Магия и эзотерика

Яма и Нияма: с чего начинается йога

Польза и вред

Это особенная дыхательная техника, с помощью которой можно сделать жизнь более эффективной. Но сначала необходимо утвердиться  в Яме и Нияме, выполнении асан, а затем приступать к освоению пранаямы. Соблюдая все предписания, от дыхательных упражнений можно достичь мощных эффектов.

Любое проявление болезни (физической или духовной) является следствием блоков в энергетических каналах — нади. Пранаямой можно открыть эти каналы и излечиться.

Древние трактаты по йоге утверждают, что у праны существует тесная связь с читтой (именно так называется сознание). Одна из целей йоги в этом и состоит: научиться контролировать свое сознание. Растягивая дыхание и задерживая его (кумбхаку) можно укрепить физическое здоровье.

От любой пранаямы повышаются запасы внутренней энергии. Если же у человека есть какая-то зависимость или он способен нарушить нравственные нормы, то полученная от пранаямы энергия может уйти не на благие цели, а станет разрушительной для него самого и окружающих людей.

Важно! Например, кто-то зависим от сладостей. Для такого человека выполнение пранаямы приведет к усилению его зависимости, и он начнет есть больше сладкого

Это не совсем верный результат, который на самом деле хотелось бы получить.

Именно поэтому очень важно до начала практики пранаямы разобраться со своим внутренним нравственным состоянием. Тогда дыхательная техника принесет только пользу без какого-либо вреда

Шауча: чистота

Чистота должна быть везде, начиная от помыслов, заканчивая действиями и словами человека. Нияма подразумевает чистоту во всех отношениях. Чистый внутри человек заботится не только о своем физическом теле, но и о душе.

Эмоции, которые тревожат человека, обида, гнев, злость, плохо отражаются на нашем теле, как физическом, там и духовном. Необходимо контролировать себя и очищать от дурных мыслей, чтобы уметь контролировать поведение и жить в соответствии с законами нияма.

Очищение может происходить и с помощью медитации, и с помощью асан, и с помощью специальных очищающих техник

Те, кто практикует йогу, знают, как важно использовать подобные техники. Они помогают сохранять здоровье и баланс

Почему надо думать о чем думаешь


Еще один аспект нашей жизни, в котором мы часто нарушаем ахимсу, — это мысли.

К счастью, мир не реагирует на наши мысли так же быстро, как на наши поступки. Если мы в сердцах пожелали кому-то сдохнуть, но ничего не сделали, нам кажется, что все нормально. Но от наших мыслей тоже зависит то, с чем мы столкнемся в будущем.

Мы живем в обстановке, где многие люди часто завидуют друг другу, желают чего-то нехорошего. Трудно оставаться от этого в стороне, живя в этом всем. И все же свои мысли так или иначе нужно отслеживать.

Можно ли перестать ругать и критиковать окружающих? Подрезал водитель на перекрестке? Да и Бог с ним, не столкнулись же. Соседи матерятся? У них просто форма общения такая. Кто-то на улице громко включил музыку? Просто закроем окно. Пока вас не бьют, вполне можно никого не критиковать.

Но и здесь, конечно, тоже не нужно перегибать палку и молча соглашаться со всем, что вас не устраивает.

Попробуйте провести эксперимент: никого не критиковать и не ругать неделю. Понаблюдайте, получается ли это у вас, сможете ли вы воспитать в себе эту привычку.

Второй принцип ямы — это сатья или правдивость.

Казалось бы, говорить правду — это просто. Но представьте себе врача, который говорит пациенту: «Вы не проживете больше недели». Пусть человеку и в самом деле недолго осталось, однако, скорее всего, если ему так сказать, он проживет еще меньше. Поэтому сатья — это правда с такой позиции, которая не нарушает первый принцип — ненасилия.

Аштанга-йога в вопросах без ответов

Как можно объяснить йогу словами? Считаю, что это невозможно. Аштанга-йога это лестница и по мере подъёма словарный запас неизменно тает. Чем выше поднимается сознание по лестнице, тем меньше оно может сказать о йоге что-то логически осмысленное. На последних ступенях йоги слова исчезают, поэтому неудивительно, что известные святые описывают дхьяну или самадхи очень кратко или просто молча улыбаются.

Йога противоречит знанию ума. Чем больше специалист узнаёт о профессии или любимом деле, тем больше он может о нём рассказать. Просветлённый мудрец не похож на серьёзного и умного специалиста, а скорее напоминает ребёнка. Он не сможет «профессионально» объяснить, что такое самадхи. Ведь в самадхи познающий пропадает. На Востоке говорят, что самадхи это убийца ума, убийца времени, убийца двойственности. Но что может вынести из слов логический ум, не имеющий переживания йоги?

Подготовка для начинающих

  1. Вдохнуть воздух, направляя его в нижний отдел легких. Для этого следует напрячь область диафрагмы и позволить воздуху проникнуть как можно глубже.
  2. Еще сильнее вдохнуть, расширяя ребра и наполняя средние отделы легких.
  3. Немного добавить воздуха, теперь уже в верхние отделы легких. При этом плечевые суставы слегка приподнимутся вместе с ключицами.
  4. Завершив вдох, а потом приступить к выдоху в обратной последовательности.

По опыту можно сказать, что через 10-15 таких дыхательных упражнений, человек становится более спокойным и приходит ощущение благости. Постепенно пранаямы нужно сделать регулярной практикой для насыщения организма кислородом и жизненной энергией.

Классическое учение по «Хатха-йоге Прадипике» содержит информацию о необходимости поддерживания режима правильного питания, сбалансированной диеты и очищения организма при помощи Шаткармы перед выполнением асан и пранаям.

Подготовительные упражнения помогут освободить тело от токсичных отложений и негативной энергии, а также сделает безопасным переход на более глубокий уровень сознания.

Дерево йоги

Чтобы посадить дерево, нужно выбрать подходящее место, очистить его от сорняков и камней, выкопать яму. В землю кладётся семя, прикрывается рыхлой землёй. Затем семя поливается водой.

Семя должно прорасти и вырасти в большое дерево. Без ожидания нет возможности получить плод. Только живое семя, терпение и постоянная забота помогут семени вырасти в росток. Стебель делится на две веточки и появляются первые листки. Постепенно росток становится стволом, выпускает ветви, покрытые листвой. Затем дерево цветёт и плодоносит. Созревшие плоды дают семена.

Если взять плохое семя, бросить его в песок и не поливать, то она не прорастёт. Маленькое семя без подходящих условий не станет огромным деревом, способным давать плоды и семена, подобные себе.

Подобный подход должен быть и в отношении собственной сути. Если мы выбрали Гуру, неспособного дать живое семя и метод по превращению его в дерево, мы не получим плодов и не будем способны давать семена тем, кто их попросит, приняв нас в качестве Гуру

Важно не ошибиться в Гуру, поскольку Его может выбрать только сердце, но не ум. Но тем не менее Гуру не будет подниматься по лестнице за учеников, Он уже на вершине и только показывает путь, который прошёл сам

Нияма. Главные правила

Вторая ступень саморазвития – Нияма – духовные истины. Их также пять:

  • Шауча – чистота тела, ума и речи;
  • Сантоша – скромность, удовлетворенность тем, что имеешь, оптимизм;
  • Тапас – аскетизм, самодисциплина;
  • Свадхьяя – самопознание, самообразование, изучение духовных и научных знаний;
  • Ишвара-пранидхана – смирение, принятие Ишвары (Бога) в качестве цели своей жизни.

Правила Ниямы – это основа, на которой должна быть построена жизнь любого человека.

Шауча – соблюдение не только чистоты тела. Это сейчас делает в той или иной степени каждый человек. Достаточно понятна и чистота речи. Хотя никогда не лишне подумать, не слишком ли заумно звучит речь, не усложнена ли она терминологией, не преобладает ли в ней сленг, не говоря уже о матерных словах. Все же главное в принципе Шаучи чистота ума, мыслей, эмоций. Переход от материальной, телесной, чистоты  к чистоте мыслей – вибрационной чистоте достаточно сложен. Чистоту вибрационную или энергетическую можно поддерживать лишь, имея четкое мировоззрение и сильный Дух. Иначе внешние загрязнения чужими энергиями неизбежны.

Страх перед Тапасом, аскетической практикой, часто рисует воображению йога, спящего на гвоздях. А вот развитие самодисциплины не пугает никого, но и редко кого манит. Это ежедневная работа над собой. И начаться она может хотя бы с соблюдения принципов Ямы и Ниямы.

Если вы сейчас читаете эти строки, то по пути соблюдения Свадхьяя вы уже идёте. Пусть вас не обманут первые части слов «самообразование» и «самопознание». Ищите Учителя. А когда будет готов Ученик, готов также будет и Учитель.

Смирение – это не унылое опускание рук и фатализм. Быть смиренным – значит понимать, что все, что дает нам Бог – лучшее, что должно происходить с нами. И главный вопрос на пути смирения не «За что?», а «Зачем? Для чего Бог наградил меня такой ситуацией? Что дает мне ситуация для моего развития?». Не сетование на обстоятельства, а благодарность за возможность развития.

Изучать и рассматривать эти десять правил можно до бесконечности. Не нужно рассматривать их с упрощенной точки зрения. Они очень глубоки. Каждую из заповедей необходимо рассмотреть с помощью Гуру. И если у вас еще нет Учителя, то обратитесь к лекциям великих ведических Учителей. Трактовка одного и то же правила первых ступней разными Учителями будет немного отличаться, каждый может показать новую грань этих направлений пути, но они не будут противоречить друг другу. Обогащайте себя новыми знаниями, не ленитесь еще и еще раз изучать Вселенские заповеди.

Практика

Принципы Ямы и Ниямы создают общее представление о философии Йоги и мироздания. Практикующие йогины формируют на их основе особое состояние разума, которое на полную задействует внутренний потенциал и энергию человека. После познания правил потенциал личности получает большие возможности для того, чтобы проявить себя в наиболее подходящей сфере деятельности.


Долгое и последовательное следование принципам позволит направить больше внутренней энергии на развитие самого себя и окружающего мира. Быстро запомнить и понять правила Ямы и Ниямы невозможно, об этом не стоит переживать.

Информацию о них необходимо регулярно переосмыслять для достижения более полного осознания. Для этого читают тексты, просматривают видео, проводят внутренний анализ изученных аспектов в памяти. Особенно тех, на которых сложнее сконцентрироваться. Через постепенное обучение и самосовершенствование вырабатывается ощущение комфортности и приятности на пути следования и применения принципов в социуме.

Нияма

Шауча

Принцип направлен на гармонию с самим собой, поддержание чистоты во всем.


Выделяют четыре принципа чистоты (два связаны с внешним миром, два – с внутренним миром человека):

Легендарный курс по медитации без оплаты Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

  • наружняя физическая чистота, относится к окружающему миру (тело, одежда, дом);
  • внутренняя физическая чистота. Поддержание организма в здоровом состоянии (правильное питание, потребление воды, регулярные однодневные голодания);
  • внешняя психическая чистота. Воздействия окружающей среды на психику часто опустошают и разрушают разум человека, поэтому требуется сознательный отказ от брани, ложных культурных ценностей, порнографии;
  • внутренняя психическая чистота. Культивация положительных мыслей и намерений, духовного отношения к окружающему миру, чистоты совести.

Сантоша

Принцип, направленный на приобретение качества благодарности и состояния удовлетворенности.

Он распространяется на все аспекты жизни, такие как семейные отношения, обретение духовного опыта, творческие проявления, карьера. Практика Сантоши помогает замечать имеющиеся в жизни приобретения и богатства.

Принцип культивирует принятие мира таким, какой он есть, что и зарождает в человеке чувство благодарности и любви.

Тапас (тапах)

Принцип предполагает служение на благо мира, учит преодолевать препятствия, встречающиеся на жизненном пути.


Он помогает определить уровень собственного благородства и духовного развития, вдохновляет на поиск путей для изменения окружающего мира в лучшую сторону. В Тапасе это достигается через совершенствование самого себя, в последствии, через оказание помощи ближним. Принцип также включает другие направления для улучшения окружающего мира, которые используются далее.

Например, выбор в пользу самообразования вместо развлечений. Трудности и неудобства обучения помогут приобрести навыки и знания, которые и улучшат окружающий мир.

Свадхиайя (Свадхьяя)

Принцип направлен на самостоятельное духовное обучение. Он включает беседы и чтение, философские размышления, которые способствуют увеличению осознания смысла жизни, направляют к самосовершенствованию. Свадхиайя предполагает получение знаний о разнообразных философиях и воззрениях, религиозных течениях. Такой подход необходим для определенности в жизненной позиции. Твердо утвердившись на пути, йог приобретает неисчерпаемые возможности для деятельности.

Ишвара Пранидхана

Принцип формирует понимание важности в духовной практике. Он тесно связан с остальными правилами Ямы и Ниямы, служит для обретения гармонии и равновесия с упором на духовное развитие, которое формирует внутреннее Я


Он тесно связан с остальными правилами Ямы и Ниямы, служит для обретения гармонии и равновесия с упором на духовное развитие, которое формирует внутреннее Я.

Ишвара Пранидхана основана на утверждении о том, что постоянство в духовной практике и регулярной медитации позволяет чувству счастья укорениться внутри человека, создает ощущение собственной гармонии.

Сегодня я предлагаю спросить о духовном развитии у йоги.

Практика йоги и развитие человека

Во главе угла в йоге стоит учение Патанджали и его восьмеричный путь. Постепенно с помощью практики продвигаясь по ступеням этого пути человек последовательно расширяет свое сознание и восприятие себя и мира. Яма и Нияма, асаны и далее до самадхи.

Двигаясь по пути йоги, мы выстраиваем нового человека, гармонично ощущающего себя внутри и снаружи при взаимодействии с внешним миром.

Что такое йога и зачем она нужна?

В начале пути – мы воспринимаем себя только лишь как тело,
на вершине – человек достигает просветления и полного единения со Вселенной. Каждый
этап продвигает нас в понимании себя и своей истинной природы.

Нам же, людям цивилизации, важно то, что на этом пути, осознавая и открывая себя, жить становится легче, спокойнее и радостнее. Но не потому что мы приняли таблетку антидепрессанта, а потому что наша осознанность выходит на новый уровень

Что делать когда плохо на душе?

Многие вещи воспринимаются проще, проблемы, боль и страдания ощущаются совершенно по-другому с позиции единства всего, с позиции вечности души и скоротечности жизни этого тела. Нет разлада внутреннего и внешнего. Четкие понятные жизненные цели, которые идут из души, которые продолжают нас. Мы учимся контролировать свой ум, свою волю.

Познавая природу ума, мы учимся различать свои помыслы и намерения, справляться со своими мыслями. Практикуя йогу, мы постепенно обучаемся работе с энергией, учимся ее ощущать, сохранять и приумножать.

Мы учимся любить, сострадать не из корыстных побуждений, а искренне и от всего сердца, потому что это часть нашей истинной природы, которую мы просто не ощущали раньше.

Любовь – это суть всех творений во Вселенной.

Базовый комплекс йоги: Сурья Намаскар

В переводе с санскрита Сурья Намаскар означает «Приветствие Солнцу», это комплекс упражнений для разминки всех групп мышц, состоящий из 12 асан. Рекомендуется выполнять его в утреннее время для активации солнечной энергии и приведения организма в тонус, в процессе можно пропевать специальные мантры при выполнение каждой асаны для вхождения в медитативное состояние.

Начинать необходимо с детальной проработки каждой асаны и далее объединить их в комплекс, добавив правильное дыхание, принцип простой — прогибаясь назад, делаем вдох, а при наклонах вперед делаем выдох.

Польза данного комплекса неоспорима: улучшается работа пищеварительной и дыхательной систем, кровообращение, тренируются мышщы и восстанавливается менструальный цикл у женщин. Противопоказаниями могут служить повышенное давление, грыжа позвоночника, второй и третий триместр беременности.

Существует несколько вариаций Сурьи Намаскар, на рисунке ниже представлен классический вариант данного комплекса.

Дыхание и техника выполнения Сурь намаскар

Подробно рассмотрим и изучим технику выполнения каждой асаны комплекса.

Тадасана:

  1. Встаём ровно, соединяем большие пальцы ног.
  2. Подтягиваем коленные чашечки, напрягаем бёдра и ягодицы.
  3. Копчик направляем на себя, подтягиваем нижнюю часть живота.
  4. Раскрываем грудную клетку, макушкой тянемся вверх.
  5. Делаем выдох, складываем ладони перед грудью в намаскар-мудру.

Хаста уттанасана:

  1. На вдохе поднимаем обе руки над головой.
  2. В конце движения делаем небольшой прогиб в грудном отделе, не «переламываемся» в пояснице.
  3. Лобковой костью движемся чуть вперёд, сжимаем ягодицы.
  4. Раскрываем грудную клетку, смотрим на большие пальцы рук.

Уттанасана:

  1. На выдохе делаем наклон вперёд, кладём ладони на пол.
  2. Если не получается, стараемся дотянуться кончиками пальцев до пола.
  3. Держим ноги прямыми, стараемся положить живот на бёдра. Если спина значительно скругляется, колени допустимо слегка согнуть.
  4. Копчик тянем вверх, вытягиваем позвоночник.

Ашва санчаланасана:

  1. На вдохе правой ногой делаем широкий выпад назад, колено кладём на пол.
  2. При этом сгибаем левую ногу (угол между голенью и полом должен составить 90 градусов).
  3. Делаем небольшой прогиб в спине, вытягиваем позвоночник.
  4. Тянемся макушкой по диагонали вперёд и вверх, смотрим перед собой.

Адхо мукха шванасана:

  1. На выдохе левую ногу переносим назад к правой.
  2. Поднимаем таз как можно выше, голову опускаем между рук.
  3. Выпрямляем ноги и тянем копчик вверх, стараемся наметить лёгкий прогиб в пояснице.
  4. Отталкиваемся руками от пола, стараемся опустить пятки на пол.

Аштанга намаскар:

  1. Сгибаем ноги, касаемся коленями пола.
  2. Сгибаем руки, опускаем грудь на пол.
  3. Таз и локти смотрят вверх, руки прижаты к корпусу.
  4. Подбородок стоит на полу, взгляд направлен вперёд.

Урдхва мукха шванасана:

  1. На вдохе опускаем бёдра на пол.
  2. Выпрямляем руки, прогибаемся, выводя грудь вперёд.
  3. Голову отводим чуть назад, смотрим по диагонали вперёд и вверх.

Далее в обратном порядке повторяем уже описанные позы: Адхо мукха шванасана, Ашва санчаланасана (теперь впереди должна оказаться правая, а не левая нога), Уттанасана, Хаста уттанасана, Тадасана.

Повторите комплекс ещё раз, теперь отшагивая в Ашва санчаланасану сперва левой ногой, а во второй раз правой. Два таких повторения цепочки — это один цикл. Количество кругов Сурьи Намаскар зависит от уровня подготовки ученика, рекомендуется начинать с трёх циклов и постепенно увеличивать их число, продвинутые йоги делают 108 кругов — это число считается сакральным в традиции йоги.

Перешагнуть грань

Последний, пятый принцип ниямы — ишвара пранидхана или духовная иерархия.

Этот принцип означает, что все свои действия мы посвящаем Высшей цели. Именно преданность Высшему служит нам главной точкой опоры. Этот принцип понять довольно сложно.

Материальная жизнь имеет свои ограничения — рано или поздно все, что нас заботит в повседневной жизни, уходит от нас. Что же тогда остается?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, люди практикуют медитацию. Подробнее о том, что такое на самом деле медитация, можно узнать здесь.

В медитации рано или поздно наступает момент, когда вам нужно переступить некую грань. И сделать это бывает страшно. Но, если вы не испугаетесь, то это даст вам возможность выхода за пределы ума. И когда вы перешагнете эту грань, вы нащупаете внутри новую точку опоры, найдете тонкую связь со своим сердцем, с Божественным началом, и уже из этой точки вы сможете совершенно по-другому принимать важные решения и по-другому начнете относиться к жизни. И тогда не просто поймете этот последний принцип, вы ощутите его изнутри.

Надеемся, теперь у вас появилось понимание, в чем заключаются принципы ямы и ниямы, и что о них нужно знать. Соблюдение этих принципов внесет в вашу жизнь гармонию, и позволит полноценно проявить весь свой потенциал. А если вы хотите шаг за шагом под руководством опытного преподавателя раскрыть в себе внутреннюю силу, записывайтесь к нам на онлайн-курс.

САТЬЯ. ОПОРА НА СИЛУ ДУХА. ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ДОБРОЙ ПРАВДИВОСТИ

Всегда следовать доброй правдивости в мыслях, словах, действиях.

Перед тем, как конструктивно критиковать или констатировать определённый факт, нужно понять, делаю ли я это из чувства безусловной любви и благожелательности к тому, кому эта критика и констатация направлена, либо из чувства эгоизма и желания самопревознесения.

Если да, тогда высказываем это, но облекаем в такие формы, которые вдохновляют, приносят нечто созидательное. Напр., вместо того, чтобы говорить другому человеку, что он всё сделал не так, можно похвалить, а потом добавить, что ещё лучше можно было бы сделать, например, вот так.

Если констатация факта или критика (неконструктивная) увеличит чьи-то страдания, факты позволяется исказить. Но при этом всегда следует понимать, что если ложь была своекорыстной, то это — нарушение принципа Сатьи.

Универсальная проверка: если то, что я говорю или делаю сопутствует прогрессу и развитию, значит, нужно говорить/делать. Если деградации — лучше промолчать, либо изменить факт так, чтобы он сопутствовал прогрессу и развитию.

Виды йоги

Поговорим о том, какие бывают виды йоги. Не путать с разновидностями йоги, которые появились в последние несколько столетий. Сейчас создано огромное количество авторских стилей, созданных выдающимися учителями современности (Аштанга Виньяса йога, Вини йога, Дживамукти йога, Йога Аейнгара и т. д.).

Здесь же будут рассмотрены именно объёмные подразделы йоги, отличающиеся сутью качеств, уровнем развития личности практика, выбирающего тот или иной вид йоги.

Карма йога

Как уже было упомянуто выше, «карма» – это действие. Следовательно, такой вид йоги подразумевает выполнение определённых действий, а именно физического или иного активного труда без привязки к его результатам.

Способствует развитию альтруизма, уменьшает привязку к собственному «я», развивает осознанность и умение находиться в потоке деятельности. В большинстве Ашрамов современной Индии европейцам сразу предложат именно этот вид йоги: мыть полы в Ашраме или помогать по кухне.

Бхакти-йога

Это йога преданного служения. Развивает такие качества как преданность, служение высшему (Ишвара Пранидхана), умение жертвовать своими желаниями на благо других и любовь к Богу (Абсолюту, высшему разуму). Практика Бхакти-йоги подразумевает чтение священных писаний, повторение имён бога, пение священных гимнов. Думаю, многим из Вас она знакома по принятым обрядам в христианских традициях и традициях других мировых религий.

Джняна йога

Йога, подразумевающая работу с умом и постижение высшего состояния сознания через аналитические практики осознанности, концентрации внимания и размышления на духовные темы. Джняна – знание, это более подходящий вид практики для людей, кому сложно через прямое и открытое сердце служить высшему, она позволяет проходить этот путь через усмирение концептуального ума и открытие его новых граней.

Раджа-йога

Королевская йога. Это работа с омрачениями. В самом общем смысле этот вид йоги можно сопоставить с восьмеричным путём Патанджали. Высшей ступенью Раджа-йоги является соединение с Абсолютом ? достижение состояния самадхи и освобождение.

Основы хатха-йоги

Первые четыре ступени из восьми ступенчатого пути Патанджали – это и есть Хатха-йога. Яма, нияма, асана и пранаяма. В техники Хатха-йоги также входят бандхи, крийи, мудры.

Термин Хатха состит из двух корней:

«ха» – силовой аспект, внешнее, мужское, телесное начало;

«тха» – гибкостный аспект, внутреннее, женское, интуитивное.

Таким образом, Хатха-йога ? это практика, сочетающая силу и гибкость, динамику и статику, активность и внутренний аспект. Хатха-йога наполнена техниками работы с телом, сознанием и дыханием.

Бандхи – это энергетические замки. Крийи – очистительные методики, наиболее популярные и хорошо представленные здесь: книга основы йоги скачать.

Мудра – печать, знак. Это особые положения пальцев рук, имеющие различные воздействия на ментальное и физическое тело.

Также, для более глубокого ознакомления с техниками Хатха-йоги можете ознакомиться с книгой: Основы миросозерцания индийских йогов читать.

Принципы ямы

В йоге существуют свои правила, которые описаны в заповедях и писаниях. Первым принципом яма является принцип самоуправления. Он гласит, что нельзя ухудшать собственную жизнь, портить ее, причиняя себе боль или насилуя. В том числе он распространяется и на внешний мир. То, чего мы не желали бы для себя — нельзя применять и к окружающему.

Второй закон — справедливость и честность во всем. Если человек уверен в своих поступках и силе своих помыслов, его жизнь будет намного более гармоничной

Очень важно научиться отказываться от лжи, даже если эта привычка укоренилась в человеке

Третьим принципом является отказ от желания обладать тем, что тебе не принадлежит. Подразумевается отказ от воровства и обмана. Даже если человеку кажется, что он не осуществляет злодеяние, но он берет чужое, обижает другого человека, даже в мыслях, он существенно портит свое существование и карму.

Четвертым важным аспектом яма является умение руководствоваться и пользоваться тем, что имеешь. Человек должен быть умерен в своих желаниях и действиях. Нельзя слишком много требовать и желать. Следует ограничивать себя во многом, чтобы познать наилучшую жизнь.

Пятое — сдержанность. Человек должен сдерживать собственные мысли, поступки и желания, особенно если они потенциально будут нести вред себе и окружению.

Какие принципы у первой ступени – Яма

Соблюдение принципов Яма позволит прожить жизнь не накапливая отрицательную карму

Яма – это первая ступень йоги. Описывает социальное поведение и наши отношения с окружающим миром. Следовать принципам ступени Яма необходимо каждому человеку, независимо от его пола, возраста и социального положения. Их соблюдение позволит прожить жизнь не накапливая отрицательную карму. Яма состоит из пяти принципов:

  1. Ахимса. Высшее правило морали, звучит как “ненасилие”. Это не только не причинение вреда окружающим, но и к себе в первую очередь. Так же подразумевает безусловную любовь ко всему существующему. Основополагающий принцип Яма;
  2. Сатья. Абсолютная правдивость и искренность к себе и окружающим. Любая неискренность ограничивает вас в достижении гармонии;
  3. Астея. Дословный перевод звучит как “неворовство”. Подразумевает запрет на присвоение чужого и незаслуженного. Соблюдение этого принципа вполне логично, ведь есть вселенная, которая абсолютно справедливо наделяет нас всем необходимым;
  4. Апариграха. Подразумевает непринятие даров, отсутствие стремления к самообладанию. В целом этот принцип можно определить как свободу от накоплений, ведь равнодушие к материальному дарит нам спокойствие;
  5. Брахмачарья. Переводится как “воздержание”, но, на самом деле, подразумевает умеренность во всем. Соблюдение этого принципа дает вам энергию и силу ума.

Ступени восьмеричного пути йоги.

  1. Яма. Взаимодействие человека и окружающего мира.
  2. Нияма. Взаимодействие человека с самим собой.
  3. Асаны. Позы. Именно с асанами в первую очередь, сегодня ассоциируется йога. Работа с телом.
  4. Пранаяма. Это работа с дыханием, как результат – контроль и успокоение ума и нервов. Я уже писал о пранаяме (Очищающая техника Капалабхати. Правила выполнения задержки дыхания.)
  5. Пратьяхара. Воздержание и контроль чувств.
  6. Дхарана.  Концентрация и сосредоточение.
  7. Дхьяна. Медитация. (Почему медитации нужно обучаться? Эффект медитации за 15 минут в день)
  8. Самадхи. Просветление, озарение. Состояние блаженства, безграничного счастья, в котором нет удовольствия и страдания. Осознание единства со всей Вселенной, растворение границ сознания. (Нет правильного и неправильного — реальность нейтральна)

Что здесь очень важно?

Последовательность и взаимосвязанность всех ступеней.

Прежде чем работать с телом и практиковаться в выполнении асан, нужно изучить, что такое Яма и Нияма, принять и освоить правила Ямы и Ниямы, понять суть и стремится их выполнять.

Нельзя сказать, что нужно обязательно достичь совершенства в выполнении Ямы и Ниямы, потому что это крайне сложная задача даже для самых сильных духом людей. Но изучить эти правила, принять их для себя и учиться исполнять может каждый.

Яма и Нияма — это основа йоги, это фундамент, это корни, без которых дальнейший рост невозможен. Вы можете преуспеть в выполнении асан, но без духовной и нравственной основы, это просто физкультура. Важны намерения и мотивация, внутренние мотивы, духовная опора, от которой можно оттолкнуться.

Многие великие учителя говорят, что только лишь полное следование заповедям Ямы и Ниямы может привести к просветлению.

Кто знает. Но я не ставлю целью просветление, а хочу стать осознаннее, понять и ощутить свою духовную природу, сделать лучше и счастливее мою жизнь здесь и сейчас, в этом обществе. И йога дает мне эти инструменты.

У меня есть большая статья о духовных законах, где я успел коснуться правил Ямы и Ниямы. Я говорил о том, что именно Яма и Нияма откликнулись внутри меня, оказались мне ближе и самое главное понятнее.

Эти правила не оторваны от человека и являются частью цельной философии.

Мы четко понимаем, что это не просто ограничения, как часто позиционируются заповеди и правила в некоторых других традициях и религиях, но это те практические ключи, которые открывают нам двери от нас самих и понимания нашей истинной природы. Это то, что сделает нашу жизнь счастливее.

Давайте сегодня взглянем поближе именно на фундаментальную
основу йоги – правила взаимодействия с миром и с самим собой.

Как найти хорошего учителя йоги?

Этот вопрос мне часто задают. Решил поделиться своими соображениями

Универсального рецепта не даю, но расскажу, на что бы я сам, в первую очередь, обратил внимание

Мне повезло с моим первым Учителем. Он был йогом. Дело в том, что бывают инструкторы по йоге, а бывают йоги — между ними есть большая разница.

И это как раз то, на что я бы, в первую очередь, обращал внимание. Для инструктора — преподавание йоги это просто работа

С таким же успехом он мог бы заниматься чем-то другим. Не факт, что он сам серьезно занимается личной практикой, да и вообще не факт, что он ведет себя как йог по жизни, то есть следует принципам Ямы и Ниямы, о которых мы говорили сегодня

Для инструктора — преподавание йоги это просто работа. С таким же успехом он мог бы заниматься чем-то другим. Не факт, что он сам серьезно занимается личной практикой, да и вообще не факт, что он ведет себя как йог по жизни, то есть следует принципам Ямы и Ниямы, о которых мы говорили сегодня.

Конечно, инструктор может научить, как делать ту или иную асану, как гнуться, куда тянуться и т.д. Однако все это — второстепенно, это не главное. Суть йоги не в этом.

Для йога же — практика это смысл жизни. Это призвание, а не профессия. Только йог способен передать своим ученикам состояние йоги, дать возможность попробовать на вкус запредельное. Потому что поделиться можно только тем, что сам имеешь.

Стать инструктором по йоге — легко, пару месяцев обучения и сертификат у тебя на руках. Однако быть йогом — гораздо сложнее, ведь поддерживать себя в состоянии йоги — это огромный труд, включающий ежедневную личную практику, очищение сознания и перестройку всей жизни в соответсвии с принципами йоги.

Неудивительно, что нынче развелось так много инструкторов по йоге — это модная тема. Но как это было и прежде, так и сейчас — настоящих йогов единицы. И встретить такого на своем пути — большая удача.

Второе, на что я бы обратил внимание — возникает ли у тебя резонанс с данным конкретным человеком?

Много раз бывало, что я приходил на занятие к признанным мастерам, но они меня не «цепляли». Не потому что с ними что-то было не так. Нет. Просто между нами не возникало той самой искры, которая так важна в отношениях с Учителем.

Я понял, что лучший Учитель — это человек, который вдохновляет тебя стать хоть немножечко лучше.

Есть мастера, которые преподают по принципу «посмотри какой я крутой, какие штуки я умею делать. Во всем следуй за мной и тогда, возможно, ты тоже станешь крутым«. Меня такой посыл всегда отталкивал.

Какая разница, что сам мастер умеет делать? Гораздо важнее — чем он может поделиться со своими учениками.

  • Может ли он вдохновить их на самостоятельную практику?
  • Может ли он найти слова, чтобы направить тебя в правильное русло?
  • Следует ли он сам в жизни тому, что говорит?

Мой совет начинающим — походить по разным преподавателям. Почувствовать энергию и посыл человека, послушать себя, насколько это откликается.

Желаю тебе встречать только достойных Учителей на своем пути!

Добавить комментарий