Горячие новости

Значение и в чем помогает икона

Перед образом всегда молились, когда необходимо было защитить Родину от супостатов. И, всякий раз, когда происходило спасение, вера людей все больше укреплялась.

Но к Богоматери обращаются и в «бытовых» случаях:

  • женщины просят о том, чтобы роды прошли легко и быстро;
  • молодые семьи об упрочении отношений;
  • больные об исцелении от недугов;
  • православные, у которых пошатнулась вера, духовных сил для ее восстановления;
  • путешественники о безбрежной дороге и защите от несчастных случаев;
  • сомневающиеся просят наставить их на путь истинный;
  • люди, дающие деньги в долг, просят, чтобы обязательно он был возвращен.

Чтобы помолиться перед иконой, не обязательно идти в храм, это можно сделать и дома. Произносится специальная молитва или высказывается мольба в произвольной форме.

Чтобы просьбы были услышаны, они должны быть произнесены от чистого сердца. Проговаривая молитву, нельзя мыслить о постороннем.

Храмы Владимирской иконы Божией Матери на Руси

В 1397 году князем Василием I на Кучковом поле в Москве был основан Сретенский монастырь в память о чудесном событии, о котором сообщают летописные источники. 26 августа 1395 года крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесённый из Владимира-на-Клязьме. Через день Тимур-Тамерлан повернул на юг. Лежавшая перед ним беззащитная Москва была спасена. В память избавления от нашествия и был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа на место сретения чудотворного образа Богородицы переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора. Праздник Сретения Владимирской иконы был главным местным праздником Москвы. На сегодняшний день первоначальные постройки монастыря не уцелели. Пятиглавый соборный храм монастыря (единственный уцелевший в XX веке) построен в 1679 году на средства царя Феодора Алексеевича. В 2008 году к собору была пристроена галерея со звонницей.

Сретенский монастырь в Москве

В честь Владимирской иконы Богородицы освящена церковь в г. Вологде. Точная дата ее основания не известна, однако надпись на храмовой иконе Владимирской Божией Матери свидетельствует, что в 1549 году деревянная церковь уже существовала. В 1759 году (согласно храмозданной грамоте) вместо прежней церкви на новом месте построена новая каменная Владимирская церковь (холодная). Закрыта в 1929 году, в 1970-х здание церкви отреставрировано.

Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери (холодная). Вологда

Иконография и стиль

Святой лик из Владимира выполнен в иконографическом стиле Элеуса (Умиление). Божья Матерь изображена по пояс, на левой руке Ее восседает Младенец Иисус. Христос прижимается щечкой к лицу Матери, ручками обвивает шею Родительницы, а взгляд Его полон обожания и милости. Приснодева облачена в красные одежды, голова Ее склонена к Сыну, глаза отражают всю скорбь о человечестве. Божественная Пара, над которой сияют золотые нимбы, олицетворяет единство физической и духовной природы, безграничную любовь Господа ко всему живому.

Святой лик из Владимира выполнен в иконографическом стиле Элеуса

На обратной стороне полотна изображен престол, на котором лежит терновый венок и гвозди, предназначенные для Распятия. За ним мы можем увидеть Крест, а также копье с губкой. Такая жертвенная символика рассказывает нам о страданиях Иисуса, которые Он принял ради рода людского.

Отличить Владимирский образ от других богородичных ликов можно по левой ступне Христа, которая повернута пяточкой к богомольцам.

Четыре типа образов Богоматери

Если заглянуть в православный календарь, можно увидеть много дат почитания Богородичных икон. С течением тысячелетий православная церковь пополнялась новыми традициями и видела много чудес, творимых Святым Духом. Накопленного опыта оказалось так много, что сегодня верующим достаточно тяжело ориентироваться во всем многообразии традиций и праздников. Разберемся, какие образы Богородицы существуют.

Образы Богородицы:

  • одигитрия;
  • елеуса;
  • оранта;
  • акафистная.

Тип образов «одигитрия» отличается тем, что Богоматерь указывает на Богомладенца рукой. В переводе с греческого «одигитрия» обозначает «путеводительница». Широко распространенные образы «одигитрии» — Смоленская, Грузинская, Казанская.

На образах стиля «елеуса» Богородица нежно обнимает Богомладенца, голубит его. Это очень проникновенные образы Богоматери, которые никого не оставляют равнодушными. Елеуса в переводе с греческого обозначает — милующая. Широко известные образы «елеуса» — Донская и Владимирская.

Тип образов «оранта» отличается воздетыми в молитвенном порыве руками Богородицы. Самый почитаемый образ этого стиля — Неупиваемая чаша. В переводе с греческого слово «оранта» обозначает «знамение». Божья Мать ходатайствует за род человеческий, вымаливает грехи людей перед Господом. Богомладенец еще не родился, он пока находится в чреве Матери. Также к данному стилю иконографии относится образ «Ярославская оранта».

Акафистный тип образов вдохновен евангельскими текстами. На этих иконах Богородица участвует в жизни своего Сына. Широко распространенные образы этого типа — Нечаянная радость, Неопалимая купина.

Владимирская икона — величайший шедевр мировой живописи

По своему духовному и художественному наполнению лики Богоматери и Богомладенца превосходят всё ранее дошедшее до нас из византийской живописи.  Это живой образ Богоматери с Младенцем Иисусом, живое воплощение Любви, для которой единственный закон – жалость и сострадание. Глубокий и скорбный взгляд Богородицы, устремлённый на нас, молит пощадить Её Сына, который приносит Себя в жертву за наши грехи. А как трогательна стопочка Богомладенца! Такая имеется только на Владимирской иконе.

Из летописей известно, что Владимирская икона поновлялась в XIII, XV, XVI веках. А в XVIII веке Владимирскую икону Богородицы переписали заново.

Как подходят для этого случая строки стихотворения А.С.Пушкина «Возрождение»:

«Художник-варвар кистью сонной

Картину гения чернит

И свой рисунок беззаконный

Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами,

Спадают ветхой чешуей;

Созданье гения пред нами

Выходит с прежней красотой…»

К сожалению, ни Александр Сергеевич, ни другие наши славные соотечественники, жившие в 19 веке, не видели ликов Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и Богомладенца в их первоначальном совершенстве.

Ведь только в 1919 году Владимирская икона Божией Матери была расчищена. При этом выяснилось, что подлинными остались только лики, но ведь это главное.

В XIII веке было изменено положение кисти руки Богородицы: первоначально Она крепко обнимала Богомладенца, а теперь только касается Его хитона. Фигуры были переписаны ещё в XVI веке. Но и в таком виде икона была признана мировым шедевром.

По своей композиции Владимирская икона Божией Матери построена по типу икон Божией Матери «Милующая» или «Умиление». Она производит на зрителей огромное эмоциональное впечатление, скорее даже — потрясение.

Чтимые чудотворные списки с иконами Владимирской Божией Матери

С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков. Некоторые из них прославились чудотворениями и получили особые именования в зависимости от места происхождения. Это:

  • Владимирская — Волоколамская икона (память Мр. 3 /16), которая была вкладом Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь. Ныне находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
  • Владимирская — Селигерская (память Д. 7/20), принесенная на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.
  • Владимирская — Заоникиевская (память М. 21./ Ин.3; Ин. 23/ Ил.6, из Заоникиевского монастыря), 1588 год.
  • Владимирская — Оранская (память М. 21/ Ин. 3), 1634 год.
  • Владимирская — Красногорская (Черногорская) (память М. 21/ Ин. 3). 1603 год.
  • Владимирская — Ростовская (память Ав. 15/ 28), XII век.

Значение образа в православии

Владимирская икона считается главной национальной святыней России, ее покровительницей и защитницей. В прошлом эта реликвия всегда присутствовала в Успенском соборе Кремля на торжественной церемонии помазания государей на царствование. Образ обязательно находится на избраниях первосвятителей. Перед ним приносят присягу на верность Отчизне.

За время своего существования Владимирский лик Богоматери многократно отводил различные беды от верующих христиан, исцелял больных, защищал обиженных и обездоленных. В истории известно немало случаев, когда икона спасала российское государство от нападения иноземных врагов, от порабощения, разорения и кровопролития.

Владимирский образ Девы Марии с Младенцем стал самым известным на русской земле. Во все времена к нему стекалось огромное количество верующих людей, желающих по молитвам к иконе устранить жизненные препятствия, защититься от зла, избавиться от недугов, попросить выздоровления для своих близких и родных. Поклониться святыне прибывали и продолжают приезжать жители самых отдаленных уголков страны.

Владимирская Богородица — иконография образа

Кроме того, на эту икону уповают многие верующие на протяжении длительного периода. По этой причине, или по Божьему предвидению образ считается чудотворной. Такие характеристики работы привели к тому, что Русская Церковь может гордиться такой редкой реликвией.

Ещё одно отличие картины – тип иконографии. Данную работа относится к типу Умиление. Это так, потому что щёчка маленького Иисуса соприкасается со щекой Матери. Главная цель картины – передать диалог Матери и Ребенка, полный нежности. Также в облике Богоматери читается её предвидение касательно страданий Сына в земном пути.

У иконы есть оборот. Там изображен уготовленный престол (Этимасия) и орудия страстей (страстей Христовых, которые мы вспоминаем перед Пасхой). Но в чем отличие? Большая редкость икон этого типа – то, что мы можем увидеть левую ступню снизу. То есть автор показал пяточку Иисуса. Такой жест – отличительная черта именно этой иконы.

Оригинал и списки картины

В настоящее время местом хранения подлинной Владимирской иконы Божией Матери является храм-музей Святителя Николая, функционирующий при Третьяковской галерее. Он расположен в Толмачах и имеет статус домовой церкви.

Самые известные списки богородичного образа:

  • Заоникиевская икона Божией Матери. Лик был явлен в 1588 г. Илариону, благочестивому жителю села Обухова Вологодской епархии. Этот поселянин страдал потерей зрения и постоянно молился о его восстановлении. Однажды ему явились святые богоугодники Косма и Дамиан, подсказавшие, куда требуется идти для выздоровления. Придя в указанное место, абсолютно слепой Иларион внезапно увидел сияющую неземным светом Владимирскую икону. Мужчина приложился к святыне и мгновенно обрел утраченное зрение. После этого он возвел церковь, ставшую впоследствии Заоникиевскою обителью. Сам Иларион принял в этом монастыре постриг и получил имя Иосиф, а в последующие годы Заоникиевская икона Богородицы совершила еще немало исцелений;
  • Оранская икона Божией Матери. Эта картина является точной копией Владимирского лика Девы Марии. Ее авторство принадлежит протопопу Кондрату, обладавшему талантом иконописи. В нижней части образа присутствуют московские святые (митрополиты Петр, Иона, Алексий, царевич Дмитрий, блаженные Василий, Иоанн и другие). Образ несколько лет пребывал в селе Бочеево, у местного жителя Петра Гладкова. В 1634 г. этот человек услышал во сне голос, приказавший ему возвести храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Мужчина выполнил данный ему наказ и передал в новую церковь икону Богородицы. Вскоре в округе стали происходить многочисленные чудеса, а монастырь начали именовать Оранским. После революционных событий 1917 г. обитель подверглась разорению, а священную реликвию передали Нижегородскому историко-архитектурному музею. Здесь она находится и поныне;
  • Черногорская (Красногорская) икона Божией Матери. В эпоху царствования Бориса Годунова на берегу реки Пинеги (правом притоке Северной Двины) обитал игумен по имени Варлаам. У этого монастырского настоятеля имелась копия Владимирской иконы. В старости он стал задумываться о том, кому же передать эту драгоценную святыню. Однажды во сне настоятель услышал, что кто-то повелевает ему одарить иконой священнослужителя Мирона. Явление повторилось еще трижды, после чего Варлаам стал разыскивать этого человека. Игумен не знал его, однако по Божьей воле ему удалось встретиться с Мироном. Игумен передал этому праведнику святыню. Мирон принял реликвию и вскоре возвел на Черной горе новый монастырь. В 1608 г. обитель была освящена, а икона получила название Черногорской (позже ее стали именовать Красногорской). В течение последующих лет этот образ прославился своими небывалыми способностями по всей русской земле.

Среди других чудотворных копий Владимирской иконы значатся Псковско-Печерский лик «Умиление», созданный иеромонахом Арсением в начале XVI столетия, Ростовский образ Божией Матери, автором которого является знаменитый древнерусский художник Алипий Печерский.

Чудеса Владимирской иконы Божьей Матери

Считается, что образ три раза спасал Русь от врагов. Помимо этого, были зафиксированы и другие чудесные случаи.

  1. В монастыре Вышгорода без людского вмешательства икона переставлялась в разные места.
  2. Во Владимире на нескольких человек упали ворота. Один из христиан вознес молитву, обращенную к Богоматери, и все люди остались живы.
  3. Супруга князя Андрея тяжело рожала. Супруг перед образом просил об облегчении родовых мук. Его мольба была услышана: княгиня тут же родила здорового ребенка, сама при этом не пострадав.
  4. В одном из походов князю Андрею воспрепятствовала дальнейшему пути безбрежная река. Он послал слугу найти в реке неглубокое место, но тот стал тонуть. Князь начал возносить молитву, и слуга выплыл живым и невредимым.
  5. Легенда говорит о том, что в период Великой Отечественной войны для спасения Москвы, образ поместили в самолет, и он облетел всю столицу. После облета спустился туман, начался снегопад. Захватчик был дезориентирован.

Существует много копий иконы. Православные замечали, что удивительные вещи происходят от молитв перед всеми образами.

Молитвы перед святым ликом

Молитвы, обращенные к Богоматери, помогают в разных жизненных ситуациях. Молятся перед Владимирской иконой об обретении душевного покоя, исцелении от всевозможных недугов, избавлении от дурного влияния. Возносят молитвы и для защиты государства от вражеских нападений, просят у Богоматери защиты и покровительства для всего православного люда.

«Смиренные молитвы возносим Тебе, Всемилостивая Богородица. Заступись за рабов Божьих и не оставь их в беде и печали. Защити от наветов и от дурных слов, убереги от дел пагубных да от мыслей нечестивых. Аминь».

«Милостивая Заступница всего рода людского! К Тебе взываю с молитвой искренней. Услышь слова раба Божьего (имя), да не оставь без внимания. Будь милостива ко мне, Богородица, помоги исцелить раны душевные и телесные, не оставь меня в одиночестве в поисках пути истинного. Направь помыслы мои в нужное русло и не позволь гневу затмить разум. Аминь».

Каждое обращение к Богородице, произнесенное от чистого сердца, будет услышано. В праздничный день священнослужители призывают каждого прийти в церковь, помолиться перед святым ликом и очистить душу от грехов.

По материалам — dailyhoro.ru

Владимирская икона Божией Матери: предание

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

Владимирская икона Божией Матери

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери.

Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

Владимирская икона Божией Матери

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.

Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. «стояние на Угре»): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня) вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.

О чем молятся у Владимирской иконы

Владимирская икона считается сильной покровительницей русских православных людей. Верующие молятся перед ней в любой сложной ситуации. Богородичный образ помогает:

  • принять правильное решение при обуревающих сомнениях;
  • разрешить конфликтные ситуации, примириться при разногласиях;
  • укрепить дух в тяжелый период жизни, приобрести мудрость и терпение;
  • сохранить любовь и взаимопонимание в семье, избежать ссор и недопонимания между супругами;
  • защитить дом от недоброжелателей, сглаза, порчи и другого негатива;
  • противостоять врагам, разрушить коварные умыслы злых людей;
  • оградиться от дьявольских искушений, греховных помыслов, избежать постыдных поступков;
  • предотвратить серьезную угрозу для жизни или случайную смерть;
  • раскаяться, получить прощение совершенных грехов через молитвы Девы Марии к Господу.

Владимирский лик Божией Матери уже много веков славится своей способностью исцелять от различных заболеваний. Чаще всего православные христиане, обратившиеся за помощью к Деве Марии через эту святыню, излечивались от болезней глаз, сердца, женского или мужского бесплодия.

Как и другие иконы, на которых изображена Пречистая Богородица, Владимирский образ покровительствует детям различных возрастов. Родители могут молиться у него о здравии своих чад, о наставлении их на правильный путь, предотвращении плохого влияния окружающих.

Молитвы перед чудотворной иконой дарят выздоровление не только телесное, но и духовное. Святыня помогает обрести истинную веру, очистить душу от всяческого зла, подсказывает, как прожить благочестивую жизнь, достойную истинного христианина и угодную Создателю.

Празднование образа и явленные чудеса

Празднование Владимирской иконы осуществляется трижды в году. Это символизирует троекратное спасение Руси от вражеского нашествия. По новому стилю дни почитания Божественного лика приходятся на несколько дат:

  • 3 июня;
  • 6 июля;
  • 8 сентября.

В начале лета, 3 июня, чествование иконы проводится в память о событиях, происходивших в далеком 1521 г. В то время крымский хан Махмет-Гирей напал на Москву со своими несметными полчищами. Чтобы спасти столицу от захватчиков, митрополит Варлаам и все местное население днями и ночами молились перед Владимирским образом. После этого у одной из монахинь кремлевского Вознесенского монастыря было видение свыше. В нем святые московские митрополиты Петр и Алексий выносили икону через закрытые двери обители и совершали с ней крестный ход, а преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский молили Пречистую Деву о защите русского народа. После вмешательства Царицы Небесной татарским племенам привиделось великое воинство в сияющих доспехах, и они в ужасе покинули пределы Москвы.

Ежегодно 6 июля православные жители России вспоминают избавление от тяжкого ига монголо-татар. В 1480 г. хан Ахмат выступил с огромным войском на Русь, правители которой отказались платить ему установленную ранее дань. В пределах устья реки Угры его остановила русская рать, после чего начался затяжной бой. Далее имело место «стояние на Угре», в период которого обе стороны сохраняли нейтралитет. Во время описанных событий вся Русь денно и нощно читала молитвы к Пречистой Деве Марии. Больше всего молящихся пребывало у Владимирской иконы. Результатом горячих просьб к Небесной Царице стало скорое отступление врага и его полное изгнание с русских земель. В память о таких чудесных событиях реку Угру начали именовать не иначе как Пояс Богородицы. В дальнейшем в российской столице появилась ежегодная традиция совершать крестный ход из Успенского собора к Сретенскому монастырю.

8 сентября Православной церковью установлен праздник в честь избавления от племен, веками угнетавших русский народ. В 1395 г. Москва была атакована Тамерланом и его безжалостными войсками. Ситуация оказалась очень тяжелой, и единственной надеждой на спасение стало справедливое Божественное вмешательство. Великий князь Василий Дмитриевич повелел доставить в Москву икону Богородицы, хранящуюся во Владимире. После ее прибытия был проведен крестный ход, а перед святым образом стояли на коленях все – и представители высшего духовенства, и бояре, и члены княжеской семьи, и простой люд. Божия Матерь вняла просьбам уповавших на Нее и явила удивительное чудо во имя спасения человеческих жизней. Тамерлану, находящемуся в шатре на берегу Москвы-реки, было послано откровение: он увидел, как по склону высокой горы спускаются святые мужи с золотыми посохами, а над ними в необыкновенно ярком сиянии парят Пречистая Дева Мария и ангелы с огненными мечами. Грозный правитель татар ужаснулся такому небывалому зрелищу. Собранные им мудрецы и старейшины правильно растолковали увиденный знак. Они сочли его проявлением небесного заступничества и предупреждением свыше о необходимости оставить православный народ в покое. После этого Тамерлан решил не перечить Божьей воле. Он повелел поскорее покинуть пределы русской столицы и увести обратно татарские войска.

Владимирская икона Божией Матери. История почитания

Память Сретению Владимирской иконы Божией Матери отмечают три раза в году: 3 июня (21 мая ст. ст.), 6 июля (23 июня ст. ст.) и 8 сентября (26 августа ст. ст.).

Празднование 3 июня установлено в 1521 году в честь избавления Москвы от нашествия казанского хана Махмет-Гирея. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились перед ликом Владимирской иконы Божией Матери. Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве.

В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в руках чудотворную Владимирскую икону. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский — и пали ниц пред образом, моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые. Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам. Москвичи собрались в храм и стали горячо молиться. А татарам снова привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.

6 июля празднование Сретению чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Владимирской установлено в память избавления Руси от монголо-татарского ига в 1480 году.  Об этом знаменательном событии русской истории подробно говорится в летописной «Повести о стоянии на Угре». После одержанной победы Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально.

Весной 1480 года хан Большой Орды Ахмат отправился в поход на Русь, отказавшуюся с 1476 года платить дань татарам. Продвигаясь вперед к Москве, он дошел до устья реки Угры, левого притока Оки, где был остановлен русской ратью. Если бы ордынской коннице удалось форсировать реку, то через три-четыре перехода войско Ахмата могло подойти к столице. Русские военачальники перекрыли татарам все броды и переходы через реку. Несколько дней шли бои за переправу через Угру, и, когда все атаки были отбиты, началось «стояние на Угре». Стояние это, по словам летописца, было мирным и тихим. В это время вся Русь возносила молитвы к Пресвятой Богородице, особенно усердно перед Владимирской Ее иконой, которая уже не раз являла свою чудодейственную помощь, спасая страну от погибели.

В ноябре князь Иван III приказал отвести русские силы от Угры к Боровску, и хан Ахмат, решив, что ему уступают берег для решающей битвы, вдруг сильно испугался и начал быстрое отступление. В погоню за отступающими ордынцами были отправлены лишь небольшие русские силы, но они окончательно изгнали неприятеля с родной земли. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы.

8 сентября праздник установлен «избавления ради от нашествия безбожных агарян, поганаго царя Темир-Аскака». В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию. И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля. Было это 26 августа (ст. ст.). «Весь град изыде противу иконы на сретение ею», — свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».

И Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения чудотворной на берегу Москвы-реки Тамерлану в его шатре явлено было сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее. Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские разъяснили, что виденная им во сне Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее неодолима. И тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть вспять.

Чудотворность иконы

На протяжении всего времени случались чудеса, связанные с Владимирской иконой.

  • Три раза мольбы людей про спасение собственной земли были услышаны. Чужеземцы покидали русскую землю по разным причинам.
  • Когда икона находилась в Вышгороде, были замечены самовольные перемещения иконы. Три раза образ оказывался в разных частях монастыря.
  • Вода, которая омывала святыню, имела лечебные свойства, прихожане неоднократно исцелялись от различных телесных недугов.
  • Жена одного из священнослужителей, ждала ребенка, она часто молилась перед Владимирской иконой Богоматери и один раз чудом ее жизнь была спасена от взбесившейся лошади.
  • Настоятельница монастыря была исцелена от слепоты. Девушка просто выпила воды от святого лика и произнесла молитву.
  • Однажды, в городе Владимире на двенадцать человек обрушились Золотые ворота, все эти люди внезапно оказались под завалами. Один из них прочитал молитву перед образом Богородицы, затем всем этим людям удалось спастись. Никто из них не получил тяжких увечий.
  • Младенец был омыт святой водой, и он спасся от злых чар.
  • Женщина на протяжении многих лет болела серьезным сердечным заболеванием, она отдала священнику все свои золотые украшения и послала с ними священника в храм, где находилась икона. Он привез женщине святой воды, она ее выпила и помолилась, а через некоторое время женщина оказалась полностью здоровой.

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Это еще далеко не полный список чудес, которые связаны с Владимирской иконой. Причем чудеса случались не только связанные с оригиналом иконы, а и с многочисленными ее копиями.

Молитва Владимирской иконе Божией Матери

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Эти длительные и многочисленные передвижения иконы в пространстве поэтически осмыслены в тексте Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, которое впервые было найдено В.О. Ключевским в Четьях-Минеях Милютина, а опубликовано по списку сборника Синодальной библиотеки № 556 (Ключевский В.О. Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. — СПб, 1878). В этом древнем описании они уподобляются тому пути, который проходит солнечное светило: «Когда Бог сотворил солнце, то не на одном месте поставил сиять, но, обходя всю Вселенную, лучами освещает, так и сей образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте… но, обходя все страны и весь мир, просвещает…»

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. — М.: «Прогресс-Традиция», 2000, с. 139.

Там же, с. 137. Кроме того, Н.В. Квилидзе обнародовала роспись дьяконника церкви Троицы в Вяземах конца XVI в., где на южной стене изображена литургия в храме с алтарем, за которым представлена икона Владимирской Богоматери (Н.В. Квилидзе. Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах. Доклад в Отделе древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания. Апрель 1997 г.).

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь»…

. На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1521 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля и перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407.

Там же, с. 407-408.

Вы прочитали статью «Владимирская икона Божией Матери». Вам также может быть интересно:

  • Как разобраться в изображениях креста?
  • Владимирская икона: Христос делает шаг, чтобы спасти нас

Добавить комментарий