Краткий экскурс в мир сказок и былин
Дракон не просто выполняет функцию Цербера из мифологии Древней Греции, охраняя вход в царство мертвых через Калинов мост, он также является фактическим материальным воплощением деструктивной энергии. Обычно изображается с количеством голов кратным трем.
Дракон довольно часто появляется в мифологии разных народностей и наравне со змеей означает негативное начало. В русских сказках и былинах Змею Горынычу отведена роль постоянного противника протагониста, будь то Добрыня Никитич или Иван крестьянский сын. В последней сказке, к слову, на Кудыкиной горе обитает Чудо-юдо, которое также можно назвать одним из имен Горыныча, как эпитет нечистого, дурного, злого.
В подавляющем большинстве случаев змей падает под ударами меча или булавы героя, что фактически означает проигрыш зла и победу света. Змей также олицетворяет перерождение, в некоторых сказках на месте отрезанных голов появляются новые, в двукратном количестве.
Причины популярности
Несмотря на то, что Змей Горыныч – это в первую очередь отрицательный персонаж, его популярность и узнаваемость крайне велика.
В первую очередь причиной такого является популяризация драконов, а также символичного воплощения мощи, коим безусловно является Горыныч.
К тому же, змей остается одним из первостепенных персонажей былин и сказаний, поэтому не отметить его вклад в формирование сказочных миров довольно трудно. Так, например, автор, который в 2015 году опубликовал несколько лучших снимков змея на этапе первичного воплощения проекта в парке, довольно быстро обрел мировую популярность. Фото собрало более 1 миллиона лайков и парк близ села Каменка стал центром внимания, в том числе и для иностранных туристов.
Воплощения проекта
«Кудыкину гору» ежегодно посещают десятки тысяч туристов, однако в 2007 году мало кто верил в успех задумки. Вопреки ожиданиям, сказочный формат пришелся по вкусу аудитории и довольно быстро туристическая активность в Липецке выросла.
Непосредственно самого Горыныча заложили в 2015 году. Первоначальный проект претерпел несколько изменений, от первичного воплощения остались лишь общие формы. Статуя выполнена на металлическом каркасе и «обшита» бетоном. В каждой пасти расположена мощная горелка на газе, так что «гору» в Липецке ночью озаряют всполохи пламени. Статуя получила национальное признание, а публикация экспозиции в Instagram вмиг оказалась в центре всеобщего внимания.
Чем ещё богата «Кудыкина гора»
На территории рекреационной зоны можно посетить настоящую крепость, примоститься на коленях у богатыря и даже пройти курс обучения в «городе мастеров».
В парке даже есть родник с купелью, где можно совершать омовения. Конечно же голодных туристов накормят в одном из нескольких кафе.
Согласно отзывам критиков, «Кудыкина гора» является одним из немногих по-настоящему интересных и своеобразных зон отдыха на территории России.
Один ли Змей Горыныч у россиян
Так, например, первыми в честь сказочного персонажа воздвигли статую жители Петрозаводска (2000 год).
Харьков, набережная р. Лопань
Свой Горыныч есть также в Харькове и Новосибирске. В целом герой остается крайне узнаваемым и популярным.
Для обычных россиян и жителей СНГ змей просто один из хорошо знакомых героев, тогда как библиофилы и преподаватели литературы радуются возросшей популярности именно русских народных сказок среди младшего поколения.
Образ дракона прослеживается у норманнов, ассирийцев, хетов, своя Ехидна была и у греков. Российский аналог обладает собственной спецификой и никогда не был забыт полностью.
Тот факт, что в честь пускай и негативного, но все же литературного, персонажа воздвигают статуи, которые к тому же приобрели мировую известность, говорит в пользу высокой приверженности народным традициям и фольклору, что всегда было примером отменного вкуса и высокой образованности.
Внезапно и незаметно
Именно такие свойства продемонстрировало оружие «Змей Горыныч» в Сирии (российскими саперами за время конфликта нейтрализовано 18 тысяч боеприпасов, из которых более 440 – самодельные). Все происходит очень быстро и эффективно. При этом если на УР-77 установить башню с макетом ствола, то даже опытный противник не сразу опознает в этой самоходке оружие по разминированию.
Останется только вскликнуть: «А что это вообще было?», после того как из ниоткуда раздастся рев реактивного двигателя, затем в небе появится ракета с белым хвостом. Затем все это упадет на землю в виде извивающейся змеи, выпускающей клубы дыма. И вот тут-то и раздастся мощный взрыв, сотрясающий и небо, и землю. Кто это видел, никогда не забудет.
Кроме того, это еще и плавающая установка. Она может быть использована для высадки десанта и при форсировании водных преград. В период чеченского инцидента эти установки использовали для подавления концентрированных сил противника, что также оказалось достаточно эффективным.
Сегодня существует более легкий вариант этой установки УР-83П. Ее перевозят в грузовике и собирают в окопах. Она уступает «Горынычу», но в некоторых боевых условиях имеет свои преимущества. При заблаговременной подготовке их можно установить где угодно и сколько угодно, а воспользоваться ими сможет простой пехотинец.
Экранизации
Про Змея Горыныча и других былинных персонажей несколько раз снималось кино. В фильме-сказке 1986 года выпуска «На златом крыльце сидели…» Кощей Бессмертный летает на Змее Горыныче, которого заправляет реактивным топливом, будто самолет. В ленте 1982 года под названием «Там, на неведомых дорожках…» героя превращают в козленка о трех головах, и Змей вообще не появляется на экране, хотя в сюжете присутствует.
Змей Горыныч в фильме «Там, на неведомых дорожках…»
Еще раньше, в 1956 году, вышел фильм «Илья Муромец», где Горыныч играет роль «супероружия» в войске тугар. В разгар сражения Змея выпускают на поле брани. А первый фильм, где появился Змей Горыныч, был еще черно-белым и назывался «Василиса Прекрасная» (1939). Герой там желает жениться на Василисе и для этого похищает девицу. У Горыныча, как и полагается, три головы, причем одна из них изрыгает огонь, другая плюется водяной струей, а третья выдувает ураганный ветер. Сказочная бестия при этом живет в собственном роскошном дворце в окружении слуг вместе с приспешницей Бабой-Ягой.
Змей Горыныч в фильме «Василиса Прекрасная»
Чаще всего Змей Горыныч появлялся в мультипликационных фильмах. В мультфильме 1978 года выхода «Последняя невеста Змея Горыныча» герой мало похож на «канонического» Горыныча — у него всего одна голова, зато лап целых восемь, как у насекомого. Змей там похищает красавиц по всему миру и умеет превращаться в человека. Еще через два года на экраны вышел трехсерийный мультфильм «Баба Яга против!», где Горыныч показан в роли домашнего животного Бабы-Яги. Герой «засветился» даже в 16-ом выпуске сериала «Ну, погоди!», где появляется во сне Волка, в котором фигурируют разные сказочные герои. Горыныч там исполняет обязанности стража замка.
Змей Горыныч в мультфильме «Баба Яга против!»
В 2000-ые герой стал известен главным образом по серии мультфильмов о трех богатырях от студии «Мельница». Первый мультик этой серии, где фигурирует герой, называется «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Он вышел в 2006 году. Змей здесь положительный герой, старый товарищ богатыря Добрыни Никитича. По сюжету Змей Горыныч влез в долги к нечистому на руку купцу Колывану и в уплату долга согласился умыкнуть для Колывана княжескую племянницу Забаву, которую затем отправляются вызволять главные герои — Добрыня Никитич и Елисей. Доброго Горыныча из-за содеянного мучает совесть, и позже Змей помогает героям вернуть Забаву.
Змей Горыныч в мультфильмах студии «Мельница»
В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010) Добрыня встречает Горыныча в китайском монастыре, а в «Трех богатырях на дальних берегах» (2012) Горыныч снова вступает в противоборство с Колываном и Бабой-Ягой (вместе с женами пропавших богатырей). В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» Горыныч как персонаж не присутствует.
Студия «Мельница» выпустила еще одну серию по мотивам русских народных сказок — «Иван Царевич и серый волк». В первом мультфильме серии, который вышел в 2011 году, тоже присутствует Змей Горыныч, но это не тот персонаж, который знаком зрителям по мультикам о богатырях. Горыныч здесь начинает как отрицательный персонаж, но Иван учит героя добрым делам.
Змеиные божества других народов
С поверьями в драконов или гигантских змеев связано большое количество мифов и сказаний.
Причём, эти поверия существуют не только в славянском язычестве, но и верованиях многих других народов.
Например, одним из самых древних мифологических змеев считается Уроборос, который заглатывает свой собственный хвост,
и который существовал практически во всех культурах мира – Египте, Греции, Индии, Китае, Скандинавии, у ацтеков и так далее.
В нашей, славянской традиции, бытовало поверие в существование подземного змея о двух головах
(видимо именно это представление послужило основой для зарождения в позднем фольклоре образа многоголового дракона).
Двухголовый змей или Ящер вечером заглатывает Солнце одной головой, а утром выпускает Солнце из другой головы.
Особое место дракон (ящер, гигантский змей) занимает в верованиях китайцев.
Огромный бог в виде устрашающего змея является для народной традиции Китая творцом Земли,
которому до сих пор посвящены некоторые праздники и традиционные обряды.
Дракона почитали и друиды, которые считали его воплощением силы самой Земли.
Всё это говорит о том, что представление о змееподобном боге является настолько древним,
что, скорее всего, идёт от самых корней славяно-ариев или индо-европейцев.
Ящер, он же Дракон, во многих культурах обладает особой способностью изрыгать из пасти огонь.
Хоть об этом и не упоминается в хрониках относительно самого бога Ящера, но многочисленные мифы и сказки подтверждают то,
что гигантский змей был способен источать огненное дыхание.
Сложность этого персонажа славянского пантеона по-настоящему грандиозна.
Разобраться в нём, наверное, смогут только в будущем.
Например, почему прообраз Ящера называли Змеем Горынычем? От того, что Змей жил в горе (горах)? Или от того,
что Змей своей способностью вызывал горение (пламя)? Почему некоторые мифы и сказки показывают Змея летящим по небу, подобно чёрным тучам,
а вовсе не под водой, где по традиции представляли место обитания Ящера?
Возможно, таким образом до нас дошли сведения о разноплановости этого Бога, который мог обитать как под водой,
так и подниматься в небо, который мог быть владельцем подземного мира, подобно Аиду, и который мог спокойно подниматься на поверхность.
В буддизме и индуизме есть поверия в, так называемых, Нагов – людей-змей.
Наги ассоциируются с подземным миром, но могут принимать облик человека и жить среди людей.
Они считаются мудрецами, которые хранят знания тысячелетий, а также искусными магами.
Женщины-наги славятся своей необычайной красотой и во многих эпосах предстают как жёны главных героев и царей.
Настоящая родина Нагов – подземный мир Патала со столицей Бхогавати.
Патала известна своим богатством и несметными сокровищами, которые Наги стерегут от людей и других желающих.
Заметьте, что примерно то же самое описывает в своих сказах и Бажов, а также другие древнерусские сказки,
которые есть не что иное, а завуалированные мифы языческого периода славянского народа.
В Греции таким ящером был Тифон или Пифон, у скандинавов – Ёрмунганд, Нидхёгг или Мидгардский Змей.
В сказаниях Урала он упоминается как Змеиный царь – Великий Полоз.
Характерные особенности Змея Горыныча
Из сказок и преданий, по сути, только наличие нескольких голов является общей, неизменной для всех текстов, чертой Змея. Известно, что Змей может извергать пламя (дышать огнем), однако природа этого огня не совсем ясна.
Кровь Змея также обладает огненными свойствами. Она выжигает те участки земли, на которые попадает. И там потом долго ничего не растет. Кровь Горыныча черного цвета, что также усиливает негативную окраску героя.
Змей имеет способность к регенерации. Даже его отрубленные головы, вырастают заново. Он разумен, говорит человечьим голосом. Не чуждается материальных благ. Так, в некоторых сказках, Змей Горыныч облагает данью княжества и царства.
Хвост Горыныча – длинный, с наконечником – стрелой. Его кожа – чешуйчатая, переливчатая на Солнце.
?Известно, что Змей – летает. Тем не менее, НИГДЕ не встречается описание его крыльев, хотя, очевидно, что они у него есть.
Змей Горыныч прямо из сказки
Но в полевых условиях все было чуть-чуть не так. Все 45 двигателей воспламенялись с разбегом в сотые доли секунды. В результате огромная конструкция из труб с ужасным ревом, изрыгая огонь, извиваясь в стороны, приподнималась и летела вперед. Наткнувшись на препятствие, все это взлетало в небо, разлеталось на пылающие части, которые летали по собственным траекториям. За это экстремальное зрелище прозвали эту военную оружейную технику «Змей Горыныч».
Но не все так печально. Конструкторы подумали, порешали и к 1968 коду на вооружение войск СССР поступила приличная машина УР-67, впоследствии УР-77. А прозвище «Змей Горыныч» оружие сохранило.
Змей Горыныч – мифология
В мифах злой Змей Горыныч изображен олицетворением вселенского Зла, ученые предполагают, что это может быть древнее имя или наименование существа, которое позднее стало упоминаться, как имя и отчество. Еще есть версия, якобы так звали страшного захватчика, который жег города, собирая, как утверждают сказки, дань с многих царей и князей. Эта версия подкрепляется аргументами:
- Многоголовость – символ многоликости Зла.
- Похищение людей – захват русичей в рабство на покоренных землях.
- Место обитания Змея прячется в «Сорочинских горах», которые якобы расположены за пределами Руси – описание другого государства.
Змей Горыныч в славянской мифологии
Змей Горыныч у славян описывается, как охранник Калинового моста через речку Смородину, разделяющую мир живых и мертвых: явь и навь. Но намного чаще встречается упоминание, что этот Змей – разумное существо, забавы ради сжигает города и ворует красавиц. В сказаниях дружит с нечистью или держит ее в подчинении. Безветрие, а потом страшная гроза предвещают о появлении сказочного чудовища. С ним постоянно сражаются богатыри и убивают в честном поединке. В некоторых былинах упоминается, что на месте отрубленных голов Змея вырастали новые.
Исследователи предполагают, что Горыныч:
- Собирательный образ кочевников, которые осаждали Русь.
- Олицетворение вселенского Зла.
Змей Горыныч в Древней Греции
Если внимательно почитать мифы Древней Греции, становится очевидным: Змей Горыныч отметился и в тех краях, только называли его иначе. В 12 подвигах Геракла упоминается страшное чудовище – Лерне́йская ги́дра. Ее описывали, как змею с 7-9-50 головами, на месте одной отсеченной появлялось уже 3, а одна голова имела бессмертие и плевалась пламенем. Аналогии с Горынычем явные, эту гидру сразил в бою Геракл.
Существует еще версия, что Змей Горыныч – рептилоид, существо, похожее на гуманоида и змею одновременно. Писатель Андрей Белянин выдвигает версию, якобы Горыныч по своей воле превращался в человека и очаровывал пленниц, проводил с ними время, а потом уничтожал. Подобные существа упоминались в сказаниях древних греков, основателя Афин Кекропа даже называли наполовину змеем, наполовину – человеком.
Ученые предполагают, что когда-то рептилоиды пытались покорить землян, но не преуспели. И все же смогли передать немало ценных знаний народам Индии и Китая, где змей до сих пор почитают особо. Судя по Библии, тайные знания дал Адаму тоже Змей, вот только урок этот впрок якобы не пошел. Не исключено, что рептилоиды и сейчас живут среди нас, трансформируя облик, хотя доказать это очень проблематично. Так что не исключено, что Змей Горыныч существует.
Характерные особенности Змея
Многоголовость змея — непременная его черта. Число голов обычно кратно трём, чаще всего их бывает 3, 6, 9 или 12, но также бывает 5 или 7. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. Другие черты змея упоминаются реже или не упоминаются вовсе. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы
Ещё одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения
Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время змей — ещё и Змей Горыныч и живёт в горах (возможно также, что отчество произошло от славянского имени Горыня). Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живёт в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды. Также, в некоторых историях он является страшным помощником другого злодея — Кощея Бессмертного.
По Далю, «Горыня — сказочный богатырь и великанища, который горами качает. Горынич м. сказочное отчество, придаваемое богатырям, иногда змею, или жителям гор, вертепов, пещер».
Отголоски реальности
Существует вполне обоснованное мнение, что прообразом мифологических драконов в культуре всех народов являются когда-то проживавшие на земле динозавры. И если с самими реликтовыми животными человечество вряд ли сталкивалось, то их скелеты люди, вероятно, находили, и так возникали всевозможные мифы.
Известный специалист по истории и культуре Древней Руси академик Борис Рыбаков считал, что жители Новгорода IV – V веков поклонялись некоему ящеру — повелителю водной стихии. По этому поводу в своих трудах он писал: «…Особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. (…) Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки „ящерят“. На оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом в орнаментации гусель присутствует все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует над всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента…»
Также археологи при раскопках в новгородской и псковской областях находили многочисленные изображения ящеров, выполненные на конструкциях оконных наличников и на ручках ковшей. Все они представляют собой отнюдь не сказочный, а вполне реальной образ крупного зверя с вытянутой мордой и огромной пастью с чётко выделенными большими зубами.
В одной из летописей XI века «Беседа Григория Богослова об испытании града» в разделе, посвященном рыболовству и связанными с ним языческим обрядам, рассказывается о ящере-крокодиле, который выходил из реки и пожирал оставленную ему местным населением жертву.
Писатель-этнограф XIX века и собиратель народных песен Павел Якушин, во время своей поездки по новгородчине записал со слов одного старца историю появления Юрьевского скита: «…Был Зверь-змияка, этот Зверь-змияка жил на этом самом месте вот где теперь этот самый скит святой стоит (…). Кажинную ночь этот Зверь-змияка ходил спать в Ильмень-Озеро…»
Неизвестный летописец в XVI века, путешествовавший по России записал, что «…В лете 7090 лютые крокодилы выходили из реки и за ними затворялся путь, они поели много людей. Люди в ужасе бежали по всей земле и молились богу. Они прятались и он сбегал…»
И это далеко не все весьма странные записи древних лет о существовании в реках Руси неких «ящеров-крокодилов». Поэтому возможно происхождение сказочного персонажа Змея Горыныча имеет вполне реальную основу.
Страж мира мёртвых
В известном культурологическом труде Владимира Проппа «Корни Волшебной сказки» говорится, что практически все славянские мифы связаны с обрядовой традицией инициации. Древняя общинная жизнь предполагала, что подрастающих мальчиков, чтобы те смогли стать мужчинами и воинами, надо отправить «на край света», где они совершат подвиг, «умрут, воскреснут», а затем вернутся домой другими, взрослыми и сильными.
В некоторых былинах усматривается происхождение Змея Горыныча, как сына Вия, владыки Среднего Подземного Царства. Поэтому чудовище имеет прозвище Горыныч, ведь оно настолько могучее и тяжелое, что Мать Сыра Земля, для которой он чужеродный, не может носить его на себе.
Соответственно, живет этот монстр в горах и охраняет там вход в царство мертвых. Между тем, юному славянскому герою, согласно волшебной сказке, нужно пройти в Подземное Царство, чтобы «умереть и воскреснуть», а значит, надо убить Змея Горыныча, то есть совершить подвиг.
Облик самого стража мира мёртвых у славян, очевидно сформировался на основе самых древних космогонических мифов. В одном из них говорится, что все живое на земле, и доброе и злое, произошло из яйца, высиженного священным змеем. Ну а Подземное Царство — тот сгусток неизвестного и невероятного, познав которое, можно понять мироздание.
Змей Горыныч — дракон из славянской мифологии
Змей Горыныч
Змей Горыныч — трёхглавый огнедышащий дракон из славянского фольклора, который известен практически каждому. Во всех былинах он выступает отрицательным персонажем. Живет в горах, хранит свои сокровища в просторных пещерах. Часть сказаний гласит, что Горыныч живет возле огненной реки и Калинова моста, охраняя вход в мир мертвых, молодильные яблоки, живую воду и прочие сказочные артефакты.
Не факт, что отчество Змея указывает на место обитания, ведь существовало славянское имя Горыня. Так звали одного из первых богатырей русской земли. Легенды отождествляют этих персонажей, иногда называют Змея Горыныча сыном богатыря.
Внешне ящер напоминает Чудо-юдо — у него тоже несколько голов, и их количество всегда кратно трем. Однако чаще всего он упоминается как трёхглавый дракон. В большинстве сказок Змей Горыныч умеет летать, но о крыльях практически ничего не говорится. По Афанасьеву, они огненные. На лубочных изображениях у него имеется хвост.
В некоторых сказках Змей Горыныч выходит к своему противнику из воды, где и обитает большую часть времени, а спит на большом камне посреди океана. Его появление сопровождается шумом, похожим на дождь или грозу, небо темнеет, поднимается ветер. Несмотря на это, на юге любую ипостась Змея считали виновной в засухе и пытались изгнать.
Змей Горыныч похищает молодых девушек, что свойственно драконам из большинства легенд мира. Так он запугивает народ, но иногда планирует съесть их. В нескольких преданиях ящер охраняет царевну из тридесятого царства от посягательств извне.
В целом, образ самого известного славянского дракона напоминает вышеописанное Чудо-юдо. Отличия столь незначительны, что эти два персонажа на самом деле могут оказаться одним драконом из мифологии славян, носящим два имени. Некоторые исследователи считают, что Чудо-юдо и Змей Горыныч — один персонаж.
Чудо-юдо — персонаж русских народных былин
Чудо-юдо известен всем из сказок. Несмотря на кажущуюся несерьезность, они являются отражением мифологических представлений об окружающей действительности. Этнографическая литература 19-го века называет Чудо-юдо персонажем более раннего эпоса, на основе которого сформировалась культура наших предков. Известный советский историограф Б. А. Рыбаков считал, что Чудо-юдо — один из самых глубоких славянских образов. Единого мнения о его происхождении нет по сей день. Этнографы и культурологи предлагают разнообразные версии появления этого героя в русских сказках.
Славянский многоглавый дракон Чудо-юдо
Чудо-юдо представало как в виде отрицательного персонажа, так и положительного, но чаще всего было олицетворением нейтральной силы. Кроме того, его пол менялся с течением лет. Изначально змей или кит был женского рода, позднее — мужского, а ближе к нашему времени упоминается уже в среднем роде. Чудо-юдо имеет несколько голов. Иногда ему приписывают еще и хоботы — именно они были основным оружием существа. Правда, в старину так называли хвосты. Их обычно столько, сколько и голов — 6, 9 или 12. Многоглавый дракон умеет дышать огнем, сжигая целые села.
Чудо-юдо живет на дне морском либо за рекой Смородиной, которую можно перейти только по Калинову мосту. У него каменный дворец, в котором проживают жены-колдуньи и мать-змеица. Некоторые сказания упоминают еще и о коне, на котором этот персонаж приезжает к месту сражения.
Внешне Чудо-юдо напоминает морских монстров из античной мифологии или драконов, живущих под водой. Это же касается и характера, природы существа. Церковнославянский словарь Дьяченко гласит, что имя змея переводится с санскрита как «морское животное», а приставка «чудо» говорит о том, что зверь был необычным.
Образ Чуда-юда в науке
По Хомякову, слово «чудо» в древности означало великана, что говорит об огромных размерах славянского дракона. Старинные предания о гигантах неразрывно связаны со змеями. Некоторые сказки описывают морских царей как огромных ящеров или наделяют их способностью принимать такой облик.
Чудо-юдо рыба-кит
Есть еще одна теория, которая может натолкнуть на происхождение морского дракона. Слово «юдо» созвучно с именем Иуды, предателем Христа. В раннехристианский период так было принято называть нечистую силу. Доктор исторических наук Ю.Н. Афанасьев отмечает, что в сказках Морского царя называют Окиян-море. В некоторых былинах его роль передается черту, змею или Чуду-юду, отражающему темную сторону характера.
Ю.Н. Афанасьев проводит параллель между Морским царем и пекельным князем из немецкого фольклора. Оба персонажа обладают чертами, присущими богам грозы. Волшебный бич очень похож на молнию. Сказочный правитель морей бросается к молочному озеру и выпивает кипучее молоко, намекающее на дождь. После этого он «лопается с ужасным треском» подобно дождевой туче. По мнению ученого, Чудо-юдо — имя, по большей части, для мифического змея или дракона, олицетворяющего грозовую тучу.
Демонолог Л.Н. Виноградова утверждает, что старинные славянские песни указывает на существование Чуда-юда в роли мифологического персонажа. Из песен понятно, что существо потустороннее и несет людям опасность, но его можно изгнать.
Георгий Милляр в роли царя Чудо-юдо
Чудо-юдо отождествляется с Идолищем Поганым, с которым сражаются богатыри. Идолище, или Одолище — тоже богатырь, но воюет он на стороне зла. Некоторые сказания и былины называют его Тугарином Змиевичем. Доктор философских наук Н.К. Демин считает, что Чудо-юдо — русская версия Медузы Горгоны или Морская царевна, превращенная в чудовище после религиозного переворота. Некоторые исследователи полагают, что «юдо» — это не что иное, как рифма к слову «чудо», не имеющая никакого значения. В болгарской мифологии юда — злой дух женщины, который живет в лесах или возле озер и летает по воздуху.
Примечания
- , с. 689.
- ↑ Иванов В. В., Топоров В. Н. Змей Горыныч // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1991. — С. 223. — 736 с.
- , с. 520—521.
- Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц и загадок / Составление, вступительная статья и примечания В. П. Аникина. — 2-е изд. — М.: Детская литература, 1975. — 367 с.
- Миллер В. Ф. Горынич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ , с. 184.
- , с. 186.
- , с. 381.
- П. П. Толочко. «Кочевые народы степей и Киевская Русь».
- . LipetskMedia.ru. Дата обращения: 22 сентября 2019.
IV.
День бьются богатыри с Горынычем. Ночь бьются. Вышли уже из дворца. На Калиновом мосту близ озера бьются. Они ему головы рубят, а головы обратно отрастают. Отсекут одну – на ее месте две новых. Отсекут другую – три новых появятся.
Силы у Горыныча прибывают, а у богатырей исходят.
Кажется, уже конец этой битвы близится.
Вдруг, упал Добрыня Никитич. Лицом к воде припал и видит диво – на озере лебеди бьются, белые с черными. Черных уже тьма-тьмущая, а белых – только трое.
Вытащил он тогда из-за пазухи свой лук, и начал стрелы выпускать. Всех черных лебедей перебил. Обернулся – а у Горыныча только одна голова осталась. Да и ту Илья Муромец обрубить грозится.
Взмолился тогда Змей:
– Не губите меня, добры молодцы. Век на Русь нападать не буду. Здесь останусь, Калинов мост стеречь да Сороковое Царство охранять.
Думали богатыри, думали, и решили оставить Змея. Не стань его, кто ж и в самом деле проход в Сороковое Царство сторожить будет?
Положили так: посадить Змея на цепь длинную. Такую, чтоб на весь мост хватило. Но крепкую, чтоб не вырвался. А когда задуманное свершили, отправились во дворец, девиц вызволять.
По пути слышат – стон и плач доносится откуда-то. Спустились в подвалы дворцовые, а там люда честного – видимо-невидимо. И стар, и млад. Срубили тогда богатыри замки тяжелые и выпустили всех на свободу.
А дочек Прохоровых отвезли к отцу и испросили его родительского благословения, чтобы в жены их взять.
На том и сказка кончилась. А жизнь на Руси и по сей день продолжается, в довольстве, мире и благоденствии.
Священные змеи и ящерицы славян [цмоки]
Согласно славянским представлениям, змеи и ящерицы (дети Ящера?) считаются священными животными.
Им приписывают магическую силу.
Иногда они представляются опасными, а иногда считаются верными помощниками.
К примеру, стоит вспомнить такого мифологического персонажа, как Цмок
(мифологический дракон или змей в мифологии поляков, белорусов и других народов).
Исследования некоторых учёных и этнографов позволили сделать предположение, что Цмок –
это ящерица, уж или другой вид змеи, который некогда обитал в каждом доме.
Цмок обитал под печью или в подполе и выползал когда ему подавали угощения, словно домашнему животному.
Цмок, как образ хозяина подземного мира мёртвых, был воплощением всего рода семьи, рода предков, что после смерти обитали в доме в виде этой змеи.
Также существует и предположение, что Цмок – это прообраз последующих представлений о домовых,
которых, после исчезновения традиции заводить дома змей, стали представлять или в виде духа предка
или просто в виде некой призрачной сущности, помогающей домочадцам.
Таким образом, на примере этих воззрений, мы видим, что здесь имеет место быть опять то же самое
представление о Змее – властителе подземного мира, где живут души предков.
В “Записках о Московии”, которые написал австриец С.Герберштейн в XVI веке, написано:
«Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома, как бы пенатов,
каких-то змей с четырьмя короткими лапами на подобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60-75 см) в длину и называемых гивоитами.
В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом, со всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище.
Несчастья приписывают тому, что божество-змея было плохо накормлено».
Ящерицы и змеи являются охранителями подземных богатств.
Существовали обряды и специальные магические действия, в ходе которых, в определённый день,
с определёнными магическими заклинаниями люди шли в лес искать змей или ящериц, которые могли указать им на местоположение клада.
Вспомните ящерицу в сказке Бажова “Хозяйка медной горы“, которая на самом деле
оказалась самой настоящей властительницей горы, что то же самое, что и хозяйка подземного мира.
Упоминания о змеях, как о хранителях земной силы, у Бажова есть и в таких сказах, как
«Дорогое имячко», «Про Великого Полоза», «Змеиный след», «Золотой волос».
Широко было распространено поверие и в то, что драгоценные камни, которые находят в горах или под землёй – есть слюна или слеза змеи.