Горячие новости

uspeshnie znaki zodiaka Значение рун пропорции и рубленый вид Календарь лунных дней

Лань Цай-хэ

Это был юродивый. Летом он ходил в ватном
халате, а зимой легко одетый часто валялся на снегу. Платье его,
подпоясанное черным поясом, представляло собой настоящее рубище. На
одну ногу был надет сапог, другая — была босая. Распевая песни, которые
тут же импровизировал, он бродил по рынкам и просил милостыню. Когда ему
бросали монеты, он раздавал их или, нанизав на веревочку, таскал за
собой по земле и, когда они рассыпались, даже не оглядывался. Лань
Цай-хэ был пьяницей. Однажды, сидя в кабачке и забавляя присутствующих,
он вдруг услышал пение святых даосов. В тот же миг он бесшумно поднялся
в небо — его подхватило облако. Лань Цай-хэ сбросил вниз сапог, халат,
пояс. Облако взвилось ввысь, становясь все меньше и меньше, и с тех пор
никто уже на земле не слы­хал про Лань Цай-хэ.

Этот бессмертный считается покровителем
музыкантов и изображается с флейтой в руках.

Большое место в даосской религии
отводилось церемониалу богослужения. Богослужение в даосских храмах
совершалось примерно так. На фасад храма наклеивались подписные листы:
в них указывались имена жертвователей и сумма подаренных ими денег.
Обыкновенно служба начиналась в ранние утренние часы. По дороге к храму
жрецы заходили в дома жертвователей, имена которых были записаны в
подписных листах, раздавали им бумажные амулеты и брали заранее
приготовленные тексты молитв, в которых верующие обращались к богу со
своими просьбами. В этих обращениях обязательно следовало обозначить
имя, год рождения и местожительство просителя: богу нужно знать, по
какому адресу он должен направить свои благодеяния.

Придя в храм, жрецы прежде всего
приглашали божество принять жертвенные дары. Главный жрец произносил
молитвы под аккомпанемент музыки. Двое его помощников в это время в
такт ударяли в шаровидные деревянные барабаны. Другие падали ниц перед
изображением божества. Затем главный жрец разворачивал подписной лист,
громко прочитывал имена жертвователей и молил бога ниспослать им
благословение. После этого прочитывались собранные молитвы. Закончив эту
церемонию, жрецы вставали с колен и совершали обряд жертвоприношения.
Главный жрец высоко поднимал на руках жертвенные блюда и чаши, чтобы
таким образом символически предложить их богам. В заключение все
молитвы и жертвенные бумаги сжигались.

Поскольку все пространство, окружавшее
человека, было наполнено злыми духами, которые могли принести несчастье
и даже смерть, бороться с ними, избегать их козней было делом
первостепенной важности, и вот тут-то на помощь приходили монахи-даосы. Об их «подвигах» в схватках со злыми духами в народе слагались
бесчисленные легенды

Вот одна из них.

Молодой человек был очарован юной
красавицей. Как-то на улице он встретил даосского монаха. Последний,
внимательно всмотревшись в лицо юноши, сказал, что он околдован. Молодой
человек поспешил домой, но дверь его дома оказалась запертой

Тогда он
осторожно залез на подоконник и заглянул внутрь комнаты. Там он увидел
отвратительного дьявола с зеленым лицом и острыми как пила зубами

Дьявол сидел на человеческой коже, расстеленной на кровати, и
разрисовывал ее кистью. Заметив постороннего, он отбросил в сторону
кисть, встряхнул человеческую кожу, накинул ее себе на плечи. И — о
чудеса! — превратился в девушку.

Легенда далее рассказывала, что девушка-дьявол убила молодого человека,
разрезала его тело и вырвала сердце. Столь невиданная жестокость
возмутила даосского монаха: он сделал так, что девушка-дьявол
превратилась в столб густого дыма. Затем монах вынул из своего халата
тыквенную бутылку и бросил ее в дым. Раздался глухой взрыв, и весь столб
дыма словно влился в бутылку, которую даос крепко закупорил пробкой.

Литература:

Эклектика —
сочетание различных, иногда несовместимых воззрений или
формальное, механическое соединение различных стилей  (в
искусстве).

Китайский
иероглиф «цзы» одновременно может означать слова «ребенок» и «философ»,
поэтому в легендах об основателе даосизма его нередко называют
«Старым ребенком».

Панентеизм —
религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает
в Боге, однако Бог не растворяется в мире, как в пантеизме, и
является личностью; синтез теизма и некоторых аспектов пантеизма.
Термин введен в  1828 г.

Столпы и сокровища

Методов, или столпов даосизма всего восемь. Их нужно придерживаться, чтобы оздоровиться и достигнуть гармонии с окружающим миром. Заключаются они в следующем:

  • философия;
  • обновление;
  • питание;
  • забытая еда;
  • лечение;
  • сексуальная мудрость;
  • совершенство;
  • успех.

Первый столп необходим для познания общественных и природных законов, сущности бытия и цели жизни. Под обновлением стоит понимать проведение медитаций и практик для улучшения здоровья. Что касается питания, то нужно полностью отказаться от мяса и другой животной пищи. Забытая еда означает, что на время строгих диет и постов есть вообще нельзя. Придется жить исключительно на воде.

Извлечение — это распределение энергии по всему телу с помощью акупунктуры и манипуляций с массажем. Секс в даосизме рассматривается только как метод укрепления искренних чувств и один из видов терапии. Седьмой столп — совершенство. Человек должен постоянно развиваться и искать новые здания. А успех означает постановку и достижение целей, выполнение планов.

Лао Цзы называл три сокровища даосизма:

  • ци;
  • цзянь;
  • шэнь.

Первое сокровище — это энергия милосердия, жизни и любви. Цзянь означает рациональную экономику. Это касается и внешнего вида людей. Не стоит много внимания уделять своей одежде и прическе. Достаточно быть опрятным и чистым. Шэнь — это символ разумного духа.

Что представляет из себя даосизм простыми словами, краткое определение

Берущий свое начало из древних шаманских практик, даосизм по праву относится к древним религиям. Согласно существующей легенде, основные вехи учения были заложены Желтым Императором — Хуан Ши.

Впоследствии китайский мудрец Лао-Цзы в своей работе “Трактат о пути и его проявлениях во Вселенной”, смог обработать и привести к системе основные принципы учения. О жизни мудрейшего практически ничего не известно, все сведения о нем существуют в виде преданий. Одна из легенд рассказывает, что мудрец родился после прикосновения лучей солнца и луны чрева его матери.

На свет ученый якобы появился уже в пожилом возрасте, мать вынашивала его в течение нескольких десятков лет. Имя философа переводится с китайского как “Старый ребенок”. Как гласит притча, после своего рождения мудрец стал сразу же проповедовать это учение.

Основные принципы религиозного течения

  • Главная мысль в даосизме, это идея о подчинении “Дао” — всеобщему и естественному закону природы, общества и поведения каждого человека. Согласно постулату все начинается в “Дао” и в нем же и заканчивается. Основной целью жизни становится познание и слияние с ним. Если вся жизнь подчинена следованию “Дао”, то человек достигает бессмертия.
  • Один из принципов религии гласит, что человек — это микрокосмос, который существует бесконечно вместе с макрокосмосом — Вселенной. Смерть на физическом плане будет означать соединение души с Дао.
  • В даосизме нет такого понятия как собственное “я”. Существует только пустота, а главная задача человека: созерцание и наблюдение. Любое деяние, которое идет против жизненного порядка, считается пустой тратой сил и времени. В дальнейшем такие действия приведут к негативным результатам.

Основной задачей даосизм ставит умение человека отличить добро от зла, делать только хорошие поступки. Во время проведения медитации приобретаются гармоничные отношения с остальным миром.

Дорога к бессмертию:

  • Питание духа. Духи, живущие на небесах, ведут счет добрым и злым поступкам и определяют времени жизни человека. Доброделание и есть питание духа.
  • Питание тела. Соблюдать суровую диету (в идеале переход на питание своей слюной и вдыхание запаха росы), выполнение физических и дыхательных практик.

Далеко не все могли или хотели преодолевать такую сложную и тяжелую работу, и многие влиятельные люди старались упростить ее. В связи с этим неоднократно предпринимались попытки создания эликсира бессмертия. Одним из первых желающих стал китайский император Цинь-ши-Хуанди. Он отправлял различные экспедиции в дальние края с целью добычи нужных составляющих.

Даосизм в современном мире

Существует несколько форм учения. Большинство приверженцев учения составляют сторонники родной народной религии, меняющейся в зависимости от местности. В нее входят поклонение своим предкам, занятия хиромантией, практика Фэн-шуй.

Значительная часть современных жителей Китая практикуют гимнастику Цигун, которая также имеет отношение к даосизму. Такие занятия очень популярны у пожилых женщин, занимающихся группами после заката. Часть сторонников учения верят в увеличение жизни и даже в бессмертие путем внутреннего и внешнего самосовершенствования.

В даосский храм верующие приходят, чтобы поклониться идолам, представляющих исторические фигуры бессмертных или народных богов. Это вид религии больше исповедуют китайцы, живущие вне материкового Китая, который считается больше материальным и атеистическим. Многие храмы на Гонконге и в Тайване пользуются огромной популярностью.

В середине 20 веке после прихода к власти коммунистов были сильные гонения на вероучение. Ближе к концу века положение частично улучшилось. Специалисты связывают это с возрастанием популярности гимнастики Цигун. Даосизм и в наше время является живой религией. В стране действуют множество храмов и монастырей, ведутся научные работы по изучению основных постулатов, а монахи занимаются проповеднической деятельностью.

Даосизм оказывает огромное влияние на культуру Китая и без знаний основ даосизма трудно понять искусство и науку этой страны. Религия оказала свое влияние и на сопредельные страны: Вьетнам, Японию и Корею.

Современный даосизм является религией с роскошным внешним слоем состоящего из обрядов, богато украшенных храмов, мистических ритуалов и тонким внутренним содержанием, в которое входят различные техники для идеального развития тела, духа и ума.

Современный даосизм-Даосизм в настоящее время

Существуют различные виды даосизма. Даосизм основан на изучении и вере к древним писаниям, как Дао Те Цин. Большинство “даосы” в Китае, которые, вероятно, не называют себя даосами (Дао цащ ту, 道教徒) практики родной народной религии, которая варьируется от места к месту. Эта народная религия является более распространенной в стране среди крестьян. Это включает в себя поклонение предкам и хиромантия или Фэн-шуй (геомантия, 风水).

Многие современные китайцы практиковали тайцзи цигун, что является самым даосизмом. Это упражнение особенно популярно среди пожилых женщин. Их можно увидеть, практикующих в группах после восхода солнца в общественных местах по всему Китаю. Некоторые даосы верят в продлении жизни или достижении бессмертия через внутренние и внешние методы. Некоторые поклоняются родным или личным богам.

Даосизм и конфуцианство

Конфуцианство — это философия, учение, мировоззрение, образ жизни и даже политическая идеология. Философия возникла в древнем Китае в 6–5 вв. до н. э.

Конфуцианство связывают с именем китайского мыслителя Конфуция, хотя изначально эта философия называлась жу (или жу сюэ, от кит. 儒学 (rúxué) — учение Конфуция).

Конфуцианство больше ориентировано на политику и государство. Конфуцианство в современном Китае — это основа его государственного строя и общества.

Даосизм же больше говорит о природной стороне человека, о его слабостях, переживаниях, ощущениях.

Подробнее читайте про Конфуцианство.

Основоположники учения

Помимо основателей Хуан-Ди и Лао-цзы, китайская история насчитывает много последователей учения о Дао, привнесших весомый вклад в его развитие. Среди них особое место занимают:

  1. Чжан Даолин. Основал первую школу даосизма Пять Ковшей Риса, позже ставшую школой Первых Наставников. Долгое время был ее патриархом.
  2. Гэ Сюань. Написал несколько философских трактатов, которые легли в основу школы Линбао. Почитался своими последователями не меньше, чем сам Лао Цзы.
  3. Гэ Чаофу. Основал школу Линбао.
  4. Коу Цяньчжи. Под его влиянием даосизм стал государственной религией. Провел реформы в Школе Первых Наставников, распространив ее учение по всему Китаю.
  5. Ян Си. Основал школу Шанцин, делающую упор на религиозную сторону учения.
  6. Ван Чунъян. Основал школу Цюаньчжэнь.
  7. Чжан Саньфэн. Создал несколько систем гимнастики, применяемых в духовных практиках.

Особе место в развитии даосизма занимают Восемь Бессмертных. Они почитаются как божества, но родились обычными людьми и примкнули к пантеону только после смерти. Покровительствуют ученым, музыкантам и актерам. Изображения Восьми Бессмертных часто встречаются в китайской живописи и культуре.

Даосские монастыри

Ортодоксальный Д. представлен 2 школами: школой Совершенной истины (Цюаньчжэнь) и школой Правильного единства (Чжэньи). Мон-ри школы Совершенной истины являются преобладающими. Даосские мон-ри делятся на 2 типа: наследственные (цзысунь мяо) и открытые (шифан цзунлинь). Собственность наследственных мон-рей находится в частном владении и передается из поколения в поколение. Обитатели таких мон-рей чаще всего связаны кровным родством. Эти мон-ри, как правило, расположены в сельской местности и в маленьких уездных городах; монашеский быт в них менее строг, чем в открытых мон-рях. Наследственные мон-ри могут принимать послушников для подготовки к принятию священного сана, но правом проведения этой церемонии обладают только открытые монастыри. В отличие от наследственных, собственность открытых мон-рей принадлежит всей общине. Существует также деление мон-рей на мужские и женские. Недостаток храмовых помещений в 80-х — нач. 90-х гг. XX в. заставил отдельные обители принимать монахов обоего пола (напр., Тайцингун (Шэньян) и Бэйдоугун гор Яньданшань). Особую категорию последователей Д. составляют цзюйши — верующие, которые не являются монахами или служителями культа. Они живут в миру, постоянно совершенствуются в освоении даосского учения и принимают участие в религ. деятельности мон-рей, к к-рым «приписаны». В каждом монастырском уставе определены свои правила для цзюйши.

Легенда

Существует интересная легенда о Лао-Цзы, китайском учёном, который написал трактат «Дао дзе дзин» и является основоположником этой религии.

Она гласит, что он появился на свет благодаря солнечным и лунным лучам, что одновременно коснулись его матери. Которая вынашивала его 8 десятилетий, отчего Лао-Цзы родился старым, но мудрым, седым и с большими ушами. Его имя поэтому и переводится как «Старый ребёнок» или «Вечный учитель».

Работал архивариусом, то есть хранителем книг, от которых набирался ещё большей мудрости.Однажды он сел на красно-чёрного быка и ускакал в поисках места, где нет разочарования, боли и печали.

Только, когда он пытался покинуть Китай, на выезде ему встретился мужчина, который попросил продиктовать основные принципы и постулаты даосизма. Лао-Цзы согласился и надиктовал ему более 5 тысяч слов, из которых и была вскоре создана книга «О дао и дэ».

Основатели даосизма

Официально китайскими философами в качестве основателя философии даосизма считается великий мудрец Лао-Цзы, но дословно так и неизвестно его настоящее имя, так как с китайского его имя переводится как «Старый мастер», а биография пропитана столькими легендами и даже мистическими деталями, что многие исследователи сомневаются в том, существовал ли такой человек на самом деле, либо же под этим псевдонимом скрывался иной мудрец.

Одно из преданий рассказывает о том, что суть даосизма было открыто Небом великому Жёлтому Императору, возможно, именно поэтому в самой сути этого философского течения столько мистики, пришедшей из древних шаманистских культов, имевших место быть до появления конфуцианства.

Считается, что Лао-Цзы несколько лет проработал при дворе и разочаровался в конфуцианстве как главенствующей тогда религии. Дело в том, что суть конфуцианства подразумевает собой путь как некое следование законам государства, поведения и морали, то есть, оно строго регламентировало жизнь человека до самых мелочей. Конфуцианство поощряло письменность и учёность, в то время как сторонники даосизма отвергали такой путь как насилие над свободной человеческой личностью и излишнее закабаление человека, рождённого свободным для того, чтобы следовать за вселенским дао. Лао-цзы проповедовал естественность и призывал не иметь в себе ничего лишнего.

Зарождение досизма

Учение о Дао — загадочное и противоречивое. Оно древнее авраамических религий, а история его происхождения окутана тайной. Главный учитель древнекитайской философии — Хуан Ди, Желтый император. О его жизни сохранилось мало информации, она противоречивая и больше похожа на мифы. Он был величайшим мудрецом своего времени, а после смерти физического тела переродился и обрел вечное бессмертие.

Желтый император создал основу учения о Дао, но его главным автором является Лао Цзы. Он написал знаменитый трактат «Дао Дэ Цзин», в котором изложил основные понятия и идеи учения. В летописях древних историков сохранились сведения о встрече Лао Цзы с Конфуцием — еще одним великим Учителем. Лао Цзы был старше Конфуция и осуждал его толкование философии и излишнюю навязчивость в проповедовании идей Дао.

Остальные сведения о жизни Лао Цзы больше походят на легенду, чем на реальные факты биографии. Его мать проглотила обломок горного хрусталя и зачала младенца. Она вынашивала его 80 лет и родила не ребенка, а седовласого старца. Лао Цзы поступил на службу в императорское книгохранилище, где изучал древние писания. Чем больше он узнавал, тем сильнее становилось его разочарование. В итоге он решил стать отшельником. Избегая людей, он менял имена и уходил все дальше, пока не достиг границы. Стражник узнал его и попросил поделиться своей мудростью. Лао Цзы написал для него «Дао Дэ Цзин» — краткое пособие в стихах, содержащее основные идеи даосизма.

Даосский пантеон

Совр. исследователь Д. Фань Эньцзюнь выделил основные его группы. К 1-й относятся: божества Небес (тяньшэнь), Земные достопочтенные (дичжи) — божества земли, домашнего очага, колодца, определенных местностей, городов, рек, лесов, морей и т. д. Многие из них первоначально имели человеческую природу, а затем стали божественными людьми (шэньжэнь). Божественные призраки (жэньгуй чжи шэнь) — это предки (в т. ч. семейные), покровители ремесел и школ, полулегендарные герои. Божеств человеческого организма (жэньти чжи шэнь), по даосским представлениям, ок. 36 тыс.; часть их неблагорасположена к человеку (напр.: три червя (саньшишэнь), воплощающие сребролюбие, чревоугодие и любострастие, препятствуют достижению бессмертия). Ежегодно в день рождения человека они поднимаются на Небо и докладывают обо всех его прегрешениях. Даос, идущий по пути самосовершенствования, должен «запереть» их в своем теле, бодрствуя в течение 24 часов, читая канонические тексты и произнося соответствующие заклинания. Постоянство такой практики позволяет достичь их полной нейтрализации.

2-я группа — Божества преисподней (дифу шэньлин). В кит. традиции существуют представления о 2 загробных мирах с горами Тайшань пров. Шаньдун и Фэндушань пров. Сычуань. Великий владыка вост. пика Тайшань (Тайшань дунюе Дади) определяет срок жизни и посмертную судьбу души, а Великий владыка Фэнду (Фэнду Дади) ведает духами и призраками умерших. Как и Небо, преисподняя насчитывает 36 уровней, каждому из них соответствуют определенные божества.

3-я группа бессмертных. Среди них различают: небесных — те, кто заняли место среди небесных божеств, земных — те, кто находятся на «знаменитых горах» или в «пещерных чертогах» и освободились от трупа, т. е. обрели бессмертие через смерть и воскресение.

4-я группа — истинные люди (чжэнь жэнь), постигнувшие истину (дао), но не стремившиеся к телесному бессмертию.

Это интересно: 169,Гробницы тринадцати императоров Китая

Даосизм и другие учения

Даосизм и конфуцианство

Даосизм, с его концепцией недеяния, традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. Это противостояние было настолько глубоким, что нашло отражение даже в деятельности иезуитских миссионеров: так, Маттео Риччи состоял в тесном контакте с конфуцианской элитой и отвергал даосизм как языческую практику — в то время как его оппонент, Микеле Руджиери, утверждал сходство между понятиями Дао и логос.

Об интеграции элементов даосизма в конфуцианство см. неоконфуцианство.

Даосизм и буддизм

Первой даосской школой, возникшей на изучении буддийских трактатов, была школа Линбао. Её основатель Гэ Чаофу перенял из буддизма представление о перерождениях в пяти мирах и в сильно упрощённом виде элементы космологии. При этом даосы не оставили практику достижения бессмертия, однако усовершенствовали понятие бессмертия, отказавшись от буквальной трактовки бесконечного пребывания в том же земном теле, и введя для небожителей другие миры — счастливые земли, острова бессмертных и т. д. Из буддийской теории перерождений следовало учение о карме и воздаянии. Позднее буддийские элементы стали привычны для даосских школ, которые переняли также буддийские методы медитации.

Основные положени

Что такое Дао

Это многозначное понятие, которое можно сравнить с Абсолютом. Дао – это:

  • нечто, порождающее все вокруг, непостижимое, постоянное, безымянное и бесформенное;
  • общий закон;
  • первооснова жизни;
  • начало и конец бытия;
  • мировой порядок;
  • вечный путь, постоянное движение.

Дао не имеет имени и формы, но дает их всему сущему. Только оно постоянно, а все остальное временно. Здесь соединяются противоположные явления, которые становятся единым целым.

Дао – пустота, но благодаря ей создается все. Только слившись с дао, можно познать счастье и бессмертие.

Главные постулаты

Основные идеи даосизма заключаются в том, что человек – микрокосм, он существует бесконечно, как и Вселенная – макрокосм. Смерть в физическом плане значит лишь, что душа соединится с дао.

В даосизме не существует цвета, формы, личности и собственного «я». Есть пустота, а главная задача человека – созерцать и наблюдать. Любое действие, направленное против жизненного порядка, впустую тратит время, силы, а иногда может привести к плохим последствиям.

Главная цель даосизма – научить людей отличать доброе от злого и совершать только благие поступки, приоткрыть тайну Вселенной путем медитации и взгляда вовнутрь, приобрести гармоничные взаимоотношения с окружающим миром.

Чтобы постичь дао, нужно помнить и соблюдать три главных правила:

1. Питание души

В человеке живут божественные и демонические существа. Добрые поступки подпитывают добрых божеств, а злодеяния кормят демонов. Чем больше добродетели в человеке, тем ближе он к счастью.

2. Питание тела

Питаться нужно без излишеств, соблюдая диету и посты. Идеальное питание – своей слюной и росой трав. Тело нужно питать также физическими и дыхательными упражнениями, а сексуальные отношения должны быть с постоянным партнером.

3. У-вэй

Эта концепция означает «недеяние». Но не в том смысле, чтобы лениться и ничего не делать. Правильнее будет сказать «невмешательство» – в естественный ход событий, законы Вселенной. Согласно ей, не нужно целенаправленно что-то делать, ведь Вселенная все устраивает самостоятельно, а самодеятельность людей может только помешать.

По концепции У-вей самый хороший правитель – тот, кто не вмешивается в жизнь подданных, ничего не меняет и лишь иногда предотвращает восстания.

Чтобы познать дао, нужно забыть про свое «я» и ассоциировать себя со всем окружающим миром. Даже когда вы занимаетесь каким-то делом, к примеру убираете в доме, надо стараться остановить поток мыслей – поглощенное в дело «я» исчезает. Такая практика доступна в любой момент, даже, например, при обычной ходьбе.

Восемь столпов

Существует 8 столпов – методов даосизма, которые направлены на оздоровление и гармонизацию отношений с миром:

  • Философия – стремление познать сущность бытия, природные и общественные законы.
  • Обновление – медитации и практики для здоровья.
  • Питание – отказ от мяса.
  • Забытая еда – «забывание» пищи во время постов, диет.
  • Излечение – эффективное применение энергии и распределение с помощью массажных манипуляций, акупунктуры.
  • Дао сексуальной мудрости — сексуальные отношения здесь рассматриваются как терапия и способ укрепления чувств.
  • Совершенство – постоянное самосовершенствование.
  • Успех – определенные цели и планы для овладения знаниями.

Три сокровища

Лао Цзы называл три человеческие добродетели, требующие защиты и питания:

  • ци – энергия жизни, любви, милосердия;
  • цзянь – энергия рациональной экономии, определяющая также внешность людей;
  • шэнь – дух, наделенный разумом.

Краеугольное понятие Дао

Понятие Дао часто туманно и неопределимо даже для того, кто исповедует даосизм. Основные идеи кратко описываются такой формулой Лао Цзы: «Дао порождает одно, одно порождает два, два порождает три, а три порождает все десять тысяч вещей».

То есть Дао – начало начал, абсолютная общность, пребывающая в вечном движении, как вода, наполняющая всё в этом мире. Это путь, дорога, судьба, закон. Всё в человеке и во всем космосе – порождение Дао, не может быть вне его и без него.

Различают два Дао. Одно – Дао без имени – имеет визуальный образ дракона или змеи, пожирающих свой хвост. Этот символ, популярный во многих культурах, означает неостановимый и вечный круговорот, движение по спирали времени. Осознать его смысл и назначение человеку не дано. Его удел – Дао с именем – как крохотная чешуйка в шкуре дракона – суть его конечного существования на земле. И главное для каждой личности – слиться с Дао, стать частью вечного вселенского движения.

Мужское и женское проявление Дао

В основе мироздания лежит две противоположные силы: женская Инь и мужская Ян. Инь пассивная, мягкая, она замедляет процессы и удерживает в состоянии покоя. Ян агрессивная и яркая, способствует увеличению активности. Силы наполняются энергией Ци, дающей жизнь всем вещам и явлениям. Всеми жизненными процессами в природе руководит взаимодействие этих трех начал.

Все медитативные практики основаны на взаимодействии Инь и Ян. Если энергии находятся в балансе — человек здоров. Если одна из энергии непропорционально возрастает — изменяется физическое и психическое состояние. Мужчина с избытком Инь становится нерешительным и безразличным. Женщина, скопившая слишком много Ян, становится агрессивной и не контролирует свои поступки. Лечебные практики направлены на восстановление и поддержание регуляции женского и мужского начала и насыщение тела энергией Ци. Учение об организации пространства — фен-шуй также строится на взаимодействии трех начал.

Добавить комментарий