Горячие новости

Имя

Одиссей проплывает под Сциллой

Ски́лла (др.-греч. Σκύλλα, в латинской транслитерации Сци́лла, лат. Scylla) и Хари́бда (др.-греч. Χάρυβδις, допустима транскрипция Харибдида) — морские чудища из древнегреческой мифологии. Харибда в древнегреческом эпосе — олицетворённое представление всепоглощающей морской пучины (этимологически Харибда восходит к лексеме, означающей «водоворот», хотя есть и иные толкования этого слова). В Одиссее Харибда изображается как морское божество (др.-греч. δία Χάρυβδις), обитающее в проливе под скалой в расстоянии полёта стрелы от другой скалы, которая служила местопребыванием Сциллы.

Географически местопребывание Сциллы и Харибды приурочивалось древними к Мессинскому проливу между Сицилией и Калабрией, причём Харибда помещалась в сицилийской части пролива под Пелорским мысом, а Сцилла на противоположном мысе (в Бруттии, близ Регия), носившем в историческое время её имя (лат. Scyllaeum promontorium, др.-греч. Σκύλλαιον).

Предполагаемые туши морских чудовищ

Санкт — Августин Монстр был туша , что выбросило на берег недалеко от Санкт — Августин, штат Флорида , в 1896 году был изначально постулируется быть гигантский осьминог .

О трупах морских чудовищ сообщалось с недавней древности (Heuvelmans 1968). Неопознанные туши часто называют глобстерами . Предполагаемый плезиозавр, пойманный японским траулером Zuiyō Maru у берегов Новой Зеландии, произвел фурор в 1977 году и был увековечен на бразильской почтовой марке до того, как ФБР предложило ему быть разлагающимся трупом гигантской акулы . Точно так же анализ ДНК подтвердил, что предполагаемое морское чудовище, выброшенное на Ньюфаундленд в августе 2001 года, было кашалотом .

Другим современным примером «морского монстра» было странное существо, выброшенное на берег в Лос-Муэрмос на чилийском берегу моря в июле 2003 года. Сначала оно было описано как «гигантская медуза размером с автобус », но позже было определено, что это еще один труп. из кашалота . Случаи бескостных аморфных глобстеров иногда считают гигантскими осьминогами , но теперь установлено, что кашалоты, умирающие в море, разлагаются таким образом, что жир отделяется от тела, образуя невыразительные белесые массы, которые иногда имеют волосатую текстуру из-за к обнаженным прядям коллагеновых волокон. Анализ на Zuiyō Мару туши показал сравнимую явление в разлагающихся туш гигантской акулы, которые теряют большую часть нижней области головы и спинного и хвостового плавников во- первых, что делает их похожими на плезиозавра.

Описание у Гомера[править | править код]

Скала Сциллы высоко подымалась острой вершиной до неба и вечно была покрыта тёмными облаками и сумраком; доступ к ней был невозможен вследствие её гладкой поверхности и крутизны. Посредине её, на высоте, недосягаемой даже для стрелы, зияла пещера, обращённая тёмным жерлом на запад: в этой пещере обитала страшная Сцилла. Без умолку лая (Σκύλλα — «лающая»), чудовище оглашало окрестности пронзительным визгом. Спереди у Сциллы двигалось двенадцать лап, на косматых плечах подымалось шесть длинных гибких шей, и на каждой шее торчало по голове; в пасти у неё сверкали частые, острые, расположенные в три ряда зубы. Вдвинувшись задом вглубь пещеры и выставившись грудью наружу, она всеми головами выслеживала добычу, шаря лапами кругом по скале и вылавливая дельфинов, тюленей и других морских животных. Когда проходил корабль мимо пещеры, Сцилла, разинув все пасти, разом похищала с корабля по шесть человек. В таких чертах обрисовывает Гомер Сциллу.

Харибда, напротив, у Гомера не имеет индивидуальности: это просто морской водоворот, тревожимый незримой водяной богиней, которая три раза в день поглощает и столько же раз извергает морскую воду под второй из упомянутых скал.

Когда Одиссей со своими спутниками проходил тесным проливом между Сциллой и Харибдой, последняя жадно поглощала солёную влагу. Рассчитав, что смерть от Харибды угрожает неминуемо всем, тогда как Сцилла могла схватить своими лапами лишь шесть человек, Одиссей, с потерей шести своих товарищей, которых сожрала Сцилла, избегает ужасного пролива.

Когда позднее, в наказание за святотатственное избиение быков Гипериона, по воле Зевса, буря разбила корабль Одиссея и разметала по морю трупы его товарищей, сам Одиссей, успевший прицепиться к мачте и килю, был снова отнесён ветром к Харибде. Видя неминуемую гибель, он в тот момент, когда обломки корабля попали в водоворот, ухватился за ветви смоковницы, спускавшейся к воде, и висел в таком положении до тех пор, пока Харибда не выбросила обратно «желанные брёвна». Тогда он, раскинув руки и ноги, всей тяжестью упал на выброшенные остатки корабля и, оседлав их, выбрался из водоворота.

Согласно Гигину, снизу собака, сверху женщина. У неё было 6 рожденных ею собак, и она сожрала 6 спутников Одиссея.

Подобно Одиссею, счастливо миновал Харибду и Ясон со своими спутниками, благодаря помощи Фетиды; Эней же, которому тоже предстоял путь между Сциллой и Харибдой, предпочел объехать окольным путём опасное место.

У Вергилия упоминается несколько Скилл, которые в числе других чудовищ населяют преддверие Тартара.

Сцилла и Харибда: примеры употребления

Как трудно было им пройти безвредно между Сциллою сердечного влечения и Харибдою нравственного закона…В.Г. Белинский. «»Горе от ума». Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова» (1839)

Авось и в Сциллу не попаду и Харибду миную! И.С. Тургенев. «Где тонко, там и рвется» (1851)

Оказалось, что тут было крупное недоразумение. Оно заключалось в том, что оба лица, между которыми я очутился, как между Харибдою и Сциллою, были и правы и неправы. В.П. Мещерский. «Мои воспоминания» (1897)

А моральные мучения советского человека и того почище — между Сциллой и Харибдой, между предательством и репрессиями, между трусостью и преследованием, между преступлением и наказанием.Владимир Соловьев. «Три еврея, или Утешение в слезах. Роман с эпиграфами» (1975-1998)

И нас завлечь высоким качеством «товара», и рекламой не перекормить: чистая эквилибристика — пройти без потерь между Сциллой и Харибдой. Валерий Аграновский. «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике» (1976-1999)

Главная трудность — пройти между Сциллой банальности и Харибдой вовсе сумасшедших выводов, которым никто никогда не поверит. Леонид Блехер, Ирина Прусс. «Ярмарка «Отрада»» // «Знание — сила» (1997)

Сциллу бюрократии они преодолели. Но фестиваль напоролся на Харибду анархии и начал на наших глазах катастрофически тонуть. Евгений Евтушенко. «Волчий паспорт» (1999)

И даже в политике история России того времени была не просто болтанием между Сциллой самодержавия и Харибдой либерализации.Федор Анцыферов. «Иной путь, Или к чему могли привести петровские реформы» // «Вокруг света» (2004)

В литературе и искусстве[править | править код]

  • Существовала поэма Стесихора «Скилла» (фр. 220 Пейдж) и дифирамб Тимофея «Скилла».
  • В произведениях искусства Скилла изображалась в виде чудовища с собачьей головой и двумя дельфиньими хвостами или с двумя головами страшилищ и дельфиньим хвостом.
  • В произведении Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» одна из глав называется «От Харибды к Сцилле», а также в произведении «Отверженные» — глава «Харибда предместья Сент-Антуан и Сцилла предместья Тампль». Упоминаются морские чудища и в романе «Человек, который смеётся»: «Бедность — Харибда, богатство — Сцилла».
  • В повести «Далёкая Радуга» братьев Стругацких «Харибда» — название гусеничного механизма, поглощавшего энергию Волны — глобального катаклизма, вызванного экспериментом физиков.
  • Образы Сциллы и Харибды детально и искусно изображены в сериале «Одиссея» (1997) с Армандом Ассанте в главной роли.
  • Прообраз Сциллы используется в американском сериале «Побег» как хранилище тайных операций и служащих террористической группировки «Компания».
  • У американской метал-группы Trivium в альбоме «Shogun» есть песня «Разрываясь между Сциллой и Харибдой» (англ. Torn Between Scylla and Charybdis).

География[править | править код]

Географически местопребывание Сциллы и Харибды приурочивалось древними к Мессинскому проливу между Сицилией и Калабрией, причём Харибда помещалась в сицилийской части пролива под Пелорским мысом, а Сцилла на противоположном мысе (в Бруттии, близ Регия), носившем в историческое время её имя (лат. Scyllaeum promontorium, др.-греч. Σκύλλαιον)

При этом обращает на себя внимание несоответствие фантастического описания сказочного опасного пролива у Гомера с действительным характером Мессинского пролива, который не столь опасен для мореплавателей. Известно, что части скал обрушились во время сильнейшего землетрясения 5 февраля 1783 г

в этом регионе. На самом деле Скилла — остроконечная скала, Харибда — большой водоворот.

Кроме мессинской Харибды, в древности под именем Харибды были известны пропасть, в которой исчезало на некотором протяжении течение реки Оронта в Сирии, между Антиохией и Апамеей, и водоворот близ Гадиры в Испании.

Сцилла и Харибда

Сцилла и Харибда.

По легендам мистические чудища Сцилла и Харибда жили с двух сторон узкого пролива. Первая в горе, а вторая – под толщей воды. Между монстрами такое маленькое расстояние, что путнику не пройти через пролив, чтобы не столкнуться с чудищами.

Один из выживших после встречи с монстрами героев – Одиссей. Он с товарищами хотел проплыть по узкому проливу. В этот момент Харибда всасывала морскую воду. Герой подумал, что водоворот не пощадит никого и убьет всех. Поэтому предпочел пройти рядом со скалой Сциллы – она съедала лишь шестерых членов экипажа.

Когда сильный шторм разрушил судно Одиссея, а друзья погибли, герой схватился за мачту, течение отнесло его к Харибде. Герой понимал, что его ждет гибель. Дабы спастись, схватился за ветки смоковницы, что висела над водой.

В таком положении Одиссей находился, пока водоворот не начал извергать морскую воду обратно. Герою повезло, он допрыгнул до выброшенных Харибдой остатков корабля, забрался на них и выкарабкался оттуда.

Одиссей между Сциллой и Харибдой.

В греческих мифах описываются и другие путешествия через опасный пролив. Ясон также выбрался из пучины невредимым, благодаря помощи Фетида.

В числе героев, кому также предстояла встреча с морскими чудовищами, и Эней. Он решил не торопиться и объехал опасное место.

Доксография[править | править код]

В древнейших мифологических сказаниях Харибда едва ли играла какую-либо роль; позднее она была названа дочерью Посейдона и Геи.

В различных мифографических источниках Сцилла считается:

  • дочерью Форкиса и Гекаты;
  • либо дочерью Форбанта и Гекаты;
  • дочерью Тритона и Ламии (по Стесихору, дочь Ламии);
  • дочерью Тифона и Эхидны;
  • дочерью Посейдона (Дейма) и Кратайиды;
  • дочерью Тритона;
  • или дочерью Посейдона или Геи.
  • дочерью реки Кратеиды и Триена (либо Форка); Гомер называет её матерью нимфу Кратайиду, дочь Гекаты и Тритона.
  • По Акусилаю и Аполлонию, дочь Форка и Гекаты, именуемой Кратеидой;
  • По версии, дочь Тиррена;
  • У Вергилия чудовище Сцилла отождествляется с дочерью Ниса.

В некоторых сказаниях Сцилла иногда представляется красивой девушкой: так, её любви искал Главк, но волшебница Кирка сама пленилась Главком. Сцилла привыкла купаться, и Кирка из ревности отравила воду снадобьями, и Сцилла стала свирепым зверем, её красивое тело было изуродовано, нижняя его часть обратилась в ряд собачьих голов.

По другому сказанию, это превращение было совершено Амфитритой, которая, узнав, что Сцилла стала возлюбленной Посейдона, решила этим способом (отравив воду) отделаться от опасной соперницы.

Согласно «Эпическому циклу» Дионисия Самосского, за похищение одного из герионовых быков у Геракла Сцилла была убита последним, но снова возвращена к жизни своим отцом Форкисом, который сжёг её тело.

Геракл спасает Гесиону, дочь Лаомедонта

Коровы Гериона (десятый подвиг)

У великана Гериона было стадо прекрасных коров.

Герион — великан с тремя туловищами, тремя головами, шестью руками и ногами, живёт у западного края Земли

Перепра­вившись на острова, где паслись коровы, в золотом челне Гелиоса. Геракл убил чудовищного великана Гериона и погнал коров в Микены.

Гелиос — всевидящий бог солнца

По дороге одну из коров попытались украсть, а Гера наслала бешенство на всё стадо. Но Геракл справился, Эврисфей получил коров и принёс их в жертву Гере.

Кербер (одиннадцатый подвиг)

Трёхголовый пёс Кербер охранял вход в подземное царство.

Кербер (Цербер) — трёхголовый пёс с увитой змеями шеей и головой дракона на кончике хвоста, охраняет вход в подземное царство Аида

Реклама:

Пройдя сквозь ужасы царства мёртвых, Геракл предстал перед Аидом, который позволил герою отвести Кербера в Микены, если тот сумеет укротить его без оружия.

Отыскав пса, Геракл сжимал его шею руками, пока полузадушенный Кербер не покорился. Увидев страшного пса, Эврисфей пришёл в ужас и уговорил Геракла вернуть его Аиду.

Яблоки гесперид (двенадцатый подвиг)

У титана Атласа был сад, в котором зрели золотые яблоки.

Атлас (Атлант) — титан, держащий на плечах небесный свод

Сад охранял никогда не спящий дракон, а ухаживали за ним дочери Атласа, геспериды. Путь к садам гесперид Геракл узнал у вещего морского старца.

Титан охотно отправился за яблоками, попросив Геракла подержать вместо него небесный свод. Вернувшись, Атлас пожелал сам отнести яблоки в Микены.

Геракл понял, что титан хочет навсегда освободиться от своей тяжёлой ноши. Герой притворился, что согласен, и попросил Атласа подержать свод, пока он сделает подушку, которую положит себе на плечи, и понёс яблоки Эврисфею.

Реклама:

Эврисфей отдал яблоки Гераклу, тот подарил их Афине-Палладе, а богиня вернула драгоценные плоды гесперидам.

Достопримечательности и легенды

Тарелка ок. 1544 г. с изображением различных морских чудовищ; составлено из марины Carta .

Исторически сложилось так, что декоративные рисунки геральдических дельфинов и морских чудовищ часто использовались для иллюстрации карт, таких как марина вольностей . Эта практика исчезла с появлением современной картографии . Тем не менее, рассказы о морских чудовищах и свидетельства очевидцев, которые утверждают, что видели этих зверей, сохранились и по сей день.

Морской змей, о котором сообщил Ганс Эгеде , епископ Гренландии, в 1734 году.

Рассказы о морских чудовищах встречаются практически во всех культурах, контактирующих с морем. Например, Авиениус рассказывает о путешествии карфагенского исследователя Гимилко «… там монстры бездны и звери плавают среди медленных и вяло ползущих кораблей». (строки 117-29 Ora Maritima ). Сэр Хамфри Гилберт утверждал, что во время своего обратного путешествия после того, как он официально заявил права Англии на остров Сент-Джонс, Ньюфаундленд (1583 г.), он столкнулся с монстром, похожим на льва с «сверкающими глазами» . Другой рассказ о встрече с морским чудовищем датируется июлем 1734 года. Ханс Эгеде , норвежский миссионер датского происхождения , сообщил, что во время путешествия в Годхоб на западном побережье Гренландии он заметил:

Эллис (1999) предположил, что монстр Эгеде мог быть гигантским кальмаром .

Существует тлинкитская легенда о морском чудовище по имени Гунакадейт (Гу-на-ка-дата), которое принесло процветание и удачу кризисной деревне. Люди голодали в своем доме на юго-восточном побережье Аляски.

Другие сообщения известны из Тихого , Индийского и Южного океанов (например, см. Heuvelmans 1968). Криптозоологи предполагают, что современные монстры являются выжившими образцами гигантских морских рептилий, таких как ихтиозавр или плезиозавр , из юрского и мелового периодов или вымерших китов, таких как базилозавр . Повреждения кораблей от тропических циклонов, таких как ураганы или тайфуны, также могут быть еще одним возможным источником морских чудовищ.

В 1892 году Энтони Корнелис Аудеманс , тогдашний директор Королевских зоологических садов в Гааге , увидел публикацию своей книги «Великий морской змей» , в которой предполагалось, что многие сообщения о морских змеях лучше всего относились к ранее неизвестному гигантскому длинношеей ластоногому .

Вполне вероятно, что многие другие сообщения о морских чудовищах представляют собой неверно истолкованные наблюдения туш акул и китов (см. Ниже), плавающих водорослей , бревен или других обломков, таких как брошенные плоты, каноэ и рыболовные сети.

Сцилла (фрустрация)

Именно две ипостаси богини, в своем крайнем проявлении, отражены в символах Харибды и Сциллы. Чудовища – крайние точки полюсов, а божественное проявление качеств – в золотой середине.

Ближе к полюсу Харибды – многогрудая Артемида, символ слияния, соединения, синтеза.

Ближе к полюсу Сциллы – девственная, воинственная Артемида, символ сепарации, разделения, анализа.

Именно сбалансированное чередование слияния и сепарации дает в итоге интеграцию.
Крайняя степень слияния, не сбалансированного сепарацией, приводит поток энергии к аддикции, крайняя степень сепарации, не сбалансированной слиянием, приводит поток к фрустрации.

В психоалхимии Сцилла означает противоположное аддикции явление – фрустрацию.
Фрустрация – это сложное понятие, которое в психологии противопоставляется гратификации, то есть вознаграждению. Отсутствие вознаграждения – это фрустрация. Когда затраченные усилия не приводят к желаемой награде, человек испытывает разочарование. Но само чувство разочарования может не вести к фрустрации. Фрустрация влечения – это именно отказ от последующих действий в этом направлении.

Зигмунд Фрейд считал, что именно фрустрация (хотя он рассматривал лишь один из видов фрустрации Versagung — запрет) лежит в основе агрессии, другой известный исследователь фрустрации Саул Розенцвейг делил фрустрацию на множество видов. Однако, энергетически все описания фрустрации, как бы они ни были противоречивы, сводятся к одному: поток энергии, который человек направляет к какой-то цели, натыкаясь на преграду, резко или постепенно блокируется

Именно это важно для понимания психоалхимического процесса. Будет человек испытывать сожаление, унижение или гнев, или вытеснит негативные эмоции как Лиса в басне и решит, что недоступный ей виноград просто зелен, или даже вытеснит само воспоминание о потребности, будет зависеть от психики человека и от тех защитных механизмов, которые находятся в ее распоряжении

Несомненным остается лишь одно: в результате фрустрации потребность прекращает восприниматься как актуальная, что с точки зрения теории ресурсов означает отказ от подключения к данному ресурсу.

Таким образом, если аддикция (Харибда) – это влечение, которое достигло неконтролируемой и поглощающей силы, то фрустрация (Сцилла) – это блокировка влечения: страх или отвращение. В начальном, относительно безопасном проявлении аддиктивность выражается как страсть, а фрустрированность – как безразличие. Однако, достигая своего максимума, то и другое превращаются в опасных чудовищ. Аддикция поглощает личность, а фрустрация во всех сферах приводит к невозможности получить энергию, как следствие к депрессии и суицидальным попыткам.

Согласно мифу о происхождении Сциллы, она была нимфой, отвергавшей всех женихов, в которую влюбился царь Главк. Спасаясь от преследований Главка Сцилла превратилась в чудовище с помощью богини Цирцеи, которая то ли пожалела нимфу, то ли приревновала к ней Главка, по-разному в разных источниках. Теперь Сцилла обитает в темной пещере в голой скале, по Гомеру у нее двенадцать хилых ног, шесть тонких шей и шесть собачьих голов с зубами в три ряда, постоянно лающих «как молодые щенки».

Интересно, что Овидий описывает Сциллу иначе, у него это наполовину женщина, наполовину рыба (рыбий хвост вместо нижней части тела символизирует блокировку чувственности, фригидность, холодность) опоясанная лающими собачьими головами. Этим образ Сциллы идентичен изображениям Артемиды-охотницы, которая появлялась в окружении своры собак, буквально была опоясана собачьими головами. Эта ипостась Артемида оставалась девственной, как и Сцилла, выбравшая стать чудовищем, нежели вступить в брак.

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.583
  2. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.445, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.251-252
  3. Гесиод. Великие Эои, фр.262 М.-У.
  4. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.154
  5. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.251-252
  6. Схолии к Гомеру. Одиссея XII 73; Псевдо-Вергилий. Скопа 66; Овидий. Метаморфозы XIII 749
  7. Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 818
  8. Комментарий В. Н. Ярхо 39 к Палефату
  9. Вергилий. Буколики VI 74-75; Проперций. Элегии IV 4, 39-40
  10. Овидий. Метаморфозы XIV 1-74; Гигин. Мифы 199
  11. Нонн. Деяния Диониса XLII 407
  12. Цец. Комментарий к «Александре» Ликофрона 45 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.240
  13. Ликофрон. Александра 47, 652; Гигин. Мифы. Введение 39
  14. Ликофрон. Александра 49 и комм.; Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.154
  15. Гомер. Одиссея XII 85-100, 245—259, 430
  16. Гомер. Одиссея XII 245; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 25; Э VII 20-21
  17. Гомер. Одиссея XII 101—110, 234—242, 428—443; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 25; Э VII 21.23
  18. Гигин. Мифы 151
  19. Гигин. Мифы 125
  20. Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 781
  21. Вергилий. Энеида III 554—569
  22. см. Юстин. Эпитома Помпея Трога IV 1, 13.
  23. Полибий. Всеобщая история XXXIV 2, 12 — 3, 10; Страбон. География I 2, 15-16 (стр.24-25), по Полибию
  24. Палефат. О невероятном 20
  25. Гераклит-аллегорист. О невероятном 2
  26. Аристотель. Поэтика 15

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Примечания[править | править код]

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.583
  2. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.445, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.251-252
  3. Гесиод. Великие Эои, фр.262 М.-У.
  4. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.154
  5. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.251-252
  6. Схолии к Гомеру. Одиссея XII 73; Псевдо-Вергилий. Скопа 66; Овидий. Метаморфозы XIII 749
  7. Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 818
  8. Комментарий В. Н. Ярхо 39 к Палефату
  9. Вергилий. Буколики VI 74-75; Проперций. Элегии IV 4, 39-40
  10. Овидий. Метаморфозы XIV 1-74; Гигин. Мифы 199
  11. Нонн. Деяния Диониса XLII 407
  12. Цец. Комментарий к «Александре» Ликофрона 45 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.240
  13. Ликофрон. Александра 47, 652; Гигин. Мифы. Введение 39
  14. Ликофрон. Александра 49 и комм.; Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.154
  15. Гомер. Одиссея XII 85-100, 245—259, 430
  16. Гомер. Одиссея XII 245; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 25; Э VII 20-21
  17. Гомер. Одиссея XII 101—110, 234—242, 428—443; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 25; Э VII 21.23
  18. Гигин. Мифы 151
  19. Гигин. Мифы 125
  20. Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 781
  21. Вергилий. Энеида III 554—569
  22. см. Юстин. Эпитома Помпея Трога IV 1, 13.
  23. Полибий. Всеобщая история XXXIV 2, 12 — 3, 10; Страбон. География I 2, 15-16 (стр.24-25), по Полибию
  24. Палефат. О невероятном 20
  25. Гераклит-аллегорист. О невероятном 2
  26. Аристотель. Поэтика 15

Второй подвиг. Геракл уничтожает Лернейскую гидру.

Недалеко от Аргоса находилось обширное Лернейское болото.

Чистый и свежий источник вытекал здесь из-под земли, но слабый ручеёк не мог пробить себе дорогу к реке или к морю и растекался вокруг в низине. Вода застаивалась, зарастала мхом и болотными травами, и огромная долина превратилась в болото. Яркая зелень, всегда покрывавшая болото, манила к себе усталого путника, но едва он ступал на зелёную лужайку, с шипением и свистом выползало из трясины девятиголовое чудовище — гидра. Она обвивалась своим змеиным хвостом вокруг человека, затягивала его в болото и пожирала.

Вечером, когда гидра, насытившись, засыпала, ядовитое дыхание её девяти пастей вставало туманом над болотом и отравляло воздух. Тот, кто дышал этим воздухом, заболевал, долго болел и умирал. Поэтому люди старались не приближаться к болоту и боялись селиться около этого страшного места.

И вот царь Еврисфей приказал Гераклу уничтожить Лернейскую гидру.

Геракл отправился в Лерну на колеснице, которой правил его друг Иолай

Доехав до болота, Геракл оставил Иолая с колесницей у дороги, а сам зажёг факел и отважно зашагал к болоту.. Гидра в тот час была сыта и дремала

Геракл стал пускать в неё горящие стрелы, зажигая концы их факелом. Раздразнив гидру, он заставил её выползти из болота. Холодным, скользким хвостом она обвила левую ногу Геракла, и все девять голов зашипели вокруг него. Геракл поплотней завернулся в львиную шкуру, надёжную защитницу и от звериных зубов и от змеиного жала, вынул меч и стал рубить одну за другой страшные головы гидры.

Гидра в тот час была сыта и дремала. Геракл стал пускать в неё горящие стрелы, зажигая концы их факелом. Раздразнив гидру, он заставил её выползти из болота. Холодным, скользким хвостом она обвила левую ногу Геракла, и все девять голов зашипели вокруг него. Геракл поплотней завернулся в львиную шкуру, надёжную защитницу и от звериных зубов и от змеиного жала, вынул меч и стал рубить одну за другой страшные головы гидры.

Но едва стекала из раны чёрная кровь, на месте отрубленной головы вырастали две другие, ещё злее, ещё страшнее. Скоро Геракл был окружён словно живым кустом шипящих голов, и все они тянулись к нему, разевая кровавые пасти.

Он не мог сдвинуться с места — нога его была в кольце змеиного хвоста, рука устала рубить всё новые и новые головы гидры. Вдруг он почувствовал боль в правой ноге и, нагнувшись, увидел рака, который клешнёй впился ему в пятку.

Геракл засмеялся:

— Двое против одного? Это нечестно! Борьба неравна. Теперь и я имею право позвать друга на помощь!

И он позвал Иолая, ждавшего у колесницы. Геракл дал ему факел и велел жечь огнём рану, как только меч снесёт голову гидры. И там, где огонь касался чудовища, уже не вырастали новые головы. Скоро последняя голова гидры скатилась в болото. Но она не хотела умирать даже после того, как была отрублена, и, лёжа на траве в крови, поводила злыми глазами и в немой ярости разевала пасть. Гераклу пришлось вынести её из болота и зарыть в землю, чтобы она не причинила кому-нибудь зла.

В чёрной крови Лернейской гидры Геракл смочил концы своих стрел, и они стали смертельными — никакая сила не могла исцелить того, кто был поражён такой стрелой.

Литература:

Смирнова В. Геракл//Герои эллады,-
М.:»Детская литература», 1971 — c.121-123

«Тайна огня»

Основной алхимический принцип обращения с Харибдой и Сциллой, звучит на латыни как «Incidis in Scyllam cupiens vitare Charybdin», то есть «натыкаешься на Сциллу, желая избежать Харибды». Это значит, что человек, пытаясь контролировать свои страсти, лишается энергии и впадает в апатию, низкоэнергетическое состояние, депрессию. Однако, это не значит, что страсти нужно довериться, в этом случае есть опасность сгинуть в ее водовороте.

Кажется, что принцип баланса – найти ту меру взаимодействия Сциллы и Харибды, то идеальное расстояние между одной и второй скалой, где энергии было бы достаточно много, но она подчинялась бы разуму. Над поиском такой меры люди бьются всю свою жизнь, иногда теряя силы и уступая одному или другому монстру. Они ищут ту самую дозу каждого яда, о которой говорил Парацельс.

Но вспомним его «тайну огня».

Сила пожара зависит не от веса искры огня, а от количества дров и от того, как эти дрова просушены. Реакция системы зависит не столько от того, что мы вносим в нее, сколько от самой системы.

От личности зависит, будут ли Харибда и Сцилла страшными монстрами или это будут две сестры — богиня плодородия, помогающая человеку растить сладкие плоды, и богиня охоты, увлекающая его в погоню за дичью. Пока алчущая пасть Харибды и собачьи головы Сциллы делят между собой тушку слабого и инфантильного человека, сильная и взрослая личность общается не с враждебными чудовищами, а с дружелюбными богинями.

Как же получается такая разница?

Эту разницу много раз иносказательно описывали алхимики в своих трактатах о Делании и о Работе, а философ-суфий и замечательный психолог Георгий Гурджиев рассказал почти прямолинейно. Инфантильного человека Гурджиев описывал как механическое существо, раздробленное на интеллект, эмоции, тело, не имеющее единого центра, не обладающее самосознанием. Он говорил, что такой человек ничего не «делает» с ним все «делается». Ему только кажется, что он поступает сам, на самом деле с ним все происходит, он все время является лишь приложением чужих сил, средством, следствием внешних причин.

Центр активности находится не внутри такого человека, а снаружи. Сам он пассивен, даже если кажется активным (такую активность, вызванную извне, Виктор Франкл предложил называть реактивностью в отличие от проактивности — активности, вызываемой изнутри, самим человеком). Собственная активность такому человеку лишь кажется и если он будет внимательно за собой наблюдать, он заметит, что постоянно подчиняется эмоциями и мыслям, которые вызываются извне.  Только когда у такого человека разовьется центр самосознания, он начнет постепенно делать что-то сам, а не подчиняться влиянию других сил и чужих действий.

Этимология слова «пассивный» проливает свет на тайну Харибды. Родственным этому слову на латыни является слово «страсть» (пассия) и слово «страдания». Пассивный — значит страдательный, подчиняющийся страсти, не обладающий собственной волей. Харибда легко поглощает страстных, пассивных, не имеющих собственной воли людей. Если же такой человек решит убежать от Харибды, он окажется в пасти у Сциллы, поскольку лишится энергии, его страсть иссякнет вместе с жизненной силой, ведь он существует только за счет внешнего потока, которым не может управлять.

В мифе Одиссей плывет по течению, то есть пассивно подчиняется внешнему потоку. Он не имеет своих опор под ногами в виде земли, его несет вода, и лишь милость и симпатия богинь помогает ему кое-как уходить от неприятностей. Образ Одиссея символизирует  формирующуюся личность, которая не обрела еще собственной устойчивости. «Одиссея» — это описание инициации, путь, который проходит обычный смертный (механический человек) до героя-полубога (делателя, интегрированной личности).

Если непробужденная личность пассивно следует страсти, поток увлекает ее в пасть Харибды. Если такая личность сопротивляется страсти, она оказывается в холодной пещере Сциллы. Пока личность плывет в чужом потоке, не имея почвы под ногами, она будет разрываться между двумя монстрами.

Но умозрительно самосознание не развивается.  Только в процессе деятельности. Если личность решит создать свой собственный остров-Я в этом океане, она должна будет собрать его из круга ресурсов и каждый сантиметр собственной «земли» прокачать и слепить по крупицам самостоятельно. Когда она обретет личную территорию и построит на ней свой собственный град, она может возвести там храм для богини плодородия и охоты. В этом случае и Сцилла, и Харибда станут ей верными помощницами.

Марина Комиссарова

  • Читать по теме в жж:
  • Посты по тегу Энергетическая яма
  • Посты по тегу Аддикция

Добавить комментарий