Молитва о самоубиенных
Бытует мнение, что молиться о самоубиенных нельзя, однако это не так. У церкви свое мнение по поводу мытарства душ таких людей, некоторые священнослужители могут отказываться отпевать таких покойников, но при этом никто не может запретить православным вести беседы с Богом о погибших братьях своих по церкви. Кто-то скажет, что место в раю тем, кто сам укоротил себе век, не уготовано, и шанса на спасение у души самоубийцы нет, но нельзя забывать, что Господь милостив и всепрощающий, а значит, молиться о таком человеке не только можно, но и нужно. Это касается, прежде всего, тех случаев, когда усопший покончил с собой из-за психического расстройства, что подтверждено медицинским заключением. Каждый отдельный случай смерти, в результате которого человека могут назвать самоубийцей, необходимо рассматривать индивидуально, не торопясь делать выводы относительно того, действительно ли покойный добровольно распрощался с земной жизнью.
Если вера христианина сильна, если слова его в обращении к Спасителю идут от самого сердца, а разум освобожден от лишних мыслей, чтобы было проще вдумываться в каждую строчку молитвослова, эта беседа с Всевышним может оказаться для самоубиенного спасительной.
Прибегают к состоящей всего из четырех строк молитве, написанной преподобным Львом Оптинским, как в первые дни после кончины человека, так и в будущем, в последующие годы.
После молебна рекомендуется прочитать и молитву Оптинских старцев:
Молитва за самоубиенных святому Уару
Молитва Пресвятой Богородице об усопших
Смерть человека — это настоящая трагедия для его родных и близких. Многие думают, что покойному уже никак нельзя помочь, возможно лишь организовать достойные похороны, поминальный обед, установить дорогое надгробие. Но все обстоит не так. С древних времен христиане говорили о необходимости моления за усопшего.
Зачем нужно молиться об усопшем
Пока человек жив — возможно покаяться во грехах, испросить прощение от Бога и по смерти оказаться в райской обители. Но после успения душа уже не в силах ходатайствовать за себя перед Всевышним, а вот живые люди могут.
Поэтому особенно важны молитвы за новопреставленных в течение 40 дней по их смерти. Ведь именно на 40 день решается участь покойного: он предстает пред Христом, который определяет ему место в раю или аду до Своего Второго Пришествия и Всеобщего Воскресения.
Особенно важна молитва Богородице о усопшем — Царица Небесная будет ходатайствовать перед Своим Сыном о даровании милости к новопреставленной душе.
Молитва Божией Матери об усопшем
Пресвятая Владычице Богородице! К Тебе прибегаем, Заступнице наша: Ты бо скорая еси помощница, наша ходатаица у Бога неусыпающая! Наипаче же молим Тя в час сей: помози новопреставленному (-ной) рабу Твоему (рабе Твоей) (имя) прейти страшный и неведомый оный путь; молим Тя, Владычице мира, силою Твоею отжени от движимой страхом души его (ея) страшныя силы темных духов, да смятутся и посрамятся пред Тобою; свободи ю от истязания воздушных мытарей, разори советы их и низложи их, яко зломыслящих врагов. Буди ей, о Всемилостивая Госпоже Богородице, заступницею и защитницею от воздушного князя тьмы, мучителя и страшных путей стоятеля; молим Тя, Пресвятая Богородице, ризою Твоею честною Защити ю, да тако безбоязненно и невозбранно прейдет от земли на небо. Молим Тя, Заступнице наша, заступи за раба Твоего (рабу Твою) Матерним Твоим у Господа дерзновением; молим Тя, Помоще наша, помози ему (ей), имущему (-щей) судитися еще прежде онаго Страшнаго судилища, помози убо оправдатися пред Богом, яко Творцем неба и земли, и умоли Единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да упокоит усопшаго (-ую) в недрах Авраама с праведными и всеми святыми. Аминь.
Поминовение усопшего
Молиться за покойного нужно всегда, а не только в установленные Церковью поминальные дни.
Главное моление совершается на Литургии, именно в этом Таинстве совершается Бескровная Жертва Всевышнему за новопреставленных. Для этого в день перед совершением Литургии или в день ее служения, но перед самым ее началом, подать в церковной лавке записку с именами упокоившихся православных христиан. Имена следует указывать в родительном падеже (например, о поминовении кого? — Анны, Димитрия, младенца Николая, отроковицы Елены).
Важно! Имена указываются именно те, которые были даны в Таинстве Святого Крещения. Отроки — это дети с 7 до 14 лет, младенцы — от рождения до 7 лет)
Если в записке указывается имя священнослужителя, то оно указывается первым, потом следуют имена монашествующих, затем указываются имена мирян.
По окончании Литургии служится панихида — заупокойная служба. Для поминания на этом богослужении тоже нужно подать записку.
Можно заказать сорокоуст — поминовение новопреставленного клириками церкви на протяжении 40 дней.
Не стоит забывать о келейной (домашней) молитве. Они не должны произноситься случайно, а должны иметь вид ежедневного правила.
Моление за покойных родных, близких, друзей, благодетелей или просто знакомых — это неоценимая помощь для их душ, отошедших в мир иной, что и заповедует нам совершать Православная Церковь.
Это интересно: Водосвятный молебен
№ 5. Для самоубийц, людей, умерших некрещеными, или для тех, кто были при жизни ярыми атеистами, — нет никакой надежды на спасение?
Есть люди, которые утверждают уже здесь и сейчас о других, что они погибли, что они не спасутся, а будут в аду, но все же Церковь никогда не отрицала возможности молитвы за всех людей, покинувших этот мир. Есть даже Троицкая родительская суббота, в которую, по словам Василия Великого можно молиться даже о «иже во аде держимих». В этот день, как говорится в первой песне канона, мы молимся о всех«от века почивших», то есть обо всех людях
И это очень важно! Это означает, что Бог милостив, и последний суд —в Его руках, мы не имеем никакого права его предвосхищать и утверждать, спасется такой-то человек или погибнет
Преподобному Силуану Афонскому была открыта такая «формула»: держи свой ум во аде и не отчаивайся. Мы можем сомневаться в своем спасении, но надеяться на него, а о том, что касается спасения других людей, апостол Павел прямо пишет в Послании к Коринфянам: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор 4:5). Мы не знаем отношений конкретного человека с Богом — как можно судить о том, спасен он или нет? В конце концов, у многих святых есть уверенность в том, что людей, которые не смогли при жизни услышать вести Христовой или услышали ее в искаженном виде, Господь будет судить не так, как тех, кто слышал Евангелие в полноте. Так что надежда всегда есть! И надежда, как говорит Писание, не постыжает (Рим 5:5).
Православные молитвы за упокой души усопшего
Православное молитвословие предлагает ряд важных молитв об усопшем, которые должны читаться в определенные периоды. Считается, что наиболее усердно следует молиться об ушедшем человеке в первые 40 дней после его кончины. Именно в этот период решается судьба человека Высшими силами
Очень важно молиться в полной концентрации на мыслях об усопшем.
Молитва на 9 день по усопшему
Считается, что с 3 по 9 день покойнику показывают все прелести райской жизни. Поэтому, чтобы увеличить шансы попадания близкого человека в рай, необходимо на 9 день обязательно устроить поминки. В этот день также следует посетить храм поставить свечу за упокой и по возможности заказать молебен.
Молитвенное обращение на 9 день после смерти звучит при самостоятельном прочтении следующим образом:
«Боже духов и всякой плоти, ты смерть поправший и самого дьявола упразднивший, и даровавший жизнь всему миру! Прошу, Господи Милостивый, упокой душу усопшего раба Твоего, как и всех патриархов и митрополитов преосвященных и святейших, служителей церкви в любом действующем чине, тебе искренне служивших, тех создателей храма этого, всех православных людей, покоящихся здесь и в других местах, как и всех воинов и их вождей, честью и правдой отечеству служивших, за свою веру жизнь положивших, убиенных в разной брани междоусобной, всех утонувших и сгоревших, на страшном холоде замерзших, растерзанных зверьми лютыми, тех, кто умер скоропостижно, не успевших раскаяться в прегрешениях свершенных и примириться с Церковью, тех, кто в исступлении душевном самоубийство совершил и был лишен возможности быть погребенным по православным традициям. Упокой все души и спаси их, прости всякие ведомые и неведомые согрешения, сделанные словом или помышлением, так как ты один Человеколюбец Бог. Правда на земле только твоя и только ты можешь воздать каждому по заслугам истинно. Упокой души и даруй им воскресение в Царствие небесном, тебе безначальному славу воссылаю, и крестом себя осеняю. Отныне и навсегда. Аминь».
Молитва об усопшем до 40 дней
Принято считать, что участь усопшего в загробном мире определяется на 40 день. Весь период до этого срока следует молиться за ушедшего из жизни человека, а на 40 день следует посетить храм, прочитать специальную молитву и устроить поминки. Если есть возможность, то следует заказать молебен во время службы. Священник в молитве упомянет имя,написанное вами, и его слова обязательно услышит Бог.
В домашних условиях молитва на 40 дней позволит человеку, страдающему от страшной потери, успокоиться. После нее приходит понимание, что душа близкого человека нашла пристанище и нужно просто продолжать жить. Следует уединиться в отдельной комнате, зажечь церковные свечи и некоторое время в тишине понаблюдать, как они плачут воском.
После того, как душа наполнится успокоением, следует прочитать такую молитву:
«Господи на ш спаситель Иисус Христос, Сыну Божий. Прошу тебя утолить свою душевную скорбь по моему родному человеку, усопшему рабу Божьему (имя человека). Дай мне сил справится с тяжелой потерей и продолжить жить без горя в душе. Сегодня сороковой день, так прими душу покойного и прими его в Царствие Небесное, отпусти все его прегрешения и избавь от мук вечных. Аминь».
Молитва по усопшему после 40 дней
По 40 дней также верующие молятся об усопших. Это нужно делать в определенные дни, но также молиться следует и в минуты, когда в этом возникает душевная необходимость.
Слова молитвы такие:
«Помяни, Господи, Властитель мира, Дарователь благ и Великий Человеколюбец преставившегося раба Твоего (имя покойника), отпусти его грехи, прости прегрешения вольные и невольные, избавь его вечных мук, не позволь ему испытать муки в огне адском, даруй ему наслаждение вечными благами, уготованными тобой для любящих Тебя. Ибо согрешивший не отступил от Тебя, прославлял имя Твое в Троице и веровал в Троицу сильную в своем Единстве до последнего вдоха своего. Но Ты Един Бог дарующий людям милости свои щедроты, славу тебе воссылаю и искренней верой душу свою наполняю. Аминь».
№ 9. Люди переживают, что редко приезжают на могилу родного человека. Насколько это важно?
Лучше бы люди переживали не о том, что не получается на кладбище попасть к могиле родного человека, а о том, что не получается молиться искренне за него, не получается стать членом Церкви, причащаться, исповедоваться и в молитве поминать родных! А то, что на кладбище не часто бываем и это повлечет за собой какие-то дурные последствия — это как раз суеверный страх, которого не должно быть.
В отношении к могиле усопшего, к телу усопшего, к сожалению, до сих пор есть элемент язычества: если мы говорим о попытках как-то «задобрить» покойника, позаботиться, чтоб «там у него все было хорошо» и он не беспокоил живых, как очень часто люди думают. Иногда считают, что умерший начинает сниться, что он таким образом сам влияет на это, и люди начинают какие-то ритуалы проводить, чтобы этого больше не было. Это неправильно.
Что касается вообще отношения в Церкви к телам усопших, тут были разные традиции. Мы знаем, что к телам святых у нас особое отношение — их почитают как мощи. Но и к телам простых христиан относятся с почтением и с уважением. Поэтому Православная Церковь не одобряет кремации, хотя и идет навстречу тем, кто иначе поступить не может, — отпевание, панихиду мы все равно служим, вне зависимости от способа погребения.
Как давно начали поминать усопших за Литургией?
Матерь Церковь с самого начала установила специальные молитвы об усопших и учредила определенный порядок их поминовений. Святые Апостолы ввели этот обычай не без основания и, конечно, не напрасно; решение это не было простым или случайным. Ибо вера христианская безупречна и не содержит ничего, что не было бы для пользы; напротив, все в ней благотворно, угодно Богу, полезно и всецело направлено ко спасению.
Все наши Литургии включают в себя молитвы и прошения об усопших. «Господи, Боже духов и всякия плоти, — молится иерей за Литургией св. Иакова, — помяни души усопших, которых мы помянули и которых не помянули, от Авеля праведнаго и до сего дня; Сам упокой их в селении живых, в Царствии Твоем, в сладостях рая, в недрах Авраама, и Исаака, и Иакова, Святых Отец наших, откуда отбегла болезнь, печаль и воздыхание, где присещает свет лица Твоего и освещает всегда». Молитва из Литургии св. Марка просит Владыку Христа «упокоить души усопших в кущах, во Царствии Своем», даруя им и обетования Свои. И в Литургии св. Климента, папы Римского, ученика Апостола Петра, священник молится о всех Богу благоугодивших святых — патриархах, пророках, праведниках, апостолах, мучениках, исповедниках, епископах, о всем священстве, а также о девственниках, святых отцах и епископах, и вообще обо всех прежде почивших.
Начиная с V Вселенского собора усопшие поминаются сразу по освящении Честных Даров. И в Божественной литургии святителя Василия Великого, и в Литургии святителя Иоанна Златоуста — известных нам из нынешней литургической практики, — Церковь приносит свою «словесную службу» о иже в вере почивших праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех и о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся…
Во всех концах вселенной эта апостольская традиция безоговорочно соблюдается Церковью Христовой по сей день и будет соблюдаться до скончания века.
Псалом 118
Псалом 118 часто называют заупокойным. Его читают во время богослужений. Также он входит в чин погребения и отпевания. Мы можем читать псалом 118 за усопшего в домашней молитве. Этот псалом является особым прошением об исполнении заповедей, о вразумлении и просвещении, об укреплении веры, о милости Бога.
Стихи 1-8 повествуют о заповедях, данных Богом. Эти правила устанавливают границы того, что может совершать человек без вреда для своей духовной жизни. А также возносятся моления с надеждой на оправдание Божие на своем суде.
Стихи 9 и 100 говорят о том, что нужно делать, чтобы сохранить душу в чистоте и уберечь от греха.
Стих 19 указывает на временность земной жизни. Чтобы наследовать Царствие Божие, нужно соблюдать Его закон.
Стихи 21-23 повествуют о пленении и притеснениях еврейского народа.
Стихи 33-38 говорят нам о высоте закона Господнего. А также содержат просьбу, чтобы Господь дал сил соблюдать заповеди.
Стих 67 указывает на то, что любые отступления от Бога приводят к неизбежному наказанию.
Стихи 69-70 перекликаются с библейскими текстами книги Ездры.
В стихах 81-83 повествуется о бедствиях, которые обрушились на иудеев.
Стихи 94-96 воздают дань величию Бога и Его славе.
В псалме подчеркивается, как важно соблюдать заповеди и помнить о Божьем суде. Говорится о том, что безбожная жизнь приведет к погибели
Псалмопевец, обращаясь к Богу, оплакивает преступивших Закон Божий и желает видеть пришествие Господне.
Псалом 118 важен не только для душ умерших, но и для читающих эти священные слова
Псалмопевец многократно повторяет насколько важно соблюдать Закон Божий. Что смерть неминуема, как и расплата за грехи
Почему на панихидах всегда собирается больше народу, чем на молебнах о живых?
Прежде всего, конечно, потому, что живые и сами еще могут что-то исправить в своей жизни, покойные же могут рассчитывать только на наши молитвы. И молитвами за усопших мы просим Бога о том, что угодно Ему Самому, ибо Бог как источник любви и милости хочет, чтобы все люди спаслись (1 Тим.2:4). Согласно Иоанну Дамаскину, это-то более всего угодно и «приятно милосердному Господу» — чтобы каждый из нас готов был прийти на помощь ближнему. Милостивый Бог наш очень хочет, чтобы все мы были помощниками друг для друга «и в жизни, и после смерти». Ибо Преблагий Господь спасения нашего «жаждет и желает, ищет и добивается»; Он «радуется и ликует», когда человек не оказывается лишенным Его «божественных даров».
Наконец, нашими молитвами во время Божественной литургии и панихид мы удостоверяем, что все мы, живые и мертвые, принадлежим к единому духовному Телу — Церкви. Со всеми верными мы молим Христа, Владыку жизни и смерти, воздать нашим братьям, пребывающим в ином мире, по Его благости, благоутробию и благодати. Но уже сам факт, что многие другие молятся вместе с нами за наших близких, немало нас утешает. Кроме того, молитвы об усопших и поминовения их напоминают нам о бренности всего земного, о быстротечности нынешней жизни, о смерти и о вечности. И каждый, кто молится, трудится и борется за спасение другого, приносит пользу, прежде всего, самому себе, а потом ближнему. Так говорит святой Иоанн Дамаскин. Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым (Евр.6:10).
Но самой великой панихидой является наша собственная жизнь. Как ответил один старец на вопрос, как лучше помолиться об усопшем: «Лучшая панихида — твоя добродетельная жизнь».
Правила поведения на кладбище
Могила и памятник умершего — долг любви и уважения к нему. Издревле на поминальные дни люди приходили, чтобы привести в порядок могилы своих близких. Крест или памятник обычно ставится в ногах покойного, чтобы лицо его было обращено к Распятию. Если вы хотите заказать памятник не в виде креста — пусть на нем тоже будет выбит, выгравирован или нарисован Крест, сила которого будет охранять умершего.
Кладбище посещают не только по зову сердца, но и, традиционно, в поминальные дни:
Принесите с собой свечу (обычно в стеклянном фонарике) и прочитайте молитвы об усопшем. Не нужно пить и есть на кладбище, особенно распивать алкоголь «в память о человеке» и оставлять рюмку с алкоголем и кусочком хлеба на могиле. Все это обрядовые традиции, имеющие корни в язычестве. Лучше принесите на могилу цветы и икону Христа, Богородицы или святого покровителя умершего.
И в завершение
Кем бы ни был усопший при жизни, молитва близких и родных способна облегчить его существование в загробном мире. Она избавит душу от тяжести грехов земных и позволит обосноваться подле Бога в Раю
Неважно, умеет человек молиться или нет – важно чувство, с которым он это делает. Перед ликом Бога все равны – потому не стоит бояться, если что-то не получается
Метки: Астрал, Реинкарнация
Об авторе: Евгений Тукубаев
Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!
Молитвы об усопших родителях
Родители – самые близкие нам люди, которым мы обязаны многим. Со смертью родных всегда сложно смириться, а когда речь идет о родителях, муки душевные становятся действительно невыносимыми. Но, убиваясь горем, нельзя забывать две важные вещи: первое – родители отошли в мир иной, лучше нашего, второе – скорбите, но не забывайте, что души близких нуждаются в Вашей помощи через молитву.
Многие после смерти родителей прибегают к обычной молитве об усопших, даже не подозревая, что для такого случая был создан отдельный молитвослов, читать который можно не только в первые 9 или 40 дней, но и позже, в течение всей жизни, например, в годовщины со дня смерти.
Молитва детей об усопших родителях
Еще одна молитва детей об усопших родителях
Молитва об усопшем отце
Теряя отца, дочери теряют защитника, а сыновья пример для подражания
Эта потеря заставляет детей испытывать сильнейшие душевные муки, но, скорбя, нельзя забывать о важном – о необходимости помочь скончавшемуся при помощи молитвы со святыми «Упокой Господи душу усопшего раба твоего»
Обращаться к Господу, прося у него помилования за новопреставленного, нужно активно в первые месяцы со дня смерти отца. Однако на этом молитвенное прошение не должно заканчиваться. Говорить с Богом об усопшем нужно на протяжении всей жизни. Делать это можно, оставляя заупокойные записки, во время посещения храма для уединенной беседы с Всевышним, дома, если Вы часто вспоминаете родного человека.
Молитва о покойном отце большая, поэтому выучить ее наизусть быстро будет сложно, да и крайней необходимости в этом нет. Поэтому достаточно будет этот молитвослов записать на листик, чтобы иметь возможность пользоваться им регулярно в первые дни после смерти родителя и в дальнейшем.
Молитва об усопшей маме
Родная и любящая мать – самый родной и близкий человек для каждого. Смерть родительницы для любого – большое потрясение, справиться с которым можно, прибегнув к вере. Вера утешит живого скорбящего и подарит шанс на спасение усопшему. Однако последнее возможно только в том случае, если за душу покойной будут молиться. Дети делать это могут, используя общую молитву за упокой, молитвослов, написанный специально для родителей, или отдельные строки, посвященные именно маме.
В таком прошении сыновья и дочери восхваляют Господа милосердного и молят его о прощении всех ведомых и неведомых грехов покойницы. Как можно чаще обращаются к таким словам в первые дни после смерти мамы, но данная молитва подходит и для чтения после 40 дней, например, в годовщину, в любой момент, когда ребенок почувствует необходимость поговорить с Богом о покинувшей наш мир родительнице.
Молитва об усопшей бабушке
Заботливая, любящая, в жизни каждого человека бабушка занимает особое место. Столкнувшись со смертью этого родного человека, не торопитесь сдаваться в плен уныния. Скорбите о близком, но не забывайте молиться за его душу, ведь именно молитвы живых в первые дни после смерти помогают усопшим пройти все испытания, уготованные всем грешникам. Чтобы снести все мытарства покойная бабушка могла проще, читайте специальную молитву.
Это короткий молитвослов, который спустя какое-то время Вы сможете выучить наизусть. Если запомнить его не удается, добавьте его в собственное собрание молитв, чтобы каждый раз, вспоминая ушедшую из жизни, просить у Бога прощения ее души. Милостивый Господь обязательно услышит Ваши слова, и у скончавшегося, представшего перед Отцом нашим, будет больше шансов познать Его милосердие.
Молитву о покойной бабушке можно читать вместе с другими молитвами об усопших. Чем чаще Вы к ним будете прибегать, тем лучше для души родного.
Молитва об усопшем дедушке
Молитвослов об усопшем родственнике – лучший метод помочь его душе. Если Вы хотите сделать все возможное, чтобы после смерти дедушка смог получить возможность обрести бессмертие, используйте специальную молитву, в которой, обращаясь к Господу, можно просить Его о прощении всех грехов, о помиловании отошедшего в мир иной.
По силе это молитвенное прошение ничем не отличается от более распространенных «классических» молитв, которые мы читаем в первых 3 дня, 9, 40 дней после смерти близкого. Повторяйте его как можно чаще, чтобы облегчить участь дедушки.
Этот вариант текста почти такой же, как посвященный бабушке, но, читая готовый адаптированный формат, Вы можете сосредоточиться на самом смысле всех слов, а не на правильности их употребления в конкретном случае. Используйте данную молитву дома и в храме, в любой момент, когда почувствуете, что Вашему родному человеку в том мире это необходимо.
Вселенские панихиды (Родительские субботы)
Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:
- Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.
- Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».
- Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.
- Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).
К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.
Способы молиться о покойных: краткий анонс
Очень важно знать, какие молитвы читать по усопшему, но не меньшее значение имеют и способы, которыми вы будете произносить эти тексты. Их существует несколько, причем священнослужители считают, что до сорока дней возможно пользоваться всеми из перечисленных ниже способов
Многие православные читают дома молитвы об усопших, текст которых можно взять в любом храме. Некоторые родственники заказывают панихиды о своих покойных близких людях в храме, другие просто приходят туда и молятся перед образами. Также возможно подать записку с именем усопшего, чтобы священник упомянул его на литургии.
Запомните, что любая забота о душе умершего, выглядит благом перед лицом Господа и делать это необходимо ради спасения усопшего. Чтобы понять это, нужно точно представлять, что именно происходит с покойным после ухода в иной мир. Попробуем разобраться в этом вопросе вместе с читателями.
Заупокойная молитва в Ветхом и Новом Завете
В Ветхом Завете есть упоминания о молитве за умерших. 26 глава Книги Второзакония и в 16 главе Книги Исход повествует о традиции преломления хлеба на гробах в почтение памяти покойного. В 3 главе Книги пророка Варуха есть молитва за усопших родственников о прощении грехов:
В Евангелии прямых указаний на заупокойную молитву не содержится. Однако и запрета молиться за умерших также нет. В Новом Завете есть одно упоминание:
При этом во всех дошедших до наших дней древнейших чинопоследованиях литургии имеет место заупокойная молитва. После смерти человека ожидает не только частный суд, но и Страшный Суд после Второго Пришествия Христа. Поэтому православные верят в возможность повлиять на участь умершего. Верят, что для этого еще есть время и возможности.
№ 10. Ходить на Пасху и на Светлой седмице на кладбище —грех?
На Пасху надо идти в храм: Пасха — это время празднования победы над смертью!
Одно дело, когда в деревнях и в маленьких поселках сохранилась традиция после ночной Пасхальной службы вместе со священником отправляться на близлежащее кладбище с пением «Христос Воскресе из мертвых!», с кроплением могил святой водой. В этой традиции мы видим желание людей, которые только что побывали на воскресной пасхальной службе, поделиться этой радостью с усопшими — условно, конечно, но все равно это происходит от некоторой переполненности радостью! А другое дело, когда человек просто-напросто променял пасхальную службу на поход на кладбище… Конечно, это глубоко неверно! Как пишет святитель Григорий Богослов: «Пасха по сравнению с остальными праздниками — как солнце по сравнению со звездами», — то есть это величайший праздник, ни с чем не сравнимый, а люди вместо того, чтоб праздновать его, идут на кладбище… Что же для них важнее: воскресший Христос или покойники?
Так что советская традиция ездить на могилы родных на Пасху —ошибочная. В советских семьях вообще складывалось немало разных традиций, часто вполне ошибочных, с ними надо бороться.
Самый лучший вариант для посещения кладбищ — это, конечно, Радоница, вторник второй седмицы после Пасхи, специально установленный день для особого поминовения усопших. Но на кладбище можно съездить и заранее, перед Пасхой, многие люди так и делают, наводят на могиле родных порядок после зимы, стараются к празднику там убраться, если получается. Можно съездить туда в следующее воскресенье после Пасхи, если другого времени нет, если человек работает и знает, что на Радоницу никак не вырвется с работы. Это лучше, чем стремиться попасть к могилам родных именно в день Пасхи!
Молитвы о прощении грехов усопшего
Как и многие другие молитвы за упокоение души умерших, молитвослов о прощении грехов покойного начинается со строчки «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде…». Этот вариант обращения к Всевышнему можно считать универсальным, использовать который может любой, кто столкнулся с такой бедой, как гибель родного, друга, знакомого, человека, чья судьба не была Вам безразличной. Прощение грехов – то, к чему стремится каждый живой, но, в отличие от мертвых, мы можем каяться, исправлять ошибки прошлого, делать все, для того чтобы заслужить милость Божью. После смерти у души такой возможности нет. Судить их Господь берется по их делам, по всему доброму и плохому, что они сделали. Это не означает, что помолиться о прощении мытарств отошедшего в мир иной верующие, скорбящие о нем, не могут. В целом, в каждой молитве за упокоение души умершего встречаются строки, в которых человек просит Отца нашего простить и помиловать умершего грешника. Существует и отдельный молитвослов, посвященный непосредственно прощению грехов покойника, ведомых и неведомых. Им можно пользоваться до погребения, в первое время со дня кончины, а также в первые 40 дней, позже, если мысли о том, кого Вы потеряли, не покидают Вас.
Особенно важна эта молитва для тех, кто был христианином только формально. Речь идет о тех, кто не ходил в церковь, никогда не исповедовался и не причащался. Эти православные встречаются с Богом с большим количеством грехов, и шансы на спасение могут быть значительно ниже шансов тех, кто старался жить во Христе, следовать всем церковным канонам, придерживаться благочестивых традиций.