лицо
-а́; мн. ли́ца, лиц; ср.
1. Передняя часть головы человека.
Черты лица. Приятное л. Румяное л. Напудрить л. На лице сияли глаза. Вытянутое л. Повернуться лицом к собеседнику. Стоять лицом к лицу (один против другого, в непосредственной близости). Знать в л. (помнить внешний вид кого‑л.). Меняться, изменяться в лице (приобретать иной вид, отличный от обычного, под влиянием болезни, переживаний и т.п.). Перемениться в лице (о быстрой смене выражения лица под влиянием каких‑л. чувств, переживаний и т.п.). Лицом некрасив, с лица не красив, лицом не вышел кто‑л. (о некрасивом человеке). Краска (кровь) бросилась в л. (о резком покраснении). На лице написано (всё ясно, видно по его выражению). На одно л. кто‑л. (очень похожи). Не к лицу что‑л. (не соответствует внешнему облику кого‑л.). Лица нет на ком‑л. (о крайней степени расстройства, плохого состояния, изменивших облик кого‑л.). Спасть с лица (похудеть). Бросать в л. обвинения, упрёки (обращать обвинения, упрёки непосредственно тому, к кому они относятся). Наплевать в л. кому‑л. (грубо оскорбить). Говорить, ругать в л. кого‑л. (обращаясь открыто, непосредственно к кому‑л.). В поте лица работать (усердно). Как ты явишься, покажешься с таким лицом куда‑л.? (о смущении, стыде испытываемом кем‑л. после неблаговидного поступка по отношению к тем, с кем приходится общаться).
2. кого и какой. Характерный облик кого-, чего‑л., отличающий его от аналогичных предметов, явлений и т.п.; отличительная черта, особенность, составляющая сущность кого-, чего‑л.
Л. газеты. Л. театра. Общественное л. журнала. Творческое л. писателя. Изменить политическое л. организации. Лаборатория не имеет своего лица. Терять, потерять л. (утратить присущие кому-, чему‑л. характерные особенности, свойства).
// Отчётливо проявляющиеся черты каких‑л. грядущих, наступающих явлений жизни.
Перед лицом грядущей эпидемии. Встретить лицом к лицу опасность наводнения. Смотреть в л. правде (отдавать себе ясный отчет в чём‑л.). Смотреть смерти в л. (осознавать угрозу смерти). Смотреть в л. опасности (не бояться, быть мужественным).
3. (с опр.). Отдельный человек; индивидуум.
Частное л. Историческое л. Награждение лиц, принимавших участие в ликвидации аварии. Рассказывать, изображать в лицах (передавая особенности речи, поведения и т.п. кого‑л.). Говорить от лица кого‑л. (от имени кого‑л.). Говорить, выступать перед лицом кого‑л. (в присутствии кого‑л.).
// Человек с точки зрения черт его характера, поведения; личность.
Романтическое л. Одно из ярких лиц в коллективе учителей.
// Персонаж какого‑л. художественного, драматического произведения.
Действующие лица романа.
// Человек как член общества, представитель какого‑л. социального слоя.
Должностное л. Не к лицу кому‑л. (не соответствует положению кого‑л. в обществе). Невзирая на лица (не обращая внимания на чьё‑л. положение, звание). Физическое л. (юрид.; носитель гражданских прав и обязанностей). Юридическое л. (юрид.; самостоятельная организация, обладающая имущественными и другими гражданскими правами и обязанностями). Завод является юридическим лицом при заключении договора.
4. Передняя сторона дома, строения, сооружения и т.п.; фасад.
Л. здания украшено лепкой. Дом стоял лицом к реке (фасад был повёрнут в сторону реки). Смести с лица земли (уничтожить, истребить).
5. Обращённая наружу (лицевая) сторона чего‑л. (ткани, одежды и т.п.; противоп.: изна́нка).
Вывернуть платье с изнанки на л. Гладить материю с лица.
6. Грамм. Грамматическая категория, показывающая отношение действия к говорящему и выражаемая изменением глаголов в соответствующих формах спряжения, а также особой группой местоимений.
Изменение глагола по лицам. Местоимение первого лица.
2.3. Область рта и подбородка
Ртом
обладали уже простейшие организмы. Он
представлял собой орган сношений с
внешним миром, и с его помощью организм
не только принимал, но и выделял. Часто
маленькие дети тащат в рот все подряд
для того, чтобы понять, что же это такое.
Поэтому неудивительно, что рот играет
значительную роль не только когда хочешь
или нужно что-то выразить, но и когда
необходимо «впустить» информацию из
окружающего мира.
Область
подбородка (включая нижнюю губу)
характеризует чувственную и половую
жизнь, в особенности подбородок,
свидетельствующий о способности человека
к самореализации. Тот, кто намеревается
осуществить что-то решительное, в
качестве мимического сигнала выдвигает
свой подбородок вперед. Но мы не будем
это рассматривать, так как взаимосвязь
психических свойств человека и формы
его подбородка — это сфера деятельности
френологии.
А
теперь посмотрим, какую информацию мы
можем получить из этих трех мимических
областей.
Типы лица
При определении формы лица учитываются следующие аспекты:
- соотношение размеров по горизонтали и вертикали;
- размер и форма челюсти, лба, подбородка и скул.
Традиционно выделяют 7 типичных конфигураций лица. Остановимся подробнее на каждой из них.
- Овальное. Для этой формы лица характерны слегка выдающиеся скулы. Подбородок немного шире лба, изящно сужается внизу.
- Круглая форма лица. Ширина и высота практически не отличаются. Подбородок плавно закруглён.
- Удлиненное лицо можно узнать по высокому, но не очень широкому лбу, массивным скулам и вытянутому подбородку.
- Сердцевидное (треугольное). Этот тип во многом напоминает лицо овальной формы. Отличие состоит в том, что подбородок похож на тупой угол и не имеет плавного закругления. При этом он значительно уже, чем скулы и лоб.
- Трапециевидное. Эту форму лица отличают широкая нижняя часть и узкий, обычно невысокий лоб.
- Квадратное лицо имеет массивную нижнюю челюсть с резко очерченными краями. Скулы, щёки и лоб при этом почти не отличаются размером.
- Ромбовидное, или «алмаз». Женщины с таким типом внешности имеют узкие лоб и подбородок при непропорционально широких скулах.
Как узнать свою форму лица
Чтобы выяснить, к какому типу относится лицо, понадобится взять обычную линейку или сантиметр, фотографию и проделать несложные расчёты. Либо сделать это перед зеркалом:
- Вначале нужно уложить или заколоть пряди так, чтобы лицо оказалось полностью открытым.
- Измерить общую высоту лица от начала волос до основания подбородка.
- Поделить на 3 получившееся число.
- Приложить сантиметр к основанию носа и вычислить длину отрезка от него до нижней части подбородка.
- Сопоставить оба числа.
- Если второе больше, то лицо удлиненное или квадратное.
- Если последнее число меньше первого, то лицо имеет круглую или сердцевидную форму.
- Если оба числа одинаковы, то это указывает на овальный тип.
- Взять большую фотографию и мысленно соотнести изображение с какой-либо геометрической фигурой: овалом, трапецией, треугольником, кругом или квадратом.
Или карандашом нарисовать поверх лица овал и посмотреть, какие части в него не вписываются.
Конечно, такое разделение на типы является условным. Иногда элементы разных форм могут сочетаться. В этом случае следует выбрать для себя ту, которая является преобладающей.
Причёска
- Обладательницам овального и вытянутого лица подходят любые стрижки и причёски. Исключение, пожалуй, составляет конский хвост, так как он будет зрительно удлинять подбородок.
- Круглолицым представительницам прекрасного пола рекомендуется остановить свой выбор на причёсках длиной чуть ниже линии подбородка. Пряди при этом должны быть совершенно прямыми или лишь слегка волнистыми. Делать лицо ещё шире будут:
- прямой пробор;
- завивка;
- пышные начёсы;
- гладкие, собранные в хвост волосы.
- Скрыть недостатки квадратного лица можно с помощью длинной чёлки или пышных кудрей. Подойдут также любые стрижки, немного прикрывающие его по бокам. Сделают более явными недостатки:
- прямые пряди длиной до плеч;
- волосы, стянутые в хвост или узел.
- К сердцевидному лицу идут длинные распущенные волосы или стрижки с чёлкой и пробором. Собирать локоны на макушке или делать высокие причёски не нужно. Они будут подчёркивать остроту подбородка.
- Обладательницам лица, похожего на трапецию, можно подумать о длинных волосах или объёмной стрижке, край которой должен находиться не выше подбородка. Замаскировать тяжёлый подбородок помогут кончики волос, завитые внутрь.
- При ромбовидном лице рекомендуется стрижка с длинной чёлкой и открытой верхней частью ушей. Зачёсанные назад пряди, а также короткая чёлка подчеркнут все недостатки.
Анатомия
Череп
Череп во фронтальной норме. 4. Морфологическая высота лица (n-gn): 5. Угловая ширина нижней челюсти; 9. Высота нижней части лица (pr-gn). | Череп в боковой норме – главные углы и диаметры. 1. Максимальная длина черепной коробки; 2. Длина основания черепа; 3. Высота черепной коробки (po-v); 4. Угол профиля лобной кости; 5. Угол профиля в целом; 6. Угол носового профиля; 7. Угол альвеолярного профиля; 8. Угол профиля нижней челюсти; 9. Угол ветви нижней челюсти; 10. Сагиттальный угол входа глазницы. Ориентировочная франкфуртская горизонтальная плоскость (Ohr-Augen-Ebene). |
Мышцы головы и лица
Мышцы интересны не только тем, что они создают рельеф, но ещё и тем,
что они могут двигаться и деформировать лицо, передавая не только тот
факт что персонаж говорит, но что гораздо важнее, передавая эмоции, то
есть даже для статики вероятность деформации нейтрального выражения
лица очень высока. Этот момент накладывает определённый отпечаток на
топологию – нужно выкладывать квады лупами по тем же линиям как идут
мышцы.
Пропорции лица
Череп черепом, но чаще всего придётся соделировать именно лицо, у которого есть свои характерные пропорции, соблюдая которые получится быстрее получить хороший результат (не придётся постоянно с референсом сверяться)
Т.н. идеальные пропорции, очевидно, что не все люди ими обладают, но это скажем так канон.
иными словами:
1 – расстояния от кромки волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка равны
2 – глаза находятся ровно посередине черепа
3 – ширина крыльев носа равна ширине глаза и также равна расстоянию между глазами, или крылья носа заканчиваются там где начинаются глаза. (это же расстояния от глаз до края лица, то есть по ширине лицо состоит из 5 глаз)
4 – угол брови угол глаза и кончик крыла носа находятся на одной линии
5 – уголок рта заканчивается там где начинается радужка (или по центру глаз).
ещё немного правил:
6 – глаза и рот располагаются в третях основных отрезков (линии волос, бровей, кончик носа, подбородок)
7 – уши по размеру и положению равны носу (вписаны во второй основной отрезок) (или верхний край чуть ниже)
8 – край нижней гобы посередине основного отрезка
соотношение черепа и лица
вот хороший урок на тему – http://flylex.org.ua/endeavour/?p=797приведу его здесь тоже
Несмотря на то, что пропорции головы у каждого человека неповторимые, есть несколько базовых принципов, которые нужно соблюдать при рисунке головы. Если смотреть на лицо в анфас, то его ширина составляет примерно две трети ее высоты. Если смотреть в профиль, то его ширина будет составлять примерно семь восьмых его высоты .
Пропорции головы могут быть разделены на четыре равные части.
1. Первая часть – это расстояние от макушки до волос (до лба).
2. Вторя часть – это расстояния от волос и до глаз (до середины головы).
3. В третьей части находятся глаза, нос и уши. Притом уши начинаются на лини с глазами и заканчиваются на уровне кончика носа.
4. Четвертая часть это расстояние от носа и до подбородка.
Такое деление головы будет верно, только если мы смотрим на портрет на уровне глаз, если же мы будем смотреть сверху или снизу, эти пропорции будут уже не верны.
Многие художники начинают рисовать портрет с глаз, поскольку они являются центром лица. Следующие пропорции должны вам помочь с масштабированием частей лица.
Как мы уже поняли, глаза находятся примерно на середине головы. Если смотреть на портрет в анфас, то расстояние между глаз, примерно равно расстоянию от краев лица до глаз. Так же расстояние между глазами равно ширине носа. Как видно с рисунка, расстояние между глаз и от краев лица до ширины лица занимают по одной пятой всего лица.
Если посмотреть на картинку, где изображено лицо в профиль, то мы увидим что ухо находится с левой стороны от вертикальной линии, которая делит лицо пополам.
Если посмотреть на портрет в анфас, то треугольник носа начинается с середины головы, его стороны касаются краев носа и краев губ. Если посмотреть на голову в профиль, то мы увидим что глаза, нос и рот вписываются в прямоугольник , а диагональ этого прямоугольника так же касается краев носа и рта.
4. Горизонтальные складки лба
В
качестве основного правила мы можем
привести следующее:
Горизонтальные
складки на лбу означают состояние
повышенного внимания.
Конечно,
это повышенное внимание может иметь
различные причины. К примеру, можно
указать на следующие:. 1.
Ужас
1.
Ужас.
2.
Страх.
3.
Несообразительность.
4.
Изумление.
5.
Удивление.
6.
Замешательство.
7.
Неожиданность.
Еще
раз напомним, что отдельные сигналы
чаще всего должны рассматриваться
совместно с другими. То же самое
справедливо и для сигналов мимики.
Образование
морщин на лбу автоматически сопровождается
движением других мышц лица, отвечающих
за управление глазами, ртом и т. п. Мы
редко видим их в чистом виде — только
в комбинации с другими сигналами лица.
И в зависимости от того, с какой
сопутствующей мимикой появляются на
лбу морщины, они будут иметь различный
смысл. Так, например, горизонтальные
складки и открытые глаза можно
интерпретировать следующим образом:
душевное состояние находится в
выжидательном внимании по отношению к
некоторым фактам, привлекшим сознание.
Другой
возможной комбинацией двух мимических
сигналов могло бы быть, например,
образование горизонтальных складок в
совокупности с полузакрытыми (слегка
прищуренными) глазами. Эта комбинация
может наблюдаться, когда кто-то очень
старается что-то расслышать или
разглядеть; например, в ситуации, когда
что-то мешает слушать или недостаточна
громкость источника звука (в том числе
и технического, например, радио). В
просторечии мы бы сказали, что он
«навострил уши». Однако эта формулировка
может использоваться не только в
переносном смысле, но и в буквальном.
Когда мы «вострим уши», то фактически
инстинктивно двигаем сильно атрофированными
мышцами ушей. Понаблюдайте, как это
выглядит у кошек, собак и кроликов.
Зачастую
эти усилия сопровождаются «игрой» с
ушами, а также дополнительными жестами
или изменениями позы. Так подставляют
руку к ушной раковине, чтобы тем самым
как бы увеличить ее и направить в нужное
направление. Аналогично собака расправляет
свое ухо и поворачивает его. Изменение
позы выражается наклоном в сторону
источника звука, например к говорящему,
которого хочется лучше понять. Конечно,
можно развернуть и сам источник звука,
если это, например, телевизор.
В
рамках нашего неизбежно поверхностного
анализа мы не можем привести все возможные
комбинации двух и более сигналов (в
зависимости от точности это потребовало
бы от 600 до 60 000 страниц), поэтому мы
ограничимся простыми сигналами.
Тут
я хочу обратить ваше внимание на очень
важный момент. Он касается восприятия
комбинаций сигналов тела другого
человека, особенно мимических
Обычно,
обозревая картину с большим количеством
деталей, человек не в силах уделить
равного внимания всем аспектам
наблюдаемого, поэтому выбирает что-то
одно и основное внимание уделяет ему.
Сигналы, исходящие от этого осознаваемого
предмета наблюдения, исследователи
называют первичными. Сигналы, исходящие
от других частей наблюдаемого объекта,
видимые за счет «бокового зрения» и не
осознаваемые наблюдателем, называются
вторичными. Так вот в момент восприятия
комбинаций мимических сигналов вы
осознанно всматриваетесь только в один
из сигналов, другие входят в вас
бессознательно, отчего их ценность не
уменьшается — вы воспринимаете всю
картину целиком, одновременно и первичные
и вторичные сигналы. Более того, именно
благодаря этому «побочному впитыванию»
вторичных сигналов систематические
упражнения по восприятию комбинаций
сигналов и развивают бессознательное
чутье, без которого немыслим опытный в
общении человек. Я бы рекомендовала
проводить эти систематические упражнения
по методу, принятому в науке — с помощью
целенаправленного создания условий, в
которых у окружающих вас людей проявлялись
бы именно те сигналы, которые вы
намереваетесь исследовать
Естественно,
реализовывать такие эксперименты нужно
осторожно, чтобы ваши знакомые не
заподозрили, что их используют в качестве
подопытных кроликов. Для этого нужна
определенная ловкость
Еще
одну возможность для целенаправленного
наблюдения предлагает следующий
эксперимент, который нужно проводить
насколько можно чаще.
2.2. Средняя часть лица
Кроме
глаз, носа и щек, большинство авторов
включают в эту область лица еще и верхнюю
губу, так как она тоже достаточно
выразительна и вместе с первыми участвует
в общем процессе общения
Мы часто
говорим только губами или ртом, так что
в рамках нашей темы не так важно, где
провести точную границу
О
глазах говорят, что с их помощью
осуществляется восприятие внешнего
мира. Отчасти это лежит на поверхности,
так как глаза называют «окном в мир».
Но их с полным правом можно было бы также
назвать и «окном в душу», так как через
них же мы получаем информацию и о
внутреннем состоянии человека. В
дальнейшем мы оценим и роль рта в процессе
восприятия внешнего мира.
Овальный тип лица
У обладателей овального типа лицо немного удлиненно, длина лица чуть больше ширины за счет высокого лба или вытянутого подбородка. Очень выраженных углов такой тип не имеет, скулы обычно хорошо выделяются. Для того чтобы зрительно расширить слишком , на центр подбородка накладывается более темный тон тонального крема. Румяна следует наносить прямо на скулы мягкими движениями. Тени можно растушевывать вдоль век прямыми линиями. При этом разрешается выходить за пределы век. Представительницам овального лица подходят практически любые прически и стрижки. Однако стоит заметить, что длинные прямые волосы (особенно завязанные в хвост) не очень подходят для овального лица.
Лицо ребенка специфика ухода
Уход за кожей ребенка, особенно младенцев, должен быть самым деликатным
С одной стороны он должен решать временные проблемы (шелушения, сыпь и т.д.), а с другой стороны важно не перегружать тонкую детскую кожу. В арсенале маминых средств для ухода за кожей малыша должны быть: детский лосьон для очищения и увлажнения кожи, детский крем для лица и тела, детское масло и мыло.
Детей постарше важно приучить к тому, что уход за лицом и телом — обязательный и приятный ритуал. Ребенок становится более самостоятельным и активным, поэтому кожа чаще загрязняется
Регулярное очищение становится первостепенной задачей. Ребенка следует приучить ежедневно мыть лицо теплой водой с очищающим средством. У брендов детской косметики вы можете выбрать жидкое мыло, гели и пенки для умывания.
Обычно дети много гуляют, поэтому их кожа лица легко обветривается, шелушится, раздражается. Поэтому полезно смазывать ее детским кремом, особенно в ветреную погоду.