Высший эшелон – серафимы, херувимы, престолы
Первая ступень, которой начинается небесная иерархия ангелов, это высшие служители Бога: Серафимы, Херувимы, Престолы. Все они – личные помощники Создателя, являющиеся людям в самых особенных случаях.
Серафимы – с ивритского «подобные пламени» – громадные, богоподобные шестикрылые существа, способные сжигать целые города за отступничество. Лик их страшен, но загадочно прекрасен. Способности неограниченные. Они могут исполнить любое желание. Несмотря на свою власть карать, в первую очередь предпочитают славить Господа божественными песнями и открывать к нему души – это их главная миссия.
Серафимы – самые первые создания, которых явил Творец. Они настолько идеальны, что практически равны ему по красоте и силе. Это послужило основанием некоторым из них воспылать гордыней и восстать против Отца. Речь о самом любимом серафиме Господа – Люцифере. Иногда ангельская иерархия в Православии причисляет его к архангелам. А сериал “Сверхъестественное” ставит серафимов ниже архангелов. Но это не совсем верно.
Херувимы – вторые по близости к Творцу служители, более покладистые и исполнительные. Защищают огромными огненными мечами чертоги Создателя, а также небесные врата рая. Они столь же велики по размеру и прекрасны, как их предшественники, четырехкрылы. Однако их сущность – абсолютная мудрость. С ее помощью они читают души и ведут их к Отцу.
Узнать херувима можно по лазоревой одежде, серафима – по алой. Часто херувимы имеют 4 лика, в том числе, животных, смотрящих в 4 стороны сразу.
Самые загадочные помощники Бога – Престолы, единственные, что не повторяют антропоморфный образ, а являются чем-то ни на что не похожим. Это одушевленные существа в виде огненных колес, по краю которых идут тысячи неморгающих глаз.
Престолы переносят Бога с места на место по необходимости. А по своему второму предназначению зорко следят за исполнением заданий и правил Творца в ангельском царстве. И если они нарушены, то творят Праведный суд. Они – покровители и обычных судей среди людей.
Такова схема чинов высших служителей Бога. Это каста наиболее приближенных к Творцу существ. Количество их несметно, но не бесконечно. Однако достаточно, чтобы дать отпор злу.
Общее устройство царства ангелов
Творец создал людей уже после того, как сотворил высших существ. Сначала он планировал именно такой мир, где царят исключительные создания. Однако со временем его планы изменились, а богоподобные ангелы встали на службе его интересов в обустройстве мира.
Со временем часть ангелов решила отделиться от Создателя, попытавшись свергнуть его. В результате отступники были отлучены от Отца и низвергнуты в отдельное адово царство. Однако и верные, и неверные получили свои качества и роли по задумке своих Творцов. Так возникла иерархия ангелов и демонов в Христианстве, согласно которой происходит контроль над человеческими душами, самим ангельским миром и всем, иным, что создал Господь.
Иерархическая лестница высших существ с обеих сторон принципиально отличается друг от друга. Светлые ангелы разделены на высших, средних и остальных только ввиду особенностей их деятельности. Небесный табель о рангах насчитывает 9 чинов исключительных сущностей, приближенных к Богу. Это:
- Серафимы.
- Херувимы.
- Престолы.
- Господствия.
- Силы.
- Власти.
- Начала.
- Архангелы.
- Ангелы.
Каждый чин входит в отдельный круг по обязанностям и степени удаленности от Создателя. И подобное разделение характерно для большинства авраамических религий, отличаются только названия чинов. Перечисленные должности полностью признает и небесная иерархия в Православии, наравне с католическим христианством.
Карьера же прислужников Дьявола складывается по другому принципу. Здесь главенствуют самые свирепые, отъявленные падшие ангелы, перерожденные в демонов, либо порожденные самим Люцифером.
Сильные держат в страхе слабых, вызывая у последних жажду занять высшее место возле Сатаны и порождая борьбу за власть.
Иерархия носит анархический характер, любой может ее изменить. Однако система высших и низших членов по степени влияния на людские души все равно присутствует.
Третий чин ангельский Престолы
Вы, конечно, знаете, что такое престол, с каким смыслом употребляется у нас часто это слово? Говорят, например, «Престол Царский» или «Трон Царский», «Царь сказал с высоты Престола». Всем этим хотят показать достоинство, величие царское.
Престол, таким образом, является олицетворением царского величия, царского достоинства. Вот и на небе есть свои Престолы, не наши вещественные, бездушные, сделанные из золота, серебра, кости или дерева и служащие лишь символами, а Престолы разумные, живые носители величия Божия, славы Божией. Престолы, преимущественно перед всеми чинами ангельскими, ощущают, созерцают Бога, как Царя Славы, Царя всего мироздания, Царя, творящего суд и правду, Царя Царствующих, как «Бога Великого, Крепкого и Страшного» (Втор. 10, 17). «Господи, Господи, кто подобен Тебе?» (Пс. 34, 10)… «Кто подобен Тебе в бозех. Господи, кто подобен Тебе: прославлен во святых, дивен во славе» (Исх. 15,11). «Велий Господь и хвален зело и величию Его несть конца» (Пс. 144, 3)… «Велико и не имат конца, высоко и безмерно» (Вар. 3:25)! Все эти гимны величию Божию, во всей их полноте, глубине и истинности, понятны и доступны одним лишь Престолам.
Престолы не только ощущают и воспевают величие Божие, но и сами исполняются этим величием и славою, и другим дают его чувствовать, переливают, как бы в сердца людские, преисполняющие их самих волны величия и славы Божественной.
Бывают минуты, когда человек как-то особенно ясно сознает умом и с какой-то особенной силой чувствует сердцем величие Божие: раскаты грома, блеск молнии, дивные виды природы, высокие горы, дикие скалы, богослужение в каком-либо великолепном большом храме – все это часто настолько захватывает душу, так ударяет по струнам сердца, что человек готов бывает слагать и петь хвалебные псалмы и песни; перед ощущаемым величием Божиим исчезает, теряется, падает ниц. Знайте, возлюбленные, такие святые минуты ясного ощущения величия Божия бывают не без влияния Престолов. Это они как бы присоединяют нас к своему настроению, бросают в сердца наши блестки его.
О, если бы чаще посещали нас Престолы, чаще бы ниспосылали нам чувство величия Божия и собственного нашего ничтожества! Тогда не возносились, не надмевались бы мы так умом своим, как нередко надмеваемся и превозносимся, цены себе не зная, чуть не богом себя почитая.
Общая информация о небесной иерархии
В православной догматике различают две иерархии: небесную (невидимую) и земную (видимую)
Если же мы примем во внимание Священное Писание, в нем найдем четкое указание на создание неба и земли. Святитель Василий Большой, архиепископ кесарии Кападокийской церкви, утверждает, что под «небом» следует понимать не что иное, как невидимый божественный мир бесплотных существ — ангелов
В это же время под «землей» подразумевается материальный, земной мир веществ, Земля. Поэтому выходит, что ангельский мир был создан Творцом раньше, чем начал существовать материальный мир. Прямые указания на этот вопрос мы можем найти в одной из поучительных книг Ветхого Завета — в книге Иова. В ней обращается особенное внимание на такие слова:
Таким образом под краеугольным камнем подразумевается Земля, а Божьи Сыновья — ангелоподобные существа, которые выполняют волю Божью.
Классификация Дионисия Ареопагита
Дионисий Ареопагит «О небесной иерархии»
Доктрина христианского вероучения Иоанна Дамаскина про небесную иерархию было полностью сформулировано и сохранилось в ортодоксальной церкви. В Священных Параллелях содержится структура небесных ангельских чинов. Неизмеримое число ангелов и их точный иерархический уклад подтверждается Святым Письмом, Отцами Церкви и богословами. Классификация и строение небесной иерархии лучше всего описана Дионисием Ареопагитом в его знаменитом произведении «О небесной иерархии».
Свою теорию он основывает на философии неоплатонизма, в которой фундаментальную роль играет понятие иерархии. Согласно науке величайших представителей неоплатонизма — Плотина и Прокла, всё подлежит строгому иерархическому порядку. Тогда более совершенные вещи предшествуют менее совершенным и выполняют относительно них функцию поддержки, защиты и управления. Дионисий заимствует эту теорию для структуризации ангельского мира.
На верхушке космического уклада он видит Бога
Все другие создания размещены на разных уровнях, принимая во внимание их большее или меньшее расстояние от Бога. Они словно лучи света, которые притягиваются к Богу, как к конечной цели всякого совершенства
В этом процессе возвращения к единству иерархические чины играют фундаментальную роль. Бог не влияет непосредственно на каждое естество, а действует на него через разные чины.
Именно на этой концепции Дионисий выстраивает свою богословскую и духовную платформы. Согласно ней низшие ангельские чины руководствуются, очищаются, просвечиваются и осуществляются высшими образами. Чем большее их участие в божественной природе, тем ближе они к ней находятся. Следовательно, ангельские чины способные исполнять роль посредников между Богом и людьми. Таким образом, зафиксировав общие принципы регулирования иерархической структуры космоса, автор предлагает свою классификацию ангелов. Он поделил их на три больших иерархии, каждая из которых вмещает три чины или хоры.
https://youtube.com/watch?v=XlR7pYGlDMA
Кто именно такие ангелы?
Это духи, созданные Господом для того, воеже они исполняли Его волю и помогали людям. В переводе это речь означает «Божий посланник».
Люди их не видят. Хоть для иконах ангелы часто предстают в человеческой подобе, они могут зуб даю превращаться в силу природы или животное.
Ангелов очень много (все же каждый человек на земле имеет собственного хранителя), поэтому эпитет каждого я назвать не могу (да наверное, и церковь тоже безвыгодный сможет, а еще есть мнение, что они безымянные).
Библия рассказывает, словно когда человеку является ангел, он часто принимает облик юноши иначе мужчины. Иногда он просто подходит, но часто появление ангела сопровождается громом, шумом, ярким светом.
Ангельские символы нате иконах
Так как ангел — существо бестелесное и вечное, нужно познавать, что на иконах их рисуют только для того, пусть показать нам саму идею этих Господних Воинов. И если вам видите ангела в образе юноши, это значит, что художник, рисовавший картину, пытался нафискалить до нас совершенство ангела.
Иногда эти символичные образы дополняются другими символами:
- Ореол. Благодать, исходящая от ангела, приближенного к Богу.
- Крылья. Знак того, словно ангелы быстры и в нужный момент могут оказаться в нужном месте, аж спустившись с неба. Многие думают, что крылья необходимы ангелу ради того, чтобы летать — но Господь наделил их даром подвигаться по воздуху и без крыльев.
- Тороки (золотистые «ленты» или ремни в волосах). Послушания воле Господней и особенное слышание Его указаний. Али символ власти, подобие диадеме древних правителей.
- Посох. С таким наслышан часто изображают ангелов-посланников.
- Око (глаз посреди лба). Апекс всезнания, всевидения.
- Зеркало (на нем может быть аббревиатура имени Иисуса иль крест). Этот символ означает предвидение, которым владеют ангелы.
Бонитирование ангельских чинов
Высшая степень:
Серафимы. «Пламенеющие», получай иконах они с шестью крыльями. Эти ангелы ближе всего к Господу. Они стоят под рукой Его престола.
Херувимы. Кого и след простыл, это не щекастые младенцы с крылышками. Это четырехкрылые ангелы, которые распространяют середи остальных ангелов мудрость и знания, полученные от Бога. Кстати, херувимом был в свою очередь Люцифер, мятежный ангел. Он восстал против Господа и поднял по (по грибы) собой треть ангелов, которые его слушались. Но все совокупно они были низвергнуты.
Престолы. Они служат Творцу троном. Вот и все считается, что они могут вмешиваться в решения правителей и судей, коли те рискуют ошибиться. Престолы иногда рисуют возле трона Отца небесного. Тоже есть правило изображать их в виде колеса с крыльями.
Средняя зенит:
- Господства. Эти ангелы созданы для усмирения человеческой души. Они могут помочь усмирить свои страсти и эмоции, возвысить духовное над плотским.
- Силы. Чудотворцы. Отец небесный может посылать их к иконам или людям, которые впоследствии получают благостыня.
- Власти. Духи-защитники. Они могут усмирять зло, контролировать его, а тоже защищать от него людские души.
Низшая степень:
- Основные принципы. Это ангелы-хранители, но для целого государства, народа alias города.
- Архангелы. Предводители ангелов.
- Ангелы. Это наши персональные защитники, а на случай если проще — наша совесть. Они дальше всего от Бога и ближе к людям.
Унич особый церковный день празднования всех ангельских чинов: 8 (21) ноября. В таковой день вспоминают также архангелов.
Как принято молиться ангелам? Обращение прозвучит в этом видео:
Серафимы, Херувимы и Престолы
О Серафимах (с древнееврейского «сараф» — «пламенеющие») известно из Книги пророка Исайи, где упоминается, например, что имеют они по шесть крыльев. Дабы очистить уста Исайи для будущего пророческого служения, один из серафимов обжёг их горячим углем от жертвенника.
Этот ветхозаветный образ стал одним из популярных сюжетов в христианской культуре – можно, к примеру, вспомнить стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». Серафимы призваны передавать «огонь» любви к Богу в человеческие души, очищая их.
О Херувимах написано в Ветхом завете, что один из них охранял путь к дереву жизни. Для Серафимов Бог является прежде всего источником высшей Любви, для Херувимов же – Разума. По Преданию, они заняты постижением и прославлением Божией Премудрости.
Престолы – третий чин. Согласно Преданию, это ангелы, созерцающие и прославляющие Бога как Творца и Вседержителя.
Ангельская иерархия в оккультизме
Представители мистических и оккультных учений во многом опираются на общепринятую христианскую классификацию небесных существ, однако привносят изменения. Британский адепт Френсис Баррет в своей работе «Маг, или Полная система оккультной философии» расширил список ангельских чинов до 12 позиций, а число сфер до четырех. В последнюю группу он внес людей, причисленных к лику святых. Его иерархия выглядит так.
Первая сфера:
- серафимы;
- херувимы;
- престолы.
Вторая сфера:
- господства;
- силы;
- власти.
Третья сфера:
- начала;
- архангелы;
- ангелы.
Четвертая сфера:
- непорочные;
- мученики;
- исповедники.
Ангельские чины в православии
Между православной и католической культурой есть разница. Коснулась она и тех ролей, которые отводятся ангельским чинам. Да, если взглянуть в общем, то различия не будут бросаться в глаза. Всё таки пусть и разные конфессии, но одной и той же религии. Чем же отличаются ангельские чины в православии?
Все 9 ангельских чинов изображены в «Успении» Франческо Боттичини.
Во первых — в православной религии нет триад. Тут существуют степени. Их тоже три, и называются — Высшая, Средняя, Нижняя. Различаются между собой «отдалённостью» от божественного престола. Это ни в коем случае не говорит о том, что Бог меньше любит Нижнюю степень, чем Высшую. Конечно нет. Просто если первая напрямую контактирует с людьми, совершая волю Божью, то вторую смертные почти не видят.
Следующее большое различие — степень персонализации. В православии чаще появляются отдельные ангельские личности. Им отдаётся честь, как заступникам и хранителям. В католицизме такое случается намного реже. Хотя тут, как у католиков, существует 9 ангелов, 9 ангельских чинов. Обе конфессии пользовались одними и теми же текстами, а небольшие различия можно списать на счёт разной трактовки. Ангелы-херувимы, например, отображают скорее мудрость, чем стражу. Они обладают высшей духовной мудростью, могут пользоваться ею. Во благо, разумеется, подсказывая своим собратьям, как лучше совершить то или иное повеление Господа.
Остановимся на последней степени, нижнем ангельском чине, их описанию и значению. В православии им уделяется больше всего внимания, ведь они чаще показываются людям. Некоторым высшим архангелам даются имена, такие как Михаил, Гавриил, Рафаил. Обычные ангелы наиболее плотно общаются с людьми, даже становятся личными хранителями и заступниками. Ангелы-хранители берут опеку над каждым смертным, наставляя его и помогая, подталкивая по пути Божьего Замысла, так называемого Великого Плана.
Ангелы невидимы, бессмертны, но настолько же, насколько невидна и бессмертна человеческая душа. То есть настолько, насколько отпускает им этого благоденствия Бог. В православии ангелов соотносят с двумя стихиями — огнём и воздухом. Огнём они очищают грешников, несут божественный гнев, возмездие. А подобны ветру, потому что переносятся по земле с огромной скоростью, дабы как можно быстрее совершать высшую волю.
Ангельские чины — важная часть небесного царства, ведь без них не будет порядка, дисциплины. Именно с их помощью становится понятно, как работает иерархия божественных сущностей. Именно с них человечество получило понимание о том, как должно работать их собственное общество.
Ангельские чины
Всего выделено 9 ангельских чинов. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Серафим
Их изображают в виде ангелов с шестью крыльями. В переводе Серафим означает пламенеющий, поэтому чаще они изображены в красных цветах. Они относятся к первым приближенным к престолу Бога.
Единственное место, где в Библии были упомянуты серафимы Ис.6:1-7. В этой группе ангелов откровение было единственным. Здесь они упоминались как образ человека с руками, ногами, лицом, но при этом с шестью крыльями. Два из них покрывают ноги, два лицо.
Херувим
Эти создания имеют множество имен, ведь их название переводится как “много разумение”. Через них просвещают. В описании значится, что у них может быть четыре крыла или лица. В некоторых упоминаниях у них 8 крыльев и несчетное количество глаз.
Престолы
Их лик передается в виде колес у которых есть крылья. Этот образ такой потому, что у них большое вращение. Престолы воспевают Господне величие. Но кроме этого они наполняются славой сами и передают ее в сердца остальным.
Через престолов вершится правосудие. Если говорить образно, то именно на престолов восседает Бог, и вершит Суд.
Наставники (Господства)
Они передают силы земным властям для мудрого правления и являются невидимыми наставниками тем, кого поставил Бог во власть и правительство на земле. Господства созерцают Господа как Строителя мира и учат людей строить свою душу, заботиться о ней и подавлять греховные привычки.
Всякий кто хочет избавиться от страстей, получить над ними шефство, подавить вредную привычку, но не может сделать этого сам, призывайте молитвенно Господство.
Силы
Они созерцают Господа как того, кто творит великие чудеса. Чин способен укрепить человека, наделить его властью совершать великие дела. Силы посылают праведникам и Божиим угодникам благодать.
Ангелы власти
Этот чин прославляет все могущественного Бога. Они способны укротить силу падшего ангела. Молиться им следует и тогда, когда душой овладевает бес. Если человек чист в своей вере, Власти не замедлят прийти на помощь, а человек получит душевную легкость и свободу.
Начала
Этих Ангелов так назвали из-за того, что им была дарована сила над природой. Это и растения, и животные, и стихии. Можно сказать, что они начальствуют над целыми поселениями и даже царствами.
Архангел
Архангелы — это учителя и предсказатели воли Господа для людей. Они передают Откровения. Они также являются начальниками ангелов.В архистрагии Небесных войск есть те, кто занимает особое место. Это Михаил, Гавриил, Варахиил, Иеремиил, Уриил, Салафиил, рафаил.
Ангелы
Это хранители, защитники людей. К ним они приближены больше всего и передают волю Божию. Ангел в этом случае является именно чином Сил Небесных.
Средняя триада
Чины ангелов средней триады охраняют населенные пункты, монастырские обители и церкви, духовенство и светскую власть. Господства наделяют правителей земли мудростью и умением вершить земные дела. Также господства ведают чувствами людей и могут помочь в борьбе со страстями. С помощью этих небесных сил человек может побороть в себе растлевающие душу чувства и соблазны. В ведении ангелов средней триады находятся низшие ангельские чины.
Силы являются исполнителями божьей воли. Через них бог проявляет свою волю и власть. Людей силы наделяют прозрением и могут наделить способностью исцелять болезни. С помощью сил человек может преодолеть любые сомнения, исполниться верой, укрепить свой дух и волю, подчинить плоть духу. С помощью сил праведники вершат чудеса и могут осуществлять молитвенные подвиги. Силы помогают верующим пережить любые невзгоды и скорби.
Власти противостоят дьявольским силам, овладевающим людскими помыслами, защищают людей от дьявольских наваждений и искушений. Власти помогают праведникам противостоять в нелегкой борьбе с дьяволом, защищают их право на царствие божье. После смерти власти сопровождают души праведников в чертоги божьи.
Господства
Ангельские чины второй триады начинаются с Господств. У пятого ранга ангелов, Господств, есть свободная воля, благодаря которой обеспечивается ежедневная работа Вселенной. Кроме того, они управляют ангелами, которые в иерархии находятся ниже. Из-за того, что они полностью свободны, их любовь к Творцу беспристрастна и искренняя. Именно они дают силы земным правителям и управленцам, чтобы те поступали мудро и справедливо, владея землями и управляя людьми. Кроме того, они способны научить управлять чувствами, оградив от ненужных порывов страсти и вожделения, поработить плоть духу, чтобы возможно было управлять своей волей и не поддаваться на искушения разного рода.
Общее устройство царства ангелов
Творец создал людей уже после того, как сотворил высших существ. Сначала он планировал именно такой мир, где царят исключительные создания. Однако со временем его планы изменились, а богоподобные ангелы встали на службе его интересов в обустройстве мира.
Со временем часть ангелов решила отделиться от Создателя, попытавшись свергнуть его. В результате отступники были отлучены от Отца и низвергнуты в отдельное адово царство. Однако и верные, и неверные получили свои качества и роли по задумке своих Творцов. Так возникла иерархия ангелов и демонов в Христианстве, согласно которой происходит контроль над человеческими душами, самим ангельским миром и всем, иным, что создал Господь.
Иерархическая лестница высших существ с обеих сторон принципиально отличается друг от друга. Светлые ангелы разделены на высших, средних и остальных только ввиду особенностей их деятельности. Небесный табель о рангах насчитывает 9 чинов исключительных сущностей, приближенных к Богу. Это:
- Серафимы.
- Херувимы.
- Престолы.
- Господствия.
- Силы.
- Власти.
- Начала.
- Архангелы.
- Ангелы.
Каждый чин входит в отдельный круг по обязанностям и степени удаленности от Создателя. И подобное разделение характерно для большинства авраамических религий, отличаются только названия чинов. Перечисленные должности полностью признает и небесная иерархия в Православии, наравне с католическим христианством.
Карьера же прислужников Дьявола складывается по другому принципу. Здесь главенствуют самые свирепые, отъявленные падшие ангелы, перерожденные в демонов, либо порожденные самим Люцифером.
Сильные держат в страхе слабых, вызывая у последних жажду занять высшее место возле Сатаны и порождая борьбу за власть.
Иерархия носит анархический характер, любой может ее изменить. Однако система высших и низших членов по степени влияния на людские души все равно присутствует.
Кто такие ангелы
Ангелы, в переводе с греческого — это посланники. Невидимые, духовные существа с личным бытием, которые были сотворены Богом. Их задача заключается в возвращении людям воли Божией.
Да, по своей природе ангел существо духовное. Но в Библии четко дается понять, что они существуют.
В подтверждение этому приводится три факта:
- В 34 книгах Библии их называют просто “ангелы”. И указано это в более половины книг.
- Термин “ангел” прост. Во множественном числе указание появляется больше 300 раз.
- Иисус часто говорил о них. Поэтому вера в то, что они реальны становится очевидной. Отказ от веры значит сомнения в справедливости и характере Христа.
Даже несмотря на то, что мы представляем этих существ в человеческом образе, они отличаются от людей.
В чем отличия заключается:
- у них нет пола;
- физического тела нет;
- невидимы для человеческого глаза;
- их создал Господь;
- бессмертны;
- в отличие от людей им не подвластно творение;
- очень могущественные личности.
Видели ли вы Ангелов?
ДаНет
Борцы с тёмными силами
Завершают среднюю триаду власти. На них возложена необычайно важная миссия – хранить ключи от подземелья, в котором заточён дьявол, и ставить преграды на пути его неисчислимой рати. Они ограждают род людской от бесовских наваждений и помогают бороться с искушениями, насылаемыми врагом рода человеческого.
Не прекращая борьбу с падшими ангелами, являющими собой воплощение зла, власти в то же время оберегают благочестивых людей, утверждая их в добродетели и исполняя сердца любовью к Богу. На них возложена обязанность отгонять от них дурные помыслы, укреплять в добрых намерениях, а тех, кто преуспел в служении Богу, препровождать после кончины во Царствие Небесное.
Иудаистические ангельские иерархии
Благодаря тесным контактам еврейского народа в древности с Вавилонией и её системой «верхних» и «нижних» духов, приток новых элементов в еврейскую ангелологию можно проследить. Это подтверждается раввинской традицией: «Имена ангелов были принесены евреями из Вавилона» (Иерусалимский Талмуд, Рош Хашана I, 2; Берешит рабба, 48).
Свои иерархии постбиблейские богословы строили уже на обширной мифологии, изложенной в Танахе, Талмуде, обширной апокрифической и раввинистической литературе, а также традиционной иудейской литургии. Ангельские существа классифицировались в различные иерархии:
Маймонид в «Мишней Тора» или «Яд ха-Хазака: Йесодех ха-Тора» (раздел «Основы Торы» II, 7) насчитывает десять ангельских чинов, начиная с наивысшего:
В каббале иерархия ангелов, праотцов и сфирот образует Древо Жизни: Михаил — Авраам — хесед, Гавриил — Исаак — гвура, Рафаил — Иаков — тиферет.
Ранг | Ангельский чин (наименования во мн.ч.) | Наименование на др. еврейском | Традиционный перевод | Источник, примечание |
1 | хайот ха-кодеш | חיות הקדש | «святые живые создания» | Иез. 1 и Иез. 10 |
2 | офаним | אופנים | «колёса» | Иез. 1:15—20; Иез. 10:12—13; 1 Енох 71:7; 3 Енох 1:8; 3 Енох 7:1; 3 Енох 25:5—6 и т. д. |
3 | арелим | אראלים | «доблестные, мужественные» | Ис. 33:7 |
4 | хашмалим | חשמלים | «янтарные, электрические (?)» | Иез. 1:4, см. Раши к Иез. 1:4, объясняются в Талмуде (Талмуд, трактат Хагига 13b), как Хайот, которые иногда молчат (Хаш), и иногда говорят (маллел) — «они молчат кода слово исходит от Святого, благословен Он! они говорят, когда Он перестает говорить» |
5 | серафим | שרפים | «пылающие, горящие» | Ис. 6:1—8; 1 Енох 20:7; 1 Енох 60:10; 1 Енох 70:7 |
6 | малахим | מלאכים | «вестники, посланники» | Быт. 16:07; Быт. 28:12 |
7 | элохим | אלהים | «благочестивые существа, „боги“» | Быт. 32:31; Пс. 82:6, см. Мидраш Раба на Быт. 78:3 |
8 | бне элохим | בני האלהים | «сыны благочестивых существ» | Быт. 6:2; Иов. 1:6; Иов. 38:7, Пс. 29:1 |
9 | керувим | כרבים | «подобные цветущей юности» | Быт. 3:24; Исх. 25:22; Иез. 10:7—15, см. Талмуд, трактат Хагига 13b |
10 | ишим | אשים | «человекоподобные» | Быт. 18:2; Быт. 32:25—33; Быт. 37:15; 1Цар. 10:6; Иез. 10:6; Дан. 10:5 |
Ангельская иерархия
Иудаистические ангельские иерархии
Христианские ангельские иерархии
Первая сфера
Вторая сфера
Третья сфера
Исламские ангельские иерархии
Ангельская иерархия в оккультизме
В книге «Бахир» ( 8, 166) вводятся понятия цура (форма) и кома (структура, тело) и чины манхигим (лидеры) и пкидим (служители). А «Зогар» (на Книгу Исход, гл. Бо, 43а) вводит категории таршишим и шинанним и использует иной порядок иерархии:
Ранг | Ангельский чин (наименования во мн.ч.) | Наименование на др. еврейском | Традиционный перевод | Источник, примечание |
1 | арелим | אראלים | «с Михаэлем во главе | |
2 | ишим | אשים | с Цефаньяху во главе | |
3 | бней элохим | בני האלהים | с Хофниэлем во главе | |
4 | малахим | מלאכים | с Уриэлем во главе | |
5 | хашмалим | חשמלים | с Хашмалом во главе | |
6 | таршишим | תרשישים | с Таршишем во главе | Дан. 10:6; см. Талмуд, трактат Хулин 91b, «блистающие» |
7 | шинанним | שיננים | с Задкиэлем (Цадкианом) во главе | Пс. 68:18 |
8 | керувим | כרובים | с Керувом во главе | |
9 | офаним | אופנים | с Рафаэлем во главе | |
10 | серафимы | שרפים | с Йехоэлем (Иаэлем) во главе |
Авраам бен Исаак из Гранады в своем труде «Берит Менуха» («Завет покоя»; ок. 1391—1409), высоко оцененном Ицхаком Лурией, приводит свою классификацию, опять же отличную от ранее разработанных, с другим порядком:
Ранг | Ангельский чин (наименования во мн.ч.) | Наименование на др. еврейском | Традиционный перевод |
1 | малахим | מלאכים | |
2 | эрелим | אראלים | |
3 | серафим | שרפים | |
4 | хайот | חיות | |
5 | офаним | אופנים | |
6 | хашмаллим | חשמלים | с Самаэлем во главе |
7 | элим | אלים | |
8 | элохим | אלהים | |
9 | бене элохим | בני האלהים | |
10 | ишим | אשים |
В «Массехет Ацилут» десять чинов ангельских даны в нижеследующем порядке. А возглавляющие эти чины ангельские князья — это ангелы созданные первыми, и над ними поставлен Метатрон — Енох, преобразованный из плоти и крови в пылающий огонь.
Ранг | Ангельский чин (наименования во мн.ч.) | Наименование на др. еврейском | Традиционный перевод |
1 | серафим | שרפים | с Самуэлем (Кемуэлем) или Йехоэлем во главе |
2 | офаним | אופנים | возглавляемые Рафаэлем и Офаниэлем |
3 | керувим | כרובים | с Херувиэлем (Керувиэлем) во главе |
4 | шинанним | שיננים | возглавляемые Цедекиэлем и Гавриэлем |
5 | таршишим | תרשישים | возглавляемые Таршишем и Сабриэлем |
6 | ишим | אשים | с Цефаниэлем во главе |
7 | хашмаллим | חשמלים | с Хашмалем во главе |
8 | малахим | מלאכים | с Уззиэлем во главе |
9 | бене элохим | בני האלהים | с Хофниэлем во главе |
10 | арелим | אראלים | с Михаэлем во главе |
Ещё более сложной системой является схема, приведенная в «Соде Раза» (цит. в Ялкут Реувени к Быт. 1:1) и описывающая семь небес с их ангельскими начальниками. Ангелы в этой иерархии распределены по двенадцати градусам вместо десяти.
Христианская ангельская иерархия
Рассмотрим подробно систему, принятую в христианстве. Каждая сфера (триада) представляет собой особый тип ангелов. К первой сфере относится ближайшее окружение Бога. Вторую триаду представляют существа, отвечающие за устройство Вселенной и поддержание божественного порядка. В третью группу входят ангелы, которые связаны непосредственно с людьми.
Первая сфера
В триаду входят: серафимы, херувимы и престолы.
- Серафимы являются наиболее приближенными к Господу созданиями. Название произошло от древнееврейского слова «пламенеющий». Именно такими увидел их библейский пророк Исаия. По словам пророка, серафимы имели шесть крыльев. Святой Дионисий Ареопагит поставил серафимов на первое место в иерархии и указал на их пламенную любовь к истине и свету.
- Херувимы стоят на второй ступени после серафимов. По мнению богословов, херувимы воплощают в себе божественную мудрость. Их цель – передавать эту мудрость другим. В тексте Ветхого Завета встречается херувим с огненным мечом, охраняющий вход в райский сад. Израильский царь Давид упоминает, что херувимы служили Господу средством передвижения. Поэтому в Библии по отношению к Всевышнему часто встречается фраза «сидящий на херувимах». По поводу происхождения слова существуют разногласия. Согласно Талмуду, название происходит из арамейского языка и означает «подобный юноше». Другие исследователи склоняются к ассирийской версии, по которой херувим означает «молящийся, благословляющий».
- Престолы – это ангелы, окружающие Бога, восседающего на троне. В православии их также называют Богоносные. Впрочем, это выражение следует понимать не буквально, а в переносном смысле. Они несут Бога внутри себя, служат ему верой и правдой. Кроме того, эти создания несут в себе эволюционное начало, выражая промысел Божий.
Мистик Ян ван Рюйсбрук, живший в Средние века, писал, что ангелы высшей триады никогда не вмешиваются в конфликты, возникающие между людьми. Но если верующий обращается к Творцу с молитвой, пребывает в состоянии благодати, стремится к Истине, то в эти моменты рядом с ним пребывают серафимы, херувимы или престолы. Именно они вселяют высшую любовь в людские сердца.
Вторая сфера
В состав второй сферы входят: господства, силы, власти.
- Господства. Взаимодействуют с земными правителями, которые должны быть выразителями воли Всевышнего. Ангелы наставляют представителей власти, учат их мудрому управлению, помогают сдерживать гнев и другие греховные чувства. Господства также являются выразителями свободной воли. Именно они отвечают за воспитание ангелов, находящихся на более низких ступенях.
- Силы представляют собой разряд ангелов, которые могут наделить праведного человека сверхъестественными способностями, например даром ясновидения или исцеления больных. Именно они помогали Иисусу Христу творить чудеса, чтобы явить славу Бога-отца. Также в задачу этих созданий входит поддержка человека в момент отчаяния и энергетическая подпитка для преодоления житейских невзгод.
- Власти занимают особое положение в триаде. На них возложена важная задача: противостоять дьяволу и его свите. Власти могут предотвратить бесовские козни и оградить людей от влияния темных сил. Эти создания помогают бороться с различными искушениями и подавлять в себе греховные побуждения. Они ограждают праведников от нападок бесов, указывая путь в царство Божье. В момент, когда человека одолевают соблазны, эти ангелы приходят на помощь в борьбе со злом.
Третья сфера
Третий круг представлен началами, архангелами и ангелами.
- Начала – так именуют ангелов, отвечающих за управление Вселенной и сохранение всего, что было создано Творцом. У них обширный круг интересов, начиная с движения планет и заканчивая погодными явлениями. Помимо этого, они посылают людям божественные откровения, способствуют развитию религий и духовному росту человечества.
- Архангелы, иначе главные ангелы. Их можно назвать небесными наставниками, поскольку они передают людям знания, полученные непосредственно от Бога. Благодаря архангелам до нас дошли великие пророчества и тексты Священных Писаний.
- Собственно ангелы ближе всего стоят к нам. Они всегда находятся рядом и направляют на путь добродетели. Ангелы этой триады выступают в качестве ангелов-хранителей. Они всегда готовы прийти на помощь, только обратись к ним с молитвой. Ангелы внимательно следят за поступками человека, оберегая его душу от нападок темных сил и поддерживая тех, кто случайно оступился.