Горячие новости

uspeshnie znaki zodiaka Значение рун пропорции и рубленый вид Календарь лунных дней Совместимость знаков. Совместимость мужчины–Крысы Женщина Овен-Петух

Шэньлун

В Китае Шэньлун — это божественный дракон, управляющий погодой

Он распоряжается дождями, облаками и ветром, что очень важно в стране, где жители в основном занимаются сельским хозяйством. Большое количество дождей крайне необходимо для получения обильного урожая

К дракону нужно относиться с уважением и глубоким почтением.

Очень важно не обижать Шэньлуна, потому что он сердится, если чувствует, что им пренебрегают. Тогда он насылает ужасную погоду с наводнениями или с засухами, уничтожающими урожай, от которого зависит жизнь в Китае

Иногда Шэньлун устаёт и удаляется на покой. Он уменьшается до размеров мыши, чтобы спрятаться и не работать. Если молния попадает в дом или в дерево, значит, бог грома послал слугу на поиски Шэньлуна.

Когда Шэньлун поднимался в небо, он настолько увеличивался в размерах, что его нельзя было охватить взглядом. Он великодушный, но раздражительный. Самые жуткие наводнения в истории Китая были посланы Шэньлуном после того, как его оскорбляли смертные.

Добрые драконы — когда они возникли

Во второй половине двадцатого века драконы перестали быть образом вселенского зла в западной литературе. А к началу нового тысячелетия они стали практически всегда представлять собой положительных персонажей. О них снимают фильмы и мультфильмы, пишут книги и создают видеоигры.

А вот в восточной традиции драконы никогда не считались исключительно злыми существами. О китайских драконах у нас есть отдельная статья. В целом, в азиатских мифах огромные рептилии иногда могли совершать злые поступки, но в основном были позитивными персонажами. Япония и Индия также отличаются подобным взглядом на этих существ.

В целом, драконы являются огромным пластом человеческой культуры, который нельзя игнорировать. А учитывая повсеместное распространение и схожесть мифов о них, весьма вероятно, что они действительно существовали. Может быть — и до сих пор?

Василиски и драконы

О василиске повествует греческая мифология: эта змея, небольшая по длине, предполагается возникшей из капли крови убитой Горгоны Медузы, которая тоже обладала чудодейственными способностями в смысле взгляда. Вслед за греками в существование василиска поверили и римляне, а египтяне считали, что эта змея вдобавок ко всему бессмертна. Миф благополучно пережил Средневековье, дополнившее истории о василиске: якобы он вылупляется из яйца, снесенного петухом. У славян, кстати, василиск сам похож на петуха – с крыльями дракона, когтями тигра, хвостом ящерицы и клювом орла, покрытый черной чешуей, с красной короной на голове.

Из близких по духу «родственников» василиска, упоминаемых в Библии, стоит назвать дракона – почти три десятка раз его имя встречается в Священном Писании. Дракон – тоже змей, он олицетворяет зло, коварство, разрушения. Вообще змей, василиск, дракон – все это довольно близко к понятию, которое прямо не упоминается в Библии: это «тот, кого нельзя называть» в обличье гада, пресмыкающегося – что и воспроизвела в современной литературе английская писательница.

Драконы в скандинавской мифологии

Окончательно в европейской традиции образ дракона сформировался в древнегерманской и скандинавской традициях. Здесь они также выступали как злые существа, которые стремились к уничтожению как человечества, так и богов. Изначально в мировоззрении скандинавов существовало двое великих драконов. Одного из них звали Нидхёгг и он был воплощением классического европейского чудовища.

Нидхёгг является великим змеем, он проживает в глубинах Хвергельмира – источника, из которого была создана вся Вселенная. Этот зверь живет от начала времен и грызет корни Мирового Древа, стремясь уничтожить его и погрузить мир в первозданный хаос. У него есть и антагонист – великан Хрёсвельг, сидящий на самой вершине Иггдрасиля. И вражда между ними проявляется в том, что они постоянно посыпают друг друга бранными словами. Слова эти доносит от Нидхёгга, лежащего на самом дне мира, до Хрёсвельга, находящегося на его вершине, маленький зверёк – белка Рататоск. Эта вражда продлится до конца времен и начнется вновь, как только Вселенная переродится. Похожее значение имеет и кельтский дракон, который связывает подземный мир и небеса. Однако у кельтов его фигура выступала в качестве защитника, а не уничтожителя.

Другой из известнейших скандинавских чешуйчатых чудовищ – это Мировой Змей Йормунганд. В отличие от большинства классических европейских мифических рептилий, Йормунганд проживает в воде, а по некоторым мнениям – не имеет ног и крыльев, являясь именно змеем, а не драконом. Он также будет одной из ключевых фигур в Конце Света – Рагнарёке.

Помимо этих двух фундаментальных драконов, скандинавская мифология содержит упоминания и о других таких существах. Самым известным из них был Фафнир, о котором говорят как Старшая так и Младшая Эдды, а таже Сага о Вельсунгах. По легенде, ранее Фафнир был человеком, и лишь потом принял образ страшного зверя, чтобы стеречь награбленное и похищенное золото. Именно из образа Фафнира сформировался стереотип о том, что драконы спят на золоте и стерегут его.

Мистическое животное Австралии — Буньип

Буньип

Одной из наиболее удивительных сущностей, известных из мифологии австралийских аборигенов, является Буньип. Считается, что это животное огромных размеров, которое живет на болотах, в разнообразных водоемах.

Существует немало описаний внешнего вида животного. Однако все они очень различаются между собой. Но схожими всегда остаются некоторые особенности: лошадиный хвост, большие ласты и клыки. Считается, что чудовище пожирает любых животных и людей, а излюбленное его лакомство — женщины.

В 2001 году Роберт Холден в своей книге описал как минимум 20 вариаций внешнего вида существа, которые узнал от различных племен. До сих пор такое магическое существо, являющееся опасным врагом человека, остается загадкой. Некоторые верят в то, что он действительно существует. Опираются эти люди на свидетельства очевидцев.

В девятнадцатом-двадцатом веке исследователи действительно видели странных водяных животных, в длину которые были около 5 метров, полтора метра в высоту, с небольшой головой и очень длинной шеей. Однако эти данные так и остались не подтвержденными, а легенда о могучем и коварном магическом существе живет до сих пор.

5.

Кур (Шумеры).
В шумеро аккадской мифологии Кур — подземный мир, нечно вроде загробного царства Аида. точки зрения шумерской космологии Кур представлял собой пустое пространство между корой земли и первозданным океаном. Именно туда спускались тени мертвых. Однако, иногда его персонифицируют в виде чудовища и рассматривают как первого дракона в истории шумерской мифологии. Однажды этот дракон похитил богиня Эрешкигаль, унеся её в своё подземное царство. Задача по спасению Эрешкигаль легла на плечи героя по имени Энки, и он успешно поразил дракона. Этот миф послужил основой известного «Эпоса о Гильгамеше».

Дракон Беовульфа

В местности Хеорот в южной Швеции в пещере под серой скалой свернулся кольцами вселяющий ужас дракон — огнедышащее существо длиной пятнадцать метров. Дракон охраняет свое логово, заполненное грудами бесценных сокровищ. Своим мощным телом он заслоняет их от солнечных лучей, которые не должны освещать золотую и серебряную утварь, драгоценные камни, жемчуга и золотые монеты, хранящиеся в недрах пещеры.

Если вор похитит золотой кубок из его логова, дракон впадает в ярость и летает по окрестностям, сжигая всё, что попадается ему на пути. Дракон выдувает пламя, которое освещает небо, запугивает жителей деревень и предает огню дома и посевы в Гаутланде.

Беовульф, король гаутов, вооружённый волшебным мечом, повел войско на битву с драконом. Беовульф ударил дракона мечом, но лезвие лишь скользнуло по плотной шкуре чудовища. Пламя из пасти дракона охватило Беовульфа, это выглядело настолько страшно, что его войско побежало с поля боя.

Только верный слуга Виглаф остался с хозяином. Беовульф обрушил клинок своего волшебного меча на голову дракона. Дракон укусил Беовульфа в шею, но, истекая кровью, тот продолжал драться. Виглаф ранил дракона в уязвимое место, а Беовульф рассёк чудовище пополам. Так закончилась жизнь ужасного дракона.

Но после битвы от ран погиб и сам Беовульф, а сокровища дракона достали из пещеры и похоронили вместе с Беовульфом. Тело дракона разрубили на части и выкинули в море.

Драконы и виверны в самых древних мифах

Существа, той же породы на крылатых рептилий, которые дышали огнем и обладали огромной принудительным путем, были известны человечеству издревле. Так, подобные образы существовали пока еще во времена каменного века. Наскальные рисунки во многих странах таблица изображают собой не только сцены из реальной жизни людей, хотя и фантастических существ, некоторые из которых очень сильно напоминают драконов. Одначе эти рисунки не могли позволить ученым и исследователям полноценно возобновить картину древних верований и традиций.

Первыми письменными источниками, позволяющими преобразовывать древние мифы о драконах, стали иероглифические надписи Древнего Египта и шумерско-вавилонский эпос. В сих легендах гигантская рептилия выступала как извечное зло, с которым боролись герои река боги. Так, в Древнем Вавилоне образом дракона обладала богиня Тиамат, которая была убита Мардуком, своим внуком. А в Древнем Египте обликом огромной рептилии, стремящийся скушать Солнце, был Апеп. Ему противостоял бог Ра, который едва (ли) не всегда побеждал зверя. Исключением были дни солнечных затмений, иным часом чудовищу ненадолго удавалось поглотить светило.

В целом, в большинстве древних мифов о дракона так или иначе ассоциируется с ключевыми принципами мироздания. Дьявол практически всегда так или иначе связан с Солнцем и с циклом смены дня и ночи. А чисто олицетворение зла в облике большой рептилии характерно исключительно для европейской цивилизации и арамейской культуры.

Ажи-Дахака

В переводе с зендского языка древней Персии — “Великий Змей”. В зороастризме — ужасный дракон, одна из трех голов которого — человеческая. Он — ближайший сподвижник бога зла Аримана, обладающий “тысячью чувств”, способный повелевать штормами и болезнями. Из его ран исходит не кровь, а змеи, скорпионы и прочие ядовитые гады. Этого дракона смог побороть лишь герой Трайтаона (Феридун) — причем чудовище было настолько сильно, что убить его не удалось. Вместо этого монстр был прикован цепями к горе Дамаванд в 70 километрах к северо-востоку от современного Тегерана. Аналогично дракону-Сатане из библейского “Откровения Иоанна Богослова”, Ажи-Дахака рано или поздно вырвется из плена, пожрет треть человечества и будет убит другим героем — Кересаспой.

Гора Дамаванд, где, по легенде, томится Ажи-Дахака.

Драконы и виверны в самых древних мифах

Существа, похожие на крылатых рептилий, которые дышали огнем и обладали огромной силой, были известны человечеству издревле. Так, подобные образы существовали еще во времена каменного века. Наскальные рисунки во многих странах мира изображают собой не только сцены из реальной жизни людей, но и фантастических существ, некоторые из которых очень сильно напоминают драконов. Однако эти рисунки не могли позволить ученым и исследователям полноценно восстановить картину древних верований и традиций.

Первыми письменными источниками, позволяющими реконструировать древние мифы о драконах, стали иероглифические надписи Древнего Египта и шумерско-вавилонский эпос. В этих легендах гигантская рептилия выступала как извечное зло, с которым боролись герои или боги. Так, в Древнем Вавилоне образом дракона обладала богиня Тиамат, которая была убита Мардуком, своим внуком. А в Древнем Египте обликом огромной рептилии, стремящийся пожрать Солнце, был Апеп. Ему противостоял бог Ра, который почти всегда побеждал зверя. Исключением были дни солнечных затмений, когда чудовищу ненадолго удавалось поглотить светило.

В целом, в большинстве древних мифов образ дракона так или иначе ассоциируется с ключевыми принципами мироздания. Он практически всегда так или иначе связан с Солнцем и с циклом смены дня и ночи. А вот олицетворение зла в облике большой рептилии характерно исключительно для европейской цивилизации и арамейской культуры.

Драконы в христианстве и иудаизме

Образ драконов в христианстве всегда был сроден с образом Сатаны. Ведь именно в образе Змия ангел Самаэль соблазнил Еву, искусив ее отведать плода познания. Поэтому все, что связано с рептилиями и, тем более, столь страшными и большими, связывалось как в иудейской религии, так и в христианстве с дьявольскими происками.

В христианстве же, образ гигантских огнедышащих рептилий был окончательно очернен легендами о Георгии Победоносце. По легенде, этот святой явился к несчастным жителям одного города. Правитель этого города постоянно приносил девиц в жертву змию. И когда пришел черед приносить в жертву дочь царя, она встретила Георгия, который поинтересовался причиной ее горестей и пообещал сразить в честном бою порождение зла. Именно из этого мифа и возникли все последующие средневековые истории о рыцарях, спасавших прекрасных дев из лап чудовищ.

Драконы в христианстве и иудаизме

Образ драконов в христианстве всегда был сроден с образом Сатаны. Ведь именно в образе Змия ангел Самаэль соблазнил Еву, искусив ее отведать плода познания. Поэтому все, что связано с рептилиями и, тем более, столь страшными и большими, связывалось как в иудейской религии, так и в христианстве с дьявольскими происками. При этом, хтонические существа в Торе и Ветхом Завете были известны с древнейших времен. Одним из них был зверь Левиафан, которого некоторые считают обладавшим образом, подобным драконам. Этот зверь, в отличие от Сатаны, считался творение Божьим, не имеющим пары и манифестацией его силы — сразить Левиафана без помощи Господней никто не мог. В христианстве же, образ гигантских огнедышащих рептилий был окончательно очернен легендами о Георгии Победоносце. По легенде, этот святой явился к несчастным жителям одного города. Правитель этого города постоянно приносил девиц в жертву змию. И когда пришел черед приносить в жертву дочь царя, она встретила Георгия, который поинтересовался причиной ее горестей и пообещал сразить в честном бою порождение зла. Именно из этого мифа и возникли все последующие средневековые истории о рыцарях, спасавших прекрасных дев из лап чудовищ.

Китайцы – Дракон Девять сыновей

У китайцев мифические драконы представляют собой состав множества частей всяких животных. Но чаще всего у дракона имеется рыбий хвост, крупная чешуя, длинная змеиная шея и мягкий живот устрицы. Бывают также драконы с верблюжьими головами, когтями орла. У монстров тигриные лапы и коровьи уши. Эти чудовища сверкают демоническими глазами, трясут козлиной бородой. Их голову часто украшают различные рога, например, оленя. По старинной китайской легенде китайский повелитель драконов имеет девять сыновей. Это Циньню, Яцзы, Чаофэн, Пулао, Суаньни, Бася, Би’ань и Чивень. Внешний вид этих драконовых детей очень разный. Их мифические способности тоже отличаются.

Происхождение драконов в Китае имеет несколько версий, которые обозначены в древних записях. Драконы – это тотемные существа. Их создавали из нескольких тотемов объединённых племён. Их в результате войны объединил император Хуан-ди. Поэтому китайский дракон – символ объединения всей нации. Современные китайцы считают себя потомками этой нации и драконов. Дракон – это символ современного Китая, приносящий удачу, благополучие, здоровье.

Виверны и драконы — какая в лоне ними разница

Слово «Виверна» в славянской литературе впервые появилось в книгах о ведьмаке Анджея Сапковского. В в таком случае же время, в западной литературе термином «виверна» долгое время назывались мифические существа, не отличишь на драконов, однако, не тождественные им. Классический европейский огнедышащий змеек имел четыре лапы и крылья. Они, по поверьям, могли быть облад недюжинным разумом и хитростью.

Виверны же повсеместно считались лишь чудовищами, дикими и опасными. У них было банан крыла и две лапы, а также, очень часто — острое и ядовитое язык на хвосте. В момент разделения этих образов уже четко устоялась неписанный закон, что драконы были огнедышащими. Виверны же такой способностью неважный (=маловажный) обладали.

Сейчас виверн можно часто встретить как в кинематографе, в такой мере и в других произведениях массового искусства. Например, в отечественном фильме «Дракон», равняется как и в «Хоббите» изображаются, увы, не драконы, а виверны. Впрочем, сия ошибка важна исключительно для драконологов, которые изучают историю сих существ и их влияние на человеческую культуру.

Нидхёгг

Нидхёгг — могучий дракон из германо-скандинавской мифологии. Он живёт в царстве мрака, которое называется Нифльхейм или Хельхейм. Имя дракона означает «разрыватель трупов». Нидхёгг поедает мертвецов, которые попадают в подземный мир.

Известно, что дракон также пьёт кровь грешников — лжецов, клятвопреступников и убийц. Нифльхейм становится домом для этих отвратительных людей. Это самый тёмный, самый холодный и самый низкий из девяти миров мёртвых. Дом Нидхёгга — это яма, кишащая ядовитыми змеями, которая расположена около Хвергельмира (Кипящего Котла). Это ручей, источник всех рек мира.

Нидхёгг с помощью четырёх змей перегрыз корень древа Иггдрасиль — гигантского ясеня, соединяющего небо, землю и подземный мир, вследствие чего разразилась война между богами и чудовищами-великанами. После жуткой трёхлетней зимы боги победили в великой битве Рагнарёк. Нидхёгг участвовал в битве, но не был убит. Он уцелел и вернулся в царство мрака, где пировал телами тех, кого ему сбросили с поля сражения.

Дракон в японской мифологии

В Японии, Корее и Китае драконы считались одними из основных мифологических героев. Граждане этих стран свято верят в то, что когда-то давно эти существа действительно жили бок о бок с людьми. И хотя на сегодняшний день это просто основной герой национальных мифов, ранее с драконам обращались действительно как с могучими божествам и свято верили в их существование.

Люди считали, что они умны, мудры, благородны и обладают нескончаемым запасом энергии. Знаете ли вы, как определить, что перед вами именно японский дракон, а не славянский, корейский или какой-то другой? Всё предельно просто. Посмотрите на количество его пальцев.

Если верить японской мифологии, то первая такая сущность появилась конечно же в Японии и на лапах у нее было всего 3 пальца. Однако не все сущности решили задержаться в Японии и начали исследовать мир.

По мере того, как они отдалялись от дома, у них начали вырастать новые пальцы. А все потому, что у большинства восточных монстров отсутствовали крылья и двигаться они могли либо пешком, либо вплавь. С большим количеством пальцев делать это было гораздо легче.

У традиционного персонажа из Японии в наличии есть рога, когти, чешуя, на спине расположены большие зубцы. Часто изображается существо с горящей сферой во рту, которую он поглощает или извергает. Нередко изображается известная жемчужина, в которой накоплена вся мощь существа.

Если говорить о поле восточных существ, то его весьма несложно определить. Первым делом посмотрите на форму кончика хвоста. Если вы увидели пышный веер, то это самка. Если у монстра вытянутая морда и волнистая грива, это также свидетельствует о том, что это самка. Хвост острый либо с булавой на конце говорит о мужском поле сущности. Подобное оружие он применяет в бою.

Японцы верят, что сущность является олицетворением могущества, безграничной абсолютной мощи, которая способна созидать и разрушать. Если к этим мифологическим существам относиться с почтением, то они способны наградить человека. Если же оскорбить дракона, то он обязательно отомстит обидчику и не забудет его никогда.

Место, где к драконам относятся с особенным уважением, это префектура Канагава. Там находятся два наиболее популярных существа: один пятиглавый на острове Эносима. Второй, девятиглавый — в озере Асиноко. Первые записи о драконах появились в тамошних летописях в 720 году до нашей эры.

Драконы и виверны в самых древних мифах

Существа, похожие на крылатых рептилий, которые дышали огнем и обладали огромной силой, были известны человечеству издревле. Так, подобные образы существовали еще во времена каменного века. Наскальные рисунки во многих странах мира изображают собой не только сцены из реальной жизни людей, но и фантастических существ, некоторые из которых очень сильно напоминают драконов. Однако эти рисунки не могли позволить ученым и исследователям полноценно восстановить картину древних верований и традиций.

Первыми письменными источниками, позволяющими реконструировать древние мифы о драконах, стали иероглифические надписи Древнего Египта и шумерско-вавилонский эпос. В этих легендах гигантская рептилия выступала как извечное зло, с которым боролись герои или боги. Так, в Древнем Вавилоне образом дракона обладала богиня Тиамат, которая была убита Мардуком, своим внуком. А в Древнем Египте обликом огромной рептилии, стремящийся пожрать Солнце, был Апеп. Ему противостоял бог Ра, который почти всегда побеждал зверя. Исключением были дни солнечных затмений, когда чудовищу ненадолго удавалось поглотить светило.

В целом, в большинстве древних мифов образ дракона так или иначе ассоциируется с ключевыми принципами мироздания. Он практически всегда так или иначе связан с Солнцем и с циклом смены дня и ночи. А вот олицетворение зла в облике большой рептилии характерно исключительно для европейской цивилизации и арамейской культуры.

Накер

Накер — ужасный дракон, живший в водяной яме неподалеку от Лайминстера, английского графства Западный Суссекс. По ночам он летал на фермы Лайминстера в поисках пропитания. Он похищал лошадей и коров. Любой человек, попавшийся на пути накера, тоже становился его жертвой.

Дракон насмерть душил свою добычу или раздирал её ядовитыми клыками. Удары громадного хвоста накера срезали верхушки деревьев Вэтворд-парка. Ночная тишина в Лайминстере нарушалась шипением и рёвом изголодавшегося дракона.

В округе пропало так много жителей и животных, что мэр предложил награду любому, кто убьет накера и избавит людей от страха. Деревенский паренёк по имени Джим рассказал мэру о своём плане уничтожения дракона. Мэр Лайминстера приказал жителям деревни предоставить Джиму всё, что ему понадобится.

Гравюра с драконом из Суссекса

Крестьяне собрали Джиму продукты для огромного пирога. Джим испёк для накера гигантский пирог и добавил в него много яда. Взяв взаймы лошадь с тележкой, он довёз пирог до логова дракона. Накер съел пирог вместе с лошадью и тележкой, а потом издох. После этого Джим отрубил топором голову ужасного дракона.

Убитый Джимом накер вероятно был последним в своем роде. По местным легендам, когда-то в Западном Суссексе жило много накеров, они обитали на холме Бигнор и в лесу Святого Леонарда.

После смерти последнего накера, люди явились в его водяное логово и пытались измерить глубину ямы. Они взяли шесть колокольных веревок, связали вместе и опустили в воду. Канат не достиг дна, не хватило длины веревок. Впоследствии воду из накеровой дыры местные жители использовали в качестве лечебной воды.

Вероятно речь идет о неком небольшом в диаметре озере, которое снабжалось подводными источниками, так как в него не втекали ручьи и реки. Яма накера по английски называется «knuckerholes».

Виверны и драконы — какая между ними разница

Слово «Виверна» в славянской литературе впервые появилось в книгах о ведьмаке Анджея Сапковского. В то же время, в западной литературе термином «виверна» долгое время назывались мифические существа, похожие на драконов, однако, не тождественные им. Классический европейский огнедышащий змей имел четыре лапы и крылья. Они, по поверьям, могли обладать недюжинным разумом и хитростью.

Виверны же повсеместно считались лишь чудовищами, дикими и опасными. У них было два крыла и две лапы, а также, очень часто — острое и ядовитое жало на хвосте. В момент разделения этих образов уже четко устоялась традиция, что драконы были огнедышащими. Виверны же такой способностью не обладали.

Сейчас виверн можно часто встретить как в кинематографе, так и в других произведениях массового искусства. Например, в отечественном фильме «Дракон», равно как и в «Хоббите» изображаются, увы, не драконы, а виверны. Впрочем, эта ошибка важна исключительно для драконологов, которые изучают историю этих существ и их влияние на человеческую культуру.

Гивр (Draco gallicus)

По внешнему виду гивра легко принять за огромную змею, поскольку у него нет ни лап, ни крыльев. Но голова у него типично драконья – очень массивная, с рогами-шипами и характерной «бородкой».

Чешуйки у гивра (в отличие от большинства драконов других видов) совсем мелкие, почти рыбьи – до 1 см в длину. Их цвет может варьироваться от грязно-бежевого и зелёного до голубого и синего.

Кожа гивра выделяет ядовитую слизь, и поэтому, если ему вдруг вздумается забраться в колодец, вода там будет надолго отравлена. Вообще же гивр предпочитает жить в укромных местах со стоячей водой – в небольших прудах, болотах и т.д.

Эти драконы неразумны, но при этом очень злобны и прожорливы, поэтому часто нападают на домашний скот и людей. Особенно опасны гивры из-за своей внезапности, – их трудно заметить заранее, они отлично «сливаются с фоном».

Драконы в скандинавской мифологии

Окончательно в европейской традиции образ дракона сформировался в древнегерманской и скандинавской традициях. Здесь они также выступали как злые существа, которые стремились к уничтожению как человечества, так и богов. Изначально в мировоззрении скандинавов существовало двое великих драконов. Одного из них звали Нидхёгг и он был воплощением классического европейского чудовища.

Нидхёгг является великим змеем, он проживает в глубинах Хвергельмира — источника, из которого была создана вся Вселенная. Этот зверь живет от начала времен и грызет корни Мирового Древа, стремясь уничтожить его и погрузить мир в первозданный хаос. У него есть и антагонист — великан Хрёсвельг, сидящий на самой вершине Иггдрасиля. И вражда между ними проявляется в том, что они постоянно посыпают друг друга бранными словами. Слова эти доносит от Нидхёгга, лежащего на самом дне мира, до Хрёсвельга, находящегося на его вершине, маленький зверёк — белка Рататоск. Эта вражда продлится до конца времен и начнется вновь, как только Вселенная переродится. Похожее значение имеет и кельтский дракон, который связывает подземный мир и небеса. Однако у кельтов его фигура выступала в качестве защитника, а не уничтожителя.

Помимо этих двух фундаментальных драконов, скандинавская мифология содержит упоминания и о других таких существах. Самым известным из них был Фафнир, о котором говорят как Старшая так и Младшая Эдды, а таже Сага о Вельсунгах. По легенде, ранее Фафнир был человеком, и лишь потом принял образ страшного зверя, чтобы стеречь награбленное и похищенное золото. Именно из образа Фафнира сформировался стереотип о том, что драконы спят на золоте и стерегут его.

Драконы и виверны в самых древних мифах

Существа, похожие на крылатых рептилий, которые дышали огнем и обладали огромной силой, были известны человечеству издревле. Так, подобные образы существовали еще во времена каменного века. Наскальные рисунки во многих странах мира изображают собой не только сцены из реальной жизни людей, но и фантастических существ, некоторые из которых очень сильно напоминают драконов. Однако эти рисунки не могли позволить ученым и исследователям полноценно восстановить картину древних верований и традиций.

В целом, в большинстве древних мифов образ дракона так или иначе ассоциируется с ключевыми принципами мироздания. Он практически всегда так или иначе связан с Солнцем и с циклом смены дня и ночи. А вот олицетворение зла в облике большой рептилии характерно исключительно для европейской цивилизации и арамейской культуры.

Добрые драконы — когда они возникли

Во второй половине двадцатого века драконы перестали быть образом вселенского зла в западной литературе. А к началу нового тысячелетия они стали практически всегда представлять собой положительных персонажей. О них снимают фильмы и мультфильмы, пишут книги и создают видеоигры.

Золотой дракон

А вот в восточной традиции драконы никогда не считались исключительно злыми существами. О китайских драконах у нас есть отдельная статья. В целом, в азиатских мифах огромные рептилии иногда могли совершать злые поступки, но в основном были позитивными персонажами. Япония и Индия также отличаются подобным взглядом на этих существ.

В целом, драконы являются огромным пластом человеческой культуры, который нельзя игнорировать. А учитывая повсеместное распространение и схожесть мифов о них, весьма вероятно, что они действительно существовали. Может быть — и до сих пор?

Драконы в христианстве и иудаизме

Образ драконов в христианстве всегда был сроден с образом Сатаны. Ведь именно в образе Змия ангел Самаэль соблазнил Еву, искусив ее отведать плода познания. Поэтому все, что связано с рептилиями и, тем более, столь страшными и большими, связывалось как в иудейской религии, так и в христианстве с дьявольскими происками.

В христианстве же, образ гигантских огнедышащих рептилий был окончательно очернен легендами о Георгии Победоносце. По легенде, этот святой явился к несчастным жителям одного города. Правитель этого города постоянно приносил девиц в жертву змию. И когда пришел черед приносить в жертву дочь царя, она встретила Георгия, который поинтересовался причиной ее горестей и пообещал сразить в честном бою порождение зла. Именно из этого мифа и возникли все последующие средневековые истории о рыцарях, спасавших прекрасных дев из лап чудовищ.

Китайский дракон — значение символа

Наверное каждый из нас знаком с таким символом, как дракон. Он олицетворяет весь Китай, целый народ, и когда мы говорим «потомки дракона», все понимают, что речь идет о китайцах. Бытует мнение, что это волшебная сущность, которая способна опускаться в самые глубокие расщелины на дне морском либо подниматься так высоко в небеса, как не может никто другой.

Китайцы верят, что драконы — самые настоящие посланники древних духов либо даже божества. Императоры мнили себя истинными наследниками драконов, а простой народ поклонялся волшебству, могуществу и силе данных магических существ. Если говорить о том, что означает дракон в Китае, то с этим символом ассоциируется очень много вещей.

В большинстве случаев появление данной сущности говорило о каком-то важном известии. Существует очень много обрядов, которые связаны с данными мифологическими персонажами

Например, «танцы с драконами». Такой ритуал проводится с двухсотых годов до нашей эры. Люди верили, что так они могут задобрить дракона и попросить у сущности счастье и благополучие.

Драконы в скандинавской мифологии

Нидхёгг

Всесторонне в европейской традиции образ дракона сформировался в древнегерманской и скандинавской традициях. После этого они также выступали как злые существа, которые стремились к уничтожению (языко человечества, так и богов. Изначально в мировоззрении скандинавов существовало двое великих драконов. Одного с них звали Нидхёгг и он был воплощением классического европейского уроды.

Нидхёгг является великим змеем, он проживает в глубинах Хвергельмира — источника, с которого была создана вся Вселенная. Этот зверь живет через начала времен и грызет корни Мирового Древа, стремясь уничтожить его и погрузить вселенная в первозданный хаос. У него есть и антагонист — великан Хрёсвельг, сидящий возьми самой вершине Иггдрасиля. И вражда между ними проявляется в том, что-то они постоянно посыпают друг друга бранными словами. Слова сии доносит от Нидхёгга, лежащего на самом дне мира, после Хрёсвельга, находящегося на его вершине, маленький зверёк — белка Рататоск. Сия вражда продлится до конца времен и начнется вновь, как только-тол Вселенная переродится. Похожее значение имеет и кельтский дракон, который связывает камуфлетный мир и небеса. Однако у кельтов его фигура выступала в качестве защитника, а без- уничтожителя.

Другой из известнейших скандинавских чешуйчатых чудовищ — это Международный Змей Йормунганд. В отличие от большинства классических европейских мифических рептилий, Йормунганд проживает в воде, а согласно некоторым мнениям — не имеет ног и крыльев, являясь именно змеем, а без- драконом. Он также будет одной из ключевых фигур в Конце Света — Рагнарёке.

Исключая этих двух фундаментальных драконов, скандинавская мифология содержит упоминания и о других таких существах. Самым известным изо них был Фафнир, о котором говорят как Старшая так и Младшая Эдды, а потом Сага о Вельсунгах. По легенде, ранее Фафнир был человеком, и чуть только потом принял образ страшного зверя, чтобы стеречь награбленное и похищенное златой телец. Именно из образа Фафнира сформировался стереотип о том, что драконы спят сверху золоте и стерегут его.

Змей Горыныч — дракон из славянской мифологии

Змей Горыныч

Змей Горыныч — трёхглавый огнедышащий дракон из славянского фольклора, который известен практически каждому. Во всех былинах он выступает отрицательным персонажем. Живет в горах, хранит свои сокровища в просторных пещерах. Часть сказаний гласит, что Горыныч живет возле огненной реки и Калинова моста, охраняя вход в мир мертвых, молодильные яблоки, живую воду и прочие сказочные артефакты.

Не факт, что отчество Змея указывает на место обитания, ведь существовало славянское имя Горыня. Так звали одного из первых богатырей русской земли. Легенды отождествляют этих персонажей, иногда называют Змея Горыныча сыном богатыря.

Внешне ящер напоминает Чудо-юдо — у него тоже несколько голов, и их количество всегда кратно трем. Однако чаще всего он упоминается как трёхглавый дракон. В большинстве сказок Змей Горыныч умеет летать, но о крыльях практически ничего не говорится. По Афанасьеву, они огненные. На лубочных изображениях у него имеется хвост.

В некоторых сказках Змей Горыныч выходит к своему противнику из воды, где и обитает большую часть времени, а спит на большом камне посреди океана. Его появление сопровождается шумом, похожим на дождь или грозу, небо темнеет, поднимается ветер. Несмотря на это, на юге любую ипостась Змея считали виновной в засухе и пытались изгнать.

Змей Горыныч похищает молодых девушек, что свойственно драконам из большинства легенд мира. Так он запугивает народ, но иногда планирует съесть их. В нескольких преданиях ящер охраняет царевну из тридесятого царства от посягательств извне.

В целом, образ самого известного славянского дракона напоминает вышеописанное Чудо-юдо. Отличия столь незначительны, что эти два персонажа на самом деле могут оказаться одним драконом из мифологии славян, носящим два имени. Некоторые исследователи считают, что Чудо-юдо и Змей Горыныч — один персонаж.

Виверны и драконы — какая между ними разница

Слово «Виверна» в славянской литературе впервые появилось в книгах о ведьмаке Анджея Сапковского. В то же время, в западной литературе термином «виверна» долгое время назывались мифические существа, похожие на драконов, однако, не тождественные им. Классический европейский огнедышащий змей имел четыре лапы и крылья. Они, по поверьям, могли обладать недюжинным разумом и хитростью.

Сейчас виверн можно часто встретить как в кинематографе, так и в других произведениях массового искусства. Например, в отечественном фильме «Дракон», равно как и в «Хоббите» изображаются, увы, не драконы, а виверны. Впрочем, эта ошибка важна исключительно для драконологов, которые изучают историю этих существ и их влияние на человеческую культуру.

Добавить комментарий