Горячие новости

Пранашакти: польза

  • Подключение к универсальной целительной энергии и как следствие укрепление эндокринной и иммунной систем организма
  • Снимает беспокойство, стресс, депрессию
  • Даёт глубокое ощущение благополучия, эмоциональную стабильность и внутренний покой
  • Увеличивается способность положительно влиять на события в жизни
  • Увеличивается количество энергии и в следствие этого — усердия в практике
  • Повышается либидо
  • Улучшается ясность ума, пищеварение, функции печени и почек, ёмкость лёгких, здоровье сердца и других систем и органов человека
  • Увеличивается диапазон голоса и улучшается качество речи
  • Увеличение чувства сострадания как к живым, так и неживым энергетическим системам

Состояние самадхи. Как достичь самадхи

Состояние самадхи — это состояние просветления, при котором исчезает сама идея индивидуального сознания, и человек переходит в чистое состояние бытийности, объединяя наблюдателя и наблюдающего в себе или, иначе, прекращая существование самой концепции разделённости. Мы находим упоминание о самадхи уже в древних текстах Упанишад, которые относятся к философии веданты, но не в первых десяти Упанишадах, а в Maitrayni Upanishad, и позже термин «самадхи» уже вошёл в Упанишады, добавленные йогической традицией. Таким образом, самадхи даже больше связано со школой йоги и Патанджали, нежели с древними ведическими знаниями.

В традиции дзен также известно это понятие, но там считается, что самадхи, также как и ниродхи — состояние, схожее с самадхи, когда метаболизм физического тела замедляется настолько, что понижается температура, пропадает всякое восприятие времени, — не ведёт к высшему знанию. В ниродхи организм функционирует за счёт накопленной до наступления этого состояния энергии. Прежде её бы хватило на пару часов жизни, а при пребывании в ниродхи она распределяется, и её становится достаточно на поддержание физической жизнедеятельности организма в течение нескольких дней без какого-либо внешнего источника возобновления энергии.

Однако в дзен самадхи совсем не высшая форма просветления. Последователи дзен не считают, что искоренение фальши, ложного знания возможно с помощью достижения самадхи, поэтому для них «смерть Эго» остаётся высшей целью, и самадхи выступает как один из возможных этапов на пути к этой цели.

И всё-таки это мнение другой направленности, а мы вернёмся к йогической традиции, где говорится, что достижение состояния самадхи возможно с помощью практик дхьяны (медитации), и для того, чтобы подойти к этой стадии, нужно пройти весь восьмеричный путь традиции раджа-йоги, начиная с практик ямы, ниямы, переходя к занятиям асанами и пранаямой, и который в конце концов приведёт к более высоким уровням раджа-йоги — практикам дхьяны (медитации) и самадхи.

Уровни самадхи. Виды самадхи

Существуют несколько видов самадхи. Это только непосвященному глазу кажется, что самадхи только одно. Просветление связывают с состоянием самадхи. Это и верно, и неверно в одно и то же время. Самадхи как высшая ступень раджа йоги, главная цель всех практикующих воспринимается как нечто трудно достижимое, и поэтому редко кто серьёзно посвящает себя изучению, пусть и теоретическому, этого аспекта йоги.

Он для нас слишком отдалён, высоко расположен, недоступен. Именно трудности его достижения, связанные с переходом от одного ментального и духовного уровня к другому, практикой регулярной медитации и с соблюдением целибата, делают достижение состояния самадхи таким желанным и вместе с тем трудно осуществимым на деле. Бывает, проходят годы, прежде чем человек впервые соприкоснётся с этим состоянием хотя бы на краткий миг, но после этого он уже никогда не забудет удивительного опыта и будет стремиться к его повторению.

Это понятно и ожидаемо. Но то, с чем вы соприкоснулись, заглянув по ту сторону добра и зла, было только первой стадией самадхи. Внутри состояния самадхи их насчитывают несколько:

  • савикальпа самадхи,
  • нирвикальпа самадхи,
  • сахаджа самадхи.

Kevala nirvikalpa samadhi (кевала нирвикальпа самадхи) — стадия временная, в то время как sahajanirvikalpa samadhi (сахаджа нирвикальпа самадхи) будет продолжаться всю жизнь. Предшествующий им этап савикальпа самадхи — это только подход к настоящему просветлению и разотождествлению с самосознанием и эго. Такое состояние может продолжаться от нескольких минут до нескольких дней, в нём ещё сознание не растворено, оно не стало единым с Абсолютом, но уже прикоснулось и увидело его.

Нирвикальпа самадхи — это следующий уровень просветления, когда практикующий (йог) полностью слился с Абсолютом, его сознание перестало быть отдельным от Высшего. Абсолют и йог стали одним. Это поистине то состояние, когда человек открыл в себе Атман. Он не только понял это, но и осознал и проявил Атман, всё ещё пребывая в физическом теле.

Мы используем терминологию, позаимствованную из древних учений. Сам Патанджали использовал такие названия, как Samprajana Samadhi (upacara samadhi) для того понятия, которое известно как савикальпа, и Asamprajata Samadhi (apana samadhi) для нирвикальпа. Савикальпа определяется познанием через присутствие сознания, а нирвикальпа характеризуется полным разотождествлением с так называемым собственным сознанием и постижением знания напрямую, интуитивно, с выходом в трансцендентальность, полным поглощением и растворением в Абсолюте.

Виды


Многие считают, что состояние самадхи только одно. Для его достижения необходимы годы практик, соблюдение аскез и других особенностей учения йогов. По этой причине мало кто занимается даже теоретическим изучением этого состояния.

Отсюда и ошибочные предположения и неосведомленность. Стоит ознакомиться с учениями гуру и погрузиться в вопрос, чтобы развеять эти заблуждения. Согласно учениям, существует несколько уровней. Первый этап – савикальпа самадхи.

Это самый начальный уровень, то состояние, когда сознание только соприкоснулось, приоткрыло дверь к тому, в чем ему предстоит полностью раствориться. Состояние савикальпа самадхи может быть достигнуто в процессе медитации на объект или образ. Этот этап может длиться от нескольких мгновений до нескольких дней и повторяться несколько раз в процессе практик.

Затем наступает следующий уровень – нирвикальпа самадхи, на котором сознание полностью сливается с Высшим. Все границы физического и сознательного стираются, остается только Абсолют. Исчезают все потоки мыслей, наблюдается полное их отсутствие и единение с Божественным. Человек, достигший нирвикальпа самадхи, испытывает бесконечное блаженство и познает бесконечную силу.


Редкие практики могут достичь этого высшего уровня. Обычно человек, который достигает нирвикальпа самадхи, не хочет возвращаться в физический мир. Существует мнение, что если практик находится в этом состоянии от 18 до 21 дня, то его душа может покинуть тело навечно.

В учениях есть описания случаев, когда Учитель достиг нирвикальпа самадхи и не захотел возвращаться к мирским делам. Третья и высшая степень – это сахаджа нирвикальпа самадхи.

Она достигается единожды и остается с йогом на всю жизнь. На этом уровне человек, находясь в физической реальности, сохраняет состояние высшего просветления. Даже выполняя рутинные дела, практик не утрачивает этого единения с Абсолютом. Он преисполнен этой божественной силы. Каждое действие, совершаемое в физическом мире, он делает в любви и стремлении нести это благо всем людям.

Очень мало учителей достигли этого состояния. Считается, что сахаджа самадхи – это бесконечная милость Всевышнего, не каждый практик ее достоин. Для того чтобы прийти к этому, может потребоваться не одно воплощение.В некоторых учениях выделяют также четвертую ступень – махасамадхи. К ней могут прийти самые мудрые гуру. Махасамадхи – это сознательный уход из физического тела, остановка всех физиологических процессов в организме. Некоторые могут сравнить это состояние со смертью, однако это осознанный процесс, к которому йог приходит в нужное время и останавливает биение собственного сердца. Известно несколько случаев махасамадхи в истории.

Так, например, 7 марта 1957 года великий гуру и наставник Парамаханса Йогананда вошел в состояние махасамадхи и покинул этот мир.

При достижении самадхи на глубоких уровнях может происходить спонтанная задержка дыхания – кумбхака. Когда практик находится в состоянии глубокого самадхи, необходимости дышать нет. Но когда сознание переходит обратно к физическому миру, тело практикующего делает глубокий и спонтанный вдох. Есть случаи, когда состояние самадхи и остановка дыхания длились несколько часов и даже дней.

Как достичь Самадхи — 2 верных способа

Согласно учению йоги медитация – это способ лучший способ прекратить естественный ход мыслей, которые мешают сконцентрироваться на главном. По-другому избавиться от навязчивых идей невозможно, даже если проявить силу воли и стремление.

Во время медитации у человека прекращается мысленный поток и запасы идей. Но при этом продолжается концентрация внимания на себе.

Существует 2 способа познания Самадхи:

  1. С помощью фиксации мысли на идее или объекте. Этот способ на санскрите называют сампраджнята. Он позволяет освободиться от гнетущих мыслей, освобождает практикующего от страданий, позволяет познать истинные ценности.
  2. Без концентрации мысли на объекте или мысли. На санскрите такой метод именуют асампражнягой. Он способен активизировать или приостановить развитие кармических сил, которые связаны с прошлыми поступками.

Самадхи можно достичь двумя разными способами и состояниями. Первый основан на выполнении йогических техник и медитации. Второй состоит только из неспровоцированного экстаза. Асампраджняга не является волей судьбы или подарком человеку от Бога. Ее достижение зависит только от усилий индивида и его кропотливой работы над собой.

В христианстве добиться такого состояния, как самаджи, можно только с помощью веры и преданного служения Богу. Основная цель такой работы

постоянное направление ума на осознание высших сил и взаимосвязь с ними .

Шаматха

Слово шаматха буквально значит «безмятежность», но иногда переводится как «усмирение», «успокоение» или просто «спокойствие». Переведи мы его как «покой», мы, наверное, не ушли бы далеко от истины, ибо это состояние глубокого покоя и умиротворенности ума и даже всего существа. При этом мыслительная деятельность в смысле рассудочного мышления или лязга мыслительного механизма либо минимальна, то есть едва заметна, либо полностью отсутствует. Таким образом, шаматха — это состояниие совершенного сосредоточения или однонаправленности ума, это состояние единства всех сил и энергий психофизического существа. Поэтому шаматха соответствует так называемым четырем дхьянам, четырем состояниям или ступеням высшего сознания, которые мы обсуждали в разделе «Совершенное усилие».

Шаматху часто подразделяют на три степени, уровня или класса:

1) сосредоточение на грубом материальном объекте;

2) сосредоточение на тонком двойнике грубого материального объекта; и

3) слияние с тонким двойником грубого материального объекта.

Возможно это звучит не совсем ясно, поэтому позвольте мне привести конкретный пример. Предположим, вы заняты практикой сосредоточения на изображении Будды. Это изображение и есть ваш грубый объект. Вы усаживаетесь напротив него и смотрите — не впиваетесь взглядом, а просто смотрите. Смотрите, не обращая внимания ни на что другое. Вы отсекаете все прочие образы, все прочие чувственные впечатления и, широко открыв глаза, сохраняете полную сосредоточенность на данном изображении, впитывая его целиком и полностью и не ведая ни о чем другом.

На второй стадии вы закрываете глаза и видите изображение Будды так же отчетливо, как если бы сидели с открытыми глазами и смотрели на саму материальную статую или картину. Конечно, это приходит после некоторой практики и одним дается легче, а другим — труднее. Тот образ, который живо предстает перед вами, когда вы закрываете глаза, — это тонкий мысленный двойник исходного материального изображения, и теперь вы сосредоточиваетесь на нем. Под конец чувственное восприятие отсутствует: вы полностью сосредоточены на этом мысленном, даже архетипическом, внутреннем образе.

На третьей стадии вы продолжаетесь сосредоточиваться, еще острее и однонаправленнее, на тонком двойнике исходного грубого образа. По мере сосредоточения вы как бы входите, погружаетесь в него. В конце концов различие между субъектом и объектом совсем исчезает, вы сливаетесь с объектом сосредоточения, отождествляетесь с ним.

Я выбрал как пример практики шаматхи сосредоточение на изображении Будды, потому что здесь можно отчетливо увидеть разницу между тремя ее степенями. Но и в любых других упражнениях на сосредоточение мы тоже начинаем с некоего грубого объекта, затем переходим к тонкому и наконец погружаемся в этот тонкий объект, переживая таким образом три степени, или уровня, или класса, шаматхи, или безмятежности.

Как достичь просветления самадхи


Статуя Будды в находящегося в самадхи

Объяснить, что чувствует человек в состоянии самадхи довольно сложно. Обычно описывают ощущение единения себя с миром, которое становится настолько полным, что человек теряет свою индивидуальность, становясь полноценной частью мироздания.

Одни из первых упоминаний самадхи отписаны в Упанишадах, в
них рассказывается о самадхи йогов, как о части йогических традиций. Сейчас это
связывают со школой Патанджали и ведами.

Изредка можно услышать и другое название самадхи – дзен. Но,
тут больше описывается процесс замирания физиологии человека и погружения его в
некое состояние сна, при котором замедляется метаболизм, урежается дыхание, не
требуется вода и пища для поддержания жизни. Длиться оно может бесконечно
долго. К каким-то высшим познаниям не приводит, правда. При данном состоянии
нет просветления и некоторые последователи учений считают дзен только первой
ступенью на пути к состоянию самадхи.

Для самадхи рекомендуется практиковать раджа-йогу, изучать
асаны и пранаяму, пройти так называемый восьмеричный путь, который должен
привести к полному просветлению.

Занятия самадхи-йогой

Аштанга-йога основывается на 8 ступенях, которые сначала сворачивают сознание, а потом помогают расширить его:

  • Яма — социальные правила гармоничного поведения.
  • Нияма — личные нормы действия человека (правила жизни и гигиены).
  • Асаны — безопасные и оздоровительные позы йоги в статистической форме.
  • Пранаяма — последовательные дыхательные упражнения, а также работа с энергетическим полем человека.
  • Пратьяхара — практика отключения всех основных чувств.
  • Дхарана — максимальная концентрация ума.
  • Дхьяна — однонаправленная и углубленная концентрация на внутренних образах в течение длительного времени.
  • Самадхи — стадия тотального познания объекта или Высшей Сущности, слияние с ним и осознание полной общей идентичности.

Каждая из стадий помогает продвинуться дальше, поэтому йог, освоивший Восьмиступенчатый Королевский Путь Постижения Единства полностью, способен достигнуть самых глубоких видов самадхи. На любом из этапов также представлено сразу несколько техник, формирующих тонкое восприятие реальности и гармонизирующих сознание.

Обретение самадхи также возможно в Бхакти-йоге. Основными условиями постижения этого состояния здесь выступают стабильная направленность ума на его осознание и искреннее служение Богу. Не менее действенными для достижения самадхи являются такие направления очищения сознания, как Карма-йога, Хатха-йога.

Отличие самадхи-йоги в том, что она не требует обязательного следования моральным принципам, а делает упор на очищении и укреплении организма

В принципе, не так уж и важно, вокруг каких концепций или идеалов будет сосредоточен набор методик, который поможет протекать сознанию спокойно и без помех. Вы можете выбирать любое понравившееся направление йоги, которое поможет трансформировать разум и перестроить его функциональные навыки. Такие формы йога-практики, как Сватмарама, предлагают, например, отличные от Аштанги схемы занятий:

Такие формы йога-практики, как Сватмарама, предлагают, например, отличные от Аштанги схемы занятий:

  • Шесть видов йогической чистки организма по методике Шаткармы. Сюда входят промывание носа, пристальный взгляд на свечу, применение подсоленной воды, укрепление мышц и последующее взбалтывание брюшных органов.
  • Практики для повышения энергетической проводимости организма и лучшего восприятия процессов внутреннего мира. Это асаны, пранаямы, бандхи (работа с энергетическими блоками), мудры (правильные позиции рук).
  • Практики для осознания собственной Высшей природы и погружения в Высшее, активации божественного начала в себе для получения абсолютной мудрости.
  • Глубокие медитации — Самьяма. Это синтез концентрации, созерцания и медитации, т.е. использование дхараны, дхьяны и самадхи одновременно.

Естественно, достичь самадхи в первые дни занятий йогой не получится. Сначала нужно освоить многочасовые практики асан без усталости организма. Практикуйтесь постепенно и не забывайте про грамотное дыхание. Самостоятельный процесс обучения можно сочетать с видеокурсами или прочтением нужной литературы. Занимайтесь ежедневно, уделяя комплексному занятию хотя бы полчаса.

4 уровня Самадхи

Просветление – многоуровневый и сложный процесс. Всего выделяют несколько стадий его достижения: савикальпа, нирвикальпа и сахаджа.

1 уровень

Начальная стадия Самадхи –савикальпа. Это высокое однонаправленное сознание, связанное с принятием высших божественных сил. На этом уровне накапливается жизненный опыт и впечатления, мозг работает активнее и полноценнее. На стадии савикальпа индивид освобождается от собственного “Я” и движется к постижению Великой истины. 

У людей, не занимающихся духовными практиками, активно функционирует только 5-7% головного мозга. Йога и медитация позволяют увеличить процент функционирующих нейронов. Благодаря этому практикующий осознает и постигает процессы, которые недоступны для большинства обычных людей.

Йогами савикальпа воспринимается, как достижение малого вида Самадхи. В этом состоянии происходят изменения в человеческом сознании, но остается двойственность его сущности. Савикальпа не позволяет индивиду полностью абстрагироваться от внешних факторов. Это связано с тем, что понимание “Высшего Я”, быстро заканчивается и исчезает взаимосвязь индивида с высшими божественными силами.

Определить достижение уровня савикальпа можно по ослаблению сердцебиения и ощущению невесомости. Также замедляется  дыхательная деятельность и практикующий входит в состояние расслабления и радости. Особое чувство, которое может испытать йог на данном этапе – познание самого себя.

2 уровень

Следующий уровень самадхи– нирвикальпа. Это ощущение погружения в блаженное состояние с осознанием своего “Я”. На этой стадии индивид не испытывает двойственности сознания и не отделяет объект от субъекта. У того, что добился подобного состояния замедляется дыхание и полностью останавливается пульс.

При погружении в нирвикальпу йог полностью абстрагируется от внешнего мира. Но после выхода из транса к нему возвращаются все практические знания и умения. Нирвикальп способен воспринимать мир и ощущать его без ментальных функций (стандартных чувств).

Чтобы достигнуть этого уровня, нужно научиться полностью управлять своим сознанием. Самадхи второго уровня может заменить кармическое перерождение. Йогам будут доступны высшие знания, он сможет перемещаться в пространстве и времени.

В состоянии нирвикальпы человек способен купировать все негативные эмоции: гнев, печаль, раздражение. Он не только испытывает блаженное состояние, но и пребывает в нем регулярно.

Если практикующий впервые достиг нирвикальпы, то он может длительное время пребывать в состоянии транса. Есть вероятность того, что он не сможет вернуться на землю и жить обычной жизнью. Йог нередко забывает свое имя, возраст, иногда теряет практические навыки.

3 уровень

Самаджа – идеальный уровень состояния, которого может достичь медитирующий. При достижении этого уровня полностью блокируется собственное Эго, которое мешает процессу единения с Вселенной.

На уровне самаджа люди пребывают в другом измерении. Их тело способно функционировать в прежнем ритме, но сердце наполняется божественным просветлением.

4 уровень

Последний уровень самадхи – это переход физического тела в ментальное (саруба).То есть отдельные элементы человеческого тела могут исчезать и растворяться в пространстве. Вместо него появится золотое свечение нематериального характера.

Достигнуть этого уровня сознания можно только с помощью перехода от низших к высшим духовным состояниям.Ступени перехода к состоянию саруба:

  • савитарка – это переход от физического к чувственному восприятию мира;
  • нирвитарка – познание самого себя после очищения памяти;
  • савичарка – восприятие мира без словесного размышления;
  • нирвичара – духовное становление, выходящее за временные и пространственные рамки с сохранением сущности мышления;
  • ананда – состояние, приближенное к блаженству;
  • асмита – высшая степень осознания, в которой объектом слияния является сознательность.

Еще 5 простых шагов для достижения самадхи

Кроме мантры, медитации, йоги, есть еще 5 шагов для начинающих, которые приведут к состоянию самадхи и помогут чувствовать себя уравновешенными и здоровыми. 

Шаг 1 — Благодарность

Возьмите на себя обязательство каждый день находить время, чтобы сказать, за что вы благодарны и что цените. Например, это может звучать так: «Сегодня я благодарна своим родителям, которые любят меня безоговорочно и делают для меня все!». Также развивайте в себе сострадание.

Шаг 2 — Пранаяма

Осознанное дыхание или пранаяма, как его называют на санскрите, — это одна из самых простых и важных практик для тренировки осознанности. Она показывает, что нет ничего более настоящего в данный момент, чем наше дыхание. Начинайте день с пранаямы! Для начала достаточно 2-3 минут. Сосредоточьтесь на дыхании, дышите медленно через нос, наблюдайте за этим процессом. 

Можно выполнить пранаяму и так: 

  • Сядьте удобно и закройте глаза. 
  • Сделайте медленный глубокий вдох через нос и сделайте паузу в верхней части вдоха на мгновение. 
  • Затем полностью выдохните через нос. 
  • Сосредоточьтесь на звуке своего дыхания и расслабьте челюсть, зубы, язык и губы.
  • Повторяйте упражнение в течение 5 минут.

Это прекрасно успокаивает ум! 

Шаг 3 — Принять и познать себя

Самадхи иногда называют самореализацией. А самореализация в духовном смысле означает лучшее познание себя. В процессе познания вы научитесь любить и принимать себя больше. Начните с того, что безоговорочно примите то, где вы находитесь сегодня, чем занимаетесь и как живете. Это «отправная точка»! Все начинается дома, в нашем собственном уме. 

Шаг 4 — Не спешите

Важно постоянно помнить, что не все можно сделать за один день. Для состояния самадхи важно оставаться в потоке жизни, поэтому практикуя, не спешите! 

Шаг 5 — Не забывайте просто жить

Делайте то, что питает ваш разум, например, запишитесь на курс, который вы хотели изучить. Занимайтесь тем, что питает вашу душу, например, волонтерством в приюте для животных или доме престарелых. Сделайте что-нибудь, что подпитывает ваши эмоции, например, встречайтесь с друзьями. 

Изменение самоидентификации после самадхи

Самадхи полностью меняет самоидентификацию личности с «Я человек» на «Я есть Бог». Благодаря смене самоидентификации сознание пробуждается и обретает свободу от психических связанностей и зависимостей, что позволяет больше не перерождаться бесконтрольно в 6 мирах сансары и стать бессмертным существом, которое полностью контролирует свою реальность.

В общем то, можно много говорить о бонусах, которые получает человек достигший сверхсознательного состояния. Но наверное кто-то из вас подумает, что я все это фантазирую? В действительности я провел большое исследование, изучил множество священных писаний (об одном из них рассказывал в этой статье), встречался с достигшими и это вдохновило меня на то, чтобы написать об этом.

Я знаю людей, которые живут в самадхи непрерывно. Мне даже говорить, что это люди, кажется не корректно, поскольку эти существа иного плана. Да, они в человеческом теле и это единственное сходство с обычным человеком. Сознание у них совсем иное.

Махайог Пайлот Бабаджи: «Самадхи – это океан, куда стекаются все реки»

Самадхи – это выход из всего. Вы – сами в себе, но вы космос и вы ничто. В самадхи растворяются границы между личностью и оболочкой, стираются грани между вами и временем. Расстояния исчезают. Все время становится настоящим – нет прошлого, нет будущего, вы просто есть. Это и есть самадхи. Самадхи – это океан, куда стекаются все реки. У каждой реки свое путешествие. Все они стараются стать больше, несмотря на то, что сталкиваются со многими препятствиями и проблемами по дороге. Вы можете себе представить, насколько трудным может быть путешествие реки, однако все реки смиряются перед другой, чтобы добраться до океана. И начинают они свое путешествие с соединения капель воды. Представьте, как все капли цветов и деревьев становятся ручьями, все ручьи становятся одной рекой. Вы можете наблюдать за рекой, за ее течением. Все это есть союз. Этот союз и есть йога. Йога – это наука естественного соединения, которое создало Вселенную. Так оно существует. Все, что проявилось, известно как Бытие. Это Бытие есть Небытие. Небытие есть cамадхи, которое есть Начало и Конец всего. Самадхи – это наука о внутреннем мире. И тот, кто ведет свой поиск там, может стать большим ученым, ведь его ум работает так же, как у обычного ученого. Немногие люди знают, что идти по пути самадхи – значит быть ученым. В достижении самадхи тоже есть научность, так как самадхи – это наука о внутреннем мире.

Махайог Пайлот Бабаджи, мастер самадхи

Добавить комментарий