Магия и эзотерика

Где живут гномы?

Рассказы о гномах

Первые упоминания о подземных жителях относятся к древним цивилизациям. Почти у каждого народа есть подобные легенды. Все они одинаково описывают жителей подземелья – низкорослые, с тёмной кожей, скрытные, враждебные. Такие сходства говорят о том, что либо далёкие предки этих народов встречались с гномами, либо мифология появилась раньше, чем образовались отдельные народы. Последнее выглядит весьма сомнительно. Значит, под землёй кто-то жил, а может и до сих пор живёт. Встречи с подземным народом чаще всего происходят в Андах, Гималаях, на Урале и в других горных областях. И это не случайно. В горах больше пещер, а значит жить, скрываясь от людей, там намного легче. Этот факт объясняет, почему до сих пор учёные не встречали подземных жителей.

Если отбросить в сторону легенды, то первое упоминание о встречах с подземными жителями относится к XIII веку. Из волчьей ямы неподалёку от маленькой английской деревушки Вулпит вышли двое детей. Их кожа имела зеленоватый оттенок. При этом дети говорили на неизвестном языке, что наталкивает на мысль, что они не были европейцами. Солнца они опасались, человеческой пищи не признавали. Всё говорит о том, что раньше среди людей они не жили. Разумеется, были попытки объяснить это появление. Волчья яма находилась рядом с медными рудниками, где активно использовался детский труд.

Поэтому было предположение, что детишки пытались сбежать и попали в ловушку. Но в таком случае они знали бы, что им предлагают еду и не отказывались бы от неё. Значит, это были подземные жители, которые случайно вышли на поверхность. Очень часто происходят встречи с гномами в Чили и Перу. Их нередко видят шахтёры, которые разрабатывают в горах месторождения железа, марганца и меди. Конечно, нет фотографий или видео, но рассказов достаточно много, чтобы принять на веру хотя бы часть из них. Нашлось место подземным жителям и в России. Их иногда встречают на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Здесь их называют «дивьи люди». Существа эти часто ходят среди людей, но увидеть их сможет лишь достойный. «Дивьи люди» невысоки ростом, красивы и обладают прекрасными голосами. Их существование также не подтверждено.

Навигация по вики

Существа, обитающие в Гравити Фолз
Виды
Местные существа Агрормен | Арчибальд Кордрой | Бигфут | Большой Генри | Вождерор | Гигантское глазное яблоко | Гиффани | Глава лилигольферов-рыцарей | Гремоблин | Голововидный остров-зверь | Живогрыз | Капитан лилигольферов-пиратов | Конфетный монстр | Лепрерог | Летоуинский Ловкач | Ма и Па Даскертон | Мистер «Без-Лица» | Монстр с щупальцами | Мульти-медведь | Октавия | Осьмиклоп | Охлаждающий монстр | Пару раз | Прячущийся | Полли | Птеродактиль | Рамбл Макскёрмиш | Ручная ведьма | Селестабелль-а-беттабелль | Тайрон | Существо 26 | Фавн | Франц | Шейп Шифтер
Неместные существа
Существа из Царства Кошмаров Аморфник | Билл Шифр | Восьмёрка | Демоны Странногеддона | Зубы | Шестигран | Замочник | Зантар | Лава-лампообразный демон | Летучие Глазыши | Криптос | Пироньяка | Пустышка | Существо с 88-ю различными лицами | Чудовищная голова
Воображаемые существа Аошима | Британский человек-пёс | Вафельная стража | Вероятник Мерзейший | Вкусные щенки | Горячий эльф | Грифон | Зайлер и Краз | Небывало-зверь | Судья Кис-Кис Мяу-Мяу Мур Черныш | Огры | Пластилиновые монстры | Футбот | Эрнесто | Яркая Звёздочка
Сверхъестественное Почтовый ящик | Проклятые двери | Робот-левша | Террор перекати-поле
Существа из будущего Акула времени | Дитя Времени | Часлоп

Гномики в ландшафтном дизайне

Для классики лучше всего подходят гномы традиционного исполнения. Для романтического сада лучше приобретать старичков в розовых шапочках или в бардовых одеждах. Для кантри идеальной будет фигурка из дерева, для модерна нужно искать старичков из металла, бетона или мрамора.

Красиво смотрятся композиции, когда гномы выполнены в одной цветовой гамме с другими элементами декора. Неправильный выбор фигурок испортит внешний вид всего сада, поэтому к выбору описываемых изделий нужно относиться с высокой долей ответственности.

Гномы и каменные валуны как единый ансамбль оформленияИсточник tah-heetch.com

Архетипы и классификация[править]

Среди самих дварфов и гномиков могут наблюдаться подтипы, а в произведениях, не следующих D&D-шной конвенции «гномик-дварф», гномы могут иметь и другие архетипы. Здесь мы перечислим некоторые из них.

  • Дварф воинственный пивной. Наиболее классический архетип подтипа «дварф» — гэльский или скандинавский акцент, широкая и длинная рыжая борода, постоянная кружка пива в широченной руке, секира или молот в другой. Не дурак помахаться и поиграть в литрбол. Персонаж немного комический, образ приниженный. Наиболее колоритный представитель вида — киноверсия Гимли из «Властелина Колец», тот Гимли, из которого сделали классического Симпатичного Представителя Нацменьшинства для посадки в ромовый торт.
  • Дварф воинственный организованный. В намного меньшей степени раздолбай, чем предыдущий подтип, этот дварф в первую очередь законопослушен. В мирное время он трудится на подземном заводе от гудка до гудка, в военное время — сражается в строю-«хирде» в виде стены щитов, и на то, чтобы побухать и подраться, у него просто нет времени. Обычно такие дварфы более технологически развиты, чем «пивные». Литературные толкиновские гномы ближе к этому подтипу.
  • Гномик-изобретатель. Если дварф организованный — заводской рабочий без лишних хитростей, то гномик-изобретатель — инженер с сумасшедшинкой. По раздолбайству не уступает пивному дварфу, но раздолбайствует не на ниве пьянок и драк, а на ниве кербалоподобных безумных конструкций, которые свистят, пердят, взрываются, прыгают, стучат, выпускают дым и искры. Если у стимпанкового дварфа всё работает как часы с немецким качеством, то творения гномика-изобретателя — скорее, made in China. Кодификатор — гномы-тинкеры из Dragonlance.
  • Волшебный гномик. Сказочный гномик в смешном колпачке, росточком меньше всех других, не чурается магии. Это один из наиболее фольклорных типов, жить может не в горах или пещерах, а в лесу, под холмом. Таковы типичные гномики в мирах Dungeons & Dragons.
  • Гном жадный. Может быть похож как на дварфа, так и на гномика, но главное в этом архетипе гнома то, что он любит золото. Это алчный, жадный тип, который живёт тем, что преследует богатство. Как вариант, может не пытаться захапать чужое богатство, а вернуть своё, когда-то украденное. Если классический жадный гном довольно продажен, то мститель-экспроприатор может иметь нечто, похожее на достоинство и честь (кодификатор этого подтипа — Торин из «Хоббита»).
  • Гном Высокий и Таинственный. Это, скорее всего, не дварф и не гномик, а какой-то свой, особый подтип гнома. Эти гномы не от мира сего, владеют неподвластными другим знаниями и технологиями, скрывают их от других рас, как и свои цели. Мало кому удается побывать в их построенных по загадочным чертежам городах, а ещё меньшему количеству чужаков — понять тот глобальный проект, который воплощает в жизнь эта раса. По меркам фэнтезийного мира технологии таинственных гномов могут быть неотличимы от магии. Могут руководствоваться серобуромалиновой моралью. Ростом часто крупнее всех других гномов. Типичные примеры — Черные Гномы у Перумова, Двемеры в The Elder Scrolls.
  • Гном-нечисть. В этом образе акцент делается на том, что гномы — не подобная людям раса, а сверхъестественные существа или даже духи. Такие гномы могут быть ужасны обликом, каменеть на солнечном свету, нырять сквозь землю и камень, как сквозь воду, питаться рудой или углём. Сочетание этого типа с «воинственным пивным» — гномы Каттнера.

Описание[править | править код]

Во все эпохи мира внешность гномов была одинаковой. Они были низкорослыми и коренастыми; грудь у них была широкой, руки – сильными, ноги – крепкими, а бороды – длинными (у гномов бороды были с рождения, равно у мужчин и женщин). Ни человек, ни эльф, никогда не видел безбородого гнома — разве если бы он был обрит в насмешку, и тогда он готов был умереть от позора.

Гномы были созданы сильными и выносливыми, неподвластными большинству болезней и крепостью подобные камню. Они переносят тяжелый труд, голод и телесные раны лучше всех иных народов, одаренных речью; Аулэ создал их в дни владычества Мелькора и в противостояние ему. Гномы любили горное дело и жили под землёй. Они находили самоцветы, алмазы, золото, серебро и митриль, с великим мастерством изготавливая из них украшения или оружие. Все гномы издавна предпочитают живым созданиям металл и камень, который можно обрабатывать. По характеру гномы упрямы, скрытны, очень долго помнят и добро, и зло, никогда не забывают обид (но и друзей тоже) и всегда мстят врагу. Из всех племён и родов Детей Эру гномы более всего дружили с эльфами-нолдор, которые были друзьями и учениками Аулэ в Валиноре; самоцветы нолдор гномы ценили превыше любых сокровищ. Гномы всегда желали увеличивать свои богатства, копить их и хранить, но пользовались ими они только для торговли и более выгодного увеличения своих богатств.

В древние времена гномы охотнее работали с железом и медью, нежели с серебром и золотом; а оружие и военное снаряжение получалось у них лучше всего. Гномы первыми научились создавать кольчуги, и в искусстве их создания даже нолдор не могли с ними сравниться.

Гномы не были бессмертными, хотя срок их жизни был сравнительно долог. Большинство гномов, не погибших в бою или от несчастного случая, доживали примерно до 250 лет, однако встречались и 300-летние долгожители (больше всего их было среди Народа Дурина). До 30 лет гном считался слишком юным для войны или работы. Повзрослев примерно к 40 годам, гномы до 240 лет находились в зрелости и расцвете сил (женились они, как правило, годам к 90). Платой за долгий век была стремительная старость: достигнув 240 лет, гномы быстро дряхлели, теряли силы и жили не более 10-15 лет. К старости гномы никогда не лысели, а лишь седели.

Женщины-гномы

Женщин у гномов мало, меньше трети, и они редко покидают подземные жилища, к тому же посторонний глаз не способен уловить разницу между ними и мужчинами-гномами в одежде и внешности. Народ гномов растет очень медленно.

Происхождение гномов

О том, кто такие гномы, впервые рассказали в своих легендах древние германцы и скандинавы. В современном мире образ этих волшебных существ можно встретить в литературных произведениях и фольклоре народов мира. Существует несколько теорий происхождения этого народа. Некоторые утверждают, что он пошел от древних великанов, которые также обитали в пещерах и подземельях. Другие считают, что предками является нижняя раса эльфов, обитавшая во мраке подземного царства.

Само слово «гномы» появилось благодаря древнему алхимику по имени Парацельс. Основой послужило древнегреческое слово «знание», т.к. алхимик верил, что сказочные карлики являются обладателями скрытых от людей знаний.

В зависимости от страны и народа гномов называют по-разному.

  1. В далёкие времена германо-скандинавские народы называли их двергами или же цвергами.
  2. Английский вариант названия расы карликов — дварфы.
  3. В польском языке закрепилось название краснолюды.
  4. Сербский народ называет их людки.

История[править | править код]

Вала Аулэ создал гномов без разрешения Илуватара. Когда это открылось, Аулэ собрался было уничтожить своё творение, но Илуватар смилостивился и даровал гномам фэа.

Аулэ создал Семь Праотцов гномов, от которых произошли семь народов гномов (В письме № 212, Профессор пишет, что изначально были созданы тринадцать гномов: «Один, старший, и ещё шесть с шестью супругами», а в 11 томе «Истории Средиземья» говорится, что их было четырнадцать, так как «для каждого гнома Илуватар добавил супруга женского пола). Однако поскольку он сделал это без разрешения, Илуватар запретил Аулэ выпускать их из подземелья, пока не прибудут квэнди.

Незадолго до первого свержения Мелькора Аулэ выпустил гномов, так как эльфы уже пробудились и те стали множиться, но, к сожалению, они не смогли сравняться по количеству с эльфами. Изначально они жили за Мглистыми Горами. Но вскоре поселились в Синих горах и перевалили их, некоторые поселились в Белерианде. Они встретились с эльфами и стали дружить. Гномам лучше давался эльфийский язык, чем эльфам гномий. Они жили в мире во время пленения Мелькора. Когда же он пришёл, появились Солнце и Луна, тогда гномы стали днём реже выходить на поверхность.

В конце Первой Эпохи гномы, поддавшись искушению завладеть одним из Сильмарилей, а также ожерельем Наугламир, убили эльфийского короля Элу Тингола, воспользовавшись, как предлогом, оскорблением, которое нанёс им высокомерный король. Убийцы попытались скрыться, но были перехвачены и уничтожены эльфийскими воинами; до Ногрода живыми добрались лишь двое. Они рассказали, как король Тингол, не желая платить им за их труд, приказал перебить гномов. Так началась вражда эльфов и гномов.

Озлобленные смертью своих лучших мастеров, гномы стали собирать воинство. Вскоре из Ногрода выступило большое гномье войско, которое чуть позже разорило и разграбило Дориат.

Тем временем, весть о случившемся дошла до Берена и Лутиэн, дочери Тингола. Берен собрал войско лаиквенди и устроил засаду, когда поредевшее войско гномов возвращалось с добычей. Состоялась битва, в которой эльфы одержали победу, а король гномов пал в бою с Береном, перед смертью прокляв сокровища, потому от них избавились, сбросив в реку. Бежавшие гномы были перебиты Энтами.

Ещё в Первой Эпохе меньшая часть гномов жила в Эред Луине. Но к затоплению Белерианда туда перебрались все гномы. В начале Второй Эпохи многие гномы ушли в царство Казад-Дум, которое значительно позже эльфы нарекут Морией. Они долго жили там. Они приняли в дар семь Колец Власти Саурона и получили большую удачу в поисках митриля. Всё же они участвовали в Последнем Союзе и помогли эльфам и людям одержать победу (хотя в битве при Дагорладе часть гномов дралась на стороне Саурона).

В Третьей Эпохе гномы разбудили Балрога, томившегося в горных недрах под высочайшем пиком Туманных Гор – Карадрасом. Гномы были вынуждены уйти к горе Эребор. Балрог снова опустился в самые нижние ярусы Мориа и не появлялся до конца Третьей Эпохи. В Эреборе они основали своё новое государство. На них стали нападать драконы, но гномы успешно сражались с ними, 4 из 7 колец погибло в огне драконов, остальные Саурон сумел вернуть.

Битва при Азанлубизаре

Однако в в 2770 году великий дракон Смауг захватил Эребор. Короли Трор и сын его Траин со своим сыном Торином, бежали оттуда через потайную дверь. Трор, отдав Траину последнее из Семи Гномьих Колец, вернулся в Морию и там его убил вождь орков Азог, который выжег свое имя у Трора на лбу. Это привело к Войне Гномов с Орками, закончившейся великой битвой при Азанулбизаре (в Нандухирионе) перед Восточными вратами Мории в 2799 году. Орки брали верх, однако вскоре, в тот же день, прибыли подкрепления из Железных Холмов во главе с Наином. Наин сам вызвал Азога на бой, и тот согласился. Они бились долго, устал и Наин, и Азог, однако Азог увернулся от очередного сильного удара гнома и сломал Наину шею. Битва продолжилась. Но теперь, ущемленные горечью потерь своих многих собратьев, гномы с новым приливом сил и мести начали выигрывать сражение. Две трети орков было убито, Азог был казнен сыном Наина, Даином Железностопом, остальные орки бежали на юг. Но из-за Балрога они не сумели вновь заселить Морию.

Гномы, путешествовавшие с Бильбо к Одинокой горе

После этого начались темные времена для рода Дурина, однако судьбу благородного рода изменила встреча Гэндальфа с Торином. Тогда они вместе с хоббитом Бильбо Бэггинсом освободили Эребор и Эсгарот от Смауга. У подножья Эребора в тот год состоялась великая Битва Пяти Воинств, в которой войска гномов, лесных эльфов, людей Эсгарота и Великих Орлов одержали славную победу над армией орков и возродили Эребор и славу Рода Дурина.

этимология

Германские слова для «карлика» (древневерхненемецкий twerg , средневерхненемецкий twerc / querh (мужской род, средний) zwerc , старосаксонский gidwerg (средний род), древнескандинавский dvergr , древнеанглийский dweorg , старофранцузский dwerch , шведский dvärg , норвежский dverg , Датский dværg , голландский dwerg , английский карлик ) указывают на примитивного германского предшественника * đweraz . Этимологическая связь сомнительна. Возможно, это связано с глаголом обманчивый («обманывающие существа»). См. Ахд . Гидрог («призрак»), также древнеиндийское. дхварас («демоническое существо»).

Примечания[править]

  1. Две версии происхожления слова — от лат. gēnomos — «подземный житель», или от др.-греч. Γνώση — «знание».
  2. Это от того же корня, что нанотехнологии. Заимствование в латынь из греческого, от слова нанос — карлик. Не является названием какого-либо чисто-романского мифического существа, и в данном контексте служит для перевода.
  3. Ну, это смотря кем переведённые. Где-то они так и остались ниссе. А в классическом переводе Лунгиной стали «лохматыми тюхами».
  4. Если кто знает и помнит Кржемелика и Вахмурку — они относятся именно к скршитекам.

Гномы входит в серию статей

Посетите портал «Бестиарий», чтобы узнать больше.

Разумные расы

Страницы в категории «Разумные расы» 

Ангелы, Великаны, Гномы, Гоблины, Гордая и мудрая раса, Калейдоскоп разумных рас, Лилипуты, Не гномы, Оборотни, Огр, Пери, Полурослики, Раса из одного, Раса магов, Русалка-сирена, Тёмные Народы, Тролли, Феи

Подкатегории для категории «Разумные расы» 

Зверолюды, Люди, Орки, Эльфы

Происхождение забавных существ

Легендарные существа на самом деле являются частью западной культуры. Первые описания о них появились в сказках. Хотя многие историки предполагают, что гномы – это пришлые чужестранцы, которые приезжали в леса Тюрингии с острова Крит за золотом. Они были небольшого роста, носили длинные бороды, очень тщательно своими молоточками простукивали каждую песчаную лесную насыпь, но с местными жителями старались не вступать в контакт. Ходя однажды, по приданиям, спасли Белоснежку.

И действительно сегодня в лесах Германии можно найти следы золотодобытчиков. Почему-то в разных сказках, написанных в разное время, образ гномов всегда был один. У карликов непременно на голове бела большая остроконечная шляпа. Такими их сегодня рисуют в мультфильмах, такой образ используется и для создания фигурок для сада.


Остроконечная шапка карликовИсточник cosechenonvanno.com

Современные персонажи обладают привлекательной внешностью. У них приятное выражение лица. В руках обязательно присутствует какой-нибудь садовый или музыкальный инструмент. По местным преданиям, когда хозяева ложатся спать, гномы выходят в сад, ухаживают за ним, облагораживают место, где они живут. Считается, что подобные существа способны силой заставить цветы распускаться, или поменять свой цвет, наполнить живительной влагой пересыхающий ручей. Утром, устав от ночных хлопот, они прячутся в своих секретных хижинах или просто превращаются в игрушку, которая днем радует хозяйский глаз.

Контроверсии[править]

  • При виде толкиновских гномов современный геймер завопит «Дварф!». По-английски так и есть. Но это традиционно Гномы и никак иначе. Гномики там тоже есть, но называются Petty Dwarves

    Nota bene: такая странная конвенция с нолдор связана с тем, что Толкин пытался подобрать понятный современному человеку перевод слова Noldor (от квенийского nolme — знание). Он провел параллель с греческим словом «гнозис» и произвёл от слова gnosis слово gnome. Но получилась неприятная ассоциация не только с гномами, но и с гностиками, что коробило католика Профессора, и он в конце концов убрал этот термин. Так что гномы тут совершенно ни при чём.

    . А словом Gnome там обозначают… нолдор, то есть самых разэльфистых эльфов!

  • Во вселенной «Ведьмака» гномы-дварфы называются Краснолюдами, гномики — Гномами. Никакого конфликта. Краснолюд в английских переводах и локализации игр — Dwarf, в германских, соответственно, Zwerg.
  • В «Саге о Копье» в оригинале, как и полагается серии книг по Dungeons & Dragons, были дварфы и гномики. В русском переводе и те, и другие — гномы. Путаницы никакой не возникает, потому что у тех и других есть подрасы со своими отличиями, по которым их можно различать. Гномы, которые дварфы, делятся на горных, холмовых и овражных. Гномы, которые гномики, делятся на тинкеров (жестянщиков) и мыслителей. Соответственно, в русском переводе горный гном, овражный гном, гном-тинкер.
  • Вымершую расу Двемеров из The Elder Scrolls в оригинале называют дварфами, в русском переводе — гномами. Но это не дварфы и не гномики, а совершенно самостоятельный вид гномов. Начнем с того, что они совсем не маленького роста (если судить по призракам двемеров и по последнему оставшемуся в живых представителю из Morrowind — всего на голову ниже среднего роста человека или эльфа. Они ни разу не скандинавы — по стилистике больше похожи на шумеров или вавилонян, если бы те были безумными стимпанковыми изобретателями. Многие признаки гномов — обитание под землёй, нелюдимость, мастерство в ремёслах, бородатость, техномагичность — у них, однако, налицо. Двемеры относятся к семейству эльфийских рас, как и орсимеры (орки).
  • «Волшебное серебро» — синие гномы, живущие в горе, и красные, прячущиеся в амбарах и заботящиеся о человеческом скоте, таскающие еду у людей (в оригинале — ниссе). По росту не отличаются от людей. Если встретятся с человеком глаза в глаза — исчезнут.

Перумов и Сапковский — чей гном лучше?

В современной фэнтези-литературе гномы разных авторов могут сильно отличаться друг от друга. Сравним гномов, обитающих на страницах романов Анджея Сапковского и Ника Перумова.

Сапковский разделяет низкорослых бородачей на краснолюдов (польский аналог слова dwarf) и непосредственно гномов.

Краснолюды Сапковского напоминают нам гномов Толкина. Необыкновенно выносливые и сильные — они отличные воины, сражающиеся в основном тяжелыми топорами, кистенями, а также не брезгующие мечами. Все краснолюды носят бороды, которыми очень гордятся. Женщины краснолюдов некрасивы, но сильный пол этой расы считает их самим совершенством, и ревнует по поводу и без повода.

Краснолюды живут кланами, в которые входят преимущественно родственники, имеющие одно клановое имя (фамилию). Права молодых краснолюдов в клане всячески принижаются. Они не имеют права высказывать свое мнение по каким бы то ни было вопросам, и во всем должны подчиняться старшим.

О гномах, как о народе, известно меньше. Росточком они невелики, мимика их смешна и карикатурна, а носы у них ужасно длинные и острые. Гномы живут родами, отгородившись от проблем всего остального мира. Гномы Сапковского по своей натуре “технари”, и им можно приписать множество интересных изобретений.

Бойцы “вархаммеровской” армии гномов во всей красе.

Таким образом, гномы из “Ведьмака” очень похожи на гномов (gnomes) из Dungeons & Dragons, а краснолюды — на дворфов (dwarves) из той же игры. Гномов и дворфов D&D мы рассмотрим ниже, а пока отметим, что Сапковский, скорее всего, сознательно использовал фэнтези-штампы из этой ролевой игры (с которой он, безусловно, знаком) в своих романах.

Профессии и гномов, и краснолюдов обычно связаны с металлургией, горным промыслом, иногда с торговлей или ремеслом наемника. О магии гномов и краснолюдов автор не упоминает, видимо, подразумевая то, что оба народа достаточно далеки от магического искусства.

Перед тем, как перейти к перумовским гномам, следует добавить, что ни гномы, ни краснолюды не пользуются особой любовью у людской расы. Из-за такой дискриминации они не могут вступать в гильдии и цеха, а также, кроме простых налогов, обязаны платить еще и дополнительные пошлины.

Машины двемеров из Morrowind.

Гномы Перумова не обложены непосильными налогами, да и вообще совершенно не похожи на гномов Сапковского, скорее напоминая краснолюдов последнего.

На первый взгляд гномы Эвиала (мир, где происходят действия серии “Хранитель Мечей”) ничем не примечательны: крепенькие, круглолицые, обычно рыжебородые. Из ремесел гномы предпочитают горное дело, они отличные кузнецы и неплохие… алхимики. Особенности перумовских гномов начинаются именно с алхимии, уже позже выясняется, что они еще и магией балуются, а женщины их очень даже симпатичны, что вообще в голове не укладывается…

Начнем с описания жилища среднестатистического гнома, представляющего собой смесь кузницы, оружейной и, что главное, алхимической лаборатории. Везде баночки, колбочки, горелки и груды магических книг. Делаем вывод, что гномы Эвиалапрактикующие маги. Нет, конечно, им далеко до эльфов, но заговор оружия, предсказание будущего, лечение — все это им вполне по силам. Забавно, что при этом гномы все равно магию терпеть не могут, считая ее источником всех бед. Вот такие причуды у маленького народца.

Последнее, о чем мне хотелось бы здесь сказать, так это о гномьих женщинах. Ник Перумов, наверное, первый автор, который сделал их привлекательными. В этом нам позволяет убедиться описание гномы (женский род от слова “гном”) по имени Эйтери. Она невысока ростом, у нее широкие плечи и бедра, узкая талия, и пышные длинные волосы, не хуже эльфийских. А главное — у нее нет бороды….Вот за это Перумову отдельное гномье спасибо!

Произведения с внесистемными гномами[править]

Однако, не все авторы пишут по двум вышеописанным шаблонам. Некоторые писали ещё до формирования этих штампов, или после, но не знали (мало знали) о них, или сознательно делали непохоже.

  • «Волшебник Изумрудного города» — гномы ростом около полуметра, умеют ловко прятаться и наблюдать за всем, поэтому они долго записывали историю Волшебной страны. Хорошо изготавливают одежду и охотятся с луками. Сами не злые, но служили злой колдунье Арахне.
  • «Понедельник начинается в субботу», где в приложении «развенчаны стереотипы» о некоторым волшебных созданиях: большинство гномов — это забытые и сильно усохшие дубли магов, ни о каких сокровищах понятия не имеют. А домовые — помеси гномов с некоторыми домашними животными, используются для подсобных работ, не требующих квалификации.
  • «Гарри Поттер» — gnomes, явная игра с понятием садовых гномов. Садовые вредители, не очень разумные, похожи на картошку.
  • «Артемис Фаул» — похожи на антропоморфных кротов, обладают специфичной физиологией.
  • «Шрек навсегда» — главгадом здесь является Румпельштильцхен, гном-волшебник.

Название в разных языках[править | править код]

Dwarf и gnome

Слово «гном», общепринятое в современном русском языке, в языках германской семьи менее употребимо. Так, немцы называют этих существ «цвергами» (zwerg), англичане — «дворфами» (dwarf). Слово «gnomus» или «gnome» в английском обозначает только элементалей Земли и садовых гномов — декоративных скульптур. В языках романской семьи ни «цверг», ни «гном» не прижились: во французском языке гномов называют nain, в Италии — nano, оба слова означают «карлик» и происходят от греческого «νᾶνος» — «крошечный». В других европейских языках есть свои слова, не связанные ни с одним из этих корней — «краснолюд» (польск.), «Kääpiö» (финск.), «Trpaslík» (чешск. и словацк.), и др. В начале XIX века, наряду с «гномом», в русской литературе часто встречался вариант «карла».

Большое влияние на нынешнее представление о гномах оказала ролевая система Dungeons & Dragons. В этой системе, некоторых её сеттингах (Forgotten Realms,Dragonlance) и ряде других фэнтези-вселенных, основанных на архетипах D&D (например, WarCraft), наряду с расой dwarf существует раса gnome. Это создаёт затруднения у переводчиков на русский язык. При отсутствии принципиальных сюжетных препятствий зачастую и тех, и других переводят как «гном». В тех случаях, когда различие необходимо подчеркнуть переводом (например, в книжном цикле «Шаннара» Терри Брукса, где эти народы враждуют), многие переводчики прибегают к неологизму «дварф» или «дворф». Существуют и такие переводы, где dwarfs переведены как «гномы», в то время как gnomes названы как-то иначе (например, «карлики», «гнумы», «гномики», «лилипуты»), и такие, где dwarfs названы «карликами», а gnomes — «гномами». Анджей Сапковский, польский фантаст, используя западные архетипы, вывел у себя параллельно «гномов» и «краснолюдов».

Различия между этими двумя типажами невелики и уходят корнями не в мифологию, а главным образом в ролевую систему Dungeons & Dragons, где народы описаны таким образом

Dwarfs — коренастые и сильные карлики с густыми бородами. Их обычно изображают как выдающихся кузнецов и лихих воинов, напоминающих низкорослых викингов. Их рекомендованный класс в D&D — боец.

Gnomes — карлики ещё меньшего роста и не столь могучего телосложения. В D&D их рекомендованный класс — маг-иллюзионист. Во многих фэнтези-мирах с элементами стимпанка gnomesизображаются талантливыми инженерами-техниками, создающими сложные механизмы, порох и огнестрельное оружие, дирижабли или вертолеты. Подобные примеры есть и в мирах D&D — таковы гномы-механики Кринна (Dragonlance) и Лантана (Forgotten Realms).

литература

  • Якоб Гримм: немецкая мифология. Полное издание. Марикс Верлаг, Висбаден 2007, ISBN 978-3-86539-143-8 .
  • Феликс Гензмер: Эдда: поэзия богов, пословицы и героические песни германских народов . Специальное издание однотомного полного издания, 3-е издание.
  • Рудольф Симек : Лексикон германской мифологии (= карманное издание Крёнера . Том 368). Kröner, Штутгарт 1984, ISBN 3-520-36801-3 .
  • Вальтер Мюллер-Бергстрём: гномы и гиганты. В: Hanns Bächtold-Stäubli (Ed.) Краткий словарь немецких суеверий . Переиздание без изменений с предисловием Кристофа Даксельмюллера, том 9, de Gruyter, Берлин / Нью-Йорк 1987, ISBN 3-11-011194-2 , Sp. 1008–1138.
  • Леандер Петцольдт : Небольшой лексикон демонов и элементалей , статья: гном , стр. 196; 3-е издание, Мюнхен 2003 г., ISBN 3-406-49451-X .
  • Вернер Шефке: «Что такое карлик? Прототип семантического анализа фигур двергара в сагах »в Mediaevistik 23, 2010, стр. 197–299.
  • Криста Хабигер-Тучей : гномы и гиганты. В: Ульрих Мюллер, Вернер Вундерлих (ред.): Демоны, монстры, мифические существа , средневековые мифы, том 2, стр. 635–658; Издательство УВК по науке и исследованиям, Санкт-Галлен, 1999, ISBN 3-908701-04-X .
  • Евген Тарантул: эльфы, гномы и великаны. Исследование мира идей германских народов в средние века ; 1-я часть, гл. 1: услужливый серый мужчина с длинной белой бородой , стр. 38–47, гл. 4: Гномы: добрые соседи , стр. 154–185, часть 2, гл. 1: Гиганты, гномы и герои , стр. 29–302, часть 3, гл. 1: Светлые, черные и темные эльфы , стр. 348–376, гл. 2: Карлики в саге о Нибелунгах , стр. 377–405; Питер Ланг, Франкфурт а. М., 2001, ISBN 3-631-37607-3 .

Добавить комментарий