Появление и облик мавок
Но как же появлялись мавки? В старину народ верил, будто в этих созданий превращаются младенцы, родившиеся мёртвыми или умершие в Русальную неделю, следующую сразу за праздником Троицы.
В некоторых регионах Украины поговаривали, что мавки – это дети, задушенные собственными родителями, для которых были нежеланными. Также ребёнка могла похитить нечисть, после чего его дух обращался в лесную навку. И если молодые девушки после смерти пополняли ряды русалок, то дети присоединялись к мавкам.
Мавки завлекают за собой, чтобы погубить / Irine Khomeriki / artredpanda.artstation.com
Души несчастных малышей, умерших в раннем возрасте, так и не прошедших таинство крещения, не могли найти себе покой. Путнику, оказавшемуся в лесу среди мавок, не стоило ждать пощады от крайне жестоких и злых существ. Выглядели навки как молодые длинноволосые девушки или дети, в белых рубашках. Отличить мавку от обыкновенного человека не составляло труда.
В преданиях рассказывается, что эти созданиями не отбрасывают тени, не оставляют следов на земле. Кроме того, некоторые легенды утверждают, что навки стараются не поворачиваться спиной к людям. Почему? Всё просто – так они сразу же раскроют себя. У мавок совершенно нет спины, а потому сквозь брешь видны все внутренние органы.
Звать эту нечисть никто не решался – да и зачем кликать беду. Нередко мавки сами появлялись перед путниками. Часто их жертвами становились молодые мужчины. Перед такими странниками мавки представали в обличье прекрасных юных девушек, что увлекали человека за собой, приводи к реке, где и топили.
Мавками становились дети / Oleg leshiy Shekhovtsov / leshiy.artstation.com
Слова, сказанные Белой дамой
Прошло уже почти триста пятьдесят лет с тех пор, как она явилась в первый раз, и первое время показывалась очень часто. Не раз видали, и притом в самый полдень, как она выглядывала из окна верхней, необитаемой башни. Появлялась она обыкновенно в белой одежде, имея на голове вдовье покрывало с большими бантами, была высокого роста и с добрым выражением красивого лица.
Известны только два ее явления, во время которых она говорила.
Одна из придворных дам вошла в свою уборную для примерки платья и спросила у горничной, который час. В это время из-за ширм вышла Белая дама и ответила: “Десять часов, милостивая государыня”. Та дама, конечно, очень испугалась, а через несколько недель занемогла и вскоре скончалась.
Слова, сказанные привидением в другой раз, имели более глубокое значение. Это было в Берлине, в декабре 1628 года. Явившись, белая женщина произнесла по-латыни: “Veni, judica vivos et mortuos; iudi-cium mihi adhuc superst”, то есть: “Приди, суди живых и мертвых – мне еще предстоит суд”.
Белая дама и династия Габсбургов
Имела свою собственную Белую даму и австрийская династия Габсбургов. Древняя легенда гласит, что появление призрака – женщина в белом – предвещает несчастье с кем-либо из членов Габсбургского дома. Его видели, например, в 1867 году перед трагической кончиной мексиканского императора Максимилиана, деверя императрицы Елизаветы.
В 1889 году, незадолго до гибели эрцгерцога Рудольфа, Белую даму встречали в коридорах того же замка. Видели ее и перед получением известия, что эрцгерцог Иоанн Орт пропал в море без вести. Ее появление предшествовало гибели юной эрцгерцогини, сгоревшей заживо от спрятанной в карман сигареты, закуренной потихоньку от старших. И наконец, незадолго до гибели австрийской императрицы Елизаветы, в сентябре 1898 года в Женеве стал известен рассказ часового, который видел женщину в белом, всю ночь ходившую вокруг охраняемого им замка Шонбрунн…
Thu, 11 Mar 2021 10:09:30 +0300
Белая дама в Карлсруэ
Говорят, что в 1652 и 1653 годах ее часто видели в королевских замках Берлина и Карлсруэ. В отношении последнего, как сообщается в одной книге, изданной в самом начале нашего века, “существуют два достоверных и рассказа, именно, как одна придворная дама, прогуливаясь в сумерки по саду замка Карлсруэ со своим мужем и нисколько не думая о белой женщине, вдруг увидела ее на дорожке возле себя и так ясно, что могла вполне разглядеть ее лицо.
Сильно испугавшись, она перебежала на другую сторону, а привидение исчезло. Муж ее привидения не видал, но заметил смертельную бледность жены. Вскоре один из членов семьи пары покинул этот мир.
Затем видел ее в галерее замка Карлсруэ, идущую к нему навстречу, один из придворных. В первую минуту он принял видение за желавшую подшутить над ним придворную даму, и попробовал схватить его, но оно мгновенно исчезло.
Белая дама и Король Пруссии Фридрих II
Однако чаще всего Белая дама является кому-либо из членов династий Гогенцоллернов и Габсбургов.
Относительно того, видел ли Белую даму король прусский Фридрих Великий, мнения расходятся. Одни полагают, что этот скептик с рациональным умом вообще не верил в привидения, но, согласно легенде, изменил свое отношение к ним после того, как сам стал одним из них. Но тому должна же была предшествовать хоть какая-то прижизненная причина!
О ней говорят другие, например В.В. Битнер в книге “Верить или не верить?” (Спб., 1899). Вот какой случай он описывает:
“С июня 1786 года престарелый Фридрих, знаменитый прусский король, стал прихварывать. Старость начинала брать свое, но дух короля оставался по-прежнему бодрым. Смеясь над докторами, король с большим трудом уступил неотступным просьбам родных, советовавших отдать себя на попечение специалистов. Вместо ханжи-сиделки, которых этот непритворный вольнодумец терпеть не мог, он взял себе старого гусара, одного из своих сподвижников при Росбахе. И действительно, старик, как верный пес, смотрел в глаза дорогого ему короля, ни на шаг от него не отступая, и предупреждал малейшие желания. 3 августа 1786 года один из внутренних часовых видел Белую даму и сказал об этом гусару, который его выругал, но старик счел все-таки своей обязанностью сообщить о призраке государю.
Чушь! – возразил больной. – Часовому не мешало бы всыпать сотни две фухтелей… а ты не повторяй вздора. Это какая-нибудь камер-медхен шла на свидание с пажом или камер-лакеем или ему просто пригрезилось спросонья.
На другой день вечером, 4 августа, король дремал, сидя в кресле, гусар сидел возле и вдруг заметил у камина белую фигуру. Не смея тревожить короля, он уставился на нее и очень явственно различил белую женщину.
- Видишь? – спросил король хриплым голосом.
- Кого, государь?
- Белую женщину около камина?
- Вижу, государь!
- Видно, камрад, бабьи сказки правду говорят, – продолжал король, спокойно всматриваясь. – Пусть же убирается туда, откуда пришла!
- Говорят, есть такие молитвы…
- Может быть, но я их не знаю! – усмехнулся король.
Он опять задремал. Видение мало-помалу исчезло, как дым. К ночи весть о явлении Белой дамы разнеслась по дворцу и всему городу. На следующий день Фридрих скончался. Последними его словами были: “Dieu erci, la montagne a passe!..” (Благодарение Богу, гора прошла!..)
Какая гора? Было ли это символизацией, подобно сонным грезам того физиологического процесса, который знаменует переход от жизни к смерти, или тут скрывалась какая-нибудь мысль?”
Как бы то ни было, но однажды Фридриху Великому выпала нужда самому явиться привидением перед племянником Фридрихом Вильгельмом. Последний направил свою армию завоевать Францию, но, видно, призрак его знаменитого дяди не одобрил вторжение в эту страну.
- Если вы, Вильгельм, не отзовете прусскую армию из Парижа, – сказал призрак, – вы увидите нечто, что навряд ли понравится вам.
- Что вы имеете в виду? – спросил Вильгельм. Он был напуган больше словами, сказанными привидением, чем им самим.
- Я имею в виду Белую даму старого дворца, – ответило привидение. – Уверен, вы знаете, что бывает с теми, кто видит ее.
С этими словами призрак тут же как бы растаял. Никто не знал, кого представляло привидение Белой дамы, слух о котором дошел даже до призрака Фридриха Великого. Подозревались несколько дам, скончавшихся в тех или иных покоях дворца в пятнадцатом – шестнадцатом столетиях.
Как и почему Белая дама облюбовала династию Гогенцоллернов, не совсем ясно. Утверждают, что впервые она появилась в 1619 году, во время правления Иоанна Сигизмунда. Жизнь его оборвалась через день после явления зловещего призрака.
Даму в белом видели в 1806 году, за несколько дней до того, как прусский принц Людовик погиб в сражении с войсками Наполеона. Она появилась и в июне 1914 года; тогда правил кайзер Вильгельм II.
Кайзер остался в живых, но его родственник, эрцгерцог Франц Фердинанд, был застрелен в Сараево, запалившим огонь первой мировой войны. Кайзер пережил войну, но Германия была разбита, а династия Гогенцоллернов отстранена от власти. И Дама в белом перестала тревожить потомков этой прусской династии.
Духи славянской мифологии
Существует немало всевозможных духов и нежити в славянской мифологии. Само происхождение нечисти в народных легендах связывается с ветхозаветным мифом о падших ангелах, уставших славить бога: сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, кто в дом.
АНЧУТКА – злой дух, в более позднее время – одно из русских названии чертенят. Анчутка связан с водой и вместе с тем летает; иногда Анчутку называют водяным, болотным: живет в болоте. У него есть крылья. Обычные его эпитеты – «беспятый», «роговой», «беспалый» – означают принадлежность к нечистой силе. В сказках он беспятый, потому что волк ему пятку откусил.
АУКА – лесной дух, родствен лешему. Так же, как и леший, любит проказничать и шутить, людей по лесу водить. Крикнешь в лесу – со всех сторон «аукнет». Можно, однако, вызволяться из беды, проговорив любимую поговорку всех леших: «Шел, нашел, потерял». Но один раз в году все способы борьбы с лесными духами оказываются бесполезными – 4 октября, когда лешие бесятся. «Ауку, чай, знаете? Аука в избушке живет, а изба у него с золотым мхом, а вода у него круглый год от весеннего льда, помело у него – медведевая лапа, бойко выходит дым из трубы, и в морозы тепло у Ауки… Аука затейный: знает много мудреных докук, балагурья, обезьянку состроит, колесом перевернется и охоч попугать, инда страшно. Да на то он Аука, чтобы пугать» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
БАБАЙ – злой ночной дух. Живет он в зарослях камыша, а ночью под окнами бродит, шумит, скребется, в окна стучит. Бабаем пугают маленьких детей, которые не хотят ложиться спать. Про него говорят, что ходит он с большой котомкой по ночам под окнами, отыщет непослушного ребенка и в лес унесет. «Ай, бай, бай, бай, Не ходи, старик, Бабай, Коням сена не давай. Кони сена не едят, Все на Мишеньку глядят. Миша спит по ночам И растет по часам. Ай, бай, бай, бай, Не ходи ты к нам, Бабай» (колыбельная песня).
БАГАН – дух-покровитель рогатого скота, он охраняет их от болезненных припадков и умножает приплод, а в случае гнева своего творит самок бесплодными или убивает ягнят и телят при самом их рождении. Белорусы отделяют для него в коровьих и овечьих хлевах особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном: здесь-то и поселяется баган. Сеном из его яслей они кормят отелившуюся корову, как целебным лекарством.
БАЕННИК (банник, лазник, байник, банный) – нечистый дух из нежити, который поселяется во всякой бане за каменкой, всего же чаще под полком, на котором обычно парятся. Всему русскому люду известен он за злого недоброхота. «Нет злее банника, да нет его добрее», – говорят в коренной Новгородчине, но твердо верят в его готовность вредить и строго соблюдают правила угодничества и заискивания. Полагают, что баенник всегда моется после всех, а потому четвертой перемены или четвертого пара все боятся: «он» накинется, станет бросаться горячими камнями, плескаться кипятком; если не убежишь умеючи, т.е. задом наперед, он может совсем зашпарить. Этот час (т.е. после трех перемен) дух считает своим и позволяет мыться только чертям: для людей же банная пара полагается около 5-7 часов пополудни. Баенник стремится владеть баней нераздельно и бывает недоволен всяким, покусившимся на его права, хотя бы и временно. Зная про то, редкий путник, застигнутый ночью, решится искать здесь приюта. Так как на баеннике лежит прямая обязанность удалять из бани угар, то в его же праве наводить угар на тех, кем он недоволен. Заискивают расположение баенника тем, что приносят ему угощение из куска ржаного хлеба, круто посыпанного крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него силу, ему приносят в дар черную курицу. Баенник старается быть невидимым, хотя некоторые уверяют, что видали его и что он старик, как и все духи, ему сродные: недаром же они прожили на белом свете такое неисчислимое количество лет.
Мавки – создания мира Нави
В славянских преданиях мавки являются достаточно часто встречающимися персонажами. Они напоминают известных всем русалок. Но основное различие в местах обитания. Если русалочья среда – это водная стихия, то обителью мавок всегда остаётся лес.
Кстати, многое о сущности мавок говорит их второй вариант именования – “навки”. Это слово напрямую связано с Навью, а ведь именно так наши предки называли самый тёмный и непознанный из миров, где обитали представители нечисти. В отличие от привычной для людей Яви, мир Нави представлял собой запретную территорию для земных существ (и, что примечательно, для большинства богов тоже).
Истории о мавках более всего были распространены на территории Украины и южнорусских землях. В дальнейшем образ навки превратился в русалочий, а черты “лесной панночки” исчезли. Нередко в легендах звучит утверждение, будто мавки и русалки водят дружбу. В период Зелёных святок эти существа празднуют собственную русалочью или мавскую Пасху.
Мавки – это славянская нечисть / Max Kostin / maxkostin.artstation.com
В популярной культуре
- В пилотном эпизоде сериала ужасов / драмы « Сверхъестественное» фигурирует Белая леди. Однако ее называют Женщиной в белом по имени Констанс Уэлч. В этом эпизоде неверность мужа сводит Констанс с ума и заставляет ее убивать их детей. Поняв, что она сделала, Констанс покончила с собой. В отместку своему мужу Женщина в белом разыскивает мужчин, путешествующих в одиночестве по дороге возле ее старого дома. Как привидение, она пытается соблазнить мужчин, а если они неверны, убивает их. В случае этого эпизода белая женщина пытается вернуться домой, но боится столкнуться с призраками своих детей, которых она утонула. (См. La Llorona , вдохновение для этого персонажа)
- В блокбастере «Проклятие шоссе Шейла» «Дама в белом», называемая шоссе Шейла от шоссе Хиггинсон в Чатсуорт-Дурбан, изображена в двух типах историй и показана иностранцами как не что иное, как проклятие историй. Миф о Шоссе Шейлы исследуется и раскрывается.
- В британском детском сериале 1970-х годов «Призраки Пестрого Холла» , рассказывающем о приключениях группы призраков из разных периодов прошлого, Шейла Стифель была изображена в роли персонажа, известного только как «Белая леди». Никто не знал ее истории или того, как она умерла, включая ее самого.
- «Белая дама» занимает центральное место в сюжете филиппинского фильма « Белая дама» 2006 года .
- Эмили, главный антагонист фильма ужасов 1971 года «Напугаем Джессику до смерти» (которого играет Мариклер Костелло ), сочетает в себе элементы архетипа Белой Леди с архетипом вампира.
- «Недовольство» , сериал ужасов режиссера Такаши Симидзу , полностью посвящен призракам женщины в белом; Призрак Каяко Саэки выглядит как женщина в белом, и ее лицо почти всегда скрыто длинными темными волосами.
- В Guild Wars 2 есть скрытый квест, в котором игрок может сопровождать Леди в белом доме. Достигнув двора своего дома, она становится враждебной и пытается убить игрока.
- Малхер де Бранко появляется в AdventureQuest Worlds . Эта версия представляет собой перекрашенную и переработанную версию сирены . Это среди существ, которые нападают на Терра да Феста перед Карнавалом .
- В « Очень страшном кино 2» пародируется Белая леди , жена призрака Хью Кейна, и после ее убийства она также часто посещает особняк. Она убивает профессора Олдмана ( Тим Карри ), но в комическом сюжете она соблазняется Коротышкой и оказывается его девушкой.
- Белая леди упоминается в песне Blackmore’s Night «Я думаю, это больше не имеет значения», где персонаж в песне поднимает женщину, одетую в белое, которая не разговаривает с ними и исчезает, когда они останавливаются.
- Фильм 1988 года « Дама в белом» основан на легенде «Белой леди».
- Альбом 2008 года под названием Lammendam голландской симфонической блэк-метал- группы Carach Angren – это адаптация голландской истории о Белой леди.
- Этим белым дамам посвящены два приключения бельгийской серии комиксов Спайка и Сьюзи : Де Жолидже Джоффер и Хет Витте Виф .
- Белая Дама появляется в рассказе «Красная грязная ведьма» из сборника рассказов « Как долго до Месяца Черного Будущего?». по НК Jemisin
- В романе Кэролайн О’Донохью «Все наши скрытые дары» 2021 года Белая леди появляется под именем Экономка и является одним из главных антагонистов.
- В серии «Ведьмак» игрок может столкнуться с существами, известными как Полуденные призраки или Полудница , основанные на том же существе из славянского фольклора. В игре, как и в фольклоре, они изображены женщинами в белом.
- Леди Димитреску и Слендермен якобы основаны на Hasshaku onna (八尺 女 букв. Восьмифутовая женщина) , creepypasta yurei, которая носит соломенную шляпу и белый сарафан и похищает детей.
Мифология
Мавками становятся малолетние дети, умершие без крещения или задушенные матерями. Также мавкой может стать ребёнок, умерший на Русальной неделе. Украинцы считают, что после смерти такие дети попадают к русалкам. Их представляют в виде детей или прекрасных дев с длинными волосами, украшенными цветами, в белых сорочках. Особенностью внешнего вида мавок является отсутствие кожного покрова на спине, в результате чего сзади у них можно было видеть все внутренности. По этой причине их также называют «не имеющие спины». Когда в лесу мерещится что-то красное среди деревьев, то считалось, что это хоровод мавок, которые “фуфелом идут”, то есть танцуют необычайно быстро и бешено. И так как их видно со спины, то их стремительный хоровод сливается в одну красную полосу.
Они скрываются в лесах, на полях, в реках и озёрах, часто сближаются с русалками и мстят людям, за то, что допустили их раннюю смерть, сбивая путников с дороги, заводя в болота и убивая, могут защекотать до смерти. Так же, как и русалки, часто завлекают к себе мужчин и убивают их. Часто просят путников дать им гребешок. Если гребешок получают, то расчёсываются и уходят, иначе могут погубить.
На Русальную неделю бегают по полям и напевают — «Меня мать породила, некрещёную схоронила!» (укр. «Мене мати породила, нехрещену схоронила!»).
По единичным украинским поверьям, мавки появлялись на земле в то время, «когда земля покрывалась весенней зеленью».
По представлениям словинцев, мавки летают по воздуху в виде больших чёрных птиц с большими клювом и когтями, которыми они задирают людей до смерти.
Если на них брызнуть водой и сказать «Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа», они обращаются в ангелов и оказывают своему благодетелю большие услуги. Это может произойти только в течение семи лет, после того, как ребёнок превратился в мавку. Если же в течение семи лет мавку никто не покрестит, то она навсегда остаётся мавкой.
Защитой от мавок по народным поверьям служит чеснок, хрен и полынь.
Как расколдовать мавку?
Но чем же могла завершиться встреча с лесной мавкой? Конечно, в большинстве случаев легенды рассказывают о печальном исходе для человека. Тем не менее, в некоторых историях отмечается, что от мавок можно было защититься. Единственный метод – расколдовать её, освободив невинную загубленную душу. Если мавка побыла среди нечисти менее семи лет, её достаточно окрестить, после чего существо обретёт покой.
По сути, каждая мавка мечтает получить спокойствие и познать крещение. Отпущение грехов для таких душ не связано с числом загубленных мавками людей. Уже одно это поверье открывает, что народ относился снисходительно, даже с некоторой долей жалости. Мавки не были лесными монстрами, губящими людей. Напротив, они сами оставались пострадавшей стороной, душами, что не познали Царство Небесное.
Мавки – это заблудшие души / Liliia Sitailo / darklisez.artstation.com
У южных славян мавки часто отождествлялись с птицами. Вероятно, такие представления связаны с древними верованиями, предполагающими единство душ умерших людей и птиц. В птичьем облике мавки могли посещать мир живых. К примеру, Серы верили, что мавье племя прибывает на землю в крылатом вихре, сулящем несчастья и болезни.
Мавки – необыкновенные создания. Представления о них были весьма неоднозначными. Один из самых ярких образов такого духа описан в поэме украинской поэтессы Леси Украинки «Лесная песня». Мавка там показана не губительницей людей, а искренне любящим созданием, страдающим и прекрасным. Без сомнения, противоречивость портрета мавок, сложившаяся в народном творчестве, не перестаёт интриговать писателей и режиссёров.