Молитвы
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Толгская
глас 4
Днесь светло сияет на Толге/ образ Твой, Пречистая Дево Богородице,/ и, яко солнце незаходимое,/ всегда верным подадеся,/ Егоже видев на воздусе,/ невидимо Ангелы, яко никим, держима,/ преосвященный епископ града Ростова Трифон/ тече ко явленному светящемуся столпу огненну,/ и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех./ И мы, к Тебе притекающе, зовем:/ Пресвятая Дево Богородице,/ верно Тя славящих спасай,/ страну нашу, архиереев/ и вся Российския народы от всех бед избавляй/ по велицей Твоей милости.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская
глас 8
Чудное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже страну Российскую от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства.
Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская
глас 8
Странное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление,/ Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Ходатаице вечнаго блаженства.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее Толгская
О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, вышшая Херувимов и Серафимов и святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси, и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе пред пречистым образом Твоим припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земнем, многоскорбнем и многомятежнем, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да, очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на страшнем и нелицеприятнем Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам, безпомощным, и державною рукою Твоею исхити нас из власти лютаго миродержца, ибо воистину много может молитва Твоя пред лицем Господа, и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Темже, на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним, яко живей Ти сущей с нами, покланяющеся, с упованием благим сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, Емуже, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Ина молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее Толгская
Приими, о Всеблагословенная и Всемощная, Пречистая Госпоже Владычице, Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас, недостойных рабов Твоих, к цельбоносному образу Твоему со умилением притекающих, яко Тебе Самей ту сущей, и слышащей моления наша, и подающей с верою просящим по коемуждо прошению исполнение. Скорбящим бо скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши и гибнущия спасаеши, грешных кающихся прощаеши, прокаженных очищаеши, малых детей милуеши, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти врачуеши Ты, Госпоже Владычице Богородице: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице Дево Марие! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и поклоняющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Чудесные исцеления, дарованные иконой Богоматери
После поклонения у чудодейственной Иконы Божьей Матери с Дитем происходили и происходят постоянные чудеса:
- воскрешение мертвого ребенка;
- во время пожара 15 века огонь не коснулся иконы;
- спасение людей от голода во время засухи 18 века.
Не прекращаются чудеса исцеления, получаемые людьми в 21 веке.
- 1995 год — позвоночник мальчика из Волгограда был восстановлен, при этом полностью исчез горб.
- 2005 год — житель Санкт-Петербурга обрел «второе» дыхание, забыв о проблемах с сердцем, после посещения его матерью Толгского монастыря, ее искренних молитв.
Бог всегда слышит горячие молитвы матерей за своих детей.
Очень часто приходящие на костылях больные получают исцеление, бросают костыли, уходят на своих ногах, постоянно благодаря Деву Марию, прославляя Отца, Сына и Святого Духа.
Исцеляются младенцы, старики, мужчины, женщины. Исцеляются по собственным молитвам, прошениям матерей и близких людей.
Сложно перечесть все чудеса, дарованные людям после неустанных молитв и веры в получение просимого, но постоянно льется к Богу молитва благодарения Святой Троице, Деве Марии и всем Святым.
Явленная икона Толгской Божией Матери
Чудесные исцеления, дарованные иконой Богоматери
После поклонения у чудодейственной Иконы Божьей Матери с Дитем происходили и происходят постоянные чудеса:
- воскрешение мертвого ребенка;
- во время пожара 15 века огонь не коснулся иконы;
- спасение людей от голода во время засухи 18 века.
Не прекращаются чудеса исцеления, получаемые людьми в 21 веке.
- 1995 год — позвоночник мальчика из Волгограда был восстановлен, при этом полностью исчез горб.
- 2005 год — житель Санкт-Петербурга обрел «второе» дыхание, забыв о проблемах с сердцем, после посещения его матерью Толгского монастыря, ее искренних молитв.
Бог всегда слышит горячие молитвы матерей за своих детей.
Очень часто приходящие на костылях больные получают исцеление, бросают костыли, уходят на своих ногах, постоянно благодаря Деву Марию, прославляя Отца, Сына и Святого Духа.
Исцеляются младенцы, старики, мужчины, женщины. Исцеляются по собственным молитвам, прошениям матерей и близких людей.
Сложно перечесть все чудеса, дарованные людям после неустанных молитв и веры в получение просимого, но постоянно льется к Богу молитва благодарения Святой Троице, Деве Марии и всем Святым.
Исцеляющая и освобождающая сила иконы
Об исцеляющей силе иконы Божией Матери услышал великий царь Иоанн Грозный, страдающий сильными болями в ногах. Велел царь перенести его к Толгской обители. Долго, усердно молился Иоанн перед Святым ликом, получил исцеление, выйдя к подданными своими ногами.
Каким еще иконам молятся об исцелении:
В 1392 году, после провозглашения кондака, правая рука Матери Божьей начала мироточить, через некоторое время появилось миро на левой ноге Младенца. Так Пресвятая Матерь Божья дала немощным людям Свой Божественный знак.
7 веков помогает чудотворная сила Святого лика людям, приходящим с чистым сердцем, верой в исцеляющую силу Иисуса Христа.
Благоговейная тишина царит в храме, где паломники, стоя на коленях, просят Богоматерь об исцелении духа, души, тела:
- сохранить от безбожия;
- защитить во время голода;
- исцелить от болезней;
- избавить от безбрачия;
- даровать детей;
- освободить от зависимости: пьянства, табакокурения, блуда и наркомании.
Важно! Вера, пост и благоговение перед Богом помогают людям получать чудесное освобождение, даруемое Божьей Матерью. Благодатная сила иконы Божьей Матери «Толгская» является защитным покровом Ярославля
Светлый лик любящей Матери дает надежду павшим духом, исцеляет и избавляет от зависимостей
Благодатная сила иконы Божьей Матери «Толгская» является защитным покровом Ярославля. Светлый лик любящей Матери дает надежду павшим духом, исцеляет и избавляет от зависимостей.
Иконография
Интересный фактИскусствовед В. Н. Лазарев считает, что Толгская – «одна из самых эмоциональных русских икон XIII века».
Собственно, эмоционален сам тип иконы – «Умиление». Младенец Христос на руках Матери обнимает Её за шею, приникает к Ней, их лица соприкасаются. Но Толгская – совершенно особенный извод «Умиления».
Описание
Христос не восседает на руках Богородицы, а стоит на коленях Матери, весь с любовью устремленный к Ней. Она с нежностью, бережно обнимает Сына.
В разных вариантах иконы Богородица может изображаться восседающей на троне, в окружении Архангелов Михаила и Гавриила, либо пишется по грудь и без Архангелов – такой вариант Толгской искусствоведы называют сокращенным.
Богословское значение
«Умиление» (по-гречески – «Елеуса») представляет глубоко трогательные, полные нежности и любви отношения Матери и Сына. Одновременно это столь же трогательный образ человеческой души, ищущей и нашедшей Бога, соединенной с Ним любовью. Наконец, это также образ Божией любви к человеку. Парадоксальным образом, «Умиление» — самая, по человеческому рассуждению, эмоциональная икона. Но и одна из самых мистических, ведь ее богословие – о Богообщении.
Иконы Толгского монастыря
В стенах обители хранится великое множество различных церковных святынь, известных всему православному миру. Главной, конечно же, является Толгская икона Божией Матери. Поистине редкою реликвиею есть находящаяся в нём частица Ризы Иисуса Христа, к которой верующие прилаживаются во время проведения богослужений.
В 1988 году в обитель были перевезены мощи известного наставника всего монашества современности – святителя Игнатия Брянчанинова.
Там же находятся части следующих святых реликвий:
Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona
Полезные статьи:
- гвоздь с распятия Христа;
- риза Пресвятой Богородицы;
- хитон Крестителя Господня Иоанна;
- Туринская плащаница.
Также в стенах обители хранятся частицы мощей таких святых:
- 12-ти Апостолов;
- Спиридона Тримифунтского;
- Николая Чудотворца;
- Григория Богослова;
- Мучеников младенцев Вифлеемских;
- Великомученицы Варвары;
- преподобного Сергия Радонежского;
- Космы и Дамиана;
- благоверных князей Давида, Константина и Фёдора;
- Чудотворцев Ярославских.
Иконы монастыря – это отдельная его гордость. Ведь именно они стали не только украшением строения, но и символами нерушимой веры человека в дела Господа, в его святое слово, что учит жить праведно и ведёт к вечной благодати.
Известные иконы Толгского храма:
- Святой Феодосий Черниговский;
- Лука Войно-Ясенецкий;
- Питирим Тамбовский;
- Иоанн Воин и великомученик Никита;
- Иларион Троицкий;
- мученица Наталия;
- Варнава Гефсиманский;
- преподобный Лаврентий Черниговский;
- блаженная Матрона Московская;
- царевич Димитрий Угличский.
Явленная икона Толгской Богоматери
Данный список Толгской иконы называют «явленным» или «Толгская II». Его почитают чудотворным. Сказание о её чудесном обретении написано в XVI веке на основе местных преданий. Икона хранилась в Толгском монастыре, построенном на месте её обретения.
Явленная икона Богоматери Толгской неизвестен, Public Domain
В 1920-е годы она была изъята и передана в собрание Ярославского художественного музея. В 2003 году икона была передана в монастырь, оставаясь частью коллекции Ярославского художественного музея.
Предание
Церковное предание связывает с его появлением следующую историю. В 1314 году Прохор, епископ Ростовский и Ярославский, возвращаясь из Кирилло-Белозерского монастыря в Ярославль, остановился на ночлег на берегу Волги в шести верстах от города в месте впадения в неё речки Толга. Ночью Прохор увидел на противоположенном берегу столб света и чудесно возникший мост через Волгу, ведущий к нему. Он взял свой посох и пошел к явившемуся видению.
На утро слуги епископа не смогли найти его посох, и Прохор рассказал им о ночном видении. Он повелел им ехать на другой берег и привезти посох. Слуги исполнили повеление и нашли на противоположном берегу в указанном епископе месте его посох и икону Богородицы, стоящую на земле.
Богоматерь Толгская с клеймами, 1655 год неизвестен, Public Domain
После этого Прохор со свитой направился туда и повелел расчистить место для постройки деревянной церкви, которую с помощью горожан, прибывших туда после известия о чудесном явлении иконы Богородицы, возвели в тот же день. Прохор освятил церковь в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм и основал при ней монастырь, получивший название Толгского Введенского. День обретения иконы — 8 августа, стал днём празднования в её честь.
Предания приписывают явленной Толгской иконе следующие чудеса:
- 16 сентября 1392 года — мироточение образа во время утрени;
- воскрешение мёртвого ребёнка, привезённого в монастырь для погребения, по молитве его родителей перед иконой;
- конец XIV — начало XV веков — чудесное сохранение иконы при пожаре, уничтожившем церковь. Икону нашли невредимой в роще у монастыря;
- 1553 год — исцеление от болезни ног царя Ивана Грозного. В благодарность по указанию царя в Толгском монастыре возвели каменный собор;
- 1766 год — спасение Ярославля от засухи.
Иконография
Икона написана на доске размером 48 на 61 см. По мнению В. Н. Лазарева данная икона представляет собой сокращённый список Тронной Толгской иконы. Богородица изображена погрудно, а Иисус сидящим, а не стоящим. Изменено положение рук Девы Марии, для них заимствован прототип с Владимирской иконы Богоматери.
Для придания лицу Богородицы скорбного выражения художник особо выделил её глаза: зрачки изображены крупными и миндалевидными, брови и веки обведены белыми мазками, а край зрачков подчёркнут белыми бликами. Все это контрастно выделило тёмные глазницы на лице Богоматери.
Чудеса от иконы
Уже при освящении храма, возведенного в один день для явленного образа, исцелилось множество больных. Это положило начало множеству чудотворений.
Мироточение
Интересный факт16 сентября 1392 года во время Утрени при пении «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!» все вдруг ощутили удивительный, неземной аромат. Благовонное миро источала десница изображенной Богородицы. Когда же потрясенные монахи начали молебен, миро истекло из левой ноги Христа. От него исцелилось тогда множество больных.
Воскрешение умершего
В тот же год случилось еще одно поразительное чудо. В монастырь приехал московский боярин Никита. С ним были жена и маленький сын, которому не было 4 лет. По дороге в обитель мальчик, заболев, скончался. Родители, с плачем положив тело перед иконой, стали готовиться к погребению. Наконец, пришел священник отпевать младенца. Но во время отпевания мальчик вдруг ожил к ужасу и радости всех присутствующих, и, конечно, родителей, через всю жизнь потом пронесших благоговение к святыне.
Купина неопалимая
Спустя несколько лет в монастыре случился пожар. Особенно сильно горело в церкви – месте пребывания образа. Огонь распространился так быстро, что нечего было думать спасти хотя что-либо из храма. Братия больше всего печалилась о гибели главной святыни. Но после пожара образ нашелся в роще рядом с обителью. Свт. Димитрий Ростовский пишет:
Интересно, что воссоздание сгоревшего монастыря тоже сопровождалось чудом. Один паломник, новгородец Василий, видя разорение, дал большую сумму на постройку нового храма. А когда это было сделано, во время первой службы во вновь устроенной церкви больной ногами Василий выздоровел от недуга.
Исцеление царя
Чудо произошло в 1553 г. Царь Иван IV побывал у иконы, возвращаясь из похода на Казань. После молитвы он выздоровел от мучивших его болей в ногах. Именно после этого на деньги признательного самодержца построили собор из камня.
С тех пор образ сделался известным монаршему дому.
Интересный фактМногие русские цари приезжали, делали вклады, молились перед образом. Здесь были Михаил Федорович, Феодор Алексеевич, Петр I, Екатерина II. Был здесь и последний император, Николай II, очень полюбивший монастырские кедры.
Заступница Ярославля
«Явленная» также почиталась заступницей града Ярославля. По молитвам Богородицы ярославцы в начале XVII в. освободились от польских интервентов, в 1657 г. – от засухи, продолжавшейся 2 месяца. Записаны случаи прекращения эпидемий по молитвам перед иконой.
Новое чудо возрождения обители
Толгский мужской монастырь был закрыт с 1928 г. Здесь разместилась детская колония. В 1960-е гг. в братских корпусах стали жить сотрудники будущей гидроэлектростанции, а затем, когда станцию решили не строить, кельи просто стали квартирами для местных жителей. К 1980-м гг. от некогда славной обители почти ничего не осталось.
Но с 1987 г. начинает меняться политика государства в отношении религии. Толгский стал одним из первых монастырей, возвращенных православным. Первые насельницы теперь уже женского монастыря прибыли сюда в 1988 г.
20 августа 2003 г. государство возвратило главную святыню – Толгскую икону.
Образ, рожденный в огне
Шел август, 1314 год. По преданию старцев, епископ ростовский Прохор объезжал вверенные ему земли Белозерских пределов, решил спуститься по реке Шексне, а затем по Волге, чтобы посетить славный город Ярославль.
Всего 7 верст оставалось святителю до Ярославля, как наступила ночь, ставшая причиной остановки. Местом ночевки был выбран правый берег Волги, а точнее участок земли, около которого в Волгу впадала речка Толга.
Была полночь, когда место ночевки озарил ярчайший свет, исходящий от столба огня. Зарево распространялось с противоположного берега, освещая неведомо откуда взявшийся мост. Небесная сила привлекла Старца к столбу, свет которого излучал образ Пресвятой Богородицы с Младенцем. К Ним епископ прошел по огненному мосту.
Часто сам Бог являет Себя людям в виде неопалимого огня, как это было с Моисеем, когда он увидел несгораемый куст.
Перед чудесным ликом Девы Марии с Дитем епископ Прохор упал на колени, провел в молитве остаток ночи.
По возвращении на место стоянки, проведя утреннюю службу, святитель обнаружил, что его жезл остался около огненного столба.
Посланные слуги быстро не только нашли оставленный жезл, но обнаружили около зарослей икону Матери Божией, о чем сообщили епископу. Святитель Прохор сразу узнал свое ночное видение. Сам епископ, все сопровождавшие его люди опустились на колени, горячо молясь, прославляя Бога, воздавая Ему хвалу за чудотворящий подарок.
Сразу после молитвы заросли вокруг образа были расчищены, работали все, даже сам владыка. Здесь была заложена церковь, а затем Толгский монастырь.
Божественная сила иконы Божией Матери наполнила строителей, прибывших из Ярославля. За один день они возвели храм, который был освящен тем же вечером. По окончании службы все больные были исцелены.
Важно! 21 августа православный мир отмечает день Толгской иконы Богородицы. Почти 6 веков стояла обитель около Тоглы, мужской монастырь около нее
Все это время не зарастала тропа страждущих, болящих, желающих получить помощь Святой Девы Марии
Почти 6 веков стояла обитель около Тоглы, мужской монастырь около нее. Все это время не зарастала тропа страждущих, болящих, желающих получить помощь Святой Девы Марии.
С 1926 года, когда советская власть закрыла монастырь, на его месте поместила колонию малолетних преступников, до 2003 года чудотворный образ хранился в Ярославском музее. С 2003 года Светлый лик освещает Толгскую обитель, покинув ее всего 2 раза на короткое время.
Феофан Грекоколо 1337- после 1405. Продолжение
Феофан Грек создает мир, полный драматизма,
напряжения духа. Его святые суровые, отстраненные от всего вокруг,
углубившиеся в созерцание безмолвия – единственного пути к спасению.
Стилю Феофана пытались следовать в Новгороде художники,
расписывавшие церковь Федора Стратилата на Ручью, однако в целом
индивидуальность мастера оказалась исключительной для Руси – страны,
далекой от духовного опыта Византии и искавшей свой путь.
После 1378 г. Феофан, по-видимому, работал в
Нижнем Новгороде, но его росписи этого периода до нас не дошли.
Приблизительно с 1390 г. он находился в Москве и недолго в Коломне,
где мог расписывать Успенский собор, позже полностью перестроенный.
Здесь же, в соборе, хранилась и знаменитая впоследствии святыня –
икона “Богоматерь Донская” (на ее обороте – “Успение”), позже
перенесенная в Благовещенский собор Московского Кремля (ныне в ГТГ).
Ее исполнение некоторые исследователи связывают с творчеством
Феофана Грека.
Мастер выполнил несколько росписей в Московском
Кремле: в церкви Рождества Богородицы с приделом Святого Лазаря
(1395), где Феофан работал вместе с Симеоном Черным, в Архангельском
(1399) и Благовещенском (1405) соборах. Последний он расписывал
вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца. В Кремле Феофан
принимал участие в росписях казнохранилища князя Владимира
Андреевича и терема Василия I. Ни одна из этих работ не сохранилась.
Не исключено, что Феофан Грек участвовал в создании икон деисусного
чина, находящегося в настоящее время в Благовещенском соборе.
Однако, как доказано последними исследованиями, этот иконостас не
является первоначальным, относящимся к 1405 г., и деисусный чин мог
быть перенесен сюда лишь после опустошительного пожара в Кремле,
случившегося в 1547 г.
В любом случае иконы “Спас в силах”,
“Богоматерь”, “Иоанн Предтеча”, “Апостол Петр”, “Апостол Павел”,
“Василий Великий”, “Иоанн Златоуст” обнаруживают такие черты стиля и
такое высокое техническое мастерство, которые позволяют предполагать
здесь работу великого мастера.
Манера Феофана Грека в иконописи (если
согласиться с тем, что иконы деисусного чина Благовещенского собора
Московского Кремля написаны Феофаном) значительно отличается от
фресковой. Это может быть объяснено спецификой иконописи. Образы
деисусного чина внушительны и монументальны. Почти двухметровые
фигуры, исполненные внутренней значительности и самоуглубленности,
составляют единую композицию, подчиненную одному замыслу – воплотить
благодарственную молитву святых Спасу, творцу и владыке небесных
сил, и ходатайство их за род человеческий в день Страшного Суда. Эта
идея определила иконографическое решение и всей группы в целом, и
каждого образа в отдельности. Иконография чина имеет свои истоки в
алтарных росписях византийских храмов и теснейшим образом связана с
текстами главных молитв литургии. Подобная программа деисусного чина
со “Спасом в силах” впоследствии получила распространение в русских
иконостасах, но здесь она появляется впервые.
В отличие от фресковой росписи образы икон не
столь экспрессивны внешне. Их драматизм и скорбь словно ушли вглубь,
выявляясь в мягком свечении ликов, в приглушенных цветах одежд.
Каждый лик по типу и выражению эмоционального состояния ярко
индивидуален, почти портретен. Контуры фигур более спокойны, в их
рисунке яснее видна классическая традиция, уходящая истоками к
античности. Иконы написаны виртуозно, с использованием сложных и
разнообразных технических приемов, которые под силу лишь выдающемуся
мастеру. Среди икон, предположительно связанных с именем Феофана, –
“Иоанн Предтеча Ангел пустыни”, “Преображение” и “Четырехчастная”
(все в ГТГ).
Толгская икона Божией Матери
Явилась икона в 1314 году под Ярославлем при следующих обстоятельствах. Епископ Ярославский Прохор (в схиме Трифон), произведя объезд своей епархии, возвращался из Кирилло-Белозерского монастыря по Шексне и по Волге в кафедральный город. За 7 верст от Ярославля путники остановились для ночёвки у правого возвышенного берега реки. В полночь, проснувшись, епископ увидел яркий свет, проникавший в его шатёр. Он вышел и на противоположном берегу Волги, где в неё впадает река Толга, увидел огненный столб и идущий к нему через реку мост. Архиерей помолился Богу и, опираясь на свой жезл, пошёл по мосту. Перейдя на ту сторону реки, епископ увидел икону Пречистой Девы с Младенцем. Икона стояла высоко над землёй, так что нельзя было её достать руками. Долго молился епископ со слезами перед иконой Божией Матери и после молитвы, забыв от волнения у иконы свой жезл, вернулся по мосту обратно. Все спутники его покоились глубоким сном и ничего не знали о совершившемся. Епископ же хранил молчание. Когда стали собираться в дальнейший путь, то не оказалось архиерейского жезла, поставленного накануне в шатре. Тут владыка Трифон уразумел, что Богу угодно сделать известным виденное им чудо, и поведал обо всём своим спутникам. Сопровождающие его переправились через реку и нашли в лесу стоявшую между деревьев икону Богородицы, но не в воздухе, а на земле. Рядом с иконой стоял епископский жезл. Посыльные вернулись с жезлом к епископу Трифону, и тогда он со всеми своими спутниками отправился к иконе и узнал в ней ту самую, которую видел ночью, перейдя реку по таинственному мосту. Епископ Трифон заплакал и пал на землю перед иконой. В радости и умилении плакали и все бывшие с ним. Тут же решено было, не возвращаясь в Ярославль, строить церковь. Сам владыка Трифон начал своими руками рубить лес и расчищать место для церкви; трудились и архиерейские спутники. В тот же день слух о чудесном явлении иконы дошёл до Ярославля, сбежалось много народу, и все приступили к постройке. К полудню небольшая церковь была окончена, а к вечеру того же дня освящена. Больные, бывшие при постройке, исцелялись. В тот же день решено было и устройство монастыря. Монастырь и икона по месту явления её на реке Толге были названы Толгскими. Известно, что перед Толгской иконой молился царь Иоанн Грозный, когда у него разболелись ноги. Царя внесли в монастырские помещения в кресле. После усердной молитвы со слезами перед Толгской иконой Пресвятой Богородицы царь «воста и здрав бысть, укрепився ногами». Толгский мужской монастырь просуществовал до 1926 года, после в нём разместилась колония для малолетних преступников. Чудотворная Толгская икона Пресвятой Богородицы была изъята в Ярославский художественный музей и лишь в августе 2003 года была возвращена в возрождённую Толгскую обитель. День празднования: 21 августа (8 августа по старому стилю). ————————————————–Толгская икона Божией Матери – чудотворная икона, древняя чтимая святыня Толгского женского монастыря под Ярославлем. Сохранились три иконы, происходящие из Толгского монастыря и называемые «Толгская»: большой образ 13 века с изображением восседающей на троне Богоматери с прильнувшим к Ее щеке Младенцем Христом, стощим на Ее коленях с правой стороны (хранится в Третьяковской галерее в Москве), и два сокращенных поясных списка этого образа начала — первой половины 14 века (первая поясная хранится в Ярославском художественном музее, вторая — в Русском музее в Санкт-Петербурге). Согласно сказанию, составленному во второй половине 16 века на основе местного предания, явление иконы произошло в 1314 на берегу реки Толги (приток Волги). К этому времени относят написание первой поясной Толгской иконы. Первое чудо иконы — источение мира (по сказанию — в 1392, по историческим записям — в 1428). Известно несколько списков поясной иконы. Во вновь открытом Толгском монастыре — новые списки Толгской иконы 1314 года. Празднование — 8 (21) августа.
Как добраться
Обитель расположена в городе Ярославле, что на левом берегу Волги. Добраться до нужного места достаточно легко: от центра Ярославля до посёлка Толга любым видом транспорта (также постоянно ездит рейсовый автобус).
Адрес обители Божией: г. Ярославль, посёлок Толга, 1, Толгский монастырь.
Доехать можно от Ярославского вокзала г. Москва (станция метро «Комсомольская») до Ярославля в дневное время можно добраться на поездах. От Центрального Автовокзала ходят автобусы Москва — Ярославль, а сам же автовокзал находится всего 100 метрах от станции метро «Щелковская».
Толгский монастырь в Ярославле – это место, где православный человек обретает веру и надежду, насыщается гармонией окружающего его духовного мира и возрождается, дабы спасти свою жизнь и посвятить её Господу.
Пусть хранит Вас Господь!
Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святой Ярославской обители:
Православные монастыри, соборы и церкви
монастырь
Где пребывает образ
Чудотворная икона помещается над царскими вратами. В храме, где хранится Почаевская икона рано утром (монахи встают еще затемно), братия монастыря служит полунощницу. Затем, с пением тропарей, чудотворная икону опускают на обычный уровень. Висит она на лентах из шелка, рядом всегда дежурит монах. Поочередно все, кто пришел на службу, подходят к иконе.
В этом же храме можно получить воду из чудесного источника, открытого Богородицей. Сам родник находится за оградкой, где теплятся неугасимые лампады. Можно приложиться к изображению стопы. Саму воду раздает послушник («стопочный»). Но не только этими святынями богата Почаевская лавра.
Обитель уже несколько столетий является оплотом православной веры на всей западной Украине. Прославленный молитвенник преподобный Иов преставился здесь, прожив более сотни лет. Теперь его святые мощи тоже хранятся здесь.
Российские храмы иконы Божией Матери «Почаевская» строятся в Москве, Ростове-на-Дону, действующие храмы есть и в других городах.
Двусторонняя икона
Школа Феофана Грека
1390-е годы
- Выставка 1960: 1392 г.
- Алпатов 1974: Конец XIV в.
- Лазарев 2000/1: 1390-е годы
- Иконопись ГТГ 2019: 1390-е годы
86 × 67 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, РоссияИнв. 14244
<?xml version=”1.0″ encoding=”UTF-8″?>
Оборот иконы — Богоматерь Донская (там же см. дополнительные сведения).
По сторонам “славы” стоят два святителя, обращенные к Христу, с полураскрытыми Евангелиями в руках. Слева – Иаков, брат Господень, епископ Иерусалимский, справа – Иерофей Афинский, ученик апостола Павла.
По сторонам ложа Богоматери двумя группами располагаются скорбящие апостолы. Слева, впереди группы апостолов, стоит Петр (голубой хитон, желтый гиматий). За фигурой Петра – апостол Иаков Алфеев (?) в темно-вишневом плаще. В просвете между фигурами едва видна голова молодого апостола (Фома ?). За ложем – голова Иоанна Богослова. За ним, левее, – апостолы Варфоломей в красном и Матфей в зеленом гиматии.
Справа у ложа стоит апостол Павел (пурпурно-лиловый гиматий и синий хитон). За ним, правее, фигура безбородого апостола в красном плаще (Филипп ?). Левее, за ложем, – Андрей в светло-синем хитоне и гиматии зеленого цвета. Сзади правую группу апостолов замыкают фигуры склоняющихся друг к другу чернобородого Марка в пурпурном плаще и Луки в голубом, за ними справа – Симон в коричневом плаще.
См. в «Галерее»:
Успение
Детали | |||
Иисус Христос с душой Богоматери | Апостол Петр | Апостол Павел | Иаков и группа апостолов |
Апостолы Марк и Лука | Светильник со свечой | Группа апостолов у ложа Богоматери |
Дополнительные изображения |
Рисунок Ф. Г. Солнцева из «Древностей Российского Государства» |
Литература:
Древнерусская живопись 1958.
Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи: . — М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. — Илл. 29, 30.
Выставка 1960.
Выставка, посвященная шестисотлетнему юбилею Андрея Рублева. — М.: Изд-во АХ СССР, 1960. — Кат. № 35, стр. 33.
Антонова, Мнева 1963.
Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1, кат. № 216, стр. 255-257, илл. 174, 175 (цв.).
Лифшиц 1970.
Лифшиц Л. И. Икона «Донской Богоматери» // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. . — М.: Наука, 1970. — С. 87–114.
Демина 1971. // Андрей Рублев и его эпоха : Сб. статей. — М.: Искусство, 1971. — Илл. 20-21.
Алпатов 1974.
Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи = Colour in Early Russian Icon Painting. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — №№ 16, 18, 19.
Onasch 1977.
Onasch K. Altrussische Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1977. — Taf. 27.
Алпатов 1978.
Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №17, 62, стр. 294, 303.
Алпатов 1979.
Алпатов М. В. Феофан Грек = Theophanes the Greek. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — Стр. 122-130, №№ 102, 104, 106-108.
Вздорнов 1983.
Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. — М.: Искусство, 1983. — Кат. № XII, стр. 262-266, илл.
ГТГ 1995.
Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — № 61, стр. 141-145.
Бетин 2000.
Бетин Л. В. Две двусторонние иконы из Государственной Третьяковской галереи // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 4. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. — С. 138–150.
Лазарев 2000/1. . — М.: Искусство, 2000. — Стр. 51-52, 239-240, № 32.
Солнцев 2007/1.
Солнцев Ф. Г. Древности Российского Государства: Отделение I: Святые иконы и образа. Кресты. Утварь храмовая. Облачение сана духовного. — М.: Престиж Бук, 2007. — Стр. 70-71, № 19.
Иконопись ГТГ 2019.
Иконопись. — М., 2019. — Стр. 98-103.