Горячие новости

Четыре обширных обета

В восточноазиатском буддизме самые распространенные обеты бодхисаттвы — это серия «четырех обширных обетов», разработанная тяньтайским патриархом Чжи . По словам Роберта Ф. Родса, Жии представляет две версии четырех обетов. Первая взята из Лотосовой сутры и гласит:

  • Тех, кого еще не переправили, я переправлю.
  • Тем, кто еще не понял, я заставлю их понять.
  • Тех, кто не устроился, Я заставлю их уладиться.
  • Тех, кто не достиг нирваны, я заставлю их достичь нирваны.

Второй набор обетов принадлежит Чжии:

  • Я клянусь переправиться через бесчисленное количество живых существ.
  • Я клянусь погасить бесчисленные страсти (клеша).
  • Я клянусь знать, что врата Дхармы бесконечны (по количеству).
  • Я клянусь осуществить высший Путь Будды.

Чжии объясняет, что эти обеты соответствуют Четырем благородным истинам и что эти обеты возникают на основе четырех истин.

В следующей таблице представлен четырехчастный обет бодхисаттвы на разных языках:

Китайский (ханзи) Китайский (пиньинь) Китайско-японский Хангыль Корейский вьетнамский английский
四弘誓願Sì hóng shì yuànШи гу сей ган사홍 서원Са Хонг Сео выигралT hoằng thệ nguyệnЧетыре всеобъемлющих обета
眾生 無邊 誓願 度Чжун шэн wúbiān shì yuàn dùShu jō mu hen sei gan do중생 무변 서원 도Чон саенг му бён сео вон доChúng sanh vô biên thệ nguyện độМножество [] существ, без ограничений, [я / мы] клянутся спасти .
煩惱 無盡 誓願 斷Fánnǎo wújìn shì yuàn duànBon nō mu jin sei gan dan번뇌 무진 서 원단Беон Ноэ Му Джин Со Вон ДанPhiền não vô tận thệ nguyện đoạnБеспокойство ненависть, неисчерпаемы, [я / мы] клянутся разрушить .
法門 無量 誓願 學Fǎ mén wúliàng shì yuàn xuéHō mon mu ryō sei gan gaku법문 무량 서원 학Боб мун му чжин со вон ведьмаPháp môn vô lượng thệ nguyện họcВрата Дхармы безмерно [я / мы] клянутся выучить .
佛道 無上 誓願 成Fó dào wúshàng shì yuàn chéngБуцу до му дже сэй ган дзё불도 무상 서원 성Bul do mu sang seo won seongPhật đạo vô thượng thệ nguyện thànhПуть Будды, непревзойденный, [я / мы] клянусь исполнить

Дополнение 1 Обязательства и заповеди, связанные с практикой преобразования мышления

Обязательства:

1. Не пренебрегайте и не нарушайте данных вами обетов.

2. Не допускайте, чтобы ваша практика сделала вас высокомерным.

3. Не позволяйте себе обособляться от других.

4. Внутренне преобразуя свой ум, сохраняйте внешне естественное поведение, приемлемое для окружающих.

5. Не обсуждайте чужих недостатков.

6. Никогда не думайте о чужих падениях, даже если вам доведется увидеть их.

7.Наиболее тщательно применяйте противоядия против наиболее сильных ваших заблуждений.

8. Оставьте всякие помыслы о личном воздаянии за вашу практику преобразования мышления.

9. Не позволяйте, чтобы яд самовлюбленности и представлений о самобытие вещей загрязнял ваши добрые дела.

10. Не сердитесь на тех, кто причинил вам зло.

11. Не отвечайте бранью на брань.

12. Не воздавайте злом за зло.

13. Уклоняйтесь от действий, причиняющих вред телу или уму других людей.

14. Не возлагайте на других вину за ваши собственные недостатки и промахи.

15. Воздерживайтесь от того, чтобы использовать общественное имущество для своих собственных нужд.

16. Не занимайтесь практикой преобразования мышления только для того, чтобы защитить себя от негативных сил.

17. Не будьте высокомерным и заносчивым по причине занятий практикой.

18. Изгоняйте из себя стремление к тому, чтобы другие страдали ради вашего счастья.

Заповеди:

1. Приступая к любой деятельности, думайте о том, как принести счастье другим.

2. Не допускайте любые вредные влияния. Осуществляйте свою практику, сохраняя альтруистическое настроение, помня о своем равенстве со всеми, о своей готовности поменяться с ними местами.

3. Совершая любое благое дело, начинайте его с развития мотивации бодхичитты, а заканчивайте посвящением заслуг.

4. Преобразуйте все свои жизненные обстоятельства, как желательные, так и нежелательные, таким образом, чтобы они служили дополнением к вашей практике преобразования мышления.

5. Храните свои обеты, и в особенности те, что связаны с практикой преобразования мышления, и цените их, как саму жизнь.

6. Применяйте противоядие сразу по возникновении заблуждений, стараясь пресечь их воздействие.

7. Соберите воедино три главных условия вашей практики:

а) опору на опытного духовного наставника;

б) внутреннюю расположенность к совершению правильных поступков;

в) хранение заповедей, связанных с тремя обетами (личного освобождения, бодхисаттвы и тантры).

8. Сохраняйте три непреклонности:

а) непреклонную веру в своего духовного наставника;

б) непреклонную радость от практики преобразования мышления;

в) непреклонное желание хранить тройственные обеты.

9. Не уклоняйтесь от правильного поведения, включающего факторы тела, ума и речи.

10. Во время практики преобразования мышления постоянно сохраняйте чувство единения с другими людьми.

11. Применяйте принципы своей практики ко всем явлениям.

12. Особенно тщательно выполняйте медитацию на чувстве любви и сострадания к своему врагу.

13. Никогда не ожидайте наступлений благоприятных внешних обстоятельств для своей практики.

14. Старайтесь постичь суть практики.

15. Избегайте шести извращений:

а) извращенного терпения: демонстрации великого терпения в отношении мирских трудностей вместо терпеливого отношения к трудности обретения альтруистической мотивации;

б) извращенной воли: наличия большой решимости в преследовании мирских целей и отсутствия такого устремления по отношению к практике дхармы;

в) извращенного вкуса: получения удовольствия от негативных эмоций, таких, как вожделение, ненависть и т.д., вместо того чтобы получать наслаждений от медитации;

г) извращенного сострадания: жалость к настоящему практику, который беден материально, и восхищение тем, который имеет мирские успехи;

д) извращенная преданность: побуждение ваших близких к преследованию мирских целей, а не к практике дхармы;

е) извращенная радость: радость по поводу неудач тех, кого вы не любите, и безразличие к добрым поступкам тех, которые приносят пользу многим.

16. Совершайте устойчивую и непрерывную практику.

17. Мобилизуйте всю вашу способность к однонаправленной концентрации и не допускайте сомнений и неуверенности.

18. Старайтесь устранить свои заблуждения посредством применения аналитического рассмотрения.

19. Не хвалитесь тем, что вы сделали для других.

20. Не обращайте внимания на мелкие происшествия и замечания.

21. Не старайтесь обрести уважение и репутацию благодаря вашей практике.

22. Избегайте непостоянства.

Обеты Аватамсака Сутры

Аватамсак Сутра , большой сводный текст , содержит различные проходы , обсуждающих практику и обеты бодхисаттвы , что предпринять. Один пример можно найти в книге 18 текста, которая содержит следующие десять обетов:

Статуя бодхисаттвы Самантабхадры, гора Эмей , Китай

В Аватамсаке Сутре , Samantabhadra делает десять обеты , которые являются важным источником для азиатского буддизма Восточного . Обеты Самантабхадры также появляются в « Самантабхадра-чарья-пранидханам», который часто прилагается к концу « Аватамсаки», но первоначально распространялся как самостоятельный текст. Десять обетов Самантабхадры:

  1. Обет воздать должное всем буддам
  2. Восхвалить добродетели будд
  3. Служить буддам и делать подношения
  4. Чтобы признаться в прошлых проступках и придерживаться заповедей
  5. Радоваться заслугам и добродетелям будд, бодхисаттв и всех живых существ
  6. Просить будд проповедовать Дхарму
  7. Просить будд воздержаться от входа в нирвану
  8. Всегда следовать учениям будд
  9. Служить / приносить пользу всем живым существам
  10. Перенести заслуги всех практик на освобождение всех существ.

Трактовки понятия в разных колесницах


Статуя тысячерукого Авалокитешвары

В зависимости от контекста учений традиций Хинаяны и Махаяны термин «бодхисаттва» трактуется узко или более широко. 

В Малой Колеснице южного буддизма на уровне Хинаяны и Тхеравады под бодхисаттвой понимается будущий будда. Представители школ этих традиций считают, что путь бодхисаттвы прошли предшествующие Будде Шакьямуни 24 будды, сам Будда Шакьямуни, а также грядущий Будда Майтрея, все остальные существа могут достичь лишь состояния архата, поэтому в Хинаяне и Тхераваде число бодхисаттв невелико. 

В северном буддизме на уровне Махаяны и Ваджраяны Путь бодхисаттвы доступен для всех, и число бодхисаттв в бесконечном множестве миров – бесконечно. Так в Тибете  воплощениями бодхисаттв считаются основатели тибетских школ и выдающиеся учителя и теоретики буддизма — Нагарджуна, Шантидэва, Асанга, Дже Ринпоче Цонкапа, Марпа и другие. Духовные иерархи тибетского буддизма Далай-лама и Кармапа, являются воплощениями разных аспектов бодхисаттвы Авалокитешвары.

Джатисаттвы, Бодхисаттвы и Махасаттвы

Часто термин Бодхисаттва ошибочно применяется ко всем существам, стремящимся развить Бодхичитту – желание достичь состояния Будды для освобождения всех живых существ от страданий. Однако в Сардхадвисахасрика праджняпарамита сутре было разъяснено, что термин «бодхисаттва» может быть применён только к существу, достигшему первого уровня освобождения – реализовавшему первую «бхуми», а до этого момента его называют «джатисаттва».

Согласно Партрулу Ринпоче, первая из десяти ступеней-бхуми благородных бодхисаттв, стадия, на которой истина реальности явлений становится очевидной. Поэтому она называется Путем видения. На этой стадии, присутствует изобильное блаженство, отличное от любого другого ранее известного, поэтому эта бхуми известна как стадия «Совершенная Радость». На этой стадии очищается омрачение скупости и связанные с ней привычные тенденции, и совершенствуется парамита  щедрости, бодхисаттвы обретают двенадцать групп качеств, каждая из которых состоит из сотни. Они также способны: входить и выходить из сотни состояний самадхи за единственное мгновение,  видеть сотню будд лицом к лицу, и получать их благословение,  путешествовать по ста сферам будд,  сотрясти сотню мировых  систем,  осветить сотню мировых систем,  привести сотню существ к совершенному созреванию,  проявиться в сотне эонах в одно мгновение,  знать сотню эонов прошлого и  сотню эонов будущего; открыть сотню дверей к Дхарме, проявить сотню эманаций, и для каждого из этих тел, проявить сотню спутников. На этой стадии, бодхисаттва может принять рождение как правитель Джамбудвипы, мира людей, согласно буддийской мифологии, одного из четырех материков мироздания, расположенного с южной стороны горы Сумеру.   Всех, кто еще не достиг этого уровня, но дал обещание Бодхисаттвы, стремясь развить Просветленный настрой — бодхичитту, желая достичь состояния будды для освобождения всех живых существ, — называют «джатисаттва». Это учение разъясняется в трактате Нагарджуны «Праджня. Основы мадхъямики» и в трактате Чандракирти «Мадхьямикаватара».

Бодхисатва — тот, кто познал «пустоту», то есть единство истинной реальности (санск. Дхарматы), взаимозависимость и непостоянство всех воспринимаемых в ней обусловленных явлений, а потому развил сочувствие и мудрость. 

Следующих Путём Бодхисаттвы подразделяют на два типа: обычные бодхисаттвы и бодхисаттвы-махасаттвы. 

Обычные бодхисатвы- существа проходящие первые две ступени пути – путь накопления и объединения. 

Великие бодхисатвы-махасатвы (санскр. mahāsatva – «великий герой», «имеющий смелость постигать великую истину»; тиб: Семпа ченпо, букв. «великий герой»). — это  бодхисатвы, достигшие третьей стадии – ступени видения – непосредственного восприятия природы реальности. Это уровень осознания «пустотности» как себя, так и всех феноменов. Фактически, когда говорится о бодхисаттвах-махасаттвах, то имеются ввиду достигших трёх последних бхуми Пути Бодхисаттвы.

В Махавайрочана сутре о бодхисаттвах-махасатвах сказано так: «В соответствии со сказанным в Ваджрашекхара-йога-тантре, есть три вида сатвы… Третий – наивысшее сознание под названием «бодхи-сатва», лишённое всяческой робости, вышедшее за пределы всевозможных развлекательных умопостроений. В нём – полное добро, чистая белизна и нежная утончённость; значение его ни с чем не сравнимо. Это – восхитительное сердце, исходная сущность рождённых существ. С ним становятся способными терпеливо вступать на Путь, практиковать радостные обеты, становиться твёрдыми и непоколебимыми, – потому и называется оно «многое связывающей просветлённостью». В соответствии с ним среди людей производятся самые умелые действия, обращающие всех рождённых существ, – отсюда и название «махасатва»

Обещание сохранять обеты бодхисаттвы распространяется не только на эту жизнь, но и на каждую последующую жизнь вплоть до достижения просветления. Таким образом, эти обеты переходят в нашем потоке ума в следующие жизни в виде тонких форм. Если мы приняли обеты в прошлой жизни, мы не теряем их, неосознанно совершая нарушение сейчас, если еще не приняли их заново в течение текущей жизни. Принятие заново этих обетов в первый раз в этой жизни увеличивает прилагаемые нами усилия для достижения просветления, которые растут с тех самых пор, когда мы впервые их приняли.   

Термин «Бодхисаттва» в последнее время стал широко ошибочно применяться  ко всем, кто дал Обещание (обет) Бодхисатвы — то есть к джатисатвам. 

Бодхисаттва в раннем буддизме

Образ бодхисаттвы появился уже в раннем буддизме. Путь бодхисаттвы прошли все будды прошлого и Будда Сиддхартха Гаутама Шакьямуни — Будда современного периода. Кроме того, почитается бодхисаттва Майтрейя (на пали — Меттейя), который в будущем родится среди людей и станет буддой, и его приход станет золотым веком.

Учение тхеравады (как и другие школы раннего буддизма — сарвастивада и др.) не рассматривает специального пути бодхисаттв как практики, однако использует сходные (аналогичные) практики метты развития любви и сострадания ко всем живым существам

Метта является важной практикой для достижения ниббаны — полного освобождения от аффектов и прекращения перерождений, выхода из сансары, но не в смысле обретения полного всеведения.

Задний план

Сумедха, предыдущая реинкарнация Будды Гаутамы, давший обет бодхисаттвы у подножия Будды Дипанкары

Буддийские источники, такие как « Буддхавамса» и « Махавасту» , содержат истории о том, как в прошлой жизни Шакьямуни (тогда известный как Сумедха) встретился с предыдущим Буддой, Дипанкарой , и дал обет однажды стать Буддой. Дипанкара подтвердил, что в будущем станет Буддой. Все ранние буддийские школы считали, что дать обет перед живым Буддой (и получить предсказание), как это сделал Шакьямуни, было единственным способом стать бодхисаттвой. Эта точка зрения остается ортодоксальным пониманием обетов бодхисаттвы в традиции Тхеравады .

В буддизме Махаяны человек может стать бодхисаттвой, приняв обет и дав начало бодхичитте в церемониальной обстановке. Индийские буддисты- махаяны часто добивались этого с помощью ритуала, называемого «семичастное поклонение» ( saptāṇgapūjā или saptavidhā anuttarapūjā ), которое включает: вандана (поклонение), поклонение, прибежище , исповедание, радость, молитвы и просьба к буддам остаться в этом мире. .

Бодхичитта — мотивация Бодхисаттвы

В северном буддизме возобладал образ того, «кто имеет великую смелость достигать Пробуждения от сна неведения для блага всех существ». Такой Просветленный настрой получил в Махаяне название «Бодхичитта» .

Главным отличительным качеством Бодхисаттвы является данное им обещание о развитии Бодхичитты — просветленного настроя, то есть мотивации работать для благополучия всех существ.  Упоминания о бодхисаттвах встречются уже в самых ранних сутрах, так в Саддхармапундарика сутре упоминаются 23 бодхисаттвы, а в Вималакирти нирдеша сутре – более 50. Большое значение в традиции Махаяны играют канонические бодхисаттвы, имена которых часто упоминаются в сутрах Махаяны, такие как Самантабхадра,Майтрея, Манджушри.    В Индии наиболее почитаемы бодхисаттвы Манджушри, Авалокитешвара, Махастхамапрапта и Майтрея, реже встречаются упоминания о бодхисаттве Трайлокявиджае; в Китае и в Японии – Авалокитешвара (Гуань-инь, Каннон), Кшитигарбха (Дицзан-ван, Дзидзо) и Акашагарбха (яп. Kokuzo); в Тибете и Монголии – Авалокитешвара, Ваджрапани и Манджушри.

В традиции Ваджраяны различают три типа мотивации бодхисаттв.  

Бодхисаттва-король помогает существам с высоты своего величия — он думает: сначала я сам достигну Просветления, а затем смогу привести к нему остальных.  Бодхисаттва-лодочник направляется к просветлению вместе с другими, то есть «в одной лодке».  
Бодхисаттва-пастух достигает Просветления последним, так как всегда думает «сначала другие, потому, что они важнее, а потом я».  

Какие качества ему присущи

Бодхисаттва – это воплощение самоотверженности, сострадания, ведь он ведет других к высшей цели – к нирване, сам себя лишая этого.

Выделяют несколько качеств, или «парамит», которыми они владеют в совершенстве:

  • дана – щедрость, даяние, жертвенность;
  • шила – высоконравственные качества, соблюдение аскез, обетов, обещаний;
  • кшанти – терпение, сдержанность;
  • вирья – усердие, стремление, старание;
  • дхьяна – созерцание;
  • праджня – мудрость;
  • упая – умения, которые помогают справиться с трудностями на тропе помощи буддистам;
  • бала – сила, идущая изнутри.

Чтобы помогать другим, бодхисаттва должен быть сам исключительным существом и вбирать в себя лучшие человеческие черты и умения:

  • всеобъемлющее человеколюбие;
  • почитание будд и служение;
  • распространение учений дхармы;
  • способность убеждать, показывать своим примером;
  • умение взаимодействовать с людьми как с равными;
  • ораторские способности, хорошая речь;
  • смирение, сострадание, альтруизм.

Что значит бодхисаттва

Это слово имеет санскритские истоки и состоит из двух корней:

  • «бодхи» – пробудиться;
  • «саттва» – существо.

Нехитрым сложением корней получаем, что бодхисаттва – существо, достигшее пробуждения. Для более полного понимания значения нужно копнуть глубже – это человек, который не просто пробудился, но и всю дальнейшую жизнь посвятил помощи людям на пути освобождения.

Пробудившись сам, он отказался от освобождения от страданий и выхода из колеса сансары, остался в этом мире, чтобы помочь другим достичь духовного совершенства и по итогу выбраться из череды перерождений.

Цель бодхисаттвы – стать буддой во имя добра, всеобъемлющей выручки других существ. С этой целью тесно связана доктрина бодхичитты – любви ко всему живому и служения бодхисаттвы.

Его жизнь – путь самопожертвования. В этом отличие его от архата – бодхисаттва желает действовать во имя всеобщего блага.

Каждому, кто стремится к пробуждению и освобождению из цикла перерождений, может понадобиться помощь. Для этого нужны бодхисаттвы. Они чаще всего живут вместе с мирянами, указывают им нужное направление, сами при этом соблюдают обеты и движутся по праведной тропе.

Образ пробужденного, который отдал себя во имя помощи, воплотился еще на ранних стадиях становления буддийской философии, он упоминался в первых священных писаниях, к примеру, в Саддхармапундарика-сутре. Сегодня он особенно почитается в течениях махаяны.

Обеты Шантидевы и тибетский буддизм

Шантидева

В тибетской буддийской традиции широко используются стихи из третьей главы Бодхисаттвачарйаватары» Шантидевы , которая называется « Обнимая бодхичитту». Различные формы этих стихов используются для порождения бодхичитты и принятия обета бодхисаттвы. Набор стихов, которые считаются фактическим принятием обета бодхисаттвы, — это стихи 23 и 24 третьей главы. В этих стихах говорится:

В Бодхисаттвачарйаватаре фактическому принятию обета предшествуют различные другие подготовительные практики и молитвы, в частности так называемая практика семи ветвей (тиб. Ян лаг бдун па ), часто совершаемая посредством чтения молитвы. Семь ветвей:

  1. Поклонение трем драгоценностям, мольба буддам и бодхисаттвам
  2. Делать физические, словесные и умственные подношения Буддам
  3. Признавая свои отрицательные поступки, «человек признается в совершении отрицательного поступка, он испытывает истинное раскаяние, а затем решает не делать этого снова».
  4. Радоваться добру и добродетелям других
  5. Просьба к буддам повернуть колесо Дхармы (научить пути)
  6. Просьба к буддам не проходить путь к окончательному исчезновению, но продолжать возвращаться, чтобы учить и помогать другим
  7. Посвящение заслуг всех добрых дел на благо всех существ

Древо Прибежища школы Кагью. Будущий бодхисаттва может получить инструкции визуализировать поле Будд, бодхисаттв и прошлых мастеров линии передачи, принимая обет.

Четырнадцатый Далай — лама учит следующий способ не принимать обет, который начинается с чтением «через вторые и третьи глава Bodhisattvacaryāvatāra вплоть до второй строки стиха 23.» Затем Далай-лама пишет:

В тибетском буддизме есть две линии передачи обета бодхисаттвы, которые связаны с двумя наборами заповедей или моральных правил бодхисаттвы . Первое связано с движением Читтаматра в индийском буддизме и, как говорят, возникло у бодхисаттвы Майтрейи и было распространено индийским мастером Асангой . Второй связан с традицией Мадхьямаки , считается, что он произошел от бодхисаттвы Манджушри и был распространен Нагарджуной , а затем Шантидевой . Основное различие между этими двумя линиями передачи обета бодхисаттвы состоит в том, что в линии передачи Читтаматры обет не может быть принят тем, кто ранее не принимал обеты пратимокши . Обе традиции разделяют набор из 18 основных заповедей (или «падений»). Есть также наборы второстепенных заповедей.

Из других источников

Грани А.Й., 1951 г. 4 А. …Придут они, утерявшие, придут, придут толпами и попросят хлеба Жизни – не смерти, которым питались, но Жизни. Дай, накорми и утешь. Во имя сострадания. И прими на себя тягость их. Это путь Бодхисаттвы. …

Грани А.Й., 1967 г. 377. (М. А. Й.). Не требуйте от малого сознания великого и глубокого понимания и учитесь терпимости и вмещению. Снисхождение – качество Бодхисатвы. А главное – не меняйте своего внутреннего отношения в унисон с колебаниями и настроенностью астрала тех, кто приближается к вам или так или иначе связан с вами.

Грани А.Й., 1969 г. 509. (Окт. 10). Снисхождение входит в симфонию качеств духа как неотрывная часть. Оно близко и терпимости, и состраданию, и неосуждению. Это основное качество Бодхисатвы. Нелегко являть снисхождение в отношении людей очень несовершенных. Но ведь ради них приходят на Землю Великие Духи и ради них претерпевают страдания. Не может быть снисхождения без любви. …

10.10.1953 Ю.Н.Рерих А.Вейману …Понятие «Адибудда» «Изначальный будда» – персонификация просветленной сущности всех будд и бодхисаттв (санскр.). принадлежит исключительно Калачакре. …

29.04.1956 Ю.Н.Рерих А.С.Альтекару …Определение «Бодхисаттва» употребляется монахами, живущими в Тибете. Также используются другие названия: «Saris-rgyas gnis-pa», «Второй Будда», «Saris-rgyas gsum-pa», «Третий Будда». …

БОДХИСАТТВА (Санскр.) Букв., «тот, чья сущность (саттва) стала разумом (бодхи)»: те кто нуждаются лишь в одной инкарнации для того, чтобы стать совершенными Буддами, то есть иметь право на Нирвану. Это относится к Мануши (земным) Буддам. В метафизическом смысле Бодхисаттва — это наименование, данное сынам небесных Дхиани Будд.(из Теософского словаря)

Индекс

Зов, Июль 21, 1922 г. …В сострадании заложена великая жемчужина Тайного Знания. Все Бодхисаттвы, все святые, все подвижники устремлялись по этому пути. …

Агни Йога, 2 Люди не понимают, что означает Бог и Бодхисаттва. Как слепые спрашивают — какой бывает свет? …

Агни Йога, 332 В чем заключается сострадание Бодхисаттв? Не насилуя волю, Они незримо и терпеливо направляют на благо каждую пригодную силу. Не трудно направляться по Указу Бодхисаттв, ибо каждая особенность духа Ими предусмотрена. … Ни один Учитель не считал свою работу конченой и заслуживающей награду. Это качество самоотверженности Бодхисаттв. Творчество в труде каждого взмаха руки неустающей, ибо глаз знает пространство до цели. Это будет трудом Бодхисаттв. Пример — огонь вездесущий, самоотверженный и неустанный в сущности своей.

Беспредельность ч.1, 294 Флюидические токи, которые Агни Йог распространяет, отвечают эволюции. Посланный флюидический ток рождает свое зерно и действие нарождается соответственное. Все Бодхисаттвы пользовались этими флюидическими токами в самоотверженности служения, потому так высоко ставим эти проявления. …

Сердце, 568 …Это и есть путь Бодхисаттвы, когда мы забываем и утомление и себя, чтобы помочь. … Терпимость и терпение тоже путь Бодхисаттвы. Не на облаках этот путь, но на Земле; чад велик и тоже нужен путь Бодхисаттвы. …

Сердце, 573 …Сердце утонченное подскажет, как разобраться в этом сложном течении условий. Потому Мы так ценим эту меру сердца. Путь Бодхисаттвы заключает в себе эту сущность меры. …

Мир Огненный ч.1, 522 …Среди преимуществ Бодхисаттв забота обо всем сущем будет сокровищем их венца. …

Бодхисаттва в махаяне

В махаяне концепция бодхисаттвы претерпевает дальнейшее развитие и понятие бодихисаттвы здесь уже принципиально иное и связано оно с состраданием, жертвенностью сознательного не-ухода в нирвану с целью помочь обрести Пробуждение всем живым существам.

Махаяна придаёт большое значение практике бодхисаттв. С позиции махаяны бодхисаттва — тот, кто сознательно отказывается от нирваны с целью спасения всех живых существ. При этом считается, что в конце своего пути такой бодхисаттва находится в «пограничной линии реальности» (бхута-коти), так как не пытается уйти в нирвану и не привязывается к сансаре. В китайском буддизме считается, что продолжая пребывать в сансаре и будучи готовым для нирваны, бодхисаттва «ведёт себя так, будто он в нирване, не испытывая страданий», отмечает буддолог И. С. Урбанаева. Это связано с пониманием срединного пути в китайском буддизме в том числе как конкретного метода «отождествления сансары и нирваны» для бодхисаттвы, что раскрывается в Вималакирти-нирдеша-сутре и последовательно выражено в таких школах китайского буддизма как хуаянь и чань.

По мнению буддолога А. А. Терентьева, высказанному в видеоинтервью, отказ бодхисаттвы от нирваны является «очень распространенным заблуждением», основанным на тексте сутры Кшитигарбхи (англ.)русск., которая стала известна среди западных буддологов. Терентьев пояснял, что на самом деле подобный отказ означает, что бодхисаттва достигает, но не останавливается на нирване тхеравады, в которой отсутствуют все виды омрачений, а стремится постичь «состояние будды», в котором дополнительно присутствует всеведение. Имеющего такое всеведение человека можно также охарактеризовать как человека, который «полностью развил все достоинства» для того, чтобы «максимально эффективно помогать живым существам», указывал Терентьев.

Исходя из этой точки зрения, те школы, которые проповедуют цели личного спасения, называются «хинаяной» или «малой колесницей», сама же «махаяна» называется «великой колесницей». Любой буддист, даже мирянин, может породить в себе бодхичитту — устремлённость к пробуждению: «Да стану я Буддой на благо всех живых существ!»

Основа бодхичитты и вообще махаяны — сострадание (каруна) к живым существам, мучающимся в колесе перерождений, стремление всех их привести к нирване. Те, кто способны не только породить и сохранить в себе эту устремлённость, но и развивать её, дают обет бодхисаттвы перед своим гуру и приступают к практике шести парамит — уровней, качеств бодхисаттвы:

  1. дана-парамита — совершенство даяния;
  2. шила-парамита — совершенство нравственности;
  3. кшанти-парамита — совершенство терпения;
  4. вирья-парамита — совершенство усердия, мужества;
  5. дхьяна-парамита — совершенство созерцания;
  6. праджня-парамита — совершенство мудрости.

С принятия данных обетов начинается путь бодхисаттвы, который считается доступным каждому. Бодхисаттвой может быть назван каждый махаянист, практикующий бодхичитту.

В другом смысле бодхисаттвой называют того, кто уже стал архатом (6-я стадия пути, согласно Дашабхумика-сутре) и продолжает совершенствоваться до 10-й стадии «облаков Дхармы». В конце своего пути бодхисаттва постигает праджняпарамиту («совершенную мудрость» или «запредельное знание»), которая имеет отличия от «полного просветления», согласно Аштасахасрика-праджняпарамита-сутре:

В более узком смысле бодхисаттвами называют бодхисаттв-махасаттв (великих существ) — мифологизированных персонажей махаянского пантеона. Таковы Авалокитешвара — бодхисаттва сострадания, Манджушри — бодхисаттва мудрости, Тара — женщина-бодхисаттва, превратившая свою женственность в средство спасения живых существ, и многие другие. В народном буддизме эти великие бодхисаттвы-махасаттвы воспринимаются как податели мирских благ, но для серьёзно практикующих людей сохраняют своё значение руководителей и помощников на пути пробуждения.
Особый текст: 37 практик бодхисаттвы.

Одно из апокрифических (не вошедших в канон) махаянских собраний сюжетов (джатак) о предыдущих воплощениях Бодхисаттвы, который впоследствии родился как Будда Шакьямуни, — это «Гирлянда джатак» (Джатакамала), написанная Арьяшурой. Русский перевод этого собрания вышел в 1962 году в издательстве «Наука».

Великие бодхисаттвы

Узкое понимание значения «бодхисаттва» более персонифицировано – оно предполагает имена известных существ в пантеоне божеств направления махаяны. Для мирян они наставники на тропе просветления. В храмах часто можно встретить их изображения, статуи.

Каждый из них имеет собственное имя, являясь олицетворением великих качеств. Так, например, бодхисаттва Авалокитешвара нередко изображается с тысячей рук и являет собой сострадание. Манджушри – воплощение мудрости, знания, а Тара, которая имеет множество воплощений разных цветов – женская ипостась великого существа.

Также почитают Майтрея, которого на языке пали величают как Меттей. Он в скором времени должен воплотиться на Земле, стать буддой и ознаменовать своим приходом начало Золотого века.

Будда Майтрейя. Статуя

Заключение

Вступление в ануттарайога-тантру свидетельствует о завершении Пути во всей полноте, о прохождении общего и специального этапов Пути. Обычный этап Пути — это Колесница Праджняпарамиты. Специальный этап — Колесница Тантры. Начиная с вверения себя Благому Другу нужно практиковать так, чтобы предыдущие этапы оставляли такой след в сознании, что легко и без усилий проявлялись в сознании при прохождении следующих этапов Пути. Только так нужно двигаться вверх по Пути. Правильное следование Дхарме рекомендует именно такое продвижение. Однако в смутную эпоху людей, умеющих выполнять практику таким образом, очень мало. Конечно, невозможно сказать, что таковых совсем нет, но и найти таких очень трудно. Тем не менее, наша практика, какой бы она ни была, свидетельствует о нашей благой участи. Поэтому, начиная с практики вверения себя Благому Другу и далее все остальные практики нужно стараться выполнять, не нарушая последовательности. Если вверение будет правильным, то и выполнение всех остальных практик будет правильным и, наоборот, если вверение неправильное, то и остальные практики будут выполняться неправильно — так же, как если загрязнить верховье реки, все что находится ниже по течению, станет грязным — поэтому нельзя допускать ошибок при выполнении практики вверения себя Благому Другу. Затем нужно выработать искреннее желание наполнить смыслом свободы и блага человеческого рождения. Правильное осознавание труднообретаемости и великого значения человеческого рождения становится сильнейшим стимулом к практике Дхармы.

Обязательно нужно отбросить привязанность к этой жизни, без этого нельзя, иначе практика Дхармы не состоится.

Для отбрасывания привязанностей нужно созерцать непостоянство и смерть, страдания низших миров Сансары. В результате такого созерцания появляется страх перед Сансарой, и тогда нужно принять Прибежище в Трех Драгоценностях как спасение от сансарных мук. Но, придя под защиту Трех Драгоценностей, не нужно думать, что сделано все, что нужно для спасения и продолжать беспечное существование. Нужно выполнять наставления, которые даются в Учении. Необходимо хорошо уяснить закон кармы и вследствие знания этого закона избегать тех деяний, которых нужно избегать, совершать деяния, которые нужно совершать.

Не останавливаясь на достигнутом, необходимо определить причину возникновения Сансары, кармы и омрачений, и взрастить в себе желание освободиться от Сансары. Способом освобождения от Сансары является Путь трех Драгоценных практик и особенно обеты личного освобождения. Их нужно хорошо воспринять и соблюдать нравственность.

Не страхом перед общими и частными страданиями Сансары, не отвращением от нее, а осознанием того, что живые существа ничем не отличаются от матери в нынешней жизни, нужно зарождать доброту, сострадание, бодхичитту. Примите через ритуал обеты вдохновенной и деятельной бодхичитты, сохраняйте обеты Бодхисаттвы.

Если не удается соблюсти все обеты, то обеты, нарушения которых влекут коренные падения, нужно соблюдать во что бы то ни стало — даже ценой жизни не допускать их нарушения. Всякие мелкие нарушения в случае их допущения тут же следует очищать, не откладывая на будущее.

Следующий шаг — это практика шести парамит и четырех способов обращения. В особенности хорошо нужно познать порядок возникновения Шаматхи и Випашьяны и точно выполнять все предписания.

При правильном их выполнении достигается состояние Ваджрадары.

Добавить комментарий