Авгиевы конюшни
Этот подвиг состоял в том, что он должен был за один день очистить Авгиевы конюшни и скотный двор. Так завистливый и трусливый царь Эврисфей замыслил извести Геракла тяжелой работой.
Авгий был сыном лучезарного Гелиоса и царем Элиды, известным большим богатством, полученным в наследство от отца. Бесчисленны, как облака в небе, были его стада волшебных быков и овец. У трехсот быков шерсть на ногах была белая как снег, двести были красные, а двенадцать быков, посвященных Гелиосу, были белые, точно лебеди, а один из них блистал, как звезда.На огромном скотном дворе, где содержались целых три тысячи быков, накопилось за долгие годы столько навозу, что считалось невозможным его очистить.Вот Геракл явился в Авгию и обещал очистить ему конюшни и скотный двор за один день и поставил условие, что царь должен отдать ему за эту тяжкую работу десятую часть своих стад. Посмеялся царь Авгий и, уверенный в том, что Геракл не сможет выполнить своего обещания, согласился на это условие. В свидетели их договора Геракл взял царского сына Филея. Геракл принялся за работу и стал отводить в сторону реки Алфей и Пеней, затем он разрушил в двух местах стены скотного двора и провел через них канал. Вода хлынула бурным потоком и в один день унесла весь навоз со двора. Так выполнил Геракл свое обещание. Но Авгий не согласился отдать за работу обещанной платы и передал дело в суд.Но выступил на суде свидетелем против своего отца честный Филей. Тогда, не дожидаясь решения суда, хитрый Авгий изгнал из страны Филея и Геракла; и поселился Филей на острове Дулихия, а Геракл возвратился в Тиринф.Геракл, освободившись впоследствии от службы Эврисфею, решил отомстить Авгию. Собрав большое войско, он двинулся с ним на Элиду; но племянники Авгия подстерегли войско Геракла в засаде и разбили его. Сам Геракл в это время был болен; по выздоровлении он отомстил своим врагам и нанес им поражение. Затем он отправился снова в Элиду и, взяв город, убил стрелой Авгия. Одержав победу, он посадил на священном поле в честь Зевса оливковые деревья, принес жертвы двенадцати олимпийским богам и богу реки Алфею и учредил Олимпийские игры.Из Элиды Геракл направился в город Пилос отомстить царю Нелею, который помогал Авгию, и началась в Пилосе страшная битва; участвовали в ней и боги. И сражался герой Геракл против Ареса и Геры и своей палицей бил по трезубцу Посейдона и по скипетру Аида, которым тот гонит мертвых в подземное царство.Сражался Геракл и против серебряного лука Аполлона и с помощью Зевса и Афины одержал победу. Взяв город Пилос, он убил Нелея и одиннадцать его сыновей. Но труднее всего было Гераклу сражаться с сыном Нелея Периклеменом, который обладал даром превращений. Он нападал на Геракла то в виде льва, то орла, то змеи, то пчелы. Бот обернулся Периклемен мухой и сел на колесницу Геракла. Но Афина Паллада открыла Гераклу превращение Периклемена, и Геракл пустил в него свою смертоносную стрелу.
получеловек-полулошадь
1 Zentaur
2 Centaur
3 Centaurus
4 Kentaur
5 Zentaur
6 Zentaur
7 Zentaur
См. также в других словарях:
кентавр — центавр (гр. kentauros) 1) в древнегреческой мифологии получеловек полулошадь; 2) астр. созвездие южного полушария неба. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. кентавр и Центавр, кентавра, м. . Мифическое существо у … Словарь иностранных слов русского языка
КЕНТАВР — и центавр, центавра, муж. (греч. kentauros). Мифическое существо у древних греков, получеловек полулошадь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Мифология — Содержание понятия. Происхождение М. Специфика М. История науки о мифах. Библиография. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ. М. входящая в систему религии совокупность мифов, т. е. сказаний о богах и героях, о сверхъестественных существах и чудесных явлениях и… … Литературная энциклопедия
ЦЕНТАВР — (лат. centaurus). 1) то же, что кентавр. 2) созвездие южного полушария. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЦЕНТАВР баснословное существо, получеловек полулошадь. Полный словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
КЕНТАВР — центавр, в Др. Греции миф. существо, получеловек полулошадь. Изображался в виде л., у к рой вместо шеи и головы был человеческий торс с головой и руками … Справочник по коневодству
ЦЕНТАВРЫ — в греч. мифах народ, живший в Фессалии и др. местах Греции; изображались в виде человека, сросшегося с туловищем лошади. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. КЕНТАВРЫ, ЦЕНТАВРЫ в греч. мифологии существа … Словарь иностранных слов русского языка
КЕНТАВРЫ — см. ЦЕНТАВРЫ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. КЕНТАВРЫ, ЦЕНТАВРЫ в греч. мифологии существа с человеческой головой и верхней частью корпуса, тогда как все остальное у них лошадиное: туловище, ноги,… … Словарь иностранных слов русского языка
кентавр — полуконь, хирон, китоврас, полулошадь, центавр Словарь русских синонимов. кентавр сущ., кол во синонимов: 24 • агрий (2) • анкий … Словарь синонимов
Эриманфский вепрь
Месопотамия в древности
Месопотамия — одна из великих цивилизаций Древнего мира, существовавшая на Ближнем Востоке, в долине рек Тигр и Евфрат. Периоды царства Шумера, …
Путешествие в Узбекистан
Много ли мы знаем о Средней Азии? Вы когда ни-будь задавали себе такой вопрос? О таких странах, как, например, Таджикистан, …
Роботы с искусственным интеллектом
Понимая это, американская фирма UGOBE разработала игрушку динозавра Pleo с искусственным интеллектом. Динозаврик с первых же дней своей жизни начинает…
Лондонская Национальная галерея
В Лондонской Национальной галерее открылась уникальная выставка. На обозрение широкой публики выставили тридцать произведений великих мастеров XV-XVI веков с…
Инфракрасное зрение у человека
До сих пор традиционно считалось, видеть ИК-излучние могут только определенные виды животных, например, змеи. Однако группе ученых наконец-то удалось расширить…
Какие бывают фундаменты
Основных конструкций фундамента несколько, но внутри каждого большого раздела кроются некоторые тонкости и возможности, которые непременно должны быть учтены…
Обитающие в пресноводных водоемах (но не озерах).
Никто в точности не может сказать, откуда произошли эти прекрасные хранительницы ручьев и рек. В одних мифах говорится, что наяды были дочерьми Зевса, иные легенды утверждали, что родителями прелестных нимф были Океан, бог древней реки, опоясывающей весь мир, и Тефия или Тефида, одна из титанид, дочерей Геи и Урана.
Вторая история возникновения наяд гласит, что у Тефии и Океана родилось более 3000 дочерей, нимф водных источников, не только пресных, но и соленых. Сестры наяд – океаниды, нимфы океана, нереиды, морские духи, и лимнады, хранительницы озер и болот.
По внешнему виду наяды похожи на невероятной красоты девушек. Волосы, подобно волнам, струятся по их плечам. Древние греки изображали их похожими на , но, в отличии от этих созданий, у наяд не было хвостов. Люди, живущие на берегах водоема, оберегаемого наядой, верили, что поклонение прекрасным духам-хранительницам увеличит их урожай и сделает землю плодородной.
Наяды – хранительницы ручьев и рек, и жизнь их неразрывно связана с водным источником, в котором они живут. У водных нимф долгий век, и все же они не бессмертны. Тело их состоит из воды, и если ручей, в котором живет наяда, пересохнет, то и дух источника неминуемо погибнет.
Наяды, отличные целительницы и прорицательницы. Река или ручей, в котором живет прелестная нимфа, обретает магические свойства. Используя воду из реки можно залечить даже серьезные раны, а заглянув в воды, можно увидеть будущее.
И все-таки речные духи не столь безвредны, как кажется по началу. Наяды падки на людскую красоту, и могут похитить полюбившегося им человека. В сказании об аргонавтах наяды напали на одного из соратников Ясона, красивого юношу Гиласа. Найти его так и не смогли.
Никто не знал всех наяд поименно. Лишь те, кто жили неподалеку от источников, знали имя своей нимфы и поклонялись ей. Истории о некоторых из них дошли до наших дней.
Существует легенда о наяде Алопе, которая стала речной нимфой не по рождению, по воле бога морей Посейдона. Отец Алопы Керкион, узнав, что его дочь родила сына от Посейдона, велел убить ее. Возлюбленный девушки, не сумев пережить с ней расставания, превратил ее в источник, и сделав тем самым одной из наяд.
Еще одна наяда, обретшая всемирную известность, дочь речного божества Энона. По преданиям, именно она стала первой женой Париса, но не смогла сравниться в красоте с Еленой, за которой ее муж направился в Трою. Раненый во время Троянской войны, Парис вернулся к Эноне, прося об исцелении, но та отказала ему, лелея прошлые обиды. Когда наяда одумалась и попыталась спасти мужа, было уже поздно, и Парис погиб. Вне себя от горя, она убила себя.
По одной из легенд, красотой пошел в свою мать, прекрасную наяду Лириопу, Нарцисс. Но его отцу, речному богу Кефиссу, и матери предсказали, что сын их сможет прожить долгую жизнь лишь в том случае, если никогда не увидит себя. Окончание этой легенды известно многим, юноша умер от любви к самому себе, и именем его назвали цветок, который вырос на месте его гибели.
Существует очень древний миф, который мало кому известен, о наяде Тритониде, хранительнице одноименного озера в Африке. От ее союза с богом морей Посейдоном, появилась на свет всем известная богиня Афина. Версия о том, что ее отцом был Зевс, является более поздней.
Кентавры в греческих мифах
Кентавры · дикие существа, полулюди-полукони, смертные обитатели гор и лесных чащ, отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Их миксантропизм объясняется тем, что они рождены от Иксиона и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры. на которую покушался Иксион .
Кентавры живут на горе Пелион и сражаются со своими соседями лапифами , пытаясь похитить для себя жен из этого племени . Особое место среди кентавров занимают два – Хирон и Фол. воплощающие мудрость и благожелательность.
После того как кентавров победил Геракл. они были вытеснены из Фессалии и расселились по всей Греции. Посейдон взял кентавров под свое покровительство. В героических мифах одни из кентавров являются воспитателями героев , другие – враждебны миру героев .
Несс · один из кентавров, известный своим коварством. После битвы Геракла с кентаврами жил у реки Эвен, перевозил за плату путников. Когда переправлялся через реку Геракл. Несс, перевозивший молодую жену Геракла Деяниру, покусился на ее честь. Она закричала, и Геракл. переплывший реку вплавь, пронзил Несса стрелой. Умирающий кентавр, желая отомстить Гераклу. посоветовал Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла .
Фол · сын Селена и нимфы Мелии – ясеневой , то есть их происхождение уходит в область растительного фетишизма и анимизма .
Хирон · сын Кроноса и океаниды Филиры-липы , втайне от Реи сочетавшихся в браке. Хирон родился полуконем-получеловеком, так как Кронос. застигнутый Реей. принял вид коня . Хирон , в отличие от других кентавров, выделяется мудростью и благожелательностью и является воспитателем героев ; как лекарь обучал врачеванию Асклепия. Имя Хирон указывает на искусные руки . При отъезде аргонавтов маленький Ахилл находится на руках Хирона и его супруги . Самого Пелея Хирон научил, как овладеть Фетидой. менявшей свой облик. Он подарил Пелею знаменитое копье из пелионского ясеня .
Изгнанный лапифами с Пелиона, Хирон поселился вблизи мыса Малеи, где и был нечаянно ранен отравленной ядом лернейской гидры стрелой Геракла. сражавшегося с кентаврами. Страдая от неизлечимой раны, бессмертный Хирон жаждет смерти и отказывается от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея .
Хирон наделен чертами архаического миксантропического божества, причем свой род ведет не по отцу Кроносу. a по матери Филире с ее явно вегетативным происхождением и обычно именуется Филиридом. Хирон принадлежит к числу тех архаических божеств, которые вступили в союз с героическим миром. но вместе с тем вынуждены были невольно погибнуть от руки героев .
Мифические существа, сказочные животные и чудовища
Древний человек находился в страхе перед могуществом сил природы. Эти силы воплощали разные образы чудовищ и зверей, которые были продуктом воображения человека.
Как правило, такие существа сочетали части тела человека и животного. Хвосты рыб и змей, крылья и клювы птиц, копыта, хвосты и рога домашних животных подчеркивали отвратительность чудовищ. Большинство из них были жителями морского дна, болотной тины, дремучих лесов. Эти места обитания олицетворяли их темную сущность.
Но не все чудовища страшные, среди них бывают вполне прекрасные жители фантастических миров. В основном это полулюди, но иногда среди них бывают и совершенно фантастические существа, непохожие ни на зверя, ни на человека.
Кентавры – миф или легенда
Что касается их мифического образа – человека с конскими ногами и телом, то, пожалуй, этот образ притянут за уши. Можно, конечно, списать все на каких-то пришельцев и их генетические эксперименты над людьми и лошадьми, но это уж слишком, даже для нас.
А вот, что касается их прообраза – то тут все намного интереснее. Дело в том, что как мы уже сказали выше, кентавры впервые упоминаются примерно в 4-3 веке до н.э. Именно в этот период и вавилоняне, и египтяне, а несколько позже и греки столкнулись с кочевыми племенами.
Кроме того, дословный перевод слова «кентавр» означает «был» (убийца или охотник на быков), а также «колоть или рубить». Т.е., по сути – это еще одна отсылка именно на кочевые племена, т.к. те же скифы, касситы и тавры славились своими стадами.
Плутарх писал, что однажды обычный пастух принес ему жеребенка, которого только что родила лошадь. Но у него было тело и руки человека, а также человеческая голова. Плутарх – это один из древнейших источников того, что мы знаем о мифологии в наши дни, однако полностью верить ему тоже нельзя.
И вот тут мы упираемся в главный источник возникновения легенд. Все мы знаем, что кочевники были прекрасными наездниками. Они настолько умело сражались на лошадях, что в ту пору это считалось невозможным. Скорее всего, именно образ кочевников стал ассоциироваться у различных народов с кентаврами, ибо они попросту не понимали, как могут люди, сидя верхом на лошади, столь умело сражаться, да и вести образ жизни, в принципе.
Так и появился образ кентавра. Отчасти – об этом происхождении их образа говорит все, начиная от внешнего вида, заканчивая деяниями и буйным характером. И раз уж у нас речь зашла о внешности, то давайте и обсудим, как же все-таки выглядели кентавры в древности.
Описание мифического существа
Образ кентавриды по имени Гилонома
Греческий кентавр символизирует буйство и прыть. Однако многие историки считают их все-таки положительными персонажами. Это объясняется тем, что у полулюдей-полуконей весьма покладистый характер. Некоторые существа наделены особыми уникальными качествами и имеют благородное происхождение. К примеру, таким был учитель Геракла — Хирон. В мифологии встречаются кентавры и с негативными характеристиками. Например, Хомад, Несс, Деянир.
Происхождение мифического существа
Примерный период появления кентавров в греческой мифологии точно неизвестен. Многие историки полагают, что впервые эти существа были упомянуты жителями острова Крит. Предположительно, о кентаврах начали говорить ближе ко II тысячелетию до нашей эры. Образ могущественного существа сформировался в период между 1750 и 1250 годами до нашей эры. У древних обитателей Крита, существо кентавр считалось божественным. Его часто высекали на скалистой поверхности. Уже другие греческие народы переняли этот жест. Однако историки по сей день спорят о том, какой народ впервые начал изображать полулюдей-полуконей на скалах.
Некоторые утверждают, что странное существо впервые возникло на Дальнем востоке и выступало духом-хранителем. Если верить античным легендам, то можно считать одной из версий появление кентавров в Греции, а именно в ее горной части. Легенды гласят, что эти существа спустились с гор и долгое время не могли наладить отношения с местными жителями.
Считается, что нежданные гости были неравнодушны к алкогольным напиткам, и если выпивали их, то начинали настоящую войну с людьми. Вокруг образа полулюдей-полулошадей ходит немало мифов. Одни историки утверждают, что эти персонажи были воспитаны на Пелионе нимфами. Другие уверяют, что кентавры являются потомками Посейдона. Имеется также миф о том, что существа с человеческим торсом и ногами лошади жили в горах Фессалии и не тревожили людей до тех пор, пока их не растерял Геракл.
Наяды — кто они
Греки верили, что в каждом источнике с проточной водой обитает своя хозяйка-наяда. Наяды принимали облик прекрасных дев, вечно юных и наделенных тайными знаниями — в число их умений входили способность пророчествовать и исцелять. Журчанье бегущей воды считалось беспечным разговором наяд. Наяд больше, чем любых других нимф — число их достигает трех тысяч. Греки представили имена около сотни из них, а имена всех наяд не знает никто. Имя речной обитательницы могли знать лишь живущие поблизости.
Наяды представляются очень древними божествами, в которых верили еще до начала официально известной истории Древней Греции, наравне с титанами. Вместе с прочими божествами хтонической эпохи — то есть куретами, корибантами, сатирами, тельхинами и прочими — наяды воплощают собой саму стихию. В их случае — воду.
До наших дней дошли памятники наядам. На острове Крит сохранился храм Святых Дев, рядом с которым бьет тщательно охраняемый источник. Его считают памятью водным божествам.
Наяда Кокехида, более известная как Мента, плотно связана с загробным царством. С ней связана печальная легенда о любви наяды и Аида. А распространенное поверье приписывает населенным наядами источникам свойства исцелять, очищать, наделять бессмертием и вечной молодостью. Ближайшими сестрами наяд считаются океаниды, обитательницы всех солёных водоемов Земли.
Несколько иной взгляд на кентавров
Их через каждое слово называют самыми гармоничными созданиями мифической зоологии. «Метаморфозы» Овидия прозвали кентавров «двуформными». Вопреки на гетерогенную (двоякую) природу, вместе с архетипами лошади, человека и всадника существует первообраз кентавра. Первобытные изображения более напоминали голых людей с лошадиным крупом. Айван Зевса в Олимпии на западном своем фронтоне может похвастать кентаврами паче привычного нам вида: ниже торса человек перетекает в тело лошади.
Скульптуры фронтона храма Зевса в Олимпии (5 в. вплоть до н.э.)
В эпоху знаменитого Гомера верховая езда у греков не была распространена — позволяется сказать, ее вовсе не было. Первые путешественники, приехавшие в Грецию верхами на лошадях, показались им едиными со своими конями. Подобную теорию подтверждает безграмотный столь отдаленное первое столкновение конкистадоров с индейскими племенами. Писсаро и Эрнан Кортес со своими солдатами представлялись краснокожим настоящими кентаврами, едиными с лошадьми. В одном изо столкновений суеверие и ужас сыграли ключевую роль: после первых выстрелов Вотан из конкистадоров выпал из седла — и тогда индейцы, уверенные что-нибудь перед ними одно существо, посчитали разделение целого надвое неважный (=маловажный) иначе как жутким чудом. Индейцы бежали.
Но у греков были лошади, в лента от индейских племен, знакомых лишь с бизонами. Более правдоподобной представляется издание, по которой кентавры являются специально созданным мифическим образом. Они отражали одну с граней действительности, какой её видели древние греки.
Кентавры и их начало
Главная отличительная черта — буйный нрав и невоздержанность. По некоторым данным, изначально кентавры появились сиречь воплощения бурных горных рек и стремительных потоков. Героические мифы делят кентавров держи два вида — доброжелательных мудрецов, воспитателей героев, и враждебных дикарей.
Само словцо «кентавр», или его латинизированный собрат «центавр» делится на пара греческих корня — «кен», то есть «рубить», и «таурос» — «бык». Обличье подобного существа имеется у многих народов. Вероятно, он появился после этого столкновения оседлых цивилизаций, не имевших традиций верховой езды, с кочевыми, идеже конные всадники были неотъемлемой частью культуры. Таковы были северные кочевые племена: скифы, касситы, тавры. С этого места и общая черта всех кентавров — их свирепость, а также прослеживаемая стройность с быками, поскольку скотоводство составляет основу кочевого хозяйства.
Эвгемерическое толкование античных времен приписывает появление кентавров двум поселениям. В первом с них, деревне Туча, жили юноши, впервые оседлавшие лошадей. Они стали искусными наездниками и истребили всех обитавших вдалеке диких быков. Во втором же городе, Пелефронии, люди научились приручать лошадей до этих пор жителей окрестных населенных пунктов.
Другое толкование приписывает кентаврам сызнова большую древность: якобы их появление произошло еще в период индоевропейского языка и распада единства греко-арийского наречия. В соответствии с этой теории слово «кентавр» — это видоизмененное «гандхарв». Ведическая одинизм говорит о гандхарвах как о младших богах, возницах солнечной колесницы. Несколько теория подтверждается находками археологов: две статуэтки кентавров были обнаружены близ раскопках в Угарите среди микенской керамики. Это говорит как узел о том, что кентавры были известны еще в период Бронзового века. «Могилу героя» в Лефканди украшает полулошадь из терракоты — это тоже известный памятник с подобным мифическим существом.
Легенда об Аида, Менте и Персефоне
Известно, что олимпийцы никогда не отличались верностью своим супругам. Так, Зевс изменял своей супруге Гере со смертными и божествами, Посейдон не отставал от него. Их брат Аид, напротив, не отличался такой любвеобильностью. Единожды женившись на Персефоне, он не посещал приглянувшихся смертных женщин и нимф.
Персефона для греков после свадьбы с Аидом стала не только богиней весны и пробуждения природы, но и психопомпом — проводницей между потусторонним миром и миром живых. Всякий древнегреческий герой после смерти входил в царство Аида в сопровождении Персефоны. Любовь Аида к жене была велика, потому-то, когда Персефона покидала царство мёртвых и на шесть месяцев возвращалась в наземный мир к матери, бог мертвых тосковал.
Как-то раз он решил посетить мир живых, чтобы стать поближе к Персефоне. У ручья он увидал прелестную нимфу, белокожую и темноволосую. Прекрасная Мента не испугалась владыку подземного царства, когда тот заговорил с ней, и вскоре они стали любовниками.
Когда Персефона возвратилась в подземный мир, то обнаружила, что муж охладел к ней и стал часто посещать мир живых. Персефона проследила за Аидом и узнала, что тот изменяет ей с юной нимфой.
Выждав нового наступления весны, Персефона отправилась к людям, где нашла и убила Менту. Аид не узнал, кто был убийцей. Бог мертвых был весьма расстроен, но вскоре завел себе новую любовницу. И её тоже убила Персефона, но на этот раз осталась рядом с телом. После ссоры боги поклялись хранить друг другу верность. А судьбы двух несчастных нимф были бессмертным не столь важны. Хотя Аид превратил Менту в мяту — на память.
Если провести аналогию со славянскими легендами, нимфы близки к русалкам — и те, и другие предстают в облике прекрасных дев, обитают в пресных водоемах и бывают довольно-таки опасны. Русалки чаще всего предстают утопленницами, девушками, погибшими из-за несчастной любви. Нимфы же изначально не являются людьми — исключая девушек, которых превратили в природных духов боги.
Наяды — это прекрасные водные богини, которые владеют источниками вод и считаются покровительницами музыки и поэзии. Все воды, согласно древнегреческой мифологии, имеют свою хозяйку. Naiads (наяды) — это весёлое и задорное племя, количество их насчитывает около трех тысяч.