Горячие новости

Подробнее о буддийской медитации Випассана

Международный медитационный центр в Великобритании (IMC UK) был основан в 1978 году для  продвижения практики буддийской медитации Випассана в традиции Саяджи У Ба Кина. В настоящее время центр имеет филиалы во многих странах мира (США, Канада, страны Европы, Япония, Австралия и другие). С 2015 года IMC UK проводит курсы Випассаны в России, обычно 2-3 раза в год. Ретриты ведет учитель IMC UK Роджер Бишофф (Roger Bischoff). Курсы всегда начинаются в пятницу вечером и заканчиваются в понедельник утром.

Каждый, кто приходит на курс с открытым разумом, может на необходимом уровне овладеть техникой Випассаны. Успехи в освоении техники будут пропорциональны приложенным усилиям.

Десятидневный курс медитации Випассана – это практика Восьмеричного Благородного Пути согласно учениям Будды. Путь может быть разделен на три части: развитие высокой нравственности (соблюдение предписаний), развитие высокой концентрации (медитация Анапана) и развитие мудрости (медитация Вапассана).

Нравственность

Во время прохождения курса студенты соблюдают пять предписаний:

  1. 1. воздержание от убийства,
  2. 2. воздержание от воровства,
  3. 3. воздержание от сексуальных отношений,
  4. 4. воздержание от лжи и «пустых» разговоров,
  5. 5. воздержание от использования наркотиков или интоксикантов.

Прилежно соблюдая предписания, ученик развивает чистоту физических и словесных действий. Благородная тишина (отсутствие “пустых” разговоров) создает благоприятную атмосферу на курсе. Проводимые Учителем по утрам и вечерам дискурсы (лекции) помогают разъяснить практику.

Анапана

В качестве техники концентрации преподается медитация Анапана (внимание на дыхании). Она практикуется в первые пять дней курса

Ученику помогают развить спокойствие и концентрацию посредством сосредоточения внимания на точке под основанием носа. Таким образом он может осознавать свой вдох и выдох. Когда уму предоставлен лишь один объект (вдох или выдох), он постепенно успокаивается и становится более уравновешенным.

Практика внимательности к дыханию имеет несколько преимуществ:

— Дыхание является естественным и обычным для всех людей.
— Дыхание всегда доступно, чтобы на нем сосредоточить внимание.
— Внимательность к дыханию – техника, которую может практиковать любой человек, не зависимо от его национальности, вероисповедания и убеждений.

Нет никакого основания полагать, что прилежному ученику что-то помешает научиться достигать сосредоточения ума в течение нескольких дней практики. На этом этапе ум придет в состояние однонаправленности, ясности и непоколебимости.

Это очень полезный навык, который необходим не только в буддийских практиках, но и в жизни. Человек, способный достигать высокого уровня концентрации внимания, добивается больших успехов в работе, учебе, он более уравновешен и менее подвержен влиянию негативных внешних факторов.

Випассана

Мудрость, или инсайт (способность проникновения в суть) развивается посредством медитации Випассана, которая практикуется в течение оставшегося времени курса. Випассана включает в себя исследование внутренне присущих тенденций всего, что существует в нашем “я”. Когда ум становится спокойным и сосредоточенным, ученик осознает и наблюдает:

  • — Умственные и физические явления в процессе изменения.
  • — Процесс изменений как нечто, вызывающее неудовлетворенность (страдание).
  • — Иллюзорную природу постоянного “я” (самости).

Это осознание постепенно приведет к “непривязанности” к физическим и умственным феноменам, которые переживаются медитирующим как постоянно изменяющиеся. Это, в свою очередь, освобождает от таких реакций, как гнев и страстное желание. В процессе практики ученик через личный опыт осознает естественные свойства непостоянства и страдания. Прилежно и последовательно практикуя очищение ума, ученик придет к концу страданий и полной умиротворенности.

Обучение практике Випассана ведется посредством личного опыта. Если то, что вы испытываете, вам во благо, вы примете это. Если же оно вам не во благо, то вы не сможете это принять.

К чему нужно быть готовым

Технике 2500 лет, на таких курсах преподается с 1800-х годов, сам Гоенка стал учителем 50 лет назад, и последние 20 лет программа обучения уже не меняется даже в мелочах. Это делает курс крайне традиционным. В таком виде курс точно работает, но в нем много вещей из прошлого.

Техника подходит людям любой религии и атеистам. Есть всего несколько моментов, где что-то объясняется кармой, реинкарнацией и прошлыми жизнями. Эти вещи можно отбросить, они не влияют на технику.

Целью медитации заявляется достижение счастья и просветления. В принципе, техника позволяет последовательно избавиться от всех негативных эмоций и стать абсолютно счастливым. Но так далеко заходить не обязательно. Можно работать с тем, что беспокоит сейчас, и действовать по ситуации.

Что еще:

  • Курс ведется в записи 1991 года в низком качестве с шумами.
  • Гоенка — индус со скрипучим голосом, веселый, миролюбивый. Он непохож на Учителя из фильмов про монахов. Голос может раздражать.
  • В начале и в конце каждой медитации Гоенка своим скрипучим голосом поет песни на древнем языке Пали. Звучит устрашающе.
  • В конце каждой медитации ученики зачем-то хором произносят «Сааду. Сааду. Сааду». В зале висит отдельная табличка, объясняющая, что делать это необязательно и даже вредно, если не понимаешь, что это значит. «Сааду» — значит «Согласен». Произносится в ответ на реплику «Пусть все в мире будут счастливы». Это мило.
  • По вечерам лекции Гоенки в записи. Термины даются на языке Пали и потом объясняются, но воспринимать сложно.
  • Первые 3 дня ничего непонятно. Сидим, наблюдаем дыхание, ничего не происходит. Я выше объяснил, как работает первый этап и что будет на втором, так что вам будет понятнее.

Если помнить, что учитель вам ничего не должен, на минусы можно не обращать внимание и спокойно осваивать технику, получать пользу

Из отзывов других людей

«Випассана — очень простая, рабочая и практическая штука, за которой, как случается с подобными штуками, стоит такая глубина, что затруднительно даже подступиться к описанию. Примерно как с e = mc².» → Александр Горник, 2-й раз

«Как бы ни хотелось скептику обвинить Гоенку в попытке промыть нам мозги, придраться тут не к чему. Будда создал учение, идеально подходящее для атеиста или агностика. Випассана зиждется на шила (по сути, старый добрый категорический императив — кто будет с ним спорить?), самадхи (концентрация ума — очень полезный в жизни навык) и панья (мудрость).» → ЖЖ

«Техника считается универсальной и нерелигиозной, но по вечерам много говорят о Будде. И учат заповедям, как и религии, —  быть добрым, сострадательным, любить всех, не убивать, не воровать, не лгать. Но каждый может взять из техники то, что ему полезно.» → Наталья Молина

«Сам же мистер Гоенка в записи меня жутко раздражал. Во-первых, голосом. Во-вторых, интонациями. В третьих, он очень любил повторять одно и то же слово, или одну и ту же фразу по десять раз, что просто выводило из себя, несмотря на всю випассану» → Георгий Вербицкий

«У всех одна цель — чтобы ты правильно понял технику. Организаторы лучше тебя знают что надо для этого делать и все эти ограничения очень точно продуманы и основаны на опыте. Плюс, широчайше применяется здравый смысл и я не нашёл никаких противоречий с тех, как бы организовал ограничения я сам, как бы хотел, чтобы они работали в отношении меня. Свободу мою никто не трогал.» → Пётр Диденко

«Конечно, не обошлось и без психоделических переживаний. Традиция випассаны славится своим равнодушием к спецэффектам. Попытайтесь это игнорировать и возвращайтесь к практике, — типичный ответ учителя неофиту по поводу ангелов, с которыми он общался во время медитации. Но мой второй и третий день курса, а так же пару дней в середине — сытный бульон для испытывающего психоделический голод.» → Александр Янкелевич

«Постепенно ты понимаешь, что объективно, а что приходяще. Ты понимаешь что ощущения — очень объективны, у тебя появляется критерий объективности, её образец.» → Пётр Диденко, 2-й раз

«Прошел почти месяц. Вечером я медитирую и мгновенно засыпаю. Я рано встаю, шести-семи часов для сна теперь вполне достаточно. А раньше была соней. Я научилась концентрироваться, поэтому мне легче работать. Радуюсь простым вещам, меньше раздражаюсь, и если что-то не так, мысленно повторяю И это пройдет. Помогает!» → Наталья Молина

«В организации, созданной Гоенкой, и ритритах, проводимых ею, очень сильны подражательные и культовые тенденции. Техника способна ускорить и обострить Деперсонализацию и диссоциативные расстройства (как определено в DSM-IV). В описании и рационализации техники много теоретизирования и необоснованных утверждений. Выгоды, которые преподносятся, как результат практики Випассаны, нуждаются в перепроверке.» → Harmanjit Singh

«После медитаций дома я чувствовала себя дерганой и нервной — хотелось бежать и срочно делать все и сразу, хоть разорвись. Но был и положительный эффект — я стала в разы больше успевать, постепенно успокоилась и нашла равновесие випассаны и реальной жизни. Я больше не медитирую специально, но научилась поддерживать состояние концентрации, пока хожу, еду в метро или даже жду лифта. И если наблюдаю ощущения, как нас учили, то даже в самые мерзкие моменты жизни могу совершенно искренне улыбнуться.» → Женя Пронина

«Если бы не медитация и связанный с ней тяжелый умственный и физический труд, это был идеальный отпуск.» → Дима Морозов

«После всех глубоких осознаний и процессов, выходить в мир и произносить какие-то простые слова очень проблематично: голос садится, и звуки застревают где-то в гортани. Начинаешь действительно понимать как много сил мы тратим на болтовню, особенно если она пустая.» → Ярослав Андриянов

«Со времени описываемых событий прошел год. Випассана, вписавшись в ряд других принятых решений, действительно изменила мою жизнь. И главное не то, что происходит во время 10-дневного курса (хотя это величайший опыт на всю жизнь). Главное — что вы сделаете, когда выйдете оттуда, а випассана дает силу и решимость для изменения, подъема на недосягаемый прежде уровень.» → Елена Гутникова

«Нельзя сказать, что эти 10 дней полностью меняют личность. У меня так не произошло. Но у меня появился мощный инструмент — как оставаться уравновешенным, как спокойнее относиться к любым событиям в жизни.» → Леонид Тимошенко

Ещё:3 истории в статье АфишиАндрей СтепенкоАлексей и Мария Глазуновыkate341Ирина ФедоськинаОльга К.vitorianaМихаил РыбаковloardaphexЛюдмила Колоколова.

Биография

С. Н. Гоенка – учитель випассаны в традиции Саяджи У Ба Кхина из Бирмы (Мьянмы).

С. Н. Гоенка, мирянин, индиец по происхождению, родился и вырос в Бирме. Там ему посчастливилось встретиться с У Ба Кхином и научиться от него технике випассаны. После четырнадцати лет обучения под его руководством С. Н. Гоенка в 1969 году поселился в Индии и начал обучать випассане. В стране, где по-прежнему очень сильны кастовые и религиозные различия, предлагаемые им курсы привлекают тысячи людей из всех слоев общества. Кроме того, люди приезжают в Индию на курсы випассаны со всего мира.

С. Н. Гоенка обучил випассане десятки тысяч людей, проведя более трехсот курсов в Индии и в других странах, на Востоке и на Западе. С 1982 года он начал назначать помощников, чтобы справляться с растущим спросом на курсы випассаны. Под его руководством были основаны центры медитации в Индии, США, Австралии, Новой Зеландии, Франции, Великобритании, Японии, Таиланде, Бирме, Непале, на Шри-Ланке и в других странах.

Техника, которой обучает С. Н. Гоенка, представляет традицию, идущую от Будды. Будда никогда не учил сектантской религии; он учил универсальной Дхамме – пути освобождения. В русле этой традиции подход С. Н. Гоенки не имеет ничего общего с сектантством. Поэтому то, чему он учит, привлекает людей вне зависимости от их происхождения, вероисповедания и места проживания.

Гоенка получил одну из самых престижных Наград Padma от президента Индии в 2012г. Это высшая гражданская награда правительства Индии.

Сатья Нараян Гоенка скончался в сентябре 2013 года, в возрасте 89 лет. Он оставил нетленное наследие — технику випассаны, которая теперь доступна более широко, чем когда-либо прежде для людей во всем мире.

Ок, и какой результат?

К сожалению, после 10-дневного курса не становишься супер просветлённым сверхчеловеком и даже тяжело ответить на прямой вопрос — “Что изменилось?”. Более того, первые несколько дней после курса возникает жёсткое ощущение “отката”: медитации идут с трудом, сосредоточиться очень тяжело, в голове шум, хаос и расстройство.

По истечении нескольких дней могу сказать, что глобальных изменений у меня не случилось (возможно, потому что я уже достаточно давно медитирую, пусть и не в таких объёмах), зато произошло несколько точечных откровений.

Во время курса (в основном, в минуты перед сном) я размышлял над разными вопросами, которые меня волнуют. Я анализировал свои жизненные ситуации — в отношениях с друзьями, семьёй, девушками, с мимолётными людьми — и находил внутри себя отголоски чувств (обид, горечи и других), многие из которых хранились где-то в моём сознании по 5, а иногда и по 7–10 лет. Периодически всплывали давно затерянные воспоминания, и в эти моменты тело зачастую буквально вспыхивало фейерверком разных ощущений.

Наверное, два ключевых принципа, которые стали очевидны для меня:

  1. Прямота и простота в коммуникации — реально, столько сил уходит на все эти “лавирования”, а внутри всё равно копится негатив (грусть, скука, усталость, иногда злость). Особенно смешно мне было вспоминать различные переписки с девушками — в которых иногда чувствуешь себя как уворачивающийся от пуль Нео в “Матрице”. При этом “прямота” не значит “резкость”, а в моем понимании, скорее, “искренность” — чем быстрее выскажешь свои настоящие мысли/ощущения, тем быстрее вы с человеком либо сблизитесь, либо разойдетесь, что в любом случае будет на пользу обоим.
  2. “Развязывать узлы” — очень часто мы заканчиваем отношения/общение, при этом оставляя вагон недомолвок. По разным причинам: поссорились-обиделись, “молча” ушли, не смогли сформулировать. Каждая такая ситуация сидит где-то глубоко внутри и либо просто периодически отравляет жизнь (в моменты случайного воспоминания), либо еще и влияет на последующие отношения — обычно неосознанно. Поэтому как только находится такой “узелок” — лучше набраться смелости и проговорить его с человеком, потому что иначе мозг построит тысячу сценариев, ни один из которых, вероятно, не будет иметь ничего общего с реальностью

Ещё из интересного — в начале у меня во время медитации прямо дёргалась верхняя губа в такой типичной эмоции «отвращения». Поначалу очень удивило само наличие такой эмоции у меня, но потом понял, что всё закономерно: первые дни я, привычный к комфорту, именно так неосознанно морщился/кривился почти по любому житейскому поводу — общий душ, несносные мелкие насекомые и т.д.

Стоит отметить, что 10-дневным курсом всё не заканчивается. Continuity is the key to success.

После курса рекомендуется медитировать по 2 часа в день — 1 час утром и 1 час вечером. Для тех, кто ужаснулся, как это возможно вписать в своё расписание, Гоенка обещает, что качественная и регулярная медитация сокращает время необходимого сна минимум на 1 час. Таким образом, останется вытащить из своего обычного дня всего час, что уже гораздо проще. Мне пока тяжело прокомментировать, работает ли история со сном, но именно эта мысль меня поддерживает — за исключением пары пропущенных вечеров, я пока выдерживаю новый режим.

Кроме того, рекомендуется проходить подобный 10-дневный курс минимум раз в год. В нашем потоке было достаточно много людей, кто проходил 2-ой и 3-ий разы, а одна девочка проходила 7-ой курс (из которых 3 — в этом году). К слову, это была самая счастливая девочка в потоке.

Для особо страждущих есть также 20-ти-, 30-ти- и даже 45-тидневные курсы, но, на мой взгляд, это уже прямой путь в монахи.

Источники

  • Бонд, Джордж Д. (1992), Буддийское возрождение в Шри-Ланке: религиозная традиция, переосмысление и ответ , Motilal Banarsidass Publishers
  • Бронкхорст, Йоханнес (1993), Две традиции медитации в древней Индии , Motilal Banarsidass Publ.
  • Буддхадаса Бхиккху (2014), Сердцевина Древа Бодхи , Публикации Мудрости
  • Басвелл, Роберт Э. Младший; Гимелло, Роберт М., ред. (1994), Пути к освобождению. Марга и ее трансформации в буддийской мысли , Дели: издательство Motilal Banarsidass
  • Дхаммадхаро, Аджан Ли (1982
  • Гликман, Маршалл (1998), За пределами дыхания: необычайная внимательность посредством медитации Випассана всего тела , Tuttle Publishing, ISBN 978-1-58290-043-8
  • Гомес, Луис О. (1991), «Очищающее золото: метафора усилия и интуиции в буддийской мысли и практике», Питер Н. Грегори (редактор), Внезапное и постепенное. Подходы к просвещению в китайской мысли , Дели: издательство Motilal Banarsidass
  • Гомбрич, Ричард Ф. (1997), Как возник буддизм. Обусловленное происхождение ранних учений , Нью-Дели: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. ООО
  • Хантипало, Бикху (1984), Спокойствие и понимание. Буддийское руководство для медитирующих , Лондон и Дублин: Curzon Press Ltd.
  • Кинг, Уинстон Л. (1992), Медитация Тхеравады. Буддийская трансформация йоги , Дели: Мотилал Банарсидасс
  • Костер, Фриц (2009), Basisprincipes Vipassana-meditatie. Внимательность как weg naar bevrijdend inzicht , Asoka
  • Матес, Клаус-Дитер (2003), «Смешение сутр с тантрами: влияние Майтрипы и его круга на формирование сутры махамудры в школах кагью», тибетская буддийская литература и практика: исследования в период становления, 900–1900 гг. 1400. Тибетские исследования: материалы десятого семинара Международной ассоциации тибетских исследований , Оксфорд
  • МакМахан, Дэвид Л. (2008), Создание буддийского модернизма , Oxford University Press, ISBN 
  • Ньянапоника (1998), Het hart van boeddhistische meditatie (Сердце буддийской медитации) , Ашока
  • Полак, Гжегож (2011), Пересмотр джханы: на пути к критической реконструкции ранней буддийской сотериологии , UMCS
  • Рэй, Реджинальд А., изд. (2004), В присутствии мастеров: мудрость 30 современных тибетских буддийских учителей , ISBN 978-1-57062-849-8
  • Шмитхаузен, Ламберт (1986), «Критический ответ», в Рональде В. Нойфельдте (редактор), Карма и возрождение: постклассические разработки , SUNY
  • Шуман, Ханс Вольфганг (1974), Буддизм: очерк его учений и школ , Теософский паб. жилой дом
  • Веттер, Тилманн (1988), Идеи и медитативные практики раннего буддизма , BRILL
  • Warder, AK (2000), индийский буддизм , Дели: Motilal Banarsidass Publishers
  • Винн, Александр (2007), Происхождение буддийской медитации , Рутледж

Випассана по Гоенке

Для себя мы решили, что раз уж хотим потратить на обучение медитации 10 дней, то нужно выбирать место с жёсткой дисциплиной, не допускающей каких либо послаблений, в котором обучение будет проходить наиболее эффективно. Поискав в интернете отзывы и пообщавшись со знакомыми, обучавшимися в самых различных центрах, мы выяснили, что наиболее серьёзным курсом считается Випассана по системе Гоенки.

На сегодняшний день, эта система медитации имеет самое широкое распространение во всём мире. Организация, проводящая курсы медитации Випассана – Дхамма Центр (Dhamma Center) – имеет филиалы во многих странах, в том числе в Азии, Европе, США и России. Випассана в России, правда, не очень распространена – на всю страну есть всего один постоянный центр и несколько временных площадок, а кроме того, группы набираются очень быстро и записываться нужно сильно заранее. Почитать подробнее о Випассане в России и записаться на курс можно здесь.

Вообще, изначально Випассана – это часть учения Будды, но в данном случае, в рамках Дхамма Центра, она преподаётся вне религиозного контекста и это было ещё одним фактором, подтолкнувшим нас к выбору именно Випассаны по Гоенке.

В тот момент, когда мы внезапно решили, что мы готовы к Випассане (в январе 2013 г), мы находились на Боракае. Проанализировав наш график путешествий, пришли к выводу, что оптимальным временем для прохождения курса для нас является апрель.

Весну проводить мы уже тогда решили в Таиланде, как оказалось, там есть аж 9 центров медитации, а для иностранцев доступны 5 из них. Мы выбрали Dhamma Kancana Meditation Centre в провинции Kanchanaburi (где конкретно он находится и как добраться – читайте в конце статьи).

Мы не будем вдаваться в тонкости и детально рассказывать, что такое Випассана, а ограничимся общими моментами. Подробно о медитации Випассана можно почитать на сайте Дхамма Центра.

В двух словах, Випассана – это курс обучения технике медитации, который длится 10 дней. Заезд и размещение осуществляется накануне (в «нулевой» день вечером), а выезд – на 11-й день, после завтрака.

Весь процесс организован таким образом, чтобы студентам не было ни необходимости, ни возможности отвлекаться на что-либо постороннее.

На протяжении курса действуют 5 основных предписаний:

  • воздерживаться от убийства живых существ;
  • воздерживаться от воровства;
  • воздерживаться от всех видов сексуальной активности;
  • воздерживаться от лжи;
  • воздерживаться от принятия любых опьяняющих веществ

А также некоторые правила:

  • отказаться от других техник, практик, ритуалов, молитв и тп,
  • отказаться от восприятия и воспроизведения любой информации – нельзя читать, писать, слушать музыку, пользоваться диктофоном и т.п.
  • соблюдать тишину – не общаться как вербально, так и не вербально с кем бы то ни было. Нежелательно даже встречаться взглядами. В качестве исключения – можно задавать вопросы учителю в специально отведенное время.
  • не взаимодействовать с противоположным полом – мужчины и женщины находятся в разных частях центра и не пресекаются друг с другом,
  • одеваться не вызывающе – должны быть полностью закрыты ноги и плечи,
  • на протяжении курса не выходить за пределы территории центра.

Конечно, Дхамма центр – это не концентрационный лагерь, никто насильно ни к чему не принуждает и силой ничего не отбирает. Безусловно, можно вечером достать припрятанный ноутбук, книжку или плеер и съесть шоколадку, а во время утренних медитаций продолжать спокойно спать, но с другой стороны – всё это можно делать и дома, а добровольно приехав сюда, имеет смысл жить по установленным правилам, всё-таки введены они не случайно

Более того, как выяснилось позже, пройти курс в Таиланде – было правильным решением. Випассана, даже по одной и той же программе Гоенки, может в значительной степени отличаться в разных странах, в зависимости от людей, принимающих участие в курсе.

Так, например, в Индии, по рассказам наших друзей, индийцы ведут себя ровно также, как и в обычной жизни – они могут шуметь, рыгать, сморкаться и издавать прочие звуки во время медитации, в то время как тайцы, спокойные и вежливые по своей натуре, ведут себя очень тихо, ходят на цыпочках и не мешают окружающим, а на везде на территории – чистота и порядок

Техника и курсы

Теперь вы знаете, как работает Випассана, но это знания теоретические. Это надо пережить самому, чтобы получились «знания пережитые».

Самой Випассане, как технике медитации, 2500 лет. Техника одна и та же, разные учителя преподают ее немного по-разному. Я занимался по программе С. Н. Гоенки. По его программе преподают в 290 центрах медитации почти во всех странах мира. Обучение идет по аудио-видео-записям Гоенки. На курсе всегда есть сертифицированный учитель для ответов на вопросы по технике медитации, и управляющий для решения бытовых вопросов.

Существуют другие курсы Випассаны, но я про них ничего сказать не могу.

Существуют другие техники медитации. Те, которые связаны с наблюдением за дыханием и умом, должны давать похожий эффект (по словам Гоенки). Те, которые связаны с произнесением слов или визуализацией образов — могут давать какой-то свой эффект, но не тот, что здесь описан.

Динамические методы

Строго говоря, при должной концентрации превратить в медитацию можно любое занятие. Рисование, рукоделие, спорт — будь то пятикилометровая пробежка или поднятие тяжестей; если во время практики вы сфокусированы на текущем моменте и своём пребывании в нём — вы однозначно медитируете. К особенно медитативным видам спортивных нагрузок можно отнести цигун. Цигун — работа с «жизненной энергией ци», которая включает комплексы традиционных дыхательных и физических упражнений.

Цигун представляет собой сплетение даосской философии и буддистских психопрактик. Существуют тысячи различных практик цигуна, в рамках которых можно найти более восьмидесяти различных типов дыхания и техник. Можно встретить рекомендации заниматься цигуном для профилактики и лечения болезней, а в сообществах китайских боевых искусств цигун воспринимается как инструмент концентрации и важный элемент боевых навыков.

Кому подойдёт: тем, кто предпочитает интегрировать практику медитации в активную работу с телом и не выносит идею статичности и неподвижности.  

Випассана – особенности практики и ее виды

Випассана – это древнейшая духовная практика, признанная в буддизме как методика развития личности. С санскрита слово «випассана» (випашьяна) переводится как «медитация прозрения» и «видение как есть». Именно в этом переводе кроется основное значение и понимание сути методики.

Нацеленная на очищение ума от всего лишнего, мешающего познанию себя, практика заключается в погружении в особое медитативное состояние. С ее помощью человек учится познавать свое «Я», отбрасывать все лишнее, что мешает ощутить внутреннюю гармонию. Осваивая практику випассаны, человек становится ближе к просветлению.

Считается, что зародилась випассана в Индии – там, где духовному всегда отводилась первоочередная роль. Якобы 2500 лет назад сам Будда Гаутама освоил эту практику и обучил ей своих учеников. Шакьямуни признал випассану путем обретения гармонии и здоровья, называя ее «искусством жизни». Она помогает исцелить многие телесные и душевные болезни, ставшие результатом физических и психологических страданий, возникающих в результате получения жизненного опыта.

Существуют разные направления випассаны в тибетском буддизме. Но, главные преобразования были осуществлены в XIX веке. Сегодня эта медитативная практика в основном ассоциируется с учениями Сатья Гоенка и Махаси Саядо.

Випассана по Сатье Гоенке – это десятидневная методика, направленная на:

  • Отрешенное наблюдение за собственным телом, его ощущениями.
  • Постижение практики нравственности.
  • Наблюдение за дыханием в районе ноздрей и верхней губы.
  • Развитие доброжелательности.

Данная методика – это курсы, включающие ежедневные медитации, продолжающиеся 10 часов, и вечерние лекции, на которых раскрываются все важные моменты випассаны и даются ответы на возникающие вопросы. Результатом этих курсов должно стать постепенное освобождение самскары (бессознательных впечатлений), раскрытие энергичности и доброты, развитие щедрости и честности, побуждения нравственности и самоотречения.

Благодаря тому, что освобождается память от острых эмоциональных реакций, человек получает такой результат. Все, кто желает не ограничиваться десятидневными курсами, могут пройти дополнительные курсы, которые могут длиться 3 или даже 60 дней.

Випассана, интерпретированная Махаси Саядо, получила наибольшее распространение на острове Шри-Ланка и в Таиланде. Главная особенность практики – проведение медитации не только в положении сидя, но и в процессе ходьбы.

Несмотря на то, что випассана выполняется почти круглые сутки, особого утомления человек не испытывает. Это благодаря тому, что происходит чередование статичности (неподвижного положения) и динамичности (движения). Во время медитации необходимо испытать «випассана-няна» (шестнадцать осознаний). Только так можно считать, что должный результат был достигнут.

Историческая справка

Медитация випассана (випашьяна) — древнейшая техника индийского происхождения, которая в далеком прошлом была развита, но на время забыта. Повторно ее распространил Гаутама Будда 2500 лет назад.

Он заметил, что, открыв свою истинную природу, человек способен исцелиться от тревожных мыслей, старых психологических травм, источников боли и причин неуверенности, неудач и отсутствия любви. Будда пришел к простому умозаключению: счастье не зависит от внешних обстоятельств.

Медитация випассана — это суть того, что изучал и преподавал Будда в течение долгих 45 лет своего служения. В то время, когда он жил, многие сумели освободиться от страданий, регулярно медитируя в данной технике. Постепенно випассана вышла за пределы Индии и стала популярна в Таиланде, Мьянме, Шри-Ланке.

После смерти Будды популярность медитации в Индии резко снизилась. Ее истинные почитатели остались в основном в Мьянме, передавая основные принципы и правила техники из поколения в поколение. Так продолжалось более 2,5 тысяч лет, поэтому випассана дошла до наших времен практически в первозданном виде.

Актуальность випассаны в Индии вновь возросла благодаря С. Н. Гоенке. Кроме того, ему удалось популяризовать технику более чем в 80 странах мира. Он был одержим желанием вернуть былую популярность медитации.

Гоенка преподавал випассану в Индии, начиная с 1969 года. Через 10 лет он стал проводить лекции  плюс практики и в других странах. За 35 лет преподавательской деятельности ему удалось обучить более 800 учителей.

Во время его путешествий во всем мире стали открываться центры для проведения ретритов и лекций.

Зачем она нужна?

Освоив медитативную технику, практикующий начинает ощущать изменения в своем сознании: негативные эмоции уходят, появляется чувство любви и счастья.

Если ежедневно уделять время этому занятию, то станет легче:

  • справляться с отрицательными чертами характера и сформировавшимися плохими привычками;
  • осуществить прорыв в индивидуальной программе занятий йогой и медитативной технике;
  • успокоить внутреннюю тревогу по недостижимым ценностям, избавиться от ощущения рутины и бега по надоевшему кругу;
  • восстановить свои навыки в преподавании йоги;
  • очистить ум от токсичных мыслей и настроиться на «волну» благости: сочувствия, доброго отношения к людям, смирения, понимания, благодарности и т. п.;
  • получить новый опыт в освоении практики йоги, ощутить поток энергии внутри тела, работу чакр, осознать опыт предыдущей или предназначение будущей жизни;
  • встретить людей с подобным мышлением, идущих к Богу;
  • находить выход из любых затруднительных ситуаций;
  • познакомиться с самим собой без наслоения чужих ролей, лишних эмоций, обязанностей;
  • отдохнуть телом и душой;
  • понять, что самый мудрый Учитель – тот, который находится внутри сознания человека;
  • проработать блокировки на уровне кармы.

Справка! Положительный эффект от Випассаны наблюдается некоторое время и после завершения медитации. Окружающий мир начинает играть новыми красками. Человек подзаряжается энергией и выходит из «замкнутого круга» привычной жизни. Но как долго это будет длиться, зависит от самого практикующего и от его вовлеченности в процесс преобразования.

Сколько платить

Первые центры Гоенка открыл в Индии. Хотел, чтобы больше людей освоили технику и стали счастливее. Гоенка был успешным предпринимателем и сам оплачивал содержание центров, поэтому ученики платили только за еду. Но деньги одного человека не бесконечны, и он поменял модель — ученик может заплатить столько, сколько хочет. Средний чек при этом заметно вырос. Центры некоммерческие, прибыль идёт на развитие, центры начали распространяться по миру.

Я для себя вывел такую формулу: беру стоимость проживания в отеле в данной местности за 10 дней и плачу от 30 до 100% этой суммы. Первая условно покрывает себестоимость. Вторая оплачивает участие пары будущих учеников.

Центры существуют как некоммерческие организации по законам соответствующих стран и раскрывают всю финансовую информацию.

Как научиться наблюдать эмоции и чувства

Тут есть хитрость. Эмоции всегда сопровождаются физиологическими проявлениями. Даже если эти эмоции на основе воспоминаний. Вспомнил грузовик на встречке — сердцебиение ускорилось, кулаки сжались, лоб нахмурился. Вспомнил тортик — слюна потекла.

Чувство опасности часто воспринимается как неприятные ощущения в животе. Арт-директору не нравится плохой дизайн, и он морщится. Подавление эмоций не работает — они всё равно проявляются в микровыражениях и других физиологических параметрах — на этом эффекте работает полиграф. Сильные эмоции проявляются физиологически сильнее, слабые — слабее (), но обязательно проявляется.

Техники выполнения медитации випассана, советы.

Медитация — единение с миром вокруг

1. Осознавание дыхания в области живота.

А точнее осознавание движения живота при вдохе и выдохе. Подъем или напряжение при вдохе и опускание либо расслабление при выдохе.

Нужно просто осознавать движения живота при дыхании. Считается, что со вдохом и подъемом живота, поднимается и жизненная энергия, и опускается с выдохом.

Во время этой техники медитации ум замолкает, эмоции успокаиваются и растворяются.

Это лучшая техника медитации для начинающего

Обучаться випассане лучше всего как раз с наблюдения тела, как грубого элемента материи, который легко отследить своим вниманием

Движение живота как раз то, что нужно.

Дыхание должно быть абсолютно естественным, чтобы не отвлекать от наблюдения за движениями живота.

Капалабхати. Очищающая дыхательная практикаКумбхака. Правила выполнения задержки дыхания.

Осознавание действий своего тела, ума, своих ощущений и мыслей.

Это можно делать как во время медитации, так и во время прогулок, отдыха – в процессе жизни.

Если вы сидите – осознавать процесс сидения, касание телом подушки, вес тела.

Прогуливаясь, ощущать касание стопами ног земли, осознавать движение каждой ноги, движения рук вперед и назад.

Стоя в душе, ощущайте температуру воды, как она растекается по всему телу и какие это вызывает ощущения

Осознанное внимание

Также и с мыслями. Есть техники медитации по наблюдению за мыслями – это тоже випассана.

Будьте открыты и восприимчивы. Разрешайте всему, что появляется в вашем поле осознанности, прийти и уйти.

Ум любит уводить за собой.

Побежали за мной

Вы медитируете и вдруг замечаете, что уже улетели очень далеко за мыслью и даже не осознали этого. Не нужно расстраиваться и злиться. Абсолютно ничего страшного – просто вернитесь снова к объекту медитации.

Не стоит пытаться насильно сдерживать ум, контролировать и останавливать мысли.

Это приведет к противоположному эффекту – ум начнет «атаковать» еще сильнее

Все внимание на объект медитации – и ум станет спокойнее

Курсы и ретриты.

Что такое ретрит? Какими они бывают и в чем их смысл?

Наверное, лучшим вариантом для познания медитации випассана являются многочисленные курсы и ретриты, которые проводятся по всему миру.

Там вы сможете погрузиться на несколько дней, недель и даже месяцев в практику. Для вас будут созданы подходящие условия, будут работать учителя.

Есть ретриты бесплатные, которые существуют за счет благотворительных взносов тех, кто их прошел. Есть более комфортные ретриты — таких больше в Европе. В Индии, например, условия более, скажем так, аскетичные, но и они более доступные. Вы сами выбираете, что вам больше подходит.

Но если вы не можете полностью вырвать себя из жизни на несколько недель, тогда воспользуйтесь техниками выше и практикуйте дома и в повседневной жизни.

Медитация прощения. Как простить себя и отпустить обиды? Пример практики.Медитация перед сном. 12 техник для расслабления.

Добавить комментарий