Горячие новости

Сцилла и Харибда

Сцилла и Харибда.

По легендам мистические чудища Сцилла и Харибда жили с двух сторон узкого пролива. Первая в горе, а вторая – под толщей воды. Между монстрами такое маленькое расстояние, что путнику не пройти через пролив, чтобы не столкнуться с чудищами.

Один из выживших после встречи с монстрами героев – Одиссей. Он с товарищами хотел проплыть по узкому проливу. В этот момент Харибда всасывала морскую воду. Герой подумал, что водоворот не пощадит никого и убьет всех. Поэтому предпочел пройти рядом со скалой Сциллы – она съедала лишь шестерых членов экипажа.

Когда сильный шторм разрушил судно Одиссея, а друзья погибли, герой схватился за мачту, течение отнесло его к Харибде. Герой понимал, что его ждет гибель. Дабы спастись, схватился за ветки смоковницы, что висела над водой.

В таком положении Одиссей находился, пока водоворот не начал извергать морскую воду обратно. Герою повезло, он допрыгнул до выброшенных Харибдой остатков корабля, забрался на них и выкарабкался оттуда.

Одиссей между Сциллой и Харибдой.

В греческих мифах описываются и другие путешествия через опасный пролив. Ясон также выбрался из пучины невредимым, благодаря помощи Фетида.

В числе героев, кому также предстояла встреча с морскими чудовищами, и Эней. Он решил не торопиться и объехал опасное место.

Сцилла и Харибда: примеры употребления

Как трудно было им пройти безвредно между Сциллою сердечного влечения и Харибдою нравственного закона…В.Г. Белинский. «»Горе от ума». Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова» (1839)

Авось и в Сциллу не попаду и Харибду миную! И.С. Тургенев. «Где тонко, там и рвется» (1851)

Оказалось, что тут было крупное недоразумение. Оно заключалось в том, что оба лица, между которыми я очутился, как между Харибдою и Сциллою, были и правы и неправы. В.П. Мещерский. «Мои воспоминания» (1897)

А моральные мучения советского человека и того почище — между Сциллой и Харибдой, между предательством и репрессиями, между трусостью и преследованием, между преступлением и наказанием.Владимир Соловьев. «Три еврея, или Утешение в слезах. Роман с эпиграфами» (1975-1998)

И нас завлечь высоким качеством «товара», и рекламой не перекормить: чистая эквилибристика — пройти без потерь между Сциллой и Харибдой. Валерий Аграновский. «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике» (1976-1999)

Главная трудность — пройти между Сциллой банальности и Харибдой вовсе сумасшедших выводов, которым никто никогда не поверит. Леонид Блехер, Ирина Прусс. «Ярмарка «Отрада»» // «Знание — сила» (1997)

Сциллу бюрократии они преодолели. Но фестиваль напоролся на Харибду анархии и начал на наших глазах катастрофически тонуть. Евгений Евтушенко. «Волчий паспорт» (1999)

И даже в политике история России того времени была не просто болтанием между Сциллой самодержавия и Харибдой либерализации.Федор Анцыферов. «Иной путь, Или к чему могли привести петровские реформы» // «Вокруг света» (2004)

В мифологии

Сцилла и Харибда

Мифология Древней Греции – красочное и образное явление в культуре, ставшее основой для искусства, традиций и фольклора. Природные явления связывались жителями этих земель с магическими и таинственными созданиями, обладавшими сверхъестественными способностями. Современные исследователи находят оправдания и переводят значение тех или иных персонажей мифов, а читателям остается удивляться фантазии и образному мышлению людей, населявших Аппенинский полуостров.

Древние греки верили, что высота Харибды огромна. В сравнении со Сциллой, обладающей тремя пастями, двенадцатью лапами и шестью головами, она казалась менее устрашающей, но не менее сильной. Харибда олицетворяла водяную богиню, преграждавшую путь мореплавателям и топящую путешественников в морской пучине.

Харибда – арт

Харибда – уникальное существо, аналогов которому нет в легендах других народов. Оно – сосредоточение морского гнева, выражающееся в смертоносных водоворотах, питающееся волнами и тем, что они приносят.

Воронки, затягивающей в себя все живое, издревле боялись торговцы, путешественники и исследователи новых земель. В мифах, описывающих чудовище, говорится о страшном голоде, которое оно испытывает на постоянной основе. Чтобы утолить потребность, монстр трижды в день заглатывает морскую воду и трижды изрыгает ее. Но раз вода возвращается обратно, ее нельзя считать пищей. Допустимо, что так устроен процесс дыхания Харибды.

Зубы Харибды

В легенде упоминаются зубы, расположенные в огромной глотке чудища. Так могли описывать острые камни, находящиеся в проливе. Мифы не обрисовывают четко внешность монстра, и впечатление о пищеварительной системе Харибды составить сложно. Возможно, вся она – один сплошной рот, в котором нет языка.

По представлениям эллинов, Мессинский пролив охранялся двумя чудищами – Сциллой и Харибдой, расстояние между которыми измерялось полетом стрелы. Глупые мореходы становились жертвой Харибды, те, кто считал себя умнее, попадали в пасть Сциллы. Мудрецы обходили эти территории стороной, ища окольные пути.

В мифах об Одиссее рассказывается о том, как доблестный герой побывал на остриях зубов Харибды в ходе кораблекрушения. Несколько дней путешественник продержался на осколках корабля, которых отталкивали и вновь притягивали волны залива. Глоток Харибды принес Одиссея к ее пасти, где мужчина ухватился за растения. Они помогли ему выжить. Вместе с обратным потоком воды Одиссей выплыл, выносимый отливом, и остался в живых.

Одиссей

Пыталась ли Харибда убить мужчину или просто выполняла привычный алгоритм – неизвестно. Но, выбирая из двух чудищ, Одиссей решил избежать встречи с кровожадной Сциллой и предпочел пройти испытание Харибдой.

Харибда как воплощение природной силы не испытывала эмоций и чувств в отношении своих жертв. Вряд ли чудовище располагало разумом и аналитическими способностями, поэтому поклонение ему и жертвоприношения не приносили результатов. Монстр функционировал, как огромный механизм поглощения.

Посейдон

Мифы не повествуют о смерти Харибды, значит, чудовище могло выбрать иное место для продолжения привычной деятельности. Древние греки размышляли: сменила ли Харибда место проживания или затаилась в морской пучине, перенесли ли ее боги в другую местность или она перебралась куда-то самостоятельно. Поздние сказания не радуют подробной информацией о чудовище. А воды Мессинского пролива сегодня славятся спокойствием.

Древние легенды, отсылающие к ранним временам, гласят: Харибда не всегда была монстром. Прелестная наяда, дочь Геи и Посейдона, она вынуждена была принять облик чудовища, создающего смертоносные водовороты. Преданная дочь пыталась помогать Посейдону в борьбе с Зевсом. Она организовывала приливы, топя населенные пункты, леса и поля. Этим девушка вызвала гнев Зевса, ведь владения Посейдона увеличивались. По воле дядюшки Харибда превратилась в монстра, находящегося в узком водном протоке.

Медуза Харибда

Имя мифического создания запечатлено биологами. Харибдой названа одна из разновидностей медуз.

Родственники Сциллы

Три богини могут претендовать на роль её матери. В «Одиссее» мать монстра – это загадочная морская богиня по имени Кретея. Позже ученые предположили, что имя Crataeis произошло от Ceto или Гекаты (покровительницы магии). Ещё один возможный кандидат на роль матери Сциллы – Ламия, чудовищный оборотень, пожирающий молодых мужчин.

Отцом Сциллы мог быть Форси – одно из самых древних морских божеств. Некоторые исследователи указывают в качестве отца другого малоизвестного мифологического персонажа по имени Титон.

Ужас, который наводила Сцилла на древнегреческих мореплавателей, поддерживался другим монстром, обитающим на противоположной стороне ее смертоносного пролива. Имя этому чудовищу – Харибда (позднее она была названа дочерью Посейдона).

Пока Сцилла пряталась в пещере среди скал, используя свои длинные щупальца, чтобы утаскивать мореплавателей с кораблей, Харибда скрывалась в пучинах вод. Харибда была описана как гигантский водоворот, настолько мощный, что он издает громкий рев, способный заглушить даже визг Сциллы. Пытаясь уклониться от Харибды, корабли Одиссея были вынуждены обогнуть край утеса и пожертвовать шестью лучшими людьми, проглоченными голодной Сциллой. Как говорит Цирцея в «Одиссее»:

«Гораздо лучше потерять шесть человек и сохранить свой корабль, чем потерять весь экипаж без исключения».

История

Комикс «Зеркало Моря»

В начале комикса мы видим, как Сцилла и Харибда нападают на плывущих вдоль южного побережья Италии моряков. В этот момент приплывшие селки спасают моряков и вскоре предупреждают фей Винкс о появлении в море чудовищ.

Винкс на яхте «Одиссей Эксплорер» отправляются туда, где селки видели монстров, но внезапно солнце пропадает, и Сцилал с Харибдой появляются из воды. Они создают воронку, которая затягивает яхту, но Лейла спасает корабль, раскручивая воронку в обратном направлении. Потом при помощи конвергенции феи сдерживают монстров, им помогает Филла с гарпуном, но вскоре Винкс понимают, что Сцилла и Харибда не хотят им навредить.

Муза использует волшебную флейту, чтобы узнать мысли чудовищ. Оказывается, когда-то они жили в небольшой деревушке на берегу моря и были влюблены. Однако в Харибду также была влюблена ведьма Кирка, которая в порыве зависти превратила Сциллу и её парня в монстров.

Винкс узнают, что для того, чтобы снять заклятье, надо найти зеркало моря, с помощью которого Сцилла и Харибда были заколдованы. Это зеркало спрятано на том острове, где они когда-то жили. Прибыв на остров, Винкс сражаются с самой Киркой, которая скрывается в погребе маяка, построенного на месте её дома. Девушки находят Зеркало Моря и с его помощью снимают заклятье с влюблённых. Кирка превращается в рачка, а Сцилла и Харибда снова вместе.

Имя

Одиссей проплывает под Сциллой

Ски́лла (др.-греч. Σκύλλα, в латинской транслитерации Сци́лла, лат. Scylla) и Хари́бда (др.-греч. Χάρυβδις, допустима транскрипция Харибдида) — морские чудища из древнегреческой мифологии. Харибда в древнегреческом эпосе — олицетворённое представление всепоглощающей морской пучины (этимологически Харибда восходит к лексеме, означающей «водоворот», хотя есть и иные толкования этого слова). В Одиссее Харибда изображается как морское божество (др.-греч. δία Χάρυβδις), обитающее в проливе под скалой в расстоянии полёта стрелы от другой скалы, которая служила местопребыванием Сциллы.

Географически местопребывание Сциллы и Харибды приурочивалось древними к Мессинскому проливу между Сицилией и Калабрией, причём Харибда помещалась в сицилийской части пролива под Пелорским мысом, а Сцилла на противоположном мысе (в Бруттии, близ Регия), носившем в историческое время её имя (лат. Scyllaeum promontorium, др.-греч. Σκύλλαιον).

Сцилла (фрустрация)

Именно две ипостаси богини, в своем крайнем проявлении, отражены в символах Харибды и Сциллы. Чудовища – крайние точки полюсов, а божественное проявление качеств – в золотой середине.

Ближе к полюсу Харибды – многогрудая Артемида, символ слияния, соединения, синтеза.

Ближе к полюсу Сциллы – девственная, воинственная Артемида, символ сепарации, разделения, анализа.

Именно сбалансированное чередование слияния и сепарации дает в итоге интеграцию.
Крайняя степень слияния, не сбалансированного сепарацией, приводит поток энергии к аддикции, крайняя степень сепарации, не сбалансированной слиянием, приводит поток к фрустрации.

В психоалхимии Сцилла означает противоположное аддикции явление – фрустрацию.
Фрустрация – это сложное понятие, которое в психологии противопоставляется гратификации, то есть вознаграждению. Отсутствие вознаграждения – это фрустрация. Когда затраченные усилия не приводят к желаемой награде, человек испытывает разочарование. Но само чувство разочарования может не вести к фрустрации. Фрустрация влечения – это именно отказ от последующих действий в этом направлении.

Зигмунд Фрейд считал, что именно фрустрация (хотя он рассматривал лишь один из видов фрустрации Versagung — запрет) лежит в основе агрессии, другой известный исследователь фрустрации Саул Розенцвейг делил фрустрацию на множество видов. Однако, энергетически все описания фрустрации, как бы они ни были противоречивы, сводятся к одному: поток энергии, который человек направляет к какой-то цели, натыкаясь на преграду, резко или постепенно блокируется

Именно это важно для понимания психоалхимического процесса. Будет человек испытывать сожаление, унижение или гнев, или вытеснит негативные эмоции как Лиса в басне и решит, что недоступный ей виноград просто зелен, или даже вытеснит само воспоминание о потребности, будет зависеть от психики человека и от тех защитных механизмов, которые находятся в ее распоряжении

Несомненным остается лишь одно: в результате фрустрации потребность прекращает восприниматься как актуальная, что с точки зрения теории ресурсов означает отказ от подключения к данному ресурсу.

Таким образом, если аддикция (Харибда) – это влечение, которое достигло неконтролируемой и поглощающей силы, то фрустрация (Сцилла) – это блокировка влечения: страх или отвращение. В начальном, относительно безопасном проявлении аддиктивность выражается как страсть, а фрустрированность – как безразличие. Однако, достигая своего максимума, то и другое превращаются в опасных чудовищ. Аддикция поглощает личность, а фрустрация во всех сферах приводит к невозможности получить энергию, как следствие к депрессии и суицидальным попыткам.

Согласно мифу о происхождении Сциллы, она была нимфой, отвергавшей всех женихов, в которую влюбился царь Главк. Спасаясь от преследований Главка Сцилла превратилась в чудовище с помощью богини Цирцеи, которая то ли пожалела нимфу, то ли приревновала к ней Главка, по-разному в разных источниках. Теперь Сцилла обитает в темной пещере в голой скале, по Гомеру у нее двенадцать хилых ног, шесть тонких шей и шесть собачьих голов с зубами в три ряда, постоянно лающих «как молодые щенки».

Интересно, что Овидий описывает Сциллу иначе, у него это наполовину женщина, наполовину рыба (рыбий хвост вместо нижней части тела символизирует блокировку чувственности, фригидность, холодность) опоясанная лающими собачьими головами. Этим образ Сциллы идентичен изображениям Артемиды-охотницы, которая появлялась в окружении своры собак, буквально была опоясана собачьими головами. Эта ипостась Артемида оставалась девственной, как и Сцилла, выбравшая стать чудовищем, нежели вступить в брак.

Доксография

В древнейших мифологических сказаниях Харибда едва ли играла какую-либо роль; позднее она была названа дочерью Посейдона и Геи.

В различных мифографических источниках Сцилла считается:

  • дочерью Форкиса и Гекаты;
  • либо дочерью Форбанта и Гекаты;
  • дочерью Тритона и Ламии (по Стесихору, дочь Ламии);
  • дочерью Тифона и Эхидны;
  • дочерью Посейдона (Дейма) и Кратайиды;
  • дочерью Тритона;
  • или дочерью Посейдона или Геи.
  • дочерью реки Кратеиды и Триена (либо Форка); Гомер называет её матерью нимфу Кратайиду, дочь Гекаты и Тритона.
  • По Акусилаю и Аполлонию, дочь Форка и Гекаты, именуемой Кратеидой;
  • По версии, дочь Тиррена;
  • У Вергилия чудовище Сцилла отождествляется с дочерью Ниса.

В некоторых сказаниях Сцилла иногда представляется красивой девушкой: так, её любви искал Главк, но волшебница Кирка сама пленилась Главком. Сцилла привыкла купаться, и Кирка из ревности отравила воду снадобьями, и Сцилла стала свирепым зверем, её красивое тело было изуродовано, нижняя его часть обратилась в ряд собачьих голов.

По другому сказанию, это превращение было совершено Амфитритой, которая, узнав, что Сцилла стала возлюбленной Посейдона, решила этим способом (отравив воду) отделаться от опасной соперницы.

Согласно «Эпическому циклу» Дионисия Самосского, за похищение одного из герионовых быков у Геракла Сцилла была убита последним, но снова возвращена к жизни своим отцом Форкисом, который сжёг её тело.

Знаменитые мифы

Начало несчастий Сциллы объясняется в мифе о ее преобразовании. Сцилла была когда-то красивым, невинным существом, любимым всеми морскими нимфами. Она проводила время, купаясь в море, расчесывая свои длинные волосы гребнями нимф, и рассказывала им о мужчинах, которых она избегала.

Нимфы, которым также нередко приходилось избегать нежелательного внимания со стороны мужчин, пытались предупредить Сциллу, что люди могут стать слишком настойчивыми и даже агрессивными, когда они охвачены страстью. Но молодая девушка оставалась беззаботной и небрежной. Она загорала на пляжах без одежды и наслаждалась морскими приливами.

Однажды морской бог по имени Глаукус (Glaucus) увидел красивую нимфу. Он был пленен, но когда он попытался приблизиться, девушка попросту сбежала. Разгневанный Глаукус пожаловался на нимфу Цирцее – морской ведьме, специализирующейся на приготовлении зелий. Но Глаукус не знал, что Цирцея питала к нему тайное влечение, и когда она услышала, что он желает добиться любви Сциллы, то была просто взбешена!

Цирцея пробралась в один из любимых бассейнов нимфы и отравила его ужасным зельем. Когда бедная девушка вернулась, чтобы искупаться, ее прекрасные ноги превратились в тявкающих собак, и Сцилла почувствовала жгучую боль, когда из ее спины выросли шесть чудовищных голов. Когда Glaucus увидел ее снова, он был в ужасе. Он оставил Сциллу на произвол судьбы и проклял Цирцею за ее ревнивый гнев.

После преобразования Сцилла спряталась в скалах, возвышавшихся над ее старым бассейном для купания. Она обратила свой гнев против мужчин – чью нежелательную страсть она обвинила в своей судьбе – нападая на их корабли всякий раз, когда они проплывали мимо. Но наиболее благоприятный шанс отомстить появился тогда, когда Одиссей и его команда миновали ее пролив.

Отвергнутая Глаукусом, Цирцея влюбилась в другого, умного и лихого человека: Одиссея. Некоторое время она удерживала легендарного путешественника и его команду в заключении на своем острове. Но когда она увидела, как Одиссей жаждет вернуться домой, она освободила его и даже дала совет о том, как вернуться на родину целым и невредимым. Цирцея предупредила Одиссея об опасностях Сциллы и Харибды, наказав ему оставаться скрытым под палубой и без оружия, когда он будет проходить мимо пещеры морского монстра.

Несомненно, Сцилла была бы рада пожрать Одиссея, любовника Цирцеи. К сожалению, он спрятался под палубу, как и велел ему Цирцея, и бывшая нимфа должна была удовольствоваться тем, что пожрала шесть самых сильных и крепких членов экипажа его корабля.

После того, как она напала на других отважных путешественников (особенно на Аргонавтов), боги устали от кровопролития Сциллы. О дальнейшей судьбе этого существа можно прочитать в «двенадцати подвигах Геракла». Невероятно, но герою удалось убить ее, отрезав каждую голову, одну за другой. Некоторое время Сцилла служила одним из стражей «нижнего» мира, затем она была воскрешена своим отцом. Наконец, Посейдон пожалел миловидного монстра и превратил ее в гигантский камень, положив конец несчастному циклу горечи и мести, которым стала ее жизнь.

История создания

Фразеологизм пришел в нашу речь благодаря древнегреческой мифологии. Сцилла и Харибда – два чудовища, по легенде располагавшиеся в Мессинском проливе и сторожившие территории между Сицилией и Аппенинами. По преданию, жертвами чудищ становились моряки и путешественники, пытавшиеся проложить себе путь по опасному маршруту между двух скал. Чудовища с огромными зубами пытались сожрать непрошенных гостей. Мореходы, уворачиваясь от одной угрозы, неумолимо приближались к другой.

Харибда

Удел мифов – оставаться таинственными сказаниями. На самом деле чудовищ не существовало. Их именами называли два утеса по обе стороны Мессинского залива, олицетворявших собой ужасающих монстров. Прохождение этой местности было опасно: корабли застревали на рифах и острых камнях, их часто кружили страшные водовороты, из которых мало кому удавалось выбраться живыми.

Названия скал послужили прозвищами для выдуманных чудищ, и фразеологизм, ставший крылатым выражением, сохраняет актуальность по сей день. Выражение трактуют как угрозу, возникающую с нескольких сторон и грозящую ужасными последствиями.

Описание у Гомера

Скала Скиллы высоко подымалась острой вершиной до неба и вечно была покрыта тёмными облаками и сумраком; доступ к ней был невозможен вследствие её гладкой поверхности и крутизны. Посредине её, на высоте, недосягаемой даже для стрелы, зияла пещера, обращённая тёмным жерлом на запад: в этой пещере обитала страшная Скилла. Без умолку лая (Σκύλλα — «лающая»), чудовище оглашало окрестности пронзительным визгом. Спереди у Скиллы двигалось двенадцать лап, на косматых плечах подымалось шесть длинных гибких шей, и на каждой шее торчало по голове; в пасти у неё сверкали частые, острые, расположенные в три ряда зубы. Вдвинувшись задом вглубь пещеры и выставившись грудью наружу, она всеми головами выслеживала добычу, шаря лапами кругом по скале и вылавливая дельфинов, тюленей и других морских животных. Когда проходил корабль мимо пещеры, Скилла, разинув все пасти, разом похищала с корабля по шесть человек. В таких чертах обрисовывает Гомер Скиллу .

Харибда, напротив, у Гомера не имеет индивидуальности: это просто морской водоворот, тревожимый незримой водяной богиней, которая три раза в день поглощает и столько же раз извергает морскую воду под второй из упомянутых скал.

Когда Одиссей со своими спутниками проходил тесным проливом между Скиллой и Харибдой, последняя жадно поглощала соленую влагу. Рассчитав, что смерть от Харибды угрожает неминуемо всем, тогда как Скилла могла схватить своими лапами лишь шесть человек, Одиссей, с потерей шести своих товарищей, которых сожрала Скилла, избегает ужасного пролива

Когда позднее, в наказание за святотатственное избиение быков Гипериона, по воле Зевса, буря разбила корабль Одиссея и разметала по морю трупы его товарищей, сам Одиссей, успевший прицепиться к мачте и килю, был снова отнесён ветром к Харибде. Видя неминуемую гибель, он в тот момент, когда обломки корабля попали в водоворот, ухватился за ветви смоковницы, спускавшейся к воде, и висел в таком положении до тех пор, пока Харибда не выбросила обратно «желанные бревна». Тогда он, раскинув руки и ноги, всей тяжестью упал на выброшенные остатки корабля и, оседлав их, выбрался из водоворота .

Согласно Гигину, снизу собака, сверху женщина . У неё было 6 рожденных ею собак, и она сожрала 6 спутников Одиссея .

Подобно Одиссею, счастливо миновал Харибду и Ясон со своими спутниками, благодаря помощи Фетиды ; Эней же, которому также предстоял путь между Скиллой и Харибдой, предпочел объехать окольным путём опасное место .

У Вергилия упоминается несколько Скилл, которые в числе других чудовищ населяют преддверие Тартара.

История[править | править код]

Сцилла была гротескным морским монстром, с четырьмя глазами, шестью длинными шеями с ужасными головами, у каждой из которых было три ряда острых зубов. Ее тело состояло из двенадцати щупальцеобразных ног, хвоста и 4-6 собачьих голов вокруг талии. Она была одной из детей Форкия и, по разным версиям, Гекаты, Кратеиды, Ламии или Кето. Некоторые источники, в том числе Стесихор, называют ее родителями Тритона и Ламию.

Согласно Овиду, Сцилла когда-то была красивой нимфой. Морской бог Главк, превращенный в рыбака, влюбился в нее, но она сбежала от него на землю, где он не мог ее достать. Отчаяние наполнило сердце Главка, и он отправился к волшебнице Цирцее за любовным зельем, которое растопило бы сердце Сциллы. Пока он рассказывал историю своей любви, волшебница сама его полюбила. Она попыталась добиться его своими самыми милыми словами и взглядами, но это не подействовало на морского бога. Цирцея была в ярости, но злилась не на Главка, а на Сциллу. Она приготовила флакон невероятно сильного яда и вылила его в пруд, где купалась Сцилла.

Как только нимфа зашла в воду, она превратилась в ужасающего монстра с двенадцатью ногами, шестью головами и тремя рядами зубов у каждой головы. Злые, рычащие волчьи головы выросли из ее талии, и она пыталась смахнуть их. Она стояла там в полном несчастье, не имея возможности сдвинуться, презирая и уничтожая всё, до чего могла дотянуться, и представляя опасность для проплывающих мимо моряков. Каждый раз, когда мимо проплывал корабль, каждая ее голова хватала одного из членов экипажа.

Интересные факты[править | править код]

  • Харибда — единородная сестра Перси, так как они дети Посейдона, а также является теткой Перси, ибо Гея — мать Кроноса, Харибда и сестра Кроноса, а Перси — внук Кроноса, что делает ее его двоюродной бабушкой.
  • CSS Birmingham стреляет в Харибду — это одно из изображений, выгравированных на щите Перси, который для него сделал Тайсон.
  • По некорым версиям, Сцилла — её сестра.
Монстры
Виды: Кентавры | Циклопы | Драконы | Змии | Эйдолоны | Эмпусы | Огнедышащие лошади | Гиганты | Горгоны | Гарпии | Гиперборейцы | Ихтиокентавры | Карпои | Катоблепасы | Лестригоны | Ликантропы | Русалки и тритоны | Никаи | Нимфы | Пегасы | Сатиры | Сколопендра | Стимфалийские птицы | Тельхины | Носои
Дружественные монстры: Аргус | Пират | Бриарей | Хирон | Дон | Элла | Фестус | Глисон Хедж | Серый |Гроувер Ундервуд | Гиппокампы | Мелли | Миссис О’Лири | Офиотавр | Пелей | Сципион | Тайсон | Буря
Вражеские монстры: Агрий и Орей | Арахна | Василиски | Харибда и Сцилла | Химера | Хрисаор | Клазмонийская свинья | Колхидские быки | Ехидна | Эвриала | Герион | Мозгогрыз | Кампе | Мантикора | Медуза | Минотавр | Немейский лев | Полифем | Сфинкс | Сфено | Тифон | Скифские драконицы
Нейтральные монстры: Плотоядные овцы | Цербер | Эриманфский вепрь | Грайи | Фурии | Плотоядные лошади | Грифоны | Сирены | Монстры

В литературе и искусстве

  • Существовала поэма Стесихора «Скилла» (фр. 220 Пейдж) и дифирамб Тимофея «Скилла».
  • В произведениях искусства Скилла изображалась в виде чудовища с собачьей головой и двумя дельфиньими хвостами или с двумя головами страшилищ и дельфиньим хвостом.
  • В произведении Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» одна из глав называется «От Харибды к Сцилле», а также в произведении «Отверженные» — глава «Харибда предместья Сент-Антуан и Сцилла предместья Тампль». Упоминаются морские чудища и в романе «Человек, который смеётся»: «Бедность — Харибда, богатство — Сцилла».
  • В повести «Далёкая Радуга» братьев Стругацких «Харибда» — название гусеничного механизма, поглощавшего энергию Волны — глобального катаклизма, вызванного экспериментом физиков.
  • Образы Сциллы и Харибды детально и искусно изображены в сериале «Одиссея» (1997) с Армандом Ассанте в главной роли.
  • Прообраз Сциллы используется в американском сериале «Побег» как хранилище тайных операций и служащих террористической группировки «Компания».
  • У американской метал-группы Trivium в альбоме «Shogun» есть песня «Разрываясь между Сциллой и Харибдой» (англ. Torn Between Scylla and Charybdis).

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.583
  2. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.445, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.251-252
  3. Гесиод. Великие Эои, фр.262 М.-У.
  4. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.154
  5. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.251-252
  6. Схолии к Гомеру. Одиссея XII 73; Псевдо-Вергилий. Скопа 66; Овидий. Метаморфозы XIII 749
  7. Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 818
  8. Комментарий В. Н. Ярхо 39 к Палефату
  9. Вергилий. Буколики VI 74-75; Проперций. Элегии IV 4, 39-40
  10. Овидий. Метаморфозы XIV 1-74; Гигин. Мифы 199
  11. Нонн. Деяния Диониса XLII 407
  12. Цец. Комментарий к «Александре» Ликофрона 45 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.240
  13. Ликофрон. Александра 47, 652; Гигин. Мифы. Введение 39
  14. Ликофрон. Александра 49 и комм.; Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.154
  15. Гомер. Одиссея XII 85-100, 245—259, 430
  16. Гомер. Одиссея XII 245; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 25; Э VII 20-21
  17. Гомер. Одиссея XII 101—110, 234—242, 428—443; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 25; Э VII 21.23
  18. Гигин. Мифы 151
  19. Гигин. Мифы 125
  20. Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 781
  21. Вергилий. Энеида III 554—569
  22. см. Юстин. Эпитома Помпея Трога IV 1, 13.
  23. Полибий. Всеобщая история XXXIV 2, 12 — 3, 10; Страбон. География I 2, 15-16 (стр.24-25), по Полибию
  24. Палефат. О невероятном 20
  25. Гераклит-аллегорист. О невероятном 2
  26. Аристотель. Поэтика 15

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Добавить комментарий