Горячие новости

Сколько стоят похороны

Стоимость похорон определяется:

  • стоимостью гроба (5-15 тыс. рублей и более);
  • ценой, которую придется уплатить за перевозку покойного (зависит от дальности);
  • многое зависит от наличия места на кладбище, иногда за него приходится платить (от 25 тыс. рублей).

Родственникам придется оплатить расходы похоронного бюро, в том числа рытье могилы, предоставление инструментов и материалов, необходимых для проведения захоронения. Церковные расходы также придется оплатить. Так, цена отпевания – 600-1000 рублей РФ в провинции и до 3 тыс. рублей в Москве. Прейскурант священнослужители не устанавливают, пожертвование добровольное, но обычно его делают все.

Морг хранит тело бесплатно в течение 7 дней. В это время, также бесплатно, сотрудники морга обязаны провести омовение покойного, переодевание его и выноску в траурный зал. Если тело изуродовано, то за макияж и реконструкцию придется отдать до 20 тыс. рублей. За копку могилы берут до 10 тыс. рублей.

В среднем за похороны придется отдать от 30 до 60 тыс. рублей. Можно организовать и социальные похороны, если бюджет ограничен. Для этого обращаются в городскую специализированную службу (такая есть в Москве), сотрудники которой предоставляют похоронный комплект эконом-класса (гроб, могила, венки).

Некоторые особенности кремации по-индийски

Индуистские особенности кремации остаются неизменными с древних времен. В XX веке в стране появились лишь газовые и электрические крематории. В этих местах принято сжигать тела высокопоставленных чиновников, богатых людей и иностранцев, умерших в Индии.

Крематории электрические и газовые в Индии – это большая редкость и на всю страну насчитывается их не более пяти десятков и построены они только в крупных городах с большим количеством населения.

Основная масса населения, более миллиарда человек, по своей сути ортодоксальные индусы, предпочитают классический способ похоронной процессии – погребальное кострище. Но бывает так, что у бедного населения не хватает заплатить стоимость ритуала, и тогда они просто спускают тело по реке.

Подготовка тела

Для тех, кто интересуется, как хоронят в Индии, будет актуальна информация о том, каким ритуальным обрядам подвергают умершего, прежде чем его сжечь. Подготовка тела к кремированию:

  1. С тела удаляют волосы. У мужчины их полностью сбривают лезвием, а у женщины выжигают факелом. Сын умершей во время этого процесса должен находиться у ее головы спиной и ни в коем случае не смотреть в глаза матери.
  2. Труп омывают водой из реки, которая заведомо считается священной.
  3. Тело под чтение мантр натирают благовониями и смесью из меда, йогурта и натуральных масел.
  4. Мертвого украшают цветными гирляндами. Если население бедное, то на тело одевают простую речную священную тину.
  5. На лице умершего рисуют религиозные знаки, а лоб посыпают рисом и бетелем.
  6. Затем умершего одевают в чистые одежды (желательно белого или бежевого цвета). Заворачивают в саван из шелка и укрывают цветным покрывалом.

Почему мусульмане хоронят умерших без гроба

Когда тело облачают в саван, усопшего можно хоронить. По мусульманским традициям покойных хоронят без гроба. В соответствие с исламскими догмами человек создан из земли и после смерти станет ее частью, а гроб лишь препятствует контакту тела с землей. Также мусульмане считают захоронение в гробу языческой традицией, а сам гроб слишком дорогостоящим ритуальным атрибутом, но расточительство в Исламе всячески порицается. Похороны мусульман в гробу допускаются только в трех случаях:

  • из-за жестких требований законодательства той страны, в которой проходит погребение;
  • по причине плохого состояния трупа;
  • наличия на кладбище слишком сырой или влажной почвы.

Но на дно гроба насыпают немного земли, а крышку гроба не забивают гвоздями (или она вообще отсутствует).

Траур и современные реалии

Несмотря на культурные и религиозные традиции, в современных условиях соблюдать траур достаточно сложно. Главным образом, потому, что не каждый работодатель отнесется к этому с пониманием. Конечно, если речь идет о работниках сферы обслуживания, недопустимо, чтобы посетителей обслуживал сотрудник со скорбным выражением лица и в черных одеждах. Кроме того, во многих компаниях есть дресс-код или униформа. За нарушение можно получить штраф, что будет особенно неприятно при таких печальных обстоятельствах.

Как же соблюдать траур и не заработать дополнительные проблемы? Вот несколько рекомендаций:

  • Откажитесь от публичного выражения скорби. Главное в этот период — молиться за душу дорого человека, а вовсе не демонстрировать горе. Вы можете возносить молитвы в перерывах и в нерабочее время.
  • Носите траурную одежду, когда вы не на работе. Вы можете появиться с траурной лентой на встрече с друзьями, например, и они это поймут. Но носить траур постоянно совершенно не обязательно.
  • Выберите другой цвет, если вы все-таки хотите добавить траурные элементы к рабочему костюму. Траурными считаются не только черный, но также белый, зеленый и фиолетовый. Они будут более уместны. Ведь совершенно не обязательно, чтобы лента, косынка или шарф бросались в глаза.

Что касается сроков, возможности участия в увеселительных мероприятиях и прочего, здесь нет строгих правил. Вы можете придерживаться тех, которые диктует ваша вера, или следовать внутреннему убеждению. Ведь скорбь — это глубоко личное переживание каждого человека.

< Пред.

След. >

Похороны

Умершего сначала обязательно обмывали, облачали в чистые одежды, клали на лавку головой к красному углу, в котором стояли домашние кумиры — подобие современного иконостаса.

Руки и ноги связывали тонкой веревкой, тело накрывали белым холстом. Стеклянных зеркал в домах не было, вместо них использовали отполированные бронзовые или медные пластины — зерцала. Эти зерцала завешивали полотном, чтобы душа не заблудилась в ином мире, не осталась в зерцале и не забрала с собой кого-нибудь из членов семьи.

Двери в доме, где был покойник, не закрывали на замок, благодаря чему душа могла свободно перемещаться по усадьбе, в ожидании похорон и отправления на небо. Эта традиция в деревнях сохраняется и до настоящего времени, чем иногда пользуются недобросовестные односельчане, и стараются незаметно вынести что-либо со двора или из дома — по-просту украсть.

На глаза покойному клали тяжелые монеты — серебряные или медные, чтобы они не могли открыться. Иногда монеты помещали и в рот покойнику — его плата за перевоз в иной мир.

Издавна на Руси с покойным на Руси три дня — эта традиция сохранилась и с приходом христианства. В дохристианскую эпоху, покойника в день кремации перекладывали в лодку или ладью, в которой он переплывал реку Смородину — славянский аналог древнегреческого Стикса.

Позже, когда умерших начали хоронить в земле, лодка стала менее просторной, немного видоизменилась, приобрела крышку и другое название. Но и до сих пор, увидеть во сне человека в лодке означает его скорую смерть. А гроб, как в старину, называют домовиной.

Все три дня, в течение которых покойник находился дома, жрецы читали специальные напутствия, обращались к Перуну, ранее умершим предкам и высшим силам с просьбой принять его душу, перечисляли его заслуги на этом свете.

Из дома тело в лодке выносили вперед ногами, как будто покойный вышел сам. По традиции, несли его чужие люди, родные же не должны были идти впереди покойника.

Непосредственно перед помещением на место погребального костра, родственники целовали лоб умершего для получения от него энергии.

Иногда вместе с умершим мужем на тот свет отправлялась и его жена, причем делала это добровольно, показывая таким образом, что не желает с ним расставаться. Она одевала свои лучшие одежды, прощалась и родными, и при этом всячески веселилась — ведь впереди ее ждал лучший мир, жизнь с любимым в Свароге или в Ирии. В день кремации ее убивали, а тела сжигали на одной кроде.

Но чаще всего в рай знатного русича сопровождала одна из его наложниц, она добровольно соглашалась умереть, чтобы не расставаться со своим господином.

Вместе с умершим мужчиной сжигали трупы его коней и домашних животных. Для этого кроду составляли из дров, дающих много жара и огня — березы, дуба, кедра. Эти деревья считались священными и наиболее подходящими для кремации.

Пепел с кроды собирали в урну — домовину, и ставили ее на площадку, опорой для которой служили столбы. Сверху столбы закрывали крышкой, после чего и насыпался курган.

Погребение

По православному обряду предать тело земле нужно до захода солнца. В этом прослеживаются отголоски древних языческих верований. У мусульман тоже есть такая традиция. Разница в том, что они хоронят покойников в день смерти.

Над гробом произносятся прощальные речи. После того как домовину опускают в могилу, присутствующие бросают на крышку горсть земли. Первыми это делают близкие родственники, затем друзья. Ритуал проводится левой рукой.

  • В могилу опускают ритуальные свечи, которые горели в храме.
  • Вслед за гробом, бросают монеты. Это отголоски древнего верования о «плате за переход в иной мир». По этой же причине в гробе принято захоранивать расческу, носовой платок и железную мелочь.
  • На свежем холме помимо цветов и венков оставляют «платок слёз».

На могиле устанавливают деревянный крест. Его потом заменяют на памятник или плиту. Полностью закапывают яму кладбищенские рабочие. Их разрешается угостить ритуальными блюдами, принесенными с собой. Не возбраняется выпить «за помин души» водки. Остатки пищи разбросайте на могиле, чтобы птицы тоже помянули ушедшего в иной мир.

Вскрытие

Согласно шариату не существует категорических причин, по которым эксгумация была бы запрещена. Наоборот, есть важные причины для этого:

с усопшим было захоронено имущество другого человека;
по ошибке могила была расположена на чьей-то земле;
у женщины родился ребенок мертвым, но не сообщили пол и похоронили, а это по каким-то причинам было важно знать.

Относительно случаев, когда умирает беременная, а внутри нее продолжается жизнь, безоговорочно приступают к вскрытию. С ребенком женщину не хоронят, пока не убедятся, что он тоже умер. Известны акты создания таких условий, при которых младенец погибал внутри утробы, чтобы скорее похоронить мать. Однако это запрещено шариатом.

Память об усопшем и упоминание его в жизни

Родственники и близкие усопшего поминают его сразу после похорон за поминальной трапезой. Одно из главных блюд поминального стола — кутья: каша их пшеничных зерен с изюмом или сладостями. Человека кладут в землю, подобно зерну, но он рождается для жизни вечной. Мед, изюм или другие сладости — сладость блаженства Царствия Небесного. Во времена первых христиан в этот день милостыню и еду раздавали нуждающимся и голодным. Допускается и употребление алкоголя, но его доза должна соответствовать атмосфере скорби и боли о потере близкого человека, а не радостному шумному праздничному столу. В день похорон близкие человека скорбят о расставании с ним в земной жизни, несмотря на то, что мы верим в жизнь вечную и воскрешение. «Поминки» или поминальная трапеза заканчиваются, так же как и начинаются, молитвой о душе покойного.

Усопших поминают на третий, девятый и сороковой день после кончины. Считается, что в течение первых сорока дней после смерти, душа человека проходит «мытарства», ей тяжело осознать грехи своей земной жизни. В это время решается участь души на Небесах. Несмотря на то, что душа уже отделена от тела и человек ничего не может изменить в уже свершившихся событиях, он способен раскаяться в грехах. Чтобы помочь пройти трудный путь «мытарств», все это время молятся о душе покойного.

В первый день читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». После похорон можно заказать в церкви Сорокоуст. В течение сорока дней усопшего будут поминать за литургией. Можно заказать и панихиду, во время панихиды просят Господа о милости к душе покойного.

В некоторых православных Церквях поминают и на двадцатый день. Филипп Солитарий, древний христианский богослов, живший в XI веке объяснял это так: апостолы просто разделили сорокадневный плач по усопшему, который обычно совершался в Ветхом Завете. Третий день — потому что на третий день Христос восстал из мертвых, девятый — потому что Христос являлся апостолам еще раз и сороковой день, когда Иисус Христос Вознесся на Небеса к Отцу.

Существуют и специальные дни для поминовения усопших: на Радоницу принято посещать могилы близких, совершать на них уборку, молиться. Не существует никаких ограничений, связанных с келейной молитвой об умерших. Ее можно совершать в любое время.

Церковь молится об усопших, родственники могут просить о специальных молитвах об усопших или молиться келейно.

Церковь никак отдельно не регламентирует обращение с вещами покойника. Необязательно также мыть полы или закрывать зеркала. Приметы, связанные с физическим миром, никак не связаны с христианскими похоронами. Это не более чем светские ритуалы. Душе покойника от нас требуется только молитва.

Если усопший совершил грех самоубийства, то похороны проходят по-другому. Отпевание не совершается. За исключением тех случаев, когда покойный страдал от психического заболевания. Тогда родственники пишут прошение на имя правящего архиерея, возможно, потребуется приложить справку из психиатрического диспансера. В таком случае Церковь может допустить заочное отпевание. Решение остается за правящим архиереем

Также можно обратиться, если нет уверенности в том, что человек именно покончил с собой, а не погиб по собственной неосторожности, например, во время ДТП

Несмотря на то, что Церковь не поминает тех, кто избрал уход из жизни добровольно, близкие человека, надеясь на милость Божию, могут делать это дома, в келейной молитве. Церковь не запрещает молиться о душе человека в таком случае.

Для христианина важно — не забывать, что жизнь человека не заканчивается вместе с похоронами. Бог создавал нас для жизни вечной

Своими молитвами мы можем помочь душе человека пройти посмертные мытарства, просить Церковь молиться за него и наше молитвенное общение с усопшим не прекратиться. В минуты отчаяния мы всегда можем обратиться к Библии, к священнику, иногда близким усопшего после похорон может потребоваться помощь специалиста: психолога и психотерапевта. Так как нам все равно трудно расстаться с человеком в жизни земной, ведь душа осознает смерть как нечто противоестественное, противное Богу и человеческой природе, созданной по Образу и Подобию Божьему.

Похороны. Читать другие материалы по теме:

  • Поминовение усопших – почему третий, девятый и сороковой день?
  • «…Не увидит смерти вовек»
  • Любовь к гробам
  • Для чего нужны дни особого поминовения усопших? (+видео)

Добровольно или насильственно

Процесс кремации в Индии считается почетным погребением, нежели просто похоронить в могилу, как принято у мусульман и христиан. К слову, Иисус не проповедовал кремацию и в Ветхом Завете — это действо относится к языческим обычаям. Также в Индии известен такой обряд как сати, когда женщины шли на добровольное самосожжение вслед за своим мужем или господином.

На сегодня сати не приветствуется современным законодательством в Индии. Проведение ритуала карается судебным разбирательством, которому будут подвергнуты все участники и даже просто те, кто пришли посмотреть на это зрелище.

Церемония погребения мусульман по порядку

Мусульман (как мужчин, так и женщин) хоронят на мусульманских кладбищах. При таких кладбищах есть смотритель (кабер башлаучы), который показывает, как копать могилу и оконтурить ее, фактически отвечая за организацию похорон. Для захоронения должна быть выкопана глубокая могила. При копании могилы формируют углубление ляхад, в которое и будет помещено тело. Если захоронение происходит на участке с чрезвычайно сыпучей или рыхлой землей, ляхад можно не делать, но взамен ему выкапывается дополнительное углубление в нижней части могилы. Глубина могилы должна быть такой, чтобы животные не смогли раскопать усопшего. Выкопанную могилу нельзя оставлять пустой. В ней должен стоять один ил копателей или в нее нужно поместить какой-либо железный предмет (топор, лопату, лом и т.д.).

Поминание

Традиционно в русской культуре похороны заканчиваются специальным поминальным обедом. Проведение поминок допускается дома, где жил умерший либо на нейтральной территории.

Как поминать усопших, и какой должна быть еда на скорбной трапезе, лучше уточнить у батюшки. Не превращайте прощание в банальное застолье.Христианин должен знать, о том, что существуют 9 дней после смерти, что они значат и помнить как поминать усопших. Важным аспектом выражения скорби является траур. Он заключается в ношении одежды темного цвета, в отказе от развлекательных мероприятий. В проповедях священники говорят, что мало соблюдать девятый и сороковой дни, нужно сердцем молиться за ушедшего человека, чтобы ему было легче.

40 дней после смерти, что значит дата, и как поминать усопших – этот вопрос волнует родственников и друзей. Ответит на него священник. Батюшка расскажет о христианских традициях, поможет пережить боль утраты.

Что происходит с душой после отпевания

Чин отпевания очень важен для души. Поэтому долг каждого верующего – обратиться в церковь, чтобы человека отпели. Но что происходит с теми, кто уходит из жизни – и у кого нет ни родных, ни близких? Таких людей некому отпевать, о них никто не помолится, более того, их тела хоронят неопознанными – в общих могилах. Значит ли это, что неупокоенные души ходят по земле, пугая живых?

Священники говорят: это суеверие, основанное на представлениях из фильмов и книг, в которых люди превращаются в привидения. Ни наука, ни церковь в существование призраков не верят. А Бог милостив – и принимает души всех усопших. И на это не влияет, был человек отпет или нет.

Порядок обмывания тела по мусульманским обычаям

После смерти проводят обряд омовения: Тахарат и Гусуль. Это надо сделать сразу же после смерти. Причем женщин омывают женщины, а мужчин – мужчины (за исключением шахидов, т.к. их хоронят без омовения). В этом правиле есть только одно исключение: скончавшегося мужа может омыть жена. Однако муж покойную жену уже омыть не может. По традиции омывать усопшего должно 4 человека, причем один из них является главным – гассалом. Тот, кто омывает усопшего, должен быть надежен с точки зрения неразглашения каких-либо изъянов, которые он может заметить на туловище покойника. Рассказывать о любых увечьях нельзя.

Обряд омовения происходит в несколько этапов и длится около 4 часов. Сначала гассал трижды моет руки и надавливает на грудь покойника, ведя вниз по животу, чтобы из желудка вышло все испражнения. При необходимости он может надеть перчатки. Затем омываются половые органы усопшего. После этого гассал моет руки, меняет перчатки и омывает лицо умершего, а также тщательно прочищает по порядку его нос и глаза, причем лицо моется трижды. Когда лицо будет вымыто, покойника омывают целиком.

Кремация — возврат язычества?

Кремация покойника восходит к язычеству и всевозможным суевериям, которыми оно наполнено. Во-первых, в язычестве принято считать, что душа умершего человека остается заключенной в теле, особенно в том случае, если покойный скончался каким-нибудь необычным способом, например, его задушили. В таком случае требовался обряд уничтожения тела для того, чтобы освободить душу.

Во-вторых, часто необразованные люди боялись, что в тело покойника вселится чья-либо бродящая по земле душа, либо злой дух, и умерший вернется домой и принесет несчастье близким. Сжигая тело, они хотели обезопасить себя от такого поворота событий.

В-третьих, кремация умерших связывалась с поклонением огню, которому надо было принести жертву, чтобы умилостивить стихию и чтобы душа человеческая, оседлав дым, вознеслась на небо к богам.

Славянский погребальный обряд — крада

Ещё раз о похоронном обычае сожжения умерших. В «Повести временных лет» летописец Нестор пишет:

В представлении древних славян именно такой способ прощания с умершим был одновременно и помощью ему в том, чтобы поскорее покинуть Мир Яви и уйти в положенное ему место – Мир Нави. Сожжения тела помогает Душе поскорее освободиться от груза земного и отправиться в загробное путешествие.


плакальщиц

  • плакальщицы;
  • рыдальщицы или рыдальницы;
  • отпевальницы;
  • причитальщицы.

Они пели особые старинные обрядовые песни, касающиеся проводов покойного в загробный мир, помогали родственникам и близким пережить горе, отдать свою боль — и продолжать жить.

Многое утрачено современными славянами. Если заглянуть в те дни, когда жили их предки, можно многое полезного почерпнуть не только для нынешней современности, но также и для построения лучшего будущего. Ведь, как известно: «Кто забывает прошлое, не знает его, тот не ведает, как жить в настоящем и как построить будущее».

Подробнее:

Тризна

Как правило, сожжение тела совершали на закате дня — жизнь кончилась так же, как завершается день. А Солнце — Сварог на ночь уходит в потусторонний мир — Навь и своими лучами освещает дорогу душе.

После сожжения устраивали поминальный ужин или тризну. Неподалеку от курганов и долины мертвых находилась площадка для воинских состязаний — ристалище. Если умерший был воином, кроме традиционного ужина на ристалище устраивали театрализованное представление в память о его подвигах. В ночь похорон никто не спал, печаль сменялась весельем, жизнь продолжалась.

Древние славяне свято верили в то, что человек не умирает полностью, а его душа направляется в лучший мир, чтобы затем вернуться на землю. Поэтому скорбь была не главным чувством на поминках. Здесь устраивали так называемые похоронные игры, разыгрывали сценки из жизни покойного, рассказывали о его жизни, вспоминали о других умерших родственников и их заслугах перед семьей и Родом.

Так своеобразно проходила тризна — поминки. Живые сами вкушали вкусные блюда, а на утро следующего дня отправлялись к свежему кургану «кормить покойника» — несли ему простое угощение — сладкую кашу или блины с медом. Это еще одна языческая традиция, сохранившаяся до наших дней.

Что нужно для погребения молодой женщины (девушки) в православии

Если умирает молодая незамужняя девушка, многие говорят, что она становится невестой Христа. Из-за этого молоденьких барышень (особенно невинных) принято хоронить в подвенечных белых платьях. Подобная традиция перекликается с языческими ритуалами.

Но это не является обязательным требованием. Девушку можно похоронить в любой одежде, которую выберут ее родственники:

  • легком платье;
  • сарафане;
  • рубашке и юбке;
  • брючном костюме и т.д.

Но лучше покупать одежду для усопшей женщины скромного фасона с длинными рукавами, без глубоких вырезов и прозрачных участков. Если родственники все-таки решают похоронить девушку в платье невесты, то ее волосы следует распустить, а не укладывать в сложную прическу, а также отказаться от фаты. Само платье должно быть классического стиля без сложных вытачек и непонятных узоров. Украшения не нужны. Одежда усопшей должна вызывать уважение, а не вожделение. По православному обычаю на шею умершей следует повесить цепочку с крестиком.

Отпевание, поминовение усопших

Представители других религий, едва ли интересуются тем, как проходят похороны у православного человека, но христиане должны знать о важности соблюдения всех обрядов. Отпевание – это последняя процедура, которую проводят перед захоронением человека

Ей предшествуют:

  • соборование (проводится священником еще при жизни больного, в случае, когда он болен и знает, что скоро умрет);
  • исповедь (многие умирающие перед смертью стараются исповедаться в своих грехах);
  • причащение (один из обрядов, совершаемых над человеком перед его смертью);
  • чтение молитв;
  • омовение и переодевание покойного;
  • заупокойная лития (ее начинают за 1 час до выноса гроба с покойным из дома).

Важно! Для православного человека важно, чтобы все положенные процедуры были соблюдены. Это поможет ему на пути к Райским вратам

Организуя похороны, и не зная, с чего начать, следует поинтересоваться тем, к какой религии принадлежал покойный, чтобы точно понимать, как правильно похоронить человека по христианскому обычаю или традициям другой религии.

Как договориться об отпевании

Договариваются о том, когда будут захоранивать и проведении отпевания сразу же в день смерти человека. С этим стоит поторопиться, велик риск, что в выбранном храме в назначенный день похорон будут проводиться другие мероприятия и священник будет занят. В церкви расскажут, что нужно для православных похорон, как организовать самостоятельно, если пошаговой инструкции заранее ни у кого нет, ведь, в большинстве случаев, люди оказываются к смерти не готовыми.

Подготовка к похоронам

Все российские похоронные и поминальные традиции имеют глубокий смысл, а основаны они на древнейших славянских традициях.

Подготовку к похоронам усопшего начинать можно только после того, как будут завершены все официальные процедуры – тело будет осмотрено участковым, врачом и т.д.

Облачение покойника

Облачение усопшего

После смерти тело христианина омывают. Такой ритуал символизирует чистоту и непорочность духа, который вскоре предстанет перед лицом Господа. Для этого обряда используется мягкая губка и обычное мыло. После завершения омовения тело одевают в новые красивые одежды, которые являются символом нетления.

Положение во гроб

На Руси гроб воспринимался имитацией постели – человеку, уснувшему вечным сном, должно быть в нем уютно так же, как в собственной кровати. После того, как родные или знакомые покойного укладывали тело в гроб, на человека надевался православный крест. Конечности принято связывать – руки ушедшего из жизни человека складываются на груди, правая должна лежать на левой.

В левую руку вкладывается небольшая икона – это показывает, что усопший верил в Бога, передал Ему свою душу, а теперь переходит в Царствие Небесное.

Рядом с покойным все те дни, пока гроб в доме, должен находиться кто-то из родственников или родных – его молитвы облегчат страдания души.

Что принято и что не принято класть в гроб умершему

Первое, что складывается в гроб – это веревки, которыми были связаны руки и ноги. Складывают в гроб расческу или гребень, которыми расчесывали человека после омовения.

Вообще, Православная Церковь придерживается мнения о том, что человек приходит в жизнь с пустыми руками, а значит, и уходить должен таким же образом. Захоронение личных вещей при похоронах у русских священнослужителей является языческим ритуалом. Несмотря на это семья, столкнувшаяся с горем, складывает в гроб дорогие человеку вещи. Так, если из жизни ушла незамужняя девушка, у ее изголовья кладется фата, если усопшая – маленькая девочка, ее наряжают в красивое платье, а рядом с ней кладут куклу или другие игрушки. При погребении беременных женщин в гроб кладут подгузники и соски, пеленки. В случае, если усопший человек ходил с тростью, ее так же могут положить  в гроб.

В числе самых удивительных на взгляд иностранцев российских похоронных традиций – подготовка к собственной смерти. До сих пор в некоторых регионах люди (преимущественно пожилого возраста) готовят похоронную одежду и обувь, копят деньги на приобретение гроба и других атрибутов.

«Увидеть Варанаси и умереть»

О похоронах в Индии можно писать целые научные труды, которые будут посвящены не столько самому описанию процесса, сколько его объяснению. В самом деле, при всей простоте индийского погребального обряда более символического, чем он, наверно, нельзя найти ни в одной стране и культуре мира. Не менее поражает и поведение людей, которые хоронят своих близких и родных. Но всё становится понятным, если постоянно помнить об учении о переселении душ – неотъемлемой части индуизма (согласно статистике, индуизм исповедуют почти 81% населения этой страны). Мы не будем останавливаться на нём, тем более что лучше и ёмче Высоцкого об этом даже индийцы не рассказали, просто отметим, что вера в переселение душ – это краеугольный камень чуть ли не всего их мировоззрения и мировосприятия.

Что же касается смерти и похорон, то, говоря о них, нельзя не вспомнить о священном для индусов городе Варанаси, называемым ими «городом мёртвых». Бесстрастная статистика такова: на население в 1,3 млрд. человек с годовым приростом в 1,38% (данные на 2007 год) ежегодно умирает около 7 млн. И каждый из них, кто исповедует индуизм, мечтает умереть именно в Варанаси. Но, к сожалению, лишь немногие могут себе позволить эту роскошь: расстояние от этого города до любой крайней точки материковой Индии исчисляется в сотнях, а то и в тысячах километрах (от Дели до Варанаси, например, около 800 км.), и преодолеть их с умирающим очень часто является непосильной задачей. К тому же по канонам индуизма похоронный обряд, представляющий собой кремацию, должен быть проведён в первые же сутки после кончины человека (в идеале – в течение 5-7 часов). Стремясь соблюсти это требование, многие индийцы привозят в Варанаси своих ещё полуживых родственников и остаются с ними до тех пор, пока они не умрут. Иногда срок ожидания смерти длится неделями, а то и месяцами, и всё это время умирающие и их родственники находятся под открытым небом возле Ганга.

Трудно сказать, когда именно родилась эта практика, однако известно, что она была чрезвычайно распространена уже во второй половине XIX века. Из описаний того периода можно сделать вывод, что начало ей положили богатые и знатные индусы, выходцы из высших каст или добившиеся положения в обществе благодаря своему богатству. Именно они завели обычай поселяться в Варанаси, который в те времена назывался на английский манер Бенаресом, в последние годы своей жизни. Их пример был быстро подхвачен по всей стране, и таким образом Варанаси приобрёл свой теперешний статус.

Чтобы лучше понять, почему для места последнего упокоения был выбран именно Варанаси и что он значит для индийцев, нам придётся слегка отвлечься от темы и немного о нём рассказать. Тем более что он этого достоин и без статуса «город мёртвых».

Храм Кедарешвар

Храм Кедарешвар расположен на берегу Ганги. Полосатые красно-белые стены храма выделяются из всех других береговых построек.

Кедарешвар — один из первых храмов, упоминаемых в старинных книгах о Каши. Здесь поклоняются Шиве, как повелителю Кедарнатху («кедара» значит «поле» и говорят, что небесный «кедар» — это там, «где растет урожай освобождения». Шива — повелитель (натх) этого поля, и поэтому его называют Кедарнатх).

Этот храм символически представляет храм Кедарнатх в Гималаях, важнейший из храмов Шивы и место нахождения еще одного джотьирлингама. К лингаму люди приносят цветы и поливают его водой, а по праздникам молоком или маслом. Если Шива Лингам не поливать водой, на страну обрушится засуха. Ну и вообще – вода начало всего живого, как и сам лингам.

Считается, что посещение этого храма приносит тот же результат, что и посещение святилищ Кедарнатха и Бадринатха. После Каши Вишванатха, Кедарешвар считается самым священным храмом Варанаси.

Фото храма Кедарнатх в Гималаях

После смерти и погребения

Через 4 дня после смерти на место, где был сожжен умерший, приходят родственники и собирают останки и золу на пепелище. Собирают они их в глиняный сосуд. Эту емкость затем наполовину закапывают в землю. Когда проходит еще несколько дней содержимое сосуда развеивают над водоемом.

Брахманы не имеют права прикасаться к телу низшего по касте, а если покойный принадлежит к высокой касте, то к нему не может прикоснуться низший по касте, так как этим нанесет ему непоправимое оскорбление.

Бедных людей без родственников порой не хоронят даже по самым простым обычаям. Их тела просто сбрасывают в Ганг. Трупы могут долгое время разлагаться в реке, но бывает так, что на них набрасываются собаки, а также птицы: хищные грифы, орлы и стервятники. У неподготовленных туристов такое зрелище обычно вызывает отвращение и ужас.

Заочное и очное отпевание

Говоря о том, как хоронят русских, нельзя не сказать о таком обряде, как чин отпевания. Как понятно из названия чина, он состоит из большого количества песнопений. Совершается отпевание на третий день после кончины человека, в день его похорон. Родственники, друзья и близкие люди покойного стоят у гроба, держа в руках зажженные свечи, и молятся о его душе вместе со священнослужителем. Традиционно отпевание совершается в храме, однако допускается совершение обряда дома, на кладбище или даже заочно.

Последнее возможно в нескольких случаях, например, когда:

  • усопший был похоронен в спешке – к примеру, во время боевых действий;
  • человек захоронили в другой стране, где не было доступа к Русской Православной Церкви;
  • человек ушел из жизни во время какой-либо катастрофы или чрезвычайной ситуации;
  • родные получают сообщение о том, что моряк погиб на корабле, тело его было опущено в море или захоронено в ближайшем месте.

Отпевание в церкви

Отпевание – не прощение всех грехов, совершенных при жизни, а отпускание тех прегрешений, в которых человек покаялся при своей жизни.

Проходит отпевание заочно после похорон в России следующим образом: священник освящает подготовленную землю, благословляет ее. По завершении чина он передает землю родным покойного, чтобы они отнесли ее на могилу и крестообразно посыпали ее.

Кремация тела

Никакой способ погребения не повредит спасению души. Кремация не приветствуется православными священниками, но и не имеет прямого запрета от Русской Православной Церкви. Хотя отношение к кремации РПЦ долго было неоднозначным, в 2015 году был принят документ «О христианском погребении усопших», где было сказано, что, хоть погребение в земле ближе к Библейской традиции похорон, но кремация тоже допустима.

Перед кремацией над телом читаются все необходимые погребальные молитвы, а также совершается чин отпевания. Никаких изменений в тексте молитв нет. Тело кремируется вместе с гробом, но перед сожжением нужно вынуть из гроба распятие и иконы, оставив разрешительную молитву и венчик.

Но лучше даже после кремации предать прах освященной земле. Желательно урну с прахом захоронить в могилу или поставить в склеп на кладбище. Обычай развеивать прах над морем или ставить урну после кремации на полку в доме не является православным или славянским. Если есть возможность, после смерти родственника должно остаться место, куда можно прийти, помолиться и вспомнить его теплыми словами.

Добавить комментарий