Кааба в доисламскую эпоху
Кааба
По мусульманским преданиям, первое здание или палатку над Чёрным камнем построил пророк Адам, а, собственно, первую Каабу построил его сын Шис (Сиф). После потопа во времена пророка Нуха (Ноя) постройка и её место были утеряны. По приказу Аллаха пророк Ибрахим (Авраам) вновь возвёл на этом месте здание Каабы. Согласно текстам, ему помогал Джабраил (Архангел Гавриил). Он принёс Ибрахиму камень, стоя на котором, он мог подниматься на любую высоту. Камень по сей день хранится рядом с Каабой внутри небольшого монумента Макам Ибрахима (стоянка Ибрахима). На камне остались отпечатки ступней Ибрахима.
Последователи веры пророка Ибрахима, утвердившего строгое единобожие, совершали паломничество к Каабе, она символизирует небесную Каабу, вокруг которой совершают таваф ангелы.
Кааба была главным языческим святилищем Хиджаза; в центре Каабы находился идол Хубала — божества племени курайш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя. За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни. Культ камней самый древний у первобытных племен и существовал также у финикийцев и ханаанеян.
Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения ислама в святилище насчитывалось более 300 идолов.
Около них приносили жертвы. В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь — арабские племена поклонялись разным богам, но все одинаково чтили Каабу. Считалось, что если кто-либо оскорбит языческое божество, будет неминуемо наказан: заболеет проказой или лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, а также ханифы — аскеты и последователи веры пророка Ибрахима (Авраама) — благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие.
Родившийся в Мекке новый пророк по имени Мухаммед (по Корану — потомок пророка Ибрахима) повелел разрушить всех идолов и очистил от них территорию вокруг Каабы.
В настоящее время вокруг Каабы воздвигнута гигантская Заповедная Мечеть.
Когда была создана мечеть
Но всё-таки вернёмся к главной святыне, которая объединяют всех мусульман мира во время молитвы. Реликвия построена в виде огромного куба и виднеется с любой точки города. Согласно историческим архивам первая постройка этой мечети была создана ещё в 638 году, и её первым строителем считается Адам. Согласно Корану, Адам и Ева раскаялись в своём проступке, и Аллах простил их, а в качестве прощения им был послан белый камень аль-Хаджар-аль-Асвад. Посланный Аллахом «камень прощения» находится в основании мечети, но от людских грехов, он потемнел и получил второе название – «черный камень». Однако, построенный первый храм Адамом во время всемирного потопа был разрушен, и чуть позже на основании уцелевшего фундамента пророками Ибрахимом и Исмаилом был восстановлен.
На протяжении многих веков мечеть то перестраивалась, то разрушалась, то поддавалась реконструкции. Однако, постоянное увеличение количества паломников требовало ещё большей вместительности. Последний раз крупное строительство на территории Заповедной мечети проходило в 1980 году: было построено один дополнительный корпус внушительных размеров и два минарета. На сегодняшний день насчитывается девять минаретов, которые по высоте достигают 95 метра. Последняя реконструкция была проведена с 2007 по 2012 гг. по решению короля Абдаллы ибн Абдель Азиза Аль-Сауда.
Архитектура мечети
Общая площадь мечети, с учётом расширения, составляет 400 тыс. кв. метров: это самая большая по размерам и по вместительности мечеть, но во время больших мусульманских праздников, порой просто не хватает места верующим для их главного обряда. Во внутреннем дворе храма и находится самая главная святыня Кааба: постройка высотой 15 м, длиной -12, и шириной -10 м. Именно здесь в восточном углу Каабы на 1,5 метровой высоте расположен черный камень прощения, оправленный в серебро.
Войти в святыню можно через четыре главных входа с красивыми воротами и 44 второстепенных. В эти 48 входов текут сотни тысяч паломников на молитву. Даже бывают такие случаи, когда верующим на трёх этажах не хватает места в молельных, и они молятся просто на крыше здания. Учитывая такую тенденцию, крыша здания уже давно приспособлена для молитв, а в наибольшие дни наплыва посетителей также открываются подвальные помещения.
Несмотря на то, что это архитектурное здание является святым местом, оно оснащено современными кондиционерами, эскалаторами, видеокамерами, теле- и радиостанциями: созданы все условия для комфорта паломников. С учётом реконструируемой территории в мероприятиях может участвовать до 2,5 млн. человек одновременно. Во времена больших праздников здесь нет где яблоку упасть: зрелище очень масштабное.
.
Мусульманские святыни России
Мечеть «Сердце Чечни» в Грозном одна из самых больших, красивых и
величественных мечетей Европы и мира. Открыта 17 октября 2008 года и названа
именем Ахмат-Хаджи Кадырова, первого Президента Чеченской Республики.
Мечеть располагается на живописном берегу реки Сунжи,
посреди огромного парка (14 гектаров) и входит в Исламский комплекс, в который,
помимо мечети, входят Российский Исламский университет им. Кунта-Хаджи и
Духовное Управление Мусульман Чеченской Республики. Мечеть построена в
классическом османском стиле.
Центральный зал мечети накрыт огромным куполом (диаметр
15,5 м, высота – более 23 м). Высота четырёх минаретов по 63 метра, это
высочайшие минареты на территории России.
Наружные и внутренние стены мечети отделаны
мрамором-травертином, а интерьер декорирован белым мрамором. 36 люстр,
установленных в мечети, своими формами напоминают три главные святыни Ислама:
27 люстр имитируют мечеть Куббату-ас Сахра в Иерусалиме, 8 сделаны по образцу
мечети Ровзату-Небеви в Медине и самая большая, восьмиметровая люстра,
повторяет по формам святыню Кааба в Мекке.
На создание коллекции эксклюзивных люстр ушло несколько тонн
бронзы, около трех килограммов золота, и более одного миллиона деталей и
кристаллов Swarovski.
Площадь мечети составляет 5000 квадратных метров, а
вместимость более 10 тысяч человек. Столько же верующих могут молиться и в
примыкающей к мечети летней галерее и площади.
Раскинувшийся вокруг мечети огромный парк (в парке более
пятидесяти разновидностей деревьев) с каскадом цветных фонтанов и ночным
освещением, зачаровывает своей красотой.
Мечеть представляет собой уникальное сооружение. Наружные и
внутренние стены мечети отделаны редчайшим мрамором — травертином, а интерьер
храма обильно декорирован белым мрамором, который добывают на острове Мармара
Адасы в Мраморном море.
Расписывали мечеть лучшие турецкие мастера. Для узорной
росписи использовались специальные синтетические и натуральные краски со
специальными добавками, благодаря чему, по словам специалистов, мечеть сохранит
цветовую гамму в ближайшие 50 лет. Для написания узоров и священных аятов
(текстов) из Корана мастера использовали напыление из золота высшей пробы.
В мечети установлено 36 люстр. Их уникальность заключается в
том, что они своими формами напоминают три святыни ислама — 27 из них имитируют
мечеть Куббату-ас Сахра в Иерусалиме, 8 сделаны по образцу мечети
Ровзату-Небеви в Медине и самая большая, 8−метровая люстра повторяет по формам
святыню Кааба в Мекке.
Строительство мечети началось в конце 80−х годов, но было
заморожено и возобновлено только в 1997 году.
Ахмадом Кадыровым, тогда еще муфтием Чечни была достигнута
договоренность с мэром турецкого города Конья Халилом Урун о возведении в
центре Грозного Соборной мечети, рассчитанной на 2 тыс. человек. Осенью 1999
года из-за нестабильности в республике и начавшихся затем военных действий
строительство было приостановлено. Но сегодня жители Грозного и многочисленные
туристы могут наслаждаться красотой этого величественного сооружения. Редакция
платформы «Национальный Туризм» рекомендует посетить это удивительный объект и
увидеть его своими глазами.
МУЛЬТИМЕДИА |
Социальные комментарии Cackle
Размеры Каабы
В текущее время высота Каабы составляет 12,05 метров, и ее общая площадь равна 191 кв. м. Внутренняя площадь Каабы составляет 13х9 м. Ширина стенок Каабы – 1 метр. Пол снутри на 2,2 метра выше, чем место, где совершается Таваф. Потолок и крыша изготовлены из тика, который покрыт нержавеющей сталью. Стенки сложены из камня, который отполирован с внутренней стороны. Это малюсенькое сооружение строилось и восстанавливалось Пророками Адамом, Ибрахимом, Исмаилом и Мухаммадом (мир им всем) — таковой чести не удостаивалось ни одно здание. Все же, малость понятно о подробностях сооружения этого маленького, но очень принципиального строения.
Знали ли вы, что Кааба реконструировалась совершенно не так давно, четыре года вспять? Понятно ли вам, что Кааба подвергалась опасностям как со стороны природы, к примеру, наводнениям, так и со стороны людей? Если вы прочтете эту статью, то отыщите очень редчайшую информацию о Каабе и узнаете много увлекательных фактов.
Медина и окрестности
Медина расположена примерно в трехстах милях к северу от Мекки. Там паломники посещают могилу Пророка, находящуюся на территории мечети, носящей его имя. Мечеть Пророка стоит на месте маленькой мечети, где он молился и проповедовал, рядом с которой находился его дом. Посетители проводят там столько времени, сколько могут, совершая намаз, читая Коран и размышляя. В мечети царит такая атмосфера спокойствия и мира, что кажется, здесь витает дух самого Пророка.
Как и в Мекке, в Медине всегда можно встретить приезжих мусульман, и она обладает тем же неповторимым духом, притягивающим людей из всех уголков мира на поклонение Всевышнему Богу, и, конечно же, для выражения любви к Его Святому Пророку и памяти о нем.
Посланник Аллаха сказал: “Ибрахим (мир ему) сделал Мекку Харам (запретной), и я провозглашаю Медину и то, что лежит между двумя полосками земли Харам. Ни одно животное не может быть убито, ни даже ада – покрытое иглами растение, растущее здесь, не может быть сорвано” (Муслим).
Пророк говорил: “Медина – Харам (Священная) и ее Священные окрестности простираются от Ир к Соур”. (Ир- гора у микат Медины, а Соур – гора близ Ухуда на севере). Пророк разрешал жителям Медины рубить деревья для изготовления плуга, телег и других необходимых орудий и средств. Он также позволял им нарезать траву для животных.
В отличие от них жителям Мекки, обладающим достаточными запасами корма для своих животных, не разрешается срезать даже траву для своих животных. Жителям Медины, у которых подобных запасов нет, разрешается брать траву и деревья для своих животных. Хотя убийство диких животных и вырубка деревьев в пределах запретной территории Медины не влечет за собой наказания и не требует, какого либо возмещения, поступать так означает совершать грех.
В пределах Священной территории разрешается подбирать хворост (ветви уже поваленных деревьев).
Как украли Черный камень из Каабы
История исчезновения из Каабы священного Черного камня приводится на сайте Управления по делам Заповедной мечети и Мечети Пророка.
В сезон хаджа в X веке по христианскому летосчислению бахрейнские карматы (представители одной из школ шиитов-исмаилитов) ворвались в Заповедную мечеть и похитили из Каабы Черный камень. В ходе нападения карматы погубили порядка 30 тысяч паломников.
Незваные гости утащили священный камень из Мекки в Бахрейн, где он хранился 22 года. Ряд историков пишет, что представители исмаилитской секты решились вернуть его на место в обмен на крупную денежную сумму. По версии, приведенной на сайте Управления по делам Заповедной мечети и Мечети Пророка, на выкуп карматы не соглашались, а вернули святыню только после угроз от основателя североафриканского халифата исмаилитской династии фатимидов Убайдуллаха аль-Махди. При этом карматы якобы произнесли фразу: “Мы захотели – мы забрали, мы захотели – мы вернули”.
Зачем было красть из Каабы Черный камень? Исследователи полагают, что карматы считали его магнитом, притягивающим людей со всех уголков земного шара в Мекку. В их интересах было притянуть паломников в Бахрейн, вот и забрали святыню.
По данным большинства арабских историков, камень остался целым, а вот персидские ученые пишут, что он раскололся на две части.
По преданию, Черный камень сначала был белым и хранился в раю. Попав на землю, он почернел от человеческих грехов. Ученые считают, что этот камень метеоритного происхождения.
“Махди” штурмует Заповедную мечеть
В 1979 году мекканскую святыню захватили в религиозных целях. В год победы Исламской революции в Иране более 200 вооруженных лиц ворвались в Заповедную мечеть, чтобы заявить о приходе махди, обновителе ислама, упомянутом в мусульманском предании. Самопровозглашенным махди оказался духовный вдохновитель этой вооруженной группировки Мухаммед аль-Кахтани. Другим руководителем восстания был бывший военнослужащий нацгвардии Саудовской Аравии Джухейман аль-Утейби.
Нападавшие надеялись, что так называемый Махди очистит современное мусульманское общество от западных ценностей, покончит с изображениями на портретах правителей, убедит верующих отказаться от вольности нравов, от излишеств.
Количество заложников в мечети исчислялось тысячами. Власти Саудовской Аравии оказались в замешательстве, поскольку помнили, что на месте Заповедной мечети нельзя проливать кровь. Однако они восприняли случившееся как попытку государственного переворота в королевстве и, получив от духовных лиц фетву (разрешение) на силовое урегулирование проблемы, покончили с восстанием.
По официальным данным, погибли 255 человек (паломники, военные и участники вооруженной акции), ранены 560.
Взрывы в Мекке и Медине
Взрывать мекканскую святыню начали в 1980-е годы. В сезон хаджа 1989 года у Заповедной мечети прогремели два взрыва: первый – на одном из путей, ведущих к мечети, второй – над мостом, прилегающим к ней. В результате погиб один человек, ранены 16.
Саудовская Аравия обвинила в трагедии кувейтских паломников, которые, по версии следствия, выполняли поручения иранских дипломатов. Виновных казнили.
В июле 2016 года жертвой взрывов стал другой священный город мусульман – Медина. За день до наступления праздника Ураза-байрам, знаменующего окончание Рамадана, смертник подорвался на парковке около Мечети Пророка. Тогда погибли четверо полицейских, ранения получили пять человек.
Обстрел Каабы
В октябре 2016 года йеменские повстанцы хуситы (последователи Абдель-Малика аль-Хуси) направили в Каабу баллистическую ракету. Однако военнослужащим саудовской армии удалось сбить ракету.
Хуситы с марта 2015 года ведут войну с Арабской коалицией, которую возглавляет Саудовская Аравия. Война была начата по инициативе Мухаммеда бен Салмана, наследного принца и министра обороны Саудовской Аравии, поскольку поддерживаемые Ираном хуситы усилили влияние в Йемене.
Kavkazr.com
Мечеть отдалённейшая – Аль-Акса
В седьмом веке нашей эры в своих завоевательных походах войска мусульман всё дальше отдалялись от Мекки с её священными традициями. В июле 637 года нашей эры арабские воины стали лагерем под стенами Иерусалима и город вынужден был капитулировать. В их руках оказался Байт аль-Макдис, город Храма – дом великих пророков и первая кибла (направление молитвы) мусульман.
Как гласит легенда, иерусалимский патриарх Софроний согласился отворить ворота Святого города только перед халифом Омаром – одним из самых суровых и преданных сподвижников пророка Мухаммада и главнокомандующим арабской армии.
Омар пожелал посетить святые места Иерусалима и увидеть место знаменитого Храма Соломона. Софроний попытался выдать за него Анастазис (Храм Гроба Господнего), потом Сионскую базилику, но затем всё-таки привёл халифа со свитой к разрушенным воротам, ведущим на Храмовую гору.
Оказалось, что вся гора и лестница были завалены обломками разрушенных зданий и кучами мусора. Подняться наверх можно было только ползком… Ужас и потрясение испытали повелитель и его свита от того плачевного состояния, в котором они нашли великую святыню.
Затем по приказу Омара платформа была расчищена, и в советники был призван принявший ислам иудей, служивший при дворе – Кааб аль-Ахбар. Было естественно проконсультироваться у иудея по вопросу о точном расположении святыни его предков. На вопрос Омара: “Какое место на Храмовой горе лучше всего подходит для совершения молитвы?”, Кааб указал на участок в северной части Храмовой горы и пояснил, что мусульмане будут обращать свои молитвы одновременно к двум святыням – Моисея и Мухаммада, т.е. и к Храму, и к священной Мечети в Мекке.
Омар не принял совет аль-Ахбара и решил построить мечеть на южном конце платформы, там, где сейчас стоит современная Аль-Акса. Мусульмане должны обращаться в молитвах лицом к Мекке и только к Мекке!
Мечеть Омара была скромным деревянным строением. Христианский пилигрим Аркульф, посетивший Иерусалим в 670 году, описывает её в своих путевых заметках как простое, но просторное здание, вмещавшее до трех тысяч верующих.
В 709 году халиф Валид I распорядился о сооружении новой мечети вместо простой и грубой постройки Омара. Новая мечеть была узкая и слишком длинная, и состояла из четырнадцати боковых галерей, по семь с каждой стороны от центрального входа. Стены её украшали деревянные резные панели, а её пол и колоны были из мрамора.
Мечеть Аль-Акса неоднократно разрушалась, перестраивалась и восстанавливалась. Множество ремонтных работ, которые продолжаются и по сей день, изменили внутреннее убранство мечети. Так, наряду с мусульманскими элементами архитектуры, во внутренних залах мечети мы можем увидеть колонны и арки периода Иерусалимского королевства крестоносцев. В 40-е годы 20 века была доставлена из Италии и установлена новая аркада – подарок дуче Муссолини.
В мечети могут собираться на молитву около 5 тысяч человек. Богато украшенная настенными росписями южная стена указывает направление молитвы – в сторону священного города Мекки.
Светлана Валах – преподаватель, профессиональный гид.
Специалист в области истории религий мира, имеет учёную степень кандидата философских наук.
Проводит экскурсии на русском и украинском языках: иудейские, христианские, мусульманские святыни Иерусалима, монастыри Иудейской пустыни, исторические достопримечательности Мёртвого моря; паломнический туризм.
Телефон: +972 548 11 13 23
Мекка и окрестности
Паломничество в Мекку (Саудовская Аравия) – пятый и последний из основных актов поклонения, предписываемых Исламом – Хадж. Обязательный один раз в жизни для тех мусульман, которые могут совершить его, если существуют условия для безопасного путешествия, а те, кто находится на иждивении этого человека, обеспечены всем необходимым.
Хадж представляет собой форму поклонения, в которой принимает участие все существо мусульманина – его тело, разум, душа. Он тратит свое время, состояние, временно жертвует всеми привычными удобствами и своим положением, чтобы на какое-то время стать паломником на службе Бога и быть в Его распоряжении, Его рабом, стремящимся угодить лишь Ему.
Священные окрестности Мекки включают район вокруг Мекки, отмеченный камнями высотой в метр на всех дорогах, ведущих в Мекку и из нее.
Другие священные места паломничества
Священные для шиитов города Кербела и Неджеф возникли вокруг могил Хусейна и Али. В Неджефе над усыпальницей Али построена мечеть изумительной красоты, украшенная золотом и драгоценными камнями. Только для изготовления дверей мавзолея было использовано более трех тонн золота.
В 818 году в деревне Санабад в иранской провинции Хорасан внезапно скончался восьмой шиитский имам Реза. На этом месте, высоко почитаемом шиитами, возник город, названный Мешхедом (машхад – это могила святого, место паломничества). Вокруг усыпальницы имама был воздвигнут грандиозный комплекс зданий. Храм, в котором находится гробница, увенчан двадцатиметровым золоченым куполом.
Прекрасна мечеть Гаухаршад с бирюзовым куполом и 43-метровыми минаретами. Мешхед – главное святое место Ирана, один из основных центров шиитского богословия и образования. Ежегодно этот город посещают более миллиона паломников, особенно в дни ашуры и в годовщину смерти имама Резы.
Совершение хаджа
Пятый
столп ислама — хадж.
Совершение
хаджа
несколько
отличается от исполнения остальных
четырех обязанностей мусульманина тем,
что для этого верующему необходимо на
некоторое время полностью отрешиться
от личной, привычной ему жизни. Хадж
(по-арабски
«путешествие с определенной целью») —
это паломничество в Мекку
—
священный город мусульман. Каждый
взрослый, материально обеспеченный
мусульманин обязан хотя бы раз в жизни
совершить паломничество. Если мусульманин
не в состоянии оплатить все расходы,
связанные с паломничеством, или же
обременен большим семейством, то он
освобождается от обязанности
совершения хаджа.
Некоторые
мусульмане совершают хадж
несколько
раз, однако в наши дни подобное рвение
не поощряется, ибо огромное скопление
паломников причиняет ощутимые
трудности.
Всем
желающим еще раз совершить паломничество
рекомендуют сделать это в иное время.
Таковое паломничество называется
«малым», или ‘умра.
Истинный
же хадж
совершается
в строго определенное мусульманским
календарем время, в месяц под названием
зулъ-хиджа,
четвертый
после рамадана.
Совершение
хаджа
требует
от верующего весьма значительных усилий
и усердия. Некоторые люди, живущие в
далеких странах, месяцами, а то и годами
добираются до Мекки.
Иногда
верующие, в надежде совершить хадж,
всю
свою жизнь откладывают деньги, но,
накопив, в конце концов требуемую сумму,
выясняют, что они слишком уже стары или
больны для подобного паломничества.
Любой мусульманин, не способный по тем
или иным причинам совершить хадж,
может
послать вместо себя «заместителя»,
оплатив все расходы, связанные с
паломничеством. Иной раз даже семья или
община может предпринять совместные
усилия по изысканию средств, необходимых
для отправки в паломничество хотя бы
одного своего представителя.