Медуза Горгона в мифах
Из трех сестер только Медуза Горгона могла превращать все живое в камень. Она буквально зачаровывала собственным взглядом. Возможно, героиня древнегреческих мифов жила бы спокойной жизнью на крайнем Западе у берегов реки Океан и питалась людьми, однако Персей убил смертную Горгону.
Сыну Зевса не повезло еще с рождения. Его дед царь Акрисий получил предсказание от оракула, что суждено ему пасть от рук собственного внука. Поэтому первоначально тот не подпускал к своей дочери Данае потенциальных женихов, а когда от хитроумного Зевса у девушки родился сын, владелец короны заточил дочь и внука в ящик и выкинул в море.
Персей и Даная приплыли к острову Серифос
Деревянный ящик приплыл к острову Серифос, которым правил Полидект. Царь влюбился в красавицу Данаю, которая не отвечала ему взаимностью. Тогда правитель пожелал всеми силами добиться внимания женщины, а в ее юном сыне Персее царь видел помеху, мешающую совершить задуманное. Однажды Полидект якобы усомнился в божественном происхождении молодого человека, поэтому попросил его совершить, подобно Гераклу, подвиг и принести голову Медузы. Персей, желающий доказать правителю свою кровную связь с громовержцем Зевсом, отправился в путь.
Древнегреческий герой не справился бы с монстрами в одиночку, поэтому его героическому подвигу поспособствовали Афина и Гермес. Богиня войны подарила Персею отполированный медный щит, в котором все отражалось, словно в зеркале, а от покровителя торговли юноша получил кривой меч.
Грайи
По совету своих союзников, Персей отправился к вещим старухам Грайям (сестрам Горгон), у которых на троих один зуб и один глаз. Хитростью юноша похитил у них сокровенные вещи и обменял потом добычу на шапку-невидимку, крылатые сандалии и волшебный мешок. Помимо прочего, старухи показали ему путь к Горгонам.
Пройдя по страшным и дремучим лесам, Персей нашел убежище Медузы и ее сестер. Пользуясь своими заколдованными атрибутами, он отсек голову Медузы, положил ее в мешок и убежал от разгневанных Горгон. Так как Персей смотрел на чудовище с помощью щита, он не обратился в камень.
Персей и Медуза Горгона
Стоит отметить, что способности Медузы сохранились и после ее смерти: каждый, кто взглянул на ее отрубленную голову, превращался в бездыханную мраморную глыбу. Этим и воспользовался Персей, спасший Андромеду и уничтоживший царство Полидекта.
По легенде, во время поединка с Персеем Медуза была беременна от Посейдона. Поэтому, когда та была обезглавлена, с потоком крови вышли ее дети – крылатый конь Пегас и великан Хрисаор. Герой спрятал голову Горгоны в мешок, и во время путешествия по Ливии кровь просочилась сквозь ткань и обратилась в ядовитых змей, которые уничтожили все живое в этом жарком месте. А из потока крови, которая попала в воды, появились кораллы – об этом гласит локальная легенда.
Голова Медузы Горгоны
Бог медицины и врачевания Асклепий использовал кровь Медузы. По сказаниям, та, что текла из левой части головы, была ядовитой и убивала всех живых в мгновение ока, а другая же, вытекающая из правого полушария, спасала людям жизни.
Медуза Горгона
Имя «Горгона» известно с глубокой древности. Задолго до Гомера греки называли «горгонейоном» маску-талисман, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий. Уже в те древние времена мифы о Горгоне и Медузе тесно переплелись и эти имена практически стали синонимами.
https://youtube.com/watch?v=tNmJ5UrVxds
Сила и красота Горгоны
Горгона наделена невероятно коварной красотой, завораживающей любого, кто взглянет на нее. В зависимости от обстоятельств ее жертва окаменевает, теряет дар речи, лишается чувств или умирает. Силу Медузы можно обратить против нее самой или использовать в борьбе с другими противниками.
Появление образа Медузы Горгоны
Согласно различным, зачастую противоречивым, источникам, Медуза — женское существо. Легенда о Медузе Горгоне окончательно сформировалась к VIII веку до н. э. В эпоху Гомера Горгона была настолько известным персонажем, что он просто упоминает о ней в своих поэмах, не излагая ее истории, которая, как, видимо, он считает, прекрасно известна грекам. Зевс вселял ужас в своих врагов щитом Афины — эгидой, на котором была изображена голова Горгоны. Ни один из античных авторов не упоминает о том, каким образом она обрела свои незаурядные способности. В гомеровские времена изображения Медузы были распространены повсеместно: их можно увидеть на монетах, бокалах для вина, хлебных формах, над входной дверью и у домашнего очага во многих афинских домах. Считалось, что капли ее крови в амулете предохраняют владельца от несчастий.
После Гомера значительный вклад в развитие образа Медузы сделал Гесиод (конец VIII-VII век до н. э.). В поэмах «Теогония» и «щит» упоминаются две из пяти сестер Горгоны — Стено и Эвриала — чудовища, живущие на краю мира, а также описывается смерть Горгоны от руки Персея. По сравнению с беглыми упоминаниями и намеками Гомера это уже огромная информация. Эсхил (525-456 годы до н. э.) добавляет к ней еще несколько деталей. В «Прикованном Прометее» он говорит о сестрах Медузы — крылатых женщинах со змеями вместо волос и смертоносным взглядом. В двух других трагедиях Эсхила образ Медузы олицетворяет отвратительность зла и безжалостность человека.
Однако особенно интересные поправки к истории о Горгоне делает в «Двенадцатой пифийской оде» Пиндар. В отрывке о происхождении флейты он говорит, что инструмент был создан Афиной, впечатленной криками сестер Горгоны в день ее смерти. Пиндар описывает красоту и привлекательность Медузы, вдохновлявшую поэтов-романтиков на протяжении многих столетий. От него же исходят сведения о том, что жертвы Горгоны окаменевают от ее взгляда.
Медуза Челлини
— непревзойденное изображение этого сложного и противоречивого образа в искусстве, как и Медуза Овидия в литературе. Все последующие творцы не смогли выйти из тени этой прекрасной статуи. Глуповатый Персей у Караваджо, похоже, больше обеспокоен тем, чтобы змеи с головы Медузы не укусили в нос его самого. Столь же мало впечатляет фигура Персея в звездном атласе Яна Гевелиуса (1687): герой тащит за собой по небесному пространству голову Горгоны с полным, плоским лицом размером едва ли не с торс Персея.
Любопытное описание Медузы содержится в «Истории четвероногих зверей» Эдварда Топселла (1607). По характеристике автора, Медуза — существо с драконьим хребтом, зубами дикого кабана, ядовитой гривой, крыльями, человеческими руками и смертельным дыханием. По Топселлу, Медуза живет в Африке, в Ливии. Вопреки традиции, он утверждает, что Горгона — не человек и, более того, существо мужского пола, имеющее размер, средний между теленком и быком. Впрочем, это не единственное свидетельство о Горгоне как о «мужском существе». В таком же качестве она появляется в трагедии Шекспира: с Медузой разгневанная Клеопатра сравнивает Антония.
Судьба Медузы Горгоны
Со временем люди позабыли о том, что когда-то сестры Горгоны были чистыми и невинными. По Земле пошла молва об ужасных созданиях, живущих на отдаленном острове, которые либо уничтожают путников, разрывая их на куски, либо превращая их в камень своим взглядом. И действительно, прошли многие столетия, и Горгоны уже забыли о том, как они стали чудовищами. Обида и жажда мести затуманили им разум, и они начали мстить всем вокруг.
События заключались в Полидекте, воспылавшем страстью к Данае, и решившему избавиться от ее защитника, сына Персея, хитрым, коварным и сложным заданием, чтобы взять Данаю силой без последствий, после. Это и выросший Персей, молодой и сильный сын Зевса, которому во что бы то ни стало нужно было проявить себя как среди людей, так и среди богов. Ну и конечно же – это многолетняя ненависть и зависть Афины, которая не утихла даже спустя столько времени.
Сложность задания Персея заключалась даже не столько в сражении с ужасными созданиями, сколько с определением их местоположения. Ведь Горгоны еще несколько столетий назад отправились на далекий и необитаемый остров, местоположение которых знали лишь только сестры Горгон – Грайи, которые с рождения были ужасными старухами, обладающими одним глазом на троих.
Для выполнения этого задания, Персей отправился к Гайям и похитил у них единственный глаз. Старухи, боясь ослепнуть навсегда, не задумываясь выдали молодому герою местоположение сестер Горгон. Кроме того, Персей выменял у них на глаз волшебный мешок, который смог бы сдерживать силу Горгоны, шапку-невидимку, принадлежащую Аиду, богу подземного царства, а также крылатые сандалии.
По одной из легенд крылатые сандалии Персею дал попользоваться Гермес, который и научил героя, как тому нужно вести себя с Грайями.
Афина же, богиня мудрой войны и стратегии, научила Персея, как тому нужно сражаться с Горгоной. Для этого она подарила ему отполированный, до блеска, щит, а Гермес выдал молодому герою, серповидный адамантовый клинок, способный срезать голову даже у такого чудища, как Медуза Горгона.
С такой подготовкой и таким снаряжением победить Медузу Горгону смог бы даже младенец. Что уж говорить о сильном и смелом сыне верховного бога. Персей не стал выдумывать велосипед, а строго последовал инструкциям, которые ему выдала Афина. На крылатых сандалиях он добрался до острова, на котором находились сестры Горгоны. При помощи сандалий он бесшумно подлетел к спящий Медузе, да еще и с надетой шапкой-невидимкой Аида, и отрубил спящей Медузе голову, после чего положил ее в волшебный мешок.
Голова Медузы не утратила своей волшебной силы – обращать все в камень, чем еще несколько раз воспользовался Персей, во время своего обратного путешествия, но об этом мы расскажем уже непосредственно в статье, посвященной молодому герою. Единственное, что мы еще упомянем – это то, что голова Медузы была приделана ко щиту Афины, тому самому щиту, в который смотрел Персей, чтобы ненароком не встретится взглядом с Медузой. Щит же получил название Эгиды.
Из пролитой крови Медузы появились красавец-великан Хрисаор и знаменитый Пегас, которого впоследствии укротит Беллерофонт. Кстати, согласно легенде, кровь, вытекающая из левой части тела Медузы – несла смерть, а кровь, вытекающая из правой части тела – дарила жизнь. Афина собрала ее, а впоследствии отдала Асклепию, великому врачевателю.
Медуза Горгона в современной литературе
Среди современных литературных интерпретаций мифа о Медузе Горгоне, безусловно, заслуживает внимания пьеса Эмилио Карбаллидо «Медуза» (1958). Карбаллидо превращает древнюю легенду в экзистенциальную аллегорию. Персей получает задание убить чудовище — Медузу. В какой-то момент герой понимает, что он — не меньшее чудовище, чем сама Медуза. Он пытается разобраться в себе и оправдать необходимость убийства, но в результате все больше отделяется от привычного ему общественного порядка. Медуза становится у Карбаллидо символом избавления от иллюзий. Она помогает юноше — герою пьесы уйти от стереотипного взгляда на несовместимость добра и зла.
Со времен Пиндара совмещает в себе одновременно ужас и очарование. Она олицетворяет слияние в человеке хаоса и порядка, свободы и самоограничения, сознания и подсознания. Кое-кто может предположить, что мифы — отражение заблуждений древности. Скорее они — зеркало человеческой души.
Изобразительное искусство
Рельефная доска в стиле модерн 1911 года.
Персей с головой Медузы , Бенвенуто Челлини (1554)
Медуза , от Караваджо (1595)
Медуза была изображена в нескольких произведениях искусства, в том числе:
- Персей, обезглавливающий спящую Медузу , аверс терракотовой пелики (кувшина), приписываемой Полигнотосу (художнику по вазам ) (ок. 450 – 440 до н.э.), коллекция Метрополитен-музея
- Медузы на наперсник Александра Великого , как показано на Александра Мозаика из Помпей «s Дом Фавна (ок. 200 г. до н.э.)
- Основания колонн Медузы Цистерны Базилика в Константинополе.
- «Ронданини Медуза» , римская копия горгонейон на эгидой от Афина ; позже использовался как модель для головы Горгоны в мраморе Антонио Кановы Персей с головой Медузы (1798–1801)
- Медуза (холст, масло) Леонардо да Винчи
- Персей с головой Медузы (бронзовая скульптура) Бенвенуто Челлини (1554 г.)
- Персей и Медуза – бронзовая статуя работы Юбера Герхарда (ок. 1590)
- Медуза (холст, масло) Караваджо (1597)
- Голова Медузы , Питер Пауль Рубенс (1618)
- Медуза (мраморный бюст) – Джанлоренцо Бернини (1630-е гг.)
- Медуза играет контртенор в Жан-Батист Люлли и Филипп Квинолт «s опера , Persée (1682). Она поет арию «J’ay perdu la beauté qui me rendit si vaine» («Я потеряла красоту, которая сделала меня таким тщеславным»).
- Персей, обращающий Финея и его последователей в камень (холст, масло) Луки Джордано (начало 1680-х).
- Персей с головой Медузы (мраморная скульптура) Антонио Кановы (1801)
- Медуза (1854 г.), мраморная скульптура Харриет Хосмер , коллекция Детройтского института искусств
- Медуза (холст, масло) Арнольда Бёклина (ок. 1878 г.)
- Персей (бронзовая скульптура) Сальвадора Дали
- Скульптура Медузы работы Лучано Гарбати , изображающая ее сжимающую отрубленную голову Персея (2008)
Медуза оставалась общей темой в искусстве девятнадцатого века, когда ее миф был пересказан в « Мифологии» Томаса Булфинча . Живописный Эдварда Бёрн-Джонса и рисунок Обри Бердсли уступили место работам Поля Клее , Джона Сингера Сарджента , Пабло Пикассо , Пьера и Жиля и бронзовой скульптуре Огюста РоденаВрата ада» двадцатого века .
Фильм
Самым влиятельным изображением Медузы в фильме, возможно, является покадровая анимация, созданная Рэем Харрихаузеном для « Битвы титанов» (1981). Также у нее были змеи вместо волос, ей дали змееподобное тело и хвост, похожий на гремучую змею. Модель была одной из самых сложных для Гаррихаузена, а в 2020 году она заняла третье место среди его многочисленных творений.
Флаги и эмблемы
Голова Медузы изображена на некоторых региональных символах. Одним из примеров является флаг и герб Сицилии вместе с трехногой тринакрией . Включение Медузы в центре подразумевает защиту богини Афины , который носил подобие Горгоны на ее эгидой , как было сказано выше. Другой пример – герб села Дохалице в Чехии .
Свадьба Персея
Накануне свадебной церемонии герой принес богатые жертвы своим покровителям с Олимпа. Шикарный пир состоялся в царском дворце, который был увит зеленью и цветами, в честь новобрачных. Вместе с правителями Эфиопии также пировал весь народ. Во время застолья Персей рассказывал гостям о своих подвигах. Однако свадебный пир был испорчен после появления первого жениха Андромеды с большим войском. Финей во дворце начал обвинять героя в краже своей невесты, после чего началась отчаянная битва
Персей отважно сражался с превосходящими силами противника, однако победу смог одержать лишь при помощи головы Медузы. Таким образом, статуя Финея с выражением страха и рабской мольбы в глазах навсегда осталась во дворце
Рекомендуем по теме
Зевс Афродита Артемида
Даная забеременела, однако отец ее – Аргосский царь Акрисий – не поверил в историю о зачатии ребенка от Зевса. Тем более, он очень боялся пророчества, поэтому он заковал дочь и внука в ящик, который выбросил в море. Однако ящик этот прибило волнами к острову Серифосу. По легенде его выловил рыбак и отнес царю Полидекту, правившему тем островом. Царь отдал мальчика на воспитание в храм Афины, а сам стал ухаживать за Данаей.
Однако, как он не старался, а Даная всегда отвергала его ухаживания. Взять же ее силой он не мог – опасался мести Персея, который, кстати, рос, как на дрожжах и с каждым днем все более и более мужал. Тогда хитрый Полидект решил хитростью избавиться от защитника Данаи. Он приказал Персею принести голову ужасной Медузы Горгоны, молва о которой, к тому времени, достигла и этих земель.
Надо сказать, что Персей, получивший воспитание в храме Афины, не слишком-то и сопротивлялся. К тому же жажда мести не покинула богиню, даже спустя столько лет. Да и остальные боги были только за то, чтобы Персей уничтожил кровожадных сестер. Именно поэтому они и помогали ему, кто – мудрым советом, кто – артефактами, а кто – просто благословлением.
Дидимский храм
Главная достопримечательность поселения Дидим — колонны святилища Аполлона, сохранившиеся до наших дней в той или иной степени целостности. Стилобат Дидимского храма почти равен Эфесскому. Расстановка колонн в сторонах — исключение, в сравнении с другими храмами-колоссами античности. По торцу в нем — 10 колонн, по продольному фасаду — 21 колонна.
Перед храмом расположены несколько ступеней стадиона, датируемого II веком до н.э., где проходили спортивные игры в честь Аполлона.
Дидимейон, или, иначе — оракул Аполлона близ Милета — был знаменит не меньше, чем Дельфы и Делос. Древний храм, сооруженный около 550 года до н. э., был соединен шестикилометровой Священной дорогой с портом Панормос, куда прибывали морем паломники. Вдоль этой дороги — в полном соответствии с «египетской» традицией Ионии, — были расставлены сфинксы, уже знакомые нам львы рычащие и статуи жрецов.
Кем были те архитекторы, что создавали храмы в Эфесе и Дидиме? Путешественник Павсаний утверждал, что знаменитое Дельфийское святилище Аполлона было основано и построено гиперборейскими жрецами (архитекторами), среди которых был и певец Олень, научивший эллинов складывать гимны. Очень похоже, Дидимейон представляет собой развитие традиции…
«Так многославное тут основали святилище Богу
Дети гипербореев <…>
Также Олен: он первым пророком был вещего Феба,
Первый, песни который составил из древних напевов».
Павсаний. Описание Эллады. Х. V,8.
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон).
Существовал с VII века до н. э. по I век н. э.
Архитекторы Пэоний из Эфеса и Дафнис из Милета. III век до н. э.
Фрагмент фриза — лики Медузы горгоны и дополнительный блок
с малосохранившимся рельефом
История Дидимейона такова…
В VII веке до н. э. место было освящено
греческими поселенцами в честь бога Аполлона.
В 494 году до н. э. захватчики-персы дотла сожгли
древний храм и похитили священную статую бога Аполлона.
Через 200 лет её вернул Селевк I (305–281 годы до н. э.), пришедший на смену Александру Великому.
Селевк I попытался возродить былую славу разрушенного Дидимейона, придав ему гигантские размеры.
Появилось целое созвездие блистательных имен: новый храм был спроектирован Пайониосом из Эфеса и Дафнисом из Милета, при опоре на мощный замысел Питея — известного вистории архитектуры Древней Греции строителя мавзолея в Галикарнасе и храма Афины в Приене.
Однако храм так и не был завершен, хотя многие римские императоры оказывали поддержку замыслу Селевка I. Древнегреческий географ Страбон писал о задержке строительства и объяснил ее тем, что не хватало материала для крыши, да и тогдашние инженеры не знали, как перекрыть столь огромный храм.
Строительство окончательно прекратилось в I веке н. э., когда христианство изгнало с этих земель олимпийских богов. Спустя еще два века полчища готов вторглись в Малую Азию.
Мрамор храма использовало местное население для возведения оборонительных сооружений.
Другим и последним разрушителем стройки в Дидиме стало землетрясение 1446 года.
Оракул Аполлона в Дидиме (Дидимейон).
Существовал с VII века до н. э. по I век н. э.
Квадры с ликами Медузы горгоны.
Средний блок — с малосохранившимся рельефом
Медуза Горгона — одна из самых известных фигур греческой и римской мифологии.
Яркость ее описаний в европейской литературе и изображений в искусстве в значительной мере зависит от того, насколько близки творения позднейших писателей, художников к античным источникам. Доступ к таким источникам после падения римской цивилизации оказался довольно затрудненным. Образ Медузы продолжал жить в сказаниях и легендах, но только в средневековье вернулся в литературу и изобразительное искусство.
Типичным для средневекового восприятия Горгоны можно считать отрывок из девятой песни «Ада» Данте. Ее образ в интерпретации христианина Данте выступает как сочетание красоты и ужаса; Медуза — олицетворение противоречивых желаний, ей противопоставлен образ добродетельной Мательды. Медуза последнее, самое сильное искушение Данте, путешествующего по аду. Он добивается искупления грехов, избегнув взгляда Медузы благодаря своему проводнику Вергилию, прикрывшему его глаза рукой.
Как это ни странно, Медуза Данте выглядит совершенно непривлекательной на иллюстрациях к «Аду» такого крупного мастера, как английский художник Уильям Блейк (1757-1827): она смотрит на ворота города Дис невыразительным каменным взглядом, пока нечетко выписанный на рисунке Данте проходит мимо нее в сопровождении Вергилия. Как и многие другие, эта иллюстрации Блейка имеет мало общего с содержанием произведения Данте, изобразившего «чудесный» ад, в котором чудовища превратились в ручных животных, а пламя не обжигает.
Негативная оценка образа Медузы
Большинство средневековых упоминаний о Медузе содержат негативную оценку ее образа. Авторы часто противопоставляют ее Афине как символ зла и добра, пророка и добродетели, похоти и целомудрия. Изображенная на щите Афины Медуза в эту эпоху становится олицетворением беспорядка, ярости, сумасшествия и смерти.
Петрарка называет свою любовь к Лауре «грехом идолопоклонства» и сравнивает свою возлюбленную с Медузой: «Медуза и мой грех меня окаменили». Позднее, в «Триумфе целомудрия», Петрарка вводит образ, ставший популярным в любовной лирике эпохи Возрождения, — Лауры-Афины — олицетворения добродетели и целомудрия, обороняющейся щитом с изображением Горгоны. Этот сюжет можно встретить у таких крупных поэтов средневековья, как Дю Белле (в поэмах, адресованных Маргарите де Валуа), Спенсер (в «Эпиталамионе», «Чудесной королеве»), Мильтон (в «Комусе»).
На бронзовой скульптуре Персея работы Челлини (1553) герой держит за волосы голову Горгоны (по которой одной только и можно догадаться, что изображен именно Персей). Горгона совсем не выглядит опасной. Более того, ее лицо — копия лица Персея: тонкие брови, чувственные губы, правильной формы нос и немного прикрытые глаза. Даже их волосы похожи на голове Медузы не змеи, а мелкие кудри.
Медуза Горгона и проклятие богини
Своими преследованиями морской владыка доводил Медузу до отчаяния. Она не знала, где спастись от бога, который был не мил ей. И вот, во время очередной погони, девушка решила укрыться в храме Афины.
Мозаичный пол с головой МедузыI-II век н. э., Национальный музей Рима, бани Диоклетиана, РимФото Carole Raddato
Она думала, что священное место остановит одержимого страстью Посейдона, но, увы, его это не смутило. Силой овладев Медузой, Посейдон осквернил алтарь Афины. Как ни странно, богиня не стала гневаться на “коллегу”, а всю свою ярость направила на несчастную девушку.
Обозлённая Афина превратила красавицу в жуткого монстра. У неё выросли крылья, а вместо чудесных волос появились клубки ядовитых змей. Кроме того, богиня наделила Медузу смертельным взглядом – одного взора было достаточно, чтобы обратить человека в камень.
История Медузы Горгоны – это трагедия, которую мало кто знает Olga Nikityuk / helgengarda.artstation.com
На мой взгляд, вполне логично, что обида и чувство несправедливости, затаённые в душах несчастных девушек, со временем превратились в злобу и ненависть, что “чудовища” испытывали по отношению ко всему человечеству и богам.
Миф о Персее: откуда он взялся и как победил Горгону Медузу
Оракул предсказал царю Аргоса Акрисию, что его убьет собственный внук — сын царевны Данаи. Испугавшись, правитель заточил дочь в подземных покоях из камня и бронзы. Однако девушка понравилась Зевсу. Бог спустился к ней в виде золотого дождя, и она родила сына Персея.
Даная на картине Рембрандта
Тогда Акрисий велел посадить Данаю с ребенком в ящик и бросить в море. Волны прибили ящик к острову Серифу, где правил царь Полидект. Персей вырос, и это стало пугать Полидекта — он хотел насильно взять в жены Данаю, а ее сын заступился за мать. Тогда царь решил избавиться от Персея и послал его на смертельное задание, велев принести голову Горгоны Медузы.
Любой взглянувший в лицо Медузе превращался в камень. Но на помощь сыну Зевса пришли боги. Посланник олимпийцев Гермес дал ему изогнутый меч, способный рубить даже чешую чудовищ, а воительница Афина — блестящий медный щит, гладкий как зеркало.
Бернхард Роде. Афина вручает Персею зеркальный щит
Путь к Горгонам герою указали сестры грайи — вещие старухи, у которых были на троих один глаз и один зуб (Персей украл у них глаз и зуб и велел открыть тайну в обмен на их возвращение). А нимфы подарили герою крылатые сандалии для полета по воздуху, шлем Аида, делавший обладателя невидимым, и сумку, в которую мог влезть любой предмет.
Возле логова Медузы Персей увидел множество людей и животных, обращенных в камень. Сам он приблизился к спящему чудовищу спиной, глядя на отражение в своем щите. Персей обезглавил Горгону Медузу мечом Гермеса и спрятал ее голову в мешок. От бессмертных сестер поверженной противницы он спрятался, укрывшись шлемом невидимости.
Персей с головой Медузы. Древнеримская фреска
Из тела убитой Медузы, как сообщает легенда, родились крылатый конь Пегас и воин с золотым мечом Хрисаор. А там, куда падали капли ее крови, рождались ядовитые змеи.
Караваджо. Медуза
Горгона – кто это?
Мифы древних греков донесли до нас описания многих удивительных существ, самыми яркими из которых считаются горгоны. По одной из гипотез, горгона это драконоподобное существо, по другой – представитель доолимпийских богов, которых вытеснил Зевс. Самым популярным остается миф о победе Персея, существует 2 версии, объясняющие происхождение Медузы Горгоны:
- Титаническая. Матерью Медузы была прародительница титанов, богиня Гея.
- Посейдоническая. У бога бурного моря Форкиса и его сестры Кето родились три красавицы, которых позднее изуродовало заклятие.
Как выглядит Медуза Горгона?
Одни мифы описывают Горгону, как женщину удивительной красоты, которая очаровывала каждого, кто на нее посмотрит. В зависимости от настроения Медузы, человек мог потерять речь или превратиться в камень. Тело ее было покрыто чешуей, разрубить которую мог лишь меч богов. голова горгоны обладала особой силой даже после смерти. По другим сказаниям, Медуза уже родилась уродливым чудовищем, а не стала таким после проклятия.
Горгона Медуза – символ
Легенда о Медузе Горгоне настолько очаровала людей из разных стран, что ее изображения сохранились в искусстве Греции, Рима, Востока, Византии и Скифии. Древние греки были уверены, что голова Медузы Горгоны оберегает от зла, и стали изготовлять амулеты-горгонейоны – символ защиты от сглаза. Лицо и волосы горгоны чеканили на щитах и монетах, фасадах зданий, в средние века даже появились охранники замков – горгульи – женщины-драконы. Люди верили, что в случае опасности они оживают и помогают одолеть врагов.
Образ Горгоны использовали многие писатели, художники и скульпторы разных стран. Это существо исследователи называют олицетворением ужаса и очарования, символом хаоса и порядка в самом человеке, борьбы сознания и подсознания. С древних времен сохранилось два варианта ликов Медузы Горгоны:
- Красивая женщина с ужасным взглядом и змеями на голове.
- Уродливая женщина-полудракон, в обрамлении волос-гадюк.
Наука
Медуза удостоена следующих научных имен :
- Acanthemblemaria medusa Smith-Vaniz & Palacio 1974 г.
- Apodochondria medusae Ho & Dojiri 1988 г.
- Archimonocelis medusa Curini-Galletti & Cannon 1997 г.
- Atractus medusa Passos et al. 2009 г.
- Австраломедуза Рассел 1970
- Буромедуза Бульон 1995
- Ботропс медуза Штернфельд 1920
- Caput medusae
- Cardiodectes medusaeus Wilson CB 1908 г.
- Chama oomedusae Matsukuma 1996 г.
- Cirratulus medusa 1833
- Coronamedusae
- Чиромедуза Гершвин и Цейдлер 2010
- Csiromedusa medeopolis Гершвин и Zeidler 2010
- Discomedusa lobata Клаус 1877
- Discomedusae
- Eustomias medusa Gibbs , & Gomon , 1983 год.
- Gorgonocephalus caputmedusae L. 1758 г.
- Gyrocotyle medusarum von Linstow 1903 ( таксон inquirendum )
- Халимедуса Бигелоу 1916
- Halimedusa typus Bigelow 1916 год.
- Heteronema medusae Скворцов 1957 г.
- Hoplopleon medusarum K.H. Барнард 1932
- Hyperia medusarum Müller 1776 г.
- Hyperoche medusarum Krøyer 1838
- Лептогоргия медуза Байер 1952
- Lilyopsis medusa Metschnikoff & Metschnikoff 1871 г.
- Лимномедузы
- Loimia medusa Savigny в Ламарке 1818
- Loimia medusa angustescutata Вилли 1905
- Lulworthia medusa ( Ellis & Everh. ) Cribb & JW Cribb 1955 г.
- Lulworthia medusa var. Бискайния Мейерс 1957
- Lulworthia medusa var. Медуза ( Эллис и Эверх. ) Крибб и Дж. В. Крибб, 1955 г.
- Magnippe caputmedusae 1978 г.
- Медуза Лоурейро 1790
- Medusablennius Springer 1966 г.
- Медузацератопс Райан , Рассел и Хартман, 2010 г.
- Медузафиссурелла Маклин и Килберн 1986
- Medusafissurella chemnitzii G. B. Sowerby I 1835 г.
- Medusafissurella dubia Рив 1849
- Medusafissurella melvilli Г. Б. Соверби III 1882 г.
- Medusafissurella salebrosa Reeve 1850 г.
- Mesacanthoides caputmedusae ( Ditlevsen 1918) Визер 1959
- Myxaster medusa Fisher 1913 год.
- Наркомедузы
- Ophioplinthus medusa Лиман 1878 г.
- Phallomedusa Golding , Ponder & Byrne, 2007 г.
- Phallomedusa austrina Golding , Ponder & Byrne, 2007 г.
- Phallomedusa solida Мартенс 1878
- Phascolion medusae & 1980 год.
- Филомедуза
- Филомедуза фогтий Мюллер 1860
- Polycirrus medusa Grube 1850 г.
- Polycirrus medusa sakhalinensis Бужинская 1988 г.
- Саркомелла медуза Шмидта 1868
- Ставромедузы
- Стелламедуса Раскофф и Мацумото 2004
- Stellamedusa ventana Раскофф и Мацумото 2004
- Стигиомедуза Рассел 1959
- Stygiomedusa gigantea Browne 1910
- Thylacodes medusae Pilsbry 1891 г.
- Трахимедузы
Пример для ребенка
Чтобы сделать иллюстрацию для детской сказки, лучше придать животному более доброжелательный вид, а значит, она обязательно должна быть с личиком и улыбчивая. Давайте разберемся, как нарисовать медузу для детей, чтобы она им понравилась.
Самое первое – сделаем очертания студенистого тела колокола. Двойная нижняя линия в виде волн показывает, что наше существо объемное.
Переходим к этапу рисования мордашки. Хотя у настоящей медузы рот находится на внутренней части шапки, она через него поглощает пищу и выводит остатки непереваренных частиц, на рисунке его не будет видно. В общем, нужны добрые глазки плюс простенькая улыбочка.
Рисуем ножки-щупальцы. Простые полоски, с помощью которых наша медузка сможет парить в море и защищаться от врагов. Количество во многом зависит от размеров рисунка, от толщины каждой ножки – они должны быть похожи.
Последний штрих — сделаем нашу милашку цветной, оставим бесцветными лишь белки глаз.
Получилось чудесно, не так ли?
Существует уже много веков. Первое тату обнаружили на принцессе Укока в 5 веке до нашей эры. В романах многих знаменитых писателей разных стран, таких, как Бомарше, В. Гюго, описываются люди со «знаками» и «символами» на теле. Термин «тату» привез в Европу Дж. Кук после поездки на Таити. Впервые упоминалось о нательных рисунках русов в 920 году в рассказах арабского путешественника Ибн Фадлана.
Потом много веков у наших предков не было традиции делать тату. Затем татуировки начали делать матросы на судах в начале 20 века. Дальше подхватил традицию криминалитет. Конечно, ни о каком искусстве здесь и речи не было. Просто хотели выделиться, обозначали свою иерархию и принадлежность к криминальному миру.
И только в последние годы и в нашу страну пришла традиция просто украшать свое тело рисунками, мастера славятся на весь мир, считаются одними из лучших, особенно мастера Питера и Москвы. Появилось много стилей. Проводятся тату-фестивали. В тату-салонах к хорошему мастеру может быть очередь на несколько месяцев вперед. К ним приезжают люди из Европы, чтобы оставить незабываемый рисунок на своем теле. Большой популярностью пользуется тату «Медуза Горгона».
Что было с Персеем дальше
Затем Персей с женой и матерью вернулся в Аргос, где по-прежнему правил его дед Акрисий. Царь, помня предсказание о смерти от руки внука, предпочел бежать и уступить трон Персею.
Герой вернул нимфам шлем Аида, крылатые сандалии и волшебную сумку, Гермесу — его острый меч, а Афине отдал голову Медузы, которую та пристроила себе на доспехи.
Что же до предсказания оракула, оно сбылось — Акрисий и правда погиб от руки внука. Однажды Персей устроил в Аргосе игры и метнул бронзовый диск так далеко, что тот упал среди зрителей. Одним из них был Акрисий, ему в голову попал диск и поразил насмерть. Потрясенный Персей похоронил деда, оставил аргосский трон и стал правителем в Тиринфе.
* Медуза признана судом России иноагентом