Отличия упыря от вурдалака
Согласно славянскому словарю, слово вурдалак (вовколак) переводится как «человек-волк». Эти создания являлись оборотнями, однако со временем так стали называть всех русских кровопийц и чудовищ. В своем исконном значении это существо сильно отличается от упыря.
Сравнительный критерий | Упырь | Вурдалак |
Внешний вид | Кровопийцы из славянской мифологии обладали одним обликом. Внешне упырь выглядел как оживший мертвец. | Вурдалаки имели возможность изменять обличие. В большинство дней эти создания выглядели как люди, однако в определенные периоды они приобретали звериный облик. |
Способ обращения | Упырями могли стать нечестивые люди, или те, чье рождение и смерть сопровождались аномалиями. | Человек становился вурдалаком вследствие проклятия или укуса. |
Рацион | Славянские чудовища пили кровь, иногда поедая мясо жертв. | Оборотни питались мясом людей и животных и крайне редко пили их кровь. |
Место обитания | Погосты и берега озер. | Леса, болота и пещеры в горах. |
Самоконтроль | Упыри не обладали разумом, подчиняясь животным инстинктам. | Вурдалаки могли контролировать свои поступки в человеческом обличии, однако в облике зверя эти создания не отвечали за свои действия. |
Вурдалаком можно стать после укуса монстра
Общая характеристика
Первые упоминания об упырях были зафиксированы в языческий период. Слово имеет славянский корень «пырь», что означает «парить», «перо». В мифологии они являлись враждебными людям духами мертвецов. От чудовищ защищали берегини и Боги, которым поклонялся народ.
Со временем образ упыря изменился, это создание стало осязаемым существом. На сегодняшний день образ чудовища имеет четкое описание. К его особенностям относят:
- Жизнь после смерти. Чудовища являются ожившими мертвецами.
- Зависимость от человеческой плоти и крови. Создания питаются людским мясом или обескровливают своих жертв. Это позволяет существам продолжать свою жизнедеятельность.
- Уязвимость перед солнечным светом. Согласно легендам, упыри — ночные чудовища, солнце способно испепелить их кожу.
Внешность
Облик упырей в славянской мифологии описывается как «безобразный», «нечистый». Эти создания худощавы, безволосые, с выступающими суставами. Кожа чудовищ — бледно-голубая или зеленоватая. Пальцы на руках длинные, оснащены когтями с трупным ядом. Глазные резцы созданий удлинены по отношению к остальным зубам.
Способности
Мистическое происхождение также наделяет упырей некоторыми особенными умениями. К ним относят:
- Неуязвимость перед обычным оружием или болезнью.
- Умение превращаться в ветер, терновник или гнилой сук.
- Способность прятать дорогу, дурманить ум путников.
- Огромная сила и высокая скорость передвижения.
Способы обращения
Упырь — мертвец, который после смерти восстал для вреда людям. Поднятие мертвого зомби может быть спровоцировано разными причинами.
Особенности рождения
В южных славянских землях бытовало поверье, что отклонения во время процесса рождения могли в будущем сделать человека чудовищем. Среди подобных особенностей выделяют:
- Рождение в рубашке или во время поста.
- Зачатие в дни разгула нечисти.
- Врожденные дефекты.
Образ жизни
По поверьям, люди, при жизни причинявшие зло окружающим, после смерти могут стать кровопийцами. К обращению приводили такие виды деятельности:
- Поклонение чужим Богам, проповедование чужой веры.
- Убийства, воровство и насилие.
- Черное колдовство.
- Знахарство, направленное на умерщвление детей и смертельно больных.
Аномалии при смерти
Странные обстоятельства смерти всегда сопровождались суевериями. Человек мог стать упырем по таким причинам:
- Суицид.
- Смерть от клыков диких зверей.
- Летальный исход от чумы.
Неправильное погребение
Ритуал захоронения играл большую роль в культуре древних славян. Несоблюдение правил погребения могло обратить человека в нечисть:
- Отсутствие молебна.
- Передача острых предметов через тело покойника.
- Кошка или собака, перепрыгнувшие через умершего.
- Упавший гроб.
- Дождь, капающий на мертвое тело.
Методы борьбы
Чтобы защитить себя от упырей, славяне использовали специальные обряды погребения. Чтобы человек не поднялся после смерти, его тело расчленяли и сжигали. Распространенными методами являлись вбивание осиного кола в сердце покойника и отрезание головы. Голову умершего клали между ног — считалось, что восставший мертвец не сможет ее найти.
В гроб подозрительного покойника насыпали зерна и мелкие монеты. По легенде, упыри любили считать мелкие предметы, и это отвлекало нечисть до утра.
Против восставшего мертвеца использовали другие методы. Чтобы защитить свой дом, славяне принимали такие меры:
- На окна вешали обереги из чеснока.
- Окропление порога и окон святой водой (в христианский период) и солью.
- Каленое железо, разложенное вдоль порога.
Природными врагами упырей являются домашние животные. Хорошо защищают жилище собаки и кошки. Кровопийцы не выносят петушиные крики и колокольный звон.
Чеснок, повешенный над окном, отгоняет упырей
Свидетельства и упоминания в фольклоре
Первое упоминание об упырях в летописях датируется XI веком. Событие произошло в Полоцке. По ночам в городе стали слышать непонятный топот, а люди, которые выходили на улицу узнать, в чем дело, вскоре умирали от неизвестной болезни. Горожане решили, что в округе появился упырь. После этих событий последовали еще более грозные – в Киевской Руси начались засуха и эпидемии, виновниками которых тоже считаются упыри.
В славянском народном фольклоре, преимущественно в украинском, существует много быличек об упырях. Например, известна быличка о двух кумовьях, один из которых при жизни был колдуном, а после смерти превратился в упыря. Живой кум пошел на его могилу, увидел в земле отверстие и стал через него переговариваться с мертвецом. После заката упырь вылез из могилы и предложил живому пойти с ним в деревню.
В деревне они долго искали дом, окна которого не были осенены крестным знамением. Когда нашли, вошли туда, поужинали, не будя хозяев, а затем живой кум увидел, как упырь пьет кровь у младенца. Затем кумовья пошли на кладбище, где живому удалось сбежать от мертвеца обратно в деревню после крика третьих петухов. Днем могилу разрыли, обнаружили, что мертвец лежит лицом вниз, и вбили ему в затылок осиновый кол.
Упыри также фигурируют в различных сказках. Особенно часто их сюжет связан с неким солдатом, который встречается с упырем и благодаря своей хитрости и смелости его обманывает.
В настоящее время свидетельств об упырях практически не встречается, однако периодически обнаруживаются различные захоронения, трупы в которых оказываются связанными, пронзенными кольями или еще как-то изуродованными. Все в таких могилах указывает на то, что люди пытались обезвредить предполагаемого упыря. Такие захоронения были обнаружены:
- в Созополе (Болгария);
- вблизи города Кильтешин (Ирландия);
- в Челаковице (Чехия) и в других местах.
Сейчас многие стародавние упоминания о вампирах и упырях возможно объяснить наличием тяжелых генетических заболеваний – порфирии и болезни Вильсона, при которых могут наблюдаться некоторые особенности внешности и поведения, характерные для подозреваемых в колдовстве и вампиризме людей.
Упырь – оживший мертвец, встающий по ночам из могилы, является одним из самых известных персонажей славянской мифологии. Особенно широко вера в них была распространена на территории современной Украины. Упыри имеют определенное сходство с вурдалаками и вампирами, но эти персонажи не являются полностью аналогичными и имеют существенные различия.
Чем отличается от вурдалака и вампира?
Считается, что неологизм «вурдалак» впервые появился в русском языке в стихотворении А.С. Пушкина «Вурдалак», написанном в 1836 году. Он является искаженным вариантом слова «волколак», обозначающим у славян оборотня. После этого вурдалаками стали называть живых мертвецов, которые отличаются от упырей тем, что пьют кровь только своих родственников, уничтожая, таким образом, целые деревни.
Иногда вурдалака отождествляют с оборотнем. По другим поверьям, вурдалак – это человек, укушенный другим вурдалаком и полностью подвластный его воле.
Понятие «упырь» приблизительно соответствует «вампиру» в мифологии Западной Европы, но в XIX веке эти понятия окончательно разграничились.
Вампир, в отличие от упыря, обладает высоким интеллектом, аристократическими манерами, и помнит, кем он был при жизни и что умел делать, благодаря чему его можно принять за живого человека. Вампир питается только кровью, а плоть жертв не трогает.
Упырь обычно пьет кровь из груди, из сердца, а вампир предпочитает пить из горла жертвы. Вампира сложно обмануть, рассыпанные зерна в этом случае не помогут.
Однако способы убийства и той, и другой нечисти одинаковы, самые надежные – осиновый кол, отрубание головы и сжигание тела.
Что означает это слово у славян?
Согласно славянской мифологии упырь – это мертвец, душа которого не смогла найти покой после смерти. Википедия называет таких покойников «заложными» – под этим подразумевается, что они умерли от неестественных причин и много грешили при жизни. Душа умершего не может отправиться в загробный мир, поэтому вынуждена оставаться на земле, пребывая между жизнью и смертью.
Такие люди при жизни обычно считались колдунами, оборотнями или по каким-то причинам были отлучены от церкви (еретики, убийцы, богохульники, самоубийцы). Также упырями могли стать дети, которые умерли некрещеными или люди, умершие без причастия.
Наиболее сильно в упырей верили в Южной Руси, на территории современной Украины. В более северных регионах упоминания о них встречаются редко.
Днем упыри скрываются в могилах и склепах, есть также поверья, что они могут жить и в других темных местах, например, подвалах домов. Ночью мертвецы встают и ходят по земле.В человеческом обличье они проникают в дома, прикладываются к груди спящих людей и сосут у них кровь, после чего съедают плоть.
В некоторых верованиях считается, что если упырь выпил кровь, но плоть жертвы не тронул, то впоследствии жертва сама станет упырем. В могилу покойник должен вернуться до рассвета, до крика третьих петухов, иначе он погибнет от солнца.
Упырей считали виновниками:
- неурожаев;
- засухи;
- различных эпидемий.
Как с ними бороться?
Справиться с упырем в открытом бою невозможно из-за его чудовищной физической силы. Поэтому при встрече его обманывали хитростью, зная любовь этих существ к счету. Что это значит и как можно это использовать? Увидев нежить, надо было немедленно его отвлечь, рассыпав перед ним горсть чего-то мелкого, например, пшеницы, риса или мака – считалось, что упырь не остановится, пока все не пересчитает.
Если в деревне возникало подозрение, что в округе появился упырь, крестьяне шли на кладбище и искали могилу с разрытой землей или еще каким-то образом потревоженную. Если недавно умер колдун, то его могилу раскапывали, подозревая, что это он вредит людям. Дальше с покойником необходимо было проделать определенные действия. Так, ему могли:
- переломать кости;
- подрезать сухожилия на ногах;
- забить рот песком;
- завязать глаза.
Более надежным было вбить упырю в грудь осиновый кол либо отрубить голову и поместить ее лицом вниз в ноги трупа. Ну а самым надежным способом справиться с упырем считалось сжигание его тела.
Чтобы защитить дом от упырей, крестьяне осеняли окна домов крестным знамением, а также выжигали над дверями и окнами кресты, используя для этого свечу, оставшуюся с Чистого Четверга.
Внешность
Чаще всего упыри имеют человекоподобный облик и ту же внешность, что и при жизни. Они одеты в ту же одежду, в которой их похоронили, но практически всегда она изорвана. Считается, что упыри могут менять свой облик, превращаясь в кошку или летучую мышь, но чаще являются в образе человека. По некоторым поверьям, у них имеется хвост.
Отличительными особенностями упырей являются острые зубы и язык, красные глаза и ярко-красное лицо – такой цвет они приобретают от выпитой крови. От них исходит омерзительный запах.
Если могилу, в которой похоронен беспокойный мертвец, раскапывают, то обнаруживается, что его тело не подверглось гниению, но при этом покрыто ранами и укусами, отсутствовавшими при жизни. В могиле он лежит лицом вниз или на боку.