Что представляет собой синдром выгорания
Этот синдром показывает своё действие тем, что человек истощает свои физические и умственные силы. Чаще всего это происходит на производственной почве. Симптомы этого заболевания следующие:
- постоянная усталость;
- слабость;
- головная боль;
- уменьшение времени сна;
- попытки убежать от людей и ответственности;
- частые проявления злобы;
- заторможенность весь день;
- постоянное желание спать;
- потеря веры в себя;
- плохое настроение.
Причин появления синдрома эмоционального выгорания множество. Большинство из них связано с профессией. Среди причин можно выделить, следующие, как самые частые:
- однообразная деятельность;
- маленькая заработная плата;
- чувство ненужности;
- необоснованная критика со стороны начальства или сотрудников .
Синдром чаще всего поражает людей, работающих с другими людьми:
- персонал больницы;
- преподаватели;
- сфера обслуживания и т.п.
Развитие болезни состоит из нескольких скрытых этапов:
- Симптомов болезни не наблюдается. Постоянные стрессы забирают энергию, но это пока не сказывается на работоспособности.
- Начинают проявляться начальные признаки синдрома: уменьшение длительности сна и уменьшение увлечённости работой.
- Всё труднее становится успевать делать работу вовремя, теряется сосредоточенность.
- Постоянные стрессы приводят к ухудшению физического здоровья: уменьшается иммунитет, появляются жалобы на себя и окружающих, частые ссоры с коллегами.
- Этот этап характеризуется сильной потерей сил и эмоциональной нестабильностью.
Наиболее эффективным способом обнаружить в себе зачатки или последствия этого синдрома можно с помощью теста, разработанного В. В. Бойко.
(ниже приводится вариант теста профессионального выгорания для врачей)
Инструкция: Ниже приведен список утверждений, характеризующий чувства и переживания, которые могут возникать в связи с вашей работой. Прочитайте пожалуйста, каждое из утверждений и оцените, насколько оно соответствует Вашим личным переживаниям. Если у Вас они не возникают никогда, то подчеркните оценку «0». Если такие переживания возникают, оцените, как часто это случается; «1» — очень редко; «2» — редко; «3» — иногда; «4» — часто; «5» — очень часто; «6» -всегда.
№ | Утверждения | Никогда | Очень редко | Редко | Иногда | Часто | Очень часто | Всегда |
1 | Я чувствую себя эмоционально опустошенным(ой). | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
2 | К концу рабочего дня я чувствую себя, как выжатый лимон. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
3 | Я чувствую себя усталым(ой), когда встаю утром и должен(на) идти на работу. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
4 | Я хорошо понимаю, что чувствуют мои пациенты и коллеги, и использую это для более успешного лечения. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
5 | Я общаюсь с моими пациентами только формально, без лишних эмоций, и стремлюсь свести время общение с ними до минимума. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
6 | Я чувствую себя энергичным(ой) и эмоционально приподнятым(ой). | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с больными и их родственниками. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
8 | Я чувствую угнетенность и апатию. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
9 | Я могу позитивно влиять на самочувствие и настроение больных (пациентов). | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | б | |
10 | В последнее время я стал(а) более черствым(ой) (бесчувственным) по отношению к больным. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
11 | Как правило, окружающие меня люди слишком много требуют от меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
12 | У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
13 | Я испытываю все больше жизненных разочарований. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
14 | Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
15 | Бывает, мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими больными. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
16 | Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и от всех. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
17 | Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и оптимизма в отношениях с моими коллегами и в отношениях с моими больными. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
18 | Я легко общаюсь с больными и их родственниками независимо от их социального статуса и характера.. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
19 | Я много успеваю сделать за день. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
20 | Я чувствую себя на пределе своих возможностей. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
21 | Я многого еще смогу достичь в своей жизни. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
22 | Больные, как правило, — неблагодарные люди. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Обработка данных (ключ) методики выгорания
Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов — указывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку — 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания», 3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12-ти симптомов.
« НАПРЯЖЕНИЕ »
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)
2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3)
3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
« РЕЗИСТЕНЦИЯ »
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
3. Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
« ИСТОЩЕНИЕ »
1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Тест на эмоциональное выгорание
Данный тест на эмоциональное, профессиональное выгорание (методика К. Маслач и С. Джексон, адаптированный Н. Водопьяновой…) предназначен для людей, чья работа связана со взаимодействием с людьми (педагоги, врачи, продавцы, сфера обслуживания и т.п.).
Пройти тест на эмоциональное, профессиональное выгорание онлайн
Отвечайте на вопросы теста на эмоциональное выгорание в профессии быстро и честно, тогда результат диагностики будет правильным.
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным (ой)
Нет, никогда
Крайне редко
Редко
Иногда
Довольно часто
Почти ежедневно
Каждый день
2. К концу рабочего дня, я чувствую себя как выжатый лимон
Нет, никогда
Почти никогда
Редко
Иногда
Часто
Почти всегда
Каждый рабочий день
3. Утром, после пробуждения, перед тем как идти на работу, я чувствую себя усталым (ой)
Никогда
Крайне редко
Бывает
Иногда
Часто
Почти всегда
Каждый будний день
4. Я хорошо понимаю каждого, с кем приходится взаимодействовать на работе, и нахожу с ним общий язык
Да, всегда
Почти всегда
Довольно часто
Иногда
Редко
Почти никогда
Нет, никогда
5. Я общаюсь с людьми на работе чисто формально, без эмоций, и стремлюсь свести это общение к минимуму
Нет, никогда
Почти никогда
Редко
Иногда
Довольно часто
Почти всегда
Да, всегда
6. Во время и после работы, я чувствую эмоциональный подъем и приподнятое настроение
Да, всегда
Почти всегда
Часто
Иногда
Редко
Почти никогда
Никогда
7. Я нахожу правильное решение в конфликтных ситуациях на работе
Да, всегда
Почти всегда
Часто
Иногда
Редко
Почти никогда
Нет, никогда
8. Я чувствую угнетенность и апатию
Никогда
Почти никогда
Редко
Иногда
Часто
Почти всегда
Да, всегда
9. Я могу позитивно влиять на продуктивность тех людей, с кем работаю
Да, всегда
Почти всегда
Часто
Иногда
Редко
Почти никогда
Нет, никогда
10. В последнее время я стал (а) более отстраненным и жестким по отношению к тем, с кем работаю
Нет, никогда
Крайне редко
Редко
Иногда
Часто
Почти всегда
Да, всегда
11. Те, с кем я работаю, манипулируют мной, преследуют лишь свои интересы
Нет, никогда
Крайне редко
Редко
Иногда
Часто
Почти всегда
Да, всегда
12. У меня есть много профессиональных планов на будущее, и я верю в их осуществление
Да, всегда
Почти всегда
Часто
Иногда
Редко
Почти никогда
Нет, никогда
13. На работе у меня эмоциональный спад
Нет, никогда
Крайне редко
Редко
Иногда
Часто
Почти всегда
Всегда
14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса к тому, что меня раньше радовало
Нет, никогда
Почти никогда
Редко
Иногда
Часто
Почти всегда
Все время
15. Я не могу проявлять эмоциональное участие к тем, с кем работаю
Нет, никогда
Почти никогда
Редко
Иногда
Часто
Почти всегда
Всегда
16. Мне хочется уедениться от всех и вся
Нет, никогда
Почти никогда
Редко
Иногда
Часто
Почти всегда
Постоянно
17. Я легко создаю теплую эмоциональную атмосферу на работе
Всегда
Почти всегда
Часто
Иногда
Редко
Почти никогда
Никогда
18. Я легко общаюсь с различными людьми на работе, независимо от их характера и социального положения
Всегда
Почти всегда
Часто
Иногда
Редко
Почти никогда
Никогда
19. Я многое успеваю сделать на работе и вне её
Всегда
Почти всегда
Часто
Иногда
Редко
Почти никогда
Никогда
20. Я чувствую себя на пределе возможностей
Никогда
Почти никогда
Редко
Иногда
Часто
Почти всегда
Всегда
21. Я уверен (а), что многое еще смогу достичь в жизни
Всегда
Почти всегда
Часто
Иногда
Редко
Почти никогда
Никогда
22. Те люди, с кем мне приходится работать, перекладывают на меня свои проблемы и обязанности
Никогда
Почти никогда
Редко
Иногда
Часто
Почти всегда
Всегда
Спонсор плагина: Тесты для девочек
Пройдите другие психологические тесты онлайн на эмоционально-психологические расстройства:
Тест на усталость онлайн (синдром хронической усталости)
Теоретические основы
В отличие от западных исследователей, В.В. Бойко предлагает классифицировать синдром эмоционального выгорания по стадиям; в свою очередь для каждой стадии характерны те или иные симптомы. Это отличает опросник Бойко, например от опросника Маслач.
Профессиональное выгорание – относительно устойчивое состояние, симптомами которого являются снижение мотивации к работе, повышенная конфликтность и возрастающее недовольство от выполняемой работы, постоянная усталость, скука, эмоциональное истощение, раздражительность и нервозность и т.д. Также как реакция на стрессовые ситуации различна у разных людей, являясь индивидуальной реакцией, симптомы синдрома выгорания строго индивидуальны и не проявляются все одновременно, представляя собой индивидуальные вариации. Развитие синдрома зависит от комбинации профессиональных, организационных и личностных факторов стресса. В зависимости от доли той или иной составляющей процесса будет различаться и динамика развития синдрома
Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще
В.В. Бойко рассматривает профессиональное выгорание с позиций общего адаптационнаго синдрома Г.Селье. Выделяют 3 стадии развития выгорания, каждая из которых проявляется в виде 4 симптомов:
Развитие синдрома эмоционального выгорания зависит от внешних и внутренних факторов. К группе внешних факторов относятся условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. Среди них доминирующую роль в развитии синдрома эмоционального выгорания играют: дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация); повышенная ответственность за исполняемые функции и результат труда; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал (у педагогов и воспитателей – это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития; у врачей – тяжёлые, неизлечимые больные и т.д.).
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, относятся: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело); слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация личности.
Содержательные характеристик шкал теста профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона
«Психоэмоциональное истощение» — процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.
«Деперсонализация» (личностное отдаление) — специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.
«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация) – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе. Снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.
Внутренняя структура
Опросник состоит из 22 пунктов, по которым возможно вычисление значений 3-х шкал: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений».
- «Эмоциональное истощение» проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом. В контексте синдрома перегорания «деперсонализация» предполагает формирование особых, деструктивных взаимоотношений с окружающими людьми.
- «Деперсонализация» проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в негативизме и циничном отношении. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков.
- «Редукция профессиональных достижений» отражает степень удовлетворенности медицинского работника собой как личностью и как профессионалом. Неудовлетворительное значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, – снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.
Интерпретация
Из методики может быть извлечено 16 показателей: 12 результатов шкал, 3 результата по факторам и 1 общий показатель.
Каждый из пунктов вносит различный вклад (выраженный в математическом коэффициенте) в значение шкалы. Соответствующее количество баллов (в скобках) зачисляется на ответ «да», если перед номером пункта стоит +, и на ответ «нет», если перед номером пункта стоит –:
- Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)
- Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3)
- «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
- Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
- Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
- Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
- Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
- Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
- Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
- Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
- Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
- Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
- 9 и менее баллов – не сложившийся симптом
- 10-15 баллов – складывающийся симптом
- 16 и более – сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всём синдроме «эмоционального сгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «сгорания»
Важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Для получения результата по факторам необходимо сложить значения четырёх субшкал каждого фактора. Соответственно, количество баллов по каждому фактору может колебаться от 0 до 120. Фактор с наибольшим количеством баллов является ведущим в общей картине синдрома профессионального выгорания у респондента.
Для вычисления общего индекса необходимо сложить значения всех трёх факторов. Итоговый балл может меняться от 0 до 360.
О состоянии Эмоционального выгорания
Эмоциональное выгорание — состояние организма, при котором активируются механизмы психологической защиты в ответ на психотравматические действия. Эмоции отключаются полностью или частично. Человек теряет способность адекватно реагировать на происходящее (смеяться, плакать, радоваться, грустить, злиться и пр.).
Чаще СЭВ фиксируют у:
- линейных работников, выполняющих рутинные задачи
- руководителей, из-за уровня ответственности и переработок;
- медиков;
- педагогов;
- сотрудников сферы услуг и торговли
- менеджеров
- предпринимателей;
- бизнесменов.
Для эмоционального выгорания характерны депрессия, стресс или апатия, которые мешают двигаться вперед и радоваться жизни, негативно влияют на человека и окружение. Затрагиваются психоэмоциональная, физиологическая и социальная сферы.
Если не предпринять меры, то вероятны тяжелые последствия и ухудшение качества жизни:
- ухудшение здоровья (боли в спине, снижение зрения, нервный тик, ослабление иммунитета, выпадение волос и пр.);
- психологические расстройства, депрессия;
- падение самооценки;
- хроническая усталость и бессонница;
- уход в себя;
- нарушение поведения в социуме;
- необратимые изменения характеристик личности.
Диагностируют ЭВ тремя способами:
- Тесты самодиагностики.
- Визит к психотерапевту.
- Тест на профессиональное выгорание при корпоративной оценке кадров.
Интерпретация результатов методики выгорания Бойко В. В.
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания»
Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов — не сложившийся симптом,
10-15 баллов— складывающийся симптом,
16 и более— сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы « выгорания»
Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
37-60 баллов— фаза в стадии формирования;
61 и более баллов — сформировавшаяся фаза. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:
-какие симптомы доминируют;
-какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
– объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
– какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
– в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
– какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Интерпретация
Подсчёт значений шкал
Ответы испытуемого оцениваются следующим образом:
- 0 баллов – «Никогда»;
- 1 балл – «Очень редко»;
- 2 балла – «Редко»
- 3 балла – «Иногда»;
- 4 балла – «Часто»;
- 5 баллов – «Очень часто»;
- 6 баллов – «Каждый день».
Шкала | Пункты в прямых значениях | Пункты в обратныхзначениях | Максимальнаясумма баллов |
---|---|---|---|
Эмоциональное истощение | 1, 2, 3, 8, 13, 14, 16, 20 | 6 | 54 |
Деперсонализация | 5, 10, 11, 15, 22 | 30 | |
Редукция профессионализма | 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 | 48 |
Оценка уровней выгорания
Субшкала | Низкий уровеньL | Средний уровеньM | Высокий уровеньH |
---|---|---|---|
Эмоциональное истощение (среднее – 19,73) | 0-15 | 16-24 | 25 и больше |
Деперсонализация (среднее – 7,78) | 0-5 | 6-10 | 11 и больше |
Редукция профессионализма (среднее – 32,93) | 37 и больше | 31-36 | 30 и меньше |
Подсчёт интегрального индекса выгорания
В 2007 году в НИПНИ им. Бехтерева был предложен способ определения системного индекса синдрома перегорания на основании математической модели определения расстояния между точками в многомерном пространстве. Данный метод позволяет получить единый количественный показатель на основе параметров синдрома перегорания, полученный при помощи теста MBI. Получение системного показателя позволяет дать более точную оценку распространенности синдрома перегорания.
При этом нулевой точкой, «началом координат» считается точка, соответствующая отсутствию нарушений по всем трём шкалам – 0 баллов. Для того, чтобы данная математическая модель была валидной, необходимо отсутствие значимых корреляций между шкалами, что было подтверждено исследованиями в лаборатории клинической психологии в НИПНИ им. Бехтерева. Кроме того, считается, что каждая шкала вносит равный вклад в формирование понятия «профессиональное выгорание», но каждая шкала имеет разное количество пунктов, вследствие чего значение по шкале приводится к нормативу делением на максимальное количество баллов.
Вычисление производится по следующей формуле:
\rho = \sqrt{\frac{(EE_x/54)^2 + (DP_x/30)^2 + (1-PA_x/48)^2}{3}}, где:
- EE_x – значение респондента по шкале «Эмоциональное истощение».
- 54 – максимальное значение по шкале «Эмоциональное истощение».
- DP_x – значение респондента по шкале «Деперсонализация».
- 30 – максимальное значение по шкале «Деперсонализация».
- PA_x – значение респондента по шкале «Редукция профессиональных достижений».
- 48 – максимальное значение по шкале «Редукция профессиональных достижений».
Итоговое значение может быть от 0 (нет выгорания) до 1 (максимально выраженное выгорание).
Профилактика
Делайте перерывы в работе, находите время для отдыха
Существуют люди, которые меньше остальных подвержены эмоциональному выгоранию. К ним относятся индивиды, имеющие следующие качества:
- крепкое здоровье;
- адекватная самооценка;
- уверенность в собственных силах;
- забота о физическом здоровье.
Кроме того, гораздо реже СЭВ встречается у людей, имеющих положительный опыт по преодолению проблем. Такие личности способны на быструю адаптацию к появившимся изменениям. Они отличаются позитивным настроением, самостоятельностью, желанием заводить знакомства и общаться, саморазвиваться и путешествовать.
Для тех, кто в той или иной мере подвержен риску развития эмоционального выгорания, нужно знать о мерах предосторожности
Активные занятия спортом. Кроме улучшения психоэмоционального состояния, у человека наладится функционирование органов и систем. Также это способствует профилактике многих заболеваний и предотвращает развитие избыточного веса. Если нет возможности заниматься пробежками или посещать тренажерный зал, то можно записаться на танцы или просто делать дома зарядку или заняться йогой.
Гармония
Важно сохранять душевное равновесие и внутреннее спокойствие, не смешивать личную жизнь с работой, не рассказывать о своих проблемах посторонним людям, делиться только с близкими, и то не всегда. Никого не обсуждать и никогда не участвовать в сплетнях.
Режим
Позаботьтесь о планирование своего дня. Это позволит сконцентрироваться на работе и выявить промежутки для отдыха.
Психологическая защита. Нужно научиться использовать воображаемый щит, если предстоит общение с неприятной личностью. Это позволит избежать растраты лишних нервов, защитит от стресса.
Отдых. Для того, чтобы у человека были силы для полноценной работы, необходимо, чтобы существовало время на отдых. Оно бы позволило восстановить силы и энергию. Не всегда это именно возможность полежать на диване, для кого-то подойдет путешествие или катание на аттракционе с целью получения новой дозы экстрима.
Теперь Вам известно, при помощи каких тестов можно определить наличие или отсутствие данного синдрома. Вы узнали, что собой представляет профилактика эмоционального выгорания. Теперь Вам известно, как бороться с этим состоянием.
4 Совета подготовки к тестам на эмоциональное выгорание
1
Подготовка к психологическому тестированию это решение учебных и тренировочных тестов:
- В учебном тесте пользователю объясняется принцип тестирования, как отвечать на большинство утверждений, а также какие качества считаются негативными.
- Тренировочные тесты на эмоциональное выгорание онлайн, на примере OPQ32 достоверно оценивает психологический профиль кандидата по 32 качествам. Так человека понимает, какие качества у него развиты недостаточно и какие качества покажутся работодателю негативными для конкретной должности.
- При прохождении тестирования нельзя лгать и выбирать ответы наугад. В опросниках предусмотрена защита от подбора ответов, поэтому подбирать утверждения без полноценной тренировки не рекомендуется.
- Не рекомендуется отвечать наугад или надеяться на то, что психологический профиль подходит работодателю. Часто HR по результатам подобных тестов отправляют руководителям характеристику, в которой рекомендуют (или не рекомендуют) повышение. А некоторые работодатели при обнаружении ЭВ и вовсе спешат расстаться с таким сотрудником.
2
Не стоит бояться тестов. Однако перед тем как идти на тестирование, рекомендуется пройти самодиагностические опросники, чтобы убедиться в отсутствии поводов обращаться за профессиональной помощью.
Если психологическое состояние адекватно, придется уделить время подготовке к тестированию на работе (о чем мы говорили выше), чтобы работодатель увидел стабильность и рост человека. Ведь по результатам подобных психологических оценок нередко принимают решение о повышении сотрудников.
3
Важно научиться отвечать так, чтобы работодатель видел лишь положительные изменения, а психологический портрет подходил для конкретной должности. Или для должности, на которую человек претендует, например, для повышения
4
Плохих и хороших типов личности нет. Однако это не значит, что у работодателя нет предпочтений по типам личности у своих сотрудников
При подготовке важно не только учиться проходить психологические тесты, но и понимать, какой тип личности нужен работодателю для конкретной должности
При выявлении эмоционального выгорания работодатели достаточно резко реагируют на полученные результаты. Согласно аналитике Hays:
- 13% готовы поднять заработную плату;
- 13% расстаются с сотрудниками (уверены, что страдает коллектив и работа в целом);
- 12% уверены, что это личная проблема работника;
- 9% предоставляют отпуск;
- 6% направляют к карьерному консультанту;
- 2% направляют к психологу или меняют спектр задач и проектов.
Подготовка к психологическому тесту на Выгорание:
Сегодня готовятся: чел.
Учебные психологические тесты
Обучение решению любых тестов личности
5 тестов, 5 базовых качеств
Подробные решения
Практические советы
Оценочный тест Big5
12 месяцев доступа
Развернутый отчет
399 рублей
Подробнее
Сегодня готовятся: чел.
Личностные опросники
Аналог теста OPQ32
Тест как на собеседовании
104 вопроса, 32 качества
Личностный профиль
Сравнение результатов
12 месяцев доступа
Развернутые отчеты
399 рублей
Подробнее
Сегодня готовятся: чел.
Ситуационные тесты «Сценарии»
6 тестов, 70 сценариев + пособие
Личный кабинет
Моментальный доступ
Подробные решения
Графики результатов
12 месяцев доступа
399 рублей
Подробнее
Сегодня готовятся: чел.
Психологические тесты
35%
Хит
Ситуационные тесты «Сценарии»
Учебные психологические тесты
Личностный опросник (аналог OPQ32)
Моментальный доступ
Подробные решения
12 месяцев доступа
799 рублей
Подробнее