Лань Цай-хэ
Это был юродивый. Летом он ходил в ватном
халате, а зимой легко одетый часто валялся на снегу. Платье его,
подпоясанное черным поясом, представляло собой настоящее рубище. На
одну ногу был надет сапог, другая — была босая. Распевая песни, которые
тут же импровизировал, он бродил по рынкам и просил милостыню. Когда ему
бросали монеты, он раздавал их или, нанизав на веревочку, таскал за
собой по земле и, когда они рассыпались, даже не оглядывался. Лань
Цай-хэ был пьяницей. Однажды, сидя в кабачке и забавляя присутствующих,
он вдруг услышал пение святых даосов. В тот же миг он бесшумно поднялся
в небо — его подхватило облако. Лань Цай-хэ сбросил вниз сапог, халат,
пояс. Облако взвилось ввысь, становясь все меньше и меньше, и с тех пор
никто уже на земле не слыхал про Лань Цай-хэ.
Этот бессмертный считается покровителем
музыкантов и изображается с флейтой в руках.
Большое место в даосской религии
отводилось церемониалу богослужения. Богослужение в даосских храмах
совершалось примерно так. На фасад храма наклеивались подписные листы:
в них указывались имена жертвователей и сумма подаренных ими денег.
Обыкновенно служба начиналась в ранние утренние часы. По дороге к храму
жрецы заходили в дома жертвователей, имена которых были записаны в
подписных листах, раздавали им бумажные амулеты и брали заранее
приготовленные тексты молитв, в которых верующие обращались к богу со
своими просьбами. В этих обращениях обязательно следовало обозначить
имя, год рождения и местожительство просителя: богу нужно знать, по
какому адресу он должен направить свои благодеяния.
Придя в храм, жрецы прежде всего
приглашали божество принять жертвенные дары. Главный жрец произносил
молитвы под аккомпанемент музыки. Двое его помощников в это время в
такт ударяли в шаровидные деревянные барабаны. Другие падали ниц перед
изображением божества. Затем главный жрец разворачивал подписной лист,
громко прочитывал имена жертвователей и молил бога ниспослать им
благословение. После этого прочитывались собранные молитвы. Закончив эту
церемонию, жрецы вставали с колен и совершали обряд жертвоприношения.
Главный жрец высоко поднимал на руках жертвенные блюда и чаши, чтобы
таким образом символически предложить их богам. В заключение все
молитвы и жертвенные бумаги сжигались.
Поскольку все пространство, окружавшее
человека, было наполнено злыми духами, которые могли принести несчастье
и даже смерть, бороться с ними, избегать их козней было делом
первостепенной важности, и вот тут-то на помощь приходили монахи-даосы. Об их «подвигах» в схватках со злыми духами в народе слагались
бесчисленные легенды
Вот одна из них.
Молодой человек был очарован юной
красавицей. Как-то на улице он встретил даосского монаха. Последний,
внимательно всмотревшись в лицо юноши, сказал, что он околдован. Молодой
человек поспешил домой, но дверь его дома оказалась запертой
Тогда он
осторожно залез на подоконник и заглянул внутрь комнаты. Там он увидел
отвратительного дьявола с зеленым лицом и острыми как пила зубами
Дьявол сидел на человеческой коже, расстеленной на кровати, и
разрисовывал ее кистью. Заметив постороннего, он отбросил в сторону
кисть, встряхнул человеческую кожу, накинул ее себе на плечи. И — о
чудеса! — превратился в девушку.
Легенда далее рассказывала, что девушка-дьявол убила молодого человека,
разрезала его тело и вырвала сердце. Столь невиданная жестокость
возмутила даосского монаха: он сделал так, что девушка-дьявол
превратилась в столб густого дыма. Затем монах вынул из своего халата
тыквенную бутылку и бросил ее в дым. Раздался глухой взрыв, и весь столб
дыма словно влился в бутылку, которую даос крепко закупорил пробкой.
Литература:
Эклектика —
сочетание различных, иногда несовместимых воззрений или
формальное, механическое соединение различных стилей (в
искусстве).
Китайский
иероглиф «цзы» одновременно может означать слова «ребенок» и «философ»,
поэтому в легендах об основателе даосизма его нередко называют
«Старым ребенком».
Панентеизм —
религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает
в Боге, однако Бог не растворяется в мире, как в пантеизме, и
является личностью; синтез теизма и некоторых аспектов пантеизма.
Термин введен в 1828 г.
Столпы и сокровища
Методов, или столпов даосизма всего восемь. Их нужно придерживаться, чтобы оздоровиться и достигнуть гармонии с окружающим миром. Заключаются они в следующем:
- философия;
- обновление;
- питание;
- забытая еда;
- лечение;
- сексуальная мудрость;
- совершенство;
- успех.
Первый столп необходим для познания общественных и природных законов, сущности бытия и цели жизни. Под обновлением стоит понимать проведение медитаций и практик для улучшения здоровья. Что касается питания, то нужно полностью отказаться от мяса и другой животной пищи. Забытая еда означает, что на время строгих диет и постов есть вообще нельзя. Придется жить исключительно на воде.
Извлечение — это распределение энергии по всему телу с помощью акупунктуры и манипуляций с массажем. Секс в даосизме рассматривается только как метод укрепления искренних чувств и один из видов терапии. Седьмой столп — совершенство. Человек должен постоянно развиваться и искать новые здания. А успех означает постановку и достижение целей, выполнение планов.
Лао Цзы называл три сокровища даосизма:
- ци;
- цзянь;
- шэнь.
Первое сокровище — это энергия милосердия, жизни и любви. Цзянь означает рациональную экономику. Это касается и внешнего вида людей. Не стоит много внимания уделять своей одежде и прическе. Достаточно быть опрятным и чистым. Шэнь — это символ разумного духа.
Что представляет из себя даосизм простыми словами, краткое определение
Берущий свое начало из древних шаманских практик, даосизм по праву относится к древним религиям. Согласно существующей легенде, основные вехи учения были заложены Желтым Императором — Хуан Ши.
Впоследствии китайский мудрец Лао-Цзы в своей работе “Трактат о пути и его проявлениях во Вселенной”, смог обработать и привести к системе основные принципы учения. О жизни мудрейшего практически ничего не известно, все сведения о нем существуют в виде преданий. Одна из легенд рассказывает, что мудрец родился после прикосновения лучей солнца и луны чрева его матери.
На свет ученый якобы появился уже в пожилом возрасте, мать вынашивала его в течение нескольких десятков лет. Имя философа переводится с китайского как “Старый ребенок”. Как гласит притча, после своего рождения мудрец стал сразу же проповедовать это учение.
Основные принципы религиозного течения
- Главная мысль в даосизме, это идея о подчинении “Дао” — всеобщему и естественному закону природы, общества и поведения каждого человека. Согласно постулату все начинается в “Дао” и в нем же и заканчивается. Основной целью жизни становится познание и слияние с ним. Если вся жизнь подчинена следованию “Дао”, то человек достигает бессмертия.
- Один из принципов религии гласит, что человек — это микрокосмос, который существует бесконечно вместе с макрокосмосом — Вселенной. Смерть на физическом плане будет означать соединение души с Дао.
- В даосизме нет такого понятия как собственное “я”. Существует только пустота, а главная задача человека: созерцание и наблюдение. Любое деяние, которое идет против жизненного порядка, считается пустой тратой сил и времени. В дальнейшем такие действия приведут к негативным результатам.
Основной задачей даосизм ставит умение человека отличить добро от зла, делать только хорошие поступки. Во время проведения медитации приобретаются гармоничные отношения с остальным миром.
Дорога к бессмертию:
- Питание духа. Духи, живущие на небесах, ведут счет добрым и злым поступкам и определяют времени жизни человека. Доброделание и есть питание духа.
- Питание тела. Соблюдать суровую диету (в идеале переход на питание своей слюной и вдыхание запаха росы), выполнение физических и дыхательных практик.
Далеко не все могли или хотели преодолевать такую сложную и тяжелую работу, и многие влиятельные люди старались упростить ее. В связи с этим неоднократно предпринимались попытки создания эликсира бессмертия. Одним из первых желающих стал китайский император Цинь-ши-Хуанди. Он отправлял различные экспедиции в дальние края с целью добычи нужных составляющих.
Даосизм в современном мире
Существует несколько форм учения. Большинство приверженцев учения составляют сторонники родной народной религии, меняющейся в зависимости от местности. В нее входят поклонение своим предкам, занятия хиромантией, практика Фэн-шуй.
Значительная часть современных жителей Китая практикуют гимнастику Цигун, которая также имеет отношение к даосизму. Такие занятия очень популярны у пожилых женщин, занимающихся группами после заката. Часть сторонников учения верят в увеличение жизни и даже в бессмертие путем внутреннего и внешнего самосовершенствования.
В даосский храм верующие приходят, чтобы поклониться идолам, представляющих исторические фигуры бессмертных или народных богов. Это вид религии больше исповедуют китайцы, живущие вне материкового Китая, который считается больше материальным и атеистическим. Многие храмы на Гонконге и в Тайване пользуются огромной популярностью.
В середине 20 веке после прихода к власти коммунистов были сильные гонения на вероучение. Ближе к концу века положение частично улучшилось. Специалисты связывают это с возрастанием популярности гимнастики Цигун. Даосизм и в наше время является живой религией. В стране действуют множество храмов и монастырей, ведутся научные работы по изучению основных постулатов, а монахи занимаются проповеднической деятельностью.
Даосизм оказывает огромное влияние на культуру Китая и без знаний основ даосизма трудно понять искусство и науку этой страны. Религия оказала свое влияние и на сопредельные страны: Вьетнам, Японию и Корею.
Современный даосизм является религией с роскошным внешним слоем состоящего из обрядов, богато украшенных храмов, мистических ритуалов и тонким внутренним содержанием, в которое входят различные техники для идеального развития тела, духа и ума.
Современный даосизм-Даосизм в настоящее время
Существуют различные виды даосизма. Даосизм основан на изучении и вере к древним писаниям, как Дао Те Цин. Большинство “даосы” в Китае, которые, вероятно, не называют себя даосами (Дао цащ ту, 道教徒) практики родной народной религии, которая варьируется от места к месту. Эта народная религия является более распространенной в стране среди крестьян. Это включает в себя поклонение предкам и хиромантия или Фэн-шуй (геомантия, 风水).
Многие современные китайцы практиковали тайцзи цигун, что является самым даосизмом. Это упражнение особенно популярно среди пожилых женщин. Их можно увидеть, практикующих в группах после восхода солнца в общественных местах по всему Китаю. Некоторые даосы верят в продлении жизни или достижении бессмертия через внутренние и внешние методы. Некоторые поклоняются родным или личным богам.
Даосизм и конфуцианство
Конфуцианство — это философия, учение, мировоззрение, образ жизни и даже политическая идеология. Философия возникла в древнем Китае в 6–5 вв. до н. э.
Конфуцианство связывают с именем китайского мыслителя Конфуция, хотя изначально эта философия называлась жу (или жу сюэ, от кит. 儒学 (rúxué) — учение Конфуция).
Конфуцианство больше ориентировано на политику и государство. Конфуцианство в современном Китае — это основа его государственного строя и общества.
Даосизм же больше говорит о природной стороне человека, о его слабостях, переживаниях, ощущениях.
Подробнее читайте про Конфуцианство.
Основоположники учения
Помимо основателей Хуан-Ди и Лао-цзы, китайская история насчитывает много последователей учения о Дао, привнесших весомый вклад в его развитие. Среди них особое место занимают:
- Чжан Даолин. Основал первую школу даосизма Пять Ковшей Риса, позже ставшую школой Первых Наставников. Долгое время был ее патриархом.
- Гэ Сюань. Написал несколько философских трактатов, которые легли в основу школы Линбао. Почитался своими последователями не меньше, чем сам Лао Цзы.
- Гэ Чаофу. Основал школу Линбао.
- Коу Цяньчжи. Под его влиянием даосизм стал государственной религией. Провел реформы в Школе Первых Наставников, распространив ее учение по всему Китаю.
- Ян Си. Основал школу Шанцин, делающую упор на религиозную сторону учения.
- Ван Чунъян. Основал школу Цюаньчжэнь.
- Чжан Саньфэн. Создал несколько систем гимнастики, применяемых в духовных практиках.
Особе место в развитии даосизма занимают Восемь Бессмертных. Они почитаются как божества, но родились обычными людьми и примкнули к пантеону только после смерти. Покровительствуют ученым, музыкантам и актерам. Изображения Восьми Бессмертных часто встречаются в китайской живописи и культуре.
Даосские монастыри
Ортодоксальный Д. представлен 2 школами: школой Совершенной истины (Цюаньчжэнь) и школой Правильного единства (Чжэньи). Мон-ри школы Совершенной истины являются преобладающими. Даосские мон-ри делятся на 2 типа: наследственные (цзысунь мяо) и открытые (шифан цзунлинь). Собственность наследственных мон-рей находится в частном владении и передается из поколения в поколение. Обитатели таких мон-рей чаще всего связаны кровным родством. Эти мон-ри, как правило, расположены в сельской местности и в маленьких уездных городах; монашеский быт в них менее строг, чем в открытых мон-рях. Наследственные мон-ри могут принимать послушников для подготовки к принятию священного сана, но правом проведения этой церемонии обладают только открытые монастыри. В отличие от наследственных, собственность открытых мон-рей принадлежит всей общине. Существует также деление мон-рей на мужские и женские. Недостаток храмовых помещений в 80-х — нач. 90-х гг. XX в. заставил отдельные обители принимать монахов обоего пола (напр., Тайцингун (Шэньян) и Бэйдоугун гор Яньданшань). Особую категорию последователей Д. составляют цзюйши — верующие, которые не являются монахами или служителями культа. Они живут в миру, постоянно совершенствуются в освоении даосского учения и принимают участие в религ. деятельности мон-рей, к к-рым «приписаны». В каждом монастырском уставе определены свои правила для цзюйши.
Легенда
Существует интересная легенда о Лао-Цзы, китайском учёном, который написал трактат «Дао дзе дзин» и является основоположником этой религии.
Она гласит, что он появился на свет благодаря солнечным и лунным лучам, что одновременно коснулись его матери. Которая вынашивала его 8 десятилетий, отчего Лао-Цзы родился старым, но мудрым, седым и с большими ушами. Его имя поэтому и переводится как «Старый ребёнок» или «Вечный учитель».
Работал архивариусом, то есть хранителем книг, от которых набирался ещё большей мудрости.Однажды он сел на красно-чёрного быка и ускакал в поисках места, где нет разочарования, боли и печали.
Только, когда он пытался покинуть Китай, на выезде ему встретился мужчина, который попросил продиктовать основные принципы и постулаты даосизма. Лао-Цзы согласился и надиктовал ему более 5 тысяч слов, из которых и была вскоре создана книга «О дао и дэ».
Основатели даосизма
Официально китайскими философами в качестве основателя философии даосизма считается великий мудрец Лао-Цзы, но дословно так и неизвестно его настоящее имя, так как с китайского его имя переводится как «Старый мастер», а биография пропитана столькими легендами и даже мистическими деталями, что многие исследователи сомневаются в том, существовал ли такой человек на самом деле, либо же под этим псевдонимом скрывался иной мудрец.
Одно из преданий рассказывает о том, что суть даосизма было открыто Небом великому Жёлтому Императору, возможно, именно поэтому в самой сути этого философского течения столько мистики, пришедшей из древних шаманистских культов, имевших место быть до появления конфуцианства.
Считается, что Лао-Цзы несколько лет проработал при дворе и разочаровался в конфуцианстве как главенствующей тогда религии. Дело в том, что суть конфуцианства подразумевает собой путь как некое следование законам государства, поведения и морали, то есть, оно строго регламентировало жизнь человека до самых мелочей. Конфуцианство поощряло письменность и учёность, в то время как сторонники даосизма отвергали такой путь как насилие над свободной человеческой личностью и излишнее закабаление человека, рождённого свободным для того, чтобы следовать за вселенским дао. Лао-цзы проповедовал естественность и призывал не иметь в себе ничего лишнего.
Зарождение досизма
Учение о Дао — загадочное и противоречивое. Оно древнее авраамических религий, а история его происхождения окутана тайной. Главный учитель древнекитайской философии — Хуан Ди, Желтый император. О его жизни сохранилось мало информации, она противоречивая и больше похожа на мифы. Он был величайшим мудрецом своего времени, а после смерти физического тела переродился и обрел вечное бессмертие.
Желтый император создал основу учения о Дао, но его главным автором является Лао Цзы. Он написал знаменитый трактат «Дао Дэ Цзин», в котором изложил основные понятия и идеи учения. В летописях древних историков сохранились сведения о встрече Лао Цзы с Конфуцием — еще одним великим Учителем. Лао Цзы был старше Конфуция и осуждал его толкование философии и излишнюю навязчивость в проповедовании идей Дао.
Остальные сведения о жизни Лао Цзы больше походят на легенду, чем на реальные факты биографии. Его мать проглотила обломок горного хрусталя и зачала младенца. Она вынашивала его 80 лет и родила не ребенка, а седовласого старца. Лао Цзы поступил на службу в императорское книгохранилище, где изучал древние писания. Чем больше он узнавал, тем сильнее становилось его разочарование. В итоге он решил стать отшельником. Избегая людей, он менял имена и уходил все дальше, пока не достиг границы. Стражник узнал его и попросил поделиться своей мудростью. Лао Цзы написал для него «Дао Дэ Цзин» — краткое пособие в стихах, содержащее основные идеи даосизма.
Даосский пантеон
Совр. исследователь Д. Фань Эньцзюнь выделил основные его группы. К 1-й относятся: божества Небес (тяньшэнь), Земные достопочтенные (дичжи) — божества земли, домашнего очага, колодца, определенных местностей, городов, рек, лесов, морей и т. д. Многие из них первоначально имели человеческую природу, а затем стали божественными людьми (шэньжэнь). Божественные призраки (жэньгуй чжи шэнь) — это предки (в т. ч. семейные), покровители ремесел и школ, полулегендарные герои. Божеств человеческого организма (жэньти чжи шэнь), по даосским представлениям, ок. 36 тыс.; часть их неблагорасположена к человеку (напр.: три червя (саньшишэнь), воплощающие сребролюбие, чревоугодие и любострастие, препятствуют достижению бессмертия). Ежегодно в день рождения человека они поднимаются на Небо и докладывают обо всех его прегрешениях. Даос, идущий по пути самосовершенствования, должен «запереть» их в своем теле, бодрствуя в течение 24 часов, читая канонические тексты и произнося соответствующие заклинания. Постоянство такой практики позволяет достичь их полной нейтрализации.
2-я группа — Божества преисподней (дифу шэньлин). В кит. традиции существуют представления о 2 загробных мирах с горами Тайшань пров. Шаньдун и Фэндушань пров. Сычуань. Великий владыка вост. пика Тайшань (Тайшань дунюе Дади) определяет срок жизни и посмертную судьбу души, а Великий владыка Фэнду (Фэнду Дади) ведает духами и призраками умерших. Как и Небо, преисподняя насчитывает 36 уровней, каждому из них соответствуют определенные божества.
3-я группа бессмертных. Среди них различают: небесных — те, кто заняли место среди небесных божеств, земных — те, кто находятся на «знаменитых горах» или в «пещерных чертогах» и освободились от трупа, т. е. обрели бессмертие через смерть и воскресение.
4-я группа — истинные люди (чжэнь жэнь), постигнувшие истину (дао), но не стремившиеся к телесному бессмертию.
Это интересно: 169,Гробницы тринадцати императоров Китая
Даосизм и другие учения
Даосизм и конфуцианство
Даосизм, с его концепцией недеяния, традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. Это противостояние было настолько глубоким, что нашло отражение даже в деятельности иезуитских миссионеров: так, Маттео Риччи состоял в тесном контакте с конфуцианской элитой и отвергал даосизм как языческую практику — в то время как его оппонент, Микеле Руджиери, утверждал сходство между понятиями Дао и логос.
Об интеграции элементов даосизма в конфуцианство см. неоконфуцианство.
Даосизм и буддизм
Первой даосской школой, возникшей на изучении буддийских трактатов, была школа Линбао. Её основатель Гэ Чаофу перенял из буддизма представление о перерождениях в пяти мирах и в сильно упрощённом виде элементы космологии. При этом даосы не оставили практику достижения бессмертия, однако усовершенствовали понятие бессмертия, отказавшись от буквальной трактовки бесконечного пребывания в том же земном теле, и введя для небожителей другие миры — счастливые земли, острова бессмертных и т. д. Из буддийской теории перерождений следовало учение о карме и воздаянии. Позднее буддийские элементы стали привычны для даосских школ, которые переняли также буддийские методы медитации.
Основные положени
Что такое Дао
Это многозначное понятие, которое можно сравнить с Абсолютом. Дао – это:
- нечто, порождающее все вокруг, непостижимое, постоянное, безымянное и бесформенное;
- общий закон;
- первооснова жизни;
- начало и конец бытия;
- мировой порядок;
- вечный путь, постоянное движение.
Дао не имеет имени и формы, но дает их всему сущему. Только оно постоянно, а все остальное временно. Здесь соединяются противоположные явления, которые становятся единым целым.
Дао – пустота, но благодаря ей создается все. Только слившись с дао, можно познать счастье и бессмертие.
Главные постулаты
Основные идеи даосизма заключаются в том, что человек – микрокосм, он существует бесконечно, как и Вселенная – макрокосм. Смерть в физическом плане значит лишь, что душа соединится с дао.
В даосизме не существует цвета, формы, личности и собственного «я». Есть пустота, а главная задача человека – созерцать и наблюдать. Любое действие, направленное против жизненного порядка, впустую тратит время, силы, а иногда может привести к плохим последствиям.
Главная цель даосизма – научить людей отличать доброе от злого и совершать только благие поступки, приоткрыть тайну Вселенной путем медитации и взгляда вовнутрь, приобрести гармоничные взаимоотношения с окружающим миром.
Чтобы постичь дао, нужно помнить и соблюдать три главных правила:
1. Питание души
В человеке живут божественные и демонические существа. Добрые поступки подпитывают добрых божеств, а злодеяния кормят демонов. Чем больше добродетели в человеке, тем ближе он к счастью.
2. Питание тела
Питаться нужно без излишеств, соблюдая диету и посты. Идеальное питание – своей слюной и росой трав. Тело нужно питать также физическими и дыхательными упражнениями, а сексуальные отношения должны быть с постоянным партнером.
3. У-вэй
Эта концепция означает «недеяние». Но не в том смысле, чтобы лениться и ничего не делать. Правильнее будет сказать «невмешательство» – в естественный ход событий, законы Вселенной. Согласно ей, не нужно целенаправленно что-то делать, ведь Вселенная все устраивает самостоятельно, а самодеятельность людей может только помешать.
По концепции У-вей самый хороший правитель – тот, кто не вмешивается в жизнь подданных, ничего не меняет и лишь иногда предотвращает восстания.
Чтобы познать дао, нужно забыть про свое «я» и ассоциировать себя со всем окружающим миром. Даже когда вы занимаетесь каким-то делом, к примеру убираете в доме, надо стараться остановить поток мыслей – поглощенное в дело «я» исчезает. Такая практика доступна в любой момент, даже, например, при обычной ходьбе.
Восемь столпов
Существует 8 столпов – методов даосизма, которые направлены на оздоровление и гармонизацию отношений с миром:
- Философия – стремление познать сущность бытия, природные и общественные законы.
- Обновление – медитации и практики для здоровья.
- Питание – отказ от мяса.
- Забытая еда – «забывание» пищи во время постов, диет.
- Излечение – эффективное применение энергии и распределение с помощью массажных манипуляций, акупунктуры.
- Дао сексуальной мудрости — сексуальные отношения здесь рассматриваются как терапия и способ укрепления чувств.
- Совершенство – постоянное самосовершенствование.
- Успех – определенные цели и планы для овладения знаниями.
Три сокровища
Лао Цзы называл три человеческие добродетели, требующие защиты и питания:
- ци – энергия жизни, любви, милосердия;
- цзянь – энергия рациональной экономии, определяющая также внешность людей;
- шэнь – дух, наделенный разумом.
Краеугольное понятие Дао
Понятие Дао часто туманно и неопределимо даже для того, кто исповедует даосизм. Основные идеи кратко описываются такой формулой Лао Цзы: «Дао порождает одно, одно порождает два, два порождает три, а три порождает все десять тысяч вещей».
То есть Дао – начало начал, абсолютная общность, пребывающая в вечном движении, как вода, наполняющая всё в этом мире. Это путь, дорога, судьба, закон. Всё в человеке и во всем космосе – порождение Дао, не может быть вне его и без него.
Различают два Дао. Одно – Дао без имени – имеет визуальный образ дракона или змеи, пожирающих свой хвост. Этот символ, популярный во многих культурах, означает неостановимый и вечный круговорот, движение по спирали времени. Осознать его смысл и назначение человеку не дано. Его удел – Дао с именем – как крохотная чешуйка в шкуре дракона – суть его конечного существования на земле. И главное для каждой личности – слиться с Дао, стать частью вечного вселенского движения.
Мужское и женское проявление Дао
В основе мироздания лежит две противоположные силы: женская Инь и мужская Ян. Инь пассивная, мягкая, она замедляет процессы и удерживает в состоянии покоя. Ян агрессивная и яркая, способствует увеличению активности. Силы наполняются энергией Ци, дающей жизнь всем вещам и явлениям. Всеми жизненными процессами в природе руководит взаимодействие этих трех начал.
Все медитативные практики основаны на взаимодействии Инь и Ян. Если энергии находятся в балансе — человек здоров. Если одна из энергии непропорционально возрастает — изменяется физическое и психическое состояние. Мужчина с избытком Инь становится нерешительным и безразличным. Женщина, скопившая слишком много Ян, становится агрессивной и не контролирует свои поступки. Лечебные практики направлены на восстановление и поддержание регуляции женского и мужского начала и насыщение тела энергией Ци. Учение об организации пространства — фен-шуй также строится на взаимодействии трех начал.