Горячие новости

Вино и оргии. Вакханки и вакханалии

Дионис путешествует по свету в сопровождении своих жриц-вакханок и козлоногих сатиров, которые предаются веселью, пьянству и любви. Спутники бога опоясаны змеями, а жезлы их увиты виноградом.

В экстазе вакханки с криками «Вакх, Эвое» славят Диониса, а жезлами высекают из земли мед и молоко, вырывают с корнем деревья, увлекают за собой мужчин и женщин.

Дионис — бог веселья и радости. Но в гневе он страшен. Так, фиванский царь Пенфей, двоюродный брат Диониса, пытался запретить вакханалии и за это был растерзан вакханками. На царя эдонов Ликурга, противившегося культу Диониса, бог наслал безумие: Ликурга растерзали свои же лошади.

Нимфы и сатиры — боги чего?

Фантазия древних греков не знала предела, и когда во времена Ренессанса просвещенные европейцы узнали мифы и предания эллинов, то античные боги, сатиры и нимфы послужили неиссякаемым источником вдохновения для литераторов, художников и музыкантов. Они узнали, что духами гор были нимфы ореады, лесов и деревьев – дриады, источников – наяды. В лугах и долинах жили лимнады и напеи, а в морях и океанах – нереиды и океаниды. О многих из них греками сложены интересные легенды, но об этом – ниже. Питер Пауль Рубенс создал замечательный портрет двух фавнов.

Их внешность – курчавые нечесаные спутанные волосы с венком из виноградных листьев и рожками, приплюснутый, красный от пьянства нос и в мощных ручищах — гроздь винограда, из которого делается вино, – полностью соответствует описаниям греков. Не видно только хвоста. Сатиры не имели конкретных мест обитания: на своих козлиных ножках вечно похотливые, часто пьяные, они скакали везде, преследуя нимф, пока их не призывал на службу бог Дионис или бог Пан. Это описание должно дать ответ на вопрос: «Низшие божества, сатиры и нимфы, боги чего?» Это духи, заселившие, по мнению греков, всю окружающую их природу. Сатиры часто преследовали нимф, имея самые низменные побуждения, но прекрасные девушки убегали от них.

Сатиры — что они собой представляют

Сатиры представляют собой существ териоморфных и миксантропичных. На их телах произрастает густая шерсть, у них длинные крепкие и жесткие волосы. На лицах растут козлиные бородки, а на ногах — копыта, как у коз или лошадей, хвосты тоже либо козьи, либо лошадиные. Лоб могут украшать рожки, а вместо человеческих ушей имеются лошадиные.

Фаллос — символ их плодородного мужского начала. Типичный представитель данного рода похотлив, влюбчив, задирист, крайне нагл и прилипчив. Нимфам и менадам нет от них спасу: обязательно найдется такой сатир, что погонится за девами, желая ими овладеть.

Сатиры страдают ленью и распутством, проводят дни за пьянством и погонях за нимфами с целью овладеть ими. Их происхождение описал Гесиод, им же он приписывал первое изготовление вина. Сатиры были поклонниками алкоголя, а также отличались неумеренным сексуальным аппетитом. Они входили в свиту Диониса, Вакха — веселились, пели, а в безумии разрывали людей на части.

Рационалистическая теория полагает, что первоначально за сатиров греки принимали варваров, обитателей гор. Варвары избегали мытья — от того-то и пошло поверье о том, что они покрыты козьим мехом. Вполне вероятно, что за волшебных лесных существ с необузданным нравом греки принимали именно их.

Сатиры — воплощение дикости, их животные качества берут верх над всеми остальными. Они не задумываются о морали, табу и запретов для них нет. Как природные духи и полузвери, сатиры также отличались невероятной выносливостью — любой человек, не будь он полубогом, проиграл бы сатиру в бою и на пиру.

Сатиры также увлекаются игрой на флейте. Флейта — двусмысленный символ, она всегда была основным их атрибутом. Другие атрибуты — это тис, свирель, мехи с вином и глиняные сосуды. Сатиры — частые гости на полотнах таких художников, как, например, Адольф Вильям Бугро. Нередко в их компании были изображены и человеческие девы — общеизвестная слабость лесных созданий.

Подвидом сатиров являются некие титиры, герои мифов, также служившие Дионису. Впервые они упоминаются в восьмом веке до н.э., и уже тогда они были тесно связаны с культом Диониса, покровительствовавшего вину и веселью. Римские легенды нередко называют сатиров панами, фавнами, сильванами. Иногда эти названия служат для обозначения разновидностей данных существ.

Отношения с асами и ванами

Как было сказано ранее, Всеотец приказал привести в Асгард трех детей Локи. Когда те предстали перед богами, каждый из асов и ванов ощутил угрозу и мощь, исходящие от них. Однако, в отличие от Хель и Ёрмунганда, Один не отправил в изгнание Фенрира.

Всеотец прекрасно знал о пророчестве. Он видел в своих тяжелых и мутных снах разинутую волчью пасть. Но Один надеялся изменить ход истории, предотвратить катастрофу и «усмирить» гигантского зверя, который на тот момент выглядел безобидным и игривым щенком.

Оставшись в Асгарде, Фенрир потерял возможность общаться с Ангрбодой. Локи и другие боги также старались не контактировать с ним. Первоначально кормился волк молоком священной коровы. Однако он очень быстро рос.

Выросшее до нереальных размеров хтоническое божество пугало асов и ванов. Они обратились к Одину, желая, чтобы Всеотец защитил их от волка. Подумав, Один принял решение: сковать Фенрира так, чтобы тот не мог вырваться.

Сын Локи не был наивен, потому богам пришлось действовать хитростью. В один из дней они пришли к нему, неся с собой цепь, именуемую Лединг. Асы и ваны обратились к Фенриру, попросив его показать свою силу. Они опутали цепью зверя, но тот порвал Лединг в один момент, после чего разразился радостным и громогласным воем.

Во второй раз боги принесли волку Дроми – новую крепкую цепь. Она была в разы тяжелее и массивнее Лединга. Приковали ею Фенрира и предложили волку вновь продемонстрировать силу.

Зверь с легкостью уничтожил оковы и снова радостно, победоносно взвыл. Однако в тот момент он заметил, что асы и ваны не ликуют вместе с ним, это его насторожило.

Один, поняв, что справиться с существом обычным способом невозможно, обратился за помощью к цвергам – карликам, обитателям одного из подземных миров. Они славились тем, что создавали волшебные артефакты.

В третий раз пришли боги к Фенриру, неся с собой Глейпнир. Но существо выдвинуло требование: пусть кто-то из жителей божественного Асгарда положит руку в его пасть в тот момент, когда его опутают цепью. Если он – Фенрир – не сумеет порвать оковы, он сомкнет свои челюсти.

Единственным, кого не напугала просьба сына Локи, стал Тюр. Пока боги сковывали Глейпниром зверя, Тюр успокаивал волка, обманывая его, говоря, что никакого вреда асы и ваны ему не нанесут.

Плененный Фенрир несколько раз попытался избавиться от цепи, но у него ничего не вышло. Заговоренный волшебный Глейпнир был прочен и несокрушим. Тогда волк, поняв, что его обманули и предали, безжалостно стиснул челюсти и лишил бога Тюра части правой руки.

Чтобы заставить волка открыть пасть, боги воткнули в его нижнюю челюсть меч. Он протаранил весь рот обезумевшего зверя и уперся острием в нёбо.

Фенрир взвыл, не в силах закрыть пасть. Кровь и слюна его смешались, заструились бурным потоком и образовали реку Ван.

Асы и ваны спешно пропустили через звенья цепи прочные волшебные шнуры. Один из них они прикрепили к камню Твит, второй – к скале Гийоль.

В одной версии мифов говорится, что темницей для сына Локи стала пещера в Гийоль. В других текстах сказано, что зверь остался на земле возле скалы. Гийоль возвышается на старом острове Лингвэ, что находится в озерных водах Амсвартнира. Прикованное, с мечом в пасти хтоническое божество останется до начала Рагнарёка.

Привычки, повадки, особенности сатиров


довольно трусливых, проказливых сластолюбцев, охочих до женщин и вина

Сатиров привлекают сборища людей праздных, предающихся безделью. Вдвойне хорошо, если поблизости есть пивной или винный погреб: тогда хорошего веселья не миновать! Во все века появление сатиров означало, что грядет бурный праздник. Козлоногие, козлорогие, покрытые густой шерстью, бородатые, с блеющими голосами, они приносили с собой неистовое веселье и желание плясать до упаду.

По окрасу эти существа бывают разными — даже рыжими или ярко-красными. И волосами может быть покрыто не всё тело, а только копыта. Или наоборот: шерстью сатир может зарасти по самый лоб. Существуют расхождения и относительно копыт: в одних источника указано, что те являются парными, как у всякого домашнего скота, а в других — вместо двух ороговевших образований у них имеется три.

Женщины-сатиры не упоминаются ни в одной легенде, а потому человеческие девы и лесные нимфы представляют для них особый интерес. На празднествах они стараются держаться близ женщин, играть на флейтах, веселить народ. Несмотря на свою падкость до женщин, сатиры не насильники. Не прямые, во всяком случае: получив отказ, они стараются споить деву, чтобы она переменила свое решение. Ну а если дева лишится сознания от выпитого, сатир не преминет воспользоваться шансом. Такова их природа.

Привычки, повадки, особенности сатиров


довольно трусливых, проказливых сластолюбцев, охочих до женщин и вина

Сатиров привлекают сборища людей праздных, предающихся безделью. Вдвойне хорошо, если поблизости есть пивной или винный погреб: тогда хорошего веселья не миновать! Во все века появление сатиров означало, что грядет бурный праздник. Козлоногие, козлорогие, покрытые густой шерстью, бородатые, с блеющими голосами, они приносили с собой неистовое веселье и желание плясать до упаду.

По окрасу эти существа бывают разными — даже рыжими или ярко-красными. И волосами может быть покрыто не всё тело, а только копыта. Или наоборот: шерстью сатир может зарасти по самый лоб. Существуют расхождения и относительно копыт: в одних источника указано, что те являются парными, как у всякого домашнего скота, а в других — вместо двух ороговевших образований у них имеется три.

Женщины-сатиры не упоминаются ни в одной легенде, а потому человеческие девы и лесные нимфы представляют для них особый интерес. На празднествах они стараются держаться близ женщин, играть на флейтах, веселить народ. Несмотря на свою падкость до женщин, сатиры не насильники. Не прямые, во всяком случае: получив отказ, они стараются споить деву, чтобы она переменила свое решение. Ну а если дева лишится сознания от выпитого, сатир не преминет воспользоваться шансом. Такова их природа.

Гемера

Богиня света дня, в противовес Гекате, покровительнице рака и кошмарных видений, а также колдунов, умница Гемера была вечной спутницей бога солнца Гелиоса. По одной из мифических версий, она похитила Кефала и породила Фаэтона, который разбился на солнечной колеснице, не справившись с ее управлением. В римских легендах Гемере равна Диес.

Богиня Гея является прародительницей всего живущего. Согласно легендам, она родилась из Хаоса и упорядочила все стихии. Именно поэтому она покровительствует и земле, и небу, и морям, считается матерью титанов. Это Гея уговорила своих сыновей восстать против Урана, прародителя небес. А потом, когда они были повержены, она «натравила» своих новых сыновей-гигантов против олимпийских богов. Гея – мать ужасного стоглавого чудовища Тифона. Это его она просила, чтобы он отомстил богам за гибель гигантов. Гея была героиней греческих гимнов и песен. Она первая прорицательница в Дельфах. В Риме ей соответствует богиня Теллус.

Спутница Зевса, прославившаяся своей ревностью и много времени тратившая на то, чтобы устранить и обезвредить своих соперниц. Дочь титанов Реи и Кроноса, проглоченная своим отцом и вызволенная из его чрева благодаря тому, что Зевс одержал победу над Кроносом. Гера занимает особое место на Олимпе, где блистают во славе греческие богини, имена которых связаны с обязанностями покровительствовать всем сферам человеческой жизни. Гера покровительствует браку. Подобно своему царственному супругу, она могла повелевать громом и молнией. По ее слову мог пролиться на землю ливень или засиять солнышко. Первой помощницей Геры была греческая богиня радуги – Ирида.

Трикки — тесты для девочек

Комментарии

Ты — загадочная Селена! Ты — загадочная Селена. Своей загадкой ы себе ты привлекаешь всех парней. Именно этим ты и прекрасна!

Ты — Гера, прирожденный лидер! Но иногда ты пытаешься добиться желаемого любой ценой, и это не очень хорошо

На свидании ты любой ценой пытаешься обратить внимание парня только на себя. Будь менее ревнива и ты станешь мечтой всех парней!

Тест мне понравился ставлю+3

Я Артемида! Автор извини +2 потому что 1-вый, 2-ой и 5-ый вопросы предсказуемые

Ты Гера,царица Богов Ты — Гера, прирожденный лидер! Но иногда ты пытаешься добиться желаемого любой ценой, и это не очень хорошо

На свидании ты любой ценой пытаешься обратить внимание парня только на себя. Будь менее ревнива и ты станешь мечтой всех парней!

Ты — Гера, царица богов! Ты — Гера, прирожденный лидер! Но иногда ты пытаешься добиться желаемого любой ценой, и это не очень хорошо

На свидании ты любой ценой пытаешься обратить внимание парня только на себя. Будь менее ревнива и ты станешь мечтой всех парней!

Просто Я!, спасибо!

Ой,Афрадита!Да,я знаю кто кому подходит.Не давно я сказала подруге «Это парень тебя бросит» и он через неделю бросил её.+3 за идею.И ещё,меня любят все мальчики класса!Уху!

Ты — прекрасная Афродита!

Ты — Афродита, богиня красоты и любви! Ты обаятельна и нежна, скорее всего, в тебя влюблены все мальчишки класса. Но наверняка ты имеешь и талант искать идеальные пары и знакомить их. Ты знаешь, кому суждено быть вместе навсегда! +3 обожаю твои тесты!

Спасибо за положительные комменты;)

Ты — Гера, царица богов!

Ты — Гера, прирожденный лидер! Но иногда ты пытаешься добиться желаемого любой ценой, и это не очень хорошо

На свидании ты любой ценой пытаешься обратить внимание парня только на себя. Будь менее ревнива и ты станешь мечтой всех парней! Ва-ха-ха я- лидер) +3

Ты — загадочная Селена. Своей загадкой ы себе ты привлекаешь всех парней. Именно этим ты и прекрасна! удивительно и классно =))

Ну ладно. Вот еще: сестра и супруга Зевса, с которым она, по самосскому сказанию, 300 лет жила в тайном браке, пока он не объявил ее открыто своей супругой и царицей богов. Но тут тоже про царицу, хотя вперемешку с сестрой

Вот кстати Википедия: В древнегреческой мифологии, Ге́ра (др.-греч. Ἥρα, микен. e-ra вер. ‘охранительница, госпожа’) — богиня, покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Одна из двенадцати Олимпийских божеств, верховная богиня, супруга Зевса. Римский аналог Геры — богиня Юнона.

Ну не знаю насчет сестры, но я всегда читала, нас учили и учат, что Гера — супруга Зевса, т. е. царица богов.

Первый минус — Гера не царица всех богов. Это Зевс правит богами в греческой мифологии.А Гера его сестра. Второй минус — тут нету Афины!А я её обожаю. +3.Я тебя пожалела)))Моей доброты не избежать)))

Бог всех богов в Греции — Зевс, а не Гера. Гера его сестра. Результат не понравился. +1

Ты — прекрасная Афродита!

Ты — Афродита, богиня красоты и любви! Ты обаятельна и нежна, скорее всего, в тебя влюблены все мальчишки класса. Но наверняка ты имеешь и талант искать идеальные пары и знакомить их. Ты знаешь, кому суждено быть вместе навсегда!

Ты — прекрасная Афродита!

Ты — Афродита, богиня красоты и любви! Ты обаятельна и нежна, скорее всего, в тебя влюблены все мальчишки класса. Но наверняка ты имеешь и талант искать идеальные пары и знакомить их. Ты знаешь, кому суждено быть вместе навсегда

я люблю персефону! И почему ее нет.

Ты — загадочная Селена. +3 супер тестик

Ты — Афродита, богиня красоты и любви! Ты обаятельна и нежна, скорее всего, в тебя влюблены все мальчишки класса. Но наверняка ты имеешь и талант искать идеальные пары и знакомить их. Ты знаешь, кому суждено быть вместе навсегда!

Ты — Гера, прирожденный лидер! Но иногда ты пытаешься добиться желаемого любой ценой, и это не очень хорошо

На свидании ты любой ценой пытаешься обратить внимание парня только на себя. Будь менее ревнива и ты станешь мечтой всех парней!

Ты — загадочная Селена!

Ты — загадочная Селена. Своей загадкой ы себе ты привлекаешь всех парней. Именно этим ты и прекрасна! Мнэм… Если бы… Не очень на меня похоже, так что 2. И картинка мне не очень понравилась… А вобще-то — отличный тест!

Ты — загадочная Селена!

Ты — загадочная Селена. Своей загадкой ы себе ты привлекаешь всех парней. Именно этим ты и прекрасна!

Ты — загадочная Селена. Своей загадкой ы себе ты привлекаешь всех парней. Именно этим ты и прекрасна! +2

Ты — загадочная Селена!

Ты — загадочная Селена. Своей загадкой ы себе ты привлекаешь всех парней. Именно этим ты и прекрасна!

Миф о сотворении винограда

В области греческим легендам, вино было подарено людям богами. У Диониса был любитель — сатир по имени Ампелос. После его смерти Дионис был архи печален. Он обратился к своему отцу Зевсу с просьбой вернуть друга к жизни. Зевес откликнулся на его просьбу, превратив мертвого сатира в первую лозу винограда, чьи дары помоны по вкусу напоминали нектар. Дионису так понравился вкус плодов и напитка, изготовляемого с них, что с той поры бог редко обходился без причина, поминая усопшего друга.

Сатиры из свиты Диониса отжимают матраса

У этой легенды существует иная версия. Если верить ей, Вакх подарил виноградную гроздь своему другу — сатиру Ампелосу. Бог предложил сатиру самому схватить подарок, который находился на тонкой ветке высокого вяза. Ампелос приставки не- смог добраться до виноградной грозди, упал и разбился насмерть.

Огорченный смертью друга Дионис превратил его тело в гибкую лиану, держи которой рос виноград. Так появилась традиция виноделия в античном мире. Прозвище сатира же увековечено в названиях наук ампелологии и ампелографии.

Мифические существа: Кракен

В 18 веке норвежский епископ Эрик Понтоппидон утверждал, что Кракен не миф. Рыбаки из Норвегии видели его воочию бесчисленное количество раз, обычно в жаркие летние дни.

«Наши рыбаки обычно утверждают, что, когда они гребут на несколько миль, Кракен оказывается на дне моря».

Сначала начинает бурлить морская живность, как если бы все рыбы в море внезапно начали в панике убегать. Затем из глубин поднимается огромная черная фигура. Любой моряк, который хотел выжить, ушел бы как можно дальше.

Когда моряки отплывали на расстояние, они думали, что спасены, но любопытство брало верх. Некоторые оглядывались и смотрели, и они видели, как это описал Понтоппидон:

«Его спина, которая кажется длиной в полторы мили, сначала выглядит как несколько небольших островов, окруженных чем-то, что плывет, как водоросли; кое-где наблюдаются более крупные подъемы, похожие на песчаные берега; наконец появляются несколько ярких точек или рогов, которые тем толще, чем выше они поднимаются, а иногда они становятся такими же высокими и большими, как мачты судов среднего размера».

Кракен — самое большое и самое свирепое мифическое существо в море. Выйдя на поверхность, он растянулся бы на десять боевых кораблей. У него были огромные щупальца, которые могли втянуть корабль и его команду в водянистую могилу. И даже если бы он оставил вас в живых, его огромный размер создал бы такой водоворот, когда он нырнул обратно вниз, что он мог бы засосать под воду целый флот.

Кракен входит в число тех мифологических существ, которые веками оставались с нами и будоражили наше воображение. Однако те рыбаки на побережье Норвегии, возможно, не совсем ошибались. Хотя нет существа столь же массивного, как настоящий Кракен, с тех пор ученые обнаружили гигантского кальмара, который может вырасти до 272 кг. Это мифологическое существо могло быть просто преувеличенным описанием настоящего океанского монстра.

Или, кто знает — возможно, они это действительно видели. Возможно, где-то под водой ждет своего открытия еще более огромный кальмар, достаточно большой, чтобы разорвать корабль в клочья.

Андреа Мантенья

Мифологический жанр в изобразительном искусстве принес известность этому художнику. В частности, в этом направлении выполнена его картина «Парнас». Только такой знаток древности, как Мантенья, мог создать такое полотно, наполненное тонкими аллегориями, некоторые из которых до сих пор не разгаданы. Основной сюжет картины — это любовь Марса и Венеры. Именно их фигуры художник поместил в центре. Это адюльтер, поэтому Мантенья посчитал нужным отразить негодование обманутого мужа — Гефеста. Он покинул свою комнату и стоит у входа в кузницу, посылая проклятия в сторону влюбленной пары. Два и Меркурий, способствующие сближению Марса и Венеры, также присутствуют на картине. Кроме того, здесь изображены девять танцующих муз, которые способны своим пением вызвать извержение вулкана. Но справа от центра картины стоит Пегас. Этот крылатый конь, по преданию, был способен остановить извержение, топнув копытом.

Мифические существа, сказочные животные и чудовища

Древний человек находился в страхе перед могуществом сил природы. Эти силы воплощали разные образы чудовищ и зверей, которые были продуктом воображения человека.

Как правило, такие существа сочетали части тела человека и животного. Хвосты рыб и змей, крылья и клювы птиц, копыта, хвосты и рога домашних животных подчеркивали отвратительность чудовищ. Большинство из них были жителями морского дна, болотной тины, дремучих лесов. Эти места обитания олицетворяли их темную сущность.

Но не все чудовища страшные, среди них бывают вполне прекрасные жители фантастических миров. В основном это полулюди, но иногда среди них бывают и совершенно фантастические существа, непохожие ни на зверя, ни на человека.

Легенды

Однако есть интересные легенды, где они появляются в ипостаси Пана или Луперка. Наиболее известные — связаны с нимфой Сирингой и самим Зевсом-громовержцем.

О любви к Сиринге

В греческой и римской мифологии существует несколько версий этой легенды. Согласно одной из них Пан встретил прекрасную нимфу Сирингу, но не смог ей понравиться. Наблюдающий за ними Эрот выпустил стрелу и угодил прямо в грудь богу. Фавн безвозвратно влюбился и погнался за девушкой. Однако, козлоного-рогатый поклонник только напугал ее и заставил пуститься в бега.

Чувствуя позади погоню, она выбежала к реке и попросила речных духов об укрытии. Они сжалились и согласились. Прибежавший в эту минуту Пан схватил нимфу, но в руках у него оказался тонкий и гибкий тростник. Ему ничего не оставалось, как сделать из стебля музыкальный инструмент и утешаться прекрасной музыкой. (Согласно другой версии, злоумышленником в этой ситуации был сатир, как темная сторона фавна).

О помощи Зевсу

Луперк однажды сыграл важную роль в судьбе греческого верховного бога. Тифон похитил сухожилия Зевса, но фавн опоил чудовище и вернул пропажу. Громовержец хотел отблагодарить его, однако Пан отказался от всех наград. Тогда Юпитер подарил ему собственное созвездие, которое назвал Козерогом.

Сатиры и христианство

С приходом христианской веры на греческую землю сатиры потеряли свою функцию веселых божеств плодородия. Христианство часто связывало облик Дьявола, Люцифера с человеком-козлом. В Средние века сатиры, чей образ полностью противоречил концепции христианской морали, стали чертями, мучившими грешные души в аду.

Христианские миссионеры исказили этот образ, сделав из сатиров чертей, от которых воняет серой, шерсть пропитана смолой, а в руках острые вилы.

Вполне вероятно, что появлением в христианском фольклоре черти и бесы обязаны именно прообразом сатиров из греческой мифологии. Они воплощают собой все то, что христианство считает греховным. Нет ничего удивительного в том, что с приходом христианства полулюди-полукозлы превратились в чертей, бесов и демонов.

Похожие существа

  • Пука или корнбок – озорные существа, ведущие род от эльфов. Внешне подобны фавну и очень проказливы. Умеют перевоплощаться и часто помогают другим, но могут и причинять вред. Особенно зло обходятся с теми, кто предает любимых людей.
  • Пан – греческий козлоногий бог, который покровительствовал дикой природе, скотоводству, растениеводству, а также — музыке и веселью. С помощью голоса и мелодий он мастерски управляет людьми, а при необходимости — вселяет в неприятелей беспричинный страх (панику).
  • Уриск – небольшие существа с козлиными ногами, известны в фольклоре Шотландии. Обитали у водоемов или рядом с людскими жилищами. В шутку могли пугать прохожих по ночам, но также приносили удачу и помогали успешно справляться с хозяйством.
  • Леший – в некоторых культурах лесной дух обладал похожей на фавна внешностью. Он защищал лес и его обитателей; мог заманивать в чащу тех, кто ему не нравился, или просто ради забавы.

Дважды рожденный. Миф о Дионисе

Дионис — сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Когда Семела ждала ребенка, супруга громовержца Гера решила сжить соперницу со света. По ее наущению Семела попросила Зевса показаться во всем божественном величии. Когда же Зевс явился в сверкании молний, его возлюбленная погибла в огне.

Зевс успел выхватить из пламени недоношенного Диониса и зашил его в свое бедро. В положенное время мальчик родился на свет из бедра отца. За это Диониса называют Дигоном — дважды рожденным.

Зевс отдал сына на воспитание нимфам. Но мстительная Гера продолжала преследовать Диониса и наслала на него помешательство. Безумец скитался по Египту и Сирии, пока во Фригии его не исцелила богиня Кибела.

Дионис продолжил путешествовать, побывал в Индии и на Востоке, всюду учил людей виноградарству и виноделию.

При возвращении в Грецию в плавании его похитили тирренские пираты и заковали в цепи. Но оковы сами упали с рук Диониса. Мачту пиратского корабля оплели виноград и плющ, а сам пленник обратился в медведицу и льва. Разбойники в ужасе бросились в море и превратились в дельфинов.

Женой Диониса стала Ариадна, покинутая Тесеем — победителем Минотавра. Зевс из любви к сыну даровал и ей бессмертие, сделав богиней. Также Дионис спустился в царство Аида и вывел из мира мертвых свою мать Семелу — она тоже стала богиней.

Фавн и пан

С этими божествами также часто путают сатиров. В древнегреческой мифологии имеется множество существ, имеющих некоторые черты животных, поэтому иногда возникала путаница: сатир имел черты лошади (не путать с кентавром): хвост, уши и фаллос, по характеру был более грубым и наглым, падким на совокупления без разбору, а фавн был похож на козла: имел рожки, бородку и «козлиные» ноги с копытами, поросшие шерстью, и был более безобиден в отношениях с людьми.

Пан – это бог пастухов и стадных животных, властелин лесов. Его отцом считался бог Гермес, которые изобрел свирель. Поэтому сопровождающие пана фавны и сатиры издают звуки из этого инструмента, подтверждая его первичное право владения.

Внешне это божество было очень похоже на фавна, но с более утрированными чертами и массивными рогами. Пан обладал знаниями магических слов и часто этим пользовался: чарующий звук его голоса вводил в транс людей и властелин леса управлял ими, вступая в интимные связи, а также мог насылать панический страх на путников, которые неуважительно относились к природе леса или самому божеству.

Добавить комментарий