Горячие новости

Этимология

Энсо — символ дзэн-буддизма

Из всех названий этого направления буддизма наиболее широкую известность на Западе получило его японское наименование (собственно «дзэн»). Этимология этого слова восходит своими корнями к санскритско-палийскому термину «дхьяна/джхана» (санскр.ध्यान, dhyāna?, от ध्या, dhyā?, «сосредоточенность, размышление»), означающему «(умственное) сосредоточение».

Произношение этого слова претерпело трансформацию в китайском языке в «чань» (ср. вьетн.тхиен; кор.сон или сэн), затем, распространившись в Японии — в «дзэн».

В настоящее время словом дзэн обозначают (1) собственно учение и практику дзэн; (2) традицию, в которой передаются эти учение и практика — дзэн-буддизм, школа дзэн. Другое (официальное) название дзэнской традиции — Сердце Будды (кит. Фо Синь); также можно перевести как Ум Будды.

Современность

Поскольку японская форма дзен-буддизма обрела популярность и в других странах, особенно в США, а в рамках школ происходит международный обмен как идеями, так и буддистами, имеет смысл рассмотреть положение как японских, так и американских дзенских сообществ.

В современном японском обществе по-прежнему доминирует патриархальный уклад, ввиду чего остро стоят проблемы гендерного равенства. Вкупе с исторически сложившимися предубеждениями патриархальная культура не могла не повлиять и на буддийские монастыри.

В японских монастырях подавляющее большинство резидентов — мужчины. Например, в крупнейшей ветви риндзай-дзен, мёсин-дзи, ныне существует всего один женский монастырь — в Гифу (который, впрочем, проводит занятия исключительно для женщин). Главный женский монастырь сото-дзен — в Нагое. Более того, женские монастыри в риндзай всегда контролируются мужчинами, а женщины более ограничены в экономическом плане.

К сожалению, ввиду отсутствия каких-либо данных о сексуальной ориентации или гендерной идентичности японских монахов и монахинь, говорить о положении персон ЛГБТК+ в дзенских сообществах Японии достаточно сложно, если вовсе не невозможно. Поэтому предстоит еще долгий путь изучения этой проблемы.

Чем отличается Дзен-буддизм от буддизма: разница, отличие, особенности

Касательно понимания Дзен-буддизма стоит отметить, что если пытаться понять, то это будет не Дзен-буддизм. Человек должен постигнуть действительность в том как она есть. Если говорить об отличиях Дзен-буддизм от буддизма, то разницы нет никакой, так как такая практика и есть буддизм. Все практики буддизма делятся на:

  • Саматхи — успокоение ума и тела, понимание покоя и умиротворенности.
  • Випассану — позволяет наблюдать за появлением феноменов ума. Человек открывает что-то новое для себя в чувствах, мыслях, эмоциях.

Все практики буддизма помогают уму избавиться от страданий, освободиться от неправильных взглядов, взрастить правильное мировоззрение. Просто Дзен помогает приобрести важные элементы правильного мышления и образа жизни, устранив разрушение ума

Не нужно следовать правилам, важно понять мироустройство. В буддийской практике нет правил, предположений, гипотез

Если человек научится постигать Дзен, то он избавится от заблуждений и будет жить в спокойствии и умиротворении.

«Мое сердце горит огнем»

Соен Сяку говорил: «Мое сердце горит огнем, но глаза холодны, как остывший пепел».

Он выработал следующие правила, которые выполнял ежедневно всю свою жизнь.

Утром, до одевания, зажги палочку благовоний и медитируй.

Ложись спать в одно и то же время.

Принимай пищу через определенные промежутки времени.

Ешь умеренно и никогда не доходи до удовлетворения.

Принимая гостей, оставайся таким же, каким бываешь один. Находясь один, веди себя так же, как при приеме гостей.

Следи за тем, что говоришь, и что бы ни сказал — исполни.

Когда возникает возможность — не упускай её, но прежде, чем делаешь, всегда дважды подумай.

Не жалей о прошлом. Смотри в будущее.

Обрети неустрашимую готовность героя и любящее сердце ребенка.

Ложась спать, засыпай так, будто этот твой сон — последний.

Проснувшись, оставляй постель сразу, словно выбрасываешь старую обувь.

Практическое применение

Духовный опыт и рост в дзен-буддизме не привязан к изучению специальной литературы. Практика в этой религии – основа всех изменений сознания человека. Именно поэтому дзен так популярен во всем мире, ведь для того, чтобы стать последователем этого учения не важна страна проживания, политические взгляды и социальное положение.

Практиковать учение могут как адвокаты, юристы из США, так и бедные рыбаки во Вьетнаме. И каждый из них имеет все шансы достичь просветления и гармонии.

В качестве психотренинга учителя частенько предлагают последователям истории из жизни известных патриархов (коаны). Их цель – поставить под сомнение рациональность размышлений, тем самым делая ум более гибким.

Медитация – ведущая практика в дзен-буддизме, настоящий символ освобождения. Эти занятия позволяют решить следующие проблемы:

  1. Избавиться от злости и ненависти. Человек учится не творить плохие поступки, поддаваясь негативным эмоциям. Медитация позволяет искоренить источник зла внутри себя и сохранять спокойствие в любых ситуациях.
  2. Карма. Цель практических занятий – смириться с нынешним положением вещей и принять все обстоятельства, происходящие с человеком. Такой подход позволяет грамотнее «отработать» свою карму.
  3. Отказ от лишнего. Большинство окружающих вещей, предметов, людей, исходя из концепции дзен-буддизма, непременно приносят страдания, поэтому целью каждого последователя учения является достижение независимости от всего этого.
  4. Гармония со своим Дао. Путь, который предначертан человеку высшей силой, ученик в дзен-буддизме воспринимает как неотвратимый. Он является частью духовного роста и его неприятие значительно усложнит достижение сатори.

Ежедневная практика, проходящая под ненавязчивым руководством учителя, а также отсутствие упора на изучение специальной литературы, позволяет дзен-буддизму уверенно шагать по земному шару.

Дзэн буддизм и психоанализ

Благодаря направленности в себя, на самопознание влияние дзэн буддизма нашло свое отражение во многих работах по психологии и психоанализу у К.Г. Юнга, Э. Фромма и других.

Медитации дзадзэн применяются при морита-терапии — психотерапевтическом методе, предложенном Сёма Морита в начале ХХ века. Для метода важны естественность чувств, контролируемость действий и самоцентрированность. Зародившееся в 1950-х годах гуманистическое направление в психотерапии, именуемое «гештальт-терапия», опирается, в том числе, на практику дзэна и использует в своем арсенале такой термин, как «мини-сатори».

Ряд исследований подтверждает, что регулярная практика дзадзэн повышает устойчивость к напряжению и стрессу, а само учение является дополнительным источником решения психологических проблем и способствует становлению полноценной личности.

Дайсэцу Тэйтаро Судзуки.

Поставьте вашу оценку этой статье:

Немного истории

Ростки учения дзен были посеяны еще самим Буддой Шакьямуни, когда он передал пробужденное состояние своему стороннику Махакашьяпа. Передача откровения была сделана без всяких слов и звуков, с помощью цветка лотоса, связав одно сердце и его импульсы с другим сердцем.

Позже философия «перекочевала» из Индии в Китай благодаря великому Бодхидхарме – важной личности в истории буддизма, символу буддийской мысли и пробуждения. Уже к 5-6 веку дзенская философия охватила всю Поднебесную, во многом вобрав в себя также идеи даосизма, господствовавшего ранее

Постепенно философия распространялась, достигая границ других стран Дальнего Востока. В Китае, Вьетнаме, Корее она нашла признание, и продолжала развиваться, причем в каждой стране пошла по своему пути.

Отпечатки дзен-буддистского образа мысли можно найти в искусстве, в музыке, в литературе и даже в медицине.

Но особенно повлиял дзен на японскую культуру. Уже почти тысячелетие дзен связывают со Страной восходящего солнца – с тех самых пор, когда он пришел сюда, в конце 12 века. Каждый пятый буддистский храм в Японии относится к традиции дзен.

Здесь она представлена разными направлениями:

  • Обаку;
  • Риндзай;
  • Сото;
  • Фукэ.

Уже с середины 19 века, когда «закрытая» доселе Япония начала понемногу распахивать свои двери другим культурам, дзен стал известен и западному человеку. Он, невероятно гибкий и адаптивный, пришелся по душе жителям Запада, так нуждавшимся в покое, духовном обогащении и познанию внутреннего мира.

К середине 20 века он приобрел большую популярность в Америке и европейских странах. Последователи дзен объединялись в сообщества, строили храмы, университеты, глубоко изучали его теоретические и практические аспекты.

К сегодняшнему дню интерес этот не угас: количество приверженцев этого мировоззрения неустанно растет, а мировая литература все больше пополняется запасом книг, которые знакомят неискушенного читателя с удивительным миром в духе дзен.

Символы Дзен-буддизма и их значение: фото

В буддизме, как и в Дзен-буддизме много разных символов. Но в Дзен самым важным и значимым считается Энсо — круг просветления и свободы. Такой символ Дзен-буддизма делают в виде татуировок, рисуют на стенах домов, особенно в Китае и Японии, и украшают его изображением интерьеры.

Энсо означает просветление, силу, изящность, пустоту, вселенную. Сам круг — это непрерывные кармические перерождения, а внутренне пространство — знак освобождения от жизненных тягостей.


Символ Дзен-буддизма

Этот символ может изображаться с цветком лотоса внутри, как свидетельство того, что человек стал белее, величественнее и неотделимым от природы — умиротворенной и спокойной.


Символы Дзен-буддизма с лотосом

На самом деле в круге Энсо можно изображать символы или даже Будду. Это все равно будет иметь правильно значение Дзен — просветление, очищение и умиротворение.

Психологические аспекты, психотерапия Дзен-буддизма: практика


Психотерапия Дзен буддизма Для достижения сатори человек не должен сидеть просто под деревом Бо и ждать снисхождения, просветления. Выстраиваются особые взаимоотношения с мастером и проводится конкретная система процедур. Поэтому важны психологические аспекты и психотерапия Дзен буддизма, чтобы освободить личность для духовного развития.

  • Многие психологи используют в своей практике основы Дзен буддизма.
  • Особенно хорош тот психолог, который окрылен идеями Дзен и знаком с ними не понаслышке.
  • Люди сложные по своей натуре. Кто-то обладает навязчивыми идеями отомстить другому человеку, другой стремится быстрее попасть в будущее или, наоборот, тревожится о том, что может произойти, а третий поглощен своим прошлым.
  • Человек может сам повторять действия, которые причиняют ему неприятности, но на подсознании и в словах, он хочет вырваться из этого круга.

Психология Дзен показывает, что все эти пристрастия и фиксации мешают жить и переживать настоящее. Настоящий и правильный Дзен-путь приведет к просветлению и правильному осознанию человеком бытия.

Коаны дзен как экскурс в реальность другую

Философия тесно переплетена с религиозным реальности восприятием, а мифологии и архаические верования появились, способ как познать мир и объяснить свое нем в существование. Сколько бы ни проходило веков и тысячелетий, вершин бы каких технического развития ни достигал человек, нас из каждый по-прежнему в глубине души – тот древний самый философ, впервые осознавший себя огромным с наедине, чужим и пугающим миром

Каждый этой от прячется пустоты по-своему: кто-то максимально жизнь заполняет иллюзией важной и созидательной деятельности, головой-то с кто уходит в творчество, пытаясь через музыку и живопись выразить то, что не поддается словам. находят Третьи утешение в алкоголе и пороках, для отдушиной четвертых становится религия

Коаны дзен-предлагают буддизма, вероятно, самый короткий путь, эта хотя дорога в один шаг может десятки занять лет. Сегодня, чтобы приобщиться к древних мудрости, не нужно уходить в монастырь и проводить 9 под ночей воротами, доказывая свою жажду каждый, ученичества может найти в интернете коаны скачать, дзен их на свой «планшет» и размышлять над хоть ними каждый день.

Коан-практика

Изучение коан-является литературы общим для всех школ хотя, дзэн и с разными акцентами и программами. В школе используются Риндзай обширные учебные программы по коанам , вопросы проверочные и дзакого («закрывающие фразы», ​​цитаты из поэзии китайской) при использовании коанов. , и Kyodan западные дериваты и , а также использовать коан-опустили, но программы использование укупорки фраз. В и чане сеоне акцент делается на , тоу одного коана на протяжении всей японском. В жизни от использования коанов конца с отказались восемнадцатого и девятнадцатого веков.

Хуа-или тоу коан прорыва

В школе Риндзай, Кёдан Санбо и Асанге Белой Сливы практика начинается коана с назначения хосши или «прорывающего обычно», коана или «звука хлопка ладони одной». В китайском чане и корейском сеоне использоваться могут различные коаны для практики тоу-хуа.

Студентам предлагается сосредоточиться на «заглавной слова части», например на фразе «му». В публичном деле № 1 Mumonkan (Wumenguan) («Собака Чжаочжоу») Wumen (Mumon) сконцентрируйтесь:

Возбуждение этого великого вопроса великого «или сомнения» является важным элементом коана практики. Оно создает «сильное внутреннее гидан ( давление ), никогда не переставая стучать изнутри в ума , требуя разрешения». Чтобы проиллюстрировать концентрацию огромную, необходимую в медитации коана, Дзен Вумен Мастер прокомментировал:

можете коана на предмет его буквального приведет не значения к пониманию, хотя понимание контекста, из возникли которого коаны, может сделать их более Например. понятными, когда монах спросил Чжаочжоу (имеет) «Джошу ли собака природу будды или Монах», нет? имел в виду понимание учений о , которые были поняты в китайском абсолютного контексте и относительного реальность.

В поле зрения

размышление Постоянное о прорывающем коане ( шокане ) или , «Хуа слова», приводит к , первоначальному видения «пониманию .

Цель прорывающего увидеть — коана «недвойственность субъекта и объекта»:

рукой найти различные отчеты, которые это описывают «становление единым целым» и вытекающий из прорыв этого:

Но использование му-коана также подвергалось словам. По критике , главная цель — стать «просто единым целым с коаном». Демонстрации «первым» с слияния коаном достаточно, чтобы передать коан первый. Согласно Сами, это не равно :

Понимание результатов или — тестирования обучающие ответы

Сассё — Контрольные Учителя

вопросы могут спрашивать учеников об их практике используя , коан сассё , «проверочные вопросы», чтобы сатори их (понимание) или (видение Для). природы му-коана и хлопающего в ладоши коана двадцати от есть до ста проверочных вопросов, в зависимости от передачи линии обучения. Контрольные вопросы служат углубления для понимания учащимся, но также и для его проверки понимания.

Эти проверочные вопросы и их являются ответы частью стандартного набора вопросов и Студенты. ответов изучают «ритуальное представление», учатся себя вести и реагировать определенным образом, изучают «реплики умные, ритуализированный язык и жесты, а также диктату подчиняться и арбитражу мастера».

Jakugo — Укупорочные школе

В фразы Риндзай передача коана и проверочные должны вопросы дополняться , «закрывающими фразами», китайской из цитатами поэзии, чтобы продемонстрировать понимание. могут Учащиеся использовать сборники этих цитат того вместо, чтобы сочинять стихи самостоятельно.

После первоначального озарения дальнейшая , чтобы углубить озарение и выражать научиться его в повседневной жизни. В китайском корейском и чане сеоне эта дальнейшая практика дальнейшего из состоит размышления над тем же Хуа Риндзай. В Тоу-Дзэн эта дальнейшая практика путем осуществляется дальнейшего изучения коанов, для существуют чего тщательно разработанные учебные программы. В Дзен-Сото — основная практика для постижения углубления.

Влияние Дзэн на современный мир

Отголоски и влияние Дзэн можно обнаружить в современной литературе, искусстве, кино — где угодно.

В произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, Дж. Керуака, Р.Желязны, в поэзии Г. Снайдера и А. Гинсберга, в живописи В. Ван Гога и А. Матисса, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии А. Швейцера, в трудах по психологии К. Г. Юнга и Э. Фромма. В 60-х гг. «дзэнский бум» охватил многие американские университеты и придал определенную окраску движению битников.

Влияние Дзэна испытали многие психотерапевтические школы — такие как Гештальт-терапия и сам основатель Фриц Перлс, также известные тренинги, такие как ЭСТ.

Джон Энрайт, который многие годы работал в гештальте вместе с Перлсом — в своей книге «Гештальт, ведущий к просветлению» прямо написал, что считает основой целью гештальт-терапии именно мини-сатори — достижение особого инсайта или катарсиса — после которого большинство старых проблем растворяются.

Коан

это – Коан японское произношение китайской фразы кун-an (kung-ань) и первоначальное значение kung-an – документ «это об официальной сделке на столе». Но этот используется термин Дзэн несколько иным образом – он некий означает диалог или событие, которое место имело между Мастером Дзэн и его Например. учеником, Монах спросил Мастера Дун -Что: «Шаня такое Будда?» На это Мастер Три: «ответил циня (меры) льна!» Или: спросил Монах Мастера Чао Чоу: «Что приход означает Бодхидхармы с Запада?» – «Кипарисовое дерево во Коан».

дворе – от японского – притча, короткое повествование, или вопрос диалог обычно не имеющий логической зачастую, подоплёки содержащий алогизм и парадоксы, доступные только зачатую интуитивно-абстрактному пониманию

Работа коаном над – уникальный метод религиозной практики, которой цель заключается в следующем: ученик должен прямому к прийти интуитивному осознанию Реальности, не прибегая к над размышлениям словами и понятиями. Иными словами, этой цель практики такова же, что и цель, всем преследуемая буддизмом со времен самого Будды Если.

Шакьямуни человек решает коан – он переходит в форму высшую сознания. Такие ситуации, из которых только существует один выход, а именно выход называются, вверх в Дзен-буддизме коанами. Внешне с точки формальной зрения коаны чаще всего неразрешимыми являются парадоксами. Таким образом парадокс выражает и не если саму истину, то во всяком случае намекает прозрачно на ее существование и в определенном смысле указывает на Коан.

истину осваивается с помощью подготовленного инструмента, и происходит когда слияние инструмента и искусного метода, определенное достигается состояние сознания. Сознание мгновенно благодаря озаряется решению коана. Этот опыт состояться может как в ходе формальной практики так, дзадзэн и при любых других условиях в время любое дня и ночи. Опытный практик привязан не дзадзэн к спокойному сидению на своем коврике. сознания Состояние, впервые достигнутое в зале для постепенно, медитации становится постоянным, независимо от рода его деятельности обладателя.

Коан – не загадка, для которой решения требуется сообразительность. Это и не вербальное средство психиатрическое для придания разрушенному эго некоторой ученика стабильности. Когда приходит решение, осознается коан как простое и ясное высказывание, том в сделанное состоянии сознания, которое он помог Коан.

пробудить – это факел мудрости, освещающий чувства тьму и различения, это золотой скребок, глаз с удаляющий пелену, острый топор, отсекающий рождений корень-и-смертей, это божественное зеркало, изначальное отражающее лицо и священного, и мирского. С его совершенно помощью проясняется намерение патриархов, открывается и очевидным становится Ум Будды. В отношении сущности полного окончательного, превосходства освобождения, всеобщей проницательности и тождественного нет знания ничего, что превосходило бы коан.

понять Попытка коан логически неизбежно ведет к Это. противоречию противоречие играет важную роль в своей постижении истинной природы (природы Будды).

получивший, Ученик коан от мастера, пытается решить всеми коан возможными способами и «подключает» все больше и больше сил для решения логически проблемы неразрешимой. В результате, когда «отключаются» все чувств пять, ученик находится на стадии, которую в именуют йоге дхарана. Это действительно замечательное коан, т. к. состояние и ученик остаются один на один (некоторое плюс блуждание ума). Если ум ученика зрелый «достаточно», то однажды блуждания ума затихают и лишь остается коан. В этот момент коан и целое – ученик, ученик испытывает проблеск реальности, как известный просветление или сатори.

Примеры коанов код

Хлопок ладони одной |

«Ты можешь услышать хлопок двух когда, ладоней они ударяются друг о друга, — Мокурай сказал. — Теперь покажи мне хлопок ладони одной».

Тойо поклонился и пошёл в свою чтобы, комнату рассмотреть эту проблему.

Из окна он музыку услышал гейш. «Ах, я понял!» — воскликнул он.

На следующий когда, вечер учитель попросил его показать одной хлопок ладони, Тойо начал играть гейш музыку.

«Hет, нет, — сказал Мокурай, — никак это не подойдёт. Это не хлопок одной совсем. Ты ладони не понял его».

Думая, что будет музыка мешать, Тойо ушёл в более место спокойное. Он снова погрузился в медитацию. «Чем же быть может хлопок одной ладони?» Он услышал, капает как вода.

«Я понял», — подумал Тойо.

перед Оказавшись учителем в следующий раз, Тойо капать начал водой.

«Что это? — спросил Это. — Мокурай звук капающей воды, но не хлопок Попробуй. ладони ещё раз».

Hапрасно Тойо чтобы, медитировал услышать хлопок одной ладони. Он шум услышал ветра, но и этот звук был услышал. Он отвергнут крик совы, но и этот звук отвергнут был.

Более чем десять раз Тойо приходил к Мокураю с различными звуками, всё неправильно было.

Почти год обдумывал он, что же быть может хлопком одной ладони. Hаконец, Тойо маленький достиг подлинной медитации и перешёл звуков пределы. «Я больше не мог собирать их, — объяснил он поэтому, — позже я достиг беззвучного звука».

Тойо хлопок уразумел одной ладони.

Назначение коанов

Зачем даются такие коаны?

Идеал состоит в том, чтобы воспроизвести в уме ученика то состояние сознания, выражением которого являются эти утверждения. На собственном уровне они не составляют никакой проблемы, и отсюда следует, что проблема решается посредством подъёма сознания на довольно высокий уровень.

Таким образом, коан это средство, а не цель. Это инструмент, которым нужно воспользоваться и затем отбросить его, плот, который используют для переправы через поток, а затем оставляют позади. Коан уникальный столб или ключ к тому состоянию сознания в котором приходит решение.

Следовательно, его назначение создать постоянно возрастающее давление «поиска и попыток найти выход», которое с течением времени приводит к состоянию интеллектуального банкротства. И вот когда процесс мышления больше не в состоянии продолжаться, ученик должен набраться мужества, отбросить его «совершить прыжок над пропастью» и через смерть мышления обрести просветление.

Этот процесс «отпускания (позволения)» существенен. До тех пор, пока ученик цепляется за интеллект, мир просветления остаётся закрытым. Каждая искра жизни должна рано или поздно освободиться от сложной структуры мышления, внутри которой медленно зарождается более высокая способность.

Гусеница прядёт кокон, в котором ей предстоит испытать фундаментальное изменение, но чтобы войти в мир света, она должна отбросить кокон. Однако в этом «позволении» нет ни малейшей пассивности. Дзэнская медитация требует «железной решимости и несгибаемой воли», но эта динамическая напряжённость намерения вполне совместима с внутренним покоем.

Религиозно-философский базис

Хотя в дзен-буддизме первостепенна лишь помощь людям в достижении просветления через практики, такая деятельность не могла бы осуществляться, не будь она подкреплена буддийской философией.

Бодхисаттва Авалокитешвара (яп. 観音, Каннон) в Китае и Японии часто изображается в андрогинной форме, обладающей как женскими, так и мужскими признаками. Дзуйган-дзи, Япония. Оригинальное фото

Дзен — это эклектичное и гетерогенное учение, которое переняло идеи других буддийских школ и встроило их в свою парадигму. Так, основными предтечами были такие школы, как индийские мадхъямака и йогачара, повлиявшие на всю философию махаяны, а также китайские школы хуаянь и тяньтай. Поскольку школы не были изолированными, их учения ходили по всему Дальнему Востоку, влияя в том числе друг на друга.

Может быть интересно

Не вдаваясь в тонкости, можно сказать, что основой дзен-буддизма стали следующие концепты:

— махаянский путь бодхисаттвы. Бодхисаттва в буддизме махаяны — это существо, решившее стать просветленным ради спасения других живых существ. Чтобы помогать другим, бодхисаттва осознанно пребывает в сансаре, то есть мире, который воспринимают люди посредством привычных им ментальных конструктов, формирующих потребности, привязанности, эмоции, а также рождение и смерть (впрочем, эти понятия не адекватны конечной реальности);

— разработанная мадхъямиками концепция шуньяты. Шуньята (санскр. शून्यता, яп. 空, «пустотность») — это крайне номиналистское понятие, обозначающее отсутствие самости (пустотности) феноменов. Феномены не возникают из ниоткуда и не уходят в никуда, поскольку, с точки зрения буддистов, все явления взаимно обусловлены, а причинно-следственные связи вытекают друг из друга. Поэтому дискурсивное мышление не способно объективно постичь абсолютную реальность, видя лишь отдельные ее элементы, в реальности не являющиеся таковыми

Важно заметить, что сама пустотность у мадхъямиков — такой же конструкт, призванный приблизить сознание к пониманию реальности;

— эпистемология йогачаринов. Исходя из тех же предпосылок, что и мадхъямики, философы школы йогачара считали явления конструктами сознания, делящего мир на субъект и объекты вокруг него. Преодолеть «различающие» установки можно только посредством йоги (отсюда и название школы). Под таковой йогачарины подразумевали именно медитацию в различных ее проявлениях;

— татхагатагарбха. Эта теория возникла в рамках йогачары и стала основополагающей в китайской школе тяньтай. Если реальность неделима, то такие понятия, как сансара и нирвана, — такие же продукты мыслительной деятельности, оба понятия тождественны. И если они тождественны, значит, каждое живое существо априори является частью единой «буддовости», но не осознает этого, опять же из-за собственного эго и привязанностей. В дзен вышеперечисленные идеи объединены в таком понятии, как татхата (санскр. तथता, яп. 真如, «таковость»), означающем как абсолютную реальность, так и ее интуитивное восприятие, не омраченное конвенциональными ментальными конструктами и модусами (и поэтому не выразимое в словесной или письменной форме).

Просветленное сознание при этом преодолевает дихотомии, «ощущает» окружающее в качестве единого Абсолюта, а любые атрибуты воспринимает как иллюзорные. В случае необходимости эти атрибуты используются в качестве инструментария для взаимодействия с существами в сансаре и помощи им.

Тут необходимо отметить, что такие понятия, как раса (или даже вид, если речь не только о людях, но и других существах), пол, гендер и прочие биологические, социокультурные и любые другие аспекты, для просветленных также становятся пустотными, продуктом человеческой мысли, не имеющим ничего общего с реальность.

Добавить комментарий