Горячие новости

uspeshnie znaki zodiaka Значение рун пропорции и рубленый вид Календарь лунных дней

Лучшие музеи Красноярска

Самые интересные и посещаемые музеи города, которые стоит обязательно посетить.

Красноярский краеведческий музей

Оригинальное здание музея привлечет внимание своим видом любого туриста, гуляющего на набережной Енисея. Оно выполнено в виде египетского храма

Большинство экспонатов посвящено истории Красноярского края, его природе и культуре, народам, населяющих край в древности. Есть уникальные экспонаты – автографы Наполеона и Григория Распутина, скелеты мамонта и стегозавра. Всего в музее хранится около 700 000 экспонатов.

Художественный музей имени В. И. Сурикова

Основной филиал музея расположен в старинном особняке XIX века. В коллекции картинной галереи около 15 000 произведений искусства – живопись, изделия из фарфора и хрусталя, старинная мебель, ювелирные изделия. В отделе русского искусства выставлены картины Сурикова, Айвазовского, Репина, Нестерова. Есть большая коллекция полотен русского авангарда, ценное собрание образцов иконописи XVII-XIX веков.

Литературный музей имени В. П. Астафьева

Расположен в деревянном особняке XIX века на улице Ленина. Это необычное здание в стиле модерн с элементами готики, в котором больше века назад жил губернатор Красноярска Теляковский. Инициатива открытия музея принадлежит писателю Астафьеву. Его экспозиции посвящены творчеству сибирских авторов и произведениям, посвященным Сибири. Собраны редкие книги и журналы XIX-XX веков, документы, фотографии, автографы писателей.

Пароход-музей «Святитель Николай»

Необычный корабль-музей расположен на воде, на набережной Енисея. В конце XIX века «Святитель Николай» считался одним из самых быстроходных колесных пароходов на Енисее. В 1891 году на нем путешествовал будущий император Николай II – цесаревич Николай Александрович, в 1897 году на нем к месту ссылки ехал Ленин. В 1970-ых годах из судна сделали музей. Экспозиции посвящены пребыванию Ленина на борту.

Музей «Мемориал Победы»

Открыт в 1975 году. Посвящен памяти погибших в годы Великой Отечественной Войны красноярцев. Музей находится на Покровской горе. На площади перед музеем над захоронениями солдат, погибших в госпиталях Красноярска, расположено 22 надгробия. Установлены памятник Воину-освободителю и «Союз тыла и фронта», горит Вечный огонь. Экспозиции музея рассказывают о жизни Красноярска в военные годы.

Музей-усадьба В. И. Сурикова

Основан в 1948 году. Он расположен в доме 1830 года постройки, принадлежащем семье Суриковых. Художник Василий Суриков провел в этом доме свои детство и юность. В музее хранится более 1000 экспонатов, посвященных жизни и творчеству художника, выставлено более 90 его картин, личные вещи – одежда, кисти, этюдник, фотографии. На первом этаже воссозданы интерьеры домашней обстановки русского дома конца XIX века.

Уфа

На территории России можно встретить древние святилища не только славян, но и других народов. Например, булгар. Это тюркское племя, которое жило в степях между Каспием и Северным Причерноморьем, а также на Северном Кавказе, начиная с IV века нашей эры. Во второй половине VII века оно мигрировало в Среднее Поволжье и несколько других регионов современной России.

В районе горы Тора-Тау здесь находится древнее капище булгар. Город Уфа, по некоторым версиям, ранее назывался точно так же, как эта гора. Сегодня местные жители утверждают, что это одно из самых аномальных и загадочных мест на территории республики.

Эта большая гора видна с трассы, если отправиться на машине в сторону Ишимбая, Салавата и Стерлитамака. Издали она больше похожа на курган из песка светлого цвета. Это один из неофициальных символов Ишимбайского района, да и всей Башкирии. Гора эта очень необычная. Считается, что около 280 миллионов лет назад она была коралловым рифом, расположенным в центре огромного океана. Башкирия – одно из немногих мест на всей планете, где сохранились подобные памятники природы.

Высота горы Тора-Тау – около 275 метров над уровнем реки Белой и 402 метра над уровнем моря

Она привлекала внимание еще наших предков в стародавние времена. Исследователи и этнографы уверены, что местные племена почитали эту гору как священную

Например, в их числе были юрматы, которые вместе с булгарами пришли на берега реки Волги из степей Приазовья.

У самого подножья Тора-Тау находится карстовое озеро небольшого размера. Примечательно, что берега этого озера и сама гора, по поверьям, были запретным местным для местных жителей. Прийти сюда могли только жрецы, и то только в определенное время года. Запрет был настолько строгим, что сохранился в народной памяти на века. Старожилы утверждают, что придерживались его вплоть до Октябрьской революции.

На этой земле, считавшейся священной, также было запрещено пасти скот, заниматься сельским хозяйством и даже собирательством.

Сегодня эта гора стала весьма популярным местом отдуха у жителей окрестных городов и сел. Например, она пользуется популярностью и парапланеристов. Некоторые из тех, кто там побывал, утверждают, что возвышенность действительно обладает магической силой, как будто на ее вершине ощущаешь некую положительную энергетику. Некоторые верят, что гора способна исполнять желания, а поднимаются на нее люди, чтобы вступить в контакт с высшими силами. Подобной славой пользуется и местное карстовое озеро.

Про эти места в народе хранится много легенд. Считается, что у булгар здесь было собственное капище, а в одной из пещер злой отец держал в заточении свою дочь Диафет, чтобы не допустить ее союза с русским богатырем. Вход в пещеру охранял исполинский змей, с которым витязю пришлось сражаться.

Многие верят, что древнее капище, на котором приносили даже человеческие жертвы, существовало в районе горы Иремель, одного из самых известных памятников природы на всем Урале. Сейчас некоторые утверждают, что здесь расположен портал в другой мир, некий энергетический центр, в который приезжают заряжаться из разных концов страны. Привлекает это место и уфологов, которые утверждают, что регулярно видят летающие тарелки, а под самой горой находится подземная база НЛО. Экстрасенсы и колдуны в этих местах собирают целебные растения для своих обрядов. Например, это одно из редких мест, где растет розовая родиола иремельская. Это растение, являющееся ингредиентом многих алхимических магических рецептов бессмертия, сейчас занесено в Красную книгу.

Многие полагают, что большинство таинственных и загадочных легенд, связанных с этим и другими местами, основаны именно на том, что в стародавние времена здесь существовали славянские капища. Места проведения культов и обрядов обладают особой энергетикой, которая сохраняется на века.

– Источник

Внешнее и внутреннее устройство

Как правило, капища восточных славян располагались за пределами многолюдных жилых поселений. Для строительства обычно выбирали место, расположенное на возвышенности. В постройке существовали свои особенности, которые могли зависеть от местных традиций, района проживания, природных условий. Диаметр священной площадки в большинстве случаев варьировался от 7 до 30 метров.

Древние капища славян, священные сакральные места имели единую черту, в независимости от того, в каком районе государства они располагались. Это было ограждение, которое выполняло не только оборонительную функцию, но и было еще вместилищем для жертвоприношений. Внешне оно представляло собой канаву или ров шириной до пяти метров. При этом их глубина была сравнительно небольшой.

В самом центре капища восточных славян располагалась скульптура, которая была центральной культовой фигурой. Также это мог быть идол. К нему обращались с просьбами и благодарностями, всячески поклонялись. Преимущественно идолов изготавливали из дерева, но в некоторых случаях встречались и каменные скульптуры для поклонения. Конечно, деревянные были больше распространены, так как вырезать туловище или черты из этого материала было значительно проще.

Вам будет интересно:Как решать логические задачи: методы и способы решения

Высота фигур составляла, как правило, – от двух до двух с половиной метров. Преимущественно идолов украшали всевозможными божественными атрибутами, часто в их качестве выступали величественные головные уборы. Считалось, что данные фигуры олицетворяют то или иное божество, в честь которого это капище, храм в Древней Руси, и возводилось. Идолы располагались в самом центре постройки на небольшом подиуме – возвышении от земли.

Если бы мы могли бы вообразить, что входим на капище славян, то сначала нам предстояло бы преодолеть по мосту ров, а затем через узкие ворота пройти в само святилище. Оно было разделено на две половины – женскую и мужскую. Идол располагался в центре, а по всему периметру были расставлены скамейки.

Культы древних славян, славянские святилища и капища занимали важное место в жизни наших предков. Капища при этом разделялись на несколько типов

Храмы. Они выглядели как деревянные строения с идолом в центре.
Круглые святилища в виде площадки, покрытой глиной или вымощенной камнями. Идол стоял в центре, а капище было окружено рвом. В некоторых случаях в качестве дополнения делали еще и вал.
Крупное святилище могло объединять в себе несколько культовых центров или более мелких святилищ. В таких местах часто устраивали праздники, так как они могли вместить достаточно большое количество людей.
Города-убежища. Они, в первую очередь, имели культовое предназначение. Их главной отличительной чертой было наличие дубовых ограждений-стен или каменных и мощеных.

Функции святилищ

В действительности в стародавние времена на Руси существовало огромное количество всевозможных языческих святилищ. Капище в Древней Руси – это было культовое место, без которого не обходилось ни одно крупное поселение.

Оно выполняло достаточно много разнообразных функций. Помимо непосредственного поклонения богам, проведения празднеств, культовых обрядов и жертвоприношений, здесь устраивали собрание общины или рода, чтобы принимать решения по каким-либо важным вопросам. К тому же в них волхвы предсказывали будущее, гадали.

Места древних капищ сегодня представляют огромный исторический интерес. Некоторые из них хорошо известны, имеют свои названия, хорошо изучены по многочисленным археологическим находкам. Преимущественно даже сохранились какие-то постройки со стародавних времен. Однако это малая часть всех святилищ, которые существовали много веков назад. Их было огромное количество во всех уголках Древней Руси.

С приходом на Русь христианской религии началась ожесточенная борьба со сторонниками язычества. Приверженцы старой веры подвергались гонениям, а святилища – разрушениям, их практически сравнивали с землей. Частично даже сохранились описания того, как разрушали идолов и сжигали священные капища.

Языческая религиозная система

, характерная для всех народов, отражала своеобразный договор человека с определенными силами природы — богами. В любом явлении окружающего мира языческое мышление усматривало сакральную волю светлых, либо темных божеств. На правильном (эффективном) подборе «языка общения» человека и Природы выстраивалась система языческой обрядности. Каждый этнос, в зависимости от внешних условий, вырабатывал свой, уникальный вариант этого договора.

Почитание славянами природных культовых объектов

Многочисленные источники донесли до нас сведения о почитании славянами природных культовых объектов. Среди них можно назвать камни, родники, колодцы, деревья, болота, озера, деревья, вообще все объекты, выделявшиеся по тем или иным причинам из окружающего ландшафта. Например, поклонение деревьям нашло отражение в находках двух моренных дубов, поднятых из Днепра — в них были вбиты кабаньи челюсти. У подобных естественных святилищ вплоть до недавнего времени устраивались народные празднества, донесшие до нас отголоски старых языческих обрядов.

Подобные объекты с трудом поддаются археологическому изучению — влияние времени и чрезвычайное разнообразие не позволяют как-либо классифицировать их.
Больше можно сказать о культе камней. Часто они имеют определенную грубую обработку, смысловую символику, либо естественные углубления, которые позволяют судить о роли данного природного объекта в языческом ритуале. Почитание камней порой непосредственно связано с находящимся по близости капищем. Например, недалеко от городища-святилища расположенного у Кулишевки известен камень с двумя овальными углублениями, известным по местным легендам как «божьи ноги».
К культовым объектам можно отнести так же курганные некрополи. Обладая той же формой, что и основная масса славянских святилищ курганы так же являлись местом совершения треб, по-видимому, предкам. Отголоски поминальных трапез и тризн сохранились до наших дней.

Священный объект в доме — печь

Священным объектом в доме отдельной семьи была печь. К ней были обращены просьбы домочадцев и целый комплекс бытовых ритуалов. По поверьям именно в печи (или за печью) обитали домовые духи низшей ступени духовной иерархии и находился главный выразитель божественной воли — огонь.
Для ритуальных нужд отдельных семей или родов устраивались особые жертвенные ямы. Связаны они с культом земледельческих работ и плодородия в целом.
С развитием родоплеменных отношений возникла потребность в создании мест для общих ритуальных действий представителей всего племени. С развитием института жречества наряду с естественными природными святилищами появляются особые рукотворные капища, на которых обычно выделялось почитание определенного божества. Это способствовало укреплению связей и развитию племенной общности.

Центральным культовым объектом на капище являлся идол — скульптурное изображение того или иного бога, которому по видимому и было посвящено святилище. Иногда место идола занимал природный объект, чаще всего камень. Именно к этому кумиру были обращены прошения и ритуальные обряды совершаемые на капище. По-видимому, скульптурное изображение служило своеобразным «посредником» между человеком и определенной силой природы — богом.
Славянские идолы чаще всего представляли собой антропоморфные фигуры, выполненные в полный рост (чаще всего 2-2,5 метра), наделенные определенной атрибутикой, с четкими чертами лица. Столб мог быть как круглым в своем основании, так и четырехгранным. Известны так же простые рельефные изображения голов на длинном и толстом стержне. Помимо кумиров выполненных в полный рост известны небольшие изображения, возможно олицетворяющие духов-покровителей отдельной семьи.

Немецкий след

Большинство капищ (что такое, рассматривается в статье) было найдено на территории России, Украины, Беларуси, Польши и славянских государств Балканского полуострова. Однако славяне расселялись на довольно обширной территории и оставили следы своего прежнего пребывания на федеральной земле Мекленбург-Передняя Померания (Германия).

На острове Рюген, в северо-восточной его части, находится самое известное капище, вероятнее, прибалтийских славянских племен руян – Аркона. По найденным останкам святилища площадь языческого капища составляет девяносто на сто шестьдесят метров. Но исследователи предполагают, что реальные размеры были в разы больше. Последние раскопки проводились в конце 1921 года, в 1930 году и в конце 60-х годов прошлого столетия. Верхушка мыса, где расположилось святилище, была окружена двумя валами, в которых обнаружили три строительных периода. Во внутренней окружности вала ров с плоским дном. Был найден ларец с вещами и несколько черепов мужчин.

Соседка Украина

Ни одно славянское капище, а, возможно, и сотни, можно найти в Украине. Наиболее известны Дивич-гора у села Триполье (Киевская область), находится на возвышенности. Исследователи считают, что здесь совершались ритуалы в честь богини Даны.

На Иванковском капище (Хмельницкая область) около четвертого века найдено древнеславянское святилище с каменными идолами. Сплошным сосредоточением культовых мест, как найденных, так и сокрытых, хранит Киев. Еще в 70-х годах прошлого века в центре города, на Житомирской улице, открыта жертвенная яма.

Существует еще множество примеров по всему миру. Каждый из них достоин отдельной статьи.

Капища Перуна в Росии и Украине

Одно из самых известных капищ Перуна до 2007 года находилось в Санкт-Петербурге. До его воссоздания группой неоязычников из северной столицы на этом же месте находилось славянское капище, если верить преданиям. Его называли Всеславянским, или Купчинским капищем. Издавна на нем проводились обряды. В начале 21 века группа энтузиастов-язычников решила продолжить эту традицию. На капище Перуна в Санкт-Петербурге отмечались праздники этого божества. Однако в 2007 году эти деяния были признаны экстремистскими, капище было снесено по решению властей города.

Сохранились предания о ныне несуществующем капище в четырех километрах от Великого Новгорода, на острове Перынь. Возможно, легенда взяла свои корни из названия острова, схожего с именем славянского божества. Если верить ей, в конце 1 века н.э. легендарным Добрыней Никитичем на этом острове был установлен идол. Он стоял в центре круглой площадки диаметров в 20 м, окруженной рвом.

Капище Перуна на острове Перынь

Существует легенда о чуре Перуна, который стоял в самом центре Киева. Он был установлен лично князем Владимиром, им же и сброшен в реку после принятия христианства. Люди бежали за идолом по течению реки и кричали:

Слово «выдубай» переводится как «выплывай». Разумеется, деревянный идол не выплыл. Он пристал к берегу, и на том самом месте, куда его принесло течение реки, сейчас стоит Выдубицкий монастырь.

Выдубицкий монастырь

Этнограф Андрей Синельников заверяет, что Москва построена на древних капищах. По его словам, они существовали вплоть до прихода к власти династии Романовых. Одним из таких крупных святилищ, которых всего было семь, было капище Перуна. Оно напоминало восьмиугольник или восьмилучевую звезду Перуна. Алтарь и чур стояли в центре города, где сейчас Красная площадь переходит в Васильев спуск. По словам этнографа, спуск когда-то носил название в честь бога Велеса.

Есть и действующие капища Перуна. Одно из них воссоздано на месте сожженного храма инглингов общиной «Веды Перуна». Территориально святилище инглингов находится в Омске. В Киеве, на легендарной Лысой горе, тоже стоит восстановленное капище бога грозы и воинской силы. Его идол слегка обожжен православными активистами Киева, которые регулярно стремятся разрушить языческое место поклонения.

Москва

Разрушенные капища древних славян сохранились в разных уголках Российской Федерации, а также соседних республик бывшего Советского Союза. Более того, существует даже мнение, что Москва построена на древнем капище. Например, некоторые исследователи утверждают, что семь холмов, на которых стоит город, это в действительности не семь возвышенностей, а сакральные центры древних. Часть историков уверена, что это древние капища Москвы, в которых славяне поклонялись сначала языческим и природным богам, а потом и православным святым.

Специалисты представляют собой эти капища с ритуальным огнем в самом центре, вокруг которого располагалось гульбище, место, где размещался народ во время праздников, и требище – то место, где люди требовали от богов благ для своего племени.

Несмотря на то что сама Москва – относительно молодой город, которому нет и тысячи лет, эти места насыщены древними языческими капищами. Существовали они еще до прихода к власти Романовых. Здесь были живы древние традиции. Объясняют это тем фактом, что город фактически основали на месте, в котором святилищ изначально было значительно больше, чем обычно.

Сегодня можно найти упоминания о том, где существовали разрушенные капища древних славян. Например, на Васильевом спуске было капище Перуна, покровителя княжеской власти и воинов. По форме оно напоминало восьмиугольник. Оно находилось практически в центре современного города, в районе Васильева спуска. Позже на этом месте появился храм Покрова Пресвятой Богородицы.

В Замоскворечье поклонялись богине Макоши. Она отвечала за судьбу, аналог римских парк и греческих мойр. На территории Москвы ей поклонялись на месте современной Пятницкой улицы. Когда на Русь пришло христианство, это место осталось под началом женского культа, только на смену Макоши пришла Параскева Пятница.

На Боровицком холме существовало капище Ярилы. Его культ занимал особое место в пантеоне славянских богов. Он отвечал за плодородие, приход весны и мужскую силу. В сознании древних славян образ этого бога прочно ассоциировался с солнцем. Позже на этом месте был построен храм Иоанна Предтечи.

Капище Велеса располагалось на Котельнической набережной. Это божество обеспечивало наших предков получением необходимых знаний, благополучием, отвечало за скот. Считается, что место поклонения ему было в районе нынешней Верхнерадищевской улицы. Много веков назад это место называли Болвановой горой из-за большого количества славянских богов на ее вершине. Некоторые даже точно определяют место этого капища – двор знаменитого дома на Котельнической набережной, на месте которого ранее находился Спасо-Чигасов монастырь. Подтверждением этой версии служит то, что в 1997 году во время археологических раскопок были обнаружены глиняные статуэтки, датированные XIV веком, среди которых были фигуры мужчин с головами волков. При этом этнографам известно, что волк считался тотемом профессиональных воинов, а в язычестве его покровителем считался Велес.

Род в славянской мифологии был отцом богом. Его капище представляло собой черту, которая разделяла темные и светлые миры. В Москве место поклонения Роду было расположено в районе нынешних улиц Волхонской, Чертольской, Власьевским переулком и Сивцевым Вражком. Считается, что и название Чертолье произошло не от слова “черт”, как полагают некоторые, а от черты, которая разделяла Явь и Навь, то есть мир людей и мир их пращуров, хранящих традиции. Скорее всего, это капище находилось на дне оврага, по которому тек ручей под названием Черторый. Сейчас в этом месте Сивцев Вражек как раз пересекается с Малым и Большим Власьевскими переулками.

Капище Купалы нашло пристанище на Кропоткинской площади. Образ этого божества традиционно был окружен обрядами, связанными с огнем, водой и травами. Большинство купальских обрядов проводилось по ночам. Считалось, что в самую короткую ночь в году стирается грань между обитатели Нави оживают, а грань между людьми и духами стирается. Часть этнографов уверена, что Купала – имя более древнего божества Марены, чей образ тесно связан с сельскохозяйственными обрядами умирания и воскресения природы и человеческой смертью. На роль капища этого божества сегодня претендует место впадения ручья Черторыя в реку Москва. Известно, что в народе это место считается проклятым, так как здесь постоянно строились храмы, у которых была печальная и недолгая судьба.

Капище Трояна располагалось в Зарядье. Это покровитель земного, небесного и подземного миров. Его также называют Трибог и Триглав. Место его капище предположительно было на месте дубовой рощи в Зарядье, так как дуб считается священным деревом Трояна.

Древнее капище

Фото: Из личного архива/ Юрий ГРЕВЦОВ

Тасеевский идол, собственно, каменное изваяние, является одним из элементов Усть-Тасеевского культового комплекса. Он представляет собой каменную гряду, в которой три камня имеют естественную антропогенную форму. Судя по всему, основными объектами поклонения были именно они. Единственный обработанный камень, собственно, сам идол, не является главным персонажем комплекса. Это показали проведённые там раскопки. Из почти 9 килограммов (!) находок под идолом не было найдено ничего. Зато под тремя вертикальными камнями находились естественные природные гроты, в которых были обнаружены очаги и весь массив находок и жертвоприношений. По мнению новосибирского археолога Александра Соловьёва, иерархия этих камней очень близка средневековым самодийским святилищам хантов и манси. Единственная разница в материале, из которого созданы объекты поклонения. Ханты и манси поклонялись деревянным идолам, а здесь камень. Но расположение главного бога и его помощников очень близко ложится на эту картину. Это подтверждает и количество находок. В гроте главного божества их было больше, у помощников, соответственно, меньше и проще. Личина же идола появилась позднее и дополнила ансамбль капища.

Самые интересные и красивые места

Список, фото с названиями и описанием популярных достопримечательностей Великого Новгорода, который поможет составить маршруты для осмотра города за 1-3 дня.

Новгородский детинец

Впервые упоминается в летописях в 1044 году. Старинная могучая крепость является архитектурным памятником под охраной ЮНЕСКО. Площадь современного кремля составляет 12 га, длина стен – 1,5 км, высота башен – 41 метр. Подъем на крепостные стены и посещение 9 башен возможны только в хорошую погоду. Интересные объекты для осмотра – древние собор и церкви, Часозвоня, Грановитая палата, скульптура «Тысячелетие России».

Про все лучшие места региона читайте: главные достопримечательности Новгородской области.

Ярославово Дворище и Торг

Обширный исторический и архитектурный комплекс, основанный в X-XI веке. В этом месте сохранились дух и атмосфера древнего города. Торг являлся экономическим центром Великого Новгорода – по нему тянулись протяженные торговые ряды. В старинных торговых зданиях сейчас размещаются кафе и небольшие магазины. Особенно интересно Ярославово Дворище большим количеством древних церквей XII-XVIII веков.

«Витославлицы»

Музей древнего деревянного народного зодчества, расположенный в нескольких километрах от города близ озера Мячино. Название музею дано по названию села на этом месте в XII-XVIII века. В состав музея под открытым небом входят старинные постройки XIII-XIX веков – крестьянские избы, часовня, церкви, храмы, мельница. Их свозили сюда со всей Новгородской области. На территории музея проводят народные гуляния, фестивали фольклора.

Софийский собор

Основан в XI веке и является одним из символов Великого Новгорода. Величественное религиозное каменное здание имеет пять куполов, похожих на богатырские шлемы. Четыре купола имеют цвет стали, пятый – цвет золота. Украшением храма являются бронзовые Магдебургские ворота с горельефами и прекрасными скульптурами. Другая ценимая реликвия – Васильевские ворота с изображениями библейских сюжетов и древнего героя Китовраса.

Кремлёвский парк

Занимает территорию в 25 га. С трех сторон парк обрамляет стены детинца. В парке есть множество возможностей активного досуга – картодром, прокат лодок, есть поле для игры в городки и теннисный корт. С пешеходной аллеи можно насладиться прекрасными видами древней крепости или оценить красоту струй фонтана «Садко». В парке установлено несколько памятников и мемориалов, сцена для концертов и аттракционы.

Памятник «Тысячелетие России»

Установлен на Кремлевской площади в 1862 году в часть празднования 1000-летия Российской государственности. В основе композиции лежит «шапка Мономаха», которая состоит из державы в виде шара, установленного на колоколообразный постамент. Высота памятника составляет 15,7 метров, вес – более 100 тонн. На его ярусах расположено 128 фигур – великие князья, государственные деятели, художники и писатели, герои войн.

Про лучшие памятники статья: 30 главных памятников Великого Новгорода.

Пешеходный мост через реку Волхов

Расположен в районе Ярославова Дворища. Первый городской мост впервые упоминается в начале XII века. Он неоднократно перестраивался и функционировал до 1944 года, когда его подорвали немецкие войска. Восстановили мост только в 1987 году по уникальному проекту инженеров Ленинградского института. Пешеходный мост имеет интересную изогнутую форму с арочными очертаниями. Он соединяет два исторических городских района.

Рюриково городище

Памятник археологии IX века у озера Ильмень. Согласно старинным летописям, несколько веков назад, здесь размещалась княжеская резиденция. По легендам, именно это место было столицей государства Рюрика после призвания его варягами на царство. При раскопках на этом месте найдено большое количество предметов скандинавских времен, а также поселения времен железного века. На городище сохранились руины церкви Благовещения.

Озеро Ильмень

Крупное озеро, в которое впадает около 50 рек, а вытекает только одна – Волхов, соединяющая Ильмень с Ладожским озером. Ранее через озеро проходили торговые пути, в настоящее время оно используется как место отдыха на природе. На его берегу расположен природный памятник – Ильменский глинт. В лесах, окружающих озеро, много ягод и грибов. Построены базы отдыха, где гостям предлагают разные виды активного досуга.

Капища древних славян

Многообразные верования и традиции славян являются фундаментом, на котором возникла русская народная культура. Пережив века, они сохранились в глубинных слоях фольклора, повлияли на развитие народного менталитета. Интерес к данному вопросу не ослабевал у многих поколений историков, этнографов, фольклористов, археологов. Особую актуальность вопрос о славянском язычестве приобрел в последнее, переломное в судьбе России время.

Разнообразие источников открывают широкий простор для исследователей разных областей исторической науки. Тем не менее, неоднородность славянских языческих верований, напластования в них различных временных слоев и элементов культур разных славянских племен, зачастую не позволяют свести данные в единую систему.

По всей территории славянского мира, простиравшегося от Одера до Оки, обнаружены следы почитания славянами своих древних божеств. Данные археологии дают нам ценный материал, проливающий свет на обрядовую, религиозную сторону жизни наших предков. Здесь следует отметить курганные некрополи, обширные «поля погребений», разнообразные святилища, древние городища, находки на которых представляют собой неповторимые источники, открывающие нам мир славянской материальной культуры. Особое место среди этих памятников занимают культовые сооружения — капища .

Несмотря на обилие источников, определить конкретно принадлежность того или иного памятника к культовому объекту довольно сложно. Для точности определения необходимо найти закономерности (например, в расположении, планировке, конструкции), связывающие памятник с подобными ему культовыми сооружениями.

Одним из самых распространенных типов славянских культовых сооружений являются относительно небольшие (от нескольких до нескольких десятков метров в диаметре) площадки — капища. Обычно они служили местом поклонения какому-либо определенному кумиру, либо природному объекту (чаще всего камням). Реже на подобных капищах находят столбовые ямы нескольких идолов (например, капище в Ходосевичах, Белоруссия).

Площадки — капища обычно располагались за территорией поселения или на окраине могильников. Территория святилищ иногда была вымощена камнями или покрыта глиной. О проведении здесь языческих обрядов говорит обожженная поверхность — по-видимому, тут регулярно разжигали ритуальные костры. Наиболее характерным признаком славянских святилищ является их круглая (реже овальная) форма.

В центре обычно помещался кумир или иной культовый объект. Иногда центральная часть капища была дополнительно обнесена внутренним кругом из столбовых ям (вероятно, для установки в них дополнительных кумиров или требников), камней или земли, ограждавших центральную площадку. Подобная площадка, по-видимому, была подножьем основного кумира.

Распространены были также оградки капищ из камней (например, капище у Вышегрода, Польша). В сакральном смысле камень понимался как нечто незыблемое, своеобразный символ прочности и сохранности и, по видимому, широко применялся в обрядовой практике (например, находки каменных наконечников для стрел).

При оставлении святилища иногда их забрасывали камнями. В источниках встречаются упоминания оград и других типов: из дерева (частокол) или плетня. Идея круга нашла свое отражение во всех типах славянских святилищ. Воплощена она и в так называемых малых городищах — святилищах. Они представляют собой небольшие (от 7 до 30 метров в диаметре) площадки, огороженные системой концентрических рвов и валов.

Известны городища — святилища по всей территории славянского мира. Эти культовые памятники располагались на уединенных территориях, непригодных для ведения сельского хозяйства и защищенные естественными преградами. Основные места постройки подобных святилищ — острова сухой земли на болоте (известны в основном в Смоленьщине и Белоруссии), крутые берега рек (Прикарпатье), холмы или горы (Польша), острова на озерах (Германия).

Добавить комментарий