Троянская война
Однако не долго наслаждался счастливой семейной жизнью Одиссей. Мифология рассказывает, что после того как Елена Прекрасная сбежала из Спарты с троянским царевичем Парисом, он должен был отправляться вместе со спартанцами в Трою для восстановления справедливости.
Не желая оставлять молодую жену и сына, Одиссей пытался притвориться безумным. Но Паламед – один из тех, кто приехал звать Одиссея к стенам Трои – сумел разоблачить его притворство, и ему волей-неволей пришлось покинуть Итаку.
Снарядив 12 кораблей, Одиссей, история которого рассказывается в этой статье, отправляется в Трою. По дороге он помог грекам найти Ахилла (Ахиллеса), укрытого матерью Фетидой, которая пыталась уберечь сына от гибели, на о. Скирос.
Он же вызвался задобрить разгневанную Артемиду, доставив в Авлиду самую красивую из дочерей Агамемнона – Ифигению (девушку должны были принести в жертву богине).
Согласно древнегреческому эпосу, подвиги Одиссея были направлены на предотвращение начала Троянской войны. Вместе с законным мужем сбежавшей Елены Менелаем он пытался уладить дело миром.
Во время войны, которой так и не удалось избежать, Одиссей проявил себя как храбрый воин, отличный и хитрый стратег и тактик. Именно он пленил троянского разведчика Долона; задержал прорицателя Гелена; совершил вылазку против царя Реса, прибывшего на помощь троянцам; выкрал из осажденного города статую Афины Паллады, которая должна была помочь грекам одержать победу; уговорил Филокрета отдать лук Геракла (по другой версии он просто похитил этот лук). Подвиги Одиссея многочисленны. О некоторых из них будет рассказано ниже.
Кроме того, есть версия, что идея создания легендарного Троянского коня также принадлежала Одиссею.
При этом во время осады, воспользовавшись удобным случаем, Одиссей мстит Паламеду, разоблачившему его хитрость с безумием.
После гибели Ахилла, Одиссей получает его доспехи, что приводит к самоубийству Аякса. Впоследствии этот трофей Одиссей передает сыну Ахилла, уговаривая того вступить в войну.
Банши
Разновидности банши в том или ином виде есть у многих кельтских народов, а корнями легенда уходит в Ирландию. Образ этого существа значительно разнится: кто-то описывает банши как отвратительную уродливую старуху с сильно отвисшей грудью, другие утверждают, что банши — очень даже привлекательная молодая девушка с длинными волосами.
Банши. ()
Банши можно услышать или увидеть, и в обоих случаях это к беде, а, точнее, к смерти. Услышать плач банши — к утрате близкого родственника, увидеть это создание — умереть самому. Считается, что банши — это дух женщины, скончавшейся во время родов. Встретиться с ней можно, согласно расхожему поверью, у водоёма, стирающей окровавленное бельё того члена семьи, которому предстоит скорая смерть. Банши также плачут в лесу или неподалёку от дома будущего покойника. Эту предвестницу печали, скорби и смерти, согласно легендам, слышали и видели незадолго до битв и сражений.
Начало происхождения богов
Первоначально, до возникновения богов, существовал Хаос, бесформенное первобытное пространство, в котором находились Тартар (материя, мрачная пустот») и Эрос (Eros, Эрот, порождающая сила). Движения Тартара под влиянием Эроса породили Эреб (первобытный туман) и Ночь. В них стал действовать Эрос, и они породили Эфир и день (Гемеру). Материя, находившаяся в Хаосе, сложилась в первую богиню – «широкогрудую» Гею (землю), мать и питательницу всего, производящую все живое, и принимающую снова в свое темное лоно все производимое. Гея, поднявшись, породила Урана (звездное небо), и он распростерся сводом над нею; опустившись, она породила море (Понт), и оно распростерлось под нею; породила она и горы.
Древнегреческий миф о сотворении мира
Химера
Химера. (wikipedia.org)
Одно из вселяющих ужас существ в греческой мифологии — химера, или «молодая коза», которой от козы, собственно, досталось только брюхо. Каноническое описание, данное химере Гомером в «Илиаде», гласит: голова и шея у чудовища от льва, вместо хвоста — змея, а главное умение, которым наградил химеру мифологический отец Тифон, — извергать пламя изо рта.
Ещё более странный образ химеры преподносит Гесиод, наделяя мифическое существо третьей головой: одна, как уже известно, львиная, вторая — вместо хвоста — змеиная, а третья собственно козья. Однако Гесиод, не сумевший, видимо, найти другого места для третьей головы, разместил её прямо в середине туловища. Именно так и выглядит химера на знаменитом бронзовом изваянии из Ареццо.
Химера. (wikipedia.org)
Исследователи сошлись во мнении, что Химера — это и есть некая метафора. Её реальное существование всё-таки подвергли серьёзным сомнениям, поэтому со временем понятие «химера» стало использоваться для обозначения ложной идеи и пустого вымысла.
Вулвер
Легенды Шетландских островов повествуют о существе под названием вулвер — человеке, покрытом шерстью, с головой волка. В отличие от оборотня, вулвер пребывает в таком состоянии постоянно, то есть всегда находится где-то между волком и человеком.
Вулвер. (aminoapps.com)
Древние кельты верили, что вулвер эволюционировал от волка и развился в итоге в получеловека с волчьими признаками (шерсть и голова). Несмотря на устрашающий вид, вулвер не опасен, если вести себя с ним корректно. Но стоит проявит агрессию, и тот нападёт. В шотландских мифах вулвер, как правило, выступает в роли доброжелательного существа: он помогает беднякам, оставляя для них часть своего улова, редко по своему желанию пересекается с человеком и предпочитает проводить дни в уединении, прячась в пещере или рыбача на берегу.
Стада Гелиоса.
Радуясь, что им удалось проскочить мимо прожорливых чудовищ, греки поплыли дальше, пока не достигли Тринакрии, острова бога солнца, где Фаэтуза и Лампетия стерегли священные стада Гелиоса. Моряки решили отдохнуть здесь, но Улисс сказал, что слепой прорицатель Тересий предупредил его, чтобы они здесь не высаживались, поскольку, убив священного быка, они навлекут на себя гнев Гелиоса.
Но люди, измотанные долгим плаванием, так жалобно просили Улисса об отдыхе, обещая довольствоваться теми продуктами, что были у них с собой, что Улисс неохотно уступил, и вся команда сошла на берег.
Моряки хорошо отдохнули, но противные ветра мешали им отправиться в дальнейший путь. Вскоре провизия у них закончилась, а те несколько рыб и птиц, которых им удалось поймать, не смогли утолить муки голода.
Тогда Эврилох, во время отсутствия Улисса, с небольшим отрядом убил нескольких быков. К изумлению и ужасу моряков, мясо во время жарки издавало мычание, а шкуры извивались, как живые. Но это зрелище, однако, не смогло отвратить моряков от еды, и они семь дней предавались пиршеству, пока, наконец, Улисс не заставил их покинуть берега Тринакрии.
Тем временем Лампетия поспешила к отцу и сообщила ему о преступлении, совершенном спутниками Улисса. Разгневанный Гелиос явился на совет богов и потребовал покарать нечестивцев, пригрозив, что если их не накажут, то он лишит мир света. Юпитер, чтобы успокоить его, тут же пообещал, что все обидчики понесут заслуженную кару.
Гелиос, смело сияй для бессмертных богов и для смертных,
Року подвластных людей, на земле плодоносной живущих.
Их я корабль чернобокий, низвергнувши пламенный гром свой,
В море широком на мелкие части разбить не замедлю.
Гомер.
Это обещание было тут же выполнено, и все моряки, кроме Улисса, который не притронулся к мясу священных быков, утонули в морской пучине. Улисса, вцепившегося в обломки руля, в течение девяти дней носило по волнам, пока он не был выброшен на остров Огигия, где жила прекрасная морская нимфа Калипсо.
В мифологии
Сцилла и Харибда
Мифология Древней Греции – красочное и образное явление в культуре, ставшее основой для искусства, традиций и фольклора. Природные явления связывались жителями этих земель с магическими и таинственными созданиями, обладавшими сверхъестественными способностями. Современные исследователи находят оправдания и переводят значение тех или иных персонажей мифов, а читателям остается удивляться фантазии и образному мышлению людей, населявших Аппенинский полуостров.
Древние греки верили, что высота Харибды огромна. В сравнении со Сциллой, обладающей тремя пастями, двенадцатью лапами и шестью головами, она казалась менее устрашающей, но не менее сильной. Харибда олицетворяла водяную богиню, преграждавшую путь мореплавателям и топящую путешественников в морской пучине.
Харибда – арт
Харибда – уникальное существо, аналогов которому нет в легендах других народов. Оно – сосредоточение морского гнева, выражающееся в смертоносных водоворотах, питающееся волнами и тем, что они приносят.
Воронки, затягивающей в себя все живое, издревле боялись торговцы, путешественники и исследователи новых земель. В мифах, описывающих чудовище, говорится о страшном голоде, которое оно испытывает на постоянной основе. Чтобы утолить потребность, монстр трижды в день заглатывает морскую воду и трижды изрыгает ее. Но раз вода возвращается обратно, ее нельзя считать пищей. Допустимо, что так устроен процесс дыхания Харибды.
Зубы Харибды
В легенде упоминаются зубы, расположенные в огромной глотке чудища. Так могли описывать острые камни, находящиеся в проливе. Мифы не обрисовывают четко внешность монстра, и впечатление о пищеварительной системе Харибды составить сложно. Возможно, вся она – один сплошной рот, в котором нет языка.
По представлениям эллинов, Мессинский пролив охранялся двумя чудищами – Сциллой и Харибдой, расстояние между которыми измерялось полетом стрелы. Глупые мореходы становились жертвой Харибды, те, кто считал себя умнее, попадали в пасть Сциллы. Мудрецы обходили эти территории стороной, ища окольные пути.
В мифах об Одиссее рассказывается о том, как доблестный герой побывал на остриях зубов Харибды в ходе кораблекрушения. Несколько дней путешественник продержался на осколках корабля, которых отталкивали и вновь притягивали волны залива. Глоток Харибды принес Одиссея к ее пасти, где мужчина ухватился за растения. Они помогли ему выжить. Вместе с обратным потоком воды Одиссей выплыл, выносимый отливом, и остался в живых.
Одиссей
Пыталась ли Харибда убить мужчину или просто выполняла привычный алгоритм – неизвестно. Но, выбирая из двух чудищ, Одиссей решил избежать встречи с кровожадной Сциллой и предпочел пройти испытание Харибдой.
Харибда как воплощение природной силы не испытывала эмоций и чувств в отношении своих жертв. Вряд ли чудовище располагало разумом и аналитическими способностями, поэтому поклонение ему и жертвоприношения не приносили результатов. Монстр функционировал, как огромный механизм поглощения.
Посейдон
Мифы не повествуют о смерти Харибды, значит, чудовище могло выбрать иное место для продолжения привычной деятельности. Древние греки размышляли: сменила ли Харибда место проживания или затаилась в морской пучине, перенесли ли ее боги в другую местность или она перебралась куда-то самостоятельно. Поздние сказания не радуют подробной информацией о чудовище. А воды Мессинского пролива сегодня славятся спокойствием.
Древние легенды, отсылающие к ранним временам, гласят: Харибда не всегда была монстром. Прелестная наяда, дочь Геи и Посейдона, она вынуждена была принять облик чудовища, создающего смертоносные водовороты. Преданная дочь пыталась помогать Посейдону в борьбе с Зевсом. Она организовывала приливы, топя населенные пункты, леса и поля. Этим девушка вызвала гнев Зевса, ведь владения Посейдона увеличивались. По воле дядюшки Харибда превратилась в монстра, находящегося в узком водном протоке.
Медуза Харибда
Имя мифического создания запечатлено биологами. Харибдой названа одна из разновидностей медуз.
Оскопление Урана Кроном
Гея, страдая от этого, решила отомстить Урану. Она сделала из железа большой серп и дала его Крону, самому младшему из титанов, который один из всех них согласился исполнить замысел матери. Когда Уран спустился ночью на ложе Геи, Крон, спрятавшийся подле того места, отрезал серпом и отбросил половой член отца. Гея восприняла капли крови, упавшие при этом, и от них родила трех Эриний, гигантов и мелийских нимф. В мифах Древней Греции, Эринии, у которых вместо волос на голове были змеи, ходят с факелами по всей земле, преследуя и наказывая злодеев; их три: Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная). Гиганты и мелийские нимфы были в мифах Древней Греции олицетворения мщения, насилия, кровопролития. Отрезанный у Урана детородный член упал в море и носился по волнам; из белой пены этих волн родилась Афродита (Анадиомена, «подымающаяся из воды»), составлявшая прежде часть существа Урана (бывшая Ураниею), теперь сделавшаяся особым существом. Уран проклял титанов. – По мнению учёного Преллера, Крон вначале был в Древней Греции богом созревания хлеба и стал олицетворением времени, идущим незаметным ходом к поре созревания, и быстро срезывающим то, что созрело, «бог иссушающего зноя, которым прекращаются дожди его отца, неба».
Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.
Атаки[править | править код]
1. Атака с разбега левой лапой. Очень часто используемый прием. Отскакивайте под бьющую лапу, наносите один удар и отпрыгивайте назад.
2. Удар сначала правой, а затем левой лапой перед собой. Атака сопровождается воздушным потоком.
3. Удар левой ладонью по полу с созданием молнии. Удар, наносящий урон на средние дистанции. Опрокидывает игрока.
4. Удар левым кулаком, стоя на четвереньках. Чудовище опирается на три лапы, а затем, вытягивая свободную лапу на всю длину, наносит удар левой лапой.
5. Серия из двух ударов лапами сверху вниз с небольшой воздушной волной. Первый удар в серии слева.
6. Два удара перед собой по корпусу охотника. Чтобы он попал по вам этой серией вы должны вплотную стоять к нему.
7. Толчок двумя кулаками. На второй и третей стадии к этой атаке добавляется сильная воздушная волна, значительно повышающая дальнобойность приема.
8. Серия из трех ударов в пол. Первые два удара наносит кулаками, последний ладонью. Начинает серию левой рукой.
9. Серия из трех размашистых ударов, начинающаяся с удара правой лапы.
10. Серия, заканчивающаяся двойным ударом кулаков в пол. Перед этим наносит один или два удара сверху вниз с движением вперед.
11. Отмашки правой и левой лапой. По сути проводит атаки предплечьем. На второй и третей стадиях может соединять в серию из четырех ударов с комбинаций ударов по корпусу.
12. Удар с разворота – наносит этот удар, если охотник стоит сбоку. Поэтому не наносите два удара, он проводит эту атаку очень резко.
13. Удар правой при приземлении после прыжка. Сбивает с ног.
Сцилла в мифологии
Сцилла выглядит как громадное чудовище с шестью головами на змеиных шеях и со змеиным или рыбьим хвостом. По другой версии, верхняя часть тела Сциллы выглядит женской, а нижняя — собачьей, а вместе с чудовищем живут шесть собак, которых Сцилла родила.
В гомеровской поэме «Одиссея» Сциллу изображают в паре с Харибдой – морским чудовищем, которое представляет собой то ли монстра, то ли громадный опасный водоворот. Харибда трижды в день жадно поглощает и извергает морскую воду, выбрасывая назад то, что прежде в себя засосала.
Зевс
Благодаря этой особенности смерти в пасти Харибды смог избежать Одиссей, который столкнулся с этим водоворотом дважды. Во второй раз — когда по воле разгневанного Зевса буря уничтожила одиссеев корабль, а трупы команды разметала по морским просторам. Одиссея, который успел прицепиться к мачте и поэтому не погиб, ветром отнесло к Харибде.
Водоворот разверзался под скалой, и над ним к воде спускались ветви смоковницы. Одиссей успел ухватиться за них, когда обломки корабля начало затягивать в водоворот, и провисел так долгое время, пока Харибда не перешла в стадию «извержения» и не выплюнула обломки назад. Тогда царь Итаки отпустил смоковницу, упал на обломок корабля и выбрался из водоворота верхом на нем.
Харибда
Сцилла живет в морском проливе на скале, а Харибда обитает на расстоянии полета стрелы от нее, под другой скалой. Люди, проходящие этот пролив на кораблях, оказываются в громадной опасности между двумя кровожадными чудовищами. Так, Сцилла сожрала часть команды Одиссея, когда царь Итаки пытался вернуться домой из-под Трои.
Корабль Одиссея шел тесным проливом, когда царь увидел, что с одной стороны им грозит водоворот Харибда, который жадно поглощает морскую воду, а с другой — многоголовая Сцилла. Одиссей рассудил, что если пройти ближе к Харибде, то корабль затянет в водоворот и погибнет весь экипаж. Если же обойти водоворот и пройти ближе к Сцилле, то погибнет только часть команды. Корабль пошел мимо Сциллы, монстр сцапал и сожрал шестерых спутников Одиссея, а остальные вместе с кораблем благополучно миновали ужасный пролив.
Сцилла и корабль Одиссея
Древние авторы пытались привязать место обитания этих двух мифологических чудовищ к реальным географическим локациям. Так, считалось, что Сцилла и Харибда живут в Мессинском проливе между островом Сицилия и Калабрией. Местом обитания Харибды считали сицилийскую часть пролива, чудовищный водоворот «жил» там под Пелорским мысом. Сциллу же «поселили» на противоположном мысу, который так и назывался — Scyllaeum promontorium, «мыс Сциллы».
Разумеется, реальный Мессинский пролив не был таким уж опасным местом, населенным фантастическими чудовищами, которые угрожали бы проходившим по проливу кораблям. Это несоответствие повлияло на трактовку образов Сциллы и Харибды. Первую стали считать скоплением остроконечных скал, а вторую — обыкновенным водоворотом.
Сцилла
У Гомера обиталище Сциллы выглядит следующим образом: зловещая скала, утопающая в вечном сумраке и затянутая темными облаками, которая остроконечной вершиной уходит в небо. Забраться туда невозможно, потому что скала необыкновенно гладкая и крутая. В скале есть пещера, расположенная на такой высоте, что стрелы не долетают до нее. Ужасная Сцилла обитает в этой пещере и оттуда оглашает окрестности чудовищным лаем и визгом. Имя Сцилла в переводе с греческого означает «Лающая».
Сама Сцилла у Гомера выглядит как косматый монстр о двенадцати лапах и шести головах на длинных гибких шеях. Лапы у Сциллы были спереди и двигались, а в каждой пасти сверкали три ряда острых зубов. Выслеживая добычу, Сцилла высовывала из пещеры головы и грудь и озирала окрестности.
Сцилла — арт
В ожидании вкусных мореплавателей чудовище шарило длинными лапами по ближайшим поверхностям и вылавливало морскую живность — тюленей и дельфинов, которых пожирало. Рацион Сциллы разнообразили проходящие мимо корабли, где чудовище могло сцапать разверстыми пастями или лапами шестерых моряков одновременно.
Сцилла описывается и у других древнегреческих и древнеримских авторов. Вергилий сообщает, что сцилл было несколько, и те вместе с другими чудовищами населяли окрестности Тартара — глубочайшей бездны, которая находится под царством Аида.
Ясон
Сцилла и Харибда упоминаются в мифах об аргонавтах и Энее. Ясон и аргонавты благополучно миновали Харибду, и в этом им помогла морская нимфа Фетида. А герой Троянской войны Эней, которому предстояло пройти узким проливом между Сциллой и Харибдой, как все правильные герои, предпочел пойти в обход, и вовсе не стал соваться в опасное место.
Родственники Сциллы
Три богини могут претендовать на роль её матери. В «Одиссее» мать монстра – это загадочная морская богиня по имени Кретея. Позже ученые предположили, что имя Crataeis произошло от Ceto или Гекаты (покровительницы магии). Ещё один возможный кандидат на роль матери Сциллы – Ламия, чудовищный оборотень, пожирающий молодых мужчин.
Отцом Сциллы мог быть Форси – одно из самых древних морских божеств. Некоторые исследователи указывают в качестве отца другого малоизвестного мифологического персонажа по имени Титон.
Ужас, который наводила Сцилла на древнегреческих мореплавателей, поддерживался другим монстром, обитающим на противоположной стороне ее смертоносного пролива. Имя этому чудовищу – Харибда (позднее она была названа дочерью Посейдона).
Пока Сцилла пряталась в пещере среди скал, используя свои длинные щупальца, чтобы утаскивать мореплавателей с кораблей, Харибда скрывалась в пучинах вод. Харибда была описана как гигантский водоворот, настолько мощный, что он издает громкий рев, способный заглушить даже визг Сциллы. Пытаясь уклониться от Харибды, корабли Одиссея были вынуждены обогнуть край утеса и пожертвовать шестью лучшими людьми, проглоченными голодной Сциллой. Как говорит Цирцея в «Одиссее»:
«Гораздо лучше потерять шесть человек и сохранить свой корабль, чем потерять весь экипаж без исключения».
Троянская война: главный миф о войне
Сюжет мифа:
В классической версии мифа троянский царевич Парис при помощи благоволящей ему Афродиты похищает Елену Прекрасную, жену царя Менелая. Менелай и его старший брат, микенский царь Агамемнон, собирают со всей Греции войско, осаждают Трою и спустя 10 лет сжигают ее дотла. Парис и вся его семья убиты, Елена возвращается домой с мужем.
Как объяснялся:
В античной литературе существует множество интерпретаций этого мифа и не меньше попыток понять, что в сказаниях троянского цикла правда, а что — выдумка. Но самый, пожалуй, оригинальный взгляд на эту историю принадлежит оратору, философу и историку Диону Златоусту.
«Но кто же поверит, чтобы Ахилл послал своего лучшего друга на верную смерть? Кто поверит, что Патрокл пал в бою, если курганы всех героев Троянской войны до сих пор стоят недалеко от Трои, а кургана Патрокла среди них нет?» — вопрошает Дион, добавляя, что знаменитый троянский конь — не более чем дар Афине, воздвигнутый ахейцами во искупление неправедной войны.
«Наконец, посмотрим, как вели себя греки и троянцы после войны. Греки отплывают из Трои наспех, в бурную пору года, не все вместе, а порознь: так бывает после поражений и раздоров. А что ждало их на родине? Агамемнон был убит, Диомед — изгнан, у Одиссея женихи разграбили все имущество, — так встречают не победителей, а побежденных.
История[править | править код]
Сцилла была гротескным морским монстром, с четырьмя глазами, шестью длинными шеями с ужасными головами, у каждой из которых было три ряда острых зубов. Ее тело состояло из двенадцати щупальцеобразных ног, хвоста и 4-6 собачьих голов вокруг талии. Она была одной из детей Форкия и, по разным версиям, Гекаты, Кратеиды, Ламии или Кето. Некоторые источники, в том числе Стесихор, называют ее родителями Тритона и Ламию.
Согласно Овиду, Сцилла когда-то была красивой нимфой. Морской бог Главк, превращенный в рыбака, влюбился в нее, но она сбежала от него на землю, где он не мог ее достать. Отчаяние наполнило сердце Главка, и он отправился к волшебнице Цирцее за любовным зельем, которое растопило бы сердце Сциллы. Пока он рассказывал историю своей любви, волшебница сама его полюбила. Она попыталась добиться его своими самыми милыми словами и взглядами, но это не подействовало на морского бога. Цирцея была в ярости, но злилась не на Главка, а на Сциллу. Она приготовила флакон невероятно сильного яда и вылила его в пруд, где купалась Сцилла.
Как только нимфа зашла в воду, она превратилась в ужасающего монстра с двенадцатью ногами, шестью головами и тремя рядами зубов у каждой головы. Злые, рычащие волчьи головы выросли из ее талии, и она пыталась смахнуть их. Она стояла там в полном несчастье, не имея возможности сдвинуться, презирая и уничтожая всё, до чего могла дотянуться, и представляя опасность для проплывающих мимо моряков. Каждый раз, когда мимо проплывал корабль, каждая ее голова хватала одного из членов экипажа.
Сцилла
. Прежде чем стать чудовищем и обратиться в скалу, Сцилла была нимфой, которую полюбил Главк, один морских богов. Дабы ее покорить, Главк попросил о помощи Кирку, которая славилась знанием трав и волшебства. Однако Кирка сама влюбилась в Главка, да только никак не могла заставить его забыть Сциллу. И, чтобы наказать соперницу, она вылила сок ядовитой травы в источник, в котором нимфа купалась. Далее, по словам Овидия («Метаморфозы», XIV, 59 — 67):
Сцилла пришла и до пояса в глубь погрузилась затона,
Но неожиданно зрит, что чудовища некие мерзко
Лают вкруг лона ее. Не поверив сначала, что стали
Частью ее самое, бежит, отгоняет, страшится
Песьих дерзостных морд, — но в бегство с собою влечет их,
Щупает тело свое, и бедра, и икры, и стопы.
— Вместо знакомых частей обретает лишь пасти собачьи.
Все — лишь неистовство псов; промежности нет, но чудовищ
Спины на месте ее вылетают из полной утробы.
Она чувствует, что стоит на двенадцати ногах, что у нее шесть голов и в каждой голове — три ряда зубов. Такая метаморфоза настолько ее устрашила, что Сцилла бросилась в пролив, разделяющий Италию и Сицилию, где боги превратили ее в скалу. Когда во время бури ветер загоняет суда в каменистые расщелины скалы, моряки, по их словам, слышат доносящийся оттуда жуткий рев.
Эту легенду можно также найти у Гомера и у Павсания.
Картины
Картина Дж. М. У. Тернера , изображающая Сциллу, бегущую вглубь страны из-за завоеваний Главка (1841 г.)
В каролингском аббатстве Корвей в Вестфалии уникальная настенная живопись IX века изображает, среди прочего, битву Одиссея со Сциллой. Эта иллюстрация нигде не упоминается в средневековом искусстве.
В эпоху Возрождения и позже именно история Главка и Сциллы захватила воображение художников по всей Европе. В цикле фресок Агостино Карраччи 1597 года «Любовь богов в галерее Фарнезе» эти двое изображены обнимающимися, соединение, которое не подтверждается мифом. Более ортодоксальные версии показывают, что девушка убегает от любовных объятий бога, как, например, на картине Филлипо Лаури, написанной маслом на меди, и на холсте Сальватора Розы, написанном маслом в Музее изящных искусств в Кане .
Другие художники изображают их разделенными соответствующими элементами земли и воды, как на картинах фламандца Бартоломеуса Шпрангера (1587 г.), которые сейчас хранятся в Художественно-историческом музее в Вене. Некоторые добавляют деталь купидона, целящегося в морского бога из лука, как на картине Лорана де ла Хайра (1640/4) в Музее Ж. Поля Гетти и Жака Дюмона ле Ромена (1726) в Музее. des beaux-arts de Troyes . Также можно увидеть двух купидонов, порхающих вокруг убегающей Сциллы, на поздней картине сцены Дж. М. У. Тернера (1841 г.), которая сейчас находится в Художественном музее Кимбелла .
Питер Пауль Рубенс показывает момент, когда испуганная Сцилла впервые начинает меняться под взглядом Главка (около 1636 г.), в то время как картина Эглона ван дер Нира 1695 года в Государственном музее показывает, как Цирцея отравляет воду, когда Сцилла готовится к купанию. Есть также две прерафаэлитские трактовки последней сцены, написанные Джоном Мелхуишем Струдвиком (1886) и Джоном Уильямом Уотерхаусом ( Circe Invidiosa , 1892).
Цирцея – роковая колдунья
О происхождении Цирцеи древнегреческие сказания имеют несколько версий. Согласно самой распространённой, некогда солнечный бог Гелиос без памяти влюбился в дочь титана Океана, Персеиду.
От их союза на свет появилась прекрасная девочка, названная Цирцеей. Родственницей её была Геката, таинственная богиня луны. По всей видимости, именно она передала малышке особый дар к магическим искусствам, наделив невероятными способностями. От своих отца и матери юная Цирцея унаследовала красоту и способность очаровывать всякого, кто видел её.
Цирцею можно по праву назвать роковой женщиной. Став взрослой, она вышла замуж за сарматского царя. Вот только муж чем-то не угодил своей возлюбленной колдунье, из-за чего был отравлен.
Цирцея стала полноправной правительницей в своём крае, однако жестокость и своенравие сыграли с ней злую шутку. Разгневанные придворные изгнали волшебницу, и ей пришлось поселиться на отдалённом острове посреди океана.
Одиссей на Эолии
Следующим островом, к которому пристал единственный уцелевший корабль Одиссея, стал остров бога ветров Эола. Здесь хозяин и гость крепко сдружились, и Эол подарил Одиссею кожаный мешок с ветрами, которые должны были помочь путникам скорее вернуться домой.
И вот она, долгожданная Итака. Издали увидев родные берега, спутники Одиссея решили открыть мешок Эола, предположив, что в нем сокрыты богатые сокровища. В тот же миг корабль был подхвачен освободившимися ветрами и вновь оказались у Эолии.
Помогать Одиссею и его товарищам Эол отказался. И они вновь вынуждены были отправиться в дальнее плавание, предоставив себя воле волн и ветра.
Медея: берегись мести брошенной женщины
Сюжет мифа:
Медея была дочерью царя Колхиды и помогла Ясону добыть золотое руно. Ясон, покидая Колхиду, забрал полюбившую его Медею с собой. Долго прожили они вместе, но потом Ясон решил жениться на дочери коринфского царя. Медея в гневе, но притворяется, что смирилась, чтобы отомстить. Будучи могущественной колдуньей, она отправляет сопернице подарок: великолепное платье и головной убор. Не в силах устоять перед подарками, девушка их надевает. Внезапно наряд вспыхивает огнем, невеста гибнет, и отец ее вместе с ней.
Как объяснялся:
В античные времена люди уже были знакомы с нефтью и знали ее горючие свойства. Так появилось предположение, что Медея смазала свои подарки не таинственным колдовским зельем, а нефтью, и наряд царевны вспыхнул не сам по себе, а от попавшей на него искры. Ситуация правдоподобная, если помнить, что открытый огонь непрерывно окружал людей того времени, будь то алтарь, очаг, факел или треножник, освещавший жилище.
«Некоторые люди, стремясь примирить предание с истиной, весьма правдоподобно утверждают, что именно нефть была тем зельем, которым Медея смазала воспетые в трагедиях венок и пеплос», — пишет Плутарх, описывая путешествие Александра Македонского по Вавилонии и то, как местные жители поджигали нефть, чтобы развлечь царя.
Иран и Индия
Макара – «водяной монстр», огромный крокодил, нечто, сочетающее в себе изначально качества акулы, рыбы и рептилии. Потом к этой мешанине стали прибавлять дополнительные элементы от образов сухопутных существ и даже растений: слона, льва, лотосных корней и пр.
По свидетельству ранних индийских мифов, Макара – живет и барагозит в водной стихии, морях и океанах. Часто изображается как вахана (ездовое животное) бога Варуны.
Ахи-будхнья – дэв, «змей глубин», пребывающий на дне, участник многих священных текстов Вед, упоминающийся вместе с различными божествами водных глубин.
Дану – «влага», богиня изначальных вод жизни. Ее дитя Вритра – демоническое существо, причисляемое к хаотическим силам – изображается в виде первобытного змея или дракона, стерегущего воды. Храмы Дану устраивались у священных озер.
Шеша – божественное существо в индуизме и буддизме, царь всего народа Нагов, описывается как змей с тысячей голов. Его гигантские размеры охватывают всю Вселенную, а планеты опираются на змеиные головы Шешу-Ананты.
Божественные Вишну и Лакшми располагаются на Шешу, изображение 19 века.
Сам он, свернутый кольцами, плавает в вечности и бесконечности космического Океана. Вселенная может разрушиться и умереть, Шешу – останется неизменным.
Отцовство
Сцилла на реверсе денария I века до н.э., отчеканенного Секстом Помпеем.
Происхождение Сциллы зависит от автора. Гомер , Овидий , Аполлодор , Сервий и схолиаст Платона – все называют Кратеидой матерью Сциллы. Ни Гомер, ни Овидий не упоминают отца, но Аполлодор говорит, что отцом был либо Триен (вероятно, текстуальное искажение Тритона ), либо Форкус (вариант Форкиса ). Точно так же платоновский схолиаст, возможно, вслед за Аполлодором, называет отца Тирреном или Форкусом, а Евстафий у Гомера, Одиссея 12.85, называет отца Тритоном.
У других авторов Геката – мать Сциллы. Hesiodic Megalai Ehoiai дает Гекат и Аполлон как родители Сциллы, в то время как Акусилай говорит , что родители Сциллы были Гекат и Phorkys (так же Schol. Odyssey 12,85).
Возможно, пытаясь согласовать эти противоречивые сведения, Аполлоний Родосский говорит, что Кратеис было другим именем Гекаты, и что она и Форцис были родителями Сциллы. Точно так же Семос из Делоса говорит, что Кратеида была дочерью Гекаты и Тритона и матерью Сциллы от Деймоса. Стесихор (один) называет Ламию матерью Сциллы, возможно, Ламия, которая была дочерью Посейдона , в то время как, согласно Гаю Юлию Гигину , Сцилла была потомком Тифона и Ехидны .