Горячие новости

Отличия упыря от вурдалака

Согласно славянскому словарю, слово вурдалак (вовколак) переводится как «человек-волк». Эти создания являлись оборотнями, однако со временем так стали называть всех русских кровопийц и чудовищ. В своем исконном значении это существо сильно отличается от упыря.

Сравнительный критерийУпырьВурдалак
Внешний видКровопийцы из славянской мифологии обладали одним обликом. Внешне упырь выглядел как оживший мертвец.Вурдалаки имели возможность изменять обличие. В большинство дней эти создания выглядели как люди, однако в определенные периоды они приобретали звериный облик.
Способ обращенияУпырями могли стать нечестивые люди, или те, чье рождение и смерть сопровождались аномалиями.Человек становился вурдалаком вследствие проклятия или укуса.
РационСлавянские чудовища пили кровь, иногда поедая мясо жертв. Оборотни питались мясом людей и животных и крайне редко пили их кровь.
Место обитанияПогосты и берега озер.Леса, болота и пещеры в горах.
СамоконтрольУпыри не обладали разумом, подчиняясь животным инстинктам.Вурдалаки могли контролировать свои поступки в человеческом обличии, однако в облике зверя эти создания не отвечали за свои действия.

Вурдалаком можно стать после укуса монстра

Общая характеристика

Первые упоминания об упырях были зафиксированы в языческий период. Слово имеет славянский корень «пырь», что означает «парить», «перо». В мифологии они являлись враждебными людям духами мертвецов. От чудовищ защищали берегини и Боги, которым поклонялся народ.

Со временем образ упыря изменился, это создание стало осязаемым существом. На сегодняшний день образ чудовища имеет четкое описание. К его особенностям относят:

  1. Жизнь после смерти. Чудовища являются ожившими мертвецами.
  2. Зависимость от человеческой плоти и крови. Создания питаются людским мясом или обескровливают своих жертв. Это позволяет существам продолжать свою жизнедеятельность.
  3. Уязвимость перед солнечным светом. Согласно легендам, упыри — ночные чудовища, солнце способно испепелить их кожу.

Внешность

Облик упырей в славянской мифологии описывается как «безобразный», «нечистый». Эти создания худощавы, безволосые, с выступающими суставами. Кожа чудовищ — бледно-голубая или зеленоватая. Пальцы на руках длинные, оснащены когтями с трупным ядом. Глазные резцы созданий удлинены по отношению к остальным зубам.

Способности

Мистическое происхождение также наделяет упырей некоторыми особенными умениями. К ним относят:

  1. Неуязвимость перед обычным оружием или болезнью.
  2. Умение превращаться в ветер, терновник или гнилой сук.
  3. Способность прятать дорогу, дурманить ум путников.
  4. Огромная сила и высокая скорость передвижения.

Способы обращения

Упырь — мертвец, который после смерти восстал для вреда людям. Поднятие мертвого зомби может быть спровоцировано разными причинами.

Особенности рождения

В южных славянских землях бытовало поверье, что отклонения во время процесса рождения могли в будущем сделать человека чудовищем. Среди подобных особенностей выделяют:

  1. Рождение в рубашке или во время поста.
  2. Зачатие в дни разгула нечисти.
  3. Врожденные дефекты.

Образ жизни

По поверьям, люди, при жизни причинявшие зло окружающим, после смерти могут стать кровопийцами. К обращению приводили такие виды деятельности:

  1. Поклонение чужим Богам, проповедование чужой веры.
  2. Убийства, воровство и насилие.
  3. Черное колдовство.
  4. Знахарство, направленное на умерщвление детей и смертельно больных.

Аномалии при смерти

Странные обстоятельства смерти всегда сопровождались суевериями. Человек мог стать упырем по таким причинам:

  1. Суицид.
  2. Смерть от клыков диких зверей.
  3. Летальный исход от чумы.

Неправильное погребение

Ритуал захоронения играл большую роль в культуре древних славян. Несоблюдение правил погребения могло обратить человека в нечисть:

  1. Отсутствие молебна.
  2. Передача острых предметов через тело покойника.
  3. Кошка или собака, перепрыгнувшие через умершего.
  4. Упавший гроб.
  5. Дождь, капающий на мертвое тело.

Методы борьбы

Чтобы защитить себя от упырей, славяне использовали специальные обряды погребения. Чтобы человек не поднялся после смерти, его тело расчленяли и сжигали. Распространенными методами являлись вбивание осиного кола в сердце покойника и отрезание головы. Голову умершего клали между ног — считалось, что восставший мертвец не сможет ее найти.

В гроб подозрительного покойника насыпали зерна и мелкие монеты. По легенде, упыри любили считать мелкие предметы, и это отвлекало нечисть до утра.

Против восставшего мертвеца использовали другие методы. Чтобы защитить свой дом, славяне принимали такие меры:

  1. На окна вешали обереги из чеснока.
  2. Окропление порога и окон святой водой (в христианский период) и солью.
  3. Каленое железо, разложенное вдоль порога.

Природными врагами упырей являются домашние животные. Хорошо защищают жилище собаки и кошки. Кровопийцы не выносят петушиные крики и колокольный звон.

Чеснок, повешенный над окном, отгоняет упырей

Свидетельства и упоминания в фольклоре

Первое упоминание об упырях в летописях датируется XI веком. Событие произошло в Полоцке. По ночам в городе стали слышать непонятный топот, а люди, которые выходили на улицу узнать, в чем дело, вскоре умирали от неизвестной болезни. Горожане решили, что в округе появился упырь. После этих событий последовали еще более грозные – в Киевской Руси начались засуха и эпидемии, виновниками которых тоже считаются упыри.

В славянском народном фольклоре, преимущественно в украинском, существует много быличек об упырях. Например, известна быличка о двух кумовьях, один из которых при жизни был колдуном, а после смерти превратился в упыря. Живой кум пошел на его могилу, увидел в земле отверстие и стал через него переговариваться с мертвецом. После заката упырь вылез из могилы и предложил живому пойти с ним в деревню.

В деревне они долго искали дом, окна которого не были осенены крестным знамением. Когда нашли, вошли туда, поужинали, не будя хозяев, а затем живой кум увидел, как упырь пьет кровь у младенца. Затем кумовья пошли на кладбище, где живому удалось сбежать от мертвеца обратно в деревню после крика третьих петухов. Днем могилу разрыли, обнаружили, что мертвец лежит лицом вниз, и вбили ему в затылок осиновый кол.

Упыри также фигурируют в различных сказках. Особенно часто их сюжет связан с неким солдатом, который встречается с упырем и благодаря своей хитрости и смелости его обманывает.

В настоящее время свидетельств об упырях практически не встречается, однако периодически обнаруживаются различные захоронения, трупы в которых оказываются связанными, пронзенными кольями или еще как-то изуродованными. Все в таких могилах указывает на то, что люди пытались обезвредить предполагаемого упыря. Такие захоронения были обнаружены:

  1. в Созополе (Болгария);
  2. вблизи города Кильтешин (Ирландия);
  3. в Челаковице (Чехия) и в других местах.

Сейчас многие стародавние упоминания о вампирах и упырях возможно объяснить наличием тяжелых генетических заболеваний – порфирии и болезни Вильсона, при которых могут наблюдаться некоторые особенности внешности и поведения, характерные для подозреваемых в колдовстве и вампиризме людей.

Упырь – оживший мертвец, встающий по ночам из могилы, является одним из самых известных персонажей славянской мифологии. Особенно широко вера в них была распространена на территории современной Украины. Упыри имеют определенное сходство с вурдалаками и вампирами, но эти персонажи не являются полностью аналогичными и имеют существенные различия.

Чем отличается от вурдалака и вампира?

Считается, что неологизм «вурдалак» впервые появился в русском языке в стихотворении А.С. Пушкина «Вурдалак», написанном в 1836 году. Он является искаженным вариантом слова «волколак», обозначающим у славян оборотня. После этого вурдалаками стали называть живых мертвецов, которые отличаются от упырей тем, что пьют кровь только своих родственников, уничтожая, таким образом, целые деревни.

Иногда вурдалака отождествляют с оборотнем. По другим поверьям, вурдалак – это человек, укушенный другим вурдалаком и полностью подвластный его воле.

Понятие «упырь» приблизительно соответствует «вампиру» в мифологии Западной Европы, но в XIX веке эти понятия окончательно разграничились.

Вампир, в отличие от упыря, обладает высоким интеллектом, аристократическими манерами, и помнит, кем он был при жизни и что умел делать, благодаря чему его можно принять за живого человека. Вампир питается только кровью, а плоть жертв не трогает.

Упырь обычно пьет кровь из груди, из сердца, а вампир предпочитает пить из горла жертвы. Вампира сложно обмануть, рассыпанные зерна в этом случае не помогут.

Однако способы убийства и той, и другой нечисти одинаковы, самые надежные – осиновый кол, отрубание головы и сжигание тела.

Что означает это слово у славян?

Согласно славянской мифологии упырь – это мертвец, душа которого не смогла найти покой после смерти. Википедия называет таких покойников «заложными» – под этим подразумевается, что они умерли от неестественных причин и много грешили при жизни. Душа умершего не может отправиться в загробный мир, поэтому вынуждена оставаться на земле, пребывая между жизнью и смертью.

Такие люди при жизни обычно считались колдунами, оборотнями или по каким-то причинам были отлучены от церкви (еретики, убийцы, богохульники, самоубийцы). Также упырями могли стать дети, которые умерли некрещеными или люди, умершие без причастия.

Наиболее сильно в упырей верили в Южной Руси, на территории современной Украины. В более северных регионах упоминания о них встречаются редко.

Днем упыри скрываются в могилах и склепах, есть также поверья, что они могут жить и в других темных местах, например, подвалах домов. Ночью мертвецы встают и ходят по земле.В человеческом обличье они проникают в дома, прикладываются к груди спящих людей и сосут у них кровь, после чего съедают плоть.

В некоторых верованиях считается, что если упырь выпил кровь, но плоть жертвы не тронул, то впоследствии жертва сама станет упырем. В могилу покойник должен вернуться до рассвета, до крика третьих петухов, иначе он погибнет от солнца.

Упырей считали виновниками:

  • неурожаев;
  • засухи;
  • различных эпидемий.

Как с ними бороться?

Справиться с упырем в открытом бою невозможно из-за его чудовищной физической силы. Поэтому при встрече его обманывали хитростью, зная любовь этих существ к счету. Что это значит и как можно это использовать? Увидев нежить, надо было немедленно его отвлечь, рассыпав перед ним горсть чего-то мелкого, например, пшеницы, риса или мака – считалось, что упырь не остановится, пока все не пересчитает.

Если в деревне возникало подозрение, что в округе появился упырь, крестьяне шли на кладбище и искали могилу с разрытой землей или еще каким-то образом потревоженную. Если недавно умер колдун, то его могилу раскапывали, подозревая, что это он вредит людям. Дальше с покойником необходимо было проделать определенные действия. Так, ему могли:

  • переломать кости;
  • подрезать сухожилия на ногах;
  • забить рот песком;
  • завязать глаза.

Более надежным было вбить упырю в грудь осиновый кол либо отрубить голову и поместить ее лицом вниз в ноги трупа. Ну а самым надежным способом справиться с упырем считалось сжигание его тела.

Чтобы защитить дом от упырей, крестьяне осеняли окна домов крестным знамением, а также выжигали над дверями и окнами кресты, используя для этого свечу, оставшуюся с Чистого Четверга.

Внешность

Чаще всего упыри имеют человекоподобный облик и ту же внешность, что и при жизни. Они одеты в ту же одежду, в которой их похоронили, но практически всегда она изорвана. Считается, что упыри могут менять свой облик, превращаясь в кошку или летучую мышь, но чаще являются в образе человека. По некоторым поверьям, у них имеется хвост.

Отличительными особенностями упырей являются острые зубы и язык, красные глаза и ярко-красное лицо – такой цвет они приобретают от выпитой крови. От них исходит омерзительный запах.

Если могилу, в которой похоронен беспокойный мертвец, раскапывают, то обнаруживается, что его тело не подверглось гниению, но при этом покрыто ранами и укусами, отсутствовавшими при жизни. В могиле он лежит лицом вниз или на боку.

Добавить комментарий