Кикимора — зловредный домашний и лесной дух
Кикимора (другие имена: Шишимора, Мара) — нечисть славянской мифологии, обитающая в жилых домах, реже — в хозяйственных постройках. Как правило, демон принимает облик маленькой худенькой старушки с длинным носом, одетой в лохмотья. Днем Кикимора сидит за печкой, под полом или на чердаке. Активничает дух по ночам: пугает различными стуками и шорохами, гремит посудой, мешает спать, наваливается на грудь человека и душит во сне, выщипывает перья у кур, выстригает шерсть у овец, пугает коров и лошадей. Также домашний демон любит играть с веретеном и прялкою хозяев: запутывает нитки и рвет пряжу. В общем, если какая Шишимора завелась в доме, в нем уже не жить.
Считается, что эти славянские демоны поселяются в строениях, сооруженных в местах захоронения неотпетых покойников либо в доме, где умерло некрещеное дитя. Причиной появления духов может стать и порча, насланная плотниками и печниками, обиженными на хозяев за несправедливую оплату труда. Для этого тряпичная фигурка Кикиморы прячется между бревен здания. Чтобы прекратить бесчинства насланного демона, нужно найти подкинутую куклу и сжечь за пределами усадьбы.
Можно попытаться выжить Кикимору в день Герасима Грачевника (17 марта), когда силы демона слабеют. Для этого необходимо хорошенько прибраться в доме и окурить его ладаном. Также справиться со зловредным славянским духом поможет можжевельник. Достаточно обвязать веточками растения солонку. Демон не сможет брать из нее соль, не выдержит и уйдет.
В фольклоре также встречаются упоминания и о Кикиморе лесной или болотной. Этот славянский демон также любит пакостить: вытаптывает тропинки в никуда, скрывает правильные проходы, сдвигая ветки кустарников. Порой болотная Кикимора часами кружит прохожего по болоту, заманивая его в трясину. Грибникам злой дух подсовывает поганки и мухоморы.
Шишига болотная, речная и лесная — опасное существо в услужении водяного и лешего
Легенды оборона шишиг из различных частей страны отличаются между собой. Си, например, в Сибири шишигу связывают только с водяным, лешим и болотником. Присутствие этом источники разделяют эти понятия между собой. Шишига, alias шишимора, если верить им — сущность, которая находится в услужении водяного, лешего река хозяина болот.
Выглядит эта сущность малопривлекательно — она горбата и некрасива, отличается небольшим ростом. Сатана — всегда существо женского пола. Она ведет ночной образ жизни. Равно как и вся нечистая сила, шишига появляется после заката, и уходит прочь отсюда к рассвету.
По легендам, таковой может стать покойница. Девочка-канительщик — умершая некрещенной, без имени. Такие становятся кикиморами или безыменными русалками. Последние отличаются ото обычных русалок тем, что они лысые и некрасивые. Безыменные русалки предпочитают мелкие речки и озера, обитают в зарослях камыша. Они набрасываются бери случайных прохожих и топят их. Могут и защекотать до смерти. Особенно невыгодный любят шумные пьяные компании, которые нарушают покой нечисти.
Дурнушка и шишига болотная — синонимы. Как можно догадаться из названия, сие существо живет на болотах. В Коми верят, что увидевший его долготно не проживет — утонет или умрет другим образом. Возможно, сие связано с тем, что кикиморы топят встреченных людей в болотах не то — не то заманивают в топь. Они могут появиться и в доме. По легендам, кикимор в жены берут только-тол домовые, банники и овинники. Но, если домовой приносит пользу, редко когда пугая нерадивых хозяев, то от кикиморы один лишь пагуба. Она тщательно следит за тем, чтобы жильцы соблюдали приметы. В случае если кто-то пойдет в баню ночью, задержится в овине после заката, запустит стыд — обязательно накажет.
Лесная шишига, или лешенка обитает в непролазных лесных чащах. Возлюбленная способна заставить человека заблудиться в лесу. О таком явлении говорят — «блуд водит». Лешенка может «заблудить» ажно там, где потеряться, казалось бы, невозможно. Она может вести человека до тех пор, пока он не умрет через жажды и голода. По легендам, лешенка преследует одну цель — срубить ослабевшего человека или его труп. Кроме этого, она пугает путников криками и стонами. Ее считают супругой лешего, и к нему в старину обращались, затем чтоб избавиться от козней шишиги.
Славянская нечисть — Аспид
Змей Аспид
Еще один известный персонаж славянской мифологии — это Аспид. Представляли наши предки его в образе огромного змея, который способен дышать огнем. Вместо пасти у него огромный птичий клюв.
Крылья у змея черного цвета. Однако при попадании на них солнечного цвета становятся они разноцветными. Живет Аспид в горах и лесах, охотится всегда на небольшом расстоянии от своего места обитания.
Рацион его питания — это свиньи и крупный рогатый скот. Однако, если змей очень проголодается, то может напасть даже на человека. Господствует нечисть на большой территории и других особей на неё не пускает.
Единственная возможность убить змея — это сжечь его. Однако он никогда не подлетает к огню и не садится на землю, только на камень. Тем не менее существует метод, позволяющий поймать чудовище. Для этого необходимо издать трубный звук, который приведет змея в ярость. В гневе он не контролирует свои движения и бросается на всё, что издает такой звук. Это поможет заманить чудовище в ловушку.
Кровавый эскалатор
17 февраля 1982 года, около пяти часов вечера, на одном из движущихся эскалаторов, на станции метро «Авиамоторная», сошло полотно. В механизме эскалатора произошла поломка, и лестница резко набрала ход, началась паника. Метро наполнили крики ужаса, многие люди падали вниз, придавливали друг друга на смерть, некоторые падали в машинное отделение эскалатора, и движущиеся детали разорвали их в клочья. Кровь залила мраморный пол станции, дежурный по эскалатору, пытался остановить эскалатор, но не сработал ни простой, ни аварийный тормоз. Через десять минут станцию закрыли, поезда стали пускать мимо станции. Советские газеты ничего не написали о трагедии. Лишь и «Вечерняя Москва» упомянула, что среди пассажиров были жертвы, но ни кто не уточнил, сколько именно было жертв. По легенде, в той ужасной трагедии, погибли сотни людей. Говорят, что весь пол станции, был залит людской кровью, которая так сильно впиталась в пол, что ее не смогли отмыть. Пол на станции «авиамоторная» действительно с красноватым оттенком. Многие люди стали избегать страшной станции, потому что по вечерам, там можно встретить призраков погибших, и если вслушаться, можно услышать призрачные крики ужаса.
Ну а в комментарии пишите, верите ли вы в существование домового или в призрак чёрного кота на Тверской улице? Вызывали ли вы Пиковую даму? Если вам понравился пост ставьте свою оценку и регистрируйтесь на сайте, дальше будет больше интересного.
Шишига — общее название нечистой силы
У слова шишига существует немало синонимов — шишиган, шиш, шишок. Известную представительницу нечистой силы кикимору тоже иногда называют шишиморой. Дело здесь в том, что в некоторых легендах и сказаниях шишок — это что-то вроде общего названия нечистой силы, а также духов и существ, живущих в домах большинства людей.
Впрочем, последних тоже нередко причисляют к силам зла. От чертей и бесов их отличает возможность сосуществовать с человеком без вреда для него.
В старину назвать шишом могли домового, лешего, болотника, банника, овинника, беса или черта. Соответствует и список мест его обитания. Шишига может жить в доме за печью, в лесу, на болоте, в бане, овине. Особенно распространено это название на западе России. Легенды других регионов часто используют его по отношению к нечистым духам, которые не имеют ничего общего с вышеуказанными сущностями, но об этом немного ниже.
Изначально так называли существа, не несущие вред человеку, если их конечно не разгневать. С приходом христианства произносить вслух слова «черт» или «бес» начали бояться. По сей день известна примета — нельзя звать черта, иначе он явится. Люди боялись накликать нечистую силу, поэтому называли ее по-другому — одним из привычных названий, употребляемым по отношению к другим потусторонним существам.
Кроме этого, шишигой называли и людей, которые контактировали с нечистью, умели вызывать её и колдовать. Так именовали деревенских ведьм, правда, не в лицо. Во все времена ведьмы ассоциировались с нечистой силой, и ее общее название считалось подходящим и для ведьмы. На Печоре, например, так называли Бабу-Ягу.
Вампиры
Как ни странно, корни первых вампиров, упырей, если точнее, также имеют славянскую природу. Впрочем, в отличие от британских охотников на вампиров, славянские селяне относились к таким существам гораздо проще, вбивая осиновый кол в труп каждого, кто вызывал подозрения в причастности к темным силам.
Михайло Катич, которого многие литераторы называют прообразом вампира со славянскими корнями, задолго до популяризаторства Дракулы, также состоял в «Ордене Дракона», клана или же культа, куда был вхож и Колосажатель.
Стать же упырем можно было просто родившись в неурочное время, быть при жизни убийцей или нечистым на руку, плодить разврат и прилюдно отрицать догмы церкви. Точное число жертв, которых постигла смерть по мнимым обвинениям в причастности к вампирам, так никогда и не было установлено.
Как видно, мифические существа славян нередко становились прообразом и богатой пищей для идей литераторов, кинорежиссеров и промоутеров. Множество страшных легенд, призванных «подкупить публику» занимательными рассказами, основанными на «достоверных» фактах, продиктовано здешними преданиями. Непосредственно же история славянской мифологии, её становление, порой бывает куда ужаснее. Криптозоология, призванная изучить таинственных существ, нередко «делает остановки в своем мировом турне» именно в Восточной Европе, с упоением записывая воспоминания пожилой хозяюшки, чьи глаза видели порой больше, нежели светлые умы исследователей.
Опасен ли водяной и можно ли было от него защититься
Безусловно, каждый славянин в древности знал о водяных и о возможности утонуть, поэтому всегда, прежде чем вступить в водоем, славяне испрашивали у водяного разрешения. Строго настрого запрещались ночные купания, а если без этого нельзя было обойтись, то нужно было испросить особого разрешения, а для большей надежности – еще и задобрить водяного дарами.
При купании ни в коем случае нельзя было снимать с себя оберегов. Более того, нельзя было шуметь и баловаться на воде, а также вспоминать медведя или зайца – верных слуг лешего, с которым у водяного были особые счеты. Пик же силы водяного приходился на Купалин день.
Славяне вошли в историю не только как один из самых мирных народов, но и как один из самых адекватных. В то время, как в европейских племенах сплошь и рядом приносили в жертв людей и животных, у наших предков этого не было. Да, водяных (и не только) часто одаривали подарками, в том числе и едой. Но жертв славяне не приносили – это факт.
Так, например, рыбаки должны были отдать водяному первую рыбину. Люди, пользующиеся водоемом, должны были поддерживать его чистоту и порядок. А тех, кто очищал берега от сорняков, водяной одаривал жемчугом, золотом и серебром. Кроме того, считалось, что в подводном царстве водяного имеются не только драгоценности, но и могучие артефакты, способные вершить судьбы народов.
В некоторых славянских племенах существовало поверье, что если человеку суждено утонуть, то он связан с водяным нерушимыми узами, а потому они никогда не спасали утопающих, предоставляя их самим себе. Отчасти это делалось и для того, чтобы не разозлить водяного.
Также водяной нередко тащил из деревень все, что под руку попадется. Известны случаи, когда водяной не только переманивал живность из соседних водоемов в свой, но и встречаются легенды, в которых водяной грабил села и их жителей. Пик его активности приходился на весну, лето и осень, ибо считалось, что на зиму водяной впадает в спячку, т.к. зима сковывает водоемы снегом.
А вот крайне опасен водяной был именно раннею весною, когда он просыпался голодный от спячки. От злости он начинал крушить лед на своем водоеме. Чтобы умилостивить водного дедушку, славяне старались всячески ублажить водного дедушку дарами. Например, они поливали воду маслом, или отпускали на воду домашних птиц, которых водяной очень любил.
Значение лешего у славян
Леший – это один из важных славянских духов, пусть и враждебных человеку. Как правило, он враждовал с людьми, даже больше – он их на дух не переносил. Обычно лешие старались сделать так, чтобы человек заблудился в лесу. Они меняли деревья местами, которые служили ориентирами, иногда сами принимали облик дерева, иногда превращались в знакомого путнику человека и заводили с ним разговор, за которым увлекали путника в чащу. Нередко леший и просто издавал странные звуки, которыми завлекал людей глубже в лес.
Вопрос эксперту
Почему леший был так важен для славян?
В отличие от европейских народов, славяне – достаточно мирный народ. Вместо нескончаемых войн, они предпочитали жить в уединении с природой. Леший, как хозяин леса – это часть природы, с которой славянам приходилось считаться.
В лесу, леший либо мог защекотать человека до смерти, либо просто сводил с ума своими шутками. Именно это заставляло людей считаться с лешими. Они старались задобрить их, наладить отношения, преподнести лешему дары, чтобы они не проказничали и не мешали им заниматься своими делами.
Кроме того, как мы уже писали ранее, под властью лешего находятся и все звери в лесу. Так, например, любые массовые миграции в старину приписывались именно лешим. Поэтому с лешим старались наладить отношения охотники и рыбаки, чтобы они не плутали их в лесу.
Нередко лешему приписывались и похищения детей, которых он впоследствии брал к себе на воспитание. Примечательно, что насильно он похищал только тех, которым плохо жилось в собственной семье. При этом, леший взамен клал или колоду, или собственное чадо. Считалось, что подкидыш достигает 11 лет и все равно убегает в лес. Однако иногда он оставался среди людей. В таких случаях, он становился колдуном.
Как правило, славяне верили, что леший опасен только тем, кто идет в лес, не испросив у лешего позволения. И даже в этом случае леший особо не вредил людям, лишь только шутил и шалил, а если шутка удавалась – он сильно смеялся и хлопал в ладоши. Намного хуже приходилось людям, которые действительно сильно злили лешего, например, вырубкой леса без разрешения. Таким ждать пощады от лешего не приходилось.
Где живет леший?
Как правило, обитают существа в любой точке леса. Иногда появляться дух может в полях либо деревнях. Самое любимое место Лешего — это старые ели. Свой дом он поможет обустроить также в дупле, лесных домиках либо в тайных пещерах. Рядом с домом хозяина леса человек обязательно заблудится.
Вместе с сущностью обязательно живут различные животные. Считается, что к дому Лешего приходят звери перед смертью. В некоторых легендах указывается, что хозяин может жить со своей женой. Нередко ею является похищенная девушка. В некоторых мифах указано, что в такой семье могут быть даже дети (свои, либо похищенные у людей).
Люди верили, что у данного существа есть даже свое хозяйство. Все животные, птицы, которые находились на территории леса принадлежали ему. Миграцию зверей люди объясняли тоже с магической точки зрения — Леший проиграл кого-то из животных другому Лешему и поэтому звери уходили к новому хозяину в другие места.
Леший — дух-хранитель
Сильный, мощный и грозный хранитель леса Леший частенько был отрицательным героем народных сказок. Люди представляют его в виде высокого крепкого старика с длинной бородой. У него зеленые волосы, в которых длинные ветки и растения.
Славянский дух-хранитель леса
Среди множества различных духов именно Леший максимально похож на человека. Однако его выдают тёмно-серая кожа и цвет волос. Ночью глаза у Лешего светятся. Существо может становиться очень высоким либо очень маленьким, менять свой облик.
Обитает дух только в лесах. На самом деле это очень заботливый, любящий и добрый хозяин леса. Однако он не жалует людей, ведь они уничтожают то, что так ему дорого. Если сильно разозлить этого духа, то он появится в образе огромного медведя и сам убьет обидчика. Основные враги Лешего — это Домовой и Водяной.
Считается, что Леший способен ускорять или замедлять рост растений, умеет лечить раны. Убить данного духа невозможно, но можно спугнуть. В большинстве своем такие духи не опасны, ведь они не любят контактировать с людьми и практически никогда не нападают. А вот запутать и запугать нерадивого путника они могут с легкостью.
Иерархия Богов славянской культуры
Положение богов в культуре язычников распределяется в зависимости от старшинства и силы влияния на события мира.
Во главе всего значится Род, являющийся создателем вселенной и первых «старших» богов. Далее значатся Сварог — отец небесный и создатель тверди земной и Лада Богородица ставшая матерью Богов первого поколения, кроме того особняком стоят роженицы и Сварожичи, стоящие у истоков создания мира и борьбы за свет.
На первой ступени значатся Боги обладающие большим влиянием на происходящее в мире и особо почитаемые среди народа.
На среднем уровне иерархии расположились боги в сфере влияния которых находятся плодородие, сельское хозяйство, охота, рыбалка, ремесленничество, торговля, знахарство.
Внизу помощники богов разных уровней — духи. К духам относятся представители света и тьмы в одинаковой мере: домовые, овники, водяники, полуденницы, русалки и другие сущности.
Кроме того существует деление на силы света и тьмы, также есть боги более близкие к людям и наоборот не имеющие с народом точек соприкосновения.
Баба Яга
Баба Яга, худ. Виктор Васнецов
Описание: Общепринятая реконструкция Яги как старушки — божьего одуванчика далека от истины. Легенды, описывая Ягу, все, как одна, сходятся во мнении, что она едва помещалась в собственную избу.
Образ жизни: Ягу можно найти в лесу, в избушке на курьих ножках. Сделать это нетрудно, потому что на самом деле избушка со всеми её двумя ножками ходить всё равно не умеет. Сказки всё это.
Способности: Любимое оружие старушки — большая лопата, которой она подхватывает воина в полном облачении (иногда даже с конём) и засовывает в печь.
Кроме этого, Яга располагает рядом артефактов небоевого назначения (в зависимости от времени года и везения героев — от гуслей-самогудов до клубка с gps-навигатором) и, как хозяйка леса, обладает властью над животными. В описаниях Яги и лешего-колдуна много общего. Оба — хозяева леса и различаются только по половому признаку.Баба Яга в представлении Билибина
Происхождение: Лесная волшебница — нежить наполовину (потому что у нее только одна костяная нога), а её дом — портал между мирами живых и мёртвых. Требование «поворотиться к лесу задом, а ко мне передом» открывает вход со стороны живых. «Живая», а значит, «добрая» половина Яги иногда даже помогает людям. Правда, после этого обычно просыпается вторая половина бабушки: та, которая любит «покататься, поваляться, живого мяса поевши».
Опасна? Да, только арсенал маловат. Много ли с одной метлой навоюешь?
Нечисть в славянской мифологии
Многие представители легенд, которые были популярны у славян, уже были упомянуты, но есть и другие сущности, вызывающие страх у людей.
- Бадзула. Этот дух в большинстве мифов представлен женщиной. Он заставлял людей становиться бродягами, из-за возникновения огромного количества проблем. Эта мифологическая нечисть имеет образ престарелой женщины, которая закрывает свое тело дряхлым покрывалом. Чтобы справиться с этим духом, необходимо хорошенько убраться в доме и выбросить весь мусор.
Аспид. Этот демон представлен в образе огромного змея, который дышит огнем. Вместо пасти у него большой клюв, а крылья черного цвета. Проживает Аспид в горах и охотится на домашний скот.
Анчутка. Небольшой злобный дух, тело которого покрыто густой шерстью, а на голове у него плешь. Эта нечисть у древних славян появлялась по первому зову. Она любят шутить над людьми, но при этом очень опасна. Анчутка может превратиться в любого зверя, и даже стать невидимой.
Как бороться с нечистью?
Чтобы избавиться от разных сущностей, можно использовать традиционные приемы:
- В место, где проявила себя нечистая сила, необходимо воткнуть гвоздь или нож.
- Над входной дверью вешается осиновая ветка, которая будет отгонять представителей темных сил.
- Если интересует, чего боится нечисть, тогда рекомендуется иметь в доме березовые ветки, освященные на Троицу. Не любят сущности и мел, не зря в древности им белили стены, создавая тем самым невидимую энергетическую защиту.
- Оберегут от зла кресты, которые необходимо нарисовать на стенах снаружи и изнутри, используя церковную свечу, купленную в Чистый четверг. В этот церковный праздник рекомендуется окурить свой дом можжевельником, багульником или вереском.
- На Крещение необходимо принести из церкви воду и тщательно окропить ею двор и дом.
Как изгнать нечисть из дома?
Есть много разных ритуалов, направленных на очищение дома от разной нечисти, так в пример можно привести такие варианты:
Необходимо принести из церкви святую воду и смешать ее с обычной жидкостью из-под крана в пропорции 1:5
Окропить ею все стены в доме, особое внимание, уделяя углам
Во время этого важно повторять любую молитву, например, «Отче наш»
Кроме этого, нужно помыть этой водой полы, а грязную воду вылить на перекрестке, сказав заговор №1. Тряпку также следует там оставить
Идя домой, не оборачивайтесь и ни с кем не разговаривайте.
Еще один простой способ, как извести нечисть из дома, подразумевает использование соли. Приступать к ритуалу необходимо вечером, когда солнце уже не светит. В левую руку возьмите горсть обычной соли и лучше крупного помола. Медленно обойдите весь дом, попеременно произнося то «Отче наш», то заговор №2. Соль вберет в себя весь негатив и очистит пространства, поэтому ее необходимо высыпать на перекрестке подальше от своего дома. Обряд подействует, если его повторять три дня подряд.
Как изгнать нечисть из человека?
Когда в человека вселяется сущность, то его жизнь начинает ухудшаться и страдает самочувствие. Есть разные ритуалы, как изгнать нечисть, но самым действенным считается церковный экзорцизм. Обряд могут проводить только священнослужители, имеющие определенное разрешение. Например, есть церковные курсы для обучения экзорцистов. Они нужны для того, чтобы священник мог отличить одержимость от проявления шизофрении, правильно провести ритуал и очистить человека от демона.
Ритуал может длиться нескольких дней, на протяжении которых священнослужитель читает молитвы, омывает одержимого священной водой и крестит его. Если сущность в человеке сильная, то она будет всеми возможными способами спасаться, поэтому часто жертву необходимо фиксировать на кровати, чтобы она не нанесла увечий себе и окружающим. Известны случаи, когда в людях «проживало» сразу несколько сущностей.
Описание
Высокая проходимость автомобиля обуславливается тем, что машина является полноприводной (4х4), в передних и установлены самоблоки, отличный клиренс под мостами (свыше 30 см), возможность отключения переднего моста. Кроме того, в конструкции автомобиля есть устройство, централизованно регулирующее давление воздуха в шинах, подкачка которых осуществляется компрессором, с приводом, работающим непосредственно от двигателя машины. Восьмицилиндровый, бензиновый ЗМЗ-66-06, при рабочем объеме около 4,3 литра, выдавал 120 л. с. мощности. При этом расход топлива колебался в пределах 20 литров на сотню км. Для сравнения стоит отметить, что легковой ГАЗ-69, мощность и объем двигателя у которого был в два раза меньше, «кушал» 14 литров на той же дистанции.
Расположение центра тяжести машины, который находится точно между ее осями, позволяет контролировать автомобиль в условиях критического крена. Кстати, именно из-за такой сбалансированности ГАЗ-66 приняли на вооружение в десантных войсках СССР. Однако боевые действия во время войны в Афганистане выявили большой недостаток автомобиля, который поставил крест на дальнейшей судьбе «шишиги» в рядах вооруженных сил. Дело в том, что расположение кабины прямо над колесами и ее теснота грозили экипажу практически стопроцентно фатальным исходом при наезде на мину.
Но на гражданке машина получила достойную оценку. Большинство владельцев автомобиля считает, что «шишига» – машина, незаменимая для тяжелых дорог. Неустойчивые грунты, водные преграды с глубиной до 80 см, сравнительно небольшой радиус поворота (9,5 метра), маневренность, компактные габариты при грузоподъемности в 2 тонны. Все это позволяет сделать вывод, что «шишига» – это действительно «монстр с лебедкой», правда, в хорошем смысле.
Алконост
Чудесная птица, жительница Ирия – мифологического славянского рая. Лик у неё женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь.
На море-океане, на острове Буяне, в саду царском, на дереве райском сидит чудесная птица Алконо́ст. Лик у неё женский, красоты небесной. Голос у птицы сладок, когда воспевает, нежностью пленяет, радостью и счастьем наполняет. Кто слушает песню, всё на свете забывает.
Алконоста услышал Злодеище-Лиходеище. Думает: «Пусть птица только мне воспевает, своим нежным голосом пленяет». Решил чудесную птицу поймать и в своём саду к дереву приковать. Поймал Злодеище-Лиходеище Алконоста и увёз к себе домой.
На землю богиня Лада прилетела лебедицей. Увидала цепью прикованного к дереву Алконоста. Услышала мольбы о помощи. Велела покровительнице цветов Луговице найти одолень-траву и освободить чудесную птицу.
Луговица пообещала исполнить поручение.
Из светлого заоблачного царства по радуге сошла на землю Луговица. Сотканная из утренних лучей и цветочной пыльцы принялась прозрачным облачком порхать над полем. Пролетает она над цветком, любуется им и тут же даёт ему название. От её крыльев веет лёгкий ветерок. Коснулся он круглой пушистой головки одного цветка – и полетели по воздуху белые пушинки, словно снежинки.
– Какой чувствительный цветок, – удивилась Луговица. – Ты будешь называться «одуванчик».
Она устала порхать над полем и прилегла на траву-мураву. Неожиданно почувствовала ласковое прикосновение к себе какого-то цветка. Увидела нежные бархатные соцветия. Они были похожи на кошачьи лапки. Луговица промолвила:
– Ты, розоватый цветок в густой щитовидной метёлке, будешь теперь называться «кошачья лапка».
Луговица задремала. Разбудил её своим звонким голосом какой-то цветок. На тонком ветвистом стебельке, на голубом венчике сидел мотылёк и раскачивал его из стороны в сторону, а цветок так заливисто, звонко смеялся, что Луговица сказала:
– Назову тебя «колокольчик». Только он имеет такой звонкий серебристый голос.
Всем цветам Луговица дала имена, никого не обидела. Уже собралась вернуться по радуге на небо. Вдруг слышит за спиной слабый голосок:
– Не забудь меня, Луговица! Дай мне какое-нибудь имя!
Оглянулась она и никого не увидела. Стала уходить. Чуть слышный голосок повторил:
– Не забудь меня! Не забудь меня!
И тут только Луговица заметила в разнотравье, в луговом цветном узо́рочье, голубую капельку, словно бусинку. Маленький голубой цветок просил: «Не забудь!»
– Хорошо, – сказала Луговица, – будь «незабудка»!
Только Луговица произнесла это слово, как вспомнила, что она пришла на землю отыскать одолень-траву. Нашла она пучок этой травы, вырвала из земли и бросила в ручей. Поплыла одолень-трава вместе с ручьём. Потом попала в реку. Принесла река одолень-траву в бурный горный поток. Дух лёгкого ветерка Догода подхватил одолень-траву и принёс к Злодеищу-Лиходеищу в сад. Прикоснулся Догода волшебной травой к цепи, и она словно нитка порвалась. Освободилась чудесная птица Алконост. Взмахнула крыльями, поднялась выше леса стоячего под облака ходячие и улетела. Впереди была свобода.