Горячие новости

uspeshnie znaki zodiaka Значение рун пропорции и рубленый вид Календарь лунных дней

Г.И. Гурджиев упражнения для развития осознанности – пред-история…

Ученик Г.И. Гурджиева, П. Успенский в своей книге «Четвертый путь», опираясь на свои исследования, говорит, что человек лжет больше, чем делает, что-либо другое. И вы можете убедиться в этом, если начнете внимательнее наблюдать за собой и окружающими вас людьми. Но, намного полезнее наблюдать за собой, чаще вспоминать себя, что позволяет глубже проникнуть в Себя. Гурджиев называл это Самонаблюдением и Самовоспоминанием.

В конце статьи будут описаны 4 упражнения Г.И. Гурджиева, направленные на осознавание себя – «Вспоминание Себя».

Но прежде того, чтобы перейти к упражнениям для развития осознанности… Мне хотелось бы напомнить для тех, кто мало знаком с учением Г.И. Гурджиева, суть его «Четвертого пути».

Каков главный вектор направления развития?

Главный вектор направления развития «Четвертого пути», как, впрочем, всех учений просветленных Мастеров – это развитие Сознания. Но, по словам Г.И. Гурджиева – этот вектор развития может включиться лишь тогда, когда вы поймете и примите, что вы бессознательны, что вы – машина.

До тех пор, пока вы не поняли, что являетесь роботом, машиной или механической марионеткой… Пока вы не поняли, что все ваши действия являются механическими… Вы не сможете начать путь к Себе или изучение Себя через само-воспоминание и само-наблюдение.

Также вы должны понять, что совершенно не знаете Себя, не знаете эту механическую машину. И вы не знаете, как она работает.

Понимание того, что ты машина, и что ты о себе ничего не знаешь, является началом самопознания или само-изучения.

Какие правильные вопросы помогут на пути к Самосознанию?

Применяя определенные усилия, человек может пробудить себя. И для того, чтобы запустить этот процесс, человек должен задаться вопросом… Как быть более сознательным? Как постоянно помнить Себя?

Какие препятствия вас ждут?

На пути к объективному сознанию существует множество препятствий. И стремящийся развить в себе Сознание, должен эти препятствия выявлять. Но не только выявлять, а по возможности, как можно скорее их преодолевать или вовсе убирать.

Все эти препятствия, как бы это печально не звучало, находятся в нас самих. К этим препятствиям можно отнести:

  • Страх
  • Лживость
  • Леность
  • Инертность
  • Критичность
  • Отрицание

Это лишь малая часть того, что вы можете обнаружить в себе при самонаблюдении.

Одними из самых эффективных и действенных практик на пути к пробуждению себя являются самонаблюдение и самовоспоминание.

Литературные работы Гурджиева

Наиболее известны три книги Гурджиева: «Рассказы Вельзевула своему внуку», «Встречи с замечательными людьми» и так и недописанная книга «Жизнь реальна только тогда, когда Я есть».

Г.И. Гурджиев предлагал осваивать цикл «Все и вся» именно в таком порядке, прочитывая каждый текст по три раза, чтобы осознать написанное.

Обычно мы читаем книги почти автоматически, поэтому быстро забываем их содержание, но при изучении этой литературы нужно приложить максимальные усилия.

Философия Гурджиева становится практической, только если мы пытаемся ее применять, одного изучения теории недостаточно.

Георгий Гуржиев, цитаты, которого используют сейчас многие псевдоэзотерические школы, создал простую и одновременно величайшую систему для развития человека. Но мы не сможем воспользоваться этим методом, если не будет прилагать достаточно усилий. Ведь самые простые правила сложнее всего соблюдать. Поэтому если мы хотим попробовать работать с системой, нам нужна поддержка и помощь единомышленников.

Чтобы понять, что имел в виду Гурджиев, высказывания из его книг придется проверить на практике. Многие из метафор взяты из древних эзотерических знаний, которые изучал Гурджиев. Про повозку он узнал от суфиев.

Только на практике вы сможете воспринимать идеи системы как реальные вещи, а не абстрактные философские понятия.

Новичкам лучше начинать с книги «В поисках чудесного». Ее написал П.Д.Успенский, ученик Гурджиева, которому не было равных в мастерстве изложения принципов системы. В последствие он основал свою школу в традиции Четвертого пути в Англии.

Если вы хотите больше узнать о практической стороне системы, почитайте книги и статьи о Гурджиеве. Большой материал для размышлений представлен в работах Дж.Г.Беннетта, Ч.С. Нотта, М. Андерсон.

Чтобы ученики могли усвоить принципы и идеи

этой школы, в ней использовался необычный язык: когда-то, во времена Вавилонского смешения народов, как известно, единый и универсальный для всех язык был утрачен, и Гурджиев утверждал теперь, что осталось лишь три его проекции и модификации: универсальный письменный и разговорный вариант — философия, —  сопоставимый с первым внутренним кругом или эзотерическим слоем человечества (его форма сохранилась в Индии); язык цифр и математических обозначений — наука или “мезотерический” слой, сохранившийся в Египте и на Ближнем Востоке; и язык третий, одинаковый для всех, при котором исчезают любые языковые различия в принципе — это язык практики: эзотерический ядерный слой внутреннего человечества. (Средняя Азия, Туркестан, Месопотамия).

Об этой языковой классификация знали, по-видимому, еще Моисей, Пифагор, Платон, последователи каббалы, суфизма, эзотерического христианства и некоторых других мистических учений.

Подготовка к Самовоспоминанию

Как говорит Успенский:

Гурджиев – упражнения для развития осознанности: что мешает нам быть более осознающими?

Что нам мешает быть более сознательными, более осознающими? Нам просто не хватает энергии, которая тратится на бесполезные и даже вредные качества… Такие как:

  • Осуждение
  • Отождествление
  • Ложь
  • Подозрение
  • Критика
  • Отрицательные эмоции и т.д.

Если вы сумеете закрыть эти «дыры», то станете более осознанны.

Сознание – это сила. Сознание – это сокровище, самое ценное сокровище. Вы можете до него добраться, только преодолев выше перечисленные препятствия.

Только усилиями можно стать осознанным, развить Сознание. Сознание не дается просто так. Если бы вам Сознание было просто дано, вы бы не знали его ценности. И вы бы не смогли им пользоваться.

Если бы у кого-то была возможность дать вам Сознание… Оно не принесло бы вам пользы… И не было бы самым ценным из всего, что существует на свете.

Именно в этом кроется причина, что человек должен все покупать, даром ничего не дается!

Человек должен платить за все, если хочет, чтобы это имело для него ценность… А тем более пользу. Платить нужно за все, а не только за Сознание.

Но многим людям, отождествляющим себя с умом, очень трудно научиться платить… Так как жадность – одно из качеств ума, как правило, часто берет верх. Ум любит халяву, только халява не дает никакой пользы.

Поэтому мы не можем получить Сознание без усилий. И нам придется приложить этих усилий в достаточном количестве, чтобы стать более осознающими.

Биография Гурджиева

Биография Гурджиева
, так же как и учение Гурджиева — неоднозначна и полна тайн. Гурджиев Георгий Иванович, греко-армянинского происхождения, родился в конце 19 века на юге России. Первыми учителями Гурджиева были его собственный отец, и его духовник — Григорий, священник греческой церкви. Г.И. Гурджиев в молодости много путешествовал по востоку, и предположительно учился у нескольких учителей в нескольких эзотерических Школах.

Первые группы учеников, интересующихся учением Гурджиева, стали собираться вокруг него, когда он приехал в предреволюционную Россию в начале 20 века. После революции он вместе с ближайшими учениками эмигрировал в Европу.

Георгий Гурджиев жил, собирал учеников, руководил группами, проводил лекции и представления своих танцев и спектаклей во Франции, Англии, Америке.

Немного биографии

Никто не знает точную дату рождения Георгия Ивановича Гурджиева, но общепринятой считается 13 января. Говорили, что он намеренно путал даты, чтобы с помощью астрологии никто не мог узнать правды о нем. Гурджиев всегда был скрытен в отношении дат, мест и подробностей своей молодости. Он был загадочным человеком, несомненно, харизматичным, и говорили, что он обладает экстрасенсорными способностями. Все, кто встречался с ним, описывали его по-разному, как будто он носил отдельную маску для каждого человека, таким образом, не давая никому знать настоящего Гурджиева. Он считал себя миссией, который должен был пробудить людей.

Его отец, грек по национальности, был очень уважаемым человеком, пел старые народные песни и рассказывал истории о древности. Его влияние на музыкальный вкус маленького Георгия несомненно.  Мать была армянкой, и она оставалась с сыном до самой смерти.

В молодости Гурджиев путешествовал в поисках священных мест, утраченных знаний и тайных братств. Он отправился на поиски братства Сармунгов, тайного эзотерического ордена. Гурджиев смог найти их, изучал древнюю мудрость йогов, факиров и монахов, танцы для ума и тела. Он упоминал об этом обучении вскользь, не раскрывая места и подробностей жизни в братстве, но вскоре у самого Гурджиева стали появляться ученики.

В 1914 году Гурджиев встретил графиню Островскую, которая была членом Теософского общества России, она стала его женой.  Они оставались вместе до ее смерти в 1925 году.

У Гурджиева было много разных профессий, он был многогранной, талантливой, и столь же противоречивой личностью.

В 1917 году в Петербурге его разыскал идущий по этому же пути Петр Демьянович Успенский. Успенский уже опубликовал некоторые из своих собственных произведений, «Странная жизнь Ивана Осокина», фантастическую повесть о путешествии во времени и «Беседы с дьяволом».

Учение Гурджиева

Будда сказал, что «Когда взлетит железная птица, Дхарма придет с Востока на Запад». И человеком, через которого в начале 20 века состоялась передача эзотерического знания Четвертого Пути из Школ востока в Россию, Европу и Америку стал Георгий Иванович Гурджиев.

Гурджиев учение свое оформил в расчете на особенности восприятия людей, которые окружали его в то время – интеллигенты дореволюционной России, творческая интеллигенция Европы, Америки. Чтобы вывести мышление людей из привычных терминов и пониманий Христианства с внешней точки зрения, он преподнес систему как науку пробуждения через усилия по концентрации внимания, используя так называемые движения Гурджиева, творчество в создании спектаклей, совместное проживание в группе и тяжелый труд.

Он использовал метод «отрицания», в котором создавал для учеников шоки и трудности, позволяющие им глубже увидеть свой сон. Георгий Гурджиев во многом говорил загадками, приводящими логику в тупик. Система Гурджиевских танцев,  эннеаграмма Гурджиева, его музыка по сей день выглядят мистически и многозначно.

Мечта Георгия Гурджиева

В своих духовных исканиях и путешествиях у Георгия Гурджиева зрела идея, о воплощении которой он мечтал многие годы. Идея эта была создание «Института гармонического развития человека».

Георгий Гурджиев делал несколько попыток основать «институт». Первый раз в Тифлисе (Тбилиси) в 1919 году, затем в Константинополе (Стамбул) в 1920 году и еще несколько раз в различных странах, но все попытки оказались тщетным. Но Гурджиев не отчаивался и, наконец-то, в 1922 году его мечта осуществилась, он-таки основал «Института гармонического развития человека» специально выкупив для этого  замок в поместье Приэре, около Фонтенбло под Парижем.

Выстраивание биографии (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

И сейчас известны люди достаточно одарённые, чтобы, например, писать неплохие стихи, но которым не хватает некоей перчинки, чтобы читатели смотрели на поэта с изумлённым обожанием. Тогда известности помогают легенды, а то и действительные подвиги, рассчитанные на пиар и вполне по праву внесённые в биографию.

Откуда взялся этот “индус-кавказец”, кто он такой – никто доподлинно не знал. Зато слухи ходили – один красноречивее другого. Георгий Гурджиев, цитаты из книг которого передавались из уст в уста, не опровергал слухи о себе, а наоборот, напускал там-сям ещё немножко тумана. Он даже не конструировал автобиографию – он её тщательно стирал. Можно попытаться составить его жизнеописание по трудам, которые после него остались. Многие так и делали. Но Георгий Гурджиев, книги которого – источник исторически крайне недостоверный, и здесь обманул благодарное человечество. Остальные доступные нам источники достоверны ещё менее.

Танцы и музыка Гурджиева

Сакральные танцы и движения

Неотъемлемой частью учения Гурджиева являются сакральные танцы и движения, а также музыка древних традиций, побуждающая к духовному поиску. Доподлинно неизвестно, какие из этих движений являются точным (насколько это было возможно) воспроизведением древних сакральных танцев, которые Гурджиев видел или в которых принимал участие во время странствий, какие из них созданы им самим на основе полученных знаний и опыта, а какие являются некой комбинацией первого и второго.

Музыкальные сочинения

Георгий Гурджиев, Томас де Хартман. Фортепианный цикл “Искатели Истины. Путешествия в недоступные места”. Исполняет Алексей Любимов. Малый зал Санкт-Петербургской филармонии. 20.02.2016.

Гурджиев разделял музыку на субъективную и объективную. Субъективная музыка создаётся индивидуальным состоянием композитора, на каждого слушателя воздействует в соответствии с его индивидуальностью и состоянием во время прослушивания. Объективная требует знания законов Космоса и природы человека. Она воздействует на всех людей одинаково, не только оказывает влияние на чувства, но приводит аудиторию в состояние внутренней гармонии, приближает человека к мирозданию.

Постоянным соавтором музыкальных сочинений Гурджиева с 1916 года был композитор Томас (Фома) де Гартман (1885—1956). Свои сочинения они называли музыкой для «движений» и «священных плясок». Сохранились записи совместных сочинений Гартмана и Гурджиева, сделанные в 40-е годы XX века в неформальной обстановке. Специалисты находят в них отголоски плясок дервишей, курдских, персидских, ассирийских мелодий, православных и восточно-христианских гимнов. Заметно влияние русской романтической музыки конца XIX и начала XX века (в частности Сергея Рахманинова).

Наиболее крупным музыкальным сочинением Гурджиева и Гартмана стал балет «Борьба магов». Сюжет балета: Белый Маг учит своих учеников свободе; Черный Маг подавляет их волю, используя в корыстных интересах, он вселяет в них страх. Если результатом деятельности первого становится возвышение духа; то результатом обучения у второго — деградация личности.

Гурджиев не знал нотной грамоты (хотя играл на гармонике), поэтому сотрудничество с Гартманом носило специфический характер:

Ритм Гурджиев часто выстукивал на крышке рояля. В 1929 году Гартман прекратил сотрудничество с Гурджиевым. Впоследствии он вспоминал:

Планета спящих

Современного человека – его мысли, чувства, психологию – Гурджиев сравнивал с экипажем, лошадью и кучером. Экипаж – наше физическое тело. Лошадь – эмоции. Кучер – разум. А пассажир в коляске – наше «я». Экипаж, управляющийся кучером, который ничего не смыслит в его устройстве. Лошадь послушна ударам плетки вечно сонного возницы. А он готов ехать куда угодно, лишь бы седок сполна заплатил.

Дурманящий сон, в котором протекает наша жизнь, искажает реальную картину бытия. Об этой особенности человеческого существования знали еще первые христиане, призывавшие к пробуждению.

Как ни удивительно, но современная наука обнаружила аналог «спящего» сознания. По мнению нейропсихологов, функционирование нашей нервной системы ограничено кодом ДНК, который определяет поведение человека, с момента рождения до самой смерти. Но как только людям станут доступны идеи и образцы иных уровней бытия, человечество прейдет на новую ступень эволюции.

Авария

Летом автомобиль мага и пророка неожиданно врезался в дерево. Учителя обнаружили без сознания. Ученики гадали: ну, не дождь же был виной происшествия, наверняка аварию подстроили враги, которых у Гуджиева накопилось достаточно. По мнению учеников, Гурджиев Георгий Иванович, книги которого зачитывались до дыр, был по своим знаниям и умениям равен Блаватской и всем тибетским мудрецам, вместе взятыми. Не мог он не предвидеть этого дерева на пути автомобиля! Если сам Гитлер советовался с Гурджиевым, выбирая свастику для партийной эмблемы национал-социализма, если Георгий Гурджиев и Сталин вдвоём разрабатывали метод переделки человеческого сознания!

Среди откровенно смешного были и моменты истинного смысла. Это правда, что Гуджиев был исключительно талантливым мистификатором. Он был всеяден, и в его паучьи сети попадались мухи разного калибра. Гуджиев мог найти единомышленников в любом слое общества. Среди бедных и богатых, евреев и антисемитов, коммунистов и нацистов – ему было абсолютно всё равно. Однозначно, личность неординарная.

Книги, написанные для нас

«Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку»«Встречи с замечательными людьми»«Жизнь реальна только тогда, когда «есть Я»»

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Восстанавливаясь после аварии, Гурджиев уделил большое внимание доработке уже написанных книг и созданию новых. «Всё и вся» — десять книг, разделённых на три серии: «Рассказы Вельзевула…», «Встречи с замечательными людьми», «Жизнь реальна…» Он писал это для потомков, то есть для нас

Нужны ли книги Гурджиева — каждый решит для себя сам.

Многие исследователи с философским образованием начинают громко хохотать уже на первых страницах. Служители разных конфессий единодушно говорят, что многое в этих книгах — бесовство, и что при горении даже бумага рассыпает совершенно не похожие на обычные искры, а также слышится дьявольское шипение от огня, пожирающего страницы. Судя по подробностям, верующие в Бога всё это делать уже попробовали.

«Взгляды из реального мира» — одна из первых книг этого экстрасенса. Оттуда читатель почерпнёт некие философские доктрины: что человек не является завершённым, что может стать как бог (не змиевы ли речи? будьте как боги…), а природа развивает его едва-едва выше уровня животного. Далее он должен развиваться сам, познавая себя и свои скрытые возможности.

Природой заложено четыре отдельных функции: мыслительная (интеллект), чувственная (эмоции), двигательная и инстинктивная. Ну, да об этом ещё Аристотель написал — подробнейшим образом. Одновременно с этим у человека есть некая сущность — то, с чем он рождён, а также личность — нечто привнесённое, искусственное.

А вот теперь самое что ни на есть «кредо», исповедуемое Гурджиевым во всех ипостасях: писателя ли, балетмейстера ли, философа ли и так далее

Внимание. Человек не знает и не может знать своей сущности — ни предпочтений, ни вкусов, ни того, что же он на самом деле от жизни хочет

В человеке настоящее и ложное растворились друг в друге и стали почти неотделимы друг от друга.

И посткриптум от Гурджиева («Встречи с замечательными людьми»): главные инструменты для человека, работающего над собой, — разделённое внимание, самовоспоминания и трансформация страдания. Самовоспоминание помогает накапливать в организме всяческие тонкие материи, а трансформация страдания кристаллизует из тонких материй тонкую душу

Ну, или тело — Гурджиев не знает, поэтому оба слова в скобках: и душа, и тело.

Обучение определенного рода танцам

— это одна из возможностей трансформации личности в сторону ее просветления. Этим Гурджиев занимался с группами учеников в своем Институте гармонического развития человека. Попытки создать такой институт, где люди могли бы двигаться под руководством Учителя к постижению высших сфер человека и мироздания, предпринимались Гурджиевым не однажды. Первая — еще в 1919 году в Тифлисе, потом, через год, — в Константинополе, позже — в Германии. Но все они по тем или иным причинам оказывались неудачными. Наконец, реализовать эту затею ему удалось во Франции.

Недалеко от Парижа в поместье Шато-Приере мэтр купил на средства своих учеников старинный замок “Аббатство”. Здесь впоследствии и организовывались показательные выступления его удивительных танцевальных мистерий. Причем, танцы в них не были просто элементами чистого искусства. Это были, прежде всего, тонко организованные системные движения, которые, по сути, призваны были развивать все составляющие человеческой природы — и на практике делали это.

Обучались в институте, в основном, двум видам танцевальных движений: экзерсисам и балетам. Экзерсисы были испытаниями на выносливость. Например, некоторые движения полагалось делать без перерыва часами. И это не могло не влиять на воспитание у танцующих определенной выдержки и стойкости.

Любой созидательный процесс начинается как результат борьбы

И если следовать общеизвестному принципу маятника — этот маятник важно вывести из равновесия. Поэтому гламурные аристократичные барышни во дворцах института гармонического развития человека стирали белье и забивали в стены гвозди

А тех, кто боялся крови, — отправляли резать скотину.

В гурджиевской Альма-матер царила жесточайшая спартанская дисциплина. Не все это выдерживали: одна из студенток института, английская писательница Кэтрин Мэнсфилд, пробыв здесь недолгое время, и вовсе умерла… Тем не менее, — таковы были, по Гурджиеву, технологии управляемого кризиса.

Говоря о теме балета

напомним, что под ним подразумевался обычно особый суфийский космогонический танец, объединявший исполнителей в единую энергетическую волну эмоций и движений.

Гастроли в Америку

В 1924-м году Гурджиев с гастрольной поездкой своей танцевальной труппы отправился в США. Публике было представлено феноменальное зрелище танцевального действа-мистерии, когда маг-Учитель демонстрировал зрителям безграничное господство над учениками.

Некоторые даже расценили это действо как некое превращение людей в команду «натренированных зомби или цирковых животных». На самом же деле, представляя зрителям свои балеты, Гурджиев просто хотел продемонстрировать им невероятные возможности, которыми обладает человек в сфере танца, движения, и в целом — в искусстве владения своим телом.

Эти представления, чем-то напоминавшие фокусы Копперфильда или Гудини, призваны были как-то расшевелить зал, заставить обычного обывателя подумать о том, какими, на самом деле, уникальными возможностями он обладает… При этом надо отметить, что в гурджиевской труппе находились вовсе не танцоры-профессионалы: это были всего лишь обычные хорошо образованные люди. Каждый из них еще и владел какой-то своей специальностью, но все они были охвачены жаждой эзотерических знаний и стремлением открыть с вебе что-то новое.

То есть были они, как мы понимаем, вовсе даже не зомби. А вот зомби как раз находились во время их выступления в концертном зале…

По слухам

Рассказывают, что Гурджиев Георгий Иванович родился в армянском городе, который теперь называется Гюмри. Мать его была армянкой, а отец – греком. В некоторых книгах, которые написал Георгий Гурджиев, можно найти цитаты, где рассказывается о детстве и отрочестве автора. Ни одной даты, местоположения, ни одного имени в реальности найти не удалось. Написано там вкратце следующее.

Подростком Гурджиев якобы заинтересовался сверхъестественными явлениями, захотел постичь их природу и даже научиться управлять ими. Поэтому он начал много читать, общаться с христианскими священниками, а когда не получил всех желаемых ответов на свои неординарные вопросы, отправился путешествовать.

Пробудить спящих

Главная идея Гурджиева сбивает с толку, если не сказать больше: немногие люди «существуют», немногие имеют бессмертную душу. Только у некоторых есть семя, которое можно развивать. В общем, у человека нет «эго» при рождении: оно должно быть приобретено. Те, кто не достигают этой точки, растворяются после смерти. Человек – просто машина. Он живет в состоянии сна, как будто загипнотизирован. На него действуют импульсы, рефлексы, всевозможные влияния. У него нет «бытия». Он действует, чтобы среагировать, чтобы «проснуться». Тогда родится «Я», которого до этого момента не существовало. Тогда он научится быть, быть во всем, что он делает и чувствует, а не тенью самого себя. Гурджиев называет реальными мысли, чувства, которые проявляются в соответствии с абсолютно новым пространственным измерением, которое большинство людей даже не могут себе представить.

Он также разделял «сущность» от «человека». Сущность составляет подлинное качество человека, тогда как человек — это лишь поверхностный социальный индивид, построенный из разных частей.

У нас нет задачи выяснить методы, которыми мистик побуждал своих адептов «проснуться», закрепить себя в своей «сущности» и стать «бытием». Но деликатными их не назовешь.

Некоторые из тех, кто последовал за Гурджиевым, столкнулись с чрезвычайно серьезными кризисами, нарушениями психического равновесия до такой степени, что сбежали, или вспоминали с ужасом переживания «пробуждения».

Выстраивание биографии

И сейчас известны люди достаточно одарённые, чтобы, например, писать неплохие стихи, но которым не хватает некоей перчинки, чтобы читатели смотрели на поэта с изумлённым обожанием. Тогда известности помогают легенды, а то и действительные подвиги, рассчитанные на пиар и вполне по праву внесённые в биографию.

Откуда взялся этот “индус-кавказец”, кто он такой – никто доподлинно не знал. Зато слухи ходили – один красноречивее другого. Георгий Гурджиев, цитаты из книг которого передавались из уст в уста, не опровергал слухи о себе, а наоборот, напускал там-сям ещё немножко тумана. Он даже не конструировал автобиографию – он её тщательно стирал. Можно попытаться составить его жизнеописание по трудам, которые после него остались. Многие так и делали. Но Георгий Гурджиев, книги которого – источник исторически крайне недостоверный, и здесь обманул благодарное человечество. Остальные доступные нам источники достоверны ещё менее.

Сочинения

  • All and everything. London, 1950
  • Views from the Real World. N.Y., 1973; Second ser. Meetings with remarkable men. London, 1978
  • Беседы с учениками. Киев, 1992

C:Философское учение Гурджиева

Публикации

  • “Четвертый путь – путь духовного развития”. Статья о философии Г. И. Гурджиева относительно четвертого пути духовного развития человечества.
  • “Содружество друзей”. Информация о центрах, созданных Г. И. Гурджиевым и П. Д. Успенским в разных странах. Сайт на нескольких языках.
  • Встречи с замечательными людьми
  • Беседы Вельзевула со своим внуком. Минск. 1999
  • Жизнь реальна только тогда, когда “Я есть”. Пер. с англ. А. Гаспаряна. СПб.: Невский курьер, 1996
  • Гурджиев Г.И. Последний час жизни // Беседы о сокровенном. Из архивов Г.И.Гюрджиева)

Интересные факты биографии

этого человека дают нам некоторое представление о его необычной и удивительной судьбе. В детстве его отец, будучи большим знатоком древнего фольклора, напел мальчику легенду о Гильгамеше.

Надо сказать, что жил Гильгамеш в XXYII – XXVI в. до н.э. и был он Пятым правителем Первой урукской династии и героем самого древнего в мире эпоса. Перейдя в мир иной, был обожествлен, а со второго тыс. до н.э. был признан судьей в загробном мире, защищающим человека от демонов.

Так повествует об этом легенда. И если вы ее прочтете — будете потрясены, обнаружив в ней факты (историю о Всемирном потопе и проч.), которые, на самом деле, случились на несколько веков раньше, чем говорит об этом библия. Легенда о Гильгамеше была выбита еще на клинописных таблицах, которые нашли в результате археологических раскопок в Ниневии, о чем сообщал научный журнал того времени.

Путь Гурджиева: Четвертый путь: что это?

«Оглянитесь на только что прошедший час, как если бы он был для вас последним часом на земле, и вы только что осознали, что умерли. Спросите себя, довольны ли вы последним часом своей жизни?» – спрашивал у своих учеников Георгий Гурджиев. Цитаты и афоризмы, принадлежащие ему, заставляют нас задуматься о том, как мы живем.

А понимает ли человек, зачем вообще живет? Вряд ли можно быть довольным или не довольным по этому поводу, не имея конкретного представления о том, что для него реально означает жить. Неужели суета сует повседневности с ее требованиями борьбы за «место под солнцем» – это и есть жизнь в человеческом смысле? Посмотрите на себя и свое окружение. Многим ли людям хочется, чтобы смысл их существования отличался от смысла существования растений и животных? Существует целый ряд причин, почему это так волнует именно Вас, и никак не волнует кого-либо из Вашего обычного окружения.

Четвертый путь — это эзотерическое учение об эволюции человеческого существа от уровня удовлетворения необычных желаний и интересов «белых ворон человеческой стаи» до уровня формирования в человеке высших тел, способных жить после смерти физического тела.

Случайно или намеренно кем-то сформированное в детстве Гурджиева неуемное желание понять смысл жизни человека вылилось в годы его путешествий по востоку в поисках знания, которое ответило бы на этот вопрос. Путь Гуржиева требовал полной самоотдачи и нечеловеческих усилий.

После многих лет странствий он вернулся в Европу, чтобы донести людям учение, принадлежащее эзотерическим школам. При этом со слов Гурджиева, «Четвёртый путь невозможен без какой-то работы определённого значения, без какого-то начинания, вокруг которого и в связи с которым он только и существует. Когда эта работа окончена, т.е. поставленная цель достигнута, четвёртый путь исчезает, т.е. исчезает в данном месте, исчезает в данной форме, продолжаясь, может быть, в другом месте и в другой форме».

Влияние учения Гурджиева

Фактически, влияние Гурджиева распространялось на самые разные среды, например, философ П. Д. Успенский, основываясь на учениях Гурджиева, написал работы «В поисках чудесного: фрагменты неизвестного учения», а также «Психология возможной эволюции человека».

Наш герой впервые появился в Санкт-Петербурге незадолго до Октябрьской революции. Мы мало знаем о том, что он делал раньше: сам он рассказывал, что путешествовал по Востоку в поисках сообществ, охраняющих остатки трансцендентного знания.

Во Франции, а затем в Берлине, Англии и Соединенных Штатах им были организованы так называемые «рабочие группы».

Ходили слухи, что Гурджиев имел контакты с Карлом Хаусхофером, известным основателем «геополитики», который занимал видное место в Третьем рейхе. Говорят даже, что эти отношения определили выбор свастики в качестве эмблемы национал-социализма, свастики, вращение которой не вправо, как символ мудрости, но влево, как символ власти.

Самый загадочный из людей своего столетия

В своих трудах Гурджиев отмечал, что в истории человеческого общества случаются времена, когда «массы народа начинают непоправимо уничтожать и разрушать все то, что создавалось веками и тысячелетиями культуры»

Такие эпохи массового безумия совпадают, как считал Гурджиев, с временами начала упадка культуры и цивилизации; зачастую — с разного рода геологическими или климатическими и иными похожими явлениями планетарного характера. В результате всего этого обычно освобождается огромное количество знания. Что, соответственно, вызывает необходимость его собирать: в противном случае оно просто будет для человечества утеряно. Поэтому, как полагал Гурджиев,

Практика и упражнения Гурджиева

Метод Гурджиева основывается на самовоспоминании. Это значит, что мы должны каждую секунду осознавать свои действия, и, как бы, видеть себя со стороны.

Без беспристрастного наблюдения за собой, когда мы совершаем несознательные поступки, какая-то часть нас перестраивает настоящее так, чтобы оправдать себя и таким  образом уводит нас из действительной реальности в воображение.

Поговорите по очереди с двумя обычными людьми после ссоры. Наверняка, каждый из них изложит точку зрения, в которой он будет прав, а другой виноват. Когда мы наблюдаем за собой, нашей машине сложнее провести этот фокус, поэтому мы воспринимаем настоящее адекватнее и объективнее.

Самовоспоминание не получится сразу, поэтому практика Гурджиева начинается с небольших упражнений, которые требуют определенных усилий. Например, когда мы сидим в неудобной позе или делаем новые для нас вещи, это требует большей концентрации и постоянно напоминает о себе.

В системе Гурджиева особое место уделяется разделению внимания на несколько частей. Например, мы можем держать тело в определенной позе и внимательно слушать музыку. Попробуйте, это не так просто как кажется.

Если вы решили для себя:

  • что не хотите быть механичной машиной,
  • что вы хотите жить, а не фунционировать по принципу стимул-реакция,
  • хотите глубже и объективнее познавать себя, свои функции и окружающий мир,
  • привнести в свое существование свет сознания и осознанность,

Практическая группа Четвертого пути – это студенты, практикующие учение Гурджиева о Четвертом пути, объективной картине мира и положения человека в нем.

Они делятся точками зрения об идеях Четвертого пути, подкрепленных личным опытом, с целью самопознания и пробуждения ото сна, складывая кусочки в одно целое.

«Вы не понимаете своего положения. Вы находитесь в тюрьме. Все, чего вы можете желать, – если вы способны чувствовать, – это бежать, вырваться из нее. Но как можно бежать? Необходимо вырыть под стеной проход. Один человек ничего не может сделать. Но предположим, что таких людей десять или двадцать – если они работают по очереди и если один прикрывает другого, они смогут закончить проход и спастись»

«Никто не сумеет бежать из тюрьмы без помощи тех, кто бежал раньше. Только они могут рассказать, каким образом возможно устроить побег, только они могут передать инструменты – напильники или что-то другое, что может понадобиться. Но один заключенный не сможет найти этих людей, вступить с ними в соприкосновение. Необходима организация. Без организации нельзя ничего добиться.»

Наследие

Последние годы жизни происходят во Франции, где Гурджиев оказал огромное влияние на эзотерический Париж того времени.

Гурджиев начал диктовать свою первую книгу нескольким остававшимся рядом с ним ученикам, и она называлась «Рассказы Вельзевула своему внуку». Это история Вельзевула, ангела с другой планеты, которого отправили на Марс много тысячелетий назад в качестве наказания. Главы из книги были зачитаны на собраниях групп во Франции и США.

Вторая книга Гурджиева озаглавлена ​​«Встречи с замечательными людьми», биография его жизни и путешествий, а также учителей, которых он искал со своими друзьями. Она не была издана при жизни, как и его третья книга «Жизнь реальна только тогда, когда есть Я».

Гурджиев скончался 29 октября 1949 года во Франции. Он похоронен в Фонтенбло рядом с женой и матерью. Два больших монолитных камня стоят по обе стороны могилы.

Добавить комментарий