Горячие новости

Искусство против TED Talks

Влияние Абрамович было столь велико, что сегодня даже академическое описание перформанса и современного театра свободно оперирует представлениями о циркуляции энергии, ритуальной трансформации соучастников и прочими заимствованиями из откровенно религиозного дискурса.

Но у этой истории есть и обратная сторона. Дэн Фокс, главный редактор мощного американского арт-журнала Frieze, в недавнем выпуске под названием «Религия и духовность» метко указывает, что сегодня по воскресеньям люди ходят не в церкви, а в галереи. Он приводит вроде бы убедительные аргументы за секулярность современного искусства: церковь редко когда выступает сегодня как инвестор или заказчик, прогрессивная общественность рассматривает религию как один из главных источников войн и нетерпимости, установка на контакт с высшими силами противоречит радикальной субъективности в искусстве если не сегодняшнем, то прошлого века точно.

Впрочем, интерес и готовность к анализу современного искусства, в том числе как духовной практике, созрел только к 1990-м годам. На 1970-е и 1980-е пришелся пик политических движений против «тоталитарных сект». В России такая радикальная школа «сектоведения» с лидерами вроде Аркадия Дворкина и православным уклоном по-прежнему остается доминантной (Фаликов — редкое исключение).

На Западе же сформировалась академическая этика разговора не о «сектах» или «культах», а о «новых религиозных движениях». В эту категорию, предложенную итальянским социологом религии Массимо Интровинье, попадают и теософия с антропософией, и розенкрейцеры с «Золотой зарей», и индивидуальные оккультные практики от Алистера Кроули до ведьм из Нью-Йоркского университета.

Впрочем, интерес арт-мира к новому религиозному искусству по-прежнему остается на грани маргинального. Он представляет собой скорее мощные окказиональные всплески, чем постоянный пункт на повестке дня. Спиритуалисты прорываются в музее вроде Помпиду (“Traces du Sacré”, 2008), Гуггенхайма (“Mystical Symbolism”, 2017) — и снова пропадают с радаров. К тому же, если ретроспективные выставки часто включают мощных художников вроде тех же супрематистов или впечатляющей Клинт, то экспозиции, посвященные нашему времени, порой нельзя отличить от каталогов ар-брют.

Показательный случай — немецкая “The Message — Das Medium als Künstler. Kunst und Okkultismus” («The Message — Медиум как художник. Искусство и оккультизм»). Наряду с модернистскими абстракциями, в том числе картинами Клинт, в экспозицию вошли работы наших особых современников.

Ванда Виэйра-Шмидт, которая уже несколько десятков лет живет в берлинском пансионате для людей с ментальными расстройствами и рассматривает свое искусство как борьбу против вселенского зла, была представлена метровой башней-инсталляцией из миллиона своих рисунков. Американец Пол Лаффоли, поддержанный фондом Kent Fine Art, не менее продуктивный художник, — серией картин-иллюстраций к теориям о путешествиях во времени и устройстве параллельных миров.

Пол Лаффоли. The Visionary Point. 1970

Оккультные науки

Основными составляющими оккультизма, представляющими основу эзотерической традиции запада, можно назвать гностицизм, герметические трактаты по алхимии и магии, неоплатонизм и каббалу, все они появились в восточной части Средиземноморья в первые века нашей эры. Идея «оккультных наук» начала развиваться в XVI веке. Термин обычно охватывает три дисциплины — астрологию, алхимию и естественную магию — хотя иногда различные формы дивинации также включаются отдельно от естественной магии. По мнению историка-религиоведа Ваутера Ханеграффа все они были сгруппированы вместе потому, что «каждая из них занимается систематическим исследованием природы и природных процессов в контексте теоретических основ, которые в значительной степени опираются на веру в оккультные качества, достоинства или силы». Невзирая на то, что различные оккультные науки имеют много смежных областей, в которых их действия и методы совпадают, иногда они отвергают друг друга как «не легитимные».

В эпоху Просвещения термин «оккультизм» все чаще воспринимается как несовместимый с понятием «наука». С этого периода использование терминов «оккультная наука»/«оккультные науки» подразумевает сознательную полемику против основной науки.

В своей книге «Первобытная культура» 1871 года антрополог Эдвард Тайлор использовал термин «оккультная наука» как синоним «магии».

***

«Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда
не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя
проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель,
гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов,
волшебник и вопрошающий мертвых;
ибо мерзок пред Господом
всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой
изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом
твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и
прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой» (Втор. 18:9-14).

«И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к
шептунам и чревовещателям, — тогда отвечайте: не должен
ли народ обращаться к своему Богу?
спрашивают ли мертвых о живых?» (Ис. 8:19).

Уфимские оккультные псевдопсихотерапевтические и псевдооздоровительные центры, использующие оккультно-религиозные методы оздоровления и воздействия на психику

Томские оккультные псевдопсихотерапевтические и псевдооздоровительные центры, использующие оккультно-религиозные методы оздоровления и воздействия на психикуОккультизм и суеверия — новостные сообщенияБогопротивная суть и страшные последствия оккультных практик («целительства», магии, гадания, ясновидения, космоэнергетики и т.п.)
— Максим СтепаненкоСвятые отцы о ворожбе, гадании, заговорах, чародеях — Миссионерско-апологетический проект «К Истине»Соборное осуждение теософии и оккультизма в 1922 году — Послание Русского заграничного церковного собора о спиритизме, магнетизме, теософии и прочих оккультных вымыслах

Оккультизм или эзотерика?

У оккультизма и эзотерики немало общего: ореол таинства, причастность к учениям, которые не каждому дано постичь, личностный рост. В силу необходимости регулярно практиковаться образ жизни и оккультиста, и эзотерика отличен от обывательского, разница между этими двумя в характере упражнений.

Эзотерика ориентирована на внутренний мир, духовный поиск. Практики состоят преимущественно из медитаций и молитв, постижение себя через обращение к высшим силам. Согласно эзотерической философии, мироздание базируется на восприятии, а не на внешних физических проявлениях, окружающую реальность формируют мысли и эмоции. Такая точка зрения близка восточному менталитету, потому эзотерические учения широко распространены в Индии, странах Азии.

Зародившийся в Европе оккультизм подразумевает действие: изучение внешнего, материального мира и его законов, поиск способов с ним взаимодействовать. В круг интересов оккультиста входят природные явления, стихии, невидимые сущности, отражение их свойств в неподвижных предметах и разнообразных субстанциях, возможность усилить те или иные качества. Вероисповедание мага не принципиально, куда более значимую роль играет развитая энергетика, умение концентрироваться, знания и опыт.

Направления не являются взаимоисключающими, зачастую сеанс медитации помогает усилить эффект предстоящего обряда. В трудах французского мыслителя Рене Генона прослеживаются параллели между древними индуистскими доктринами и западными оккультными традициями ХІХ-ХХ веков.

Как передается талант колдовства

Вопреки широкому мнению, магические способности есть у всех. Как слух – но каждый владеет им в разной степени.

Никогда не помышляющий стать колдуном человек может иметь силу, которая не просыпается.

На тайные силы могут указывать приметы:

  • вещие сны – основной признак. Они указывают на сильную интуицию, способность заглянуть в будущее;
  • животные ведут себя странно. Животный мир ближе к природе, энергетическому центру, его представители остро чувствуют присутствие волшебства;
  • ломается техника, или наоборот, работает лучше. Излучаемая энергия влияет на электронику;
  • случайные предсказания, намеренные гадания сбываются;
  • обидчики наказаны жизнью – признак мощной энергетики, влияющей на людей.

Наследственный дар

Лучшие волшебники чародеи вырастают из потомственных колдунов. Их дар крепнет с каждым поколением, знания приумножаются. Дети из этих семей с детства изучают магией, знают заклятия. Наследственность в сочетании с правильным воспитанием, грамотным наставником позволяют вырастить могущественного волшебника. Касается черного и белого волшебства.

Бывают ситуации, когда человек не знает, что владеет наследственным даром, способность обязательно даст о себе знать.

Самостоятельное обучение колдовству

Не всегда талант наследственный. Среди самоучек много талантливых колдунов, сумевших приобрести колдовские навыки. Освоив заклинания для начинающих, они собирают информацию о ритуалах и заговорах, получают уроки наставников.

Желание, вытесняющее остальные ценности, способно изменить линию судьбы, помочь любому управлять искусством магии.

Теоретические оккультные основы

Изучая оккультизм, стоит, прежде всего, знать и понимать общепринятые методы его изучения. С их помощью в этой области эзотерических знаний и осуществляется познание окружающего мира. Интересно, что многие из этих методов  бесспорно подтверждены наукой. Среди них можно выделить:

  • Чувственное восприятие (например, ощущение предметов и пр.);
  • Опыт (в процессе жизни человек сталкивается с разными ситуациями и находит пути выхода из них, совокупность происходящих с человеком событий являет собой опыт);
  • Умозрение (мышление, используя которое, человек может строить разного рода предположения).

И вот его-то как раз и невозможно проверить известными и общепринятыми научными методами, в то время как он предполагает общение с миром Божеств, миром мертвых или другими сверх-силами и запредельными мирами посредством откровений или же определенных обрядов. Именно эти методы и представляют собой основы оккультизма.

https://youtube.com/watch?v=THIF5XglsUM

***

Оккультное целительство полностью извращает
истинное понимание причин болезней и скорбей человека, ибо
«жало же смерти — грех»
(1Кор.15:56), с грехом
(беззаконием) в мир пришли болезни и смерть. Праведность —
вот защита от болезни: «служите Господу, Богу вашему … и
отвращу от вас болезни»
(Исх.23:25) , «… кровожадные и
коварные не доживут и до половины дней своих»
(Пс.54:24).
Кстати, и мы совершено забываем окончание шестой заповеди:
«Почитай отца твоего и мать твою,
чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой,
дает тебе»
(Исх.20:12). Поразительное дело здоровье и
долголетие зависит согласно Божьим заповедям нет от собой диеты,
постоянных «очисток» организма, коррекции кармы, физических
упражнений, а … от любви к родителям.

Уфимская «целительница», не больше, и не меньше,
а аж «медик России» (!), правда с образованием медсестры, Надежда Дивина очень
характерно писала в своем рекламном объявлении: «…причины Ваших бед — это: порча на человека, порча в доме,
сглаз, проклятье, родовые проклятья, кармические болезни
(переданные по родословной)»
. Вот, оказывается, в чем дело — не
множество не признаваемых в себе, забытых и нераскаянных
грехов и творимые ныне грехи жалят тело больного, а происки
«злобных» и «завистливых» соседей, знакомых, коллег и др.,
которые только и делают, что наводят порчу, проклинают, криво
глазеют. Не ты виноват — они «нехорошие»!!

Для того, чтобы вынуть грех — жало смерти и
причину болезни, что прежде нужно сделать? «Итак покайтесь и
обратитесь, чтобы загладились грехи ваши»
(Деян.3:19). Но
разве к покаянию призывают всевозможные сниматели порчи и
диагносты кармы? И, действительно, в чем каяться, в том что «злая» соседка на меня
порчу навела, или карма у меня плохая — я тут вообще не причем!

Всегда после обращения к оккультистам и
последовавшего некоторого
улучшения здоровья, повышения материального благосостояния,
приобретения славы на человека обрушиваются еще большие болезни
и житейские нестроения. Человек не изменился: старые грехи
остались, новые творятся и все это помножено беззаконием
бесообщения. И нет оправдание тем ведьмам и «целителям»,
которые нередко просто обязывают человека перед «лечением»
принять Таинство Крещения, Причастия, сходить на богослужение,
поставить свечи и т.п., ибо подтолкнув человека на шаг к
Богу, они ввергают его обратно назад на много шагов, а в бездну ада.

О том, что происходит с человеком после
кратковременной оккультной эйфории, когда приходит обратно
старый бес, искушавший и мучивший человека, и берет
с собой «…семь других духов, злейших себя и, войдя,
живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого»

(Лк.11:26) читайте в материале:

Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Уфимской епархии
Русской Православной Церкви

Что такое оккультизм

Это слово является, можно сказать, рабочим, для тех, кто относится к числу посвященных или же приближенных к миру Божественного.

К числу наук, или, так скажем, условно существующих наук, что объединились под общим определением оккультизм, можно выделить следующие формы эзотеризма:

  1. Алхимия: наука условно существующая, а точнее — область философии, формирование которой происходило в геометрической традиции; она изучала процесс превращения металла в золото и тайну вечной жизни;
  2. Астрология: наука вполне реальная, которая позволяет анализировать воздействие небесных тел на события, имеющие место на Земле; в ней также присутствуют магический, мистический, философский и другие подобные аспекты;
  3. Каббала: существующее до сих пор религиозное иудейское течение;
  4. Теософия: собственно теоретическая часть оккультизма, плотно переплетающаяся с изучением познания Бога божественного начала с использованием мистики;
  5. Теургия: практика в магии, которая позволяла взаимодействовать с высшими силами, получая от них определенный блага; известна со времен эпохи неоплатонизма в языческих культурах. — и т.д.

Достаточно широкое понятие оккультизма необходимо рассматривать, знакомясь постепенно с  его  основными составляющими: науками, практиками, учениями и религиозными движениями. Все это в комплексе, при должном понимании основных принципов, позволит более четко определить истоки и историю развития этой темы в целом.

Оккультизм для начинающих — в чём заключается опасность

Не приходится говорить, что такое понятие как оккультизм опасно для практиков начального уровня, в чём заключается опасность, вы сейчас поймёте. Можно попросту сойти с ума, и не заметить этого. Сознание человека пластично, хоть и на трансформацию необходимо время. Если каждый день понемногу сходить с ума, то через год слетите с катушек окончательно. Необходимо во всём и особенно в оккультных практиках проявлять здравый подход, и делать правильные выводы. Только вооружившись ясным умом можно приступать к практическому освоению теоретически усвоенных навыков.

Поэтому опасность практики оккультизма очевидна — начинающий оккультист может оказаться опасной ячейкой общества, быть угрозой для себя и окружающих. Ведь это практики, о которых не принято говорить в «нормальном мире», где единой привычной системой оценки у многих людей является Библия. Другая опасность практик заключается в появлении новых знакомств и связей с людьми, которые также, как и вы находятся на одной с вами «оккультной волне». Не очень воодушевляющий контингент, ведь многие практикующие оккультисты являются чёрными практиками, у них попросту нарушено или в какой-то степени искажено понятие добра и зла, а хорошего и плохого

Осторожно! При неправильном использовании оккультизма можно наработать негативную карму

Что такое оккультизм и его философия

В состав учения входят практические дисциплины. Наиболее известные из них астрология, алхимия, эзотерика, хиромантия, общение с духами и потусторонними личностями, целительство, магия, колдовство, нумерология.

Понятие тайной философии предложил Агриппа Неттесгеймский в XVI веке. Через 300 лет термин заменили словом оккультизм.

Оккультная философия признает наличие потустороннего мира, сущностей и явлений, недоступных для простого обывателя или ученого-практика. Восприятие мира, по мнению адептов, проводится не только при помощи эмпирических и расчетных методов, но и при общении со сверхразумом, через божественные откровения, при погружении в религиозный экстаз. Последователи и адепты оккультизма — это люди с развитым эмоциональным восприятием, маги, медиумы, колдуны.

С философской точки зрения, в основе тайных учений лежит желание человека исследовать мир. Доказательные методы требуют знаний, средств, умений и длительного наблюдения. Вера в оккультное позволяет получить ответы на вопросы быстро и в доступной форме.

Современное сообщество считает мистические традиции лженаукой. Если последователи этой философии не нарушают официальные законы, то они не преследуются властями.

Лженаука:

История возникновения Цигуна — Алексей Попов

Демоны лженаук — академик РАН Эдуард Кругляков

Одичание — академик РАН Эдуард Кругляков

Диагностика по методу Фолля. Лженаучными методами не нужно ставить диагнозы и лечиться ни верующему, ни атеисту (ответ на вопрос) — Максим Степаненко

Не может быть: биорезонансная терапия — Семен Гальперин

Гадание по резонансу: Биорезонансная диагностика — Алексей Водовозов

Эксперимент по исследованию экстрасенсов — Наталья Моисеева

Про шарлатанство, питьевую соду и доказательную медицину (Можно ли содой лечить рак?) — Марина Солодовникова

Запатентованный бред — Анна Пименова, Светлана Макарская

Как я лечился биорезонансной терапией — Михаил Локтев

Центр диагностики и очищения ауры — Город.Томск.Ru

Колдуны на службе у власти (о лженауке) — Павел Лобков

Деканы медицинских факультетов в Бельгии отказываются от преподавания альтернативной медицины — Фредерик Сумуа

Борису Грызлову мешают растратить бюджетные деньги «мракобесы» из Комиссии по борьбе с лженаукой РАН — подборка разоблачительных материалов

Неуловимый историк

Феноменкология — Юрий Курбатов

Гидра колоноскопии — Алексей Водовозов

Медицинская мафия: как я работал биорезонансным диагностом — Украина криминальная

Секта паразитопугателей и вымогателей — Город.Томск.Ru

Тын-дырдын-дырдын спасает человечество: гранд-дамы и мэтры целительства — Татьяна Батенёва

Повелитель урины и керосина — Андрей Коняев

Будни платного медцентра: За ваши деньги вам придумают болезнь подороже — Валентина Канцырева

Парад лженаук — Православие и мир

Missing Мессинг — Дмитрий Быков

Советы теледоктора Малахова могут убить — Николай Подорванюк

Заявление Миссионерского отдела Челябинской епархии Русской Православной Церкви о преподавании оккультизма в Челябинском государственном педагогическом университете

Оккультно-сектантский характер антиалкогольного учения Владимира Жданова — профессор Александр Дворкин

Можно ли и нужно ли верить каждому профессору? О лжеучёном Владимире Жданове — Камил Вольский

Осторожно … оккультные нормализаторы пустоты кошелька! — Максим Степаненко

Чудо-мошенник Болотов — Fornit

Волновая мистика Петра Гаряева — Fornit

Кто играет на «биокомпьютере академика Бронникова» — Михаил Медведев

«Академик» Левашов – новый лжепророк России — Дмитрий Новгородский

Берегись Задорнова, «мудрость» приносящего — Антон Каптелов

Лженаука: Словарь лексических подсказок — Константин Путник

Нужен ли Челябинску «Институт Сознания»? — Константин Путник

Лженаука на марше или рецидив первобытного мышления — Ирина Левина

Десять косвенных признаков лженауки — Александр Соркин

Письмо архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона Константину Эрнсту: остановите вакханалию лженауки, мракобесия и оккультизма на Первом канале

Наступление оккультизма на российскую систему образования продолжается — профессор ПСТГУ Александр Дворкин, иерей Лев Семенов

Академики потусторонних наук — Олег Гладышев

Отрекаюсь от атеизма и присягаю оккультизму (о деятельности «профессора» Сергея Сперанского) — Олег Заев

Сибирская академия энергоинформационных наук. Лечить или калечить? — Татьяна Кузнецова
Читайте другие материалы раздела «Лженаука»

Таро и оккультный психоанализ

В середине XX века чисто оккультное восприятие Таро стало постепенно уступать другой традиции, основанной на психоанализе, впрочем, от этого не менее мистической.

Уже на закате карьеры мистицизмом и оккультизмом увлекся швейцарский психолог Карл Юнг (1875–1961), который наряду с Фрейдом считается одним из основателей психоанализа.

Фрейд полагал, что бессознательное психики состоит в основном из вытесненных воспоминаний. Юнг трактовал бессознательное совсем иначе: по его мнению, оно состоит из архетипов — врожденных идей — и инстинктов. Архетипы наследуются всеми людьми с первобытных времен, и поэтому общие элементы есть у каждого человека.

Юнг писал, что современная философия основана на принципе причинно-следственных связей. Однако на самом деле их существование доказывают лишь наблюдения за статистически большими величинами. Эксперимент как метод исследования ограничивает естественный порядок вещей.

Карл Юнг. Источник

Уникальные, единичные события, которые не вписываются в установленные закономерности, наука, по его мнению, объяснить не может. Эмпирическое знание, которое претендует на то, чтобы полностью объяснить мироустройство, обнаруживает лишь вершину айсберга.

По мнению Юнга, помимо логики причинно-следственной связи, мирозданием и человеческими жизнями управляет еще одна субъективная сила, которая, как и сновидения, может быть замечена только отдельным индивидом, оказавшимся под ее воздействием. Ее главное наблюдаемое проявление — необъяснимые совпадения. Он приводит пример из своей жизни:

В конце 1990-х психологи изучили этот феномен и доказали, что он не более чем ошибка восприятия. Человек не придает значения частоте, с которой явление встречается в окружающем его мире, до тех пор, пока не сфокусируется на нем. Но если он намеренно начнет считать, как часто встречает это явление, то ему может показаться, что оно гораздо более распространено, чем казалось раньше. Возможно, у Юнга были еще более «рыбные» дни, однако он заметил именно тот, потому что в то время изучал символизм рыбы.

Может быть интересно

Юнг ссылается на парапсихологов, которые проводили эксперименты, показавшие, что некоторые люди значительно чаще угадывают случайные объекты (например, карту), чем другие, и куда чаще, чем предполагает теория вероятностей. Впоследствии все их исследования были опровергнуты.

Парапсихологи утверждали, что вероятность экстрасенсорики увеличивается вместе с ростом заинтересованности угадывающего. Юнг объяснял это так: эмоции притупляют человеческий разум и открывают дорогу бессознательному, через которое и проявляется эта субъективная связь. Совпадения группируются вокруг архетипов — агентов этой силы в человеческой психике.

Пересечение событий, опосредованных причинно-следственной связью, и таких необъяснимых выбросов бессознательного Юнг называл синхроничностью. Если человеку снится смерть его знакомого, а тот вскоре действительно умирает — это синхроничность. Если гадание экстрасенса показывает будущее — это тоже она.

Теория синхроничности наделяет смыслом спиритуалистские и эзотерические практики. Из всех них Юнга больше всего интересовала китайская книга И цзин (Книга перемен), созданная в VII веке до н. э. Она состоит из 64 гексаграмм — фигур, состоящих из шести линий, каждая из которых может быть сплошной или прерывающейся. Каждая из гексаграмм соотносится со строчкой из книги. Гадание состоит в том, чтобы одним из множества способов определить случайную гексаграмму, а вместе с ней и текстовое значение.

Карты Таро Юнг упоминал в трудах лишь трижды. Первый раз — в 1930 году. В письме коллеге Эмме Экштейн он написал, что интересуется Таро, которые, насколько ему известно, придумали испанские цыгане.

Во время семинара в 1933 году Юнг вновь заговорил о картах. На этот раз у него была чуть более точная информация — он вновь назвал цыган главными операторами Таро, однако ошибочно заявил, что их придумали в XV веке в Испании. По мнению Юнга, Таро, особенно старшие арканы, — это «своего рода архетипические идеи разного происхождения, смешанные с проявлениями потока бессознательного, а поэтому применимы для интуитивного метода понимания жизни и даже, возможно, предсказания будущих событий».

Раскрывать этот интригующий тезис психоаналитик не стал. Единственной картой, о которой он особо говорил, был Дьявол:

Также существуют записи устных заметок Юнга о старших арканах Таро, в которых он очень кратко описывает изображения на картах и комментирует их значение, например, так:

Существует ли опасность паранормальных явлений

Современный мир устроен таким образом, что абсолютно вся социальная составляющая теперь является всего лишь возможностью выйти в социальные сети. Поэтому довольно сильно распространено то, что теперь люди стали более одинокими и далеко не всегда рассказывают о проблемах.

Если вы ранее читали наши материалы, то наверняка отметили для себя факт того, что люди, которые довольно долго находятся в одиночестве, чаще подвержены влиянию со стороны паранормальных активностей. А значит, теперь для них есть целое раздолье, которое позволяет наслаждаться беспомощностью людей.

Кстати, если внимательно мониторить социальные сети, то можно встретить множество групп, которые рассказывают о подобных явлениях. Правда, все это воспринимается как обычные рассказы, которые просто быстро забываются. Хотя по факту они вполне реальные и порой даже могут навредить человеку. А главной проблемой является то, что теперь никто не сможет помочь одиноким личностям и они полностью подвержены подобным воздействиям, которые точно не принесут с собой ничего хорошего.

Академичный шабаш

Кампус Нью-Йоркского университета в Бруклине, октябрь 2017 года. Привычная толпа студентов-интеллектуалов разбавлена странного вида субъектами. Девушки одеты в вельветовые платья до пола, мужчины предпочитают кожаные куртки и собирают волосы в конский хвост. Представители и представительницы всех гендеров увешаны амулетами — кулоны, браслеты, по кольцу на каждом пальце.

Их собрали здесь Джесси Брансфорд, глава отделения bскусства и профессий в сфере искусства одного из колледжей Нью-Йоркского университета, и Пэм Гроссман, которая не так давно ушла с руководящей должности в Getty Images, чтобы полностью посвятить себя кураторским проектам и персональному блогу об оккультном искусстве Phantasmaphile. Уже третий год Брансфорд и Гроссман проводят конференцию Occult Humanities с подзаголовком «Современное искусство и наука об эзотерических традициях», продавая десятки билетов за сотню долларов и стабильно обеспечивая солд-аут.

Афиша к выставке Scenes From a Wedding, которая проходила в рамках конференции Occult Humanities. Авторы рисунка на афише: канадская арт-группа Tin Can Forest

Оккультные гуманитарные науки, несмотря на поддержку университета, пока не стали полноценным академическим направлением. «Мы можем позволить себе многое, потому что проводим конференцию под рубрикой „искусства“, <…> что позволяет нам с разных сторон подходить к предмету, пользоваться интуицией, иногда спекулировать», — рассказывает Гроссман.

Но трехдневная программа действительно поражает плотностью и разнокалиберностью. Доктор философских наук модерирует дискуссию о влиянии феминизма на рецепцию мексиканской сюрреалистки и оккультистки начала прошлого века Леоноры Каррингтон. Выставляющиеся художники смешивают разнокалиберные эзотерические традиции с психоанализом для рефлексии о собственном искусстве. Кураторы маргинальных частных музеев ведьмовства, вроде Museum of Witchcraft & Magick имени местного энтузиаста и коллекционера Рэймонда Баклэнда, рассказывают о своих экспозиционных стратегиях.

Разговорную программу дополняет выставка оккультного искусства, где объекты участников смешаны с работами их кумиров вроде Алистера Кроули, и музыкальные перформансы, авторы которых без опасений объединяют ритмы Азии, Африки, Южной Америки и прочих экзотических мест, чтобы вогнать слушателей в ритуальный транс.

Kwaw (Imaginary Self-Portrait) — автопортрет Алистера Кроули, который выставлялся на Occult Humanities в 2017 году

Даже больше, чем отсутствие недостатка в участниках, в смелый и на первый взгляд волюнтаристский тезис Брансфорда о «пике возрождения оккультизма» сегодня заставляет поверить наличие в современном Нью-Йорке массы аналогичных, хоть и менее масштабных мероприятий того же толка. Кажется, что все эти гадания по картам Таро, спиритические сеансы и коллекционирование трупов уместнее смотрелись бы лет сто назад, в галлюцинаторную эпоху fin de siècle.

Оккультизм и православие

Православие осуждает любые языческие направления и оккультные науки, как ложные учения, не имеющие отношения к христианству. Многие оккультисты используют православную церковную атрибутику в своих ритуалах. Мы часто можем увидеть «заговоры с молитвой», иконы у «колдунов» и «шаманов», утверждающих, что их практика и дар имеют божественную природу.

Церковь призывает с осторожностью относиться к таким утверждениям, потому что «игры» с миром духов в лучшем случае могут оказаться мошенничеством, в худшем угрожают жизни и здоровью человека. Русская Православная Церковь не практикует заговоры, магию и гадание на картах

Оккультизм не имеет отношения к Божественному Откровению, и члены Церкви не должны заниматься никакими оккультными практиками.

Священное Писание отзывается об оккультизме совершенно однозначно. Брать на себя «функции Бога» категорически запрещено, человек просто не справиться с управлением «тонким миром» и, хотя, Бог создал человека «Себе подобным», человек не является Творцом.

Добавить комментарий