Горячие новости

Описание

Элементаль ветра, рожденный от слияния «элементов ветра» с демонической энергией монстра. Так на свет появляется монстр с обликом женщины и ветреными свободолюбивым характером. Обычно сильфы скрывают себя, летая по небу с ветром, так что их довольно сложно обнаружить. Однако они частенько неожиданно для себя спускаются вниз.

Сильфы образуют союз с человеческим мужчиной через половой акт. Мужчина, вошедший в союз с элементалем, зовётся элементалистом, способным использовать «силу ветра» сильфа. Даже после образования союза сильфы всегда держатся поблизости от союзника, внезапно выскакивая из ниоткуда, неожиданно целуя, обнимая мужчину и ласкаясь к нему, доводя его по белого каления этими причудами и своим недостатком сдержанности.

Элементали ветра с самого начало питают огромный интерес к романтическим отношениям и сексу с мужчинами и женщинами, так что когда они находят приглянувшегося им мужчину, они ищут любовных утех и союза подобно ребенку, умоляющему, чтобы с ним поиграли. Даже после образования союза сильфы сохраняют любопытство о сексе, поэтому подсматривают за совокуплениями других девушек-монстров, а потом не прочь попробовать проделать то же самое со своим союзником. Благодаря соитию с ними, союзник получает мощь ветра, необходимую для применения силы через их тела. Таким образом сильфа может получал духовную энергию от своего союзника, тогда как их элементальная мощь и сила ветра, применяемая союзником, становится еще эффективней. Однако получаемая сильфами духовная энергия, в свою очередь, приводит к росту концентрации демонической энергии монстра, от чего их тела со временем становятся все чувствительней, побуждая их стремиться получать наслаждение как можно чаще, и сильфы сходят с ума от страсти к своему союзнику, охватывающей их подобно внезапной буре и заставляющей как можно чаще искать воссоединения с ним. Вдобавок сильфы будут пользоваться своей властью над ветром для соблазнения и заваливания мужчин, создавая внезапные порывы ветра, задирающие их юбки и юбки других женщин, а дыхание сильфов содержит демоническую энергию, и они будут навевать её на мужчину, дуя на шею и уши, тем самым очаровывая его.

Поскольку сильфы — это плоть от плоти природы, их искажение равносильно искажению окружающего мира. Ветер, дуновением своим подгоняющий корабли и разносящий семена, будет приносить людям и монстрам огромные количества демонической энергии. Соприкоснувшись с людьми, оскверненный демонической энергией ветер сдувает прочь здравый смысл, сдержанность и ограничения, стоящие на пути к сексу, взамен даруя невероятное ощущение свободы. Люди теряют устойчивость к желанию и чувство отвращения к телесным отношениям с монстрами и станут сходить с ума на почве секса. Так ветра сильфов позволяют царству демонов расширить свою территорию.

История создания

Появление музыкального спектакля было случайным. Датский балетмейстер Август Бурнонвиль планировал показать постановку в исполнении национального балета, но у него не хватило средств, чтобы оплатить созданные Шнейцхоффером мелодии. Тогда он обратился к Герману Левенскольду, который написал музыку, обогатив произведение национальными мотивами. В основу либретто положена фантастическая новелла французского писателя Шарля Нодье «Тильби».

Премьера спектакля состоялась на сцене Гранд Опера в Париже в 1832 году. Она вошла в историю балета. Музыкальное произведение в оригинальной постановке исполняется на всех крупных сценах мира. В России с балетом публика познакомилась в 1835 году. Премьера в Мариинском театре не осталась незамеченной. Постановка имела оглушительный успех.

Интересные факты

«Сильфида» — это первый балет, в котором танец кордебалета в ряде эпизодов повторяет па исполнителей главных партий. Благодаря такому эффекту усиливается впечатление от спектакля. Другие интересные факты о спектакле:

  1. Первая исполнительница главной партии Мария Тальони впервые встала на полупальцы. Такая манера исполнения сделала образ Сильфиды легким и невесомым. Именно этой балерине современные танцовщицы обязаны появлением пуантов, а многослойная газовая юбка стала называться пачкой.
  2. Среди поклонников известной французской балерины Марии Тальони, исполнившей роль сказочной девушки, были знаменитые русские писатели Гоголь, Белинский, Огарев, Герцен.
  3. Русский писатель Владимир Одоевский, вдохновленный балетной постановкой и успехом спектакля, написал фантастическую повесть «Сильфида».
  4. В русском языке имя главной героини балета стало нарицательным. Им стали называть изящных женщин и девушек с красивой фигурой.

Балетный спектакль «Сильфида». Признанный шедевром эпохи романтизма, не утратил своего очарования. Он продолжает покорять зрителей сказочным сюжетом и красотой хореографического исполнения. Постановка дарит эстетическое наслаждение и заставляет задуматься о настоящих ценностях.

Сильфида (балет) — это… Что такое Сильфида (балет)?

Сильфида (фр. La Sylphide) — романтический балет в двух действиях.

История

Сюжет балета основан на фантастической новелле французского писателя Шарля Нодье «Трильби» (1822). Премьера балета на музыку французского композитора Жана Шнейцхоффера в постановке балетмейстера Филиппо Тальони состоялась в 1832 году в Гранд-Опера в Париже. Главную партию исполнила дочь Ф. Тальони, известная балерина Мария Тальони, Эффи — Лиз Нобле, в других партиях Жозеф Мазилье, Жорж Эли, Луиза Эли. Затем балет был показан в лондонском Ковент-Гардене 26 июля 1832 года, 18 сентября 1837 года — в Санкт-Петербурге, а 19 мая 1841 года — в миланском «Ла Скала».

Вторая известная нам версия появилась 28 ноября 1836 года в Королевской опере в Копенгагене. Музыка была написана Херманом Лёвенскьольдом (норв. Herman Løvenskiold), обогатившим партитуру исконными шотландскими мелодиями, хореография принадлежала датскому балетмейстеру Августу Бурнонвилю и основывалась на первоначальной версии Тальони. Главную партию исполнила семнадцатилетняя Люсиль Гран, роль Джеймса исполнял сам Бурнонвиль. Данная постановка вошла в историю балета и до сих пор ставится на всех крупнейших сценах мира. Однако её появление было чистой случайностью. По иронии судьбы, изначально Август Бурнонвиль планировал показать оригинальную версию балета в исполнении Датского королевского балета, однако Парижская опера заломила столь высокую цену за партитуру Шнейцхоффера, что Бурнонвиль был вынужден обратиться к другому композитору.

Действующие лица и исполнители

  • Сильфида — дух воздуха
  • Анна — вдова фермера
  • Джеймс — сын Анны
  • Эффи — племянница Анны и невеста Джеймса
  • Нэнси — подруга Эффи
  • Гюрн — крестьянин
  • Мэдж — колдунья
  • Другие персонажи: сильфиды, шотландские крестьяне, старики, дети, ведьмы, звери

Сюжет

Действие 1

Молодому шотландцу Джеймсу, накануне его свадьбы с Эффи, является Сильфида — пленительный дух воздуха. Она порхает вокруг дремлющего у камина Джеймса и будит его поцелуем. Джеймс, очарованный Сильфидой, полюбившей его, пытается поймать её, но она исчезает. Когда собираются гости, Сильфида появляется вновь — невидимая никому, кроме Джеймса. Колдунья Мэдж предсказывает Эффи совсем другого жениха — Гюрна. Джеймс прогоняет колдунью, которая уходит, затаив на него обиду. Во время свадебного празднества вновь появляется Сильфида и похищает обручальное кольцо. Не в силах противостоять её чарам, Джеймс устремляется за ней, покинув убитую горем Эффи.

Действие 2

Колдунья Мэдж ворожит, склоняясь над кипящим котлом, у неё в руках длинный прозрачный шарф. Царство сильфид в зачарованном лесу. Джеймс следует за ускользающей от него Сильфидой, но никак не может удержать её. Она возникает перед ним, подает воду из родника, ягоды. Джеймс пытается поймать её, но она недосягаема. Тогда колдунья предлагает Джеймсу волшебный шарф, с помощью которого он сможет пленить неуловимую Сильфиду. Когда Джеймс накидывает шарф на плечи Сильфиды, она теряет свои крылья и не может улететь. Но и жить она тоже не может. Подруги уносят погибшую Сильфиду в облака… Вдали проходит свадебное шествие — это Эффи и Гюрн… Джеймс понимает, что потерял земное счастье в погоне за призрачной мечтой.

  1. ↑ Кружась в сказочном танце… // автор Дмитрий Бабиченко

Пикси

Пикси.

Вот они, в отличие от фей, и вправду изредка бывают крылатыми, хотя крылья у них обычно не прозрачные и не узорные, а перепончатые, как у летучей мыши. Пикси не пытаются заботиться о своей красоте, физиономии у них зачастую бесформенные, а при минимальных усилиях они могут прикинуться кучей грязных тряпок. Это несложно еще и потому, что одеты пикси во всяческое рванье.

Размером пикси невелики, где-то чуть выше колена человеку. Они очень любят детей и не прочь помогать взрослым, а все свободное время пляшут и поют. Крайне не рекомендуется давать им спиртное — во хмелю они способны на массу неприятных дел. Причем магия их замечательна тем, что не отражается никакими средствами, даже святое место и то ей не препятствует! В остальном же пикси вполне безобидны.

Проживают они главным образом в Корнуолле и Девоншире, но встречались также в Шотландии.

Реванш

Земным богам достается не менее горькая чаша, чем простым смертным. И Тальони пришлось испить ее до дна. Она поддалась на уговоры неугомонного отца, который настаивал на реванше. Тот придумал номер, смысл которого заключался в танце Марии на стебельках цветов. Разумеется, розы, анемоны, тюльпаны были закреплены на упругой пружине, за прочность которой можно было поручиться. Но здесь в хореографию вплелся избыток трюкачества. Номер, показанный в Лондоне, успеха не имел.

Раздраженная Мария поспешила перебраться в Италию и тут в миланском театре Ла Скала продолжала борьбу за пальму первенства среди балетных прим. Как горько заметил один критик, «Тальони забыла, что для танцовщицы существует только одно время года весна, и очень редко удается ей захватить еще небольшую часть лета».

В театральных календарях Парижа отмечены две даты последних появлений Тальони на публике 1840 и 1844 годы. Но «бывшая воздушная «Тень» была действительно только тенью прежней легкокрылой танцовщицы».

В 1870-х годах Тальони поселилась в Лондоне, давая уроки в аристократической среде. В частности, она учила танцевать сына королевы Виктории принца Уэльского. Считала ли она это делом престижным или все-таки вынужденным? Известно только, что к концу жизни от ее крупного состояния ничего не осталось, и она вынуждена была считать каждый грош теперь уже из-за насущной необходимости.

Как переносила она полное исчезновение своей фантастической популярности? Впрочем, у нее хватало переживаний, перед которыми все крах и суета. Во время Франко-прусской войны Тальони получила сообщение о гибели сына. Оно оказалось ошибочным он был только тяжело ранен. Но это надо было пережить. Наступала та пора жизни, когда все прошлые триумфы, блеск и поклонение кажутся сказкой, рассказанной про кого-то другого.

Мария Тальони умерла 22 апреля 1884 года в канун своего 80-летия.

Памятью о ней будет каждая новая Сильфида в белоснежной пачке и венчике на голове, совершающая свой полет в дерзкой надежде уподобиться той, что стала вечным символом красоты и благородства.

Людмила Третьякова

[править] Краткий сюжет и действующие лица[2]

Действие происходит в шотландской деревне. Юноша Джеймс и его прекрасная возлюбленная Эффи готовятся к свадьбе. Но нежданно Джеймсу является Сильфида — неуловимый дух воздуха, мечты. Не в силах побороть вспыхнувшие чувства, юноша пытается поймать ускользающий дух, но его попытки тщетны. А тем временем колдунья Мэдж предсказывает Джеймсу, что он не женится на Эффи, а ее мужем станет соседский парень Гюрн. Но кто же будет слушать старую мудрую женщину…

Однако Сильфида, хоть и была бесплотным созданием, взялась за Джеймса серьезно и отступать не собиралась. Явившись еще раз, она крадет обручальное кольцо, а Джеймс, позабыв свою прекрасную земную невесту, бросается за бестелесным видением, поймать которое не в силах. Убегая за Сильфидой, он попадает вслед за ней в Волшебный лес. А Сильфида — то явится, то растворится… Джеймсу на помощь приходит Мэдж, предлагая волшебный шарф, на который ловятся сильфиды

Джеймс хватает шарф и накидывает его на Сильфиду, когда та снова по неосторожности является ему. Но оказавшись пленницей волшебного шарфа, Сильфида не может жить и умирает…

А вдали проходит свадьба — то Эффи выходит замуж за другого жениха, Гюрна. Но Джеймс их не замечает. Не в силах пережить смерть Сильфиды, он падает замертво.

Действующие лица:

  • Сильфида
  • Джеймс, крестьянин
  • Эффи, невеста Джеймса
  • Гюрн, поклонник Эффи
  • Мэдж, колдунья
  • Анна Рёбен, мать Джеймса
  • Нэнси, подруга Эффи
  • Сильфиды, крестьяне-соседи, приятели, подруги, ведьмы, лесная нечисть и т. д.

Мария Тальони в роли Сильфиды

Воздух

В отличие от остальных стихий, воздух невидим. Его нельзя
взвесить (по крайней мере, так думали древние) или уничтожить, но он может быть
легко вытеснен другими элементами и становится осязаем
при малейшем своем движении. Вода — основа любой жизни, однако без воздуха
человек может прожить лишь несколько минут. Будучи самым легким и неуловимым
элементом, воздух — ведущая сила воображения, вдохновения, мечтания и
свободы.

Согласно Парацельсу, элементали воздуха — сильфы (женские
особи — сильфиды). Вероятнее всего, автор выдумал их, как и гномов.
Подобно последним, сегодня сильфы считаются не алхимическими духами воздуха, а
некоей разновидностью своих ближайших мифологических родичей — спрайтов и
фей (тех, которые представляются нам крохотными крылатыми человечками).

Сильф (ролевая игра Dungeons & Dragons).

Упоминания о благостном воздушном народе имелись еще в
античности. Сократ устами Платона (диалог «Федон»)
сообщает, что все люди живут в «углублениях» земли, считая ее поверхностью
планеты, однако где-то очень высоко, на «крайнем рубеже воздуха» имеется еще
один мир. Для нас он выглядит совсем иначе, ведь рыбы, высунувшиеся из воды,
также увидят небо другим — чистым и ярким.

Воздушные элементали отличаются скоростью и масштабами разрушений — по сути, это маленькие ураганы.

Согласно средневековым поверьям, сильфы часто путешествуют,
используя для этого облака или собственные крылья, придают форму снежинкам,
умеют менять облик (даже превращаются в обычных людей), никогда не старятся, по
природе своей умны, дружелюбны и веселы, но идут на контакт нечасто,
предпочитая другим собеседникам поэтов, артистов, художников и прочих
представителей творческих профессий.

В ролевой игре Dungeons & Dragons есть существа генази — помесь людей и элементалей (на картинках: воздушные, земные, огненные и водные генази).

Воздушные элементали встречаются даже в фантастике. Аэрион — одна из
героинь фильма «Хроники Риддика» —
принадлежит к их роду (по крайней мере, так сказал один из некромонгеров).
Она состоит из плотного воздуха и не имеет веса, что позволяет ей воспарять над
землей при малейшем дуновении ветра. Воздушные элементали вселенной Риддика — существа бесстрастные и высокоразумные, привыкшие действовать по заранее
составленному плану и избегающие военных конфликтов. Если верить Алану Дину Фостеру, адаптировавшему фильм в книжный формат, элементали — боковая ветвь человечества, причем во
вселенной существуют не только воздушные, но также огненные, земные и водные
существа.

Аэрион.

[править] Среди последующих известных постановок балета

Балет «Сильфида» обошел сцены многих музыкальных театров и до сих пор признается одним из мировых шедевров балетного искусства. К нему не раз обращались и продолжают обращаться выдающиеся хореографы. В 1892 году в Санкт-Петербурге в Мариинском театре балет в хореографиии Ф. Тальони поставил Мариус Петипа (с добавлением музыки Риккардо Дриго; главные роли исполнили Варвара Никитина и Павел Гердт).

В 1922 году в Петрограде (тот же Санкт-Петербург в 1914—1924 гг.) балет возобновил для выпускного спектакля хореографического училища В. И. Пономарев. В 1946 году «Сильфида» появилась на сцене парижского театра «Балет Елисейских полей» в постановке В. Гзовского, исполнители главных партий — Нина Вырубова и Ролан Пети; затем снова в Париже в 1953 году спектакль показала труппа «Гран балле дю марки де Куэвас» (постановка Х. Ландера).

Фильм по балету La Sylphide (Pierre Lacotte) — «Сильфида» (Пьер Лакотт), по хореографии Ф. Тальони. 2004

В 1971 году балет по хореографии Ф. Тальони с музыкой Жана Шнейцгоффера воссоздал хореограф Пьер Лакотт — сначала в телеверсии, а в следующем 1972 году эта постановка заняла место на сцене Парижской оперы. В 2004 году вышел новый фильм с повторением версии Пьера Лакотта (см. фильм справа).

В 1975 году «Сильфида» вновь вернулась в Россию — но впервые в редакции Августа Бурнонвиля (Х.Левенсхольда): постановку в Ленинградском Малом театре оперы и балета (Михайловский театр) осуществила датский балетмейстер Эльза-Марианн фон Розен, когда-то сама исполнявшая партию Сильфиды.

1 декабря 1981 года на сцене бывшего и нынешнего Мариинского театра (тогда Ленинградский Государственный Академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова) в Ленинграде (бывший и нынешний Санкт-Петербург) прошла премьера балета по хореографии А. Бурнонвиля с музыкой Хермана Левенсхольда. А в 1984 году студия «Лентелефильм» создала киноверсию балета на основе этого спектакля. Режиссер Олег Ерышев, в главных партиях Сергей Бережной, Ирина Колпакова.

Балет неоднократно возобновлялся в обеих версиях в других городах России и других странах.

В популярной культуре

  • Уиллоу, персонаж серии романов Терри Брукса « Волшебное королевство Ландовера » (1986), сильфида и жена главного героя Бена Холидея . Она дочь Повелителя реки и деревянного элементаля, благодаря чему у нее бледно-зеленая кожа и изумрудные волосы. Ее двойственная природа отражается в том факте, что она должна превращаться в иву каждые 21 день, чтобы поддерживать свою жизненную силу. У нее напряженные и отдаленные отношения со своим отцом, поскольку ее существование служит ему постоянным напоминанием о коротких отношениях, которые он желает восстановить, но никогда не может. И поэтому она обращается за советом к своей матери.
  • Компания Silph, занимающая видное место во франшизе Pokémon , производит устройство под названием Silph Scope, которое позволяет пользователю видеть призрачные сущности, иначе не идентифицируемые невооруженным глазом. Некоторые покемоны известны тем, что их вдохновляли сильфиды.
  • В серии романов Брэндона Сандерсона « Архив штормового света » (2010) персонаж Сильфрена представлен как ветровый шлепок, существо, которого привлекает стихия ветра и ее характеристики. Как и другие ветроспрены, Сильфрена (Силь) обладает способностью свободно перемещаться по воздуху и изменять свою форму, позволяя ей принимать черты человека, зверя или всего, что она пожелает, включая ленту света.
  • В тексте песни Prefab Sprout «Desire As» из их альбома 1985 года Стив МакКуин упоминает «существо в форме сильфиды, которое меняет свое мнение». Этот же текст цитируется в песне LYR под названием «Winter Solstice» с участием поэта-лауреата Саймона Армитиджа .

Этимология

«Сильфида», возможно, является смесью латинских sylvestris и nympha , причем sylvestris является общим синонимом сильфы у Парацельса. Антон и Троллоп отмечают подобное употребление в « Энеиде» , где silvestris рассматривается как эллиптическая форма нимфы silvestris («лесная нимфа»). Якоб Гримм использует эту фразу как толкование англосаксонского wudu-mr (примерно эквивалентно «лесной кобыле»), которое он также принимает как метафорическое название эха . Ян Баптист ван Гельмонт , близкий современник Парацельса и автор слова «газ», использует sylvestris в значении «дикий» для описания газообразных выбросов, что может быть связано с парацельсианским использованием. Северная мифология Торпа связывает прилагательное sylvestres и родственные ему silvaticas с европейскими легендами о диких людях. Связанная с этим идея состоит в том, что «сильф» происходит от гипер-урбанистического переизбрания латинского неологизма « silves» , но в любом случае эта связь с латинским корнем « силва» («лес») подтверждается использованием Парацельсом сильфов в качестве синонима слова « шретлейн». , немецкое слово для древесного духа или особенно земного духа в его Liber de Sanguine ultra Mortem .

Альтернативная теория состоит в том, что оно происходит от древнегреческого σίλφη (сильфе), которое в ряде этимологических источников обозначается словом «моль». Французские этимологические источники часто производят его от латинского слова sylphus , обозначаемого как « гений » (в латинском смысле, типа духа) и известного только из надписи, а не из литературной латыни. Однако Deutsches Wörterbuch указывает, что эта идея возникла из-за неправильного прочтения рассматриваемой надписи в XIX веке. Точно так же этимология σίλφη может быть отклонена из-за отсутствия объективной исторической и, следовательно, семантической связи. Идея преднамеренного чемодана также считается сомнительной, хотя можно найти обширные свидетельства, указывающие на то, что Парацельс считал различных лесных духов и диких людей из легенд примерами сильфов, которых он иногда принимал за элементалей земли, а не элементалей воздуха.

Версия Бурнонвиля

Ла Сильфида
ХореографАвгуст Бурнонвиль
МузыкаГерман Северин Лёвенскиолд
ЛибреттоАдольф Нуррит
На основе Шарль Нодье «Трильби, или Le lutin d’Argail»
Премьера28 ноября 1836 г., Королевский датский театр , Копенгаген, Дания
Оригинальная балетная труппаКоролевский датский балет
СимволыДжеймс Рубен Сильфида Гурн Эффи Мать Олд Мэдж Эффи
ПараметрШотландия
Создан для Люсиль Гран и Август Бурнонвиль
ЖанрРомантический балет

Август Бурнонвиль в 1841 году.

Датский балетмейстер Август Бурнонвиль намеревался представить возрождение оригинальной версии Тальони в Копенгагене с Датским королевским балетом , но Парижская опера потребовала слишком высокой цены за счет Schneitzhoeffer в. В конце концов, Бурнонвиль поставил собственную постановку « Сильфиды» на основе оригинального либретто с музыкой Германа Северина Лёвенскиольда . Премьера состоялась 28 ноября 1836 года, в главных ролях сыграли вундеркинд Люсиль Гран и Бурнонвиль.

Версия Бурнонвиля танцевала в своей первоначальной форме Королевским Датским балетом с момента своего создания и остается одним из самых знаменитых произведений Бурнонвиля. Среди современных интерпретаторов версии Бурнонвиля — Ева Евдокимова и Лис Джеппесен , исполнение которых записано на DVD.

БАЛЕТ ВИДЕО, МУЗЫКА

Либретто балета «Сильфида»

Сильфида

Балет в двух действиях

Автор балета — Жан Мадлен Шнейцхоффер (Шнейцгоффер)

Либретто А. Нурри, перевод с французского А. Паскаль. Балетмейстер Ф. Тальони.

Первое представление: Париж, «Гранд-Опера», 12 марта 1832 г.

Действующие лица: Сильфида. Джемс Рюбен, крестьянин-шотландец. Анна Рюбен, его мать. Эффи, крестьянка. Гюрн, крестьянин-шотландец. Старая Мадж, ведьма. Сильфиды, шотландские крестьяне, старики, ведьмы, звери.

Действие происходит в Шотландии.

Действие IЗамок в Шотландии Утром, в день своей свадьбы с Эффи, Джеймс дремлет в кресле. Рядом с ним коленопреклоненная крылатая фигура — Сильфида. Она целует его в лоб, и он в смущении просыпается. Завороженный видомвоздушной девы, он пытается ее поймать, но она ускользает от него; на минуту задерживается у камина и улетает в трубу. Взволнованный Джеймс будит своих товарищей, но никто из них не видел Сильфиду.Появляется Гурн, соперник Джеймса, и узнает, что кто-то другой, а не Эффи, завладел мыслями Джеймса.

Приготовления к свадьбе в самом разгаре. Но Джеймс едва замечает Эффи; ее расположения пытается добиться Гурн, которого она не замечает. Джеймс присоединяется к свадебным хлопотам. Эффи предаетсямечтам о замужестве, но Джеймс постепенно осознает, что его мысли далеки от происходящего в замке. Незаметно в дом проникает старуха Мэдж, чтобы погреться у огня. Джеймс, ощутив ее зловещее присутствие, не может сдержать неудовольствия. Ему невыносимо видеть старуху сидящей на том же месте, где онв последний раз видел Сильфиду. Он приказывает ей уйти, но Эффи успокаивает жениха и убеждает его разрешить Мэдж погадать гостям. Мэдж предсказывает Эффи свадьбу с Гурном. Обозленный Джеймс угрожаетстарухе, та проклинает его. Эффи уходит переодеваться к свадьбе, оставляя Джеймса одного, в сильном смятении.

Сильфида снова является Джеймсу, объявляя свою любовь к нему. Она утверждает, что они должны принадлежать друг другу. Входит Гурн в надежде, что он застанет Джеймса за разговором с другой женщиной.Он пытается открыть Эффи глаза на эту странную ситуацию, но она не слушает его.

Однако стоит начаться свадебным торжествам, Сильфида появляется вновь. Не в силах сопротивляться ее чарам, Джеймс следует за ней в лес, оставив Эффи с разбитым сердцем.

Действие IIПоляна в лесуВ глухой чаще скрытая туманом Мэдж строит планымести. В волшебном котле сотворит она шарф, чарам которого ничто не сможет сопротивляться. Когда туман рассеивается, появляются Джеймс и Сильфида, которая показывает ему свое царство. Она подноситему ягоды и воду, но избегает его объятий. Чтобы развеять его грусть, Сильфида зовет своих сестер. Лес наполняется девами воздуха, они танцуют для Джеймса. Но ни разу ему не удается дотронуться доСильфиды.

Эффи и друзья Джеймса ищут его по всему лесу. Гурн находит его берет, но Мэдж убеждает его хранить молчание. Гурн делает Эффи предложение, и та принимает его с одобрения старухи Мэдж. Все покидаютлес, чтобы сыграть свадьбу Эффи и Гурна. Отчаявшийся Джеймс ищет свою Сильфиду. Мэдж убеждает его, что сотканный ею волшебный шарф поможет поймать ее. Появляется Сильфида: она и в самом деле не может сопротивляться чарам шарфа. Онапозволяет Джеймсу накинуть его на плечи, и в этот миг он целует ее. Но его объятия смертельны: крылышки Сильфиды опадают на землю. В отчаянии Джеймс видит вдали свадебную процессию, героем котороймог бы быть он сам. Мэдж заставляет его смотреть на то, что он потерял, и Джеймс понимает, что потерял все в погоне за недостижимым.

Версия Тальони

Ла Сильфида

Мария Тальони в фильме «Сильфида»

ХореографФилиппо Тальони
МузыкаЖан-Мадлен Шнайцхёффер
ЛибреттоАдольф Нуррит
На основе Шарль Нодье «Трильби, или Le lutin d’Argail»
Премьера12 марта 1832 года Зал Ле Пелетье , Парижская опера , Париж , Франция
Оригинальная балетная труппаБалет Парижской Оперы
СимволыДжеймс Рубен Сильфида Гурн Эффи Мать Олд Мэдж Эффи
ПараметрШотландия
Создан для Мари Тальони и Жозеф Мазилье
ЖанрРомантический балет

12 марта 1832 года первая версия Сильфида премьера в зале Le Peletier в Парижской Опере с хореографией по новаторским итальянским балетмейстером Филиппо Тальони и музыку Жан-Мадлен Schneitzhoeffer .

Тальони разработал эту работу как витрину для своей дочери Мари . «Сильфида» была первым балетом, в котором танец на пуантах имел эстетическое обоснование, а не был просто акробатическим трюком, часто связанным с некрасивыми движениями рук и усилиями, как это делали танцоры в конце 1820-х годов. Мари была известна тем, что укоротила юбки в спектакле « Сильфида» (чтобы продемонстрировать свои превосходные работы на пуантах), который в то время считался весьма скандальным.

Либретто балета было написано тенором Адольфом Нурри , первым «Робертом» в опере Мейербера « Роберт Ле Дьябле» , в танцевальной части которой « Балет монахинь» Мари Тальони . Сценарий Нурри был основан на рассказе Шарля НодьеТрилби, о Лютин д’Аргайл », но поменялся местами пол главных героевгоблина и жены рыбака Нодье; Сильфиды и фермер в балете.

Сцена колдовства Старого Мэджа, который открывает закон II балета была вдохновлена Никколо Паганини «S Le Streghe , который , в свою очередь , был вдохновлен сценой ведьм от Il Noce ди Беневенто (The Walnut Tree Беневенто), в 1812 году балета хореографа Сальваторе Вигано и композитора Франца Ксавера Зюссмайра .

Эмма Ливри в главной роли Тальони / Шнайцхёффер «Сильфида» . Париж, 1862 г.

Возрождения

Эмма Ливри , одна из последних балерин эпохи романтического балета, дебютировала в балете Парижской оперы в партии сильфиды в постановке « Сильфида» 1858 года . Когда Мари Тальони (вышедшая на пенсию в 1847 году) увидела Ливри в этой роли, она осталась в Париже, чтобы учить девушку, которая напомнила ей о себе в молодости.

В 1892 году Мариус Петипа возродил оригинальную «Сильфиду» Тальони для Императорского балета с дополнительной музыкой Риккардо Дриго . Вариация Дриго, написанная для балерины Варвары Никитиной в версии Петипа, сегодня является традиционным сольным танцем ведущей балерины знаменитой Paquita Grand Pas Classique.

В 1972 году новая версия « Сильфиды», основанная на версии Тальони, была поставлена Пьером Лакоттом для балета Парижской оперы . Поскольку хореография Тальони безвозвратно утеряна, хореография Лакотта основана на принтах, нотах, рисунках и архивных материалах эпохи премьеры балета. Хореография Лакотта выдержана в стиле того периода, но совершенно нова и некоторыми критиковалась как неаутентичная. Среди интерпретаторов роли версии Лакотта в Национальной опере Парижа — Гислен Тесмар (жена Лакотта) и Орели Дюпон . Оба исполнителя записали свои работы на DVD и видео.

Упоминания в священных книгах

Об ангелах Библия упоминает как в Новом, так и в Старом Завете. Тем не менее, нет подробного рассказа о том, как они живут и что собой представляют. Ветхозаветные ангелы часто являлись праведникам и пророкам, как во сне, так и наяву, чтобы дать нужный совет или предостеречь от несчастий. В Ветхом Завете упоминается также падший ангел, который впал в грех гордыни и за этой был низвергнут с небес самим Богом.

В Новом Завете тоже не раз говорится про ангелов. Внушительного вида ангел с огненными ногами и радугой над головой явился пророку Иоанну Богослову, чтобы рассказать о событиях будущего и об Апокалипсисе и Страшном суде. Когда Иисусу Христу задали вопрос про ангелов, он ответил, что они не женятся и не выходят замуж, а пребывают рядом с Богом на небесах.

Ещё больше информации можно найти в иудаизме. В Тенахе (Библии евреев) упоминаются имена ангелов и архангелов. Самыми главными из них считаются Рафаэль, Габриэль и Михаэль. В апокрифе Ветхого Завета «Эфиопской книге Еноха» также есть упоминания об ангельских существах. Иудеи верят, что Бог поручил охранять четыре стороны света своим главным архангелам — Михаэлю, Габриэлю, Ориэлю и Рафаэлю.

Семейство Тальони

Итальянец по национальности, танцор во втором поколении, Филиппо Тальони (1777–1871) скитался по Европе. Из городов Италии он ненадолго переехал в Париж. Затем было приглашение на три года в Стокгольм. Он женился на шведской танцовщице. Через год родилась дочь Мария (1804–1884). И опять пошли скитания: Вена, Кассель, города Германии. Наконец они прибыли в Париж.

Мария, артистка балета в третьем поколении, обладала упорностью при совершенно не балетной внешности: сутулость, плечи и ноги с дефектами. Отец умело скрывал ее недостатки под сценическими костюмами. Пока дочь успешно танцевала, у Ф. Тальони родилась идея поставить фантастический балет «Сильфида». Главная партия была написана для дочери. В Париже был фурор, когда состоялась премьера. Не только Мария, но и кордебалет произвели огромное впечатление на ценителей. Спустя восемь лет карьера дочери пошла на спад. В 1847 году Мария оставила сцену и, ранее выйдя замуж (1832), жила в основном в Италии. Умерла незабываемая балерина в Марселе. Но ее могилу почему-то ищут на кладбище Пер-Лашез в Париже, где похоронена ее мать. У молодых танцоров принято оставлять на ней свои первые пуанты.

[править] Первые постановки балета «Сильфида» в Российской империи

Россия начала 19 столетия стремилась в европейскую культуру, принимая и перенимая вкусы, моды и стили европейских стран. И хотя воцарение на престол в декабре 1825 года императора Николая I с его жандармским Третьим отделением во главе с Александром Христофоровичем Бенкендорфом вводило, среди прочего, специальный досмотр за иностранцами, развитие европеизации и строящейся на ней русской культуры уже ничто не могло остановить. Для работы в русских театрах приглашались европейские знаменитости. Балет «Сильфида», став самой успешной постановкой Парижа этого периода, не мог не привлечь внимания русских царедворцев.

К тому же сам Николай I, побывав на спектаклях в Москве, пришел к выводу, что на Петербургской сцене балетные постановки отстают от московских и повелел немедленно поставить в Петербурге шедшую с шумным успехом в Европе «Сильфиду». Так на русской сцене, в императорском Александринском театре Петербурга (тем не менее Балетная энциклопедия с маниакальным упорством ошибочно называет Большой Каменный театр) впервые появился балет «Сильфида» — 5 июня (28 мая) 1835 года в постановке балетмейстера Антуана Титюса, который сам парижского балета Филиппо Тальони не видел, поскольку находился на службе русскому императору в России. Партию Сильфиды в его спектакле исполнила французская балерина и петербургская прима Луиза Круазет, Джеймс — Фредерик Малавернь или Теодор Герино, Эффи — Марья Новицкая, в других партиях: Б. Телешова (Анна Рюбен), Флери (Гюрн), Лонер (Мадж), Бертран (Женни); Волкова, Пименова, Бертран, Софья Дранше (сильфиды); Софья Дранше, Коростенская, Андриянова 1, Андриянова 2 (крестьянки), Трифанов, Роберт, Богданов, Пименов (крестьяне), М. Валберхова (Вторая колдунья). Спектакль окончился полным провалом, давно не виданным петербургской балетной сценой.

А в сентябре 1837 года Филипп и Мария Тальони сами прибыли на гастроли в Санкт-Петербург и первым же своим спектаклем показали «Сильфиду» — 6 (по ст.ст. 18) сентября 1837 года. Триумф был полнейшим, газеты захлебывались в хвале и балетмейстеру, и исполнительнице главной роли.

В тот же самый вечер, 6 сентября 1837 года, в Москве, на сцене Большого театра с успехом прошла премьера «Сильфиды» на музыку Жана Шнейцхоффера в хореографии Ф. Тальони, перенесенной балетмейстером Фелицатой Гюллень-Сор, — роль Сильфиды исполнила выдающаяся московская танцовщица Екатерина Александровна Санковская (среди других исполнителей: К. Ф. Богданов в партии Гюрна). Две великие танцовщицы исполняли одну и ту же роль одновременно — Мария Тальони в Петербурге, а Екатерина Санковская в Москве. И оба исполнения, причем совершенно разные, признавались великолепными. Сильфида Тальони, смиряясь с обстоятельствами, уводила зрителей в мир мечты, в то время как Санковская создавала образ борительницы, протестующей против окружающей действительности. Наградив свою воздушную героиню человеческими качествами, ее Сильфида сама стремилась к людям и погибала в их мире.

На Петербургской сцене уже после отъезда отца и дочери Тальони роль Сильфиды исполняли Татьяна Смирнова, Надежда Богданова, Полина Карпакова, Зинаида Ришар и другие танцовщицы. Балет в этой хореографии продержался до второй половины 19 столетия.

Музыка к балету

Ж. М. Шнейцхоффер (1785–1852) был потомственным музыкантом. Сначала он просто играл в составе оркестра парижской оперы на литаврах, но редкостная музыкальность позволила ему стать хормейстером в театре, а затем с 1818 года он стал сочинять музыку для различных балетмейстеров. Это было новшество. До него музыка для балета компоновалась из различных опер. К 1832 году он уже написал четыре партитуры.

Работая вместе с Тальони, он создал новые мелодии к спектаклю «Сильфида» (балет). Композитор написал, тонко разработав ритмику, мелодичную изящную музыку, отражающую различные чувства, охватывающие героев. Именно благодаря этому балету он остался в истории и проложил новую дорогу для Адольфа Адана («Жизель»), Лео Делиба («Коппелия») и Петра Чайковского.

Добавить комментарий