Внешние ссылки [ править ]
- Венгерская мифология I
- Венгерская мифология
- Отрывок из легенды о сотворении мира из венгерской саги
.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:””}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vте Статьи Венгрии | ||||
---|---|---|---|---|
История |
| |||
География |
| |||
Политика |
| |||
Экономика |
| |||
Общество |
| |||
|
vтеМифология Европы | |
---|---|
Суверенные государства |
|
Государства с ограниченным признанием |
|
Зависимости и другие сущности |
|
Остатки в фольклоре
Сравнительные методы могут выявить, что некоторые мотивы сказок, фрагменты песен или стихотворения народных обычаев сохранили фрагменты старой системы верований. Некоторые записи прямо говорят о шаманских фигурах. Шаманские остатки в венгерском фольклоре исследовал, в частности, Вилмос Диошеги , основываясь на этнографических записях в Венгрии и сравнительных работах с различными шаманами некоторых сибирских народов . Этнограф Михай Хоппал продолжил свою работу по изучению остатков венгерских шаманских верований, сравнивая шаманские верования уральских языковых родственников венгров с верованиями некоторых неуральских сибирских народов.
Библиография [ править ]
- (на венгерском языке) Zoltán Pintér: Mitológiai kislexikon. Szalay Könyvkiadó és Kereskedőház Kft., 1996.
- Диосеги, Вильмос (1998) . A sámánhit emlékei a magyar népi műveltségben (на венгерском языке) (1. переиздание киадас ред.). Будапешт: Академия Киадо. ISBN 963-05-7542-6. Название означает: «Остатки шаманских верований в венгерском фольклоре».
- Хайду, Петер (1975). “A rokonság nyelvi háttere”. В Хайду, Петер (ред.). Uráli népek. Nyelvrokonaink kultúrája és hagyományai (на венгерском языке). Будапешт: Корвина Киадо. С. 11–43. ISBN 963-13-0900-2.Название означает: « Уральские народы. Культура и традиции наших языковых родственников »; эта глава означает «Лингвистическая подоплека взаимоотношений».
- Хоппал, Михай (1994). Sámánok, lelkek és jelképek . Будапешт: Геликон Киадо. ISBN 963-208-298-2.
- Хоппал, Михай (2005). Sámánok Eurázsiában (на венгерском языке). Будапешт: Академия Киадо. ISBN 963-05-8295-3.Название означает «Шаманы Евразии», книга написана на венгерском языке, но издается также на немецком, эстонском и финском языках. Сайт издательства с кратким описанием книги (на венгерском языке)
- Хоппал, Михай (1975). «Аз uráli népek hiedelemvilága és a samanizmus». В Хайду, Петер (ред.). Uráli népek / Nyelvrokonaink kultúrája és hagyományai (на венгерском языке). Будапешт: Корвина Киадо. С. 211–233. ISBN 963-13-0900-2.Название означает: «Уральские народы / Культура и традиции наших языковых родственников»; Глава означает «Система верований уральских народов и шаманизм».
Обычные драконы неизвестного происхождения [ править ]
- Азазель из авраамических религий описан как дракон в Апокалипсисе Авраама .
- Морской змей , водный дракон, обитающий во всем мире.
- Безымянный пятиголовый дракон, покоренный буддийской богиней Бензайтен в Эносиме в Японии в 552 году нашей эры.
- Безымянный дракон побежден Святым Георгием .
- Обыкновенный зеленый дракон из «Открытия драконов » Грэхема Грина, считается, что это драконы 18 века.
Другие змеиные существа в мифологии и фольклоре
- Brněnský Драк (Дракон Брно , Чехия), дракон убит рядом Моравский город (легенда)
- Любляне дракона , защитник дракона Любляны , столицы Словении .
- Meister Stoor Worm из легенды Оркнейских островов
Характеристики
Sárkány с многочисленными головами
Хотя в легендах содержится скудная информация о характеристиках древних драконов, в некоторых регионах считалось, что они родились в результате трансформации другого существа. Например, в районе Чаллокез считалось, что драконы были созданы из старой щуки или семилетнего или тринадцатилетнего петуха . Как гласят сказки, когда щука пролежала в грязи несколько месяцев, она превратилась в дракона. В случае с петухом дракон рождается, когда птица слишком долго прячется в доме. Как дракона, его могут выманить только так называемые Гарабонциас , человек с магическими качествами, который позже использует зверя в качестве верхового животного.
В других регионах считалось, что драконы могут рождаться от других драконов. Самка, будучи беременной семь лет, кормит сына грудью еще семь лет. Драконы обычно появляются в двух формах: первая – ездовое животное-тиран Гарабонциас, а другая – змееподобное существо с несколькими плавниками , длинными когтями и зубами. Их чешуя может варьироваться от всех цветов радуги , и они настолько сильны, что почти никакое оружие не может повредить их кожу. Обычно они живут в полых стволах, берлогах или в заброшенных пещерах в горах.
Североамериканские драконы
Коренные американские драконы | Пиаса Бёрд | Индеец дракон Illini людей . Пиаса Берд – индейский дракон, изображенный на одной из двух фресок, написанных коренными американцами на обрывах (скалах) над рекой Миссисипи . |
Рогатый Змей | Одна из наиболее распространенных форм коренных американских драконов, повторяющаяся фигура среди многих коренных племен Юго-восточных лесов и других племенных групп. | |
Ми-ни-ва-ту | Рогатый драконоподобный змей из мифологии народов Лакота . | |
Unhcegila | Рогатый змей также из мифологии Лакота. | |
Gaasyendietha | Озерный дракон или змей Великих озер, встречающийся в мифологии ирокезов и сенеки . | |
Европейско-американские драконы | Теветат | Американская эзотерическая космология и теософия XIX века. |
Snallygaster | Дракон с щупальцами из Аппалачей Мэриленда , которого часто называют циклопом и охотником на черных рабов. | |
Ацтекские драконы | Кецалькоатль | Из мифологии ацтеков имеет вид дракона. |
Xiuhcoatl | змей из ацтекской мифологии | |
Драконы майя | Кукулькан | Мифологический змей майя, |
Q’uq’umatz | Из мифологии майя Киче . |
Источники знаний [ править ]
Считается, что большая часть мадьярской мифологии утеряна. Однако за последние сто лет исследователи истории венгерской культуры с энтузиазмом попытались восстановить значительную часть венгерской мифологии. Наиболее важными источниками являются:
- Фольклор, поскольку многие мифические персонажи остаются в народных сказках, народных песнях, легендах, а также особые традиции, связанные с особыми датами, неизвестными в других местах.
- Средневековые летописи таких , как кодексы и рукописи
- Вторичные источники, такие как рассказы о венграх других авторов (в основном до 850 г. н.э.)
- Археологические исследования
Драконы в венгерской литературе
В более ранних сказках дракон не обладал способностями собирать сокровища. Позже они стали хранителями золота и драгоценных камней. Этот вариант дракона соскользнул на страницы детской литературы XIX – начала XX веков, где они появлялись часто. они обычно выглядели как агрессивные хищники.
В этих историях они всегда являются злодеями , роль которых приводит историю в движение. Они похищают людей, особенно молодых девушек, и беспокоят мирную деревню и ее жителей. Роль героя проста: победив существо, он не только спасет принцессу, но и получит репутацию и престиж.
Бой с Шаркани
Бенедек Элек ок. 1920 г.
Драконы обычно антрофоморфные , агрессивные существа, обладающие человеческими характеристиками: хотя они и являются злодеями в рассказах, они часто поют и танцуют и не говорят «нет» вину. Этот образ можно встретить в рассказах самых известных венгерских авторов, таких как Элек Бенедек , Дьюла Иллеш или Арнольд Иполи . В János Diák дракон «сопит носом» или в Hajnal («Рассвет») упоминается, что драконы живут в « Стране драконов» ( Sárkányország ), куда герою нужно отправиться, чтобы спасти похищенного. девица. В Ийеше игровой сборник рассказов , Hetvenhét Magyar Népmese (Семьдесят семь Hungarian сказки), говорящие и коварные драконы обычно убивают молодым, смелый мальчиком, который символический шагов во взрослую жизнь , как он убивает зверь
В этих сказках у драконов может быть много голов, часто кратных трем или семи (шести, девяти, двенадцати или двадцати четырем) числам, которые указывают на важность нумерологии в венгерском фольклоре
Когда ХХ век подошел к концу, в постмодернистской венгерской литературе появилась другая версия драконов : образ жестокого зверя превратился в мудрое и эмоциональное существо. « Hétfejű Tündér» Эрвина Лазара знакомит читателей с историей о мальчике, болезнь которого можно вылечить, только убив семиглавого дракона. Когда мальчик понимает, какое замечательное и красивое существо представляет собой дракон, он не может выполнить задание. Кроме того, пожалуй, самым известным образцом нового венгерского дракона является Süsü , созданный Иштваном Чукашем , который был заметной фигурой в жизни венгерских детей. Он не только чувствительный персонаж, но и исключительный дракон среди себе подобных, поскольку у него только одна голова, что приводит его к статусу изгоя. Чукас сосредоточился на чувственном, эмоциональном изображении дракона, где дети легко могут идентифицировать себя с волшебным зверем.
С психологической точки зрения хрупкий зверь в сказках помогает детям столкнуться со своими внутренними «монстрами», а дракон предлагает решение или помощь для более серьезных и страшных проблем, с которыми ребенку придется столкнуться в обозримом будущем. будущее.
Мифологическая космология
Мировое Древо, вырезанное на горшке
Среди современных религий венгерская мифология наиболее близка буддийской и индуистской космологии. В венгерском мифе мир делится на три сферы: первая – это Верхний мир ( Felső világ ), дом богов; второй – Средний мир ( Középső világ ) или мир, который мы знаем, и, наконец, подземный мир ( Alsó világ ). В центре мира стоит высокое дерево: Мировое Древо / Древо Жизни ( Világfa / Életfa ). Его листва – это Верхний мир, а на нем обитает птица Турул . Средний мир находится у его ствола, а подземный мир – вокруг его корней. В некоторых историях у дерева есть плоды: золотые яблоки. В индуизме и буддизме существует почти такая же космология Трайлокьи и Калпаврикши . Археологическое открытие в 1990-х годах было жертвенной ямой в Саньсиндуи в провинции Сычуань, Китай. Датируемый примерно 1200 г. до н.э., он содержал три бронзовых дерева, одно из которых высотой 4 метра. У основания был дракон, а с нижних ветвей свисали плоды. Наверху – птицеподобное (Феникс) существо с когтями. Еще одно древо жизни, найденное в провинции Сычуань времен поздней династии Хань (25–220 гг. Н. Э.). Керамическую основу охраняет рогатый зверь с крыльями. Листья дерева олицетворяют монеты и людей. На вершине – птица с монетами и Солнцем.
Верхний мир
Боги живут в Верхнем мире. Боги имеют одинаковый ранг, хотя самая важная фигура из них – Истен (с венгерского «Бог»). Он управляет миром, формирует судьбы людей, наблюдает за Срединным миром с неба и иногда предупреждает молнией ( mennykő ). Истен создал мир с помощью Ördög («дьявол», олицетворяющий Зло ). К другим богам относятся: Истенанья («Бог-Мать»), также известный как Болдогассзони («Благословенная Леди», буквально означает «счастливая / веселая женщина»; позже отождествляется с Девой Марией католицизма ), и Хадур («военачальник» или «командир») огня, а позже бог войны.
Основные небесные тела ( Солнце и Луна ) также находятся в Верхнем мире. Считалось, что небо представляет собой большую палатку, поддерживаемую Древом Жизни. Несколько отверстий в нем – звезды. Солнце, Луна и символы космического слова известны из венгерских захоронений периода венгерского завоевания .
В венгерской мифологии считалось, что человеческая душа (Лелек) бессмертна, а жизнь рассматривалась как странствие на Небеса (Мэнни).
Средний мир
Средний мир разделяют люди и многие мифологические существа ; последние часто бывают сверхъестественными. Есть призраки лесов и вод, которым приказано пугать людей. В разных местах они носят разные названия. Есть самки, например, сэлло (русалка), которая живет в воде и имеет человеческий торс с хвостом рыбы. Ветер управляется старушкой по имени Селанья (Мать Ветра) или Селкирали (Король Ветра). Sárkány (дракон) пугающее животное: он является врагом многих героев сказок, символизирующим психической внутренней борьбы героя. В Шаркань обычно 1-7 голов. Куйгараш является призрачным, таинственным существом с несколькими различных появлениями, его работа всегда злонамеренная. Mano к (эльфы / гоблинов) и Torpe к (карлики) являются Foxy существа , живущие в лесу или под землей. Ариасок (великаны) живут в горах. У них есть как хорошие, так и плохие качества. Любимые создания – tündérek (феи), красивые молодые девственницы или существа женского пола (часто изображаемые либо как олицетворение чистоты и невинности, либо как игривые и хитрые). Они помогают людям, которые иногда могут попросить у них три желания. Их противоположности – бабаки , которых приравнивают к кошачьим старым ведьмам. ( Баба означает «повитуха» на современном венгерском языке, и первоначально они были мудрыми старухами , позже приравненные к ведьмам, когда христианство стало широко распространенным.)
Преисподняя
Подземный мир – это дом Ордога, создателя всего плохого для людей: например, надоедливых животных, таких как блохи , вши и мухи . Неясно, рассматривался ли подземный мир как место наказания или нет, поскольку его название как Покол (Ад) появилось после христианизации.
Религия
Исследования древней венгерской религии привели к выводу, что это была форма тенгрианства , шаманской религии, распространенной среди ранних тюркских и монгольских народов, на которую оказали влияние индуизм и буддизм, с которыми гунны и авары столкнулись и обратились в них во время своего существования. миграция на запад. Другая теория связывает эту религию с религией и скифов Центральной Азии, которые стали буддистами среди в основном буддистского населения Центральной Азии того времени из-за схожих или даже идентичных легенд мифу о венгерском происхождении .
Шаманская роль была заполнена Талтошем ( «мудрый человек / благословен ученым»). Считалось, что их души могут путешествовать между тремя сферами с помощью révülés (медитации). Они тоже были врачами. Талтос был выбран судьбой; их незначительные аномалии при рождении (неонатальные зубы, носок , и дополнительные пальцы считались признаком божественного порядка. Шаги их введения:
- Подъем по «шаманской лестнице / шаманскому дереву» символизировал Мировое Древо;
- Обливание призраков: пить кровь принесенного в жертву животного.
У них была способность связываться с духами с помощью определенных ритуалов и молитв. Таким образом, они интерпретировали сны, служили посредниками между людьми и духами, излечивали и снимали проклятия и обладали способностью находить и возвращать заблудшие души. Они руководили жертвоприношениями животных и разгадывали причину гнева предков.
После смерти душа человека покидает тело. Тело похоронено родственниками на другом берегу реки, смотрящей на восток.
Южноамериканские драконы [ править ]
Бразильские драконы | Бойтата | Бойтата , бразильское, название происходит от древнеязычного тупи и означает «огненный змей» (mboî tatá). Его огромные огненные глаза днем делают его почти слепым, но ночью он может видеть все. Согласно легенде, Бой-тата был большим змеем, который пережил большое наводнение. |
Парагвай | Теджу Джагуа | Теджу Джагуа из мифологии гуарани описан как огромная ящерица с семью собачьими головами, наделенная « огненным взором » и ассоциировавшаяся с богом фруктов, пещер и (что чаще встречается с драконами в Европе) как защитник скрытые сокровища. |
Драконы инков | Амару | Дракон или ( Химера ) из мифологии инков . У него была голова ламы, пасть лисы, крылья кондора, тело змеи, хвост рыбы и чешуя дракона. |
Драконы мапуче | Тен Тен-Вилу | Змеиный бог земли и плодородия в традиционной религии мапуче. Часть мифа о Трентрене Вилу и Кайкаи Вилу . |
Кой Кой-Вилу | Змеиный бог воды и правитель моря в традиционной религии мапуче . Создан богом Нгенеченом из его сыновей после битвы с ними. |
Дальнейшее чтение [ править ]
- Барбер, Элизабет Уэйланд и Пол Т. Барбер. «Огнедышащие драконы». В книге «Когда они отделили Землю от неба: как человеческий разум формирует миф», 231-44. ПРИНСТОН; ОКСФОРД: Издательство Принстонского университета, 2004. DOI: 10.2307 / j.ctt7rt69.22.
- Blust, Роберт. «Происхождение драконов». Антропос 95, вып. 2 (2000): 519-36. www.jstor.org/stable/40465957.
- Штейн, Рут М. «Меняющиеся стили драконов – от Фафнира до Смауга». Элементарный английский 45, нет. 2 (1968): 179-89. www.jstor.org/stable/41386292.
.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:””}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vтеДраконы | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В мифологии |
| |||||||
В культуре |
| |||||||
В художественной литературе |
| |||||||
В искусстве |
| |||||||
Связанный |
|
vтеСписки вымышленных форм жизни | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Растения | |||||||||||||
Животные |
| ||||||||||||
Амфибии |
| ||||||||||||
Рептилии |
| ||||||||||||
Птицы |
| ||||||||||||
Млекопитающие |
| ||||||||||||
Гуманоиды |
| ||||||||||||
Другой |
|