Горячие новости

uspeshnie znaki zodiaka Значение рун пропорции и рубленый вид Календарь лунных дней

Система анализа познавательных процессов (Н. Г . Лусканова)

Скрининговая оценка уровня школьной мотивации может быть выведена самыми разными методами, но наиболее эффективным является опросник, состоящий из десяти коротких разделов. Отвечая на вопросник, учащийся младших классов чётко дать понять преподавателю, что является основным психологическим стимулятором ребёнка и какие моменты познания наиболее интересны. Разделы анкеты:

1. Тебе нравится место, где ты получаешь знания?

  • не очень;
  • нравится;
  • не нравится.

2. Просыпаясь с утра, тебя тянет в школу или не очень хочется туда идти?

  • чаще хочется остаться дома;
  • в зависимости от настроения;
  • иду с удовольствием.

3. Если учитель сказал, что завтра уроков не будет, ты пошёл бы в школу или остался дома?

  • не знаю;
  • остался бы дома;
  • всё равно пошёл бы.

4. Поднимает ли тебе настроение отмена каких-либо уроков?

  • не нравится;
  • бывает по-разному;
  • нравится.

5. Хотелось тебе, чтобы домашние задания были отменены?

  • хотел бы;
  • не хотел бы;
  • не знаю.

6. Ты хочешь, чтобы не было уроков, а сплошные перемены?

  • не знаю;
  • не хотел бы;
  • конечно.

7. Насколько часто ты делишься впечатлениями о школе с родителями?

  • часто;
  • редко;
  • утаиваю.

8. Хорошо было, если бы преподаватель был менее требовательным?

  • точно не знаю;
  • было бы отлично;
  • не хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

  • мало;
  • достаточно;
  • нет друзей.

10. Тебе симпатизируют твои одноклассники?

  • очень хорошие;
  • не очень;
  • не нравятся.

Онлайн-тест

Н.Г. Лусканова, автор этой методики, предполагает, что если ребёнок желает проявить себя с хорошей стороны и стремится выполнить все задания, которые даёт ему учитель, то, скорее всего, он будет стараться усвоить всю информацию, которую даёт ему учитель. И с другой же стороны, школьники с низкой мотивацией к учёбе, которые по каким-либо причинам не заинтересованы в получении знаний, не проявляют должной активности и старания для запоминания новой информации. От этого их продуктивность сильно снижается.

Лучше всего использовать такое анкетирование повторно через некоторое время. Когда дети пройдут анкетирование повторно, нужно сравнить результаты с пошлым анкетированием. Если ответы ученика отличаются в хорошую сторону, то выработанная методика даёт хорошие результаты. В противном случае, если ученик отмечает снижение мотивации или результаты не изменились, то методика не работает и вам нужно сменить свой подход к этому ученику. Оптимальным временным промежутком для проведения анкетирования является раз в один-два месяца.

Уровни школьной мотивации

Существует четыре уровня школьной мотивации:

  • Высокий.
  • Хороший.
  • Положительный
  • Низкий.

При высоком уровне, ученики очень ответственно относятся к заданиям от учителя и стараются выполнять всё ровно в срок, также сильно расстраиваются, когда получают замечания или плохие оценки. Хороший уровень говорит об ответственном выполнении работы. Положительный о том, что ученик больше заинтересован общением и другими сторонами школы, но всё же не забрасывает учёбу. Низкий уровень у учеников, которые пропускают занятия и занимаются на уроках другими, более увлекательными делами.

Варианты тестирования

Анкетирование может быть предназначено для личного обследования ребёнка, или же для группового занятия. Существуют два варианта проведения анкетирования:

  1. Вопросы зачитываются вслух, затем зачитываются варианты ответов и ученики отмечают нужные им ответы.
  2. Анкета распечатывается и раздаётся всем школьникам, даётся определённое время на заполнение ответов, а затем листочки просто собираются.

У каждого из этих вариантов есть свои особенности:

  • Первый вариант — есть риск, что ребёнок соврёт, так как ученики видят перед собой взрослого учителя и немного смущаются давать честные ответы.
  • Второй вариант — удобен и для учеников, и для учителей, ответы учеников будут более честными. Но в начальных классах (особенно в первых классах) это затруднительно, так как ученики ещё плохо умеют писать и читать.

Удачного вам тестирования!

Результаты и аналитика системного опросника

Такой опрос подразумевает три вида вариантов ответа опрашиваемого, где позитивное отношение рассматривается в три пункта, отсутствие решения в один, а негативное отношение в ноль пунктов. Интерпретация, имеющая максимальное значение в тридцать пунктов, оценивает стимуляцию участника учебного заведения по следующим показателям:

– максимальное значение (25–30 пунктов). Такие представители отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, стремятся искать альтернативные источники информации, позволяющие проводить эффективные процессы самообразования.

Ученики, получившие максимальные оценки, всегда готовы на тесное сотрудничество с преподавателем, относятся к учебному процессу серьёзно и крайне переживают в тех случаях, когда получают неудовлетворительную оценку;

– хорошая мотивация (20–24 балла). Ученик, набравший данное количество баллов, проявляет к учёбе, что называется, здоровый интерес. Надо сказать, что такое количество баллов набирает большинство учеников младших классов;

– положительное отношение к учёбе (15–19 баллов). Данные учащиеся положительно относятся к учебной программе, но зачастую их больше интересуют не учебная программа, а внеучебные моменты, которые происходят в учебном заведении.

Статистика гласит о том, что такие ученики очень общительны и какие моменты их больше привлекают в школе;

– негативная стимуляция учащегося (10–14 пунктов). Всегда существуют индивидуумы, для которых посещение места получения знания в тягость. Такие личности находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе, крайне напряжённо идут на контакт с преподавателями и создают конфликтные ситуации внутри коллектива;

– крайне негативное отношение к учёбе (менее 10 пунктов).

Данная ситуация может сложиться в крайне редко, но имеет место. Такой ученик воспринимает школу, как среду недоброжелательную, становится похожим на «ёжика», который любые действия преподавателей или одноклассников воспринимает в «штыки». Зачастую такие учащиеся страдают нервно – психологической неустойчивостью.

Анкета, созданная Лускановой Н. Г., очень хорошо отображает не только сиюминутные настроения учеников младших классов, но и состояние нервной устойчивости, играющее колоссальную роль в развитии познавательных процессах, методов общения с одногодками и взрослыми. Мотивация основывается на внутреннем мировоззрении школьника, которая была заложена дома или в дошкольных учреждениях.

Стимуляция познаний и их разновидности

Направленность обучаемого на различные аспекты познавательного процесса и является мотивом учения. Многочисленные психологические исследования, проведённые учёными и авторитетными педагогами, показали, что мотив учения наиболее ярко и полно раскрывается ситуации выбора, когда ученик имеет возможность выбирать

Очень важно, чтобы мотивация ученика была на высоком уровне. Изучая эту проблему, различают несколько моментов, которые крайне важны в вопросах мотивации:

  1. Общие познавательные мотивы — стремление учащегося как можно больше получить общей информации.
  2. Учебно-познавательные мотивы — способность ученика эффективно осваивать учебную программу.
  3. Процессы самообразования — желание ученика искать такие источники информации, которые отсутствуют в учебной программе.

Кроме того, крайне важную роль играют узкие и широкие социальные мотивы, а также стремление ученика сотрудничать с педагогами

Изучение таких вопросов крайне важно, так как помогают не только понять морально-психологическое состояние ученика на данный момент, но и «вычислить» факторы, которые стимулируют деятельность маленьких представителей учебного заведения

Методика детских рисунков

Надо отметить, что внутренний мир человека, особенно маленького, довольно просто определить по его рисункам, которые полностью отображают мотивацию и психологическое состояние личности.

Такая зависимость была замечена давно и разработано немало методик. К примеру, очень популярной в своё время была система Шуберта, выведенная ещё в 1922 году.

Уникальность анкеты, созданной Лускановой Н. Г., состоит в том, что изображения детей и их ответы на вопросник оцениваются по одной системе, преподнося специалисту полную информацию об уровне стимуляции ученика и его готовности выполнять те требования, которые предлагает учебное заведение.

Интерпретация изображений

Такое тестирование, как изображение, проводить просто, потому что все дети очень любят рисовать. Ученикам младших уровней предлагается нарисовать небольшую картину на тему (к примеру) «Как я отношусь к школе»

Важно отметить, что проводить оценку рисунков — дело очень сложное и требует от преподавателя отличных знаний проективных техник. Как правило, рисунки подразделяются на два вида:

  1. Картины с учебными моментами, где отображаются преподаватели или одноклассники. Такие результаты говорят о позитивной учебной активности ребёнка.
  2. Изображения внеучебного характера говорят о хорошем отношении ученика к школе, но не к конкретно процессу получения знаний. Такие изображения предоставляют моменты перемен, «битвы» портфелями или другие активные игры.

Энергетическая позиция свидетельствует о том, что ученик восприимчиво относится к месту получения знаний, но преобладает двигательная ситуация. Как правило, на представленных изображениях можно увидеть качели или спортивные площадки на территории заведения

Важно понимать, что применять такую методику необходимо неоднократно. Такой подход даёт возможность наблюдать перемены в стимуляции учащегося и появлении новых эмоциональных воздействий на психологические процессы ребёнка

Лускановой чётко определены психологические разновидности личностей, определяемые по рисункам и анкете. К примеру, психомоторная расторможенность свойственна тем личностям, чьи рисунки изображают футбол, драки и уроки физкультуры. Более «мягкие» натуры, склонные к сентиментальности, изображают элементы декора или умиротворённые картины

Начиная учебную деятельность, каждый школьник совершенно уникален, что важно понимать преподавателям

Вполне понятно, что одинаково эффективно воспринимать учебную программу не будут, но задача педагога состоит в том, чтобы не только наказывать ученика за плохую успеваемость, но и понять истинные причины неуспеваемости. Такой подход, эффективно отображённый опросником Лускановой, помогает понять каждого индивидуума, «вычислить» уровень мотивации школьника, а главное, осознать важнейшие факторы, воздействующие на ещё неокрепшую психику маленького школьника.

Добавить комментарий