась в США и сейчас находится в нью-йоркском Знаменском соборе.

Последнее время ее часто привозят в стены родной обители.

Коренная пустынь (Курская область) содержит на своей территории не только церковные здания, но и скульптуру, которая посвящена нахождению иконы, а также памятник Серафиму Саровскому. Святой старец в свое время посетил эти места и исцелился здесь при помощи чудотворной иконы Матери Божьей «Знамение».

Карта Коренной пустыни

Богородице-Рождественский собор главный храм Коренной пустыни

Главным храмом Коренной пустыни является Богородице-Рождественский собор. В нынешних архитектурных формах и пропорциях он существует с середины XIX века. До него на этом месте стоял более скромный каменный храм 1703 года постройки, а до того — поочередно две деревянные церкви, одна из которых была сожжена в 1611 году во время польско-литовского нашествия, а другая разобрана за ветхостью.

Постройка величественного соборного храма заняла восемь лет. Начатая в 1852 году, она завершилась к 1860 году. Строительство велось по плану, поступившему из канцелярии графа П.А

Клейнмихеля, главноуправляющего путями сообщения, «который, посетив незадолго перед этим Коренную пустынь, сам курский помещик, обратил на нее особое внимание и заменил представленный первоначально план нового соборного храма другим, более соответствующим древности обители и ее превосходной местности»

Будучи возведен, Богородице-Рождественский собор органично принял роль архитектурной доминанты всего монастырского ансамбля и вплоть до его разрушения большевиками в 1923 году вызывал заслуженное восхищение паломников. Восстановление храма началось в 2007 году; к 2009 году оно было завершено.

История и день празднования

Икона Богоматери, получившая название Знамение или Знаменская, была обретена на Руси в 12 веке на новгородской земле. Ее стали почитать как защитницу русских земель не случайно – она спасла город и его жителей от кровопролитной битвы.

Изначально Новгород был обособленным от других земель городом. Жители не хотели покоряться великому князю Андрею Боголюбскому и всеми силами защищали свою независимость. В 1170 году один из сыновей князя Андрея Мстислав со своим войском подошел к стенам города и потребовал подчиниться столице Руси. Ему не удалось убедить новгородцев сдаться, и тогда войско начало осаждать стены города.

Святитель Илия молился в храме святой Софии в течение трех дней о спасении своего народа и города перед иконой Иисуса Христа. На третий день он услышал божественный голос, который приказал ему взять икону Богородицы в храме на Ильинской улице и отнести его к стенам города.

У архиепископа Илии появилась надежда на спасение. Он упал перед образом Христа и молился всю ночь. Наутро он собрал все духовенство и горожан и рассказал о богоявлении. Тогда было решено последовать велению Спасителя и принести икону Божьей Матери.

Когда священнослужители пришли за ней в церковь, случилось первое чудо – они не могли поднять ее и сдвинуть с места. Тогда архиепископ Илия упал перед иконой и в слезных молитвах обратился к Богородице. Святой образ словно задрожал, что означало благоволение высших сил.

Икону торжественно возвели на городскую стену и направили ее лик в сторону врагов, осаждавших Новгород. Когда вражеская стрела пронзила святой образ, из глаз Богоматери полились слезы, а сама икона обернулась ликом к городу. На нападающих напал страх и ужас, а воодушевленные чудесным божественным знамением новгородские воины ринулись с новыми силами на врагов.

С тех пор образ Богоматери, защитивший город от осады, стали называть «Знамением». По старому стилю день почитания иконы отмечается 27 ноября. В юлианском календаре Знаменский образ чтится 10 декабря.

Добавить комментарий