Магия и эзотерика

Икона Покров Пресвятой Богородицы

О чем просят перед образом

По церковным канонам, Богородица привела в мир Сына Божьего, воспитала и оплакала его смерть, поэтому стала матерью всех христиан. Святая Дева является усыновительницей и заступницей всех людей перед Господом. Обращаться к святой можно с просьбами о помощи в любых благих делах. Вифлеемский образ находится в месте, где родился Иисус. Лик Девы Марии осенен радостью материнства, губы тронула улыбка, глаза светятся нежным умилением. У чудотворного образа в Вифлееме просят:

  • о рождении детей, даровании материнства;
  • о благополучных родах, здоровье детей;
  • о семейном благосостоянии и счастье;
  • о взаимопонимании между родителями и детьми;
  • о выздоровлении больных, даровании исцеления;
  • об ограждении семьи от злобы и нападок недоброжелателей;
  • поддержки в добрых делах.

Главный смысл чудотворного образа заключен в названии – «Одигитрия». Богородица указывает на отрока Иисуса, призывая христиан следовать Его заповедям. Икона помогает обрести веру, вступить на путь покаяния и добрых дел. Обращаясь к Вифлеемскому образу с малыми просьбами, нельзя забывать, что Богородица помогает тем, кто глубоко верует, следует христианским законам. Простого чтения молитв недостаточно, чтобы икона явила чудодейственную силу, нужно веровать, сохранять чистоту помыслов.

Считается, что Вифлеемский образ покровительствует матерям, помогает решать семейные проблемы, улаживать отношения с близкими. Под киотом паломники оставляют дары в благодарность за помощь Богородицы и явленные чудеса.

Иконография

Самые древнейшие изображения Покрова, которые сохранились на Златых Суздальских Вратах. Образ Богородицы здесь Изображен в профиль, а над ней простирается омофор. Изображения на иконах Покрова Богородицы основаны на жизнеописании блаженного Андрея Юродивого, из которого все узнали о явлении Божьей Матери. Существуют две традиции иконописи:

  1. «Суздальская» – на этих иконах Богородица, простирающая омофор над молящимися, изображена перед храмом, который представляет собой очертания Влахернской церкви, где произошло чудесное явление.
  2. «Новгородская»– здесь Божья Матерь изображена молящейся в храме вместе другими верующими. Она стоит на облаке над закрытыми Царскими вратами. Над Богородицей распростер красный покров, который бережно удерживают с двух сторон парящие в воздухе ангелы.

Суздальская иконография связана с первой Боголюбской иконой Матери Божией. Именно с нее делались списки чудотворных икон, которые разошлись по многочисленным храмам России. Самая ранняя сохранившаяся новгородская икона Покрова Богородицы – это образ из древнего Зверина монастыря. Композиция иконы отличается симметричностью. Изображения ее частей уравновешены. В центре – образ Божией Матери, справа и слева – участники великого события.

Позже эти две традиции изображения великого события стали объединяться. Начиная с XVII века, композиция икон меняется. На них изображается торжественное шествие Богородицы в сопровождении святых и ангелов к Престолу Спасителя.

Русские иконописцы благоговейно и внимательно изображали не только важные детали из летописных источников, но и образы святых. На иконах Покрова Богородицы всегда присутствуют апостол Иоанн Богослов и Пророк Иоанн Предтеча. Они располагаются слева от образа Матери Божией. Справа можно увидеть Андрея Юродивого, указывающего своему ученику Епифанию на чудесное видение.

Значение молитв, посвященных иконе «Покров Пресвятой Богородицы»

Чтобы правильно возносить молитвы, следует вдуматься и понять смысл произносимых текстов.

Тропарь праздникаКондакАкафистМолитва

В нем поясняется, с какой целью христиане собираются в этот день в церкви. Просит у Богородицы избавить их от всякого зла и указывает на Христа Бога, как на единственный Источник благодеяний.

Слушать тропарь:

В кондаке описывается видение святому Андрею, указывая на торжественность события и моление Девы Марии Господу за людей, как причину всеобщей радости.

Слушать кондак:

Акафист подробно рассказывает историю влахернского чуда и возвеличивает Богородицу, призывая Ее защитить всех, кто с молитвой прибегает к Ней.

Слушать Акафист:

Молитва, которую читают после акафиста, содержит все просьбы, какие могут быть у христианина к Господу. Начинается с прославления Богородицы, затем идут просьбы и прощении грехов и помиловании, которое подает Бог по молитвам своей Матери. Далее перечисляются насущные потребности, начиная с помощи в трудах духовенству и заканчивая «послушанием для чад». В конце верующие просят упокоить души усопших и предаются воле Господа

Слушать Молитву:

Где находится икона Божьей Матери «Покров» Пресвятой Богородицы

Этот чудотворный образ Девы Марии является одной из самых почитаемых изображений православной иконографии. В российских храмах хранится множество разнообразных списков этого образа. Помимо этого есть и настоящие чудотворные шедевры:

  1. В церкви Покрова на Нерли. Данное здание было построено еще XII веке князем Андреем Боголюбским;
  2. В Покровском соборе, который был основан Иоанном Грозным. У здания героическая судьба, ведь оно пережило столько перипетий русской истории. На сегодняшний день здание выполняет две функции: с одной стороны это действующий храм, а с другой — исторический музей;
  3. В Покровском женском монастыре.

Помимо выше названых на территории Москвы действует больше 100 Покровских храма. К тому же на всей территории России практически в каждом городе есть церковь в честь Покрова.

Когда день празднования чудотворного образа Пречистой

Празднование данной иконы в Православной Церкви отмечают 1/14 октября. Данное событие Русская Церковь празднует с 1164 года. Выбрали этот день в честь знаменования Богородицы при осаде Константинополя в 910 году.

История иконы

Есть несколько образов «Умиления», но своей историей выделяется тот, на котором Пречистая Дева изображена одна, с опущенными глазами и скрещенными на груди руками. Этот образ полон сильных чувств, ведь он относится к тому периоду ее жизни, когда Архангел Гавриил уже благовестил Деве Марии, что она избрана для рождения Спасителя. Она знает об этом, она уверена в будущем чуде, и чувства переполняют ее невинную душу. Именно слова Архангела написаны на нимбе этого образа «Радуйся, Невесто Неневестная».

А чувство смирения, душевного участия, тихой радости, которые изображены на иконе, выразила Дева Мария в словах: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

По преданию, икона принадлежала Серафиму Саровскому, который обрел ее и повесил у себя в келье. О наличии этого чудесного образа в скромной келье Святого отшельника стало известно в 1815 году, когда он уже стал принимать у себя просителей. Больных, приходивших к нему, он помазывал маслом из лампадки перед этой иконой, и тем самым исцелял их.

Святой Серафим называл ее «Всех радостей Радость» — что очень подходит к удивительно нежному изображению Богоматери.

Именно перед этой иконой святой скончался, стоя на коленях и совершая молитву «Умиление» Пресвятой Богородицы. Это произошло 2 января 1833 года. То есть икона была у Серафима Саровского не менее 18 лет.

После смерти святого ее передали в Саровский монастырь, которому принадлежал Серафим, но настоятель Нифонт передал ее сестрам Дивеевской Серафимовской обители, духовным наставником которой был почивший старец и уставом которого пользовались в этой обители.

После революции монастырь некоторое время существовал, но в 1927 году был закрыт и частично разрушен. Икону «Умиление» хранили как великую святыню, принадлежавшую преставившемуся святому. И в 1990 году она была помещена во вновь освященном пределе в свою честь.

С тех пор паломники снова стали читать молитвы Богородице перед иконой «Умиление», которая приобрела дополнение «Серафимо-Дивеевская».

Икона Серафима Саровского сейчас находится в Москве, в Патриаршей резиденции. В Дивеевском монастыре – ее список, который также имеет целительную силу. Но один раз в год святыня обязательно прибывает на празднование в свой монастырь.

О чём молятся, в чем помогает?

Заступница, Богородица, Святая Мария, Матерь Божия, Приснодева, Царица Небесная – так обращаются к Богоматери верующие, испрашивая помощи в трудных ситуациях, защиты от внешнего зла и разрушения.

  • Молясь перед иконой Покрова, верующие просят укрыть их под Покровом, помянуть в молитвах Христу, заступиться перед Сыном Божьим, защитить даже от Божьего гнева – в том случае, если неразумные поступки уже совершены, и нужно справиться с их пагубными последствиями.
  • Особое прилежание в молитвах, обращенных к иконе, в день праздника Покрова Богородицы, по убеждению верующих, дает защиту в течение года, и Матерь Божья незримо укрывает обратившихся к Ней в молитвах своим чудесным Покровом.
  • С молитвой о покровительстве Богоматери к иконе обращаются в случае несправедливых и справедливых судебных преследований, необоснованных и обоснованных обвинений, в случаях наговоров, клеветы, неприязни и вражды от тех или иных людей.
  • Богородица является защитницей и покровительницей семьи, поэтому часто к иконе Покрова обращаются с просьбой восстановить мир в доме, хранить семью от бед, ссор, напастей.
  • Обращаются к Богородице и с просьбами о замужестве. В этом случае, вместе с традиционной канонической молитвой приговаривают: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком» или «Покров-Матушка, покрой землю снежком, а меня молодую платком».
  • Прибегают к молитве перед Покровской иконой, когда просят о благополучной беременности, о рождении детей и защите всех домочадцев от людской злобы и болезней.
  • Молятся перед образом Покрова Богородицы также родители, если хотят, чтобы их дети были под надежным небесным покровительством.

Народные традиции и приметы

Середина октября на Руси считалась переходным периодом с осени на зиму. К этому времени крестьяне старались закончить все полевые работы, подготовить скот к зимовке, сделать запасы продуктов. Уже начиналась суровая морозная пора. Начинались топиться печки, избы тщательно конопатили.

В день Покрова скотине отдавался последний сноп – «пожинальник». Его готовили всей семьей и хранили до праздника в переднем углу избы. Считалось, что этот сноп защитит животных от напастей и даст сил пережить суровую зиму.

Праздник Покрова Богородицы – благоприятная пора для свадеб. Как гласит народная поговорка: «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом». Каждая молодая девушка мечтала выйти замуж именно в это время. Ведь сама Матерь Божия была покровительницей в знаменательный день. Они молились ей и ставили свечи перед ее иконой в церквях. Считалось, что раньше всех выйдет замуж девушка первой поставившая свечку Богородице.

«Покровский» день богат на народные приметы. По нему крестьяне определяли. Какая будет зима. Первый снег, выпавший 14 октября, предвещал раннее наступление зимы. И наоборот, она будет мягкой и бесснежной, если на Покров прольется дождь. Отлет журавлей в теплые края в этот день – верный признак ранней и холодной зимы.

Клен и береза не сбросили листву к середине октября – жди суровых морозов. Предстоящую зимнюю погоду определяли и с помощью флюгера. Ветер с севера – холодная зима, с юга – теплая. Иней на Покров имеет символическое значение. Он покрывает землю, как Пресвятая Богородица защищает своим омофором всех православных христиан.

Богослужение и молитвы Покрову Пресвятой Богородицы

Богослужение начинается с раннего утра. Духовенство надевает белые одежды в знак чистоты Покрова и своих помыслов. Литургия будет долгой, читают акафист, тропарь, поют величание. Молитвы в этот день особенно прочувствованные, пронизанные мольбами. Люди верят, что защита Богоматери убережет их от бед. Церковь в праздник выглядит особенно нарядной, прихожанки надевают белые платки, это символ Покрова Ее, лица православных одухотворенные и просветленные.

Песнопения Покрову Пресвятой Богородицы

Песнопения для общенародного пения на Покров Пресвятой Богородицы:

1-й антифон:

Благослови, душе моя, Господа, Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя. Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами. Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутреняя моя, имя святое Его. Благословен еси, Господи.

2-й антифон:

Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помошник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них; хранящаго истину в век, творящего суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя; Господь умудряет слепцы; Господь возводит низверженныя; Господь любит праведники; Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век. Бог твой, Сионе, в род и род.

Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотиться от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

Блаженны:

Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажнени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротции, яко тии наследят землю.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради.
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы

Глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Перевод:

В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»

Кондак Покрову Пресвятой Богородицы

Глас 3

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Перевод:

Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Перевод:

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.

Покров Пресвятой Богородицы: Иконы

Покров Пресвятой Богородицы, икона — Северная Русь XVIII век

Икона в Церкви Покрова в с. Селезневе, XVIII векПокров Пресвятой Богородицы икона. Конец XVIII векаПокров Пресвятой Богородицы, современная икона

О чём молится, о чём просит народ Божию Матерь

Конечно, о защите от иноземных врагов, от злых людей, от напастей, болезней. Ведь Она покрыла своим омофором народ, защитила от врага.

Как сказано выше, в России выстроено 1300 с лишним храмов, церквей, соборов, посвящённых Покрову. Хочется рассказать об одном храме, по архитектуре, вызывающий восторг. Это церковь на Нерли. Трудно представить более изящного строения. Миниатюрная, изящная — «белая лебедь»: так её называют в народе.

Построил её Андрей Боголюбов в 1165 году после Волжского похода. Он понял, что Богородица защищает Русь, покрыв своим омофором. Резьба украшает все фасады. Фигуры имеют определённый смысл. Вверху — родоначальник рода, к которому относится Присно Дева — царь Давид с гуслями. Со всех сторон находится по орлу, ниже — львы. Соседство зверей символически говорит о согласии и мире, установившихся при князе.

Храм находится в 1,5 км от станции Боголюбово, Владимирской области.

Местонахождение первых икон Покрова

Самые древние из сохранившихся икон относятся к 14 в. и хранятся:

  • в Третьяковской галерее — из Суздальского Покровского монастыря, 14 в.
  • в Национальном художественном музее Украины — из Восточной Галиции
  • в Новгородском музее — из Зверина монастыря

В начале 16 века на стене храма Ферапонтова монастыря появилась монументальная картина Покрова, написанная Дионисием. По сравнению с лаконичным изображением на Суздальских вратах, в дионисиевской фреске были изображены все подробности андреева видения и связанные с ним предания.


Покров Богоматери. Из Покровского монастыря в Суздале. Конец XV в.

Каноны иконописи

Православные иконы Богородицы можно разделить на четыре основных вида:

  • Знамение Богородицы (дева Мария изображается молящейся, у нее на груди образок с Христом. Символизирует непорочное зачатие)
  • Одигитрия (направление к вере, наверное, самый известный пример христианской живописи вообще. Дева Мария изображается с младенцем Иисусом на руках, его перст благословляет мать и всех истинно верующих)
  • Елеуса (тоже образ девы Марии с младенцем Иисусом, но без направляющего перста. Икона является символом материнства и единения чада и его матери)
  • Акафистные иконы Богородицы (изображения Богородицы без ребенка)

Несмотря на систематизацию, большинство ликов Богородицы в православном христианстве знают не по ней, а по наиболее известным чудотворным иконам. Считается, что каждая из них может защитить от того или иного недуга, уберечь от беды и направить на нужный путь.

Самый известный Покровский храм

Церковь Покрова на Нерли входит в культурное наследие нашей страны, находится во Владимирской области, в селе с говорящим названием Боголюбово. Историки называют разные даты построения — либо 1165, либо 1158 г. Всемирно известная каменная поэма была спроектирована заграничными мастерами — предположительно, римлянами. Многих удивляет очень быстрый темп строительства. Церковь была готова за год, хотя обычно это занимало втрое больше времени.

Андрей Боголюбский, владыка тех земель, возвел храм в честь погибшего сына. Возможно, были и до этого Покровские храмы, но истории про них ничего не известно. Святой князь очень почитал иконы Пресвятой Богородицы, Покров же тогда был не особо известным праздником. Сначала на Нерли располагался также монастырь, но он просуществовал лишь до конца 18 в. Спустя два десятилетия и церковь хотели уничтожить, разобрав на строительный материал (так поступали строители древности).

Церковь Покрова сохранилась почти без изменений, в том числе уникальные рельефы на фасаде. Кто же там изображен? Это царь Давид, символизирует мудрость и справедливость. Окружающие львы говорят о силе правителя. Это также символ владимирских князей, который и сегодня украшает герб г. Владимира. Есть на фасаде и голуби — знак Святого Духа, кроткого нрава. Женские головы, вероятно, символизируют Царицу Небесную.

История возникновения церковного праздника Покрова

События, предшествующие появлению этого почитаемого в России праздника, произошли в далеком Константинополе в 910 г. Город находился в осаде. Измученные жители собрались во Влахернском храме помолиться Господу об освобождении Константинополя от сарацинов. В это время пришел в церковь блаженный юродивый Андрей со своим учеником Епифанием будущим  патриархом Константинополя. Во Влахернском храме находилась риза Матери Божией, Ее пояс и покрывало.

Вся ночь прошла в усердной молитве и под утро святой Андрей узрел Богородицу, молящуюся над верующими вместе с ангелами в сопровождении апостола Иоанна Богослова и пророка Иоанна Предтечи. Царица Небесная сияла ярче солнца. Божья Матерь опустилась на колени у алтаря и долго слезно молилась о спасении христиан. Помолившись, Матерь Божия сняла с головы свое сверкающее как молния покрывало, и простерла его над верующими.

Блаженный Андрей и Епифаний с благоговейным трепетом наблюдали за происходящим чудом, пока Богородица не стала невидима. После этой памятной службы враги отступили от стен Константинополя, а день появления Царицы Небесной во Влахернском храме послужил началом празднования Покрова Божией Матери в Русской Православной Церкви.

Почти тысячу лет этот праздник отмечался только в России. В Греции, где произошло памятное событие, о нем забыли. Празднование Покрова в Греческой церкви началось в XX веке.

Значение молитв, посвященных иконе «Покров Пресвятой Богородицы»

Чтобы правильно возносить молитвы, следует вдуматься и понять смысл произносимых текстов.

Тропарь праздникаКондакАкафистМолитва

В нем поясняется, с какой целью христиане собираются в этот день в церкви. Просит у Богородицы избавить их от всякого зла и указывает на Христа Бога, как на единственный Источник благодеяний.

Слушать тропарь:

В кондаке описывается видение святому Андрею, указывая на торжественность события и моление Девы Марии Господу за людей, как причину всеобщей радости.

Слушать кондак:

Акафист подробно рассказывает историю влахернского чуда и возвеличивает Богородицу, призывая Ее защитить всех, кто с молитвой прибегает к Ней.

Слушать Акафист:

Молитва, которую читают после акафиста, содержит все просьбы, какие могут быть у христианина к Господу. Начинается с прославления Богородицы, затем идут просьбы и прощении грехов и помиловании, которое подает Бог по молитвам своей Матери. Далее перечисляются насущные потребности, начиная с помощи в трудах духовенству и заканчивая «послушанием для чад». В конце верующие просят упокоить души усопших и предаются воле Господа

Слушать Молитву:

Как расположить образ в доме

Икону в доме принято размещать в углу, на восточной стороне дома/квартиры, как это заведено в православной традиции. Для образа к стене крепят полочку, размер которой зависит от количества икон в домашнем иконостасе. Когда образов несколько, то в центре устанавливается изображение святого лика Спасителя. Образ Богородицы всегда размещают с правой стороны от иконы Иисуса Христа или Святой Троицы.

Рядом с иконостасом и иконой не должно быть предметов бытового назначения: телевизоров, компьютеров, книжных полок, цветочных горшков, картин. В качестве украшения используют вышитое православной символикой полотенце. Место, где располагается святой образ, должно быть доступно для ухода за иконой (поддержания в чистоте и опрятности).

Чудесные свершения

Различные образы Умиления, почитаемые православными России, прославлены многочисленными чудесами. Многие образы Умиления, включая один современный, проявляют себя чудесами источения мира.

Помощь в делах государственных и духовных

Наиболее прославлена такой помощью Владимирская святыня, получившая известность избавлением Москвы от войск среднеазиатского полководца Тамерлана (1395 г.). Кроме того,

  • этой иконой венчались на царство русские государи;
  • в киот иконы клались жребии кандидатов клались на патриарший престол. Так было в 1917 г. при избрании патриарха Тихона.

А Смоленский образ Умиления защищал город дважды, в начале XVII в. – от поляков, и в 1812 г. – от нашествия Наполеона.

Чудеса мироточения

Одно из первых чудес мироточения от образа зафиксировано в 1392 г. от Толгской. Во время всенощного бдения иноки вдруг почувствовали благоухание и увидели, что от руки Богородицы истекает миро. Миро текло также от ноги Младенца.

Мироточивой является и современная явленная святыня, Локотская. Чудо засвидетельствовано многими людьми, зафиксировано на фотографиях и видео.

Исцеления от болезней

Целительной силой была известна келейная икона прп. Серафима Саровского. Маслом от ее лампады он помазывал приходивших к нему больных и по вере своей они получали просимое. Одно из самых известных исцелений – избавление от болезни ног помещика Михаила Мантурова, который стал потом духовным сыном, помощником прп. Серафима.

Толгская икона известна воскрешением умершего. В 1392 г. в Толгский монастырь приехал боярин с 4-летним сыном. По дороге ребенок заболел и скончался. Оставив тело перед иконой, родители стали готовиться к погребению. Но, к ужасу и радости всех, мальчик внезапно ожил.

Особенно много рассказов о чудесной помощи, являемой Богородицей через Локотскую икону. Это излечение болезней желудка, сосудов и другие. Например, в 2015 г. во время посещения иконой Грузии получила исцеление от тяжелой болезни ног девочка Анна. Будучи в больнице, она молилась перед принесенной отцом фотокопией чудотворной святыни. И, как показало обследование, болезнь полностью ушла. Девочку выписали здоровой на другой же день.

Описание и композиция образа Богоматери

Специалисты считают, что при отсутствии икон Покрова, как и самого праздника, в Византии, образцами для русских мастеров могли послужить так называемые «акафистные» византийские образы, как бы иллюстрирующие песнопения Акафиста Пресвятой Богородице о ее заступлении, защите православных. Именно поэтому на большинстве образов изображается автор Акафиста, св. Роман Сладкопевец.

До XV в. существовало два известных извода иконы:

  • Суздальский; Пречистая написана на воздухе, перед Влахернской церковью; Она держит плат, простирая его над верующими; внизу – амвон, на котором стоит св. Роман, держащий свиток;
  • Новгородский, представляющий Богоматерь внутри церкви, над царскими вратами; Ее плат поддерживают Ангелы, Сама Пречистая подняла руки горячо молясь о погибающем мире Спасителю, чей образ написан вверху иконы.

В дальнейшем оба варианта постепенно объединяются, и к XVI в. иконография праздника складывается окончательно. Центр композиции – Богородица, простершая свой омофор (белого или, реже, красного цвета) над молящимися. Цвет плата выбирался иконописцами согласно с житием св. Андрея, описывающим его как «подобный молнии», блистающий. Как белый, так и красный являются цветами Царства Небесного.

Ниже Матери Божией изображается св. Роман и блаж. Андрей с учеником Епифанием, показывающий десницей на молящуюся Матерь Божию.

Кроме того могут изображаться предстоящие Пречистой святые:

  • слева – Ветхозаветные праотцы, пророки;
  • справа – мученики, святители, преподобные Новозаветного времени; среди этих изображений нередко можно увидеть патр. Тарасия, а также императора Льва Философа, при котором произошло чудесное явление, его супругу;
  • среди новозаветных праведников с XVI в. можно увидеть иногда некоторых русских святых;
  • на отдельных вариантах образа можно видеть также известное из житийной литературы явление Матери Божией св. Роману Сладкопевцу, когда Она даровала ему способность писать богослужебные песнопения.

В более позднее время появляются иконы, отклоняющиеся от сложившейся традиции изображения события.

  • Пресвятая Дева может изображаться вне храма, без свв. Андрея и Романа, покрывающий Своим омофором предстоящих Ей. Плат не снят с главы Матери Божией, Она простирает его, как полы плаща, над святыми. Именно такой образ создан в XVII в., например, на Украине.
  • Существуют также образы, на которых Богородица представлена держащей плат, но не изображены ни храм, ни предстоящие Владычице святые. Подобные изображения широко распространились в XIX – начале XX в. Несмотря на некоторую неканоничность, среди них ныне есть прославленные чудотворениями.

Добавить комментарий