Подвижные игры для школьников 7-9, 10-12 лет
Школьники тоже любят играть в игры на переменках или прогулках. Мы подобрали игры, в которые можно играть на прогулках на продленке или на уроках физической культуры в 1-4 классах. Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.
Многие подвижные игры универсальны: в них могут играть и мальчики, и девочки. Можно разделить детей на группы девочек и мальчиков или по другому принципу.
Игра “Бездомный заяц”
Цель: развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.
Описание: Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.
Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.
Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.
Подвижная игра “Ноги от земли”
Задачи: учиться соблюдать правила игры.
Описание: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.
Игра “Пустое место”
Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.
Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.
Подвижная игра “Третий лишний”
Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.
Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.
Игра “Перестрелка”
Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.
Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.
Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обоих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.
Советы по проведению игр и конкурсов с детьми
Составляйте список игр, которые вы проведете на мероприятии, заблаговременно. Причем для этого списка необходимо отобрать в полтора-два раза больше игр, чем возможно будет провести. При составлении списка не забудьте спланировать последовательность проведения игр, составить список тем или игровых ситуаций (там, где это необходимо), собрать все требующееся материальное обеспечение.
Одно мероприятие должно включать не более 5— 7 игр. Частая смена игр утомит участников и вызовет негативные эмоции. По этой же причине желательно, чтобы часть проводимых игр была уже знакома участникам.
Перед началом игры необходимо оценить обстановку — наличие свободного пространства, достаточного для игры, присутствие на игровой территории опасных или хрупких предметов, соответствие формы одежды, физического состояния игроков проводимому мероприятию, погодные условия.
Правила, оформление, содержание игр желательно каждый раз адаптировать к конкретному поводу мероприятия, месту проведения, возрасту и интересам участников.
Подход к правилам игры не должен быть догматичным. Относитесь к играм с фантазией. При. необходимости внесите небольшие или значительные изменения в игру. Однако все изменения в правилах необходимо провести и оговорить до начала игры. В противном случае вы дезориентируете участников и вызовете негативные эмоции.
Интерес ребенка к игре не должен определяться конечным призом, игра должна сама по себе быть наградой. В конкурсах призы, усиливающие соперничество игроков, вполне приемлемы, однако они не должны быть единственным стимулом к участию.
Ведущий должен следить, чтобы в результате игры у участников не возникали раздражение, обиды, негативные эмоции
Необходимо отслеживать все критические ситуации и переключать внимание участников или открыто обсуждать их недовольство
Одна из частых причин обид в играх — споры из-за того, кто будет играть ключевые роли. Решать это необходимо с помощью жребия или голосования.
Желательно, чтобы результаты игр или конкурсов оценивало детское жюри.
Нельзя вовлекать в игру силой. Для «запуска» игры необходим интерес трети игроков. Будьте уверены, что как только остальные дети увидят, что представляет собой неизвестная (и поэтому подсознательно осознаваемая как опасная) игра, они включатся в нее.
При проведении игр желательно чередовать спокойные игры и требующие физической активности.
Необходимо следить, чтобы дети не перевозбуждались от слишком шумных игр и игр с высоким эмоциональным накалом. Кроме проведения в промежутках более спокойных игр, хорошим средством от этого является обсуждение результатов в конце игры. На этом обсуждении дети смогут проявить накопившиеся эмоции, урегулировать межличностные взаимоотношения и немного успокоиться.
Сценарий мероприятия для дошкольников
К созданию сценария нужно отнестись всерьез и подойти ответственно. Необходимо заранее определить срок проведения мероприятия, подготовить план праздника, написать сценарий, выбрать ведущего, отобрать соответствующую музыку. Для мероприятия вполне достаточно краткого сценария, с малым числом главных персонажей. Хорош вариант, когда выступает один ведущий, это упрощает задачу, нужно только написать его слова.
Основа мероприятия – это веселые конкурсы и эстафеты, их нужно объявить и объяснить условия. Подобные мероприятия проходят в форме соревнования, дошкольников делят на группы и в ходе спортивного состязания, побеждают сильнейшие или дружба. Во время развлечения дошкольники развивают ловкость, выносливость, учатся быть командой и придерживаться правил игры.
Веселые конкурсы, интересные подвижные игры для детей 5 — 7 лет:
«Ромашка»
Этот конкурс очень смешной, он обязательно понравится детям. Придется потрудиться, чтобы сделать бумажную ромашку, на ее лепестках написать увлекательные задания. Дошкольники поочередно отрывают лепестки и выполняют забавные задания. Они могут быть примерно такими:
- косить траву,
- поглаживая бороду;
- изобразить попугая, бегать и кричать: « Попка хороший!»;
- станцевать « Лезгинку»;
- встать на четвереньки и изобразить собаку, которая гавкает и зарывает кость и т.п.
«Возьми приз»
Приз, кегли и платок, необходимые для этого конкурса, лучше подготовить заранее. Этот шутливый конкурс рассмешит всех. Сначала нужно поставить кегли, на финише оставить приз. Участнику конкурса завязывают глаза, он должен пройти весь путь, не задев кегли
Он идет, а ведущий впереди него осторожно собирает кегли, остальные дети в это время подсказывают, как лучше обойти предметы
«Обуйся»
Команды разуваются, и обувь с одной стопы складывают в одном месте. Потом участник от каждой команды бежит к горке из обуви, отыскивают свою — и назад, затем по цепочке все остальные. Чья команда быстрее найдет свою обувь, та и побеждает в конкурсе.
«Ветерок»
Каждая команда получает воздушный шар. Шар нужно переместить до финиша, но до него нельзя дотрагиваться. Можно только махать руками, создавая ветерок, или дуть на шарик. Организаторы самого сильного ветерка побеждают.
Эстафеты, подвижные игры для детей:
«Змейка»
Для проведения этой несложной эстафеты понадобятся кегли, их нужно поставить зигзагообразно. Ребята строятся в колонны, по сигналу первые участники обегают кегли и возвращаются в строй, к ним присоединяются вторые, теперь бегут вдвоем змейкой, игра заканчивается, когда змейка будет состоять из всей команды. Побеждают самые быстрые и аккуратные.
«Болото»
Все пространство – это болото, участники должны пройти его по бугоркам, их роль выполняют обручи. Достаточно несколько обручей, их можно разложить хаотично. Участники от каждой команды поочередно должны перейти болото, перепрыгивая с бугорка на бугорок до финиша и обратно.
«Баба-яга»
Чтобы дошкольники стали похожи на бабу-ягу, им выдают ведро – это ступа, и веник – это метла. Участники от команд ставят только одну ногу в ведро, одной рукой держатся за ручку ведра, в другой руке – веник, таким образом «летят» до финиша и обратно. Затем передают эти предметы следующему.
«Мачеха и Золушка»
Все участники через одного играют роль «Мачехи» или «Золушки». У первой «мачехи» ведерко с мусором (кубиками), она добегает до финиша, высыпает его и обратно. Затем отдает ведерко «Золушке», она бежит и собирает мусор. Все поочередно выполняют свою задачу.
Итак, мероприятие может быть любой тематики, главное, увлекательным и наполненным веселыми конкурсами и эстафетами. В зависимости от активности детей, можно усложнить или облегчить условия эстафет. Все дошкольники любят игры и с радостью примут в них участие.
Статичные игры для детских праздников
Все остальные игры. Как правило, проводятся сидя за столом или в кругу на стульях. Не требуют физической активности. Более всего подходят для проведения домашних праздников или сопровождения игр первых двух категорий, для заполнения промежутков отдыха от активных физических упражнений.
Для записи игр использовалась следующая форма:
Категория. Здесь перечислены одна или несколько игровых форм, которым соответствует данное мероприятие. Всего приводится 4 формы:
- Игра — наиболее общее мероприятие, участие в котором мотивируется как соревновательным аспектом, так и удовлетворением потребностей в физической и интеллектуальной активности, интимно-личностном общении, приобретении общих и специальных навыков. Необходимые составляющие любой игры: игровой замысел, правила, игровые задачи, игровые действия, результат.
- Конкурс — игра, в которой основной целью является соперничество между несколькими игроками или командами за установленный приз. Как правило, большая часть участников конкурса — зрители.
- Розыгрыш — игра-шутка, в которой правила, сообщаемые участникам (над которыми хотят подшутить), полностью или частично не соответствуют игровым действиям или результату. Необходимо, чтобы участникам-«жертвам» не было известно о розыгрыше.
- Развлечение — игровое мероприятие, лишенное конкретной задачи.
Цель. Наиболее очевидная цель всех игр — развлечение и интересное времяпрепровождение. Однако не менее важным является дидактическое содержание игр:
- Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия, ощущения, воображения, мышления).
- Развитие органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса).
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
- Развитие координации движений и мелкой моторики.
- Формирование дополнительных способностей (глазомера, чувства времени).
- Развитие интеллекта, логики, борьба с инерцией мышления.
- Формирование коммуникативных способностей.
- Общая физическая подготовка.
- Самопознание, адекватность оценки.
- Повышение творческой активности.
- Обучение и передача каких-либо знаний.
- Развитие смекалки.
- Развитие быстроты реакции.
- Развитие наблюдательности.
- Психофизическая разгрузка, выход негативной энергии.
- Морально-этическое воспитание.
- Эстетическое воспитание.
Как правило, каждая игра развивает несколько из перечисленных составляющих, поэтому при записи игр указывались лишь основные их цели.
Возраст. Указывается оптимальный возраст. Однако, как показывает опыт, многие взрослые с удовольствием играют в детские игры, так что верхняя граница указана условно.
Количество участников. Указано оптимальное количество участников для данной игры. Если вы хотите охватить большее количество игроков, необходимо разделиться на команды или проводить игру в несколько раундов. Кроме того, количество зрителей для каждой игры практически не ограничено. Труднее проводить игру, если количество участников меньше оптимального. В некоторых случаях возможно сохранить интерес к игре, усложнив правила. Так же практически всегда можно играть без ведущего, принимая важные решения жеребьевкой или общим голосованием.
Материальное обеспечение. Здесь перечислен весь реквизит, необходимый для игры и рекомендации по его изготовлению.
Правила. Приводятся правила игры (иногда с вариациями). В некоторых случаях необходимо адаптировать текст правил для детского понимания.
Примеры и дополнительный материал. Везде, где это возможно, указываются примеры игр или фрагменты игры. Также приводятся заготовки для игры (темы, задаваемые вопросы, игровые ситуации), помогающие начинающим организаторам игровых мероприятий.
Рекомендации. Перечислены различные указания по улучшению игры, советы по адаптации игры к определенному возрасту, количество участников, место проведения, интересные идеи. Прорабатываются трудные моменты игр.
10-12 лет
В 10-11 лет, несмотря на близость подросткового периода, школьники всё ещё любят повеселиться, поэтому подбирайте смешные конкурсы для детей, которые не дадут им скучать ни в школе, ни дома. Однако здесь допустим уже более тонкий юмор, стоит учитывать участие в играх девочек и мальчиков, у которых начинают проявляться первые симпатии в этом возрасте.
Новогодний попкорн
Дети делятся на две команды. Скотчем к ногам игроков крепятся бумажные стаканчики, наполненные попкорном. Так нужно пробежать определённую дистанцию, проронив по дороге как можно меньше драгоценной ноши. Попкорн высыпается в чашу команды. Чья в конце новогоднего конкурса окажется полнее, тот и выиграл.
Освободитель Снегурочки
В новогоднем конкурсе создаётся сказочная ситуация: под Новый год украли Снегурочку и заперли под замок. Двум соперникам предлагают два запертых замка и по связке ключей. Кто быстрее подберёт ключик и отопрёт свой замок, тот считается победителем и благородным освободителем Снегурочки.
Творческие конкурсы
В данной возрастной группе обязательно проводите новогодние творческие конкурсы для детей: кто лучше нарисует новогоднюю ёлочку будущего или современную Снегурочку. Здесь они проявят свои таланты во всей своей красе.
Для этого возраста вполне пригодятся новогодние конкурсы для детей и взрослых, так как их взаимодействие будет наверняка продуктивным и подарит немало приятных и весёлых минут. Ребятам 10-12 лет нравится чувствовать себя наравне со взрослыми и даже быть в чём-то лучше их. Если на Новый год вы предоставите им такую возможность, их восторгу не будет предела.