1 Благородная Истина Истина о страдании
(страдание
= «дуккха» (на пали) – тягота)
– это основная
характеристика всего Буддизма.
Если не понять
1БИ, если с ней не согласиться, то буддизм
можно уже дальше не принимать, п/что это
– основа.
Есть слово
«сукха», которое обозначает «счастье».
Но счастье – это не противоположность
страданиям, точнее не полная
противоположность. Счастье в этом мире
вписано в круг страдания, просто счастье
– это тот момент, когда страдание
становится тоньше, и ты его не очень
чувствуешь.
В этом
отношении – тяготно все. Гаутама говорит,
что «все тяготно»: и рождаться тяготно,
и умирать, и не иметь, чего хочется, и
разлучаться с тем, что имеешь». Все
тяготно – это просто характеристика
всего, происходящего вокруг нас.
Дзен чань буддизм
дзен
(санскр. — «сосредоточенное созерцание»,
медитация,
отстранённость) — «сердце Будды»
(любовь и великое сострадание) — одна
из самых популярных школ буддизма.
Основатель —
Бодхидхарма(27 буддийский
патриарх), о котором известно лишь, что
он 7 лет находился в медитации в пещере.
Из Индии распространилось в Китай
(чань)
и на Дальний
Восток
(японское дзэн,
вьетнамское тхиен,
корейское сон).
В отличие от буддизма, дзен – нерационален
(ведь именно находясь в (иррациональном)
состоянии медитации Будда и открыл
«благородные истины»).
Главное – духовная
практика, направленная на раскрытие
индивидуальности человека («убей
Будду!») и его творческого потенциала
(одно неотделимо от другого); на
антистандартность, антистереотипность
мышления и поведения (что чрезвычайно
актуально в век массовой культуры и
глобализации). В отличие от буддизма,
дзен – нерационален (ведь именно
находясь в (иррациональном) состоянии
медитации Будда и открыл «благородные
истины»). Отсутствуют тексты с готовыми
ответами на мировоззренческие вопросы,
к этим ответам (в собственной оригинальной
версии) человек должен придти сам.
Три ступени
медитации:
«я вижу горы и реки такими, какими их
видят все» (конформистское «баранье»
сознание»); «я не вижу ни гор, ни рек»
(«пустая чаша» сознания, я уже
не вижу, как все, но ещё
не вижу по-своему); «я вижу горы и реки
такими, какими их не видел ещё никто»
(неповторимость мировосприятия).
Две модели
обучения
(«учитель-ученик»): 1) ученик копирует
учителя, осваивая его знания и умения
(ученик не идёт дальше учителя, учитель
не развивается) – эта модель не
принимается;
2) учитель не даёт
готовые знания, а ставит проблему,
задаёт задачу, загадывает загадку,
рассказывает коан, притчу, а ученик
должен сам найти содержащиеся там
смыслы (ученик становится учителем,
учитель – учеником; исполняется вековая
мечта: «Учитель,
воспитай себе ученика, чтобы было у
кого учиться»;
они обмениваются не «яблоками», а
«мыслями», у каждого мысли удваиваются)
– эта модель динамичная, обновляющаяся,
она и принимается в дзен.
Задания, которые
даёт учитель ученику: загадки, коаны
(темы для размышления), мантры (священные
песнопения), притчи (рассказы со скрытым
смыслом, до которого нужно добраться),
хокку. Эти задания основаны на принципе
non-finito
(незавершённости, недоговорённости,
обусловленном незавершённостью самого
мира), достроить, додумать, завершить
предлагаемую мысль или образ должен
сам ученик (читатель, слушатель, зритель),
раскрывая при этом свою индивидуальность
и творческий потенциал.
Три яда,
из которых возникают страдания
и заблуждения: 1) неведение о своей
природе (глупость, иллюзии, заблуждения,
безразличие);
2) отвращение (гнев, неприязнь, ненависть);
3) привязанность
(к идеям, вещам, нирване, к желаниям,
страхам, ко всему внешнему миру, к
собственному «я»).
Основные понятия буддизма
Санса́ра
(санскр.
— «череда перерождений») — круговорот
рождения и смерти; душа,
тонущая в «океане сансары», стремится
к освобождению и избавлению от результатов
своих прошлых действий. Сансара –
результат невежества, душа
принимает временный, иллюзорный мир
за реальность.
Нирва́на
(санскр.
— «угасание, прекращение») —
совершенный духовный мир, высшая цель
всех живых существ. Освобождение от
желаний, страданий и привязанностей,
от круга рождений, свойственных сансаре,
достижение покоя.
Ка́рма (санскр.
— «причина-следствие, воздаяние»,
«дело, действие, труд») — вселенский
причинно-следственный закон, по которому
праведные или греховные действия
человека определяют его судьбу в
сансаре, испытываемые им страдания или
наслаждения. Закон кармы (охватывающий
как прошлые, так и будущие жизни человека)
делает его ответственным за свою жизнь,
за страдания и наслаждения, которые
она ему приносит.
Реинкарна́ция
(лат. —
«повторное воплощение») — перевоплощение
души из одного тела
в другое. В каждой жизни развивается
новая личность,
но одновременно определённая часть
«Я» остаётся неизменной, переходя из
тела в тело.
Бодхидхарма
Четыре благородных истины
Буддизму присущ особый взгляд на человека. Если в христианстве рассматриваются отношения Бога и человека, то в буддизме постижение человека связано с его внутренним миром. Краеугольным камнем этого учения являются “четыре благородных истины”. Первая из них гласит, что существует страдание. “Рождение – страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, соединение с тем, что неприятно, – страдание, разъединение с тем, что приятно, – страдание, когда нет возможности достичь желаемого – это тоже страдание”. Страдание, таким образом, пронизывает все существование человека (подробнее об этом будет сказано в гл. 12).
Будда учил, что всякое желание порождает страдание. Но жизнь есть желание. Принятие жизни есть принятие страдания. Однако Будда подчеркивал, что спасение от страданий зависит только от личных усилий человека. Свое беспокойство о страдании, сопровождающем жизнь, свое страдание мы не должны ограничивать одним человеческим миром. Поняв, каким образом, мы создаем себе страдания, мы можем избавиться от них. Будда разгадал тайну страдания, понял, отчего мир преисполнен горести и всевозможных бедствий. Он постиг и то, как победить страдания.
Буддийская картина бытия представляет собой космологическую пирамиду, состоящую из 31 уровня существования. Четыре нижних уровня пирамиды отведены существам, чье сознание полностью омрачено. Люди, находящиеся на пятом уровне, оказываются как бы в подвешенном состоянии между четырьмя грубыми и шестью нежными (небесными) формами существования; 12-й и 27-й уровни являются местом пребывания Брахмы или Брахмана; 28–31-й уровни – это сфера чистой мысли, или космическое тело Будды.
Если более детально проанализировать каждый уровень буддийской картины бытия, можно увидеть, что в нее включены все учения, предшествовавшие буддизму, со всем их философским и мистическим содержанием. Вместе с тем в учении Будды сделан огромный шаг вперед благодаря сфере чистого сознания, утверждению безначальности бытия, а объяснение механизма функционирования этой пирамиды с помощью законов, сформулированных Буддой, сделало данное учение наиболее завершенным и жизнеспособным. Впоследствии учение Будды было также поглощено и стало частью индуизма, но это случилось после VII в. до н.э., к тому времени буддизм уже прижился в других странах Азии, а в Индии сохранился как конфессиональная общность, став кастовым сегментом индийского общества.
В буддизме, судя по всему, нет собственно антропологической темы. В нем главенствует безличный мировой процесс жизни, который противостоит страстям и стихийным порывам людей, накладывая на них свои державные оковы. Личность с ее спонтанным внутренним складом, самопроизвольными устремлениями как бы выпадает из него. В самом деле, можно ли размышлять о человеке, не обращаясь к бытию Бога, бессмертию души или свободе духа? Индивид, воспитанный в европейской духовной традиции, не задумываясь, ответил бы на этот вопрос отрицательно. Названные темы действительно отсутствуют в буддизме.
Однако парадокс, требующий разъяснения, состоит именно в том, что, несмотря на отстраненность от персоналистских сюжетов, традиционных для западной философии, буддизм одухотворен святынями добра, любви к людям, заключает в себе идею духовной раскрепощенности и нравственного благородства. Эта вера преобразила жизнь народов Азии, осветив их цивилизованный путь иным провозвещением духа, не соотнесенным с ориентирами европейской культуры.
В буддизме говорится о таких личностях, которые по своему духовному строю возвышаются над прочими людьми. Их именуют святыми и даже богами, но они совсем не выпадают из пределов существующего мира. Им не дано преодолеть законы безличных кармических сил. Напротив, эта всеобщая сопричастность, неразделенность с космосом других живых существ позволяет им достичь духовного величия. Улавливая ритмы Абсолюта, они воплощают в себе идею человеческой предназначенности.
Европейский человек полагает, что личность рождается только тогда, когда индивид осознает свою обособленность, неповторимость. Буддистское учение, напротив, выдвигает прямо противоположные установки и предлагает устранение индивидуального своеобразия. Казалось бы, на этом пути принципиально невозможно раскрыть тайну человека
Однако именно в древнеиндийском сознании родилось обостренное внимание к психологическим и нравственным ресурсам человека. Неслучайно, осмысливая антропологические перспективы мира, западные философы обратили свой взор к восточной традиции, находя здесь вдохновение для персоналистской рефлексии
Первая благородная истина о страдании
Истина о дуккхе или беспокойной неудовлетворённости (дукха или дуккха, санскр. दुःख, пали dukkhaṃ — «страдание», «беспокойная неудовлетворённость», «дискомфорт», «расстройство»).
Вот, о братья, благородная истина о страдании. В муках рождается человек, он страдает увядая, страдает в болезнях, умирает в страданиях и печали. Стенания, боль, уныние, отчаяние — тяжки. Союз с немилым страдание, страдание — разлука с милым, и всякая неудовлетворенная жажда сугубо мучительна. И все пять совокупностей, возникших из привязанностей — мучительны. Такова, о братья, благородная истина о страдании. |
Три главных великих страдания:
- страдание от перемены;
- страдание, усугубляющее другие страдания;
- страдание, собирающее страдания.
Четыре великих потока страдания:
- страдание рождения;
- страдание старости;
- страдание болезни;
- страдание смерти.
Также под дуккхой Будда понимал печаль, скорбь, несчастье, беспокойство, «соединение с тем, что не нравится», «разъединение с тем, что нравится» и «невозможность достичь желаемого». Лёгкий вид страданий также включает в себя недовольство, несогласие и неудовлетворённость, наиболее тяжёлый — боль, мучение и смерть.
Удовольствие (сукха) также понимается в буддизме как разновидность страдания, так как, например, разъединение с нравящимся в итоге тоже приводит к страданию. Согласно буддийскому учению о непостоянстве всех явлений в мире (анитье), подобное удовольствие всегда конечно, после чего оно сменяется дуккхой.
Стоит отметить, что часто термин дуккха переводят как страдание, хотя это не совсем верно. Под словом «дуккха» в буддизме понимается вся совокупность «болезненных пристрастий» и доставляемых ими неприятных чувств в течение жизни человека.
Первая благородная истина не говорит о том, что «всё в мире пронизано духкхой», так как дуккха относится не к внешнему миру, а к внутреннему опыту существ.
Истина о прекращении страдания ниродха, ниббана
Страдание может быть прекращено устранением страстей; если человек не связывается с ними, он устраняет свои стремления. Поскольку страдание происходит от стремлений человека к существованию и обеспечению страстей, победа его собственных желаний может привести к прекращению этого страдания. Если ему удастся добиться беспристрастности, он лишит страдания поддержки, то есть его сознание не будет привязано к циклу перерождений и страданиям этого мира. В буддизме никто не полагается на благодать и не ожидает помощи сверху. Поэтому каждый должен сосредоточить свои силы, чтобы достичь личного освобождения от страданий.
Четыре Благородные Истины
Четыре Благородные Истины — это основные положения религиозной доктрины и вероучения буддизма, признаваемые всеми школами и направлениями этого учения.
В соответствии с буддийской традицией, учение о Благородных истинах было преподано самим Буддой в его первой проповеди в Оленьем Парке (Сарнатха) в Бенаресе (Варанаси) вскоре после достижения им пробуждения (просветления, бодхи), которая получила название «Проповеди, повернувшей Колесо Учения».
Символ Дхармы колесо
Благородные истины формулируются по модели медицинского заключения:
- констатация болезни;
- установление причин болезни;
- констатация возможности выздоровления;
- назначение лечения.
Первая благородная истина является истиной о страдании. В соответствии с учением буддизма, всякое существование принципиально сопряжено со страданием (духкха) и в этом смысле между бытием и страданием может быть поставлен знак равенства. При этом удовольствие (сукха) не рассматривается в качестве оппозиции страданию, но рассматривается в качестве момента последнего, поскольку также связано со страданием (например, не только соединение с неприятным, но и разлучение с приятным также является страданием). Идея универсальности страдания тесно связана с доктриной всеобщего непостоянства (анитья) — все преходит, и любое удовольствие завершается, уступая место страданию от его утраты.
Буддизм утверждает, что все пять совокупностей элементов существования — дхарм (см. Анатмавада), образующих личность, неизбежно связаны со страданием, наиболее явными формами которого являются рождение, болезнь, смерть, соединение с неприятным, разлука с приятным и недостижение желаемого.
Кроме того, ни одно из доступных в эмпирическом мире рождений—смертей (сансара) не является полностью удовлетворительным и лишенным изъяна. Следовательно, страдание — это фундаментальная неудовлетворительность бытия как такового. Поэтому в буддизме страдание не рассматривается как результат грехопадения, то есть утраты некоего изначального совершенства, будучи основной характеристикой существования.
Вторая благородная истина является истиной о причине страдания, каковой буддизм считает желание и влечение в самом широком смысле (включая и отвращение как оборотную сторону влечения), обусловленные наличием ложной идеи индивидуального «я» (см. Анатмавада). Истина о причине страдания конкретизируется в буддийском учении о карме, формах перерождения живых существ и причинно-зависимого существования закона
(пратитья-самутпада). Аффективное неведение живых существ (авидья) и базовые аффекты (клеша) — невежество, страсть и гнев — ведут живых существ к привязанности, к существованию и стремлению к его воспроизведению, что реализуется в их переходе из одной жизни в другую в соответствии с законом кармы.
Третья благородная истина является истиной о прекращении страданий (ниродха). Таким прекращением становится нирвана, то есть состояние полного покоя и
освобождения от круговорота сансары. Нирвана может рассматриваться как определяемое в отрицательных терминах по причине ее полной трансцендентности обыденному (профаническому) опыту совершенное состояние сознания, или как особая совершенная форма вне-личностного сверхбытия.
Четвертая благородная истина является истиной о пути, ведущем к прекращению страданий. Это Благородный Восьмеричный Путь (арья аштанга марга), делящийся на этапы мудрости (праджня)—две ступени, а также нравственности,
или соблюдения обетов (шила), и медитативного созерцательного сосредоточения (самадхи) — по три ступени каждый.
Первый этап включает в себя такие ступени, как правильное видение (адекватное с позиций буддизма понимание реальности) и правильную решимость идти путем Будды.
Второй этап включает в себя такие ступени, как правильная речь (воздержание от лжи, клеветы, лжесвидетельства, грубости и т. п.); правильное поведение (прежде всего принципиальный отказ от всякого насилия, а для монаха — и соблюдение всех предписанных обетов); правильный образ жизни (выбор профессии в соответствии с нормами буддийской морали, то есть не связанной с насилием, обманом и другими формами аморального поведения).
Третий этап включает в себя такие ступени, как правильное усердие (в занятиях созерцательной практикой), правильное памятование (всецелая сосредоточенность на
аналитическом рассмотрении всех аспектов психики с целью ее исправления) и правильное сосредоточение (самадхи) в соответствии с принятыми в буддизме формами духовного делания.
Учение о Благородных Истинах не претерпело никаких изменений в процессе эволюции и развития буддийского учения.
Вторая благородная истина о причине страданий
Истина о возникновении дуккхи (дуккха самудая (санскр. समुदाय), пали dukkhasamudayo (samudayo — «возникновение», «происхождение», «появление»)).
Благородная истина о причинах беспокойной неудовлетворённости указывает, что причиной дуккхи является жажда, желание, влечение или ненасытное стремление (тришна или танха), которое основано на ложном воззрении человека о постоянстве своего «Я», о существовании атмана. В наиболее общем понимании под причиной дуккхи также подразумевается как влечение и «привязанность к жизни» и приятным ощущениям в ней, так и отвращение к жизни и неприятному в ней. Данные влечения и отвращения формируются из неведения (авидьи) человека о природе реальности, а также из других основных омрачений, включающих страсть и гнев. В тибетском буддизме неведение может считаться основной причиной страданий, в качестве дополнительных могут выступать другие омрачения, в том числе жажда (страсть) и привязанности как наиболее значимые из них, а также карма.
Постоянное стремление удовлетворить все возникающие потребности приводит к разочарованию, потому что многие желания невозможно осуществить в полной мере. Это в итоге приводит к возникновению кармы (совокупность действий человека, включая его мысли и поступки). Карма вовлекает человека в процесс стремления к хорошему и плохому. Этот процесс приводит к возникновению новой кармы. Так возникает «круговорот сансары», в котором непрерывно находятся живые существа.
И вот, о братья, благородная истина о начале страдания. Истинно! — тот зачаток страдания лежит в жажде, обрекающей на возрождение, в этой ненасытной жажде, что влечет человека то к тому, то к другому, связана с людскими усладами, в вожделении страстей, в вожделении будущей жизни, в вожделении продления настоящей. Такова, о братья, благородная истина о начале страданий. |
Таким образом, причина неудовлетворённости состоит в жажде. Удовлетворение желаний очень скоротечно и через короткое время приводит к появлению новых желаний. Таким образом получается замкнутый цикл по удовлетворению желаний. Чем больше желаний не могут быть удовлетворены, тем больше растут страдания.
Жажда делится на жажду «чувственных удовольствий», «существования» и «саморазрушения» в одной классификации. В другой под жаждой может пониматься «сладострастие», «неведение относительно подлинных целей и ценностей жизни» и «ненависть, неприязнь, зависть», включая крайнюю форму в виде желания убийства. Прямым следствием жажды, согласно двенадцатичленной формуле бытия, является привязанность (упадана) к множеству вещей и состояний, в наиболее основной форме проявляющаяся использовании человеком терминов «я» и «моё» относительно своего опыта. Привязанность в первую очередь связывается с неведением (авидьей) человека о своей природе и конструированием ложных концепций (диттх) о своём «я», ошибочно понимаемом как постоянного, что противоречит буддийской теории анатмавады. Подобная привязанность является основной причиной пребывания в сансаре.
Источник плохой кармы, связанной с пребыванием в сансаре, кроме привязанности также часто лежит в ненависти, причиной которой также является неведение, незнание истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов. Это не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истины, ошибочное понимание реальности.
Согласно сутрам праджняпарамиты, причиной страдания кроме неведения и привязанностей является также множество «тонких ментальных видов „омрачений“».