Нефилимы в христианской традиции
У христианских авторов не было единого мнения по поводу природы нефилимов. Некоторые из них понимали библейский рассказ буквально, другие пытались дать ему аллегорическое объяснение, толкуя его как рассказ о праведных потомках Сифа, названных «Сынами Божьими», смешавшихся с неправедными дочерьми Каина, и породивших нефилимов.
Ранний христианский апологет Иустин Философ (ок. 100 — 165 гг.) в пятой главе своей «Второй Апологии» пишет следующее:
Сходного мнения придерживается и другой христианский апологет Афинагор (133 — 190 гг) в своем «Прошении о христианах» (24-я глава):
В пользу буквального понимания истории нефилимов также высказывались Тертуллиан (155/165 — 220/240) и Лактанций (250 — около 325). Некоторые христианские комментаторы выступили против этой точки зрения, ссылаясь на слова Иисуса о том, что ангелы не женятся (Матф. 22:30). Другие заявляли, что Иисус имел в виду только ангелов на небесах. Комментируя библейский рассказ в своей 22-й Беседе на Бытие Иоанн Златоуст (347 — 407) писал:
Такой же точки зрения придерживается и Феодорит Киррский (386 или 393 — 457), который утверждал, что сына Сифа Еноса стали именовать богом, и такое же название перешло к его потомкам. Исполины в его трактовке оказываются не столько могучими, сколько богопротивными людьми.
Нефилим, элохим, аннунак, рефаимы
В эзотерической и религиозной литературе не мудрено запутаться в непонятных для современного человека определениях.
Итак, по порядку:
- Нефилимы — это дети-великаны, рожденные женщинами от ангелов (Сынов Неба).
- Элохим, Элох, Элои — одно из древних имен Творца, Бога, Божества у семитских народов, к которым относятся и евре. Термин к исполинам никакого отношения не имеет. В Пятикнижии упоминается наравне с именем Яхве. Несложно догадаться, что у семитов-арабов оно звучит как Аллах, Илах.
- Аннунаки — термин часто мелькает в эзотерической литературе и означает тайных высших правителей Земли, или одних из правителей. На самом деле жители древней Месопотамии называли аннунаками младших Божеств пантеона шумерской и аккадской цивилизаций. Старших Богов называли Игигами. То есть, аннунаки вполне подходят под определение Сынов Божьих, которые обитали на земле и в подземном мире.
- Рефаимы — некое племя великанов, жившее после потопа. Согласно православному мировоззрению, слово “рефаим” ассоциируется с “мертвецом”. Связано это с тем, что Бог послал Великий потоп как раз затем, чтобы убить исполинов-нефилимов. Но раз рефаимы жили после потопа, то их считали восставшими из мертвых, или которые должны быть мертвы. По другой версии, рефаимы считаются потомками падших ангелов, уже бывших грешными, в то время как нефилимы — изначально праведных Сынов Неба (Стажей), сошедших на землю и согрешивших в процессе.
Нефилимы и их происхождение
Впервые на русском языке это название появилось в Синодальном переводе, где передавалось как «исполины». В последующих переводах исполины стали нефилимами или гибборимами. Чешские переводчики называют их богатырями, гигантами и титанами. Порой их отождествляют с рефаимами, представителями древнейшего населения палестинской земли, они отличались колоссальным по тем временам ростом. Они жили в Палестине в период правления царя Соломона.
Нефилимы, как гласит Ветхий Завет, произошли от ангелов и смертных женщин. То есть сыны божии и дочери человеческие сходились вместе, а от этого союза нарождались диковинные люди огромных сил и роста — нефилимы. Срок их жизни составлял сто двадцать лет, а старость протекала быстро и безболезненно.
Но позже трактовки изменились, и потомки ангелов от дочерей Евы превратились в отщепенцев, порождений соблазна и слабости высших существ.
В священном писании иудеев Торе не только письменные строки — есть Устная Тора, где есть раздел «Мидраш». Название дословно переводится как «изучение чего-либо, толкование», в нём указываются коренные положения еврейского учения, что находятся в Письменной Торе. Мидраш дает семь имён потомков ангелов и человеческих женщин, среди них – «нефилимы», падшие, ибо они – плод падения посланников Бога, порождение блуда тех, кому назначена вечная святость. «Рефаимы» — так называемые мертвецы или духи, их плоть размягчается как воск, а душу поражает животный страх.
Элохим, нефилим, аннунак — в чем разница
Евреи традиционно полагают, что первый сошедшийся с женщиной ангел – Григорий, его именовали также Наблюдателем. Но в других трактовках нефилимы – есть отголосок мифологии древнего еврейского пантеона, а все описанное в Торе — результат редактуры и переработки веры незапамятных времён.
В направлениях христианства считается, что «ангельские сыновья» – простые люди. И их, нефилимов, распространение стало одной из причин, что заставили Бога во времена Ноя вызвать Всемирный Потоп для уничтожения грешников на земле.
В моменте вхождения ангелов к дочерям человеческим в Библии (Ветхом Завете) множество противоречий, и порождаемых сложностями перевода также. «Элохим», или «Элогим», — это скорее «сыны богинь», нежели потомки небесных созданий. Элохим нефилим — сын богини. В другом переводе «Элохим» означает «светлый».
Согласно писанию Торы, в дни жития Авраама на востоке от реки Иордан области Эдом и Моав населяли потомки Анаков, Анаким. Сын Божий Иисус изгнал их из коренных земель, но горстка сумела сбежать в города Ашдод и Газ. Полагается, что великан Голиаф происходил из этого племени, в его жилах текла кровь Анаким.
Одно и то же ли нефилимы и аннунаки, откуда они произошли, как связаны с мифическим племенем Анаким? На этот вопрос отвечает одно обстоятельство: шумеры богов именовали Аннунаки.
Авраам происходил из города Ур, что принадлежал халдеям, он не знал об этом названии. Оттуда и пошла традиция называть людей исполинского роста словами Анак (единственное число) и Анаким (множественное), чтобы подчеркнуть их враждебность для еврейского народа. Это название практически уравнивает нефилимов с героями шумерского эпоса, такими прославленными, как Гильгамеш и Энкиду.
Считается, что нефилимы – племя людей великанского роста, воинственного и жестокого настолько, что память о них прошла через века в виде легенд о потомках падших небесных посланников. В других версиях, вроде теорий сторонников палеоконтакта — это потомки цивилизации Атлантиды, связанной с пришельцами из других миров, планет. Третья теория гласит, что нефилимы представляли собой плоды смешения ДНК человека и неандертальца. Так это или нет – не известно.
В источниках на других языках
Это второе значение также найдено в финикийских источниках. Царь Сидона Табнит проклинает любого предполагаемого взломщика своей гробницы: «Да не будет тебе покоя с рефаим», царь Эшмуназар использует ту же формулу во множественном числе, добавляя «… и пусть они не будут похоронены в могиле».
Угаритский материал наиболее проблематичен, потому что соответствующие тексты, относящиеся к rpum, являются фрагментарными, и их трудно интерпретировать. Эти rpum, как и их финикийские коллеги, имеют божественную природу и называются ilnym, буквально «божественные» (ср. иврит «элохим», буквально «божественные существа» (1 Цар. 28:13; Ис. 8:19, 21). Но нет четкого указания на то, что rpum являются хтоническими божествами. Более того, они, кажется, выполняют военную функцию. Одно из их числа называется mhr, угаритский термин для воина, а rpum описывается как езда на колесницах.
Нелитературные угаритские тексты упоминают гильдию bn rpiym, который предположительно был группой под покровительством божественного rpum, как было отмечено Б. Маргулисом (Маргалитом). Кроме того, угаритский герой Днил описывается как mt rpi, что может указывать на его членство в такой группе. Маргулис ошибается в приравнивании этот эпитет к предполагаемому beabe bilaṭi, который следует читать tillati, и который не ограничивается Ханааном. Другой угаритский герой, Керет, описывается как принадлежащий к rpi arṣ – рефаи земли – термин, который идет параллельно с qbṣdtn, группой, связанной с Ditanu.
Существование бога по имени Рпу уже давно указывается личными именами, такими как Абрпу. В настоящее время это подтверждается публикацией текста, в котором упоминается rpu mlkʿlm, «Rpu, вечный царь» (Dietrich and Loretz, 187), соответствующим образом описанный как gṯr, «могучий» (ср. аккадское Gašru). ). Хотя этот текст не свободен от трудностей, кажется, что Рпу упоминается вместе с r ars как их покровитель. Если, по общему признанию, гипотетическая интерпретация материала Угарита верна, библейская традиция рефаим как могучих воинов может быть понята. Их огромный рост способствовал бы их военному мастерству. Кроме того, библейский эпоним Рафа можно рассматривать как неопознанного бога Рпу, что больше соответствует библейской мысли.
Но использование слова «рефаим» у евреев и финикийцев как «тень, дух» остается проблематичным. Различные попытки были предприняты, чтобы обнаружить основную этимологию, которая могла бы объяснить развитие. Наличие одинакового слова и на иврите, и на угаритском предполагает, что древние не знали о связи между «рефаим» и каким-либо словесным корнем. Далее следует отметить, что глагол rpʾ неизвестен в угаритском языке за пределами ономастики.
Такие понятия, как «лечить» и «собирать» или «объединять», подтвержденные в других семитских языках для корня rpʾ, часто приводились для объяснения «рефаим», но в угаритском языке эти слова не связаны с корнем rpʾ. В угаритском языке слово «лечить» – bny, в то время как слово «собирать» – ʾsp, ḥpš и ʿdn в отношении растений, соломы и войск соответственно.
Великаны в Библии
В библейских сказаниях упоминаются люди колоссального роста, и мы привыкли списывать это на мифологическое преувеличение. А если это не человек, а нечто иное? Как, например, Иесвий, бывший потомком рефаимового племени, у него одно копье весило как триста медных сиклей.
В двадцатом стихе упоминается присутствие человека с шестью пальцами на руках и ногах. Роста великого. Сражался в Гефе. Последний потомок рефаимов, царь Ог, около четырех метров высотой, а спать ему приходилось на железной кровати, потому что деревянная постель не выдерживала веса великана.
Известный по битве с Давидом филистимский единоборец Голиаф также родом из города Геф, имел рост в шесть локтей и еще пядь сверху. Броня у него чешуйчатая, и весила как пять тысяч медных сиклей. На нем щит и наколенники из меди, нес копьё весом как шестьсот железных сиклей. Шесть локтей роста — три-четыре метра, а пять тысяч медных сиклей — двести килограмм. Это никак не человек с гигантизмом, у таких хрупкие кости, не вынесут такого веса.
Особые энтузиасты, приписывают Великанам из Библии появления пирамид Египта и иных колоссальных строений. А также того, почему греческая мифология говорила о гигантах-лестригонах, пожирателях человечины, почему обожествляли людей как богов, появились предания о созданиях со звериными телами и головами людей — сфинксах. В книге Бытия Библия дает ответы на эти вопросы.
В ней гласит, что нефилимы, рефаимы, а также эмимы — все произошли от преступного союза ангелов и женщин. Получившиеся создания оказались ни ангелами, ни людьми, а чем-то промежуточным. Они несли в себе семя великого греха, поскольку зачаты в нем. Первая книга Паралипоменон ясно говорит об этом. А также гласит, что когда один из рефаимовых потомков по имени Саф был насмерть сражён Совохаем Хушатянином, рефаимы усмирились.
В Библии написано, что все произошедшие от нефилимов и рефаимов, – потомки мертвецов. Ни они, ни сыны Енаковы, ни всякий, в ком течет греховная кровь, не воскреснут в час Страшного суда. Это доказательство того, что племя не относилось к человеческому роду. Только люди воскреснут, чтобы предстать перед судом высшим в конце времён. Как не оживают мёртвые, так не восстанут гиганты прежних тысячелетий, поскольку они не Божьи творения, а порождения лукавого. Ибо только он толкнул непорочных на грех соития с женщинами.
Единый древний язык нефилимов
Эзотерики считают, что исполины, будучи сыновьями и дочерями ангелов, переняли язык Сынов Неба. Учитывая, что нефилимы жили в одной культурной среде с обычными людьми, они обучили ему представителей человечества.
Согласно религиозным учениям, все люди — потомки Адама и Евы, изначально жившие где-то на Ближнем Востоке. То есть, они обитали в конкретной местности и имели единый язык. Потом люди стали делиться на кланы, племена, народы, мигрировать в разные части мира. Со временем появились разные вариации единого языка.
Ученые провели анализ лингвистики многих народов Азии и Европы. На основе полученных данных выделен общий праиндоевропейский язык. Однако доказать, что он является “праотцом” всех языковых групп мира, невозможно.
Происхождение рефаимов
Согласно легендам, рефаимы встречались в земле Ханаанской, в земле потомков Ханаана (сына Хама).
По одной из мифологических версий (см.:), это дети хананейских женщин и падших ангелов. Падшие ангелы приходили к ним во время ритуальных оргий возле священных деревьев. Хананеи принимали их за богов, а родившихся существ за детей богов, см.: Содом и Гоморра.
В подтверждение существования этой легенды приводят библейский стих:
В еврейской Библии (Танах) «из потомков рефаимов» переводится как «из потомков мертвецов». Библия говорит о них, что они не воскреснут:
Рефаимов иногда отождествляют с нефилимами, но их происхождение несколько отличается:
- Нефилимы — дети женщин и ангелов Стражей (в апокрифических и Книге Юбилеев).
- Рефаимы — дети женщин и падших ангелов, согрешившие Стражи не могли быть отцами так как они уже были связаны до Судного Дня (, Иуд. .)
Разное происхождение от отцов может быть причиной различий в их .
Тотемы
Многим известно, что у народов Африки есть тотемные животные. В связи с этим появилось много сказаний и ритуалов. У народов, с уважением относившихся к змеям, есть такой обряд.
Новорождённого ребёнка клали со змеей. Когда она не трогала малыша, считалось что он заслуживает жизни. Когда нападала, убивали как нечистого.
Согласно верованиям, тотемное животное сохраняет связь с определенной этнической группой. Тотем племени – сильное животное, то этот хищник пощадит поклоняющихся ему людей.
Но когда тотемное животное нападало на поклоняющегося человека, это говорило о том, что он незаконный член рода. И человека изгоняли. Во многих областях Африки запрещалось употреблять мясо таких животных в пищу. Поклонение тотемам сегодня практически не сохранилось у народов Африки.
Африканская культура богата. Многие столетий она развивалась и трансформировалось. Но разнообразные культы, вера в богов, поклонение идолам ещё распространены на территории континента. И до скончания времен останутся верные древним традициям предков люди.
О происхождении анаким и легендах агадской мифологии
Лучше всего это описывается в агадической литературе, где слово «анаким» произошло от «анак», то есть шея». Переводится как шейное ожерелье — достижение небес, поскольку у анаким гигантский рост и охватывали солнце, чтобы потребовать дождь у высших сил. Израильские разведчики, узрев головами достигавших облаков людей испытали ужас и бежали, решили, что и Господь не убережет от гигантов.
Мифология гласит и о том, что нефилимы, рафаимы и потомки имели зубы в шестнадцать рядов, а также колоссальную прожорливость. В день съедали тысячу верблюдов, быков и лошадей. Не устрашившись предостережений Ноя, нефилимы полагались на чудовищный рост и огромные ноги и считали, что остановят подъем воды.
Легенды о великанах прошли сквозь века: у братьев Гримм в сборнике «Детские и семейные сказки» есть видоизменённая легенда о дочери Анака, что в саду отца сорвала гранатовое яблоко. Дюжина пришедших в тот сад разведчиков, узрев отца, от испуга спряталась под кожурой от яблок, подумав, что это пещера. Когда дочь Анака возвратилась, испугалась, что отец выбранит за неряшливость, и выкинула шелуху. А вместе с ней и дюжину разведчиков.
Нефилимы, рефаимы, замзумимы, гиборимы — чудовища с острыми зубами. Изначально вкушали мясо животных, а потом стали поедать людей. Это они, непобедимые за счет своих колоссальных сил и унаследованных от отцов знаний, создали оружие и развязали кровавые войны. Но дурной нрав и вспыльчивость привели их к истреблению соплеменников. Поэтому и перевелся род. Единственным носителем крови полуангелов остался Ог, он спасся на Ноевом ковчеге. История гигантов — пример того, как убивает великие народы разобщённость.
Нефилимы и рафаимы — есть ли разница между ними
Рафаимы или рефаимы, чьё название стало синонимом к слову «нечестивцы», – племя людей исполинского роста, они жили на земле Ханаанской вместе с потомками неправедного Ханаана (прямого сына Хама). Согласно мифологии хананеев, их породили хананейские женщины от падших ангелов. Они являлись к ним при совершении ритуальных оргий под сенью священных древ. Хананеи считали их богами, а получившихся полукровок — за полубогов.
В апокрифах рафаимы описываются как имеющие большой рост, шестнадцать рядов зубов и шестипалые руки — полидактилия среди этого племени распространялась повсеместно. На то, что и легендарный Голиаф был рафаимом, указывает его шестипалость.
Нефилимы и рафаимы – суть одна, но под разными именами. Но есть нюанс в их происхождении: Книга Еноха и Книга Юбилеев говорят, что нефилимы — потомки согрешивших с женщинами Стражей, а рафаимы произошли от других ангелов, поскольку грешные Стражи оказались запертыми до свершения Страшного Суда. Библия гласит, что во время Судного Дня нефилимы и рефаимы не воскреснут, поскольку суть этих существ изначально нечестива.
Разница в отцах считается причиной, что отличала этих потомков ангелов — нефилимы великанского роста, рефаимы считались просто исполинами по тем временам. Также нефилимы жили до Всемирного Потопа, а рефаимы — после. Традиционное место их обитания – горы, откуда они спускались в крайнем случае. Не забывшие о разорявших их племенах гигантов евреи полагали, что рефаимы – восставшие мертвецы, чья сущность противна Небесам.
В память о ходивших по земле гигантах назывались различные места и объекты. Мегалит Гальгар-Рефаим, именуемый также Колесом духов, Эмек Рефаим, иначе прозванный Долиной Рефаимов, а также большая улица в Иерусалиме, что располагается в колониальном районе города.
Во времена Давида и Голиафа рефаимы обитали в городе Гат или Геф. В древности важеный и величественный, о чем свидетельствуют развалины замка. Но бедствия и войны разрушили этот город, а время довершило начатое людьми. Последние упоминания о городе Геф встречаются в истории первых Крестовых Походов, и тогда последние потомки племени рефаимов покинули его.
Боги Африки
На таком континенте, как Африка, множество разнообразных племен, и тяжело перечислить всех почитаемых на этой территории божеств. С богами Северной Африки мы знакомы с детства. Это боги Египта.
Сегодня мало кто поклоняется им, относится с таким же трепетом и уважением, но и сейчас египетская цивилизация – одна из богатых и загадочных.
Несмотря на разнообразие всех божеств Центральной и Южной Африки, есть те, что выполняют одинаковую функцию, но в различных племенах носили другие имена.
Африканский Баал (Балу)
Это особенный бог. Буквально имя переводится как «хозяин, господин, владыка». Встречается в религиях различных народов. Сначала это слово было нарицательным. Обозначало бога любого племени и местности. Такой титул давался князьям. Поэтому это собирательный, разносторонний образ. Встречается в различных ипостасях.
- Баал-Брит («бог союза») — этому существу поклонялись евреи после смерти Гедеона.
- Баал Пеор — один из моавитских Баалов.
- Баал-Хаммон — божество солнца, у отдельных племен одно из главных существ – даровало людям плодородие.
- Баал-Хаддат — повелитель грома, бури, земли, давал урожай и изобилие.
- Ху-Баал — один из божеств у древних арабов.
- Баал-Белен — ещё одна ипостась, ассоциировалась с повелителем солнца.
Согласно многим преданиям, отец Балу – Дагон, бог изобилия, пищи, земледелия и рыболовства. Многие функции Балу заимствовал у отца. Упоминается и в качестве покровителя войны, битв.
Бог-творец
Теория существования божества, сотворившего мир, распространённая. У такого бога-творца много имен: Адудва (бауле), Алуруа (ашанти), Амма (до-гон), Ио (бамбара), Кулотиоло (сенуфо), Леза (ила, мамба).
У народов Африки к творцу не обращались в мольбах и просьбах, он не имеет культа. Люди считали божество величественным, могущественным и важным. А значит, ему нет дела до проблем простых смертных.
Считалось, что с мольбами стоит обращаться к приближенным к людям богам. О творце предпочитали не говорить. Есть ещё отличительная особенность божества — у него либо неопределенный пол, либо присуща двуполость. Это неудивительно, верховное существо должно совмещать разнообразные признаки.
Бог действующий
Встречается еще одно магическое существо в различных религиях — божество это управляло судьбами людей. Народы верили, что принимает сущность любой облик (людской — реже всего), обитает оно в небесах, вершит человеческие судьбы, управляет природой и стихиями.
Каждый народ наделял такое божество своими отдельными качествами, приписывал ему удивительные способности. У масаев Нгаи (Энгаи) такое божество одновременно управляло дождем, громом, молнией и войной.
Местные жители верили, что божество одобряет грабежи, налеты племени. К нему обращались непосредственно перед набегом на либо разбоем. У других народов божество ассоциировалось с трудолюбивым пауком, супруга его – богиня плодородия.
У племени шона этот бог также повелитель грома, его считали первопредком. Многие верили, что он награждал людей дождями либо наказывал жуткой засухой.
Различные божества занимали значимую роль в жизни племен. Они обеспечивали авторитет власти в Африке на всех уровнях. Сегодня верховные боги благословляют не вождей и предводителей общин, а президентов.
В Танзании чтят верховного бога Мунгу, он общегосударственный символ. От него зависят благополучие и счастливое будущее страны. В гимне Танзании есть такие слова:
Единый древний язык нефилимов
Ученые полагают, что существовал и древний единый язык, что стал предком всех современных живых и мёртвых языков, а также языковых семей. Лингвисты предприняли попытки реконструкции и появился признанный научным сообществом праиндоевропейский язык, от него произошли индоевропейские языки, что позже раздробились на множество подгрупп. Все современные языки и наречия — потомки одного великого предка.
Книга Еноха.
Нельзя утверждать, что единый древний язык нефилимов дарован людям ангелами, как нельзя и доказывать обратное. Теория моногенеза гласит, что все языки трансформировались с течением времени. Возможно, что разные языки возникли обособленно друг от друга, древние люди искали средства коммуникации. А язык нефилимов – наследие отцов, помимо роста, силы и чудовищного аппетита.
Главная книга о нефилимах – книга Еноха, где ведётся речь о падении ангелов. В течение тысячелетий этот апокрифический труд недоступен. Он вызывает разногласия в церкви самим фактом существования и «неудобными» историями, что в ней записаны.
Такова история Сыновей Божьих, что пали из-за блуда с женщинами. Цитировали книгу Еноха, чтобы доказать греховность женской сути и что они виноваты в соблазнении непорочных созданий. Апостол Павел или Саул, как его еще называли, требовал от женщин прятать волосы. Распущенные косы, как толковал Тертуллиан, вызывали у ангелов и потомков похоть. Также ангелов по легенде влекли открытое тело и нескромный взгляд.
Нефилимы из плоти и крови, ангелы, в современной мифологии они считаются существами бестелесными, полагались как тоже материальные. Таковая точка зрения, что описывается в Книге Еноха, стала непопулярной, а отцы церкви приложили усилия, чтобы этот трактат прекратили переписывать.
Это началось в четвертом веке от Рождества Христова, а потом церковь тщательно подчистила и удалила указания на материальность божьих вестников, а также их имена. Имя Гадриэля — сбившего праматерь Еву с истинного пути ангела. Кроме Киги Еноха имя не встречается в других источниках. Благодаря заново обретённым текстам, что нашлись в 18 веке в пещере близ Мёртвого моря, мы можем ознакомиться с другой Библией, иной стороной происходящих в ней событий.
Сами ангелы описываются как пресветлые мужи, облика не виданного смуглыми иудеями. Их лица сияли точно солнца, очи горели как зажжённые свечи. Уста извергали пламя. А одеяния подобны перьям.
В других разделах Книги Еноха описания упрощались — ангелы, как люди, с кожей белой, как снег. Сам Ной имел волосы «белые как шерсть ягнёнка». В его жилах текла кровь божественных вестников и из-за этого, а также праведности Ноя Бог выбрал его проводником Своей воли?
https://youtube.com/watch?v=emw5WewNLVU
В Талмуде
Еврейский Талмуд приукрашивает эту историю, заявляя, что Ог был настолько велик, что стремился уничтожить израильтян, вырвав с корнем гору, настолько большую, что она разрушила бы весь израильский лагерь. Господь заставил рой муравьев откопать центр горы, которая покоилась на голове Ога. Затем гора упала на плечи Огу. Когда Ог попытался поднять гору с себя, Господь заставил зубы Ога удлиниться наружу, вонзившись в гору, которая теперь окружала его голову. Моисей, выполняя повеление Яхве не бояться его, схватил палку длиной в десять локтей и перепрыгнул на такое же вертикальное расстояние, ударив Ога в лодыжку. Ог упал и умер при ударе о землю. Многие великие раввины, в частности Шломо ибн Адерет , объясняли эту историю аллегорически.