Горячие новости

uspeshnie znaki zodiaka Значение рун пропорции и рубленый вид Календарь лунных дней

Определение божества и характерные черты этого понятия

Определенные секты Сиддхартха Гаутама приравнивают к божеству, однако остальные последователи буддийского учения созерцают в нем своего создателя, просветителя и учителя. Алохань веруют, что постигнуть просветления возможно лишь вследствие безграничной вселенской энергетики. Следовательно, мир буддийского учения не принимает господа-творца могущественного и всеведущего, т. к. в любом человеке скрывается частица божества.

Такое определение, как основной Бог буддизма не существует в буддийском вероучении. Нет постоянного божества, поэтому каждый кто ощутил просветление может достичь звания «Будда». Такого рода представление о Господе выделяет буддийское верование на фоне многих других религий запада.

Однако вместе с тем нельзя утверждать, что буддизм религия без Бога хотя и не признает существование такового. Существующую проблему лучше всего разобрать подробнее:

  • В буддийском учении имеются сущности, которые в каком-то смысле приближены к божествам (дэвы), однако не несущие в себе такую же значимость как божества в западной религии. То есть они являются простыми людьми, как и все остальные и могут познавать мученья в период перерождения в колесе сансары. Сиддхартха Гаутама понимается в наибольшей степени благоразумным среди всех божеств и почему является «учителем божеств».
  • В различных буддийских школах имеются определения сопоставимые с творцом – единая сущность пропрота или Татхагатагарбха.

В буддийском верование создатель именуется по-разному, а именно:

  • Создатель или же первопричина, то бишь основание, для сотворения не только мира, но и всего что в нем имеется. Сознанием невозможно осмыслить первопричину. Если совершить «верные» действия, то человек сам сможет узнать ответ на вопрос есть ли бог в буддизме.
  • Душа мира – это брахман, являющийся безграничным, неподвижным и постоянным. Как правило он тесно связан с определением атмана («высшим Я», «самостью», «духом»), то бишь это духовная ипостась, которая после пробуждения осмысливает свое бытие.
  • Первооснова всего или другими словами абсолют. Схожие определения – абсолютный ум, абсолютное осознание, абсолютный дух и т.д.

Классификация небес в буддизме

Небеса Тридцати Трёх Богов

Мир Траястринша (санскр. Trāyastriņşa), или Небеса Тридцати Трёх Богов, – Второе Небо в иерархической структуре миров богов Мира Страстей. Если боги Первого Неба живут у подножия В буддийских текстах говорится, что эта гора была создана с появлением вселенной и превратится в пепел только при разрушении вселенной.Миром Траястринша правит бог Шакра-деванаминдра (санскр. Çakra – сильный, могучий), его также называют – Индрой (санскр. Indra; кит.  Диши), Махендрой – “великий Индра”, или Тысячаоким Повелителем (у Индры тысяча глаз). Также по отношению к Шакре используют такие эпитеты как Пурандара (санскр. Purandara – твердынь сокрушитель) и Сокрушитель Дайтьев (санскр. Daityanisudana). В индуистской мифологии Индра вымтупает как предводитель класса богов Васу – Васава. В буддийской литературе Васава употребляется также как эпитет Шакры.Шакра управляет Небесами Тридцати Трёх Богов из Дворца Верных Взглядов находящегося на небе Тушита на вершине горы Сумеру. Шакра руководит моральным состоянием мира на основании отчётов Царей Четырёх Сторон. Он очень мудр и обладает великим терпением.В четырёх основных направлениях от Индры расположены Четыре группы по восемь богов.Свитy  Шакре составляют гандхарвы, которые служат его посланцами и исполняют светскую музыку, а также кимнары которые исполняют религиозные гимны.”Посредине плато Сумеру находится город под названием Сударшана – Прекрасный; каждая из его сторон длиной в 2500 йоджан1, окружающая его стена – из золота, высотой полторы йоджаны. Земля пестрит сто одним цветом, она мягкая на ощупь, словно хлопок, и пружинит под ногами. Это – столица Шакры, владыки богов…В центре города находится дворец владыки богов Шакры, называемый Вайджаянта, который своими бесчисленными сокровищами и совершенством расположения и убранства помещений превосходит роскошь и величие всех других дворцов. Каждая из его сторон длиной в 250 йоджан. этот – поистине главное украшение города…За городом по четырём его сторонам парки и прочие места развлечения богов. Это парк Чайтраратха и рощи Парушьяка, Мишрака и Нандана. Они украшают город извне…С четырёх сторон этих парков четыре Прекрасные земли, которые простираются на двадцать йоджан и словно состязаются между собой в красоте; это любимые места развлечений богов…Дерево Ковидара, которое называется Париджата, – основное место чувственных наслаждений богов, принадлежащих к группе Тридцати Трёх. Корни этого дерева уходят в глубь на пять йоджан, его высота – сто йоджан. Крона дерева, ветвями, листьями и цветами, простирается на пятьдесят йоджан. Поистине, запах его раскрывшихся цветов распространяется на 100 йоджан по ветру и на 50 йоджан против ветра”.

“Абхидхармакоша” Васубхадху.
Небеса Тридцати Трёх Богов и Небеса Асуров находятся в постоянной борьбе друг с другом, пытаясь доказать своё превосходство. На изображениях Колеса Бытия асуры и боги Небес Тридцати Трёх воюют. Асуры борются за право обладать плодами Дерева Исполнения Желаний, чьи корни находятся на их территории, а крона на территории богов. Аромат от ствола, корней, листьев и особенно от цветов и плодов этого дерева отличается особой тонкостью и, проникая во дворцы богов, услаждает их обитателей. Асуры ревнивы и воинственны, но так как у богов больше заслуг и мудрости, асуры не в состоянии их превзойти.

Отмена машинного переводабессмысленного набора слов

Правка. Не уверен, что это машинный перевод, но по отменённому дополнению у меня следующие претензии: 1) кардинальная смена преамбулы с отрицания Бога на «Гаутама Будда отказался выражать любые мнения по созданию мира». Вообщем-то вторая позиция тоже верна в своём контексте и может быть представлена, но так кардинально без обсуждения всё это менять нельзя, особенно с источниками, далёкими от наивысшей авторитетности. 2) Фразы вроде «Буддизм делает больший акцент на системе причинно-следственных связей…» — не связаны с темой статьи. 3) Хотя нет, «„позиция Будды представлена ​​в более анти-спекулятивные, Ник, а не отчетливо атеистической“, хотя Гаутама вере в Творца божеством был барьер к просветлению, особенно когда позируют для личного высшее существо или статического души» — это машинный перевод, просто не дочитал до низа. Тогда просто уточняю причины полной отмены и патрулирую. — Rafinin 20:37, 3 июля 2013 (UTC)

Переводы и источники

Уважаемые коллеги, прошу учитывать все лексические нюансы при переводе статей с других языков. Кроме того, было бы не плохо проверять сами источники. Спасибо. maqs 06:04, 14 июня 2012 (UTC)

Спасибо за ценные указания, но неплохо было бы, если бы они не сопровождались такими правками, в результате чего первое слово преамбулы оказалось написанным с грамматической ошибкой. मार्कण्‍डेय 10:57, 14 июня 2012 (UTC)

Это не указание, это просьба, которую, впрочем, вы успешно проигнорировали. Не стоит в преамбуле использовать столь категоричные термины, приводящие к некоему логическому парадоксу, особенно, если они основаны на полутора статьях неясного авторитета. –maqs 11:09, 14 июня 2012 (UTC)

Консенсусная версия статьи существовала долгое время до Вашего появления в ней, и никто не увидел в ней никакой категоричности и парадоксов. Повторное неконсенсусное внесение правок является началом ВП:ВОЙ, поэтому далее может последовать обращение на ЗКА. मार्कण्‍डेय 11:16, 14 июня 2012 (UTC)

Ссылку на обсуждение, приведшее к консенсусу я могу увидеть? –maqs 11:18, 14 июня 2012 (UTC)
Вообще странно говорить о консенсусе в статье, где около 80% правок сделано вами, а большинство остальных — ботами. –maqs 11:29, 14 июня 2012 (UTC)

Не знаю, чем объясняется проявленное Вами здесь незнакомство с правилами Википедии – длительным отсутствием в проекте, из-за чего Вы их успели подзабыть, или же тем, что Вы никогда их как следует не изучали. В любом случае, Вам необходимо их внимательно изучить, в первую очередь ВП:Консенсус. Согласно данному правилу, «При редактировании статей консенсус обычно достигается естественным путём — после того как один из участников вносит правку или дополнение на какой-либо из страниц Википедии, каждый, кто увидит это изменение, может на него отреагировать, изменив или отменив его, либо оставить его в силе. В последнем случае «молчание» (отсутствие реакции) является знаком согласия с внесённой правкой, при условии, что о ней стало известно достаточному числу участников». Поэтому запрашивание «ссылки на обсуждение, приведшее к консенсусу» неправомерно. Кроме того, консенсус измеряется не количеством правок, а количеством участников, ознакомившихся с данной статьёй и/или принявших участие в её редактировании. Помимо меня, данную статью редактировали около 10 участников, а читали, судя по посещаемости статьи, несколько тысяч. Так что для внесения правок, не являющихся по умолчанию консенсусными, требуется их обоснование с развёрнутой аргументацией, после обсуждения которой они могут быть внесены или не внесены в зависимости от убедительности аргументации. P. S. Если Вы не прекратите войну правок путем немедленной отмены своих последних неконсесусных правок, я обращусь на ЗКА. मार्कण्‍डेय 12:04, 14 июня 2012 (UTC)

Обращайтесь. Я считаю ваши определения в статье неверными. Вы не соизволили меня в этом разубедить, начав указывать на мои грамматические ошибки. Я отреагировал на ваши правки, внеся в них изменения, то есть, я не считаю, что по этим правкам у нас есть консенсус. Вашу позицию же считаю собственнической, поэтому в данном вопросе в расчет не принимаю. –maqs 12:13, 14 июня 2012 (UTC)

Исторические персонажи

Падмасабхава (Гуру Ринпоче)

Гуру Падмасамбхавой, является первым основным учителем тантрической традиции в Тибете. Будда Шакьямуни обещал переродиться в форме Гуру Падмасамбхавы, чтобы распространить учения ваджраяны в этом мире. Будда девятнадцать раз предсказывал действия Падмасамбхавы в сутрах и тантрах. В точности, как было предсказано, Гуру Падмасамбхава чудесным образом родился в цветке лотоса на северо-западе Индии, в стране Уддияна, через восемь лет после ухода Будды Шакьямуни, примерно 500 лет до н.э.

Гуру Падмасамбхава появился в лотосе в виде восьмилетнего мальчика. Царь Индрабхути пришел посмотреть на него и задал ему пять вопросов: «Откуда ты появился? Кто твой отец? Кто твоя мать? Что ты ешь? Что ты делаешь?» Гуру Падмасамбхава ответил: «Я появился из нерожденного состояния, дхармадхату. Имя моего отца — Самантабхадра, а имя моей матери — Самантабхадри. Моя пища — двойственные мысли, а работа — труд на благо всех живых существ.» Когда король услышал эти ответы, он очень обрадовался и попросил Гуру Падмасамбхаву отправиться с ним во дворец и жить там в качестве его сына. Гуру Падмасамбхава отправился во дворец и жил там много лет. Оставив дворец, он исполнил пророчество Будды Ваджрасаттвы: он путешествовал по различным местам в Индии, жил на кладбищах и выполнял различные формы медитации. Он уже был просветленным, но выполнял эти практики, чтобы продемонстрировать, что медитация приводит к просветлению.

Гуру Падмасамбхава занимает особое место среди тибетских буддийских школ, большинство из которых ведут линию своих передач и благословений прямо от него. Он — воплощение всех просветленных существ. Конечно, все будды трудятся на благо живых существ, но, поскольку Гуру Падмасамбхава сделал учения ваджраяны доступными для нас, он считается особым буддой нашей эпохи.

Чже Цонкапа

Чже Цонкапа (1357-1419), основатель школы Гелуг(тиб. dGe-lugs-pa или dGe-ldan-pa), получившей также распространение в Монголии и Бурятии (XVI-XVII вв.).

В 1403г. в монастыре Радэнг (тиб. Rwa-sgreng), принадлежавшем школе Кадампа, Цонкапа составил два основополагающих текста «новой Кадампы» (как называют школу Гелукпа в тибетской традиции): «Лам-рим чэн-мо» («Великие ступени Пути») и «Нгаг-рим» («Ступени Мантры»).

В 1409г. Цонкапа установил «великое служение» (тиб. smon-lam chen-mo, санскр. mahвpraтidhana) в Лхасе, а также украсил золотом и бирюзой статую Будды Шакьямуни в главном храме Лхасы — Чжо-кханге(тиб. Jo-khang).

Далай Лама V

Пятый Далай-лама, Лобсанг Гьяцо (годы жизни 1617-1682) – самый известный в истории перерождений далай-лам, также прозванный «Великий Пятый». При его правлении установилась централизованная теократическая форма правления. Он также прославился своими многочисленными религиозными трактатами в традициях гелуг и ньингма.

Будущий Далай-лама родился в Тибете в местности Чинвар Тагце округа Таргьей (Центральный Тибет) 23-го числа 9-го лунного месяца 1617 года. В 1642 г. Далай-лама был посажен на трон Шигадзе. Правитель ойратского племени хошоутов Гуши-хан объявил, что дарует ему верховную власть над Тибетом, что знаменовало основание новой (после школы Сакья) тибетской теократии. Столицей, а также резиденцией правительства, была объявлена Лхаса, где в 1645 г. было начато строительство дворца Потала. В 1643 году Далай-лама V получил дипломатическое признание со стороны Непала и Сиккима в качестве политического главы тибетского государства. С детства Пятый Далай-лама, Лобсанг Гьяцо, был спокойным и серьёзным, а затем проявил себя смелым и решительным. Немногословный, он всегда был убедительным. Будучи гелугпинцем, он поддерживал выдающихся лам других традиций, за что подвергался изрядной критике. Он игнорировал её, поскольку предпочитал быть знакомым с верованиями и учениями соперников, чем оставаться невежественным в их отношении… Он был сострадательным по отношению к подданным и мог быть безжалостным при подавлении восстаний. В своей работе, посвященной вопросам светской и духовной жизни, он замечает, что не нужно сочувствовать человеку, который должен быть казнён за свои преступления.

Изменения в буддизме после Будды

После смерти Будды человеческая природа, столь страстно желающая верить в высшего защитника и покровителя в лице бога, постепенно налагала отпечаток на буддистские теории и практики.

Начать надо с обожествления самого Будды. Надо сказать, что в сознании большинства западных жителей до недавнего времени, а может быть, и сейчас тоже, существовало мнение, что Будда — это бог буддизма. Для многих сам факт существования верований без божества — верховного или же целого их сонма — кажется просто невероятным. В этом плане европейцу более близок индуизм с его сотнями больших и малых божеств, нежели буддизм, отвергающий саму идею Бога.

В случае с буддизмом сознание цепляется за факт, что Будда был человеком, царевичем Гаутамой, который изменился духовно, достиг нирваны и стал Буддой, просветленным. В нашем сознании, накрепко связанном с христианской теологией, это ассоциируется с воскресением и вознесением Иисуса Христа, сына божьего. Такие ассоциации заставляют нас, пусть подсознательно, но считать Будду существом высшего порядка, значит, по крайней мере, ровней богам.

Примерно по этому же пути пошли последователи Махаяны. Они создали учение о трех телах Будды, высшее из которых — Дхармакая — считается абсолютным проявлением духовной сущности, суть самого мироздания, которую невозможно постичь умом или определить при помощи органов чувств. Для этого нужно достичь просветления.

Теоретически здесь все правильно с точки зрения буддизма, ведь сам Будда достиг просветления, значит, изменился и обрел-таки высшее тела, Дхармакаю. Но, в то же время можно сказать, что появление этого учения стало началом обожествления самого Будды, противореча его изначальным постулатам. А еще в этой идее наше христианское сознание отчетливо видит параллели с идеей Троицы и Святого духа. Пусть это все на другом уровне, как бы перенесенное в другую реальность, но сходство все равно имеется.

Будды

Шакьямуни Будда (Сакья Тукпа)

Бу́дда Ша́кьямуни (санскр. गौतमबुद्धः सिद्धार्थ शाक्यमुनि, 563 до н. э. — 483 до н. э., дословно «Пробуждённый мудрец из рода Шакья (Сакья)» — духовный учитель, легендарный основатель буддизма.

Получив при рождении имя Сиддха́ттха Гота́ма (пали) / Сиддха́ртха Гаута́ма (санскрит) («потомок Готамы, успешный в достижении целей»), он позже стал именоваться Буддой (буквально «Пробудившимся») и даже Верховным буддой (Sammāsambuddha). Его также называют: Татха́гата («тот, кто так пришёл»), Бхагаван («господь»), Сугата (Правильно идущий), Джина (Победитель), Локаджьештха (Почитаемый миром).

Сиддхартха Гаутама является ключевой фигурой в буддизме и является его основателем. Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователями после его смерти и легли в основу буддийского канона — «Трипитаки». Также Будда является персонажем многих дхармических религий, в частности — бона (позднего бона) и индуизма. В Средние века в поздних индийских Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он был включён в число аватар Вишну вместо Баларамы.

Особенности буддизма Ваджраяны. Тантрический Буддизм.

Работа с различными аспектами человеческого сознания – отличительная особенность буддизма Ваджраяны, который еще часто называют буддизмом тантрическим.

Именно по этой причине вопросы иконографии особенно важны для того, кто это направление практикует. Эта информация также не будет лишней для тех, кто путешествует по буддийским местам.

Работа с мантрами и визуализациями в Ваджраяне.

Практика любого направления буддизма — это так или иначе работа с сознанием, поскольку считается, что лишь его трансформация может быть залогом осуществления главной цели любой буддийской школы – просветления или бодхи.

Что касается тибетского буддизма, то в основе его практик лежит чтение (пение) мантр, особых текстов, которые могут и не иметь осмысленного перевода, ибо считается, что сами звуки и есть практика, а также созерцание и последующая визуализация мандал и разного рода существ, будд и бодхисаттв.

В подобной практике присутствует глубочайший смысл, потому что каждый из таких объектов в ваджраяне представляет из себя целостное сознание практикующего в каком-то из его определенных аспектов.

Таким образом сам факт визуализации уже является работой с сознанием, а уровень такой работы (получается ли у вас при этом выйти за пределы ума, то есть медитировать) определяет глубину самой практики, то есть то, насколько сильно ваш ум под воздействием этого метода меняется.

Тибетский буддизм в своей основе произошел из поздней доктрины индийской махаяны (примерно 11-12 век) и представляет из себя кульминацию развития индийского тантрического буддизма, который, в отличие от буддизма дальневосточного и тхеравады, впитал в себя намного больше индийских элементов, унаследовав довольно обширную индуисткую иконографию. Кроме того в его арсенале находятся и многочисленные божества, и сущности тибетской добуддийской религии Бон.

Все эти элементы за более чем тысячелетнюю историю тибетского буддизма претерпели существенные изменения, а их пантеон расширился до невообразимых размеров, и мы едва ли теперь можем понять, какой первоначальный источник скрывается за тем или иным существом или божеством ваджраяны.

Таких персонажей и сюжетов с их участием в тибетском буддизме, возможно, несколько сотен, кроме того, каждое их них может представать перед нами в различных манифестациях, которые могут отличаются визуально и порой довольно сильно.

По этой причине даже специалисту непросто разобраться в хитросплетениях тибетской иконографии, и ей посвящены многочисленные монографии с изображениями икон, которые в Тибете называются тханка, где на каждой странице можно найти довольно длинное описание и объяснение смысла той или иной фигуры.

Сами тханка могут представлять из себя холсты с картиной, или же, реже, ткань с вышитым на ней изображением. Стены тибетских монастырей часто украшают целые истории из буддистких трактатов и сутр, сами же тханка вывешиваются в молитвенных залах, комнатах для медитаций, а во время празднеств и на улицах городов.

Тханка могли представлять из себя настоящие произведения искусства, ведь зачастую их выполняли известные мастера своего времени. Но интересен тот факт, что в традиции тибетских монастырей не было отношения к тханка как к предметам искусства. Так старые и отслужившие свой век ритуальные предметы безжалостно выбрасывались, а на их место вешались новые, пусть даже их художественные достоинства и были несравнимо ниже.

Такое отношение к ритуальным предметам естественно для буддизма и происходит не только из соображений практичности, здесь вполне можно усмотреть идею о бренности и никчемности материальных проявлений чего бы там ни было.

Традиция построения песочных мандал ярко иллюстрирует такой подход. Мандала, которая строятся монахами в течении многих дней, безжалостно уничтожается в одно мгновение.

Будда и его неприятие божественной идеи

На самых ранних этапах, при жизни Будды и в ближайшие столетия после его смерти, буддизм был, так сказать, в «чистом виде». Сам Будда категорически отвергал наличие Бога, так как божественная доктрина противоречила самой его идее о возможности избежать колеса сансары и подняться на более высокую ступень развития, стать более духовной сущностью. Зачем такие испытания, если есть Бог? Он вездесущий, всемогущий и всевидящий, он заступится за верующего человека, если он будет поклоняться богу и приносить ему определенные приношения. В буддизме же все строится на совершенно другой основе. Нет бога, который сделает что-то за тебя, есть только ты и твое желание стать лучше, измениться на духовном уровне. То есть в буддизме раннего периода полностью отсутствуют отношения сделки, столь характерные для других религий. Там связь с богом — типичная сделка по принципу «ты — мне, я — тебе». Человек верит в бога, делает ему приношения и молится — одна часть сделки, бог следит за благополучием верующего и прощает ему грехи — вторая ее составляющая. Такая простейшая «философия» лежит в основе всех религий, от самых древних до христианства, а также современных мессианских и космогонических сект.

Будда же одним махом отмел все это, заявив, что бога нет, потому что вера в него несет вред. Она несовместима с идеей прекращения сансары и попадания в нирвану человеком, ведь любое божество может вмешаться в ход его действий. В этом плане Будда предстает перед нами как скептик, который оценивает саму идею существования бога как несущую вред человечеству, заставляющую его быть инертным и надеяться не на свои силы и возможности, а перекладывать все на божественное провидение.
Следует оговориться, что отрицалось существование только бога как верховной сущности, единственного руководителя всего живого, который является венцом творения и может распоряжаться всем сущим по своему усмотрению, ибо «неисповедимы пути господни». Сама идея его существования свела бы на нет все идеи Гаутамы, так как при наличии всемогущего бога человечеству просто незачем стремиться вырваться за пределы сансары и достичь просветления. Однако признание того факта, что боги (во множественном числе!) существуют, зафиксировано в речах самого Будды. Следовательно, говорить стоит о том, что боги в буддийском пантеоне есть, но они не вмешиваются в жизнь людей, так как сами подвержены сансаре. Речь может идти только о том, что в буддийской практике нет такого понятия, как верховный властитель, как в других крупнейших мировых религиозных учениях, которые исповедуют монотеизм.

Рассуждая о буддийской традиции, следует помнить, что это очень древнее учение, с большим количеством разнообразных школ, направлений и ответвлений, поэтому существует множество трактовок и определений божественности. Разобраться во всем этом сразу, с налету, и вывести точные формулировки, понятные, как математические формулы, не удастся никому. В этом состоит особая прелесть этого учения — здесь каждый может найти для себя подходящий ответ, так как имеются одновременно и твердые, устоявшиеся каноны, и зыбкое определение духовности, которое каждый волен понимать (и трактовать) по-своему. Возможно, именно отсутствие довлеющей власти единого Бога так привлекает в буддизме современных жителей западных стран.

Добавить комментарий